Для чего проводится контрольное кормление ребенка
Контрольное кормление и взвешивание ребёнка или… Хватает ли у мамы молока?
Врач – неонатолог, КМН,
Шилова Наталия Александровна
Контрольное кормление и взвешивание ребёнка.
Хватает ли у мамы молока?
2:54 — оговорка: по 40 мл, а не 40 раз
Контрольное кормление – что это и для чего нужно? Контрольное кормление – это определение объема выпитого молока из груди мамы за одно кормление, которое определяется взвешиванием ребенка до и после кормления.
Обычно такое контрольное кормление назначается если ребенок находится на исключительно грудном вскармливании и кажется, что ребенок мало прибавляет в весе. Но очень важно правильно проводить контрольное взвешивание.
Много это или мало? Это зависит от дня жизни ребёнка и того, сколько раз в день кушает ребёнок. Даже если ребенок старше 5-го дня жизни, но ест по 50 мл и при этом ест часто 8-10, а может и больше раз в день, то за сутки уже может оказаться достаточно большой объём молока.
Но моя практика показывает, что вот эти контрольные кормления очень сильно «напрягают» мам. Если у мамы возникли сомнения относительно достаточности молока, и она сходит в поликлинику и сделает всего одно контрольное кормление, и увидев небольшие цифры выпитого молока ребёнком, то она сразу решит дать смесь. Но это совершенно не обоснованно. Это всего одно кормление! В течение суток ребёнок может высасывать разное количество молока. И самое важное – какая прибавка весе по дням! Есть дети малоежки, но при этом они достаточно прибавляют. То есть, лучше ориентироваться на прибавки в массе!
Конечно, на контрольное кормление можно ориентироваться, но если Вы очень дисциплинированная мама и сможете провести это контрольное кормление в течение всего дня. Т.е. будете в течение суток (а лучше нескольких) абсолютно перед всеми кормлениями и после всех кормлений (в том числе и ночными) взвешивать ребёнка и посчитать за сутки объём молока, выпитого ребёнком. Даже если окажется, что у мамы маловато молока, это не говорит о том, что сразу надо ребёнка докормить смесью. В первую очередь обратите внимание на свое питание. Может быть Вы не обосновано «сидите» на какой-то диете для кормящих мам, и едите только гречку с индейкой или банально не доедаете из-за нехватки времени. Во-вторых, обратите внимание на количество выпитой жидкости за сутки и питье должно быть обязательно теплым.
Но я всё-таки не рекомендую проводить контрольные взвешивания, а ориентироваться именно на прибавку в массе. И опять же — не надо зацикливаться на взвешивании каждый день, потому то ребёнок прибавляет по дням не равномерно, а один раз в 2-3 дня и соблюдать следующие правила:
— взвешивать ребёнка в одно и тоже время
— взвешивать ребёнка натощак (перед кормлением)
© Наталия Шилова — врач-неонатолог, педиатр,
Кандидат Медицинских наук и Мама двоих детей 😉
Понравился материал?
Тогда пожалуйста сделайте следующее…
3. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях.
Алгоритм выполнения манипуляции. «Контрольное кормление»
«Контрольное кормление»
Цель: определить среднее количество молока, получаемое ребенком при кормлении грудью.
Оснащение: набор для пеленания с памперсом; набор для подготовки матери к кормлению; чашечные весы; дезраствор; ветошь; бумага; ручка.
Обязательное условие: в течение суток необходимо провести минимум три контрольных кормления (утром, днем, вечером), так как в разное время суток у матери разное количество молока.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции: | |
1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры. | Обеспечение права на информацию. |
2. Подготовить необходимое оснащение. | Обеспечение четкости проведения процедуры. |
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
4. Надеть на ребенка памперс и запеленать. | При использовании памперса исключаются погрешности в полученных данных. |
5. Подготовить мать к кормлению грудью. | Исключение инфицирования ребенка во время кормления. Создание комфортных условий для проведения кормления. |
Выполнение манипуляции: | |
6. Взвесить ребенка и зафиксировать полученную массу тела. | Регистрация исходного веса ребенка. |
7. Передать ребенка матери для кормления грудью в течение 20 минут. | Достаточное время для высасывания ребенком необходимой дозы молока и удовлетворения сосательного рефлекса. |
8. Повторно взвесить ребенка и зафиксировать результат. Определить разницу полученных данных при взвешивании до и после кормления. | Определение количества высосанного молока. |
Завершение манипуляции: | |
9. Передать ребенка маме или положить в кроватку. | Обеспечение безопасности ребенка. |
10. Пртереть весы дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Этапы | Обоснование |
Завершение манипуляции: | |
11. Рассчитать необходимое ребенку количество молока на одно кормление. | Необходимое количество молока зависит от возраста. Оценивается степень лактации у матери. |
12. Оценить соответствие фактически высосанного молока ребенком долженственному количеству. | Решается вопрос о дальнейшем виде вскармливания малыша. |
Грудное вскармливание – питание ребенка первого года жизни
Структура статьи
Всем известно, что грудное вскармливание – лучшее, что мать может дать ребенку на первом году жизни. Мировая практика, уже ставшая традиционной, заключается в том, чтобы прикладывать ребенка к груди матери практически сразу после рождения. Это обстоятельство имеет большую медицинскую ценность: оно способствует правильному развитию ребенка, улучшает адаптацию, снижает проявления физиологической желтухи новорожденных.
Дети, которые раньше остальных получили материнское молоко, показывают меньшие потери массы тела. Кроме того, раннее прикладывание ребенка к груди полезно и для матери – стимуляция груди вызывает маточные сокращения, что способствует остановке кровотечения после родов.
Преимущества грудного вскармливания
Согласно рекомендациям ВОЗ грудное вскармливание – один из важнейших факторов предотвращения ряда заболеваний ребенка в периоде активного роста и развития. Кормление посредством прикладывания к груди обеспечивает физиологичную работу лицевой мускулатуры, что положительно сказывается на формировании правильного прикуса, а также, на приобретении речевых навыков. Грудное молоко является идеальным продуктом, содержащим все необходимые питательные вещества. Эксперты ВОЗ и врачи-педиатры настойчиво рекомендуют кормить ребенка грудью, если есть такая возможность.
Преимущества грудного вскармливания:
Идеальный режим кормления ребенка
С преимуществами все ясно, и они не вызывают сомнения. Следующий вопрос, зачастую становящийся предметом споров – режим кормления ребенка. Существует две глобальные точки зрения – кормить нужно по часам (регламентированное кормление) и кормить нужно по требованию (свободное кормление).
Несмотря на строгие советы наших бабушек, сводящиеся, как правило, к почасовому кормлению, в наши дни взгляды родителей на этот вопрос не столь категоричны. Педиатры сегодня сходятся во мнении: оба режима имеют право на существование. В зависимости от уклада жизни родителей, а также от поведения ребенка кормящая мать, как правило, безошибочно определяет свой путь в этом вопросе. Серьезной разницы между двумя режимами не выявлено, если говорить об абсолютно здоровых младенцах. Единственного идеального режима кормления ребенка первого года жизни нет.
Докорм искусственной смесью
Обратимся к ситуациям, когда помимо материнского молока ребёнку требуется дополнительное питание — адаптированные молочные смеси. В зависимости от количественного соотношения материнского молока и адаптированной смеси в объёме кормления ребёнка можно выделить два типа вскармливания:
Что касается противопоказаний к естественному вскармливанию, как со стороны матери, так и со стороны новорождённого, то перечень заболеваний невелик. В основном это тяжёлая соматическая патология, либо ограниченный ряд инфекционных заболеваний.
У каждой женщины процесс лактации индивидуален. В какие-то моменты может показаться, что молока не хватает. Существуют так называемые лактационные кризы — периоды преходящего снижения секреции молока в результате неустойчивой гормональной регуляции процесса лактации. Не утратило своей актуальности такое явление, как гипогалактия. Однако с этими состояниями можно и нужно бороться. Поэтому в случае недостаточного насыщения ребенка материнским молоком, рекомендуется обратиться к врачу или консультанту по грудному вскармливанию и попытаться восстановить количество молока, прежде чем вводить докорм. Назначение докорма смесями без особых оснований ведет к сокращению объема лактации у матери. Ребенок быстрее насыщается смесью и получает еще меньше материнского молока.
Введение в рацион грудничка адаптированных смесей необходимо в том случае, если ребенок беспокоен, часто требует грудь, подолгу находится у груди матери, не прибавляет в весе, если использованы все возможные меры по устранению гипогалактии, а эффект так и не был достигнут.
Правила докорма
Выделяют следующие основные степени гипогалактии:
Чтобы правильно определить степень гипогалактии, проводится процедура контрольного вскармливания. Для этого необходимо взвесить ребенка до кормления и после. Разница в массе покажет количество молока, употреблённого ребёнком. Важно во время этих взвешиваний не менять одежду и подгузник у ребёнка, чтобы избежать погрешностей измерения.
В случае применения адаптированных смесей одновременно с грудным молоком, важно соблюдать порядок введения питания. В первую очередь производится прикладывание к груди, даже если материнского молока практически нет, прикладывание к груди носит символический характер и призвано сохранять тактильный контакт матери и ребёнка. После кормления грудным молоком следует введение адаптированной смеси посредством бутылки, ложки или чашечки (в более старшем возрасте).
В случае использования бутылки рекомендуется выбирать упругую соску с небольшим отверстием. В результате малышу придется совершать те же мышечные усилия, что и при прикладывании к груди. Такая имитация не позволит ребенку потерять навыки сосания.
Прикорм
Правила вскармливания детей первого года жизни гласят о необходимости прикорма. Что это такое и когда нужно вводить прикорм?
Прикорм – это постепенное введение продуктов питания. При этом грудное вскармливание не прекращается. До шести месяцев ребенок получает все необходимые питательные вещества из молока. После полугода молоко не в полной мере покрывает его потребности. Именно в этот период вводят готовые продукты питания. Кроме пищевой ценности, есть и другие причины для введения прикорма.
Зачем нужен прикорм?
Какие продукты подходят для прикорма?
Категорически исключены жирные блюда, жареные продукты, консервы, а также кофе, чёрный чай и газированные напитки. Сок малышу давать можно, но только разведенный водой и после 6 месяцев.
В самом начале прикорма все продукты имеют консистенцию пюре. После того, как ребёнок освоил пюреобразную пищу, настаёт время кусочковой пищи. Для родителей знаковым событием для такой смены питания обычно выступает появление у ребёнка зубов.
Примерная схема введения прикорма
При установленной отягощённости аллергоанамнеза рекомендуется позднее начало введения прикорма, а именно — после 6 месяцев. В качестве первого прикорма допустимы и овощи, и каши. Овощи предпочтительны у детей с нарушениями пищеварения, со склонностью к запорам, с паратрофией (избытком массы тела). Каши, наоборот, рекомендуются маловесным детям, с медленными темпами прибавки в весе.
Несмотря на преобладание энергетической ценности продуктов прикорма над ценностью материнского молока (особенно явно это проявляется во втором полугодии жизни), рекомендуется продолжать грудное вскармливание до 12 месяцев.
Допаивание
Еще один актуальный вопрос – нужно ли допаивать водой грудного ребенка? Бытует мнение, что ребенку нужна дополнительная вода. Разберемся, как правильно допаивать, и когда это нужно делать.
ВОЗ не рекомендует допаивать новорожденного здорового ребенка, который получает материнское молоко в полном объеме. Такая рекомендация записана в документе, который называется «Принципы успешного грудного вскармливания». Ключевое слово в этой фразе – новорожденного. То есть ребенка первого месяца жизни действительно допаивать не нужно, кроме как по медицинским показаниям.
Ребенка можно и нужно допаивать, если он сам хочет пить воду. Достаточно предложить ему немного питья и оценить его реакцию. Для большей части детей кормление грудным молоком – это основной способ получить достаточное количество жидкости.
Разумеется, эти рекомендации теряют свою актуальность в случае заболевания у ребёнка. Так, дополнительное питьё необходимо при повышении температуры, после однократной и, тем более, повторной рвоты, при учащении и разжижении стула. Подобные симптомы могут свидетельствовать о начале заболевания, в этой ситуации необходимость консультации врача очевидна. До начала терапии — обязательно частое дробное выпаивание во избежание грозного состояния — обезвоживания.
Дополнительное питьё может потребоваться вне патологического состояния. Например, в условиях высокой температуры и недостаточной влажности воздуха.
Соки и другие напитки входят в состав прикорма и не имеют отношения к допаиванию. В качестве питья стоит рассматривать только воду.
Если для допаивания нет особых причин, то рекомендуется давать малышу воду с 4 месяцев, вместе с введением прикорма. Лучше всего предлагать ребенку жидкость в промежутках между кормлениями.
Важный вопрос: сколько жидкости нужно ребенку? Конкретное количество жидкости – индивидуальный показатель. В среднем ребёнок выпивает за сутки не более объёма одного кормления.
Поить ребёнка лучше из ложки или кружки. По той же причине, по которой стоит кормить смесью из ложки, а не из бутылки. Ложка не позволит отказаться от груди. Главное правило в допаивании – добровольность. Если малыш не хочет пить – не стоит настаивать.
Кормление грудного ребенка – сложный и ответственный процесс. Помочь родителям в нелегком деле ухода за ребенком первого года жизни могут педиатры ЦЭЛТ. Квалифицированные специалисты знают все о росте и развитии ребенка и помогут ему вырасти здоровым и счастливым.
Естественное вскармливание, преимущества. Показания к контрольному кормлению и его техника. Проба контрольного кормления, критерии.
(определение из лекции «Естественное вскармливание – питание детей молоком матери путем непосредственного прикладывания к груди, в объеме не менее 4/5 (80%) суточной потребности с последующей коррекцией и введением прикормов»)
Этот вид вскармливания наиболее физиологичен, так как по количественному и качественному составу грудное молоко оптимально покрывает все потребности ребёнка в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных солях и т.д. В первые 5 дней после родов из молочной железы родильницы выделяется молозиво, имеющее более высокую энергетическую ценность, чем грудное молоко, секретируемое в последующем. В молозиве больше белков, фосфора, кальция, витаминов А и Е, меньше жиров.
Наиболее важные преимущества грудного молока
1. В грудном молоке преобладают мелкодисперсные белки (альбумины), размеры частиц казеина в несколько раз меньше, чем в коровьем, благодаря чему при створаживании в желудке образуются более нежные, легко перевариваемые хлопья. Состав грудного молока наиболее оптимально соответствует потребностям ребёнка. Общее количество белка в грудном молоке меньше, чем в коровьем. Поэтому при искусственном вскармливании возникает белковая перегрузка.
2. Грудное молоко (особенно молозиво) богато Ig. IgA играют важную роль в местном иммунитете ЖКТ новорождённых. IgG, попавшие в организм ребёнка, обеспечивают пассивный иммунитет от многих инфекционных заболеваний. Кроме того, грудное молоко содержит факторы специфической и неспецифической резистентности.
3. По антигенным свойствам грудное молоко (в отличие от коровьего) менее чужеродно для ребёнка.
4. Грудное молоко содержит оптимальный набор ферментов, витаминов и других необходимых ребёнку компонентов.
5. Концентрация жиров в грудном и коровьем молоке практически одинакова, но качественный состав различен: грудное молоко содержит в несколько раз больше полиненасыщенных жирных кислот, служащих необходимыми компонентами фосфолипидов и входящих в состав клеточных мембран. Расщепление жира в желудке у грудных детей начинается под влиянием липазы грудного молока.
6. Грудное молоко содержит большое количество углеводов (ß-лактозы); в состав коровьего входит а-лактоза. ß-лактоза медленнее всасывается в кишечнике ребёнка, поэтому достигает толстой кишки, где вместе с олиго-аминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры (преимущественно бифидобактерий), подавляющей размножение патогенных микроорганизмов и кишечной палочки.
9. При естественном вскармливании формируется психологическая связь между матерью и ребёнком, развиваются родительские чувства.
Контрольное кормление – вид кормления, при котором производится взвешивание ребенка до и непосредственно после кормления грудью с целью определения объема молока, высосанного из груди. При проведении контрольного кормления необходимо придерживаться следующих правил:
а) взвешивание ребенка производится на хорошо отрегулированных весах (лучше электронных) в одной и той же одежде;
б) следует проводить несколько контрольных кормлений (не менее 3-4, на протяжении 1-2 суток), так как объем отдельных кормлений может колебаться достаточно широко;
в) контрольное кормление проводится в привычной для матери и ребенка обстановке (в домашних условиях);
г) врач должен проявлять осторожность в интерпретации результатов и их изложении матери (сам факт проведения контрольного кормления может служить для матери стрессовой ситуацией, вследствие чего количество выделяемого молока может снизиться именно при контрольном кормлении).
Показания: при снижении массы тела, беспокойстве после кормления грудью
Техника:
1. Подготовить необходимое оснащение.
2. Вымыть и осушить руки.
3. Надеть на ребенка подгузник и запеленать малыша.
4. Подготовить мать к кормлению грудью.
5.Обработать весы дезинфицирующим раствором и подготовить их к работе.
6. Взвесить ребенка и зафиксировать полученную массу.
7. Передать ребенка матери для кормления грудью в течение 20 минут.
8. Повторно взвесить ребенка (не меняя пеленок в случае
9. мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат.
10. Определить разницу полученных данных (при взвешивании ребенка до и после кормления).
11. Передать ребенка маме или положить в кроватку.
12. Рассчитать необходимое ребенку количество молока на одно кормление (объемным или калорийным методом).
13. Оценить соответствие высосанного молока ребенком должному количеству.
14. Решить вопрос о виде вскармливания ребенка.
Синдром вирусного крупа. Вопросы оказания неотложной помощи на до и госпитальном этапе.
Круп — клинический синдром, развивающийся у больных с воспалительными изменениями в гортани и сопровождающийся охриплостью или осиплостью, грубым («лающим») кашлем и затрудненным (стенотическим) дыханием.
Распространенность синдрома крупа на фоне ОРВИ достаточно высока, особенно у детей первых 6 лет жизни. Это связано с анатомо-физиологическими особенностями респираторного тракта у детей раннего возраста: большим количеством лимфоидной и рыхлой соединительной ткани в подсвязочном пространстве, малыми абсолютными размерами гортани, относительно узким ее просветом, мягкостью хрящевого скелета, рыхлым и вытянутым надгортанником. Все это создает особые предпосылки для компонентов стеноза: спазма и отека. Кроме того, пластинки щитовидного хряща у детей сходятся под прямым углом (у взрослых он острый), голосовые складки непропорционально короткие, и до 7 лет глубина гортани превышает ее ширину. Чем младше ребенок, тем больше относительный объем рыхлой соединительной ткани в подскладочном пространстве, подверженной отеку. У детей первых 3 лет жизни гортань, трахея и бронхи имеют относительно меньший диаметр, чем у взрослых, что значительно увеличивает их аэродинамическое сопротивление. Для детей раннего возраста характерны недостаточная ригидность скелета грудной клетки, свободно реагирующей втяжением уступчивых мест на повышение сопротивления в воздухоносных путях, а также особенности положения и строения диафрагмы. Недостаточна и дифференцировка нервного аппарата из-за того, что слиты 1-я и 2-я рефлексогенные зоны на всем их протяжении и не оформлена 3-я рефлексогенная зона, рецепторы которой обильно разветвляются на всей слизистой подскладочного пространства, что способствует возникновению длительного спазма голосовой щели и стенозу гортани. Развитые лимфатическая и кровеносная системы респираторного тракта у детей служат еще одним предрасполагающим фактором для развития обструкции на фоне воспаления [2].
Синдром крупа при ОРВИ возникает вследствие воспалительных изменений в дыхательных путях, преимущественно в подскладочном пространстве и в области голосовых связок. Воспалительные изменения и связанные с ними отек слизистой оболочки, продукция вязкого секрета приводят к сужению просвета гортани, высыханию поверхности слизистой, образованию корок и, следовательно, еще большему стенозу. Определенную роль играет и рефлекторный спазм мышц гортани, усиливающийся при беспокойстве ребенка. Причиной крупа могут стать любые респираторные вирусы, в то же время при смешанной вирусно-бактериальной инфекции отмечается более тяжелое течение заболевания.
Круп начинается с продромальных явлений в виде субфебрильной или фебрильной лихорадки и катаральных явлений в течение 1-3 дней. Начало заболевания часто внезапное, преимущественно ночью или в вечернее время. Ребенок просыпается от приступа грубого «лающего» кашля, шумного затрудненного дыхания. Клинические проявления ОСЛТ динамичны и могут прогрессировать во времени от нескольких минут до 1-2 суток, от стадии компенсации до состояния асфиксии.
Дисфония нарастает по мере прогрессирования отека в подскладочном пространстве.
Кашель сухой «лающий», короткий, отрывистый.
Сужение подскладочного отдела гортани можно обнаружить на рентгенограмме шеи в передне – задней и боковой проекции, «симптом шпиля» или «симптом пирамиды». Основной повод для рентгенологического исследования – исключение других причин стридора при атипичном течении.
Наличие густой мокроты в просвете дыхательных путей, отек и воспалительные изменения слизистой оболочки подскладочного отдела гортани, в том числе и в области голосовых складок, приводят к нарушению смыкания голосовых складок при фонации и вызывают дисфонию.
Обструкция нижних дыхательных путей клинически отмечается у части детей.
Методическое пособие: Алгоритм выполнения манипуляций первого прикладывания и техника кормления грудью
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Алгоритм выполнения манипуляций
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
РАЗДЕЛ: «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК»
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Специальность 060501.51 Сестринское дело
базовый уровень среднего профессионального образования
Рассмотрена на заседании Федеральным государственным
Составлена в соответствии с образовательным стандартом
Цикловой методической комиссии по дисциплине « Здоровый человек и
Протокол № его окружение» для специальности
От «___» ______20____г 060501 Сестринское дело
Автор составитель: преподаватель высшей категории Бережная В.В.
Данное пособие разработано для самостоятельной работы студентов с целью формирования знаний по профессиональному модулю: «Проведение профилактических мероприятий». Раздел «Здоровый ребенок».
« Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 060501.51 Сестринское дело (базовый уровень среднего профессионального образования).
В соответствии с ФГОС, после изучения данного модуля студент должен знать:
— современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
— основы иммунопрофилактики различных групп населения;
— рационального и диетического питания;
— роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья»
— обучать население принципам здорового образа жизни
— проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия
— консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики
-консультировать по вопросам рационального и диетического питания
— организовывать мероприятия по проведению диспансеризации.
П.К 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
П.К 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
П.К 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний
Алгоритм первого прикладывания и техники кормления грудью
Подготовка матери к кормлению
Объяснить матери необходимость и смысл её подготовки к кормлению
Обеспечение права матери на информацию и осознанное её обучение
Надеть косынку, марлевую повязку
Вымыть руки с мылом
Облить грудь тёплой водой и осушить полотенцем
Профилактика инфицирования ребёнка во время кормления
Удобно сесть на кресло или стул с подлокотниками, поставить под ногу скамеечку (со стороны молочной железы, из которой планируется кормить ребёнка)
Предупреждение утомления отдельных групп мышц
Расположить в пределах досягаемости баночку для сцеживания грудного молока
После кормления грудное молоко должно быть сцежено «до последней капли»
Подготовка ребёнка к кормлению
Создание комфортных условий для кормления
При необходимости очистить носовые ходы
Правила кормления грудью
Перед кормлением сцедить несколько капель молока
Первые капли молока могут быть инфицированы
Обеспечить правильное положение ребёнка у груди: ребёнка повернуть лицом к матери и прижать к телу. Голова должна находиться на одной линии с телом, подбородок касаться груди. При необходимости, ребёнка можно подержать сзади за плечи (но не за голову, так как голова должна иметь возможность легко откидываться назад).
Обеспечить поддержку груди во время кормления: положить руку за грудь, пальцы прижать к грудной клетке, большим пальцем поддерживать грудь снизу. Большой палец можно расположить в верхней части груди и немного сжать её. Не рекомендуется держать грудь возле соска.
Создание комфортных условий для кормления
Обучить мать прикоснуться соском к губам ребёнка, лучше к верхней, подождать, пока малыш широко откроет рот, прижать к себе, поддерживая за спинку, приложить к груди (но не грудь к ребёнку). Нижняя губа должна быть под соском.
Стимуляция рефлекса захватывания
При сосании ребёнок должен захватывать не только сосок, но и околососковый кружок (ареолу), прижимая их языком к нёбу
Профилактика мацерации сосков и образования трещин
«включается» рефлекс сосания
Молочная железа не должна закрывать носовые ходы ребёнка
Предупреждение нарушения акта сосания
При каждом кормлении прикладывать ребёнка (по возможности) только к одной груди
Обеспечение времени для образования молока
Следить, чтобы во время кормления ребёнок активно сосал грудь (если ребёнок заснул – будить его)
После нескольких эффективных со-сательных движений полость рта за-полняется молоком и ребёнок глотает его (рефлекс глотания)
За время кормления ребёнок должен высосать необходимое ему количество молока и удовлетворить сосательный рефлекс
Удерживать малыша у груди 20 – 30 минут. Насытившись, ребёнок выталкивает сосок изо рта.
Большую часть дозы малыш высасывает за 5 – 10 минут, в остальное время он в основном удовлетворяет рефлекс сосания.
После кормления обязательно смазать соски несколькими каплями грудного молока и оставить грудь для контакта с воздухом на 10 – 15 минут.
Профилактика образования трещин, мацерации сосков, развития мастита.