Для чего проводят опросы общественного мнения
О чем на самом деле говорят бесконечные опросы ВЦИОМ
«Больше половины россиян считают необходимым сократить расходы» – такими и подобными заголовками пестрели 26 ноября новостные ленты. На самом деле опрос, о котором идет речь, указывает на куда более серьезные проблемы
Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос. Опять. Мы не раз говорили о том, что социология в России полумертва, что большинство опросов не значат ровным счетом ничего, а лишь подменяют реальное исследование настроений общества. И если у Кремля нет более надежного источника сведений о вверенной ему стране, эта имитация работы может аукнуться весьма неприятным образом.
Основные результаты опроса сами по себе малолюбопытны, приведем только главные из них. Если неинтересно, перелистните ближе к концу статьи – после скучных цифр будут нескучные выводы.
2018: Время экономить
«Потребительское доверие» (индекс, высчитываемый ВЦИОМ по результатам опросов) не изменилось с начала 2018 года. Число граждан, считающих текущий момент благоприятным для крупных покупок, выросло до 29% – это очень неплохой показатель. Впрочем, 51% все еще считают, что не пришло время для существенных трат.
Интересно, что при этом целых 64% респондентов ориентированы на повседневную экономию – ровно столько же, сколько и в очень сложном 2015 году, да и вообще этот показатель очень стабилен. Судя по всему, установка на бережливость мало связана с экономической ситуацией.
Фото: KELENY / Shutterstock.com
17% полагают, что сейчас подходящее время и для того, чтобы взять крупный кредит. 67% уверены, что так поступать нельзя. Учитывая закредитованность населения, можно предположить, что сказывается накопившийся негативный личный опыт. На самом деле проценты по кредитам хотя и выросли с начала года, все же остаются весьма терпимыми, и с неизбежным, на наш взгляд, раскручиванием инфляции могут оказаться даже выгодными.
2018: Не пора ли идти в банк?
Доверие к банкам сейчас значительно выше, чем два-три года назад, когда только 39-40% опрошенных считали возможным размещать средства на депозитах. Сейчас этот показатель составляет 46%, а в течение года поднимался даже до 51%. Создается ощущение, что многие попросту не знают об обязательном страховании вкладов (до 1,4 млн руб.) или не доверяют даже этой системе, хотя она никогда не давала сбоев.
34% считают, что сейчас – самое время забрать деньги из банка. К сожалению, в опросе не указано, куда их деть, но, вероятно, эта группа опрошенных примерно совпадает с теми 29%, которые созрели для масштабных приобретений.
Сам по себе опрос – почти ни о чем. Но он становится совсем другим, если сравнить эти данные с опросами «сытых нулевых».
Современная аналитика, повествующая о кризисе 2007-2009 годов, логично и убедительно показывает, как развивались события; известно даже, где была точка невозврата – примерно в конце 2006 года. Но население России жило в полном неведении: еще в декабре 2007 года о грядущих потрясениях догадывались только профессионалы – лишь 11% считали возможным «повторение кризиса наподобие августа 1998 года». Занятно, что примерно в те же дни был опубликован опрос под названием «Протестные настроения в России – в точке исторического минимума»; всего через три года по улицам больших городов пошли многотысячные марши протеста. А еще через три года о них уже никто и не вспоминал – рейтинг власти стал рекордным. В России все меняется очень быстро.
Фото: Tramp57 / Shutterstock.com
2007: Страшнее банка зверя нет
Но вернемся к банкам. Интересно, что чем больше зарабатывал опрошенный в 2007 году, тем больше он верил банкам – скорее всего, потому, что существенно чаще имел с ними дело, тогда как малообеспеченные люди видели в банковской системе лишь классового врага. Ведь более 60% россиян к концу 2007 года еще никогда не пользовались банковскими карточками. Неудивительно, что из людей с образованием ниже среднего лишь 17% считали возможным какое-то доверие к банкам, тогда как среди счастливых обладателей высшего образования положительно относились к кредитным организациям уже 44%.
В общей сложности в 2007 году «доверяли или скорее доверяли» банкам 38% россиян, причем эта цифра существенно выросла за три предыдущих года – сразу на 16 процентных пунктов. А за последующие 11 лет – лишь на 6 процентных пунктов, причем в основном благодаря проникновению банковских услуг в малообеспеченные слои населения: люди перестали бояться карточек и оценили удобство онлайн-платежей.
2007: Чем больше есть, тем больше хочется
Еще один потрясающий факт из опросов зимы 2007-2008, венца «сытых нулевых». 71% опрошенных заявили, что в жизни им не хватает, прежде всего, материального достатка. Для сравнения, в 1994-м году, сразу после расстрела парламента, при огромной инфляции, безработице, в преддверии залоговых аукционов, деноминации, так считали лишь 54%! В 1999-м, после потрясшего страну дефолта, достаток ставили на первое место 67% граждан. А в реально сытом 2008-м – куда больше. Что это – недостатки системы опросов или ненасытность людей, вкусивших долгожданного благополучия и требующих еще и еще? Думается, в равной степени и то, и другое. Всего через полтора года большинство тех, кому «не хватало» в 2008-м, вспоминали это время с умилением и тоской.
1991-2018: Пародии должны продолжаться?
В исторической перспективе особенно хорошо видно, насколько слабо опросы общественного мнения коррелируют с реальностью. Одна из причин этого – малые выборки. 1600 человек – неплохо для Лихтенштейна, но в многоукладной стране, находящейся на 9-м месте по населению и стремящейся подняться хотя бы на 7-е, это, конечно, мало. Какие бы графики ни предъявляли уважаемые ученые-статистики.
Но одну очень важную проблему результаты все же показывают. Это крайне низкая информированность людей о происходящих событиях («кризиса не будет»), о своих правах («вкладам не доверяем»), о своем реальном положении («не хватает денег»). А поскольку основным источником информации был и остается телевизор (на этот счет тоже есть соответствующие опросы), встает вопрос о том, какие функции выполняют наиболее популярные – государственные – каналы. Вот где точно ничего не изменилось по сравнению с 2007-м – истерики Гогена Солнцева и разоблачения Алексея Кудрина в равной степени направлены на то, чтобы отвлечь внимание людей от их реальных прав и проблем.
Так пародия на социологию десятилетиями разоблачает пародию на телевидение. И нам очень нужна руководящая воля, чтобы разорвать этот порочный круг. Нацией бездумных потребителей, безусловно, управлять проще, но не задумываются ли в Кремле о том, что это управление могут перехватить совсем другие люди.
Для чего проводят опросы общественного мнения
Таким вопросом ВЦИОМ традиционно задаётся в конце осени, накануне Дня социолога — неофициального профессионального праздника, который уже 22 года отмечается в России 14 ноября по инициативе преподавателей и студентов факультета социологии СПбГУ.
Как показывают результаты очередного такого опроса, большинство россиян — 81% — по-прежнему в той или иной степени уверены, что соцопросы нужны. Для сравнения: год назад так считали 84% опрошенных, а в 2013-м — 69%. В то же время доля тех, кто говорит о ненужности социологии, сохраняется на том же уровне — 12% (в 2015-м и 2013-м годах их было 12%).
Сторонников обеих точек зрения также попросили аргументировать свои позиции, назвав причины, по которым опросы нужны либо не нужны. Так, наиболее популярными подтверждениями нужности опросов стали высказывания о том, что «Необходимо знать общественное мнение, о чём думает народ» — 45% (в 2015-м — 37%, в 2013-м — 49%), а власть «должна знать мнение людей для решения их проблем» — 35% (в 2015-м и 2013-м — соответственно 34% и 30%).
Те, кто считает опросы ненужными, в первую очередь утверждают, что они «бесполезны и не влияют на ситуацию в стране, это пустая формальность, только для отчётности» — 55% (в 2015-м — 65%, в 2013-м — 76%). Вторым по популярности аргументом стало «Методика проведения опросов не позволяет отразить мнение всего населения» — 9% (в предыдущих двух опросах соответственно 4% и 2%).
Около двух третей — 65% — участников опроса согласны с тем, что результаты социологических исследований отражают действительно существующие в обществе мнения. Что касается предвыборных соцопросов и их соотношения с реальными результатами выборов, то тут ответы разделились так: 15% считают, что результаты опросов всегда или почти всегда совпадают с конечным итогом выборов, 29% — что они часто совпадают, 22% — что такие совпадения редки и 17% думают, что таких совпадений не бывает или бывают, но очень редко.
Своим мнением о сегодняшнем дне отечественной социологии и о нужности опросов делится социолог, заместитель директора «Калининградской мониторинговой группы» Алексей Высоцкий: «Предлагаю не путать опросную деятельность с социологической. Социология — это наука. А опросная деятельность — это скорее прикладная «машинка», которая возникла в США как способ оперативного доклада о реакции общества на те или иные ситуации, вещи, решения.
Поэтому в смысле социологии я кризиса не вижу, в смысле опросной деятельности постоянные развороты в работе через социальные сети, через новые формы, это будет происходить всегда.
Я считаю, что в социологии никакого кризиса нет. Считаю, что российская социологическая школа по-прежнему сильна, в России социологические опросы с очень высокой точностью отражают по тем или иным вопросам мнение общества.»
Политолог, директор «Центра социально-политических технологий» Владимир Инютин в комментарии для «Давыдов.Индекс» рассуждает о возможном кризисе американской социологии, где предвыборные исследования не «попали» в итог выборов: «Я не думаю, что американская социология по методологии на уровень ниже чем российская, при всём моём патриотизме. Здесь, если мы говорим про выборы президента, то впервые были совершены такие масштабные описки. Это явление, которое называют «избыточная лояльность» при ответе на вопросы анкеты. У нас этот фактор на прошедших выборах не сыграл. Даже оппозиция набрала немного меньше.
Я думаю, что это не кризис американской социологии. Нужно несколько менять методику. Я здесь согласен с рядом экспертов, которые говорят о том, что необходимо политаналитику совмещать с социологией при прогнозировании итогов выборов.»
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Опросы: зачем они нужны и как их проводить
Опросы – очень популярный и удобный способ получения обратной связи. Как и зачем их проводить на сайте и в социальных сетях – читайте в этой статье.
Зачем проводить опросы?
Опросы – эффективный вид контента, который позволяет установить прочную связь бренда с аудиторией и узнать ее мнение о деятельности компании, что в дальнейшем поможет улучшить продукцию или услугу. То есть опрос предоставляет реальные данные, которые могут быть использованы для принятия оптимальных бизнес-решений.
Какие задачи можно решать с помощью опросов?
Опросы позволяют решать следующие задачи:
1. Реальные и бесплатные отзывы о продукте
Многие компании сталкиваются с трудностями при попытке узнать мнение потребителей о продукте. Клиенты упорно молчат, а в ответ на прямую просьбу пишут стандартную отписку вида «всеклассноспасиборебятавылучшие». Из этой ситуации есть два выхода: проводить дорогостоящие объемные маркетинговые исследования или публиковать простые бесплатные опросы, получая реальный отклик аудитории на сайте или в социальных сетях.
Думаю, большинство из вас выбрало бы второй вариант. И не зря, – ведь проведение опроса позволяет получить отзывы о вашей продукции, не затрачивая при этом много сил, времени и денег.
2. Понимание потребностей и мотивов поведения аудитории
Опросы позволяют выявить ожидания и потребности аудитории. Это может помочь при планировании и разработке новых продуктов, совершенствовании бизнес-процессов. Зная о нуждах клиентов, вы защищаетесь от серьезных проколов.
3. Создание и развитие сообщества
Опросы увеличивают вовлеченность и стимулируют дискуссии. Участвуя в них, каждый потребитель понимает, что общение с компанией носит двусторонний характер. Таким образом, группа подписчиков превращается в живое сообщество, члены которого взаимодействуют с брендом и друг с другом.
Чтобы развивать сообщество с помощью опросов, покажите, что вы заинтересованы в мнении пользователей. Делитесь с участниками результатами голосований и принятыми решениями.
4. Создание контента
С помощью опросов вы создаете три типа контента. Во-первых, вы рассказываете о предпосылках для проведения голосования и описываете его условия. Во-вторых, вы делитесь с пользователями результатами. В-третьих, потребители участвуют в обсуждениях, создавая пользовательский контент.
5. Увеличение посещаемости
Проведение опросов увеличивает посещаемость страницы в социальной сети и на сайте. Чтобы это правило работало, стимулируйте пользователей делиться информацией о голосовании. Также вы можете использовать инструменты, которые автоматически сообщают, что пользователь принял участие в опросе.
Виды опросов
Рассмотрим, какие бывают виды опросов в зависимости от места их распространения.
В первую очередь необходимо знать, что бывают опросы массовые и экспертные. Мы рассмотрим классификацию массовых опросов.
Существуют устные и письменные опросы, и в интернете чаще всего проводятся письменные опросы.
Среди них, в зависимости от места распространения, можно выделить такие виды:
Публикация на сайт – удобный вариант размещения опроса, но ее будет недостаточно. Хотя бы потому, что голосовать будут только те, кто зашел на сайт и заинтересовался опросом.
Соцсети являются самым популярным способом распространения опросов.
Этот способ распространения хорош тем, что опрос отправляется клиенту индивидуально.
С ростом популярности мессенджеров растет также и популярность использования их для решения маркетинговых задач. Таким образом, можно провести опрос, создав рассылку сообщений в Viber, WhatsApp, Telegram и других мессенджерах.
Данный вид опросов, с одной стороны, может расширить охват аудитории, – за счет людей, у которых нет подключения к интернету. Но, с другой стороны, если ответ на опрос платный, это может отпугнуть потенциальных респондентов. Да и в целом данный способ проведения опросов малоэффективен.
Если рассматривать устные опросы, то опрос, проводимый при личном присутствии клиента – явление крайне редкое. Но большой популярностью в бизнесе пользуется телефонный опрос. Его проведение очень эффективно для выявления степени удовлетворенности клиентов продукцией или услугами компании, – отделы продаж часто проводят его для определения NPS.
Телефонные опросы позволяют не просто узнать мнение клиентов, но и выяснить какие-либо подробности в ходе разговора, проследить за реакцией собеседника, его сменами настроения и т.д.
После того, как вы выберете вид опроса, рекомендую вам прислушаться к некоторым советам по созданию опросов.
Советы по созданию опросов
Действительно хороший опрос способен полностью завладеть вниманием пользователей, заставив их отвлечься от своей деятельности и погрузиться в процесс заполнения анкеты. Чтобы этого добиться, важно учитывать некоторые нюансы.
1. Выберите удачное расположение опроса
Этот нюанс нужно учитывать при публикации опроса на сайте. Очень важно размещать его на видном месте главной страницы, чтобы пользователи сразу смогли его найти. Многие сайты размещают опросы на боковой панели, выделяя его пробелами, – таким образом, опрос хорошо виден, но при этом ненавязчив.
2. Выберите актуальную тему, которая вызовет искренний интерес у респондентов
Удачно скомплектованный опрос должен состоять из вопросов, которые интересны респондентам и порождают различные дискуссии. Поэтому важно выбрать актуальную тему для опроса, которая зацепила бы вашу целевую аудиторию. Если это произойдет, вы сможете получить не только обратную связь, но и новые наблюдения и знания, которые можно будет применить в своей работе.
3. Дайте респондентам возможность быть услышанными
Итак, вы выбрали интересную тему для своего опроса. Теперь пора убедиться, что вы дали респондентам возможность ответить именно так, как они хотят. Пересмотрите варианты ответов и убедитесь, что предоставили широкий выбор, – люди предпочитают выбирать ответы, которые смогли бы четко идентифицировать их мысли.
4. Продлите процесс вовлеченности респондентов
Если опрос заинтересует клиента и вовлечет его в активное взаимодействие, постарайтесь продлить эту вовлеченность как можно дольше. Для этого попросите респондента поделиться опросом в социальных сетях, чтобы его друзья также смогли ответить. Также можно предложить клиенту почитать ваш материал на тему опроса, если вы ведете блог.
5. Не задавайте вопросы о будущем
Как правило, вопросы о том, что человек будет делать дальше, не приводят к достоверным ответам, – ведь говорить может каждый, а взять и сделать – далеко не все. Гораздо разумнее спросить о том, что люди уже сделали, какое решение приняли. И вы будете знать, стоит ли ждать от респондента каких-либо действий.
6. Не задавайте много открытых вопросов
Чтобы гарантировать, что опросы предоставят вам структурированные данные, применяйте закрытые вопросы. Используйте, к примеру, такие типы вопросов, как множественный выбор или сравнительный вопрос, которые имеют несколько вариантов ответов. Так, вместо вопроса «Что вы думаете о нашей продукции?» лучше спросить «Какое утверждение наиболее точно соответствует вашему впечатлению о нашей продукции?». И предоставить варианты ответа.
Другим плюсом закрытых опросов является то, что они позволяют быстро провести анализ (за счет получения структурированных данных). Такой быстрый анализ позволит проводить регулярные опросы, не прилагая титанических усилий. Это особенно необходимо для крупных брендов или мультибрендовых компаний.
К слову, полностью исключать открытые вопросы также не стоит – хоть они и сложные, они дают более подробные ответы.
7. Сделайте опрос коротким
Если опрос будет длинным, респонденты быстро устанут от него и вряд ли смогут заполнить его до конца.
8. Укажите, что опрос проводится вашей компанией
Обязательно укажите, что опрос проводится вашей компанией, если не хотите быть принятыми за спам.
9. Избегайте наводящих вопросов
Велика вероятность, что на наводящие вопросы респондент ответит не так, как он думает, а так, как хотите вы. Так что вопросы типа «Как вам понравилась наша последняя статья?» лучше не использовать.
10. Предложите вознаграждение за прохождение опроса
Чтобы простимулировать клиентов к заполнению опроса, предложите им какое-либо вознаграждение. Это может быть код на скидку или контент, – все, что угодно, и это не требует таких уж больших средств.
Инструменты для проведения опросов.
Чтобы провести опрос, вы можете воспользоваться одним из перечисленных ниже инструментов:
Зачем еще нужны опросы
Опросы увеличивают охват аудитории и вовлеченность пользователей. С помощью голосований вы получаете важную информацию и показываете клиентам, что интересуетесь их мнением. Как вы считаете, можно ли с помощью опросов влиять на мнение потребителей? Как это происходит на практике?
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Опросы общественного мнения. Кому и зачем они нужны
Мнение общества – проявление массового сознания, включающее в себя отношение разных социальных групп к фактам экономической, политической, социальной действительности, а также к деятельности определенных организаций и лиц. Как проводятся опросы общественного мнения, и на что оно оказывает влияние, поговорим об этом в данной статье.
Опросы самого разного рода позволяют не только собрать мнения населения, потребителей, но и сформировать его. Так оглашение прогнозов выборов по результатам проведенного опроса способно оказать влияние на результаты голосования в день «икс», на принятие политических и управленческих решений, на желание покупать продукции определенного производителя и многое другое. Именно по этой причине опросы проводились и будут проводиться, на них тратились огромные средства и будут тратиться в будущем, потому что точка зрения социума важна и востребована при любой экономической и политической ситуации в любой стране и в любое время.
Исследование общественного мнения может проводиться с использованием социологических методов: интервью, проведение наблюдений, телефонные опросы, онлайн-анкетирование и пр. Также мнение выявляется в результате анализа результатов выборов, итогов референдумов и представлении законопроектов народной инициативой (петиции, обращения и пр.). Такие исследования позволяют выяснить, как люди относятся к проблеме и даже найти способы ее решения.
При этом опрос может быть региональным, национальным и локальным, либо обращенным к какой-либо конкретной социальной группе. Никогда нельзя точно прогнозировать исход исследования, потому как часть потенциальных респондентов просто уклонится от него. Также нет необходимости опрашивать всё население. Это дорого и не имеет смысла, когда существует генеральная совокупность. Опросы базируются на вероятностном подходе и законе больших чисел.
Опросы общественного мнения позволяют добыть первичную информацию, на основании которой в дальнейшем делается анализ.
Для успеха опроса важное значение имеет корректность выборки. Важно выбрать круг респондентов, которые соответствуют определенным требованиям. Существует большое количество разных выборок, выработанных социологической наукой. Мы же поговорим об общем правиле, которое следует соблюсти при формировании правильной выборки. Так, наиболее точные результаты даст выборка, которая учитывает географические, демографические, социальные параметры опрашиваемых.
Правда о соц. опросах (ВЦИОМ) не более 15 минут
Если вы читаете данный пост, вероятно вы уже слышали:
«Добрый день! Меня зовут: Как-нибудь. Я представляю Всероссийский центр изучения общественного мнения «ВЦИОМ»/ представляю Службу опросов населения »
Наверняка Вам интересно будет узнать откуда появился Ваш номер в их базе и какую цель они преследуют.
Информация из википедии гласит:
«Всероссийский центр изучения общественного мнения, ВЦИОМ (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская государственная исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году. 100% акций компании принадлежат государству. «
Однако не сбивайтесь с толку, компания может быть и государственная, сам ген. директор Валерий Федоров высказался о задачах этой конторы:
«Организациям, политикам, бизнесу — нужны успех и победа. В современном мире сложно добиться поставленных целей без надежной информации, верных прогнозов и качественных рекомендаций. Наша миссия — дать эту информацию заказчикам. А их задача — достичь высоких результатов»
Организациям, бизнесам. однако какого рода информация нужна подобным юр. лицам?
К сожалению сам ВЦИОМ непосредственно опросами не занимается, он составляет ТЗ и получает результат опроса.
Для этого есть различные организации, проводящие соц. опрос для разных заказчиков, в том числе и ВЦИОМ.
Примерно так она и выглядит, не удивляйтесь. Если интересно сами можете поиграться, однако доподлинно сказать не могу. Факт, что номера генерируются, из-за этого иногда в системе случается «время неверных номеров». Поэтому не бойтесь, ваши персональные данные никто не слил, НО.
Вот тут мы уже подходим к цели опросов. Думаете пройдя соц. опрос все ваши персональные данные составит номер телефона то вы глубоко ошибаетесь.
По факту вы оставляете:
Возраст
Регион
Населенный пункт
ФИО (возможно только имя)
Образование
Работа
Доход (не всегда спрашивают, зависит от проекта)
Гражданство РФ
Номер телефона
Что произойдет с вашими данными?
Подошли к самому главному, на что вы соглашаетесь. На перепродажу персональных данных третьим заинтересованным лицам. Из-за чего вначале идут критерии отбора, такие как анкетируемый не должен был участвовать в опросах за последний месяц (или 3, или 6). Так же часто нельзя было опрашивать людей работающих в этой же сфере (сопросы, реклама и пр.) и, если опрос про товары, то в сфере производства этих товаров.
К сожалению сами операторы не знают об этом, считая важность своей работы для исследований гос. учреждений и винить их не имеет смысла, как и портить себе нервы. Из-за цели в виде перепродажи персональных данных одного отказа будет мало и вы будете еще долго получать звонки.
-Как избавиться от надоедливых звонков
Самый простой способ согласиться на опрос и сказать, что вы не гражданин РФ и звонков как не бывало. Ибо какой доход можно получить от резидентов иного государства? Или можете сказать возраст до 18, интересна реакция 😂
На ваше мнение наплевать, увы, но это так, и чудес не стоит ждать в этом капиталистическом мире, однако уведомить о новом способе сбора персональных данных я считаю необходимым. Операторов также можно понять, они уверены, что несут благо обществу, ну или хотя бы получают доход для существования, кто знает. Будьте вежливыми и просвещёнными.
Буду рад подписке и рад ответить на ваши комментарии, впереди много интересного, бесплатно и конфиденциально 😉