Для чего проводят впр в школе
В чём смысл Всероссийских проверочных работ. И почему их так не любят учителя
С марта по май школьники 4, 5 и 11 классов будут писать Всероссийские проверочные работы по 11 предметам. Всё это помимо обычных школьных контрольных и ЕГЭ в 11 классе. Что такое ВПР, зачем они нужны и что о них думают учителя — рассказывает Татьяна Волошко.
Всероссийские проверочные работы — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету. Они появились в 2015 году, сначала в качестве эксперимента для 4-х классов. Через год их стали писать ещё в 5 и 11 классах. А в 2018 году Всероссийские проверочные работы апробируют на шестиклассниках.
Для 4 и 5 класса ВПР — обязательны. Писать или не писать ВПР в 6 и 11 классах каждая школа, по идее, решает самостоятельно. Скажем, школа может освободить от написания ВПР только детей с инвалидностью, а может совсем не писать. Но при этом сам ученик отказаться писать проверочную работу не может.
Из чего состоит Всероссийская проверочная работа
Вот, к примеру, демоверсия заданий ВПР для четвероклассников. Школьники пишут проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру.
Контрольная по русскому языку разбита на две части: диктант и задания по синтаксису; 13 заданий по всем разделам языка (поставить ударение в словах, определить основную мысль текста, составить к нему план, написать значение слова, подобрать синоним и так далее). В контрольной по математике — 11 заданий, которые проверяют умение считать, логически рассуждать, работать с информацией.
Во время ВПР ученикам нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями и калькулятором. Зато можно использовать черновики (их потом никто не проверяет и не оценивает). На одну контрольную даётся 45 минут. За каждое задание ученик получает определённое количество баллов — для каждого предмета и класса они свои. Обычно оценки за ВПР в школе не ставят, но посмотреть, как перевести баллы в пятибалльную оценку, можно на сайте ВПР.
Готовят к Всероссийским проверочным работам за год до написания ВПР (а некоторые школы с 1 класса). Есть даже отдельные пособия для подготовки к ВПР, примерно такие же, как для подготовки ЕГЭ и ОГЭ. Демоверсии проверочных работ можно посмотреть на сайте ФИПИ и на сайте ВПР.
В чём идея проверочных работ
Раньше школы сами проверяли, как ученики освоили конкретный предмет. Для этого проводили контрольные работы. Но никто не контролировал, как эти задания составляли, какой у них уровень сложности и как оценивается их выполнение. В проверочных работах предусмотрен единый стандарт оценки.
А ещё проверочные работы оценивают, как школа готовит школьников в начальных и средних классах. Ведь к ОГЭ и ЕГЭ школьники готовятся тщательно и в большинстве случаев с репетиторами. Сложно понять, где заканчивается роль школы и начинается помощь репетитора. ВПР должны это отразить.
По каким предметам сдают ВПР в 11 классе (и как они связаны с ЕГЭ)
Больше остальных по поводу приближающихся ВПР переживают одиннадцатиклассники. Их можно понять: все силы и мысли направлены на успешную сдачу ЕГЭ, а тут ещё проверочные работы! В прошлом году одиннадцатиклассники даже запустили в твиттере хэштег #ВыпускникиПодписываютПетицию с требованием отменить ВПР в выпускном классе. Но, судя по всему, отменять их пока не собираются.
Но ВПР — это по сути не аналог ЕГЭ и даже не допуск к нему. ВПР — это возможность узнать уровень знаний предметов в конкретной школе. Ведь профильные ЕГЭ по предметам выпускники сдают по выбору, а уровень знаний по остальным предметам толком не проверяют. И проверочные работы эту проблему должны решить.
Принцип в 11 классе простой: кто сдаёт ЕГЭ по биологии, не пишет ВПР по биологии, кто сдаёт ЕГЭ по географии — не пишет ВПР по географии.
За что не любят Всероссийские проверочные работы учителя
Не только школьники, но и некоторые учителя не всегда довольны всероссийскими проверочными работами. Формально даже не очень хорошие результаты не влияют на итоговую оценку учеников. На деле, конечно, бывает всякое. А вот преподавателям и руководству школы за результаты ВПР приходится отчитываться. К тому же подготовка (некоторые учителя употребляют слово «натаскивание») к ВПР начинается почти за год и отнимают много часов по предмету.
А ещё ВПР не всегда составляют по учебным пособиям, рекомендованным министерством образования. В билете могут быть задания по темам, которые по программе проходят только в следующем году. Это объясняется тем, что в контрольные материалы состоят из заданий разных учебных программ. Поэтому иногда школе приходится специально менять учебники, чтобы успеть подготовиться к ВПР.
Так как результаты влияют на рейтинг школы, учителя могут помочь детям во время проверочной работы, в отличие от ЕГЭ
Поэтому результаты вряд ли можно назвать объективными. Иногда в школе за ВПР дети получают высокие баллы, а за ЕГЭ или ОГЭ — не очень хорошие.
«С ВПР перемудрили. Кто их вообще придумывает? Создали дополнительную структуру? Разогнать их надо! — рассказывает учитель начальных классов (она попросила не называть её имени) московской школы. — По чтению четвероклассникам дают текст и спрашивают: „Какой это текст?“. Что они хотят услышать в ответе? По типу? По жанру? И таких косяков полно».
С ней соглашается учитель старших классов.
«Как способ заучивать и натаскивать — это хорошие проверки. Если цель школы — заучить наизусть и пользоваться выученным, то ВПР — это просто контрольные, проверяющие как раз это умение. Если цель школы — научить думать и исследовать, то они бессмысленны. Зачем вообще столько проверок в школе, уничтожающих саму возможность думать и искать свои ответы?
Все эти проверочные, ЕГЭшные задания — могут быть частью учебного процесса, но никак не формой экзаменов. Потому что оценки за такие знания проверяют лишь механику — память, умение пользоваться уже выученным. А школа должна учить думать. И, конечно, это стресс. Вместо свободы в программах и проверки на входе и выходе — постоянные проверки всего года. Как будто это не школа, а проверка удоя коров».
Александр Закуренко, учитель русского языка
В Москве, например, некоторым школам удаётся полностью отказаться от участия в ВПР. Вместо этого они проводят диагностику Московского центра качества образования. В общем, альтернатива всё-таки есть. А пока учителя только надеются, что со временем ВПР действительно станут индикатором качества знаний, а не очередным стрессом для школы.
Расписание ВПР-2018
4 класс
5 класс
6 класс
10 класс
У десятиклассников сдают на выбор — или химию, или биологию.
11 класс
Иллюстрации: Shutterstock (Elena Barenbaum, Anna Pavlyuk)
Любовь Кузнецова
19 июня 2018 • 14:42
Всероссийские проверочные работы (ВПР) появились в практике российского образования в 2015 году. Прошло почти три года, но эта тема до сих пор актуальна. На Педсовете мы встречаем множество разнообразных мнений в статьях и комментариях. Обобщить их и получить представление о том, как учителя воспринимают и оценивают ВПР и все, что связано с ними, нам помогут итоги исследования, которое мы провели в мае-июне 2018 года.
На наши вопросы ответили 611 педагогов из разных населенных пунктов страны.
По преобладающим вариантам ответов учителей, участвовавших в данном исследовании, складывается такое мнение о ВПР:
А теперь о вопросах и ответах в исследовании подробнее.
Нужны ли в школе ВПР?
С мнением о том, что ВПР нужны, можно считать согласившимися 75 процентов респондентов. Согласие с необходимостью проведения ВПР выразили и половина из тех, кто дал на этот вопрос свой ответ:
Не нужны же такие проверочные работы, ответили 25 процентов респондентов, потому что:
Какие проблемы создает ВПР?
Участники исследования, давшие свой ответ, дополнили список предложенных нами проблем:
К 11 процентам тех респондентов, которые не считают, что ВПР создает какие-либо проблемы, добавились два положительных ответа:
Для чего нужны ВПР?
Как видим, 93 процента участников исследования находит у ВПР практическое значение для школы и образования в целом и только три процента выбрали вариант ответа “это путь к большей честности образования”.
Не согласившихся с тем, что ВПР может иметь какое-либо практическое значение, 4 процента респондентов, поясняли свой ответ так:
По каким предметам нужны ВПР?
В перечень предложенных для проведения ВПР респондентами были добавлены отдельные предметы
Интересно, что несмотря на присутствие в числе участников исследования преподавателей иностранного языка (10 процентов от общего количества), информатики и ИКТ (5 процентов от общего количества), физики (4 процента от всех) и химии (2 процента от всех участников) эти предметы не были предложены для ВПР.
Свой ответ на этот вопрос дали десять процентов участников исследования. Две трети из них считают, что:
В каких классах должны проводиться ВПР?
Чаще всего участники исследования для проведения ВПР предлагали классы в параллелях с 4 по 8 класс.
И вновь, немногим больше половины из тех, кто дал свой ответ (12 процентов респондентов), ответили отрицательно:
ни в каких.
Кто должен определять, какие классы и по каким предметам пишут ВПР?
Как видим, приоритет в выборе был отдан школе.
Среди предложенных участниками исследования в дополнение к нашим, были даны и другие варианты ответов:
Ответ “Никто”, вытекающий из того, что ВПР не нужны, мы получили от 6 процентов респондентов.
Кто должен составлять задания для ВПР?
Круг предложенных составителей заданий для ВПР был расширен дополнительными вариантами:
В своих ответах участники исследования высказали и такие мнения:
Кто должен готовить учеников к ВПР?
Большинство участников исследования, как видим, посчитали, что это должны быть учителя и родители. А вот репетиторам досталось только 2 процента ответов.
Те, кто дал свой ответ (7 процентов), практически единодушны в том, что готовить учащихся к ВПР не надо, поясняя:
Что необходимо делать, чтобы ученики успешно выполняли задания ВПР?
Выбор ответов определяет ведущую роль работы учителя для получения хороших результатов ВПР (в сумме 84 процента), а репетиторам достались те же 2 процента ответов.
В своих ответах респонденты дополнили перечень ответственных за успешное выполнение ВПР:
Еще условием успешного выполнения ВПР названо:
Как проводить ВПР?
Участниками исследования было предложено и такое:
И вновь половина из тех, кто дал свой ответ (2 процента), склонилась ко мнению:
ВПР должны быть:
Как видим, выбор участников исследования распределился между обязательностью и необязательностью выполнения ВПР в пользу необязательности с перевесом в 10 процентов.
Предложения участников исследования, высказанные в своих ответах:
Вариант «Не должны быть!» высказали треть из тех, кто дал свой ответ.
Должна ли влиять оценка за ВПР на итоговые оценки?
Как видим, респонденты, в большинстве своем, выбрали ответ “нет”.
В своих ответах мнения разделились поровну между такими:
Что должно быть сделано по итогам ВПР?
Существенное преобладание количества ответов (60 процентов) “принять во внимание при разработке методических материалов” согласуется с большим количеством замечаний к содержанию текстов ВПР, сделанных респондентами.
В своих ответах участники исследования предложили:
Но вместе с тем встретилось и такое предложение:
Зачем нужны ВПР
ВПР – это Всероссийские проверочные работы, которые пишут ученики всех школ в конце учебного года. Их результат не влияет на годовые оценки, цель — оценить качество полученного ребенком образования.
Что такое ВПР и из чего они состоят
Всероссийские проверочные работы пишут ученики 4-11-х классов весной — в марте — апреле. Мониторинг качества образования проводится уже пять лет. Это средство контроля за степенью освоения учащимися программного объема знаний по ФГОС, поэтому вопросы типа «уже есть ЕГЭ, ОГЭ, а ВПР для чего проводится?» не имеют смысла.
Проверочные работы — не аналог экзаменов. Это комплексная проверка базового уровня знаний, который дает ученику конкретная школа. Тесты составлены по единым требованиям ФГОС, критерии оценивания тоже одинаковы для всех образовательных учреждений.
Количество заданий в работе — от 12 до 20 (в зависимости от предмета и возраста ученика), расположены от простого к сложным. Учителя отмечают некорректность некоторых заданий — в их основе требования ФГОС, не учитывающие вариативность учебников и программ. Часто попадаются вопросы по темам, которые школьники еще не проходили. Это происходит потому, что задания не соответствуют УМК, по которому обучаются дети. Такие задания разрешено не выполнять и не оценивать при проверке, но они сбивают школьников и учителей.
Чиновники Минпросвещения и Рособрнадзора рекомендуют относиться к ежегодному контролю как к методу выявления пробелов в знаниях школьников и использовать полученные результаты для последующего планирования процесса обучения. Мнение учителей разделились — кто-то считает, что ежегодные ВПР необходимы для психологической подготовки ребенка к ЕГЭ, что проверка в конце года усиливает мотивацию к обучению. Противоположные мнения:
По каким предметам и в каких классах проводится
Количество предметов, по которым пишут работы, зависит от года обучения. Чем выше класс, тем больше предметов. Например, четвероклассники сдают русский язык, математику и окружающий мир. Сколько ВПР в 5 классе, посчитать несложно:
В следующих классах количество предметов увеличивается. Для шестиклассников прибавляется обществознание и география, в 7-8-х — физика и иностранный язык, одиннадцатиклассники пишут проверочные по тем предметам, которые не сдают во время ЕГЭ.
На что влияют результаты ВПР
Родители и ученики переживают, как сдать ВПР на 5 и получить хорошую оценку. Но это беспокойство напрасное — результаты не влияют ни на что — ни на четвертную оценку, ни на годовую. Результат мониторинга — это больше оценка школе и учителям — насколько понятно они объясняют материал, какое качество знаний дают ученикам. Органы управления образованием видят реальную картину общего уровня школьной подготовки и в соответствии с ней корректируют направление развития образования региона. Единственное, что дает ВПР школьнику, — актуальную информацию о пробелах в знаниях и возможность обратить на них внимание в дальнейшей учебе.
Кто и как готовит учеников
Чиновники от образования в один голос повторяют:
К проверке не надо готовиться специально! Надо просто сесть и спокойно ответить на те вопросы, которые знаешь.
Бесполезно спрашивать, есть ли ВПР в 5 классе или любом другом, чтобы заранее пройти все варианты. Лучшая подготовка — просто добросовестно учиться в течение всего года. Это было бы идеально — тогда и ученики, и учителя действительно показали бы реальный уровень знаний. Они сами могли бы понимать, к чему стремиться и что усовершенствовать. Но и школьное руководство, и учителя боятся, что итоги контроля повлияют на рейтинг школы, и всеми правдами и неправдами стремятся его поднять — начинается «натаскивание» на вопросы.
Готовиться к ВПР нужно, но делать это не судорожно зазубривая правила, ответы на вопросы и решения задач. Прежде всего учителю необходимо выявить слабые места в знаниях и сосредоточиться на них. Тем более что свежие демоверсии тестов выкладывают на официальном сайте «Всероссийские проверочные работы». Выбирайте учебные пособия, направленные на систематизацию и обобщение усвоенных понятий. За неделю перед работой уделите время и подробно разберите, как заполнять коды и индексы на бланке ВПР — это отнимает много времени у учеников, особенно у четвероклашек.
Как готовиться самостоятельно
Необходимо научить ребенка не ждать готовых ответов, а мыслить самостоятельно, принимать решения, пусть и ошибочные. Не пугайте школьника контрольными работами — от того, как проходит ВПР в 4 классе, зависит его дальнейшее отношение к подобным тестам. Ребенок остается один на один с заданием и насколько он сумеет успокоиться и сконцентрироваться, настолько он сможет выполнить задачи. Научите детей готовиться самостоятельно — реализованы интересные онлайн-тренажеры, которые пошагово разъясняют решения, показывают ошибки. Дайте задания по какой-либо теме, и пусть школьник сам определит слабые места. Объясните родителям, что будет, если пропустить ВПР — ничего не будет, и не надо отправлять сына или дочь в школу с температурой.
Расписание ВПР-2020
После изучения возможной сдачи в дистанционном формате Минпросвещением было принято решение перенести работы на следующий учебный год. Мониторинг пройдет в начале года, он продемонстрирует уровень знаний учеников после обучения в удаленном формате из-за сложной эпидемической ситуации. По его результатам специалисты примут решение о корректировке образовательного процесса и разработке методических рекомендаций.
Что такое ВПР и как к ней подготовиться
В 2015 году ВПР впервые провели по всей стране среди учеников средних и старших школ. С этого момента испытание проводится ежегодно и с каждым годом набирает обороты: в 2021 году к «проверке» подключились колледжи и техникумы.
ВПР не входит в список обязательных аттестационных испытаний: проводить её или нет, решают сами школы. Поэтому и родители, и учителя продолжают сомневаться: а стоит ли вообще устраивать дополнительную проверку? Ведь нагрузка в средней школе и без того достаточно высокая. Однако многие специалисты считают, что пользу может принести не только сдача, но даже подготовка к ВПР.
Марина Геннадьевна Алексеева учитель русского языка в средней школе, репетитор
Проверочная работа охватывает основной объём школьной программы — и эти знания пригодятся при сдаче ЕГЭ. А значит, можно будет тратить меньше усилий и времени в 11-м классе при подготовке к главному экзамену. Конечно, это не значит, что к ЕГЭ вообще можно будет не готовиться. Но промежуточные проверки знаний закладывают достаточно хорошую базу на будущее.
Содержание
Что такое ВПР: описание и суть работ
ВПР обычно проходит весной в 4–8 и 11-х классах. Роспотребнадзор обозначает общие сроки, список классов и предметов — обязательных и выборочных. А школа уже определяет конкретные даты проведения работ.
Класс | Обязательные учебные предметы | Выборочные предметы (2 из списка) | Даты проведения ВПР в 2022 году | |
---|---|---|---|---|
Обязательные | Выборочные | |||
4 | Русский язык, математика, окружающий мир | 15 марта — 20 мая | ||
5 | Русский язык, математика, история, биология | 15 марта — 20 мая | ||
6 | Русский язык, математика | История, биология, география, обществознание | 15 марта — 20 мая | 15 марта — 20 мая |
7 | Русский язык, математика, иностранный язык | История, биология, география, обществознание, физика | 15 марта — 20 мая (ин. яз. — 1 апреля — 20 мая) | 15 марта — 20 мая |
8 | Русский язык, математика | История, биология, география, обществознание, физика, химия | 15 марта — 20 мая | 15 марта — 20 мая |
10 | В режиме апробации (необходимость определяет школа) — география | 1 марта — 25 марта | ||
11 | В режиме апробации (необходимость определяет школа) — история, биология, география, физика, химия, иностранный язык | 1 марта — 25 марта |
Количество обязательных и выборочных предметов меняется от года к году. Так, например, в 2022 году семиклассникам наравне с математикой и физикой придётся обязательно сдавать иностранный язык. Кроме того, невозможно предсказать, какие именно будут выборочные предметы. Информацию об этом школа получает через личный кабинет в Федеральной информационной системе оценки качества образования — ФИС ОКО. В этой же системе обрабатываются обезличенные результаты проверочной работы.
Готовимся к ВПР: с чего начать и как спланировать занятия
Проверочная работа — это не аттестация, и на оценки в четверти или году её результаты влиять не должны. Но, несмотря на это, учителя нередко оценивают её как обычную контрольную. Поэтому готовиться приходится со всей серьёзностью.
Покупать специальные пособия не нужно — проверочная работа включает в себя темы из школьной программы. А вот обратиться за помощью к репетитору, возможно, придётся.
Светлана Павловна Шерсткова учитель математики высшей категории
Подготовиться к ВПР можно и с помощью открытых источников в интернете. Если ученик хорошо усваивает материал и интересуется предметом, то всё, что ему нужно сделать, — повторить основные темы и решить несколько прошлогодних вариантов. Другое дело, когда у ребёнка проблемы с учёбой. Он плохо понимает предмет, часто пропускает уроки из-за болезни или занятий спортом. В этом случае может потребоваться помощь репетитора, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях.
Чтобы оценить свои силы, специалисты советуют взглянуть на образцы проверочных работ прошлых лет. Они размещены на сайте ФИОКО. Попробуйте решить несколько задач. Поняли, что без подготовки не обойтись? Не переживайте и приступайте к занятиям. Вот несколько советов, как сделать их максимально эффективными.
Профи для любой задачи
Совет 1. Готовьтесь заранее
ВПР — это дополнительная нагрузка для учеников средних классов, которые и без того постоянно пишут самостоятельные или контрольные работы. Поэтому подготовку к ним необходимо сделать максимально комфортной. И самый простой способ — начать заниматься как можно раньше. Например, в ноябре. Оптимально решать ВПР по каждому предмету раз в неделю, отводя на это по 45 минут.
Обычно учитель составляет план-график подготовки к ВПР в начале учебного года. В результате к моменту проведения испытаний школьникам остаётся только повторить самые сложные темы и познакомиться поближе с форматом самой работы.
Совет 2. Помогите подготовиться
Специалисты советуют первую проверочную работу решить вместе с ребёнком. Читайте задания вслух, рассуждайте, подсчитывайте баллы, которые заработали на каждом задании. В конце выпишите темы, которые вызвали особые трудности, и сделайте на них акцент в течение следующей недели. Если было очень сложно, вторую работу тоже выполните совместно.
Третью тестовую ВПР предложите ребёнку решить самостоятельно. Скажите, что верите в него и знаете, что он справится. Не подсказывайте. В конце обязательно похвалите, посчитайте вместе баллы и вновь выпишите темы, которые не даются. Убедитесь, что ребёнок понял ошибки и увидел слабые места.
Если на занятия у вас не хватает времени, а ребёнок не справляется самостоятельно — стоит позвать на помощь специалиста.
Светлана Игоревна Валиева педагог, репетитор, основательница школы английского языка
Бывает, что родители покупают ребёнку справочник и говорят: «Сиди и делай. Чтобы за сегодня прочитал 10 страниц книжки на английском». Так школьник оказывается один на один с проблемой. Сам он, конечно, не разберётся — тут нужен специалист. Педагог знает, как доносить важную информацию в краткие сроки.
Совет 3. Не переживайте
«ВПР, как любая контрольная или экзамен, — стресс для учеников. Каждый реагирует на него по-своему. Одних это мобилизует, другие просто не могут справиться с волнением и страхом, заранее боятся ошибиться», — объясняет Светлана Шерсткова.
Светлана Павловна Шерсткова учитель математики высшей категории
Иногда взрослые подливают масла в огонь, пугая детей ВПР. Ученики потом и сами удивляются, как они могли допустить такие ошибки, ведь они хорошо знают, как решать задания. Просто волновался, не заметил ошибки, неправильно понял условие задачи, невнимательно прочитал вопрос и т.д.
Поэтому важно помнить самому и напоминать школьнику, что ВПР — это не выпускной экзамен. А значит, сильно переживать и во время подготовки, и во время сдачи точно не стоит.
Марина Геннадьевна Алексеева учитель русского языка в средней школе, репетитор
Донесите до ребёнка мысль о том, что ВПР — это не ключевой экзамен, который влияет на его дальнейшую судьбу. Это всего лишь работа, с помощью которой проверяют, как ученик усвоил материал за год. Снизив уровень стресса ребёнка, вы автоматически получите более качественный результат.
Совет 4. Выберите формат и методику подготовки
Решать примеры работ можно по сборнику типовых заданий. В некоторых школах учеников обязывают покупать рабочие тетради, но при самостоятельной подготовке можно обойтись и без них. А можно вообще отказаться от печатных учебников и готовиться с помощью тренажёров в интернете — они хорошо помогают подтянуть определённую тему. Например, действия с дробями в математике или ударение в русском языке. Некоторые онлайн-тренажёры даже умеют подсчитывать количество баллов и давать рекомендации, с какими темами ещё нужно поработать.
Однако специалисты отмечают, что важен не сколько формат учебных пособий, а методика подготовки.
Марина Геннадьевна Алексеева учитель русского языка в средней школе, репетитор
Не важно, с помощью чего вы будете готовиться — учебных пособий или интернет-ресурсов. Главное — уделить внимание «слабым» местам и проработать именно их, выполняя как можно больше упражнений. Более того, просто написать и проверить работу, не сделав никаких выводов, — бесполезное занятие. Например, самое важное при подготовке к ВПР по русскому языку — работа над ошибками. Написали текст, проверили, увидели ошибку, осознали орфографическое правило, подобрали 5–10 слов на это правило, записали. Именно так нарабатывается навык применения правил и вырабатывается орфографическая зоркость.
Сдаём ВПР: о чём важно помнить во время работы
Пропускайте сложные задания. Если какой-то пример даётся тяжело, просто пропустите его. Вы сможете вернуться к нему позже, если останется время. Лучше за полчаса сделать 10 упражнений, за которые вы получите по одному баллу, чем провести это время за тщетным решением 5-балльного задания.
Используйте черновик. Делать это нужно только со сложными заданиями, чтобы осталось время переписать в чистовик. Черновики попросят сдать, но оценивать не будут.
Перепроверяйте и не спешите сдавать. Важно использовать всё время, отведённое на выполнение работы. Дополнительная проверка поможет поймать глупую ошибку, описку, пропуск задания. Поэтому, если всё уже сделано, а времени до конца урока ещё много, не стоит торопиться сдавать работу.