Для чего растениям воздух
Воздух для растений
Обмен частицами кислорода и углекислого газа помогает организовать обмен веществ у растений. Результатом данного процесса является дыхание.
Воздух состоит из азота и кислорода, помимо этого в нём содержатся пыль и водяные пары. В некоторых случаях можно обнаружить ядовитые газы, которые опасны не только для человека, но и для растений.
Углерод – основная составляющая растения. Основной источник накопления в тканях растения – это углекислота, находящаяся в воздухе и грунте. Процесс фотосинтеза помогает углекислоте усваиваться в растении. В результате образуются углеводы, жиры, белки и т.п., что служит основой для образования тканей и органов растений. Процесс фотосинтеза проходит в дневное время в большей степени в листве растения.
Кислород – основа дыхания растения. Все вещества, сформированные в результате фотосинтеза, постепенно распадаются. Растения дышат круглосуточно, в результате чего образуется углекислый газ, вода и энергия.
Дышит всё растения, только разной мере. К примеру, процесс дыхания наиболее выражен у соцветий растения, далее идут листья и стебли.
Основной фактор, от которого зависит процесс фотосинтеза – это степень освещённости. Фотосинтез может превосходить над дыханием только при достаточном свете, в это время растение активно растёт. Если света не достаточно, то дыхание начинает превалировать над фотосинтезом. Такая перемена провоцирует снижение количества органических веществ. Чаще всего данный процесс происходит в осенне-зимний период. Первым сигналом истощения, является вытягивание стеблей и измельчание листочков. В таком случае недопустимо удобрять растения, достаточно просто перенести в более освещённое место.
Квартирный воздух
Всем комнатным растениям нужен чистый и свежий воздух, даже невзирая на то, что сами являются его источником. К примеру, для успешного выращивания кактуса, частые проветривания летом являются главным условием ухода. Растения очень уязвимы к вредным парам, которые возникают при окрашивании.
Также обдуманно нужно размещать растения на кухне, т.к. существует большая вероятность попадания горячего пара на листья, стебли цветов. Следует отметить, что кухонный воздух более грязный и сухой, чем в остальных помещениях дома.
Ещё одной из угроз для растения является сквозняк с резкой сменой температуры. Поэтому не стоит оставлять растение на длительное время у распахнутого окна в прохладный и ветреный день. Такая халатность чревата опаданием листьев и соцветий.
Для комнатных растений имеет значение состав воздуха и его движение. Это особо важно при высокой влажности воздуха. Плохо проветриваемое помещение способствует появлению и размножению вредных микроэлементов и плесени.
Свежий воздух в тёплое время года
Некоторые растения на лето рекомендуется высаживать в открытый грунт или переносить на открытый балкон, а с приходом осени пересадить снова в горшок. К таким растениям принадлежат: акация, гранат, жасмин, лавр, бальзамин и многие другие. После смены обстановки растения обязательно должны адаптироваться к освещению, ветру, перепадам температуры, осадкам. Осенью после возвращения растения к обычным условиям, обязательно нужно проверить его на вредителей.
Какое значение имеет воздух для растений, животных и человека
Воздух жизненно необходим для дыхания, роста, развития, метаболизма растений, животных и человека на Земле.
Значение для растений
Для роста и фотосинтеза воздух поступает в растения через органы воздушного питания (корни и листья). В процессе фотосинтеза, они получают углекислый газ и выделяют кислород в окружающую среду.
При дыхании растения, наоборот, берут из воздуха небольшую долю кислорода, выделяя углекислый газ. Причём днём, под действием солнечного света растения выделяют его больше, чем потребляют, а ночью поглощение кислорода происходит корнями из почвы.
В почве при воздушном воздействии образуются вещества для полноценного развития корней (калий, фосфор, азот). При дуновении ветра регулируется тепловой режим, осушаются деревья, растения и почва, рассеиваются семена.
Значение для животных
Животные могут дышать:
При дыхании воздух попадает в организм животных, с кровью разносится по телу. Благодаря кислороду происходит окисление в организме белков, жиров, углеводов, в результате чего выделяется энергия. Энергия тратится на работу всех органов животных.
Значение для человека
Воздух используется в промышленности и в быту, например, для авиации, горения, земледелия. Под его воздействием происходит тепловой обмен человека с внешней средой. Кислород участвует в дыхании и в окислительно-восстановительных процессах организма.
Внутри человеческого тела лёгкие очищают кровь при помощи вдыхаемого кислорода. При этом кровь несёт полезные вещества ко всем органам тела, а переработанные вещества приносит через сердце прямо в лёгкие, где кровь очищается через лёгочный фильтр.
Важную роль для человека имеет температура, загрязнённость и влажность воздуха. Причём вредна как недостаточная влажность, так и повышенная.
Нормой влажности считается 30—65 процентов.
Изменение этого гигиенического значения отражается на самочувствии человека, появляется утомляемость, аллергия и прочие заболевания.
Значение воздушной среды огромное, потому что под ее действием происходят все основные процессы жизнедеятельности растений, животных, человека, птиц, бактерий и всего живого на Земле.
Почему комнатные растения не очищают воздух и что они на самом деле выделяют
Когда вы дышите, ваше тело поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Во время фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Эта противоположная схема делает растения и людей естественными партнерами. Но может ли добавление растений во внутренние помещения повысить уровень кислорода? И давайте разберемся с бытующим мнением, что комнатные растения способны оздоравливать воздух, выделяя фитонциды.
Базовая биохимия говорит, что растения в процессе фотосинтеза и дыхания выделяют кислород. Но сколько всего про очищающие свойства комнатных растений напридумано и то и дело встречается в интернете — голова идет кругом. Давайте разберемся с этой комнатной цветочной мифологией!
Частые заблуждения о дыхании комнатных растений:
— Комнатные растения обогащают воздух кислородом
— Комнатные растения поглощают углекислый газ
— Растения выделяют фитонциды, которые убивают вирусы и бактерии в воздухе?
— Комнатные растения очищают воздух от тяжелых металлов и других опасных примесей?
Частые заблуждения о дыхании комнатных растений
Обращали ли вы внимание на совершенно безликие псевдонаучные тезисы? Когда какой-то ахинее нужно придать дополнительный вес, авторы ссылаются на далекий американский штат или поступают по классике жанра, посылая читателя в Массачусетский технологический институт. Например, мы позабавились вот такому утверждению:
«По словам исследователей из Университета штата Канзас, добавление растений в больничные палаты ускоряет выздоровление хирургических пациентов. По сравнению с пациентами в комнатах без растений, пациенты в комнатах с растениями требуют меньше обезболивающих, демонстрируют более низкую частоту сердечных сокращений и артериальное давление, меньше утомляются и раньше выписываются из больницы».
Или вот такой перл:
«Голландский совет по продукции для садоводства заказал исследование, в ходе которого было обнаружено, что добавление растений в офисные помещения снижает усталость, простуду, головные боли, кашель, боль в горле и симптомы гриппа. В другом исследовании, проведенном Сельскохозяйственным университетом Норвегии, заболеваемость в офисах с растениями снизилась более чем на 60 %».
Наверное, школьный курс биологии не многим копипастерам оказался по зубам. Итак, чтобы новички комнатного цветоводства не совершали драматичных ошибок и не повторяли благоглупости, мы публикуем основные факты о свойствах комнатных растений.
Что действительно улучшит воздух в квартире, так это качественный увлажнитель
Комнатные растения обогащают воздух кислородом
Это действительно так: в процессе фотосинтеза растения выделяют кислород как побочный продукт. Однако вряд ли можно рассчитывать, что комнатные растения играют какую-то существенную роль в насыщении кислородом воздуха в вашей квартире.
Во-первых, один взрослый человек в спокойном состоянии потребляет около 25 литров кислорода в час. Большое лиственное дерево действительно способно «накормить» кислородом несколько человек, однако мы не выращиваем дома полноразмерный тополь или дуб, не так ли? Комнатные растения обычно невелики, их зеленая масса не сравнима даже со средним кустарником, и 10 горшочков с условными фиалками или одна монстера способны произвести совершенно мизерное количество кислорода, которое пренебрежимо в сравнении с притоком, который мы получим при банальном проветривании помещения.
Во-вторых, говоря о растениях как источниках кислорода, многие забывают, что кроме фотосинтеза у них существует еще и дыхание – процесс, по сути противоположный фотосинтезу, в том числе и в плане побочных продуктов. Из простейшего школьного курса биологии нам известно, что растения производят кислород только в световой фазе фотосинтеза, то есть днем. Ночью процесс прекращается и растения начинают даже немного поглощать кислород в процессе клеточного дыхания – но в количествах гораздо меньших, чем выделяемые за день (до 30%). Баланс, конечно, сходится в положительную сторону, но по всему выходит, что в ночное время растения не только не дают нам кислород, но еще и слегка его отнимают.
Так что не стоит надеяться на комнатные растения как значимый источник кислорода: частое проветривание помещений и эффективнее, и полезнее.
Комнатные растения поглощают углекислый газ
И это тоже правда: углекислый газ (СО2), поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза, – источник углерода (С), из которого растения синтезируют вещества, необходимые им для жизни. Однако этот процесс, как и выделение кислорода, идет только на свету. Ночью все становится наоборот: в темноте фотосинтез прекращается, а клеточное дыхание продолжается, так что растения не только поглощают кислород, но еще и выделяют углекислый газ. Тем же самым занимаемся и мы сами, когда дышим, поэтому ночью растения оказываются дополнительным источником СО2.
Впрочем, есть и исключения: растения, которые из-за сложных условий в местах их естественного обитания выработали особый путь фотосинтеза. Он называется САМ – фотосинтез (Crassulaceae acid metabolism – кислотный метаболизм толстянковых). Эти растения способны поглощать СО2 в ночное время. Механизм был открыт у растений семейства Толстянковые, но существует не только у них.
И снова имеет смысл поговорить о количествах. Уже упоминавшийся взрослый человек в спокойном состоянии, выдыхает в час примерно 22 литра углекислого газа, то есть около 500 л в сутки. Для утилизации такого количества СО2 нужно намного больше зеленой массы, чем мы можем разместить в квартире. Так что даже если все подоконники в вашем доме уставлены горшками с комнатными растениями, никакого значимого вклада в уменьшение количества углекислого газа они не внесут – в отличие от того же проветривания.
Конечно, растения не задушат нас ночью – количество выделяемого ими углекислого газа весьма мало, но факт остается фактом, так что превращать свою спальню в оранжерею – все-таки не лучшая идея.
В свете этого очень забавным кажется совет, который регулярно мелькает в Интернете: «Если у вас в квартире установлена газовая плита, заведите в кухне побольше растений для поглощения углекислого газа». Способность растений к фиксации СО2 количественно не сравнима с теми объемами, которые выделяет работающая плита – особенно если вы готовите праздничный ужин, на который пригласили гостей. Зато хорошо известно, что микроклимат кухни с его перепадами температуры и влажности вреден для большинства растений, поэтому пользы от следования этому совету не будет ни людям, ни цветам. Ну а подборка комнатных растений, подходящих для кухонных условий, здесь >>>>
Растения выделяют фитонциды, которые убивают вирусы и бактерии в воздухе?
Фитонциды – модная тема, которая регулярно поднимается в последнее время, особенно в свете пандемии коронавируса. В общественном сознании прочно закрепилась мысль, что некие летучие вещества, вырабатываемые растениями, способны чуть ли не стерилизовать окружающий воздух. Так ли это на самом деле, а главное – применимо ли это к комнатным растениям? Посмотрим, что говорит наука.
Даже если открыть статью о свойствах фитонцидов в Википедии, можно обнаружить, что ни в одном из разделов нет ссылок на достоверные источники информации, а имеющаяся библиография ведет либо на очень старые публикации советских специалистов, либо на словарные определения фитонцидов. Ни одной ссылки на современные исследования там нет. И недаром: поиск по базам свежих научных публикаций выдает некоторое количество очень слабых исследований, посвященных фитонцидам, с низкой достоверностью полученных результатов. Причем ни в одном из них комнатные растения не фигурируют. Есть исследования, посвященные антибактериальным и антивирусным свойствам сока некоторых растений, но это не новость: о том, что растения могут быть лекарственными, человечество знает с древнейших времен. И речь идет не конкретно о фитонцидах, а о других компонентах сока растений.
Растения в целом действительно способны вырабатывать всевозможные способы защиты от вредителей и инфекций: это и разнообразные яды – фитотоксины (никотин, атропин, рицин и др.), и специфические фитогормоны, обеспечивающие активную иммунную реакцию на вторжение «врага» (подробнее об иммунитете растений можно почитать здесь >>>). Фитонциды считаются составляющими пассивного иммунитета растений, но, как показывает практика, они не особенно эффективны: те же лук и чеснок, «разрекламированные» как источник фитонцидов, очень часто поражаются болезнями – это видит у себя на участке каждый дачник.
В самом существовании фитонцидов никто не сомневается, но открытыми остаются вопросы:
— насколько комнатные растения способны их выделять и
— насколько эти фитонциды могут быть эффективными против инфекций, которые опасны для нас, а не для растений. Ведь люди и томаты болеют очень разными болезнями, и возбудители у них тоже разные. А защитные механизмы растения вырабатывали не для нас, а для себя.
Пока нет ни одного серьезного исследования, которое давало бы на эти вопросы обнадеживающие ответы.
Исходя из общих знаний биологии, можно предположить, что комнатные растения если и продуцируют фитонциды, то в исчезающе малых количествах, которые к тому же легко удаляются из помещения при проветривании (о пользе проветривания мы уже договорились). Так что фитонциды наших зеленых домашних питомцев вряд ли могут существенно поспособствовать сохранению нашего здоровья.
Зато в Интернете можно найти множество статей без указания источников информации, где буквально перечисляется, каким человеческим инфекциям доблестно противостоят определенные растения. Что характерно, некоторые из упоминаемых инфекций передаются только контактным путем, а не «по воздуху», так что никакие фитонциды здесь и не помогли бы.
Комнатные растения очищают воздух от тяжелых металлов и других опасных примесей?
В старых статьях, которые «любовно» перепечатывают недобросовестные ботанические сайты, можно встретить такое утверждение:
В современных герметичных зданиях с климат-контролем летучие органические соединения улавливаются внутри. Исследование NASA обнаружило, что растения очищают этот захваченный воздух, втягивая загрязнители в почву, где микроорганизмы корневой зоны превращают ЛОС в пищу для растений».
Утверждения о том, что комнатные растения очищают воздух, основаны на довольно старых (1980-е годы прошлого века) экспериментах NASA. Во время этих экспериментов растения помещали в герметичные камеры и через некоторое время замеряли содержание в этих камерах различных вредных веществ.
Оказалось, что спатифиллум, хризантема, сансевиерия и некоторые другие растения способны поглощать аммиак, формальдегид, бензол и другие канцерогены. Однако научное сообщество, комментируя результаты экспериментов, справедливо указывало на существенный момент: квартира или офис – это не герметичная камера. И действительно, попытки воспроизвести многообещающие результаты в реальных условиях не удались: в настоящих офисах, где проводились новые эксперименты, растения не оказали никакого влияния на количество примесей в воздухе. Это вполне объяснимо даже с точки зрения простого здравого смысла. Количество примесей в воздухе помещения зависит от качества наружного воздуха, постоянно поступающего при вентиляции, и от наличия постоянных загрязняющих агентов. Если, например, в помещении регулярно курят или оно отделано материалами, выделяющими формальдегид, то пара-тройка горшков с сансевиериями вряд ли повлияет на положение дел. Чисто теоретически возможно сделать точный расчет нужного количества растений с учетом всех факторов, но осилить такую работу самостоятельно не представляется возможным.
Кстати, о тяжелых металлах в экспериментах NASA и последующих речь не шла. Откуда же взялась информация о том, что такое якобы возможно?
Однако об очистке воздуха помещений от тяжелых металлов речь опять-таки не идет. Нет никаких достоверных научных данных о том, что комнатные растения имеют значимую способность к фиксации частиц тяжелых металлов из воздуха. В самом деле, в воздухе больших городов, особенно промышленных, можно обнаружить чуть ли не всю таблицу Менделеева, но могут ли растения как-то существенно на это повлиять – вопрос открытый. Говорить об этом как об установленном факте, как это иногда преподносится в Интернете, пока очень преждевременно.
Консультация «Дыхание растений как важнейший фактор выживания планеты» в 3 классе
Чем дышат растения?
Растения, как и все другие живые существа, дышат. Дышат все органы растения. Дыхание происходит непрерывно днём и ночью, что поддерживает их рост и развитие.
Учащимся 3 класса важно иметь конкретное представление о процессе дыхания растений, что предполагает расширение их теоретических знаний по данной проблеме и формирование практических умений на основе проведения наблюдения, опытов.
В ходе мозгового штурма учащиеся 3 классавыявили два противоположных предположения: 1) для дыхания растений необходим кислород; 2) для дыхания растения необходим углекислый газ. Для проверки этих выдвинутых предположений на предварительном этапе работы была проведена разработка примерного плана реализации исследовательского проекта.
Нужен ли воздух растениям? Необходим ли углекислый газ для дыхания растений?
Растение
Выявление учащимися 3 класса особенностей процесса дыхания растений на теоретическом и практико-ориентированном уровнях.
1. Проанализировать теоретическую информацию в научной литературе по теме исследования.
2. Выявить, какой газ (кислород или углекислый газ) необходим для дыхания растения.
3. Обосновать, почему кислород необходим растениям для их существования.
4. Провести наблюдение и опыты, которые подтверждают необходимость кислорода для дыхания растений.
5. Разработать логическую схему «Кислород – основа роста и развития растений».
Если выявить на теоретическом уровне как кислород участвует в росте и развитии растений, то это даст возможность на практическом уровне определить его влияние на их жизнедеятельность.
Теоретические методы: изучение научной литературы и других дополнительных источников; анализ полученной информации по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, проведение опытов; анализ и обработка результатов; разработка продукта проектной деятельности.
Краткосрочный (в течение двух недель)
1. Подготовительный этап
Постановка учебной проблемы
В нашем классе много комнатных растений.На уроках труда мы учимся ухаживать за ними: поливаем, рыхлим почву, протираем листья от пыли. Но что еще нужно комнатным растениям для их роста, кроме хорошего ухода? (дыхание). Ведь растения – это живой организм, значит, им нужен свет, тепло и вода. А еще, как и человеку, растениям нужен воздух. Воздухом человек дышит, и растениям воздух нужен тоже для дыхания. Значит, растения дышат как человек?
Сможем ли мы с вами выявить, как дышат растения и что будет происходить с ними, если в воздухе будет недостаточно кислорода?
В совместной поисковой работе учащиеся находят ответ на вопрос: «Что такое воздух?». Они обсуждают составные компоненты диаграммы «Состав воздуха» (слайд).
Предполагаемый результат: будет сформирована мотивация учащихся 3 класса к расширению имеющихся знаний/получению новых знаний (если это учащиеся 1-2 классов) об особенностях дыхания растений и потребность на практическом уровне проверить выявленные особенности данного процесса.
2. Поисково-информационный этап
— разработка плана наблюдения в ходе подобранных опытов по исследуемой проблеме;
– совместное обсуждение оптимального варианта формы фиксации результатов проведения каждого опыта;
–подбор и подготовка необходимого оборудование для наблюдения и проведения опытов.
Повторение правил техники безопасности с участниками предстоящей опытно-экспериментальной деятельности.
Предполагаемый результат: у учащихся 3 класса будет проявляться готовность к проверке ранее выдвинутого предположения на практико-ориентированном уровне по исследуемой проблеме.
3. Опытно-экспериментальный этап
– проведение наблюдения и опытов (учащиеся совместно с учителем пользуются необходимым оборудованием, наблюдают за этапами проведения опытов).
Опыт №1 Дышат ли растения?
Для наблюдения понадобится: комнатное растение, стакан, пакет.
Для начала 1 учащийся дышит в стакан, на его стенках появились мокрые капельки. Это воздух. А дышит ли растение?
Далее берем пакет и заворачиваем в него цветок в горшке, чтобы воздух не поступал к нему. Через несколько дней мы сняли пакет и увидели, что растение хорошо выглядит, но листочки и стебель стали влажными. Оказалось также, что в пакете скопились капельки воды, как и в стакане, когда учащийся в него дышал.
Данный опыт подтверждает, что растение дышит листьями и стеблем.
У растения есть еще корни. Может растение дышит еще и корнями? Чтобы узнать это, мы провели еще один опыт.
Опыт№2 Дышит ли растение корнями?
Для наблюдения понадобится: 2 одинаковых комнатных растения, стека, вода.
Итак, за одним растением мы хорошо ухаживала – поливали, рыхлили землю, а другое растение поливали, но землю не рыхлили. Через несколько дней растение без рыхления стало грустным, вялым, листочки потускнели, земля в горшке стала твердой, а растение с рыхлением выглядело красивым и сильным.
Растение дышит корнями, поэтому почва в цветочных горшках должна быть рыхлой, так как через нее воздух поступает к корням растения.
Опыт №3 Участие кислорода в дыхании растений (на основе просмотра видео)
Для наблюдения необходимо: спички, металлическая проволока, растение в стеклянной банке с крышкой.
Для проверки наших двух предположений: «Каким газом дышит растение?» мы посмотрим видео.
При его просмотре вам необходимо подготовить ответы на следующие вопросы:
1. Каким газом дышит растение?
2. Как вы определили, что для дыхания растения необходим кислород?
Просмотр видео для подготовки учащимися 3 класса ответов на поставленные вопросы.
Растение дышит кислородом, выделяет углекислый газ.
Кислород поддерживает горение (свеча на начальном этапе опыта в емкости продолжала гореть, что подтверждает наличие кислорода.
На следующем этапе опыта при опускании свечи в емкость она перестала гореть, что подтверждает наличие углекислого газа.
Предполагаемый результат: учащиеся 3 класса на основе просмотра опыта (видео) выявили, что растения дышат кислородом; а выделяется углекислый газ.
Они установили свойства кислорода и углекислого газа,что подтверждает наличие междисциплинарной связи биологии с химией: процесса дыхания растений со свойствами кислорода как одного из химических элементов.
ВЫВОД ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
На основе наблюдения, проведения и анализа опытов учащиеся провели проверку ранее выдвинутых предположений 1) для дыхания растений необходим кислород; 2) для дыхания растения необходим углекислый газ.
Такой подход к реализации цели и решению задач проекта дал им возможность определить, что кислород является основой дыхания растений, обеспечивает их рост и развитие.
4. Завершающий этап
На основе результатов наблюдения, анализа проведенных и проанализированных опытов, зафиксированных в сводной таблице, учащиеся 3 класса разработали логическую схему «Кислород – основа роста и развития растений».
Предполагаемый результат: разработка проектного продукта Кислород – основа роста и развития растений.
Комнатные растения, стакан, пакет, стека, вода, спички, металлическая проволока, растение в стеклянной банке с крышкой.
Логическая схема Кислород – основа роста и развития растений (слайд)
Особенность этого вида проектного продукта проявляется в следующем:
– в 1 блоке логической схемы отражено влияние кислорода на окисление органических веществ при росте и развитии растения;
– во 2 блоке логической схемы указано утверждение, что для получения энергии, используемой для жизнедеятельности растений, необходим кислород.
Применение полученных знаний и практических умений при разработке данного вида продукта проектной деятельности может осуществляться на уроках окружающего мира.
1.Для дальнейшего развития проекта возможно исследование нового аспекта данной проблемы: выявление особенностей образования органических веществ и кислорода в растениях.
2. Использование разработанной логической схемы по исследуемой проблеме для ее представления на конкурсе проектов на внутришкольном и региональном этапах.
3. Проведение выше указанных и других опытов месте с родителями для выявления новых фактов/аспектов, отражающих особенности дыхания растений (внеучебная проектная деятельность на основе взаимодействия с родителями).
1. Большая детская энциклопедия, Москва, 2016 г. – 380с.
2. В. И. Серпухова «Комнатные растения», М., 2015 г. – 138с.
примеры природных явлений И
Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Они обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра.
Учащимся 4 класса важно иметь конкретное представление о грозах и молниях, что предполагает расширение их теоретических знаний по данной проблеме и формирование практических умений на основе проведения наблюдения, опытов.
В ходе мозгового штурма учащиеся 4 классавыявили два предположения: 1) Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями; 2) Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. Для проверки этих выдвинутых предположений на предварительном этапе работы была проведена разработка примерного плана реализации исследовательского проекта.
Что такое гроза и молнии? И чем они опасны?
Выявление учащимися 4 класса, чем опасны молнии на теоретическом и практико-ориентированном уровнях.
1. Проанализировать теоретическую информацию в научной литературе по теме исследования.
2. Выявить, что такое гроза, гром и молния.
3. Узнать, какие виды молний существует.
4. Провести наблюдение и опыты, которые подтверждают опасность молний.
5. Разработать логическую схему «Почему молнии опасны для человека?» и памятку «Правила поведения при грозе».
Если выявить на теоретическом уровне что такое гроза, гром и молния, то это даст возможность на практическом уровне определить уровень опасности для человека.
Теоретические методы: изучение научной литературы и других дополнительных источников; анализ полученной информации по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, проведение опытов; анализ и обработка результатов; разработка продукта проектной деятельности.
Краткосрочный (в течение двух недель)
1. Подготовительный этап
Постановка учебной проблемы
Многие до сих пор не знают, как образуются молнии.У учащимися возникли вопросы: «Что такое молния?», «Какие бывают виды молний?», «Может ли человек смоделировать молнию?».
— Сможем ли мы с вами ответить на все эти вопросы?
В совместной поисковой работе учащиеся находят ответ на вопрос: «Что такое гроза и чем она опасна?».
Предполагаемый результат: будет сформирована мотивация учащихся 4 класса к расширению имеющихся знаний о грозе, громе и молниях, а также потребность на практическом уровне проверить выявленные особенности данного процесса.
2. Поисково-информационный этап
— разработка плана наблюдения в ходе подобранных опытов по исследуемой проблеме;
– совместное обсуждение оптимального варианта формы фиксации результатов проведения каждого опыта;
–подбор и подготовка необходимого оборудование для наблюдения и проведения опытов.
Повторение правил техники безопасности с участниками предстоящей опытно-экспериментальной деятельности.
Предполагаемый результат: у учащихся 4 класса будет проявляться готовность к проверке ранее выдвинутого предположения на практико-ориентированном уровне по исследуемой проблеме.
3. Опытно-экспериментальный этап
– проведение наблюдения и опытов (учащиеся совместно с учителем пользуются необходимым оборудованием, наблюдают за этапами проведения опытов).
Опыт №1 Гром и молния
Цель: создание грома и молнии в домашних условиях с помощью специального оборудования, выявление особенностей появления молнии и причины специфического запаха.
Оборудование: пластиковая ученическая линейка или расческа, сухая тряпочка из шерсти, металлические ножницы.
Опыт проводится в темной комнате.
Интенсивно потрите линейку шерстяной тряпочкой. Если вы взяли расческу, то нужно несколько раз причесать ей чистые сухие волосы. Возьмите ножницы и приблизьте их железными концами к линейке (расческе). Вы услышите легкое потрескивание и увидите лиловые светящиеся «вспышки молний».
Если проделать этот опыт несколько раз подряд, то в воздухе появится характерный свежий запах озона, как после грозы.
Мы получили статическое электричество, которое представляет собой отрицательно и положительно заряженные частицы (электроны) в атомах. Между заряженными атомами происходит обмен электронами. Иногда это происходит столь интенсивно, что проскакивают искры и раздается характерный треск. В момент электрических разрядов к молекулам кислорода (О2) присоединяется дополнительный атом, и они становятся молекулами озона (О3). Отсюда и характерный запах свежести, как после грозы.
Опыт№2 Видео-эксперимент «Как происходит молния» (опят проводится с большой осторожностью)
Для наблюдения понадобится: лампочки, перчатки железные, цепь, цилиндр.
Описывается возможность «потрогать» молнию без вреда для здоровья в обыденных условиях с помощью специальных устройств. Катушка Теста – это устройство, предназначенное для создания очень высоких напряжений. При включении аппарата появляется миниатюрная молния, похожая на настоящую. Если к аппарату поднести лампочку, она загорится. Если быстро поднести руку и также резко отодвинуть – устройство издаст звук, который похож на раскаты молнии. С помощью железной цепи или железной перчатки можно управлять молнией и двигать ей в любом направлении. Для того, чтобы лучше можно было разглядеть молнию – проводить данный эксперимент необходимо в темноте.
Учащиеся 4 класса увидят образование молнии, на опыте убеждаются, что молния – это электрический разряд.
4. Завершающий этап
На основе результатов наблюдения, анализа проведенных и проанализированных опытов, зафиксированных в сводной таблице
учащиеся 4 класса разработали логическую схему «Почему молнии опасны для человека?»
Предполагаемый результат: разработка проектного продукта памятка «Правила поведения при грозе»
Опыт №1 Описание:Результат:
Опыт №2 Описание:Результат:
Пластиковая ученическая линейка или расческа, сухая тряпочка из шерсти, металлические ножницы.
Лампочки, перчатки железные, цепь, цилиндр, катушка Тесла.
Логическая схема Почему молнии опасны для человека?
Особенность этого вида проектного продукта проявляется в следующем:
– в 1 блоке логической схемы отражено влияние молнии на организм человека;
– во 2 блоке логической схемы указано, что молния всегда движется к земле самым коротким путем. Поэтому молния чаще ударяет в высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты – в тот, который является лучшим проводником.
В 3 блоке логической схемы указано, что такое молния, виды молнии.
Памятка Правила поведения при грозе
Особенность этого вида проектного продукта проявляется в следующем: описание правил поведения в разных местах (в автомобиле, в доме, а также на улице; в памятке представлен алгоритм действий при попадании в опасную ситуацию.
Применение полученных знаний и практических умений при разработке данного вида продукта проектной деятельности может осуществляться на уроках окружающего мира.
1.Для дальнейшего развития проекта возможно исследование нового аспекта данной проблемы: выявление особенностей образования органических веществ и кислорода в растениях.
2. Использование разработанной логической схемы по исследуемой проблеме для ее представления на конкурсе проектов на внутришкольном и региональном этапах.
3. Проведение выше указанных и других опытов месте с родителями для выявления новых фактов/аспектов, влияющих на образование грозы.
Вредная еда, что мы знаем о ней?
Как необходимо правильно питаться? Человек недостаточно знает о разнообразии питательных веществ, строении и работе пищеварительной системы; о том, какая еда является вредной, а какая полезной.
В настоящее время все чаще публикуются данные об ухудшении здоровья подрастающего поколения.
Частота заболеваний органов пищеварения за последние годы возросла с 8000 до 12 000 на 100 000 детского населения. Эту динамику можно увидеть на диаграмме в процентном соотношении. (слайд)У учащихся начальных классов часто болят желудки и другие органы пищеварения. В связи с этим повышается степень значимости знаний о правильном построении питания как взрослыми, так и самими детьми. Учащимся 3 класса необходимо постоянно расширять свои знания о том, какая еда является вредной, и как она влияет на работу организма. СЛАЙД
Что такое вредная еда и как вредная еда влияет на здоровье человека?
Формирование знаний о вредной пище и ее влиянии на организм.
1. Проанализировать данные в литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияет вредная еда на наш организм, чем она вредна и к каким последствиям это приводит.
3. Обосновать, что различия вредной и здоровой еды знают немногие.
4. Провести опыты, которые покажут, как вредная еда влияет на организм человека.
5. Создать памятку о правилах здорового питания.
Если узнать, что с пищей человек получает необходимые организму питательные вещества, и научиться определять, в каких продуктах не содержатся вредные вещества, то можно узнать, как правильно питаться и как избегать употребление вредной пищи.
Теоретические методы: изучение необходимой литературы и других дополнительных источников информации.
Эмпирические методы: наблюдение, описание, эксперимент (проведение опытов) и сравнение.
Краткосрочный (в течение недели)
1. Подготовительный этап
— постановка учебной проблемы (мальчик выпил лимонад, после этого у него заболел живот. Почему так произошло) СЛАЙД
-знакомство с литературой (самостоятельный подбор литературы о правильном питании, о вредной еде) СЛАЙД
— Пищеварение начинается еще в полости рта, когда пережевываемая пища обильно смачивается слюной.
Проглоченная пища попадает в пищевод, который соединяет между собой глотку и желудок. На стыке пищевода и желудка располагаются кольцевые мышцы. Это нижний сфинктер пищевода, который открывается при давлении проглоченной пищи и пропускает ее в желудок. СЛАЙД
Предполагаемый результат: систематизация знаний учащихся о пищеварительной системе, далее будет сформирована мотивация учащихся 3 класса к получению новых знаний о вредной еде и ее влиянии. Предоставление детьми необходимой литературы.
2. Поисково-информационный этап
— найти в подобранной литературе ответы на вопросы по проблеме исследования СЛАЙД
СЛАЙД (Стой дружок, остановись! От пищи вредной воздержись)
-подготовка необходимого оборудование для проведения опыта
Предполагаемый результат: сформируются теоретические знания об отличительных особенностях вредной и полезной еды.
3. Опытно-экспериментальный этап
— планирование работы (учащиеся самостоятельно предполагают шаги проведения опыта)
— проведение опыта (учащиеся совместно с учителем пользуются необходимым оборудованием, занимаются проведением эксперимента, наблюдают за происходящим) СЛАЙД-видео
-Возьмем 2 лимонада, спрайт и колу. А также 2 ржавых гвоздя. В один стакан нальем спрайт, в другой колу. Положим и туда и туда по 1 гвоздю. Оставим на 3 дня.
— фиксирование наблюдений, а именно заполнение таблицы, что именно происходит с гвоздем.
Видео о вредной еде и сделать вывод.
-Гвоздь больше не ржавый. Лимонад разъел ржавчину. А представьте, что происходит с нашим желудком. У него нарушается процесс работы. Стенки желудка разрушаются. Также происходит разрушение кальция, что приводит к хрупкости костей.
Вывод: прием лимонада в больших количествах приводит к нарушению здоровья, нарушается слизистая оболочка желудка, вымывается кальций из костей, учащиеся 3 класса делают также вывод о том, что у них от приема большого количества лимонада будет часто болеть живот. СЛАЙД
— составление памятки о правильном питании
Предполагаемый результат: учащиеся узнают о свойствах вредной и полезной пищи, научатся отличать ее, приобретут умения фиксировать результат исследования в таблицу.
4. Завершающий этап
-продукт проекта (расширение знаний по данной теме и получение памятки «Правила здорового питания») СЛАЙД-памятка
-вывод (представление своих рекомендаций в классе; обобщение того, как необходимо соблюдать правила здорового питания)
— заключение (мы научились проводить опыты, узнали, чем отличаются вредные продукты от полезных, изучили строение и работу пищеварительной системы, создали памятку правил здорового питания)
Предполагаемый результат: получение учащимися 3 класса продукта по данному проекту.
Лимонад, молоко, скатерть, презентация, ржавый гвоздь.
Памятка «Правила здорового питания». Она поможет учащимся и родителям не забывать о необходимости соблюдения правил здорового питания.Памятка содержит в себе следующие правила: ….
Разработанная схема о вредной и полезной еде.
Для начала учащимися 3 класса была проведена творческая работа, а именно – составление карты-схемы строения пищеварительной системы человека. Далее идет описание и приведение примеров вредной еды, затем описание и приведение примеров полезной еды. Выводы.
Использование данного проекта на конкурсе проектов на школьном и региональном этапах, проведение данного опыта в домашних условиях с родителями, применение полученных знаний на уроках окружающего мира.
Схема – плакат о вредной и полезной еде будет повешена в уголок класса для того, чтобы они всегда могли обратиться к ней за подсказкой.
1. Волосенко М. И. Целебное питание,— Аквариум: М. 2014 г. – 321с.
2. Петровский К. С. Азбука здоровья. –Знание: М. 2015 г. 213с.
3. Иванова Е. К. «Пить хочется» Здоровье школьника, журнал №6, 2016 г. – с. 34-39.
Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.
Фотозарисовка «Дыхание весны» Фотоотчёт: «Дыхание весны» Весна! На каком небывалом наречье Поют твои птицы в честь радостной встречи? Не ты ли их учишь? Внушаешь не.
Консультация для педагогов и родителей «Использование комнатных растений для озеленения участка» Наверное, комнатные растения с большим правом можно называть домашними, так прочно они вошли в нашу жизнь. Нам всем так хочется создать.
Консультация для родителей и педагогов «Полезные свойства садовых растений» Именно в мае наступает пора цветущей весны. Обратите внимание детей на то, как быстро происходят изменения в живой природе, связанные с.
Консультация для родителей «Планеты Солнечной системы для детей» Консультация для родителей «Планеты Солнечной системы для детей» Что и когда рассказать детям о космосе и планетах? Дети после четырех лет.
Консультация «Дыхание исцелит и зарядит энергией» Цель: рассказать о необходимости проведения дыхательной гимнастики для сохранения и укрепления здоровья. Без дыхания жизнь просто немыслима.
Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений» Разумова Юлия Владимировна Урок кубановедения 2 класс (2018 г.) Технологическая карта урока. Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия.
Конспект урока по естествознанию в 3 классе «Как человек влияет на жизнь растений» Естествознание Краткосрочный план открытого урока Предмет: Естествознание Школа: ГКУ «Средняя школа №5 с ДМЦ» Дата: 28.09.2018 ФИО учителя:.
Утренняя гимнастика-важнейший компонент двигательного режима детей. Консультация для родителей Ох, как неохотно иногда мы встаем по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежится в постели. Точно также.