Для чего проводится разметка
Дорожная разметка в РФ по ПДД с картинками и пояснениями
Главная » Блог » Дорожные разметки и их обозначения
01.03.2021
Комментариев нет
Дорожная разметка – вид информирования водителей и пешеходов об установленных режимах движения, ограничения, запретах и т. д. Все разновидности разметки имеют четко оговоренные законодательством порядок использования, формы, размеры и способы нанесения. Какие виды разметки бывают, как выглядят, что они обозначают и как правильно реагировать на ее требования – разберем в данной статье.
Законодательное регулирование
Дорожная разметка в РФ соответствует требованиям, установленным Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах, принятой в 1968 году. Допустимые типы дорожной разметки и их основные характеристики определены ПДД, а точнее – Приложением 2 к правилам. Также правила нанесения разметки, регулирование видов используемых для нанесения материалов, размеров отдельных элементов разметки и другие важные нюансы регулируются национальными стандартами (ГОСТ) и межгосударственными техническими регламентами.
Понятие дорожной разметки
Дорожной разметкой называется средство организации дорожного движения в виде специальной маркировки, располагающейся непосредственно на самом дорожном полотне либо на отдельных элементах дорожной инфраструктуры. Ее назначением является дополнительное информирование о порядке и режиме движения водителей ТС и пешеходов, а также сообщение иных важных для участников движения сведений.
Разновидности дорожной разметки
Вся разметка подразделена на два вида:
По своему внешнему виду разметка подразделяется на следующие виды:
Дорожная разметка бывает постоянной либо временной. Для временной в России используется оранжевая краска, для постоянной – белая или желтая.
Кроме того, дорожная разметка различается по своему способу действия. Одни ее разновидности действуют только при дублировании дорожными знаками, остальные действуют и тогда, когда применяются самостоятельно.
Горизонтальная разметка
Это основной вид маркировки, используемый для информирования участников движения о порядке и режимах движения. Горизонтальная маркировка может содержать и иную важную информацию, имеющую значение для водителей различных видов транспорта и пешеходов.
Номер разметки по ПДД | Назначение и основные характеристики |
1.1 | «Одинарная сплошная» – разграничивает встречные потоки, попутные на опасных участках трасс, отделяет парковочные места на стоянках |
1.2 | «Краевая линия» – определяет боковые границы проезжей части |
1.3 | «Двойная сплошная» – разграничивает встречные потоки на магистралях с более чем 4 рядами, либо с меньшим их количеством, если каждая из полос шире 3 м 75 см |
1.4 | «Желтая сплошная» – наносится на край обочины, устанавливает запрет на остановку автотранспорта |
1.5 | «Одинарная прерывистая» – разделяет встречные потоки на автодорогах с двумя либо тремя рядами, а также попутные ряды |
1.6 | Предупреждает о приближении к «одинарной сплошной» либо к разметке 1.11 |
1.7 | «Одинарная пунктирная с короткими промежутками». Устанавливает ряды движения автомобиля на перекрестках |
1.8 | «Широкая прерывистая», отделяет основною полосу движения и ряд, предназначенный для разгона (торможения) |
1.9 | «Двойная прерывистая» применяется на магистралях с реверсивным движением, отделяет встречные потоки или края попутных рядов |
1.10 | «Желтая пунктирная» помечает зоны запрета на стоянку ТС |
1.11 | Объединяет «сплошную» и «прерывистую» линии, отмечает участки, где допускается перестроение исключительно со стороны прерывистой |
1.12 | Линия «Стоп», отмечает границу остановки ТС на перекрестках |
1.13 | Имеет форму ряда небольших треугольников, применяется со знаком «Уступите дорогу» |
1.14.1, 1.14.2 | Отмечает пешеходные переходы – стандартный «пешеходник» и переход со стрелками, предписывающими направление |
1.15 | Предупреждает о пересекающей проезжую часть велодорожке |
1.16.1–1.16.3 | Отмечают островки безопасности на разделении встречных направлений, между попутными потоками и в точках их слияния соответственно |
1.17 | «Желтая ломаная линия», отмечает остановки общественного транспорта и такси |
1.18 | Стрелки либо схематическое изображение тупика, предписывающие движение по полосам |
1.19 | Выполняется в виде стрелки, указывающей на приближение к сужению дороги или уменьшению количества рядов движения. Предписывает перестроиться в соседний ряд |
1.20 | Выполняется в виде большого одинарного треугольника, предупреждающего о расположенных далее разметке 1.13 и знаке «Уступите дорогу» |
1.21 | Информирует о подъезде к «стоп-линии», выполняется в виде букв «СТОП» |
1.22 | Информирует водителя о номере автодороги или маршрута |
1.23.1 | Выполнена в виде буквы «А», отмечает выделенный ряд для движения общественного транспорта |
1.23.2 | Выполняется в виде пиктограммы пешехода, обозначает пешеходную или велопешеходную дорожку |
1.23.3 | Выполнена в виде пиктограммы велосипеда, информирует о начале действия зоны велодорожки |
1.25 | Обращает внимание на искусственную неровность («дорожного полицейского»), выполняется в виде шахматных клеток («шашечек») |
1.26 | «Желтая вафельница», обозначает сектор перекрестка, на который воспрещается выезжать при наличии впереди затора |
Примеры горизонтальной авторазметки
Дублирующая разметка ретранслирует знаки, расположенные на обочине. Как видно из названия, данный вид разметки является второстепенным по отношению к основному виду указателя – дорожным знакам и табличкам. Данные типы разметки должны быть размещены на одной поперечной линии с основными знаками. Если последние отсутствуют, то требования разметки можно не выполнять. Данный тип разметки выполняется в виде пиктограмм.
Номер разметки | Какие знаки дублирует |
1.24.1 | Предупреждения |
1.24.2 | Запрета |
1.24.3 | «Инвалиды» |
1.24.4 | «Фотовидеофиксация» |
1.24.5 | «Гибридные и электрические автомобили» |
1.24.6 | «Велозона» |
1.24.7 | «Стоянка только ТС дипломатического корпуса» |
Примеры горизонтальной авторазметки
Вертикальная разметка
Функцией вертикальной разметки является обозначение габаритов различных элементов дорожной инфраструктуры, которые потенциально могут создавать угрозу ДТП. Вертикальная разметка используется для визуального ориентирования водителей, поэтому для большей заметности в ночное время обычно имеет в своем составе световозвращающие элементы или полностью выполняется из таких материалов.
Номер разметки по ПДД | Куда наносится |
2.1.1–2.1.3 | Элементы дорожной инфраструктуры (мостовые опоры, парапеты и т. п.), создающие потенциальную угрозу для транспорта. Выполняется в виде расположенных под углом линий, угол которых информирует о стороне объезда препятствия |
2.2. | Нижние участки пролетов мостов, путепроводов, тоннелей |
2.3 | Ограничители въезда в зоны безопасности на автотрассах |
2.4 | Направляющие столбы, опоры осветительных столбов, ограждений |
2.5 | Боковые части дорожных ограждений, расположенные на крутых поворотах, спусках, иных участках, представляющих опасность для ТС |
2.6 | Боковые части дорожных ограждений остальных участков |
2.7 | Островки и бордюры, приподнятые над дорожным полотном и тем самым представляющие угрозу для транспорта |
Примеры вертикальной разметки
Водитель не может нарушить требования вертикальной разметки и быть оштрафован, так как она носит лишь информационный характер.
Правила нанесения разметки
Требования к нанесению разметки регулируются стандартом Р 51256-2011. Постоянная горизонтальная разметка наносится на асфальтовое покрытие белой краской, за исключением отдельных видов, которые обозначаются желтым цветом («вафельница», желтые «сплошная», «ломаная» и «прерывистая» линии). Допускается использование разметки, выполненной из термо- или холодного пластика с применением световозвращателей и полимерных лент.
Временная горизонтальная разметка должна быть нанесена оранжевой краской. Она наносится способом, предполагающим ее быстрое устранение. Временная маркировка имеет приоритет перед постоянной – ее наличие отменяет действие постоянной разметки, поэтому устранение последней при проведении дорожных работ и нанесении временной разметки необязательно.
Размеры отдельных элементов разметки также определяются государственным стандартом 2011 года. Согласно ему, предельное отклонение нанесенной разметки в продольном и поперечном направлении должно быть менее 5 см, за исключением продольных ее видов (1.1–1.11, кроме 1.7), располагающихся параллельно движению автомобилей. Для данных видов допускается отклонение от заданных стандартов в 1 м.
Вертикальная разметка размещается на торцевых и боковых поверхностях дорожных элементов. Если в месте ее расположения отсутствует освещение, разметка 2.1–2.3 выполняется с использованием световозвращающих материалов, а остальные оснащаются световозвращающими элементами.
Существуют требования и к функциональной долговечности разметки. Если она выполнена из термо- или холодного пластика толщиной более 1,5 мм, срок долговечности должен составлять не менее 1 года, при меньшей толщине нанесения – не менее полугода. Срок долговечности маркировки, нанесенной краской, должен составлять минимум 3 месяца
Функциональная долговечность маркировки определен ее соответствием стандартам и практическому износу. Для разметки, нанесенной краской или пластиком толщиной слоя менее 1,5 мм максимальный износ составляет 50 %, для пластиковой разметки с большей толщиной слоя максимальный износ не должен превышать 25–30 %.
Если для нанесения разметки используется краска, она должна высыхать в максимально быстрый срок. Наличие остатков следов старой разметки, которые могут ввести водителя в заблуждение, не допускается.
Кто наносит разметку
В среде автомобилистов распространено мнение, что за нанесение разметки ответственно ГИБДД и именно в это учреждение необходимо жаловаться, если разметка не соответствует требованиям ПДД или ГОСТам. Однако такие суждения являются ошибочными. Хоть ГИБДД и несет первоочередную ответственность за безопасность на дорогах, нанесение разметки и контроль данной процедуры находится вне компетенции государственной инспекции. На основании Федерального закона № 443-ФЗ установка, и обслуживание средств организации движения, включая разметку, находится в ведении властных органов:
Обычно разметку наносят подрядные организации, заключившие контракт с органом власти, в чьем ведении находится дорога. Например, в Москве за дороги отвечает Департамент ЖКХ и благоустройства. Контроль качества разметки также осуществляют указанные органы, но можно пожаловаться и в Госавтоинспекцию, а конкретно – в ГУОБДД МВД России.
Слесарные работы. Разметка.
Разметкой называется операция нанесения на обрабатываемую деталь или заготовку рисок (контурных линий), определяющих границы, до которых разрешается снимать излишние слои металла. Разность между размерами заготовки до и после обработки есть припуск на обработку. Припуски, последовательно удаляемые при определенных операциях обработки, называются операционными.
Точность разметки колеблется от 0,2 до 0,5 мм. Степень точности разметки значительно влияет на точность дальнейшей обработки заготовки. Ошибки, допущенные при разметке, могут привести к тому, что окончательно обработанная деталь окажется браком. Но бывают и обратные случаи, когда заготовки, неточно отлитые и поэтому забракованные, можно исправить путем тщательной разметки, перераспределив припуски для каждой поверхности. Разметка делится на плоскостную и пространственную.
Плоскостная разметка выполняется на поверхностях плоских деталей, на полосовом и листовом материале, на поверхностях кованых и литых заготовок.
Пространственная разметка — это разметка поверхностей заготовки, расположенных в разных плоскостях под разными углами друг к другу.
Разметка выполняется с помощью различных инструментов и приспособлений, к которым относятся чертилка, циркуль, рейсмус, штангенрейсмус, масштабный высотомер, угольники, угольники-центроискатели, корнеры, колокол, молоток, разметочная плита.
Чертилка употребляется для прочерчивания линий (рисок) на размечаемой поверхности по линейке, угольнику или шаблону. Риску проводят только один раз, она тогда получается чистой и правильной. Изготовляется из углеродистой инструментальной стали У10-У12. Концы ее на длине около 20мм закаливаются.
Циркуль служит для переноса линейных размеров с масштабной линейки на обрабатываемую деталь, деления линий на равные части, построения углов, разметки окружностей и кривых, для измерения расстояний между двумя точками с последующим определением размера по масштабной линейке. Существуют разметочные циркули простые (рис. 2а) и пружинные (рис. 2б). Простой циркуль состоит из двух соединенных шарнирно ножек 1, цельных или со вставными иглами. Для закрепления раскрытых ножек в требуемом положении на одной из них прикреплена дуга 3 с прорезью, а на другой — стопорный винт 2.
У пружинного циркуля ножки соединены пружинным кольцом. Разведение и сближение ножек производят вращением в ту или иную сторону разъемной гайки 4 по установочному винту 5. Ножки циркуля изготовляют из стали марок 45 и 50. Концы рабочих частей ножек на длине около 20 мм закаливают.
Рейсмус служит для проведения параллельных, вертикальных и горизонтальных линий, а также для проверки установки деталей на плите. Рейсмус (рис. 3) состоит из чугунного основания 1, стойки 2 и чертилки 3. Чертилку можно закреплять на любом месте стойки, повертывать вокруг оси и наклонять под любым углом.
Угольники-центроискатели применяются для нанесения рисок, проходящих через центр, на торцы круглых изделий. Угольник-центроискатель (рис. 4) состоит из двух планок, соединенных под углом, через середину угла проходит рабочее ребро линейки. Соединительная планка служит для жесткости прибора.
При разметке центров, размечаемую деталь ставят на торец. На верхний торец накладывают угольник так, чтобы планки, соединенные под углом, касались детали. По линейке чертилкой проводят риску. Затем поворачивают деталь или угольник примерно на 90 0 и проводят вторую риску. Пересечение рисок определяет центр торца детали.
Кернер (рис. 5) служит для нанесения небольших углублений на рисках. Этот инструмент представляет собой круглый с накаткой в средней части стержень, на одном конце которого имеется коническое острие с углом при вершине 45-60 0 ; другой конец кернера оттянут на конус; по этому концу при кернении наносят удары молотком.
Кернеры изготовляют из углеродистой инструментальной стали У7А. Их рабочую часть (острие) закаливают на длине около 20 мм, а ударную часть на длине около 15 мм.
Разметочная плита (рис. 6) — основное приспособление для разметки. Она представляет собой чугунную плиту с точно обработанными верхней поверхностью и боковыми сторонами.
На плоскости плиты устанавливают размечаемое изделие и производят разметку. При разметке употребляют различные приспособления в виде подкладок, призм, кубиков.
Основные этапы разметки.
Перед разметкой заготовку осматривают, проверяя, нет ли у нее пороков — раковин, пузырей, трещин, перекосов, правильны ли ее размеры, достаточны ли припуски. После этого намеченную к разметке поверхность очищают от окалины и остатков формовочной земли и удаляют с нее неровности (бугорки, заусенцы), затем приступают к окрашиванию поверхности, чтобы разметочные линии были отчетливо видны при обработке. Черные, т.е. необработанные окрашивают мелом, свежесохнущими красками или лаками. Чисто обработанные поверхности — медным купоросом.
Перед нанесением на окрашенную поверхность разметочных рисок определяют базу, от которой будут наноситься риски. При плоскостной разметке базами могут служить наружные кромки плоских деталей, полосового и листового материала, а также различные линии, нанесенные на поверхность, например, центровые, средние, горизонтальные, вертикальные или наклонные. Если базой является наружная кромка (нижняя, верхняя или боковая), то ее нужно предварительно выровнять.
Риски обычно наносятся в следующем порядке: сначала проводят все горизонтальные риски, затем вертикальные, после этого наклонные и, наконец, окружности, дуги и закругления. Так как риски во время работы легко затереть руками, по линиям рисок набивают кернером небольшие углубления — керны. На обработанных поверхностях точных изделий разметочные линии не кернятся.
Разметка по шаблонам и по изделию шаблоном (рис. 7) называется простейшее приспособление, по которому изготовляют или проверяют однородные детали или изделия при серийном и массовом производстве. Разметочные шаблоны делают из листовой стали толщиной от 1,5 до 3 мм. Разметка по шаблону значительно упрощает и ускоряет работу.
Рис. 7. Шаблоны.
1 — для разметки контура плоской детали, 2 — для разметки шпоночного паза, 3 — для разметки отверстий.
Разметка линий от кромки детали. Наглядно этот способ показан на рис. 8
Брак при разметке и меры его предупреждения.
Брак может возникать как по причинам, не зависящим от разметчика, так и по его вине. Причины, не зависящие от разметчика — это работа по неверным чертежам, разметка на неправильной разметочной плите и неточных приспособлениях, пользование неточным или изношенным контрольно-измерительным инструментом.
Ошибка в размерах. Такая ошибка является результатом невнимательного чтения чертежа разметчиком, не разобравшемся в проставленных на чертеже размерах.
Неточность установки размеров по масштабной линейке. Здесь виной может быть либо небрежность разметчика, либо отсутствие у него достаточных навыков в пользовании разметочными и измерительными инструментами.
Неверное откладывание размеров, т.е. использование в качестве баз не тех поверхностей, от которых следовало вести разметку.
Небрежная установка детали на разметочной плите, т.е. неточная выверка ее при новых установках. Все эти ошибки разметки объясняются невнимательностью разметчика. После окончания разметки необходимо тщательно проверять правильность выполненной работы.