Для чего проводят отделку тканей
Подробное описание видов отделочных тканей
Полотно, которое сходит с ткацкого станка, выглядит не слишком презентабельно — неровное, серо-бурое суровье, с выбившимися волокнами. Прежде чем на него нанесут рисунок или окрасят, ему придется пройти несколько стадий. Они называются отделкой.
Что такое отделка ткани
Отделка тканей представляет собой ряд последовательных действий, в результате которых материя, выпущенная непосредственно из ткацкого станка, преобразуется в готовую. Эти действия представляют собой химические, механические и физические процессы, которые улучшают внешний вид, придают материалу необходимые свойства, украшают его.
Именно это является конечной целью многоступенчатого текстильного процесса — придать материалу товарный вид. Разумеется, для разного состава предусмотрены свои, особенные способы обработки. Но в целом, для всех материалов можно выделить следующие виды отделки ткани:
Важно! На каждом этапе необходимо следить за температурным режимом и долей активных химических веществ в растворах, участвующих в операции. Цель каждой из них — улучшить свойства, максимально сохраняя качество волокна.
Предварительная отделка
Первоначальная или предварительная отделка заключается в подготовке материала перед окраской или приданию материалу свойств, необходимых для беленого полотна. Но перед самой отделкой необходимо провести проверку качества поступившего в работу материала, сделать выбраковку.
Отделка хлопчатобумажного материала
Полотна, в составе которых присутствуют волокна хлопка, обрабатываются следующими способами:
Отделка льняной материи
Подготовка для последующей окраски льняных полотен производится на основании схемы, соответствующей хлопковым, но с некоторыми отклонениями. Материал изо льна проходит следующие этапы:
Отделка шерстяной материи
Шерстяные материалы делятся на два вида: камвольные и суконные. Камвольная материя тонкая, легкая, на лицевой стороне заметен четкий рисунок переплетения нитей. Суконная — более толстая, может быть с ворсом. Фактические различия диктуют особые подходы к предварительной отделке.
Отделка камвольного полотна
Включает в себя следующие этапы:
Отделка суконного полотна
Включает в себя следующие этапы:
Отделка ткани из натурального шелка
Шелковые ткани подвергаются меньшему количеству этапов обработки, а именно:
Отделка ткани из химических волокон
Их обрабатывают аналогично тканям из натурального шелка, но завершают процесс этапом стабилизации — воздействие паром на натянутое полотно; этот способ убирает внутреннее напряжение в волокнах и формирует структуру материала для его дальнейшей эксплуатации.
Колористическая отделка
Этот этап включает в себя окраску ткани, нанесение орнамента несколькими способами.
Крашение ткани
В процессе действия на материал пигмента он изменяет свой первоначальный цвет. Он включает в себя следующие этапы:
Материал равномерно пропитывается красителем, за счет чего получается однородная окраска по поверхности и по глубине материала. Ткани, окрашенные таким способом, называются гладкокрашеными.
Гладкокрашеное полотно
Печатание тканей
Но не все ткани должны быть окрашенными в один цвет, для изготовления многих изделий на поверхность требуется нанести узор, рисунок, окрасить только часть материи. Способ нанесения различных узоров на ткань называют печатанием. Выполняется он различными способами:
Способ нанесения рисунков может быть ручным или машинным. Ручной, как правило, используется при создании уникальных, штучных изделий — авторских платков, скатертей. В массовом производстве используется машинная печать, которая имеет несколько видов:
Заключительная отделка
Заключительная отделка является завершающим этапом в подготовке ткани к раскрою и пошиву, если не требуется специальный вид отделки. Она улучшает внешний вид и облегчает дальнейшую работу с материалом.
Заключительная отделка хб и льняных материалов заключается в аппретировании, ширении, глажении: на полотно наносится аппрет, который состоит из клеящего вещества, смягчителя и антисептика; на ширильной машине ткань выравнивается, устраняются перекосы и распрямляются нити утка; проходя через каландровый пресс, ткань приобретает плотность, ровность и гладкость.
Шерстяные ткани проходят следующие этапы:
Шелковые ткани на заключительном этапе обрабатывают 1% раствором уксусной кислоты, после чего отправляют на сушку. В результате ткань приобретает мягкость и подвижность.
Материал из искусственных волокон сушат на игольчатых ширильноусадочных аппаратах с минимальным натяжением ткани.
Специальная отделка
К специальной отделке прибегают, когда ткани необходимо придать особые свойства, создать особый эффект или устранить имеющиеся недостатки. К специальным видам отделки относятся такие обработки:
Такой обработке подвергаются чаще всего материалы, используемые для пошива рабочей одежды или одежды для специальных промышленных направлений — химической, пищевой.
Также специальная отделка позволяет улучшить и оттенить эстетические свойства полотна. Создается декоративное тиснение, металлизация, придается блеск, используется гофре, лаке.
Ажурные узоры можно нанести на искусственные материалы, добившись эффекта пышного кружева. Такой материал может быть использован для пошива декоративного воротника или подола для платья.
Важная информация! Металлизация заключается в нанесении на поверхность тонкого слоя металла. Среди них могут быть даже драгоценные — золото и серебро, что позволяет получать изделия класса люкс. Теперь уже сама эта материя может использоваться как отделочная ткань.
После прохождения всех этапов и завершения всех процессов на выходе получается самая разнообразная материя, обладающая всеми необходимыми ей свойствами. Эти качества она приобретает благодаря многоступенчатой отделке.
Материаловедение. Отделка тканиметодическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Отделка тканей
Odessitochka Общие сведения о прядении
Отделкой ткани называется совокупность всех физико-химических и механических процессов, в результате которых из суровой ткани (суровья), полученной из ткацких станков получают готовую ткань.
Отделка хлопчатобумажной ткани
Основные операции хлопчатобумажной ткани: опаливание, расшлихтовка, отваривание, беление, мерсеризация, ворсование, крамление, печатание, заключительная отделка (аппретирование, ширение, каландрирование).
Опаливание — удаление с поверхности суровой ткани кончиков волокон. Не опаливают марлю, и те ткани, которые подвергаются ворсованию (вельвет, бумазея). Опаливание производят с помощью газовой горелки или волокна сгорают при прикосновении с металлической расплавленной поверхностью желоба.
Расшлихтование — удаление из шлихты.
Отваривание — обработка ткани щелочными растворами, применяется для удаления примесей целлюлозы, загрязнений и остатков шлихты.
Беление — обработка тканей гипохлоридом натрия, перекисью водорода, и подуксусной кислотой, для придания устойчивой белизны.
Мерсеризация — обработка раствором едкого натра для повышения прочности, шелковистости, блеска, гигроскопичности и для лучшего окрашивания.
Ворсование — обработка ворса на поверхности ткани для придания легкости, пушистости и теплозащиты. Ворсуются такие ткани как: байка, фланель, бумазея, х/б сукно, вельветон и др.
Крашение — придание сплошной ровной окраски, путем нанесения того или иного цвета с помощью красителя.
Печатание — нанесение на ткань цветного рисунка. Существуют три вида печати:
Заключительная отделка : аппретирование — пропитка ткани специальными составами, для придания упругости, элластичности, нужной жесткости, блеска, белизны и повышения износостойкости.
Ширение — придание тканям стандартной ширины и устранение перекосов.
Коландрирование — проутюживание ткани на отделочных коланрах. Не коландрируется вельвет, полубархат и костюмное трико.
Существуют специальные отделки для х/б ткани, которые придают определенные свойства (несминаемость, безусадочность, водонепроницаемость, водоотталкивание, огнезащитные, противогнилостные, стойкое тиснение), получают стойкие рельефные узоры.
Отделка льняных тканей
Основные операции : стрижка или опаливание, расшлихтовка, отварка, беление, крамление или печатание, заключительная отделка (аппретирование, ширение, коландрирование).
В процессе отварки и беления происходит удаление из ткани клеящих веществ. Ткани теряют до 30% массы, плотность их уменьшается, поэтому обычно отваривают и белят пряжу, а не ткань. Отварку и беление пряжи проводят осторожно и повторяют несколько раз. Выпускаются 1/4 часть белые и полубелые, и 3/4 — белые и полностью отбеленные льняная пряжа и ткань.
При сочетании суровой, частично отбеленной и окрашенной льняной пряжи, вырабатывают пестро — тканные льняные ткани. Меланжевые ткани делают из меланжевой пряжи содержащей окрашенные штапельные волокна и суровые льняные.
Заключительные и специальные отделки льна такие же как и в хлопчатобумажных за кроме стойкого тиснения.
Отделка шерстяных тканей
Шерстяные ткани делятся на гребенные (камвольные) и суконные.
Гребенные ткани тонкие и легкие, имеют на лицевой поверхности четкий рисунок переплетения.
Суконные ткани отличаются от гребенных большей массой и толщиной. Поверхность может быть с ворсом, пушистая или иметь войлокообразный застил, поэтому отделка камвольных и суконных тканей имеет свои особенности, но некоторые общие операции.
Основные операции отделки гребенных тканей: опаливание, заваривание, валка (для некоторых тканей), промывание, карбонизация, мокрая декатировка, крашение, стрижка и чистка, прессование, заключительная декатировка.
Отделка суконных тканей включает: валку, промывание, декатировку, карбонизацию, крашение, стрижку и чистку, прессование, заключительную декатировку.
Некоторые шерстяные ткани могут иметь специальную пропитку: водоотталкивающую и молестойкую.
Опаливание — сжигание торчащих волокон шерсти с лицевой стороны гребенных тканей на специальных машинах — «палилках» (пламя от газовых горелок).
Промывание производится для удаления жира, остатков шлихты и загрязнений.
Заваривание — обработка гребенных тканей в течении 20 — 30 мин горячей или кипящей водой, а затем холодной, для снятия напряжений, придания усадки, закрепления структуры ткани, уменьшение ее способности свойлачивания при последующих обработках.
Валка — производится для всех суконных и некоторых гребенных тканей для увеличения плотности и образования войлокообразного застила.
Мокрая декатировка — это обработка ткани водой и паром на декатировочных машинах для уплотнения и уменьшения усадки ткани. Декатируют такие ткани: «бостон», трико, шериот и др.
Карбонизация — это обработка чистошерстяных тканей 4 — 5% раствором серной кислоты для очистки от растительных примесей.
Ворсование драпов, пальтовых тканей производится путем вычесывание волокон из влажной ткани на ворсовальной машине, который имеет барабан покрытый кардолентой (лента с мелкими иголками), или растительными ворсовальными шишками.
Крашение производится кислотными, хромовыми, металлосодержащими красителями, прямыми красителями. Очень толстые суконные ткани вырабатываются из окрашенной пряжи. Некоторые пальтовые ткани, платки, шарфы проходят процесс печатания.
Беление шерстяных тканей производится редко, т.к. снижается прочность ткани.
Стрижку гребенной ткани выполняют для устранения пушистости, а суконные ткани стригут после ворсования для выравнивания высоты ворса. После стрижки ткани чистят. Некоторые драпы проходят процесс фигурного закатывания ворса (ратинирование) на ратинирующих машинах. На драпе «Велюр» вспушивают ворс ворсующими и контворсующими валиками, которые движутся в разные стороны.
Аппретирование проходят: гребенные, полушерстяные костюмные и пальтовые ткани для придания эластичности, мягкости и упругости.
Прессованию подвергаются ткани, которые имеют плотную структуру и гладкую поверхность. Их уплотняют, выравнивают и придают блеск.
Заключительная декатировка — это обработка горячим паром под давлением для придания усадки, закрепления структуры и снятия лас.
Отделка тканей из натурального шелка
К основным операциям отделки натурального шелка относят: опаливание, отварка, отбеливание, крашение, печатание, аппретирование, ширение, сушка, коландрирование.
Опаливание проходят ткани из шелковой пряжи с добавлением хлопчатобумажной ткани в утке.
Отварка — обработка мыльным раствором при температуре 92 — 95ºС в течение 1,5 — 2 — х часов для удаления серицина, красящих, жировых и минеральных веществ.
Отбеливание проходят только ткани из шелковой пряжи, которые должны быть абсолютно белыми; кремоватые суровые ткани хорошо красятся. Отбеливают перекисью водорода в щелочной среде.
Крашение производится прямыми кубовыми красителями. Активные красители дают яркую окраску, стойкую к мокрым обработкам, трению и действию органических растворителей.
Печатание производится с помощью сетчатых шаблонов, этот способ называется фотофильмпечать. Можно на ткань накладывать трафареты с отверстиями в форме рисунка, с помощью пульвелизатора набрызгивать краситель. Трафарет снимают, ткань сушат и промывают.
Заключительная отделка зависит от строения ткани. Креповые ткани обрабатывают разбавленным раствором уксусной кислоты. Ткани из натурального шелка и полушелковые проходят вторичное опаривание, аппретирование, коландрирование и вторичное коландрирование. В ворсовых тканях в начале поднимают ворс, потом проводят стрижку, затем нанесение аппретов на изнанку ткани, на игольчатой сушильноширильной машине.
Отделка тканей из химических волокон
Отделка этих тканей аналогично отделке тканей из натурального шелка, но есть специальные отделки: травление, гофрирование, термоотделка.
Отварка в тканях из химических волокон для удаления шлихты в мыльных растворах пониженной концентрации и сокращенном времени.
Отбеливание производится в очень редких случаях. Для тканей из капрона проводится термофиксация — это обработкапаром при температуре 130 — 135ºС в течении 15 мин или обработка инфракрасными лучами при температуре 190 ºС в течении 12 — 15 сек.
Крашение вискозных и медно — аммиачных волокон производится прямыми или кубовыми красителями.
Печатание производится с помощью сетчатых шаблонов или печатными машинами. Для нанесения рисунка на ацетатные, капроновые и другие ткани применяются диспертные металлосодержащие красители.
Заключительная отделка тканей из химических волокон: стрижка, чистка, аппретирование, ширение и сушка, декатирование, коландрирование, правка утка.
Специальные виды отделки для получения ворсовых рисунков — флокирование— это наклеивание на лицевую поверхность коротких волокон длинной 0,5 — 2 мм в электростатическом поле; травление — применяется для получения ажурных рисунков на гладких и ворсовых тканях, содержащих вискозные и полиамидные волокна; эффект Гофре — применяется на капроновых тканях; метеллизация — напыление на ткань в вакууме тончайшего слоя металла.
Также к специальным видам отделки относятся: получение объемной структуры, термическая отделка, тиснение, лаке — отделка под лаковую кожу (блеск, стойкость и стирке, операций на утюге).
Понравилась заметка? Поделись!
Мерсеризация – какие задачи решает
Способ представляет собой обработку раствором концентрированного едкого натра. Замачивание выполняется при натяжении материала, а на завершающем этапе ткань промывают сначала горячей, а затем холодной водой.
В результате улучшается окрашиваемость материи традиционными красителями. Кроме того, снижается риск выцветания при длительной эксплуатации, дополнительно повышается общая прочность материала. Помимо этого, технология придает ткани интересный шелковистый блеск и повышает устойчивость к усадке.
Противоусадочная обработка – для чего применяется
Технологи по ткани разработали эту отделку ещё в 1930 году. Благодаря ей можно не переживать, что вещь уменьшится в размере после первой стирки, как это бывает с изделиями бюджетного сегмента.
Технология предполагает выполнение следующих работ:
Благодаря такой отделке удается снизить склонность к усадке в два раза. Если для обычных материалов показатель составляет 10%, то после противоусадочной обработки он не превышает 5%.
Хлопчатобумажная группа
История ткани из хлопка насчитывает не одну тысячу лет. За это время ассортимент тканей расширился до 1000 наименований. Огромное распространение материал получил за такие свойства:
Недостатками хлопка являются высокая степень сминаемости и усадка. Чтобы убрать эти минусы, сырье для материала аппретируют или комбинируют с другими волокнами, в том числе синтетическими.
Производство тканей начинается со сбора коробочек хлопчатника. Из них затем извлекают хлопковые волокна, которые станут основой для нитей. Чем длиннее волокна, тем качественнее будет материал. Хлопковое сырье очищают и сортируют. Затем из них изготавливают нити. Плотность ткани зависит от толщины и способа кручения нитей.
Хлопковые нити проклеивают для предотвращения разрывов и усиления прочности. На прядильной фабрике производят непосредственно саму ткань. Большинство видов, составляющих ассортимент тканей из хлопка, ткут полотняным переплетением и его производными. Применяются также жаккардовое, мелкоузорчатое и другие виды переплетений. Первоначально полотно имеет белый цвет из-за отбеливания. После очищения от клея материал красят или наносят рисунок, если нужно получить ткань с принтом. Затем хлопок могут дополнительно обрабатывать.
По назначению хлопковая ткань делится на бытовую и техническую. Существует 17 групп хлопчатобумажных материалов: бельевая, одежная, полотенечная, платочная, подкладочная, тиковая, плательная, мебельно-декоративная, ворсовая, одеяльная, суровые ткани, ситцы, бязи, сатины, марля, упаковочные и технические ткани.
Ситцы изготавливают полотняным переплетением. Это гладкокрашеный материал или ткань с рисунком, полученным методом набивки.
Бязь — более плотная и грубая ткань за счет использования более толстых нитей. Получают полотняным переплетением. Этот вид подвергают сильному аппретированию для улучшения сопротивления к сминаемости и усадке.
Сатины ткут атласным или сатиновым переплетением. Лицевая поверхность гладкая. Эти виды ткани часто подвергаются мерсеризации. Это химическая обработка нитей, которая делает их более шелковистыми, мягкими и блестящими.
Наиболее понятной является классификация тканей из хлопка по сезонному признаку. Особенно это актуально для платьевой группы. В нее входят следующие виды:
Из хлопковой нити может быть изготовлена как плотная, так и тонкая ткань. Разнообразие переплетений и использование нитей разной толщины позволяют получить нежнейшую вуаль и теплую байку. Название тканей часто совпадает с названиями материалов из шелка, шерсти или льна.
Виды тканей по виду сырья
Материалов для пошива одежды существует много. Для создания зимних, демисезонных и летних вещей используют сырье разного происхождения.
6. Отделка тканей
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТДЕЛКЕ ТКАНЕЙ
Отделка тканей представляет собой совокупность ряда химических и физико-механических операций, предназначенных для улучшения внешнего вида и придания тканям свойств, отвечающих их назначению.
Химической обработкой из тканей удаляют ненужные примеси (шлихту, жиро-, воскообразные вещества и др.), придают тканям белизну, соответствующую окраску, блеск, при этом улучшаются свойства тканей (гигроскопичность, несминаемость, прочность и др.). Для химической обработки применяют кислоты, щелочи, окислители, восстановители и другие вещества.
Физико-механической обработкой тканям придаются такие ценные свойства, как повышенная прочность, безусадочность, мягкость, хороший внешний вид и др. К этому виду обработки относятся валка, ворсование, стрижка, глажение или прессование, декатировка и др. Отделку тканей производят на отделочных предприятиях.
Основными процессами отделки тканей являются: предварительная отделка (опаливание, расшлихтовка, отваривание, промывка, валка и др.), крашение, печатание, заключительная отделка (аппретирование, ширение, каландрование и др.). Но учитывая природу волокнистого материала, вид пряжи, характер ткани и ее назначение, различные ткани подвергают отделке по той или иной схеме на предприятиях, специализирующихся по видам ассортимента тканей.
ОТДЕЛКА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ ТКАНЕЙ
Поступившие с ткацкого на отделочное предприятие хлопчатобумажные ткани (суровье) разбраковывают в зависимости от качества и определяют их назначение. Затем куски тканей клеймят и сшивают по нескольку десятков и даже сотен в одну непрерывную ленту, которая и подвергается полной отделке.
Ниже перечислены основные процессы отделки хлопчатобумажных тканей.
1. Предварительная отделка: опаливание, расшлихтовка, отваривание, мерсеризация, беление, ворсование.
2. Крашение.
3. Печатание.
4. Заключительная отделка: аппретирование, ширение, каландрование.
В зависимости от вида и назначения тканей они проходят отделку, состоящую из того или иного количества процессов.
После вылеживания ткань промывают в жгутомойной машине и направляют на отваривание.
Отваривают ткань в герметически закрытых варочных котлах. После отваривания ткань промывают сначала горячей, а затем холодной водой. В результате волокна освобождаются от жиро-, воскообразных, азотистых и минеральных веществ, а также от остатков шлихты и прочих примесей.
Отваренная ткань приобретает смачиваемость, необходимую для равномерного беления ткани, становится мягкой и пластичной, но имеет неприятную серовато-буроватую окраску, образующуюся в результате адсорбции буроокрашенных продуктов вываривания, которые не удаляются промывкой.
Мерсеризацию ткани проводят на мерсеризационной машине под натяжением с целью предотвращения усадки.
Мерсеризации подвергаются главным образом ткани из гребенной пряжи (сатин, зефирин, поплин, батист, маркизет и др.).
Затем ткань кислуют, тщательно промывают, отжимают и высушивают.
Ворсованию подвергают платьевые ткани и ткани, имеющие уток аппаратного прядения со слабой круткой (фланель, бумазею, байку, вельветон, сукно и др.).
Красящими веществами, или красителями, называются органические соединения, обладающие способностью окрашивать волокна при поглощении ими этих веществ.
Для окрашивания хлопчатобумажных тканей используют прямые, кубовые, сернистые красители, азокрасители, образующие окраску на волокне, черный анилин, образующий окраску на волокне, активные красители, пигменты и др.
Процесс крашения тканей складывается из одновременно протекающих трех стадий.
1. Адсорбция (поглощение) красителя поверхностью волокна, зависящая от вида красителя, его концентрации, температуры раствора, наличия или отсутствия в растворе вспомогательных химических веществ.
2. Диффузия (проникание) красителя в глубь волокна, зависящая от концентрации красителя в ванне, от величины частиц красителя и состояния волокна (чем меньше размер частиц красителя и чем больше набухает волокно, тем быстрее будет происходить диффузия и тем быстрее будет адсорбироваться краситель внутренней поверхностью волокна), от температуры раствора, от наличия или отсутствия в растворе вспомогательных химических веществ. Диффузия приводит к равновесному состоянию красителя, адсорбированного на волокне, и красителя, находящегося в растворе. Этот момент равновесия будет характеризовать полное окрашивание волокнистого материала.
3. Фиксация (закрепление) красителя в волокне, обусловливающаяся физическими и химическими силами взаимодействия между красителем и волокнистым материалом (межмолекулярным притяжением, возникновением водородных связей).
Ниже приведена краткая характеристика красителей.
Прямые красители легко растворяются в воде и из водного раствора переходят на волокно, не меняя своего химического состава. После крашения ткань промывают холодной водой, отжимают и высушивают. Прямые красители дают возможность окрасить ткани в разнообразные цвета.
Прямые красители дают окраску яркую, устойчивую к трению, но не к стирке, поту и свету. Для повышения прочности окраски ткани обрабатывают специальным закрепителем ДЦМ (сложное органическое соединение с уксуснокислой медью).
Кубовые красители (производные индиго и антрахинона) растворяются при восстановлении их гидросульфитом в щелочной среде, образуя так называемые лейкосоединения (соединения с измененным цветом).
Пропитанная лейкосоединением ткань проходит окислительный зрельник, где первоначальный краситель восстанавливается, прочно закрепляясь на волокне.
Кубовые красители дают возможность окрасить платьевые и сорочечные ткани в яркие и разнообразные цвета. Прочность окраски при этом получается значительно выше, чем при окраске прямыми красителями.
Сернистые красители, так же как и кубовые, растворяются при восстановлении их сернистым натрием в щелочной среде, образуя натриевую соль лейкосоединения, которая поглощается волокнами. Далее сернистые красители закрепляются на волокне, окисленном так же, как и кубовые.
Окраска сернистыми красителями относится к группе прочных, но уступает по прочности окраске кубовыми красителями; прочность к трению у них выше. Сернистыми красителями окрашивают одежные и подкладочные ткани в различные цвета, кроме красного, но чаще всего ткани окрашивают в черный, синий и коричневый цвета.
Крашение сернистыми красителями получило большое распространение благодаря дешевизне и простоте применения.
Нерастворимые азокрасители образуются на волокне из двух полупродуктов: азосоставляющих (азотолов, нафтолов) и диазосоставляющих (аминов), которые, вступив в химическую реакцию, образуют окрашенные соединения.
В зависимости от взятого в сочетании азо- и диазосоединения получают окраски различных цветов и прочности. Наиболее часто этими красителями окрашивают ткани в яркие красные и синие цвета, устойчивые к стирке, но не устойчивые к действию трения и света (однако ряд красителей дает окраску, стойкую и к действию света). Кроме того, ими окрашивают ткани в черный цвет.
Черный анилин образуется на волокне окислением солянокислого анилина.
Активные красители (проционы, цибакроны, кавалиты) содержат подвижные атомы хлора, которые способны реагировать с гидроксильными группами целлюлозы или с аминогруппами белковых и полиамидных волокон, образуя окрашенные соединения типа простых эфиров.
Окраски этими красителями характеризуются высокой прочностью и яркостью.
Дефекты крашения. Дефекты, возникающие при крашении тканей, являются следствием недостаточной подготовки тканей перед крашением (при отваривании и белении), несоблюдения технологии крашения и неисправности оборудования.
Ниже приведены основные дефекты крашения.
Пятна и помарки, возникающие при белении (известковые, железные и масляные пятна), при крашении резко проявляются. Кроме того, пятна и помарки могут возникнуть и непосредственно при крашении из-за накопления грязи на отжимных валах красильных аппаратов, а также в результате попадания капель воды во время запаривания.
Пятна и помарки на видимых деталях одежды не допускаются, на закрытых частях не учитываются.
В швейных изделиях разнооттеночность более заметна, чем в куске ткани. Ведь переход от одного оттенка к другому в ткани происходит постепенно, а в изделии резко: например, полочка и рукав, выкроенные из разных частей куска ткани, будут сильно отличаться друг от друга по цвету.
Резкая разнооттеночность в изделии недопустима, при таком дефекте изделие забраковывают. Заметная разнооттеночность допустима лишь в изделиях III сорта.
Изделие, на видимых частях которого наблюдается полоса, переводится в пониженный сорт.
Печатание тканей производится с помощью печатных машин, которые могут быть одновальными и многовальными. Печатный рисунок на ткань наносится печатным валом.
Печатный вал 3 (рис. 19) представляет собой медный полый цилиндр, на ровной поверхности которого выгравирован узор в виде углублений. Под печатным валом помещается ящик с краской 4, в котором имеется круглая щетка 5. Щетка при вращении вала наносит на его поверхность краску. С гладкой поверхности вала краска удаляется стальной пластиной 6 (раклей), и краска остается только лишь в углублениях. При плотном соприкосновении печатного вала с тканью 2 краска из углубления печатного вала переходит на ткань, образуя на ней соответствующие цветные узоры.
На ткань, прошедшую первый, второй, третий и т. д. печатные валы, наносится определенная часть общего узора соответствующего цвета. При выходе из печатной машины ткань 1 поступает в сушилку, где напечатанные участки высушиваются; контуры печатного рисунка при этом становятся четкими.
Запарка предназначена для окончательного закрепления красителя на волокне. Она проводится при высокой температуре и увлажнении, при этом краситель хорошо адсорбируется поверхностью волокон и проникает в глубь их.
После запарки ткань направляется на промывку. При промывке удаляются краситель, не закрепившийся на волокне, сгустки и прочие загрязнения. Промывка ведется сначала в растворе мыла, а затем в горячей и холодной воде.
Для расцветки тканей используют следующие виды печати: прямую, вытравную, резервную и трехцветную.
При нанесении на ткань рисунка печатным способом могут возникнуть дефекты печати. Причины дефектов разнообразны: от повреждения печатного вала или ракли, от засоренности и несоответствующей густоты печатной краски, от плохой подготовки ткани к печатанию и др.
На рис. 20, г для сравнения показан нормальный отпечаток.
Щелчки, затаски и засечки при раскрое ткани могут быть обойдены, а при попадании на видимые детали изделия снижают его сорт.
Перекос рисунка (рис. 20, з) образуется вследствие плохой подготовки ткани к печатанию, т. е. в ткани не устранен перекос нитей утка по отношению к кромке. Дефект особенно хорошо заметен на тканях с рисунком в клетку.
Заключительная отделка. После беления, крашения и печатания ткани вытянуты по основе (на 60%), ширина их уменьшена (на 20%) и неравномерна, поверхность покрыта многочисленными складками и морщинами, матовая, с недостаточной белизной, на ощупь излишне мягкая, вялая. Все это ухудшает внешний вид тканей и затрудняет их раскрой и пошив изделий из них.
Целью заключительной отделки является устранение всех перечисленных недостатков ткани и улучшение ее свойств: эластичности, гигроскопичности, прочности, несминаемости, малоусадочности, водонепроницаемости и др.; в результате увеличивается износостойкость ткани.
В зависимости от строения и назначения ткани в состав аппрета могут входить различные вещества: клеящие (крахмал, декстрин, КМЦ и др.), смягчающие (масло ализариновое, мыло и др.), гигроскопические (глицерин, поваренная соль и др.), повышающие степень ее белизны (ультрамарин, белые красители и др.), антисептики (борная или салициловая кислота, формалин и др.).
Аппрет наносят с помощью крахмальных плюсовок с двух или с одной стороны ткани, с изнанки (например, на вельвет). После аппретирования ткань поступает на сушильные барабаны или сушильно-ширильную машину.
Аппретирующие составы обычно придают тканям лишь временный эффект, исчезающий после нескольких стирок. С целью получения устойчивого эффекта отделки все шире применяют несмываемые аппреты. В качестве несмываемых аппретов используют растворимые в щелочах препараты целлюлозы (щелочерастворимые эфиры целлюлозы) и водные эмульсии синтетических смол (латексы).
Для получения серебристого блеска, подобного блеску шелковых тканей, сатин и ластик отделывают на серебристом двухвальном каландре. Поверхность стального вала этого каландра покрыта тонкими параллельными штрихами, расположенными под некоторым углом к оси вала. Но серебристый блеск неустойчив и пропадает после первой стирки.
Однако не все ткани каландруют. Не каландруют, например, костюмные ткани (трико, коверкот, вельвет-корд и др.) и большинство платьевых тканей из крученой пряжи с рельефной поверхностью (маркизет, поплин, тафта, эпонж и др.).
Наиболее часто встречающимися дефектами являются неравномерная ширина куска ткани, получающаяся из-за неналаженности ширильной машины; перекос ткани при неправильной правке утка при ширении; оторванная вследствие чрезмерного ширения и недостаточного увлажнения ткани кромка.
Водонепроницаемой отделке подвергаются плащевые ткани. Их покрывают пленкой резины или синтетических смол, но они при этом становятся воздухонепроницаемыми,что отрицательно сказывается на их гигиеничности.
Водоупорную отделку получают пальтовые и плащевые хлопчатобумажные ткани, а также некоторые льняные ткани. Ткани с водоупорной отделкой не смачиваются и сохраняют воздухопроницаемость. Такая отделка может быть выполнена обработкой алюминиевыми мылами, хромоланом, препаратом 246, силиконовыми препаратами.
Противоусадочная отделка тканей осуществляется обработкой их после увлажнения на ширильно-усадочной машине или на специальном противоусадочном агрегате. Сущность работы агрегата заключается в следующем. Увлажненная ткань прижимается к эластичному растянутому сукну, которое при последующем освобождении от натяжения укорачивается и вызывает усадку ткани.
Широко известна отделка СКЭТ для бязи с яркой печатной расцветкой, в результате которой дешевая бельевая ткань приобретает вид дорогой ткани. Термин СКЭТ составлен из начальных букв слов: смола (карбамол ЦЭМ), катализатор, электрокаландр, термообработка. Отделка СКЭТ придает бязи несмываемый устойчивый аппрет, блеск, несминаемость, безусадочность и увеличивает прочность окраски.
Все большее применение находит совмещение процесса крашения с отделкой, придающей тканям несминаемость. Для этого краситель (проционовый) смешивают с предконденсатом смолы и наносят на ткань. В результате.обработки ткань приобретает хорошую несминаемость и прочную окраску. Прочность окраски обусловливается тем, что краситель вступает в химическую реакцию с целлюлозой и смолой.
Огнеупорной пропитке подвергаются хлопчатобумажные и льняные ткани специального назначения (для театральных занавесей, штор, для спецодежды рабочих, работающих с расплавленным металлом и огнем). С этой целью на ткани наносят различные минеральные соли, обладающие способностью тушить пламя (аммонийные соли, фосфорнокислые соли, бура и др.), добавляя их в определенном количестве к крахмальному аппрету или к предконденсатам синтетических смол.
Тиснение сатинов и бязей, т. е. получение рельефного узора тканей с помощью тиснильного каландра, выполняется следующим образом. Предварительно ткани пропитываются специальными препаратами, в основу которых входят метазин и гликазин или карбамол ЦЭМ. После тиснения ткани проходят зрельник при температуре 130 ‘С.
Отделка для придания устойчивого блеска осуществляется для платьевых тканей. Сначала на ткань печатным способом наносят загущенный раствор метазина и после просушки пропускают ее через фрикционный каландр с последующей термообработкой. Получаются рисунки с устойчивым блеском, называемые лаковыми (лаке).
Ткани с цветными рельефными узорами получаются при печатании полихлорвиниловыми пластиками в комбинации с различными пигментами.