Для чего психологи используют методику коллаж намерения
Техника Коллаж в работе психолога
Использование техники коллажа
ВВЕДЕНИЕ
Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков ткани, бумаги, фотографий и т.д.), которые накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе.
Коллаж – это и беспорядочно наклеенные на лист картона картинки, вырезанные из журнала. Картинки, картон, ножницы и клей – из этого можно сделать остроумный коллаж. Газетные вырезки, куски обоев, фотографии, обёртки, ткань, гофрированная бумага, засушенные цветы, мех – всё это можно использовать при создании коллажа.
Один из первых и самых известных мастеров коллажа – Пабло Пикассо. Его «Натюрморт с плетёным стулом» и «Бутылка аперитива» вдохновили многих других художников заниматься, в сущности, детской игрой: вырезать и наклеивать, на первый взгляд, несоединимые вещи. Коллаж Анри Матисса «Улитка» вообще похож на творчество пятилетнего ребёнка: обычные вырезки бумаги, залитой цветной краской. Самое интересное в коллаже то, что в процессе не всегда понятно, какой будет полная картина. Психологи утверждают, что коллаж – отличный способ терапии.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Метод коллажа появился в средневековой Европе в XIII столетии. Листья золота использовали в убранстве Готских соборов около XV-XVI столетий. Драгоценные металлы прикладывали к вероисповедным изображениям, иконам.
В XIX столетии, методы коллажа также были использованы в фотоальбомах и книгах Ганса Христиана Андерсена и Карла Шпицвега.
Коллаж, по мнению Гастона Диля, биографа П. Пикассо и искусствоведа, был создан Пикассо в 1912 году, в картине «Натюрморт с плетёным стулом».
Произошло это, по всей вероятности под влиянием Ж. Брака, в то время, когда они работали в городе Сере. Тогда это было совершенно новое веяние в изобразительном искусстве, оно было столь необычным, что коллажем впоследствии увлеклись и сам Ж. Брак, и целое поколение художников.
Изначально коллаж использовался в живописи для оживления её поверхности.
В картине Ж. Брака «Натюрморт на столе» появляются обрывки газет, буквы вывесок, табличные обёртки, меню, этикетки и др.
Коллаж на начальных этапах развития был лишь «подручным средством» в арсенале представителей мастеров различных направлений.
В произведении Х.Гриса «Ваза для фруктов и бокал» предмет картинного пространства, в частности сама ваза (сделанная из обрывков газет и материала, напоминающего металлическую стружку) и бокал (выполненный при помощи обёрточной бумаги и материи) плавно переходят из пространства картины в «наш мир» и наоборот, причём фон, составленный при помощи темных тонов, как бы сам заставляет глаз выделить то, что отлично по цвету и фактуре. Здесь связь с перспективой полностью разрушается. Художник игнорирует её законы, тем самым создаётся поражающей своим совершенством объем. Этому так же способствует сама техника исполнения: инородные предметы врезаются, разрушают сложившееся пространственное восприятие. Но коллаж отнюдь не отрицает пространства картины, происходит своеобразный синтез, который даёт потрясающий художественный эффект: увеличивает ареал картины.
В коллаже «Натюрморт с красной бумагой» Пикассо собирает продукты цивилизации и творит свой мир в картине подобно богу. В данном случае «натюрморт» представляет собой окно, на фоне которого собрано множество предметов: часть изображения лимона, орнамента, игральная карта, фанера с изображением Аполлоновых венков, усыпанных какой-то мелкой цветной крошкой, по всей видимости, представляющие поток света, который автор видит разложенным на фотоны.
Таким образом, коллаж есть и новый технический приём, и способ конструирования мира, и выражение авторского взгляда на существующую реальность. Коллаж является одним из способов разрушения сложившегося пространства и это становится одной из основных его функций.
Хотя в XX веке, по общему мнению, преобладает массовая культура, коллаж не утратил своего самостоятельного значения, так как он направлен на индивидуальность и порождён индивидуальностью. Коллаж вбирает в себя огромный художественный и энергетический потенциал, посредством которого мастер воздействует на зрителя.
За последние годы техника коллажа принципиально не изменилась, она актуальна и развивается, выражаясь в различных формах компьютерного коллажа.
ТЕХНИКА «КОЛЛАЖА» КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ.
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.
Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии человек получает важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний.
Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Арт-терапия любому человеку даёт возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
Эффективность применения методов арт-терапии основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, особенно удачно для этого подходит техника коллажа, так как работа с уже готовыми элементами не требует специальных навыков, что значительно облегчает создание желаемого образа.
В настоящее время к арт-терапии относятся такие направления, как терапия живописью, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия и др. Кроме перечисленных, существует огромное количество «синтетических» направлений арт-терапии, использующих всю силу искусства в различных его вариантах для исцеления, возвращения целостности конкретному человеку. Одной из популярных и эффективных техник современной арт-терапии является техника составления коллажа.
Коллаж можно дорисовывать или дополнять различными надписями.
Техника составления коллажа может быть использована как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые клиентом картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ними.
Работа над коллажем может быть как индивидуальной, когда каждый участник делает свой коллаж, так и групповой, когда группа из 4-6 человек делает единый коллаж на определённую тему. Коллаж как техника арт-терапии чаще используется в групповой работе.
Коллаж можно использовать на начальных этапах работы в арт-терапевтическом режиме, особенно с участниками групп или клиентами, у которых силен стереотип «Я не умею рисовать». А вырезать картинки из журналов и наклеить их на бумагу может каждый. Картинки могут также вырываться из журнала руками.
В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и своё понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Это одна из целей арт-терапии в целом и работы с коллажами в частности – развитие творческих способностей и повышение самооценки. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создаёт очень благоприятную для творчества атмосферу.
Возможные темы для коллажей
Я замечательный (для повышения самооценки, осознавания своих позитивных качеств).
Мне нравится, мне интересно (это хорошая возможность познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать взаимодействовать, это возможность для психолога диагностировать личностную сферу).
· Моя школа (моя учительница, мои одноклассники и т.д.).
· Каким меня видят мои родители, и т.д.
· Каким меня видят…. Каким я хочу быть….
· Мои цели…. Мои мечты…. Мои поступки….
· Я и мои друзья: что нас объединяет и разделяет….
· Моё будущее (будущее, о котором мечтаю…).
· Я глазами моих родителей (одноклассников, друзей и пр.)
· Кем я могу быть (мои профессии).
Целями составления коллажей являются:
получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;
выразить своё отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, своё понимание темы;
развить художественные способности и повысить самооценку; чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;
проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
проработать мысли и чувства, которые дети привыкли подавлять;
дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками);
в групповом коллаже осознавание своих партнёров по поведению в группе, социальных ролей, установок;
После изготовления коллажей участники вывешивают свои работы на стенку, и начинается обсуждение в следующем порядке:
Каждый участник (или представитель от группы, если это групповой коллаж) представляет свою работу.
Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажем, озвучивает свою идею (идею группы).
Озвучивает своё эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату.
Отмечается, какая часть коллажа особенно привлекательна, чем; какая часть коллажа вызывает отрицательные эмоции, что не нравится, отталкивает в коллаже.
Устанавливается, какие выводы сделал для себя участник в процессе изготовления коллажа.
В коллективной работе появляется необходимость организации работы группы (следовательно, должен быть лидер), выявления круга мнений участников, принятия решения относительно содержания и функциональной организации творческой деятельности, контроль за временем и результатом.
В обсуждении групповой работы важно предложить каждому участнику показать свою часть, своё вложение в коллаж: где его вырезки, которые он внёс в групповую работу, насколько устраивает каждого участника результат, который получился, и отражает ли результат видение заданной темы каждым участником.
Затем должен состоятся разговор о тех, кто очень активен в работе (иногда настолько, что своей активностью не даёт возможности другим проявить активность); о тех, кто, видя, что есть кому выполнять задание, тихо самоустраняется, предпочитая читать журналы; о тех, кто до хрипоты отстаивает своё мнение, не слыша мнения другого, и о тех, кому не хватило решимости и настойчивости отстоять своё мнение.
При анализе коллажей важно обращать внимание на следующие диагностические критерии:
1. Отношение к своему продукту (коллажу) – нравится или нет. Что именно нравится, что не нравится. Если коллаж не нравится, что мешало сделать свой продукт таким, каким хотелось бы. И насколько активен был человек, чтобы добиться именно того, чего хочется.
2. Время, затраченное на процесс и аккуратность, и тщательность выполнения работы. Здесь можно говорить о том, насколько мотивирован участник на работу и как следствие на психологические изменения или процесс обучения (в зависимости от направленности группы).
3. Какие картинки (образы) выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы. Как правило, картинка, которая особенно выделяется в коллаже, является наиболее значимой для клиента темой.
4. Наличие или отсутствие на коллаже тех или иных сторон, отражающих тему (однобокость). Например, коллаж на тему «такой я» может состоять полностью из профессионального отражения себя участником. При этом все другие сферы жизни отсутствуют. Как правило, в коллаже отражается актуальное видение ситуации, и часто косвенно эта работа может отражать причины психологических проблем участников.
5. Чёткость вырезания картинок (например, все вырезки прямоугольной формы), наличие чётких рамок вокруг каждого изображения или, наоборот, выход за рамки листа, когда изображения накладываются один на другой, плотно наполняя весь лист, или под одним изображением скрывается другой и т.д.
6. Наличие пустых мест или, наоборот, ощущение переполненности, пестроты и хаоса от коллажа с отсутствием свободного места даже между картинками – очень часто можно проводить параллели с жизнью клиента (например, пустота, наличие белых пятен или насыщенность и суета в жизни). Очень часто человек заполняет свою жизнь до отказа, пытаясь таким образом «убежать от себя», от своих проблем, осознавания своей жизни – и через «такую мелочь», как вначале кажется участникам, можно выйти на достаточно глубокие темы.
7. Желание уничтожить свою работу как завершённую, так и незаконченный коллаж или рисунок, может отражать либо травматичный опыт клиента, который не может быть интегрированным, либо очевидный внутренний конфликт. Арт-терапевт, как правило, не препятствует уничтожению работ, но в то же время важно выяснить, с чем связано такое желание клиента и от чего именно он хочет избавиться в своей жизни таким образом.
8. Подводя итоги работы, участники с удивлением и удовлетворением отмечают, что коллаж, несмотря на кажущуюся простоту, проясняет скрытые потребности и желания личности, противоречия между поставленными целями и выбранными стратегиями достижения, расширяет границы видения человека. Таким образом, техника коллажа может с успехом использоваться в психологической работе с личностью и группой, с самыми разными участниками и предполагает неограниченное множество тем и возможностей.
Также методика способствует снятию стресса и облегчению психологического состояния, так как даёт возможность полностью выразить проблемную ситуацию, не только проговорить её, но и проиллюстрировать с помощью визуальных образов, которые могут быть гораздо информативнее и полнее выражают внутреннее настроение.
Картина, созданная своими руками, несёт большой смысловой заряд, который раскрывается автору постепенно, так как многое в ней отражает бессознательные процессы, хорошо проявляемые в проективных методиках, что делает этот образ необычайно ресурсным и полезным для человека.
Некоторые коллажи привлекают своей загадочностью, несут привкус тайны. Коллаж уникален тем, что позволяет органично соединить вещи, на первый взгляд, несоединимые и сами по себе никакой художественной ценности не представляющие, но вдруг начинающие «играть», едва соприкоснувшись друг с другом, сложившись в некую мозаику.
Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.
Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое – настоящее – будущее» и мн. др.)
Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.
Инструкция : вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.
Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.
Заключение.
Коллаж, в наиболее распространённом смысле слова, это художественный объект, созданный автором как композиция из фрагментов других художественных или случайных предметов, изображений и так далее.
При работе с коллажем человек взаимодействует с картинками или с фрагментами картинок, а также с другими готовыми объектами. Он оценивает и сравнивает картинки, обдумывает свои выборы, подбирает элементы. Далее он объясняет, как именно расположены элементы в его композиции.
В психологии изготовление коллажей позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
В процессе творчества человек гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Работа с коллажем, в ходе которой человек выбирает элементы из разных контекстов и составляет новое целостное послание, буквально иллюстрирует его внутреннее состояние, что даёт возможность лучше осознать и проработать ту ситуацию, с которой человек приходит на занятие.
Тренинг для психологов и социальных педагогов «Психологический коллаж: этапы работы»
Психологический коллаж: этапы работы
(тренинг для психологов и социальных педагогов)
Если ты действительно чего-то хочешь,
то вся вселенная будет стремиться к тому,
чтобы твое желание осуществить
Цель: ознакомить практических психологов и социальных педагогов с арт-терапевтической техникой коллажа.
Оборудование: глянцевые журналы, карандаши, ватман А3, ножницы, клей, ручки.
Упражнения «Мои ожидания»
Правила работы в группе:
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
2) Искренность и открытость.
Рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «мы считаем. «, «у нас мнение другое. » и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую. «, «мне кажется. «. Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.
В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.
Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.
Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.
6) Поднятая рука и свободная нога.
7) Правило выключенного телефона.
3. Теоретическая часть
Мини-лекция «Коллаж в арт-терапии»
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами. Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии человек получает важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний.
Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Арт-терапия любому человеку даёт возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
Эффективность применения методов арт-терапии основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, особенно удачно для этого подходит техника коллажа, так как работа с уже готовыми элементами не требует специальных навыков, что значительно облегчает создание желаемого образа.
Арт-терапия (art therapy, буквально: «терапия искусством») относительно молодой метод психотерапии, активно развивающийся в последнее время, как метод лечения, основанный на использовании творчества.
В настоящее время к арт-терапии относятся такие направления, как терапия живописью, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия и др. Кроме перечисленных, существует огромное количество «синтетических» направлений арт-терапии, использующих всю силу искусства в различных его вариантах для исцеления, возвращения целостности конкретному человеку. Одной из популярных и эффективных техник современной арт-терапии является техника составления коллажа.
Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков ткани, бумаги, фотографий и т.д.), которые накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе.
Коллаж – это и беспорядочно наклеенные на лист картона картинки, вырезанные из журнала. Картинки, картон, ножницы и клей – из этого можно сделать остроумный коллаж. Газетные вырезки, куски обоев, фотографии, обёртки, ткань, гофрированная бумага, засушенные цветы, мех – всё это можно использовать при создании коллажа.
Один из первых и самых известных мастеров коллажа – Пабло Пикассо. Его «Натюрморт с плетёным стулом» и «Бутылка аперитива» вдохновили многих других художников заниматься, в сущности, детской игрой: вырезать и наклеивать, на первый взгляд, несоединимые вещи. Коллаж Анри Матисса «Улитка» вообще похож на творчество пятилетнего ребёнка: обычные вырезки бумаги, залитой цветной краской. Самое интересное в коллаже то, что в процессе не всегда понятно, какой будет полная картина. Психологи утверждают, что коллаж – отличный способ терапии.
Метод коллажа появился в средневековой Европе в XIII столетии. Листья золота использовали в убранстве Готских соборов около XV-XVI столетий. Драгоценные металлы прикладывали к вероисповедным изображениям, иконам.
В XIX столетии, методы коллажа также были использованы в фотоальбомах и книгах Ганса Христиана Андерсена и Карла Шпицвега.
Коллаж, по мнению Гастона Диля, биографа П. Пикассо и искусствоведа, был создан Пикассо в 1912 году, в картине «Натюрморт с плетёным стулом».
Произошло это, по всей вероятности под влиянием Ж. Брака, в то время, когда они работали в городе Сере. Тогда это было совершенно новое веяние в изобразительном искусстве, оно было столь необычным, что коллажем впоследствии увлеклись и сам Ж. Брак, и целое поколение художников.
В картине Ж. Брака «Натюрморт на столе» появляются обрывки газет, буквы вывесок, табличные обёртки, меню, этикетки и др.
Коллаж на начальных этапах развития был лишь «подручным средством» в арсенале представителей мастеров различных направлений.
В произведении Х.Гриса «Ваза для фруктов и бокал» предмет картинного пространства, в частности сама ваза (сделанная из обрывков газет и материала, напоминающего металлическую стружку) и бокал (выполненный при помощи обёрточной бумаги и материи) плавно переходят из пространства картины в «наш мир» и наоборот, причём фон, составленный при помощи темных тонов, как бы сам заставляет глаз выделить то, что отлично по цвету и фактуре. Здесь связь с перспективой полностью разрушается. Художник игнорирует её законы, тем самым создаётся поражающей своим совершенством объем. Этому так же способствует сама техника исполнения: инородные предметы врезаются, разрушают сложившееся пространственное восприятие. Но коллаж отнюдь не отрицает пространства картины, происходит своеобразный синтез, который даёт потрясающий художественный эффект: увеличивает ареал картины.
В коллаже «Натюрморт с красной бумагой» Пикассо собирает продукты цивилизации и творит свой мир в картине подобно богу. Таким образом, коллаж есть и новый технический приём, и способ конструирования мира, и выражение авторского взгляда на существующую реальность. Коллаж является одним из способов разрушения сложившегося пространства и это становится одной из основных его функций.
Хотя в XX веке, по общему мнению, преобладает массовая культура, коллаж не утратил своего самостоятельного значения, так как он направлен на индивидуальность и порождён индивидуальностью. Коллаж вбирает в себя огромный художественный и энергетический потенциал, посредством которого мастер воздействует на зрителя.
За последние годы техника коллажа принципиально не изменилась, она актуальна и развивается, выражаясь в различных формах компьютерного коллажа.
Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создал и Пикассо. С 1912 оба художника систематически работают в этой технике, коллаж становится характерной особенностью живописи синтетического кубизма. Период кубизма в творчестве обоих художников характеризуется поисками радикально новых способов создания картины, поэтому они стали включать в свои живописные и графические работы фрагменты газет, этикетки от бутылок и т.п. печатные материалы. Добавление к художественному произведению таких элементов поражало зрителей тем, что «реальный мир», с его собственными пространственными и тактильными качествами, был соединен на полотне с иллюзионизмом живописи. Эта смесь реальности и иллюзии в дальнейшем часто усложнялась использованием живописных «обманок», имитировавших поверхность дерева, мрамора и т.п.
Среди первых, кто заимствовал у кубистов технику коллажа, были футуристы, работавшие в Италии до Первой мировой войны (Карло Кара, Джино Северини). дадаисты, разочарованные бессмысленностью современного общества и несоответствием традиционного искусства их воззрениям (Курт Швиттерс, Ханс Арп). Коллажи дадаистов наилучшим образом выражали отрицание искусства как приятного для глаза изображения жизни.
Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс, продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов. Он расширил сферу используемых для коллажей материалов и предметов. Его небольшие, но очень изысканные по композиции произведения, называвшиеся выдуманным словом «merzbild», состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов и т.п.
Использование техники коллажа
Техника составления коллажа может быть использована как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые клиентом картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ними.
Процесс составления коллажа часто оказывается достаточно увлекательным для участников от 5-6 лет. Работа над коллажем может быть как индивидуальной, когда каждый участник делает свой коллаж, так и групповой, когда группа из 4-6 человек делает единый коллаж на определённую тему. Коллаж как техника арт-терапии чаще используется в групповой работе.
Коллаж можно использовать на начальных этапах работы в арт-терапевтическом режиме, особенно с участниками групп или клиентами, у которых силен стереотип «Я не умею рисовать». А вырезать картинки из журналов и наклеить их на бумагу может каждый. Картинки могут также вырываться из журнала руками.
В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и своё понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Это одна из целей арт-терапии в целом и работы с коллажами в частности – развитие творческих способностей и повышение самооценки. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создаёт очень благоприятную для творчества атмосферу.
Возможные темы для коллажей
Я замечательный (для повышения самооценки, осознавания своих позитивных качеств).
Мне нравится, мне интересно (это хорошая возможность познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать взаимодействовать, это возможность для психолога диагностировать личностную сферу).
Моя школа (моя учительница, мои одноклассники и т.д.).
Каким меня видят мои родители, и т.д.
Какой я. Каким меня видят…. Каким я хочу быть….
Мои цели…. Мои мечты…. Мои поступки….
Я и мои друзья: что нас объединяет и разделяет….
Моё будущее (будущее, о котором мечтаю…).
Я глазами моих родителей (одноклассников, друзей и пр.)
Кем я могу быть (мои профессии).
Прошлое – настоящее – будущее
Мужчина глазами женщин / Женщина глазами муж-чин.
Мир, в котором я живу.
Женщина – в помогающей профессии.
Такой я / реклама себе.
Таким меня видят другие люди.
Я глазами своих детей.
Я – профессионал … (психолог, врач, учитель…).
Таким меня видят мои женщины (моя жена) / Такой меня видят мои мужчины (мой муж).
Моя счастливая старость.
Моя ответственность в собственной жизни (за что я отвечаю в своей жизни).
Целями составления коллажей являются:
получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;
выразить своё отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, своё понимание темы;
развить художественные способности и повысить самооценку; чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;
проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
проработать мысли и чувства, которые дети привыкли подавлять;
дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками);
в групповом коллаже осознавание своих партнёров по поведению в группе, социальных ролей, установок;
способствует снятию стресса и облегчению психологического состояния, так как даёт возможность полностью выразить проблемную ситуацию, не только проговорить её, но и проиллюстрировать с помощью визуальных образов, которые могут быть гораздо информативнее и полнее выражают внутреннее настроение;
раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат;
позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
При анализе коллажей важно обращать внимание на следующие диагностические критерии:
1. Отношение к своему продукту (коллажу) – нравится или нет. Что именно нравится, что не нравится. Если коллаж не нравится, что мешало сделать свой продукт таким, каким хотелось бы. И насколько активен был человек, чтобы добиться именно того, чего хочется.
2. Время, затраченное на процесс и аккуратность, и тщательность выполнения работы. Здесь можно говорить о том, насколько мотивирован участник на работу и как следствие на психологические изменения или процесс обучения (в зависимости от направленности группы).
3. Какие картинки (образы) выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы. Как правило, картинка, которая особенно выделяется в коллаже, является наиболее значимой для клиента темой.
4. Наличие или отсутствие на коллаже тех или иных сторон, отражающих тему (однобокость). Например, коллаж на тему «такой я» может состоять полностью из профессионального отражения себя участником. При этом все другие сферы жизни отсутствуют. Как правило, в коллаже отражается актуальное видение ситуации, и часто косвенно эта работа может отражать причины психологических проблем участников.
5. Чёткость вырезания картинок (например, все вырезки прямоугольной формы), наличие чётких рамок вокруг каждого изображения или, наоборот, выход за рамки листа, когда изображения накладываются один на другой, плотно наполняя весь лист, или под одним изображением скрывается другой и т.д.
6. Наличие пустых мест или, наоборот, ощущение переполненности, пестроты и хаоса от коллажа с отсутствием свободного места даже между картинками – очень часто можно проводить параллели с жизнью клиента (например, пустота, наличие белых пятен или насыщенность и суета в жизни). Очень часто человек заполняет свою жизнь до отказа, пытаясь таким образом «убежать от себя», от своих проблем, осознавания своей жизни – и через «такую мелочь», как вначале кажется участникам, можно выйти на достаточно глубокие темы.
7. Желание уничтожить свою работу как завершённую, так и незаконченный коллаж или рисунок, может отражать либо травматичный опыт клиента, который не может быть интегрированным, либо очевидный внутренний конфликт. Арт-терапевт, как правило, не препятствует уничтожению работ, но в то же время важно выяснить, с чем связано такое желание клиента и от чего именно он хочет избавиться в своей жизни таким образом.
8. Подводя итоги работы, участники с удивлением и удовлетворением отмечают, что коллаж, несмотря на кажущуюся простоту, проясняет скрытые потребности и желания личности, противоречия между поставленными целями и выбранными стратегиями достижения, расширяет границы видения человека. Таким образом, техника коллажа может с успехом использоваться в психологической работе с личностью и группой, с самыми разными участниками и предполагает неограниченное множество тем и возможностей.
Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.
Вступительная беседа: визуализация (установка):
Сказка про бабочку сновидений
В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.
У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.
Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.
Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.
Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.
Вопросы для беседы с клиентом
Как называется коллаж, что Вы на нем создали?
С какой сферой (семья, личное, здоровье, друзья, саморазвитие, духовное, отдых, досуг) жизни связаны разные части Вашей работы?
Если предположить, сто слева – прошлое, справа – будущее, середина – настоящее время Вашей жизни, то, что можно сказать исходя из Вашего коллажа о Вас?
Если предположить, что верхняя часть – мысли, мечты, нижняя часть – дела и поступки, средняя часть – эмоционально окрашенные стороны жизни, социальные отношения, то что можно сказать исходя из Вашего коллажа о Вас?
Какие изображения накладываются одно на другое, про что это для Вас?
Какая часть Вашего коллажа самая ресурсная?
Какую смысловую нагрузку несет Ваша работа, о каких главных жизненных задачах она?
Коллажирование – прекрасная возможность планирования будущего, работа с временными перспективами, активизации личностного ресурса.
4. Практическая часть «Создание идеальных отношений»
Цель: чётче сформировать для себя образы желаемого, чтобы точнее навести подсознание на желаемую цель.
Продолжительность проведения: 50 минут
Формулируем тему (5 минут) «Я и ……..» (мой ребенок, моя семья, мой любимый, моя работа, моя успешная реализация, мой бизнес, мио отношения к деньгам …..)
Ход упражнения: Подумай, о чем ты мечтаешь в разных сферах жизни. Обрати внимание, должны быть учтены, по меньшей мере, эти 5 областей: отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье.
Проанализируй, в какой из сфер у тебя максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об остальном.
Вступительная беседа: визуализация (динамическое фантазирование) (5 минут)
На этом этапе можно использовать музыкальное сопровождение. Его наполненность зависит от темы.
«Закройте глаза. Представьте, что Вы находитесь дома и к Вам стучат. Вы открываете дверь и на пороге видите почтальона с письмом. Он Вам отдает письмо. Вы его открываете и узнаете, что у Вас есть 2 минуты на путешествие в Ваши идеальные отношения. Взять с собой можно только фотоаппарат. И вот Вы уже возле ворот страны ваших идеальных отношений. А на воротах написана тема Вашего коллажа. Вы заходите в город и… Конечно Вы видите что-то обычное и необычное. Если это люди надо подойти поговорить узнать расспросить, если здания зайти посмотреть, если транспорт проехать… И не забывайте фотографировать все, чтоб эти кадры забрать с собой. ……. И вот путешествие подошло к концу, и Вы возвращаетесь к нам. Открываем глаза».
Выбор картинок из журналов (10-15 минут).
Листаем журналы и вырываем по целой странице. В конце работы журналы отлаживаем в сторону.
«Вырезание» картинок (10 минут)
Из целой страницы «вырезаем» пальцами нужную Вам картинку. Журналы больше использовать нельзя. Выбирайте те картинки, которые Вам очень нравятся, которые вызывают у Вас чувства. Бывает, что картинки рвутся, значит это не Ваша картинка.
Составление макета (5 минут).
Правила сбора картинок нет.
Все что сделаете все правильно.
Размещаем картинки на странице, пока не используя клей.