Для чего рельсы внутри рельс на мосту
Для чего нужны рельсы внутри пути на ЖД мостах?
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 04.02.2021
Что это за конструкция внутри пути на всех ЖД мостах? Этот вопрос я получил в комментариях к одной из прежних публикаций. Комментатор предположил, что цель подобной «рыбовидной» установки внутри пути на ЖД мостах — укрепление шпал. Однако может было бы и неплохо, дополнительно укрепить (нет предела совершенству) шпалы и соответственно рельсы, но только не таким устройством.
Эти металлические рейки называются Контррельс. Подобная система применяется на железной дороге во многих случаях: на участках с крутыми плоскими поворотами, стрелочных переводах, мостах и высотных конструкциях, на горном профиле. Смыл конструкции, как и практически всегда, во многом заложен в названии. Но я попробую объяснить «от противного», представим что таких контррельс на мосту нет.
Дальше немного фантазии. На ЖД мост, сразу после проезда тяжелого грузового состава, заезжает пассажирский поезд. Вибрации от предыдущего состава вызвали надлом рельсов и тележки пассажирских вагонов начали одна за другой сходить с колеи. Дальше, от возникших нагрузок, разрывается автосцепка с локомотивом и вагоны один за другим пошли под откос. В итоге мы имеем пассажирский состав, улетевший с моста в реку.
На самом же деле тележки, слетев с пути с одной стороны, будут зафиксированы этим самым контррельсом с другой стороны. Все тележки будут удержаны от разворота и от съезда в бок. Таким же образом контррельс удерживает одно колесо на рельсе на крутом повороте, либо на стрелочном переводе, где особенно важен правильных ход колёсной пары. На железной дороге, удерживая одно колесо автоматически удерживается в нужном положении и второе, ведь мы имеем колесную пару, зафиксированную на одной жесткой оси. На следующем фото хорошо видно, как колесная пара с внутренней стороны удерживается дополнительными конррельсами.
Для чего на многих железнодорожных мостах внутрь полотна ставят два странных рельса
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Начать нужно с главного и, пожалуй, очевидного, во всяком случае при детальном рассмотрении фотографий. Внутри железнодорожного полотна лежат вовсе никакие не дополнительные рельсы. Увидеть такие штуковины можно не только на мостах, но и на переездах, на станциях, рядом с тоннелями, развилками, а иногда и на ничем, казалось бы, непримечательных участках железной дороги. На самом деле это уголки или строго говоря – контруголки. Функцию они выполняют ту же самую, что и контррельсы на железной дороге.
Это прозвучит достаточно банально, однако подавляющее большинство ответов на вопрос: «А для чего нужна вот эта штука на железной дороге?» сводится к одному варианту: «Для обеспечения безопасности движения». То же самое касается и контруголков с контррельсами. Если говорить конкретнее, то нужны они для того, чтобы предотвратить соскакивание тележки вагона с рельс в потенциально опасном месте. Именно поэтому уголки ставят на самых ответственных участках ЖД, рядом со стрелочными переводами или на крутых поворотах.
Контррельса предотвращает соскакивание вагона с рельс за счет «вправления» колеса обратно, если оно начинает соскакивать. Контруголок же используется в первую очередь не для того, чтобы спасти железнодорожный состав, а для того, чтобы спасти железнодорожную инфраструктуру. Если вагон соскочит на участке с уголком, то он не опрокинется, так как его колеса зацепятся за широкий желоб. Особенно важно это для тяжелых грузовых составов, особенно тех, что едут с бочками и цистернами.
Соскакивание вагона с рельс опасно именно последующим переворачиванием. В этом случае соскочивший вагон начинает тянуть за собой все остальные, рассыпая или разливая по округе свое содержимое. Если такое случится на мосту, то поезд гарантированно повредит инженерную конструкцию и даже может ее разрушить. Однако, если вагон соскакивает с рельс, но в дальнейшем не переворачивается, то ничего описанного не происходит. Состав просто «завязнет» и остановится на месте.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, зачем китайцы построили рекордно длинную трассу посреди пустыни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что за дополнительные рельсы кладут на мостах внутри ж/д путей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Для большинства из нас железнодорожные пути представляются в виде стандартной дороги, состоящей из рельсов и шпал. Но есть и другие конструкции, расположенные внутри основного пути, на которые многие никогда не обращают внимания.
Если внимательно посмотреть на железную дорогу на мосту, то внутри главного пути можно увидеть еще одни рельсы, которые между собой скреплены. Такие сооружения имеют не только конкретное название, но и очень важное предназначение. Что касается названия, то подобные конструкции называют в зависимости от их типа контруголок или контррельс.
Как правило, устанавливаются они на кривых мостах вблизи стрелочного перевода. Основная задача конструкции заключается в предупреждении разворота состава и его возможного опрокидывания в случае схода его с рельс.
Благодаря этому приспособлению тележка вагона не будет уходить в бок и разворачиваться. Конструкция ее задерживает в рамках пути.
В итоге состав не опрокинется с моста при аварии, повреждения и вагонов, и самого моста будут в этом случае минимальным. Конечно, это не единственные инженерные сооружения, встречающиеся на железных дорогах. Все они имеют определенное практическое предназначение.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Если прогуляться около железнодорожного моста, то можно заметить, что перед самым его началом внутри колеи появляется еще какая-то загадочная пара узких рельсов. Она расходится от небольшого треугольника, а затем идет параллельно основной колее на протяжении всего железнодорожного моста.
Что это за такая загадочная штуковина и для чего она нужна?
Начать нужно с главного и, пожалуй, очевидного, во всяком случае при детальном рассмотрении фотографий. Внутри железнодорожного полотна лежат вовсе никакие не дополнительные рельсы. Увидеть такие штуковины можно не только на мостах, но и на переездах, на станциях, рядом с тоннелями, развилками, а иногда и на ничем, казалось бы, непримечательных участках железной дороги.
На самом деле это уголки или строго говоря – контруголки. Функцию они выполняют ту же самую, что и контррельсы на железной дороге.
Уголки ставят на самых ответственных участках ЖД, рядом со стрелочными переводами или на крутых поворотах.
Контррельса предотвращает соскакивание вагона с рельс за счет «вправления» колеса обратно, если оно начинает соскакивать. Контруголок же используется в первую очередь не для того, чтобы спасти железнодорожный состав, а для того, чтобы спасти железнодорожную инфраструктуру. Если вагон соскочит на участке с уголком, то он не опрокинется, так как его колеса зацепятся за широкий желоб. Особенно важно это для тяжелых грузовых составов, особенно тех, что едут с бочками и цистернами.
Соскакивание вагона с рельс опасно именно последующим переворачиванием. В этом случае соскочивший вагон начинает тянуть за собой все остальные, рассыпая или разливая по округе свое содержимое. Если такое случится на мосту, то поезд гарантированно повредит инженерную конструкцию и даже может ее разрушить. Однако, если вагон соскакивает с рельс, но в дальнейшем не переворачивается, то ничего описанного не происходит. Состав просто «завязнет» и остановится на месте.
Установка контррельсов в кривых малого радиуса
Контррельс
Контррельс представляет собой специальное устройство из металлического профиля, который укладывается внутри колеи, параллельно основным путевым рельсам на заданном расстоянии.
Основной задачей контррельса является направление движения колесных пар, сохранение их на рельсах (или шпалах, если поезд все же с них сошел), а также предотвращение схода подвижного состава с рельсов.
Контррельсы устанавливаются на стрелочных переводах, глухих пересечениях, мостах, путепроводах, переездах, на участках пути в кривых малых радиусов, а также на путях, расположенных под путепроводами и пешеходными мостами с опорами стоечного типа, при расстоянии от оси пути до опоры менее 3 м.
Типы контррельсов
Производство контррельсов
До недавнего времени нормативная база в отношении изготовления контррельсов состояла из нескольких нормативных документов.
Распоряжением МПС России от 28 июня 2003 г. N 632р утверждена «Номенклатура объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации», куда входили, в части № 1 «Технические средства железнодорожного транспорта», раздел 09, «Рельсы железнодорожные контррельсовые», со ссылкой на НБ ЖТ ТМ 01-98 «Нормы безопасности на железнодорожном транспорте. Элементы верхнего строения пути».
В свою очередь, Нормы НБ ЖТ ТМ 01-98, в редакции приказа Минтранса № 44 от 21.02.2014, ссылались на ГОСТ 9797-85 «Рельсы контррельсовые РК50», ГОСТ 9798-85 «Рельсы контррельсовые РК65», ГОСТ 26110-84 «Рельсы контррельсовые РК75» и ГОСТ 18232-83 «Рельсы контррельсовые. Технические условия».
Производство уголка контррельсового СП 850 особенно ничем не регламентировалось и велось по чертежу ПТКБ ЦП МПС СП 850 утвержденному 16.11.2001 и ТУ 0921-245-01124323-2007.
Все вышеперечисленные ГОСТы утратили силу 01 января 2014 года, после введения единого ГОСТ Р 55497-2013 «Рельсы железнодорожные контррельсовые. Технические условия».
Именно в ГОСТ Р 55497-2013 впервые начинает регламентироваться изготовление не только прокатного профиля контррельсовых рельсов типов РК50, РК65, РК75, но и прокатного профиля уголка контррельсового СП 850.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 982 от 01.12.2009 установлен единый перечень продукции подлежащей обязательной сертификации, в который включены также рельсы железнодорожные контррельсовые (п. 0921).
Соответственно, при укладке в ЖД путь может быть использован контррельсовый узел только такой конструкции, в которой в качестве рабочего элемента используется контррельсовый рельс РК50, РК65, РК75 или уголок контррельсовый СП 850, изготовленные с соблюдением ГОСТ Р 55497-2013 и прошедшие обязательную сертификацию согласно Постановления № 982 от 01.12.2009.
ООО «Трудовой десант» уже много лет занимается установкой контррельсов в кривых малого радиуса. Мы также выполняем широкий спектр других работ на железных дорогах, от проектирования и сопровождения проектной документации в разрешительных организациях до, собственно, строительства и ремонта жд путей. Компания работает по всей территории России, от сибирской тайги до крупнейших мегаполисов типа Москвы и Санкт-Петербурга.