Для чего самолеты вырабатывают топливо
Зачем самолёт вырабатывает топливо перед посадкой?
Стиль жизни Путешествия
Содержание
Каждый из нас хотя бы раз в жизни пользовался услугами авиакомпаний. Они предлагают самый безопасный и комфортный вид транспорта. К тому же с его помощью удаётся существенно сократить время в дороге.
Наверняка многие видели картину, как самолёт часами кружит над посадочной полосой, и задавались вопросом: зачем он это делает? Ведь из-за лишних часов полёта сгорает много авиатоплива. Именно этого и добивается пилот, когда намеренно летает кругами, не заходя на посадку. Он старается сжечь как можно больше топлива. А о том, зачем лайнер вырабатывает топливо перед посадкой, поговорим далее.
Вес «железной птицы»
При взлёте, как и при посадке, крайне важна масса аэробуса. Причём в каждом случае она рассчитана отдельно: для посадки – посадочная, а для взлёта – взлётная.
Взлётная масса самолёта рассчитывается с учётом общего веса пассажиров, их багажа, самого лайнера и топлива.
При этом, если будет превышен весовой лимит, то самолёт не сможет набрать необходимую высоту либо не взлетит вовсе.
Точно так же производится и расчёт посадочной массы «железной птицы». Здесь тоже учитывается общий вес экипажа и пассажиров, самого лайнера и багажа, находящегося на борту.
Вес самолёта при посадке
Существует строго ограниченный вес самолёта, заходящего на посадку. Превышать этот лимит ни в коем случае нельзя, так как данная ситуация может стать причиной крушения авиалайнера.
Сброс топлива
Как правило, посадочный вес несколько меньше взлётного. Как такое возможно, спросите вы? Всё очень просто. Любой аэробус рассчитан на то, что в ходе полёта будет использована большая часть горючего из бака. Таким образом, при посадке он будет весить меньше, чем при взлёте.
Что же делать в тех случаях, когда посадка совершается раньше, чем планировалось? Причиной тому может стать аварийная ситуация или изменение курса полёта. В этом случае всё топливо не израсходуется, ведь путь самолёта будет сокращён. Но и садиться с топливом в баке тоже опасно.
В данном случае некоторые самолёты, оборудованные специальной системой аварийного сброса топлива, могут просто слить горючее. Если же таковой системы нет, то пилоту приходится кружить над посадочной полосой, вырабатывая остатки топлива. Расходовать его придётся и в том случае, если условия не позволяют сбросить это горючее.
Для чего самолеты вырабатывают топливо
Зачем самолёт вырабатывает топливо перед посадкой?
Зачем самолёт вырабатывает топливо перед посадкой? В каких ситуациях возникает необходимость сброса топлива?
Довольно часто из средств массовой информации мы слышим, что самолёт при совершении экстренной посадки, вырабатывал топливо.
Также и при совершении обычных рейсов, довольно часто бывает: самолет не совершает посадку сразу, а делает несколько дополнительных кругов, тем самым также вырабатывая топливо. А зачем он это делает?
Почему самолет должен быть легче при посадке? Зачем ему необходимо выработать топливо перед посадкой?
Давайте вернемся к вопросу о том, зачем самолёту быть легче при посадке. Все просто: при конструировании каждой модели самолёта, конструкторы рассчитывают предельно допустимую массу, которой самолёт должен обладать при взлете и посадке. Вспомните – не зря же нам взвешивают багаж перед посадкой, а это тоже составляющая веса самолёта.
Соблюдать данные нормативы необходимо для того, чтобы не допустить перегруз, который, как следствие, может привести к поломки шасси, а также тормозной системы. А наличие таких неполадок, сами понимаете к чему ведет – катастрофа и гибель людей.
При этом необходимо отметить, что максимальная посадочная масса намного меньше, чем та, которая допускается при взлете. Но стоит отметить, что современные самолёты могут совершить внештатную посадку и при наличии перегруза. Однако делается это крайне редко, т.к. риски очень велики.
Перегруз усугубляет ситуацию еще и тем, что он может увеличить время торможения и, соответственно, самолёту может просто не хватить длины полосы для торможения.
В каких ситуациях возникает необходимость сброса топлива?
Процесс сброса топлива в воздухе – это довольно простой и быстрой способ снизить вес самолёта, порой даже на десятки тонн. Это необходимо, чтобы самолёт мог совершить внеплановую посадку в безопасном режиме. Стоит отметить, что такие ситуации возникают не часто, а, как правило довольно редко, когда возникают внештатные ситуации и существует необходимость посадки самолёта.
Здесь ситуация следующая: каждый самолёт должен иметь установленный для него вес, разрешённый при посадке, и данный критерий должен неукоснительно соблюдаться, т.к. от этого зависит безопасность самого полёта и, как его завершение – комфортная посадка. Да, вес самолёта при посадке должен быть намного меньше, чем тот, который существует у него при взлете.
Поэтому, в основном, чтобы обеспечить соблюдение данного критерия, самолёт в период своего полёта, старается отработать тот объем топлива, который был рассчитан для него, исходя из дальности полёта. Однако, есть случаи, да, к, сожалению, они существуют, когда самолёт не может продолжать свой полёт и вынужден совершить посадку. Такие ситуации, как правило, бывают, когда есть техническая неисправность самолёта, пассажиру внезапно стало плохо, либо летят хулиганы, которые мешают команде провести безопасный полёт. Тогда, возможности отработать топлива нет, самолёт же не может летать кругами, чтобы в естественном порядке его отработать, так помощи не дождётся пассажир, которому плохо, либо произойдет ухудшение ситуации с техническим состоянием самолёта. Вот в таких ситуациях пилоты и принимают решение о сбросе топлива за борт. Звучит, конечно, устрашающе, но не торопитесь пугаться, об этом скажу чуть позже.
Как происходит слив топлива? Возможна ситуация, при которой топливо попадет в двигатель?
Перед тем, как совершить сброс топлива, пилоты обязательно запрашивают разрешение у диспетчеров, где они планируют совершить экстренную посадку. Диспетчеры, в свою очередь, определяют безопасную высоту и место, где это можно совершить. Как правило, выбирают места в дали от густонаселенных районов, а, в идеале, над крупными водоемами.
Сам сброс топлива осуществляется через специальные сливные горловины, которые располагаются в задней части крыльев. И необходимо отметить, что на определенном уровне поток перекрывается, тем самым позволяет предотвратить избыточный слив топлива.
Относительно попадания топлива в двигатель. Это практически исключено, т.к. сливные горловины сконструированы таким образом, что не позволяют при скорости полета самолёта рассеиваться топливу.
Но стоит отметить, что такая процедура опасна для других самолётов, поэтому диспетчеры предварительно и рассчитывают воздушное пространство на несколько километров вокруг.
А долетает ли топливо до земли? Представляет ли оно опасность для экологии?
Есть мнение, что процедура сброса топлива довольно опасна: керосин оседает на домах, попадает на поля, луга и леса. Да, конечно, назвать эту процедуру абсолютно безопасной нельзя.
Однако необходимо отметить, что для совершения такого рода действий, диспетчеры направляют самолеты на необходимую высоту, на которой керосин рассеивается в мелкий туман и испаряется. А если что-то и достигнет земли, то это незначительные частицы. Если сравнивать, то следует отметить: находясь на улицах большого города, мы намного больше подвержены токсинам, чем в месте сброса топлива с самолёта.
Зачем самолеты сбрасывают топливо в полете? Достигает ли керосин земли?
Иногда прямо из иллюминатора можно наблюдать такую картину: сброс топлива во время полета.
Shutterstock
Зачем самолеты это делают, «льется» ли керосин прямо нам на голову и вредит ли экологии? Разбираемся вместе с Anews.
Когда и зачем самолеты сбрасывают топливо?
Сброс топлива в небе – это быстрый способ «облегчить» самолет на десятки тонн, чтобы совершить безопасную внеплановую посадку. То есть происходит это не регулярно, а лишь изредка при экстренной необходимости. Да и не на всех лайнерах в принципе есть система сброса.
Дело в том, что при любой посадке самолет обычно должен весить меньше, чем было разрешено при взлете. В большинстве случаев масса снижается за счет того, что топливо, рассчитанное на дальность рейса, просто вырабатывается во время полета.
Но бывают нештатные ситуации, когда самолет должен сесть раньше, чем выработает топливо: неполадки на борту, кому-то стало плохо, кто-то учинил дебош и т.д. Тогда не остается ничего другого, как сбросить лишний керосин. Либо наматывать круги над аэропортом, сжигая топливо, если нет системы экстренного сброса.
Flightradar24, Pikabu.ru / Zzxxdd
Почему самолет должен быть легче при посадке?
Для каждого самолета рассчитывается своя предельно допустимая норма массы, чтобы он мог безопасно взлететь и приземлиться. Перегруз грозит критической поломкой конструкций шасси и тормозной системы, вплоть до катастрофы с пожаром и гибелью всех на борту.
Максимальная посадочная масса меньше, чем взлетная по той простой причине, что при посадке нагрузка на шасси и тормоза гораздо выше, чем при взлете. Тренированный человек может проверить это на себе: подпрыгивать вверх с очень тяжелым рюкзаком за плечами будет легче для ног, чем спрыгивать с высоты вниз с тем же весом.
Shutterstock
В принципе, в современных лайнерах конструкции рассчитаны выдержать экстренную посадку с перегрузом. Но пилоты идут на такое лишь в крайних случаях, когда необходимость срочной посадки перевешивает все прочие возможности.
Опасность еще и в том, что перегруженному самолету может не хватить длины полосы для торможения.
Shutterstock
В любом случае, даже благополучная посадка с перегрузом не проходит даром для конструкций. После специального техосмотра самолет могут списать.
Как сливается топливо? Может ли оно попасть в двигатель?
Обычно пилоты запрашивают разрешение на сброс у диспетчеров аэропорта, где будет внеплановая посадка. Те определяют безопасную высоту и место – подальше от густонаселенных районов и желательно над крупным водоемом.
Сброс происходит через сливные горловины в задней части крыльев. На определенном уровне поток перекрывается, что защищает от избыточного слива.
Трубка аварийного слива на крыле Airbus A340-311. Wikimedia / lahiru k
Может ли топливо попасть в турбину? Практически без шансов. Слив расположен достаточно далеко, а струя достаточно компактна и с учетом скорости полета неспособна рассеяться настолько, чтобы попасть в воздухозаборник двигателя спереди крыла.
Однако сброшенное топливо опасно для других самолетов, поэтому диспетчеры расчищают воздушное пространство на несколько километров вокруг.
Достигает ли топливо земли? Опасен ли сброс для экологии?
Многие люди, особенно живущие вблизи аэропортов, считают, что сброс топлива крайне вреден, что керосин оседает на их домах, загрязняет поля и леса и чуть ли не льется на голову. Тревоги добавляют громкие протесты «зеленых» и раздутые заголовки СМИ.
Так было, например, в 2016-м, когда французский лайнер вынужденно сбросил топливо над лесом Фонтенбло. Причем особенно горлопанили почему-то российские телеканалы: «Пилоты Air France слили десятки тонн керосина на заповедник под Парижем» – как будто те злостно устроили экологическую катастрофу масштабов Чернобыля. Однако даже возмущенные французские СМИ отмечали, что топливо, к счастью, испарилось, не достигнув земли.
Конечно, нельзя сказать, что сброс топлива абсолютно безвреден. Но это и не жуткое бедствие, тем более что случается редко.
Во время этого процесса и после на землю не льется «керосиновый дождь», потому что диспетчеры направляют лайнер на безопасную высоту, где оно рассеивается в мелкий туман и испаряется. Если что-то и достигает земли, то незначительные частицы. Иногда может чувствоваться керосиновый запах, это допустимо.
В целом, на улице обычного большого города вы подвергаетесь токсинам куда больше, чем в зоне сброса топлива с самолета.
Для чего самолеты сбрасывают горючее во время полета, и достигает ли керосин земли
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Для чего вообще сбрасывать керосин
Керосин сбрасывается далеко не во время каждого полета. Данная процедура достаточно редка и считается чрезвычайной. Реализуется она для обеспечения безопасности самолета и его пассажиров. Для того, чтобы понять в чем суть, следует для начала упомянуть о таких важных понятиях в авиации, как «максимальная взлетная масса» и «максимальная посадочная масса». Несложно догадаться, что если данные показатели превышены, то самолет не сможет безопасно сесть или взлететь.
Все дело в том, что максимальная взлётная масса любого самолета всегда выше, чем максимальная посадочная. Ничего странного в этом на самом деле нет, ведь помимо самого самолета в параметр массы добавляются пассажиры, грузы и, конечно же, топливо. Большинство пассажирских лайнеров, отправляясь в небо, весит на порядок больше, чем должно весить в момент посадки. Необходимая масса теряется в полете не за счет выброшенных за борт пассажиров, а за счет сгоревшего керосина.
Маршрут самолета составляется таким образом, чтобы при максимальной загрузке во время полета успело сгореть достаточно топлива, и масса самолета пришла в норму перед посадкой. Само собой в жизни бывает всякое: проблемы в аэропортах, поломки в самолетах, резкое изменение погоды и прочие происшествия. В любой из этих (и многих других) ситуациях лайнер может быть вынужден сойти с ранее запланированного маршрута и садиться на землю раньше. Соответственно, в такой ситуации его масса не успевает достичь посадочных значений и в этой ситуации команда принимает решение о сбросе горючего.
Насколько безопасен сброс керосина
Керосин является исключительным горючим. Энергетическая отдача, которая получается в двигателе в результате сгорания керосина, в десятки раз превышает отдачу в любых других альтернативных двигателях. При этом керосин достаточно сильно отличается от бензина. В первую очередь тем, что намного хуже испаряется. Сброс керосина в небе позволяет испарить часть топлива, однако с достаточно большой долей вероятности что-то все-таки долетит до земли.
Именно по этой причине летчики стараются сбрасывать керосин на как можно большей высоте. В такой случае облако керосина распадается на мелкие капли, что позволяет свести урон окружающей среде фактически к нулю.
Куда важнее то, что сброс керосина – это все-таки мера чрезвычайная. Прежде чем пойти на такой шаг, пилоты обязаны связаться с диспетчерской и запросить разрешение. Делается это не столько из заботы об окружающей среде, сколько из вопросов безопасности. Дело в том, что керосиновое облако будет находиться в небе некоторое время, и диспетчеры должны убедиться, что в него не попадут другие самолеты. В противном случае может произойти крушение машины.
Важно и то, что далеко не все самолеты оборудованы системой сброса керосина прямо в полете. В такой ситуации самолет будет наматывать круги вокруг аэропорта, чтобы сжечь топливо и выровнять массу борта до нужного параметра. Более того, если даже самолет оборудован такой системой и ему в данный момент ничего не угрожает, то скорее всего диспетчеры не дадут разрешения на экстренный сброс и отправят самолет кружить.
Хочется узнать еще больше интересного? Тогда обязательно читай о том, почему на борт самолета нельзя проносить жидкость, и какие еще применяются подобные запреты в наше время.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Зачем самолеты сбрасывают топливо: правда ли, что оно летит людям на головы
Многие знают, что во время полета может происходить сброс топлива с судна. Однако немногие осведомлены, для чего это делается и куда потом девается сброшенный керосин. Неужели он просто падает людям на головы? Сегодня рассказываем о причинах и нюансах этого процесса.
При каких условиях происходит сброс
Такая процедура выброса горючего используется крайне редко, но она все равно имеет место быть. Дело в том, что причина для ее выполнения одна — чрезвычайная ситуация на борту, требующая посадки судна.
Весь процесс связан со спецификой конструкции самого самолета. Существует простое правило, которое гласит, что при посадке лайнера его масса обязательно должна быть ниже, чем была при взлете. То есть к концу полета каждый самолет весит меньше, чем был в начале.
Это обусловлено сгоранием горючего. Объем топливных баков в «Боинге-747» составляет практически 200 тонн. За час пребывания в воздухе из этого объема израсходуется лишь около 10 тонн. Когда самолет уже приземляется, то его масса ниже, из-за того что определенная часть керосина просто сгорела.
Для чего сбрасывают топливо
Этот прием используют только в том случае, если судну требуется экстренная посадка. Конечно, во время полета на борту может многое пойти не так, как планировалось, начиная с технических неисправностей и заканчивая резким ухудшением состояния здоровья одного из пассажиров.
В момент, когда нужно совершить приземление, может выясниться, что лайнер еще не использовал необходимый объем топлива, и для того чтобы снизить массу судна до посадочной нормы, пилот сбрасывает часть горючего. Если оставить его в баках, то посадка может превратиться в катастрофу.
Куда потом девается топливо
Керосин, который используют для авиасудов, представляет собой летучий и довольно легкий вид горючего, которое способно чрезвычайно быстро испаряться, особенно после распыления.
Естественно, сам по себе он никуда не исчезнет, но и на головы людей тоже не польется. Он еще будет пребывать некоторое время в воздухе, пока не выпадет на землю вместе с осадками или не осядет другим образом. Не переживайте, что пойдет керосиновый снег, ведь его концентрация будет очень низкой. Пилоты никогда не сбрасывают топливо над населенной местностью, так что оставьте страшные опасения позади.
Если вам интересно, зачем на самолетах рисуют белые спирали, то посмотрите видео.
А каким транспортом вы пользуетесь во время путешествий?