Для чего сажают деревья вдоль дороги
Зачем садить деревья около автомобильных дорог?
Зачем садить деревья около автомобильных дорог? Для красоты? С этим вопросом мы обратились к Игорю Грудина, начальнику райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
— Нет, в первую очередь, такая лесополоса несет защитную функцию, — поясняет Игорь Анатольевич. – Деревья, посаженные специально вдоль дорог, служат для защиты от песчаных и снежных заносов, а на равнине и для защиты от сильных порывов бокового ветра, которые могут привести к ДТП. Кроме того, если дорога проложена на возвышении, то деревья по обочинам не позволяют насыпи осыпаться и тем самым предотвращают разрушение дорожного полотна. Также лесозащитная полоса нужна для защиты полей от суховеев, выдувания плодородного слоя почвы, удержания снежного покрова на полях и т.п. Поэтому момент эстетики, конечно же, есть, но это не первоочередно. При посадке деревьев вдоль дорог и трасс будет уместно сказать, что лес – это не только наша богатство, но и защита.
— Игорь Анатольевич, в текущем году в Хотимском районе осуществлялась посадка деревьев вдоль дорог?
— Да, эта работа была начата в апреле и завершена в октябре. За этот период всего по району было высажено 2994 дерева. При этом, вдоль автомобильных трасс 2627: 2191 – лиственных, 436 – хвойных. Более всего деревьев было посажено весной – 2077, а уже осенью в местах отмирания саженцев была сделана повторная посадка, порядка 550 саженцев березы. Самое большо число саженцев было высажено на автомобильной дороге Р-74 (Чериков-Краснополье-Хотимск-Горня): 900 деревьев. Также были посадки на автодорогах Хотимск-Климовичи, Хотимск-Липовка-Гавриловка, Хотимск-Батаево-Ивкино и других направлениях.
— А почему при посадки деревьев вдоль автомобильных дорог отдается предпочтение лиственным?
— Все очень просто: они лучше поглощают углекислый газ. Принято считать, что тополь лучший уловитель пыли. Он быстро растет, у него большой объем листовой массы, саженцы его относительно дешевы. Но, когда тополя начинают цвести, все его плюсы тут же исчезают. Это дерево – сильный аллерген, а точнее его “пух”. Сейчас, оценив достоинства и недостатки тополя, отказались от его массовых посадок. Самыми неприхотливыми считаются береза и акация, поэтому и делается предпочтение в их пользу.
— Деревья в районе садили только вдоль дорог?
— Конечно же нет: 367 деревьев (27 хвойных и 340 лиственных) было высажено в населенных пунктах. На неиспользуемых землях, пустырях, в качестве компенсационной посадки. Так, к примеру, в а/г Забелышин были высажены туи и декоративные кустарники, а в Березках и Тростино – березы; в Липовке жители посадили 22 ели. И, стоит отметить, что эта работа не завершена, а лишь приостановлена на зимний период.
— Спасибо, Игорь Анатольевич, за полезную информацию.
Общие рекомендации по озеленению автомобильных дорог
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА И ШОССЕЙНЫХ ДОРОГ
ЛАТВИЙСКОЙ ССР
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА И
АВТОТРАНСПОРТА
Латвийское республиканское правление
Общие рекомендации
по озеленению
автомобильных дорог
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЗЕЛЕНЕНИЮ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Как живая природа, эти насаждения органически входят в общий ландшафт и, являясь частью его, должны гармонировать с ним.
а) зрительного восприятия дороги;
б) создавать условия лучшего обеспечения безопасности движения транспорта и людей;
в) включать дорогу в окружающий ландшафт, подчеркивать красоту природы, а также обогащать ландшафт;
г) улучшать микроклимат;
д) обеспечивать долговечность сооружения.
На дорогах с двухполосным движением создавать условия невозможности ослепления водителя встречного транспорта в ночное время. В местах однообразного ландшафта создавать условия меняющегося внешнего облика дороги.
а) регулярного типа. К ним относятся линейные посадки, повторяющие план трассы в виде аллей, живых изгородей и снегозащитных насаждений;
б) свободного типа. К ним относятся групповые посадки из различных пород деревьев или однородные комбинации посадок древесных и кустарниковых пород.
а) аллеи ограничивают возможность уширения дороги в перспективе;
б) препятствуют безаварийному съезду с дороги при крайней необходимости;
в) скрывают от пассажиров окружающий ландшафт;
г) ухудшают просыхание дороги, а в осеннее время из-за падающих листьев создают дополнительную опасность скольжения;
д) в солнечную погоду дают пятнистое освещение дороги, утомляющее зрение водителя транспорта.
Приложение
ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ОЗЕЛЕНЕНИЯ
Форму дерева образует расположение ветвей, листва, цветы, окраска листьев, ветвей, цветов
Деревья с густой листвой
Деревья с раскидистой кроной
2 . Изменение озеленения в зависимости от природного пространства
3 . Минимальные расстояния деревьев от проезжей части дороги.
В насыпи допускается посадка и без банкета
4 . Примеры размещения наиболее характерных групповых посадок
Рекомендуется разместить группы в свободной композиции, разные по величине
Для усиления оптического видения с наружной стороны кривой размещаются групповые густые насаждения
С внутренней стороны кривой допускаются отдельные групповые посадки кустарника.
На откосах выемки посадки размещаются в верхней части. Лучше всего групповые посадки сост. из деревьев и кустарника.
Используются групповые посадки, состоящие из деревьев и кустарника, которые размещаются у подножья насыпи.
7 . Оптимальное размещение дороги по отношению к лесу.
а) Рекомендуется прокладывать трассу дороги мимо леса, не затрагивая его.
б) Если трассу дороги необходимо прокладывать через лес, сохраняется отдельный лесной массив
в) Избегать следующего случая
Для смягчения резкого лесного контура предусматриваются переходные насаждения
Пересечение дороги высшей категории в двух уровнях с дорогой низшей категории. Дорога высшей категории насаждается большими группами деревьев
Аллейные посадки можно рекомендовать только на дорогах, являющихся подъездами от главной дороги к объекту
10 . Оформление мостового перехода и размещение дороги у бассейнов воды.
Березовый лес, уничтоженный в ходе строительных работ, возобновляется и включается в придорожные насаждения.
Если дорога проходит мимо водяного бассейна желательно сохранять отдельные разделительные посадки, не скрывающие ландшафта
1 . Посев трав и низкорослых насаждений
2 . Возможные посадки деревьев и кустарника
3 . Густая рядовая посадка деревьев и кустарника
Развилки и пересечения дорог подчеркиваются сильными типами деревьев.
Посадки не должны служить помехой видимости.
12 . Разделительные посадки возле зданий
Общественные здания (школы, больницы) и также жилые здания отделяются от дорожного полотна более густыми группами деревьев и кустарника.
13 . Основные примеры озеленения разделительной полосы.
а) Свободные групповые посадки
в) Поперечные посадки
Если трасса дороги проходит через хвойный лес, по краям дороги желательно производить посадку лиственных деревьев.
Не для красоты и обозначения границы: зачем между полями растут лесополосы
Многие, кто путешествовал на автомобиле или поезде по южным районам нашей страны, замечали, что поля пшеницы и сахарной свеклы всегда разделены посадками тополей, берез или других деревьев. Это лесополосы, которые есть во всех степных и лесостепных регионах России. Если задуматься о предназначении этих полос, то выясняется, что они препятствуют снежным заносам на дорогах в тех местах, где их расположение совпадает с направлением автотрасс. Но на самом деле польза от этих небольших полос деревьев просто колоссальна и не ограничивается спасением автотрасс и увеличением снежного покрова на полях.
Степная и лесостепная зоны являются наиболее удобными с точки зрения земледелия, и именно здесь расположены основные площади пахотных земель России. Но степь, обладая благоприятным температурным режимом и самой плодородной почвой, является зоной с недостаточным количеством осадков. Это обстоятельство на протяжении всей истории земледелия в этих регионах приводило к неурожаям и голоду, которые происходили из-за засухи. Кроме того, распаханные почвы подвергаются эрозии, ветер разносит верхние их слои, богатые гумусом на большие расстояния.
О необходимости посадки защитных лесных насаждений в России говорили задолго до страшной засухи конца 40-х годов, но именно это событие, вызвавшее неурожаи и голод, привело к грандиозным по своим масштабам лесопосадкам в нашей стране. Начиная с конца 1940-х и до середины 1950-х годов на юге европейской части СССР были высажены тысячи километров лесополос. Для осуществления лесопосадок были созданы сотни лесных питомников, а над проектированием лесных полос работали специалисты института «Агролеспроект». В дальнейшем лесополосы также были посажены на юге Урала и в Западной Сибири, и, несмотря на то, что к середине 50-х годов масштабы посадок снизились, лесополосы продолжают сажать и в наши дни.
Но какая польза от лесополос, помимо задержания снега, и неужели только это стоит таких грандиозных затрат на их посадку? На самом деле система лесополос имеет колоссальное значение для сельского хозяйства степной и полупустынной зоны. Деревья задерживают снег на полях, увеличивая запасы влаги в почве в начале периода вегетации, а также уменьшают общее испарение влаги с поверхности полей. Кроме того, они снижают губительное воздействие южных ветров, которые приводят к эрозии почвы и пыльным бурям. Процесс развития оврагов представляет серьезную угрозу для сельскохозяйственных полей, и с ними также помогают справиться лесопосадки. Но лесополосы высаживают не только между полями и вдоль дорог, их часто размещают вблизи каналов и русел малых рек. В этом случае они выполняют схожую функцию, защищая водные артерии от излишнего испарения и эрозии берегов.
На сегодняшний день лесополосы в качестве защитных сооружений применяются не только в России. В последние десятилетия Китай высадил миллионы гектаров защитных лесных полос, в основном в полупустынных и пустынных регионах страны. Есть свои защитные лесопосадки в Бразилии, Японии, Индии и в других странах. Но в нашей стране лесополосы занимают самые большие площади в мире — более 70 миллионов гектаров.
Кстати, именно в России существуют необычные лесные полосы в виде надписей, которые были высажены в разное время по случаю памятных дат. Сразу в нескольких регионах нашей страны растут необычные достопримечательности, которые, впрочем, можно увидеть только с воздуха.
Как вырастить деревья в мегаполисе
Липы, рябины, вязы, клены, каштаны, березы и дубы — больше пяти тысяч деревьев украсят благоустроенные улицы Москвы в этом году. Новые растения появляются вокруг парка «Зарядье», на Садовом кольце, Новой, Старой и Славянской площадях, Тверской Заставе, Тверской, 1-й Тверской-Ямской и других улицах. О том, как и какие растения сажают в Москве, сколько могут простоять липы на Тверской улице и почему Петр I любил украшать город столетними деревьями, mos.ru рассказал Алексей Ретеюм, директор ботанического сада МГУ «Аптекарский огород».
— В Москве продолжают высаживать деревья, и работы планируют закончить в декабре. Почему это делают именно осенью и зимой?
— Все деревья правильно пересаживать в период покоя, то есть когда на них или нет листьев, или их мало. Сейчас существуют технологии пересадки деревьев из питомников с большим комом земли — так минимизируются все возможные повреждения корневой системы. Поэтому сейчас можно пересаживать крупномеры практически без какого-либо ущерба для них.
Лучшее время для пересадки — весна или осень
Было бы плохо, если бы это происходило, например, в мае, июне, июле. Это действительно неудачные месяцы для пересадки деревьев, так как при этом в любом случае повреждается корневая система, и это, разумеется, стресс для растений в период вегетации, то есть когда оно в листьях. В это время возникает дисбаланс между большой интенсивностью испарения воды с поверхности листьев и всасывающей способностью корней, которые повреждаются, и поэтому дерево засыхает. Таким образом, лучшее время для пересадки — это весна или осень.
В последние годы развиваются и все чаще применяются технологии зимней пересадки вместе с промерзшим комом земли. В этом случае минимизируется повреждение корневой системы.
— Кустарники высаживают по такой же схеме? В какое время это лучше делать?
— Схема приблизительно та же самая. Вообще, все древесно-кустарниковые растения лучше пересаживать либо весной, либо осенью. Даже пересадку хвойных пород лучше производить осенью или весной, чтобы минимизировать стресс, связанный с недостатком влаги.
Липы можно сажать даже зимой
— От сорта конкретного дерева или кустарника зависит время высадки?
— Некоторая зависимость есть. Многие хвойные растения лучше пересаживать раньше, лиственные — чуть позже. Например, липы можно даже зимой сажать с замерзшим комом земли, главное — не летом. Сейчас в питомниках растения специально готовят: их выращивают не просто в земле, а в контейнерах, пересаживают из одного контейнера во все большие и большие.
— Деревья как-то специально приспосабливают к зимам?
— Просто выбирают зимостойкие сорта. Практически все растения средней полосы переносят морозы одинаково хорошо. Например, березы — красивые и выразительные деревья. Весь Университетский проспект засажен ими, и они относительно хорошо себя чувствуют. Единственное, березы сильно страдают от ледяного дождя, потому что у них тонкие ветки, они ломаются. Но такие стихийные бедствия повреждают любые деревья.
Зимы хорошо переносят не только растения средней полосы, но и многие дальневосточные растения, которые я бы рекомендовал для расширения ассортимента тех растений, которые используются в городском озеленении. Это, например, амурский бархат с крупными рассеченными листьями и красивой корой, покрытой слоем пробки. По данным многолетних наблюдений, он прекрасно чувствует себя в условиях нашей достаточно суровой зимы.
Каштаны прекрасно переносят наш климат. Клен зеленокорый, у которого рисунок коры похож на рисунок старинной драгоценной ткани или обоев с эффектом 3D, можно было бы попробовать использовать в озеленении шире. Орехи рода Juglans — маньчжурские орехи, черные орехи, серые орехи — тоже прекрасно выглядят и хорошо переносят зимы. В нашем теневом саду много огромных орехов, которые растут здесь уже больше ста лет. Были очень суровые зимы, и даже во время Великой Отечественной войны они выжили. Следовательно, их можно широко использовать.
— Как приживаются деревья, которые высаживают вдоль дорог?
— На самом деле большинство деревьев выдерживают эти условия: и тополя, и липы, и березы. Множество развязок на Московской кольцевой автомобильной дороге, а вокруг — березы, которые вполне нормально себя чувствуют. И даже дубы и клены. Большинство деревьев вполне легко приспосабливаются к таким условиям.
Хуже переносят загазованность и запыленность хвойные, вечнозеленые растения. Ели и сосны сажать не стоит, они почти наверняка погибнут. И то есть исключения: голубые ели относительно устойчивы. А лучше всего из хвойных — лиственница. Прекрасно переносят загазованность березы, яблони, сирень. Липы легко могут расти рядом с МКАД и крупными магистралями, если их защитить от реагентов.
Некоторые современные реагенты одновременно служат удобрениями для растений
Очень важно, что сейчас качество реагентов все время повышается, они становятся все более и более экологически безопасными. Существуют специальные исследования, которые позволяют точно определить, какие реагенты опасны, и не использовать те, которые могут нанести ущерб зеленым насаждениям. Некоторые реагенты, как ни странно, сейчас не только не опасны, но одновременно служат удобрениями. С одной стороны, из-за них тает снег, с другой стороны, разлагаясь, они способствуют питанию растений.
Кроме того, чтобы избежать прямого контакта с реагентами, тоже предпринимаются шаги. Один из способов защиты дерева — завышенная посадка. Делаются специальные кубы, и дерево растет несколько выше тротуара, потому что загрязнений от автотранспорта избежать невозможно. Первое время их еще обвязывают, надевают на них что-то вроде бандажа, чтобы не повредилась кора, а также для придания правильной формы. Потом, через год-другой, его снимают.
— Как растениям помогают прижиться на новом месте?
— Сколько нужно времени для того, чтобы растение прижилось?
— Год, два, три — по-разному.
— Как потом ухаживают за городскими деревьями?
— Хорошо их время от времени удобрять и поливать, следить за тем, насколько они здоровы, нуждаются ли в чем-нибудь. Но более здоровые, взрослые, укоренившиеся окончательно деревья, конечно же, меньше нуждаются в особом уходе.
Деревья могут жить сотни лет в городских условиях
— Сколько лет деревья живут в городских условиях?
— В принципе они могут жить в течение многих десятков и сотен лет, но по сравнению с деревьями, растущими в естественных условиях, их век, как правило, более короток. Это очень сильно зависит и от породы, и от условий. Например, липы до ста лет живут.
— То есть на Тверской улице они могут столько простоять?
— Запросто. Первый год на новом месте для них — это стресс, но в конце года я видел, что недавно посаженные липы уже стали приходить в себя. Все покажет следующая весна, только тогда будет окончательно ясно, как они перенесли пересадку. Надеюсь, что деревья адаптируются, а на следующий год будут выглядеть гораздо лучше.
— Какие деревья приходится спиливать?
— Если дерево заболело, засохло, сломалось или слишком наклонилось и может создавать угрозу для людей, его признают аварийным. Такие деревья, естественно, удаляются. Или бывает, что густая посадка образовалась. Например, если бы мы оставили расти все орехи и клены, ботанический сад превратился бы в лес, где не было бы места никаким другим растениям. Поэтому иногда взрослые растения приходится прореживать.
Петр I был очень нетерпелив и любил высаживать деревья, которым на вид сто лет
— На московских улицах высаживают в основном крупномерные деревья. Корням не мало места под асфальтом, среди коммуникаций?
— Как правило, рассчитывается площадь места, куда высаживают деревья. Естественно, стараются высаживать крупные из эстетических соображений, и надо сказать, что так безопаснее. Петр I вообще любил высаживать деревья, которым на вид было уже лет сто, потому что был очень нетерпелив.
— По легенде, Петр I посадил три дерева «для наущения граждан в их различии». Для чего существует современный ботанический сад?
— Наш сад прежде всего — это подразделение Московского государственного университета, поэтому мы занимаемся образовательной деятельностью. Студенты многих факультетов, не только биологического, приходят сюда на занятия и знакомятся с разнообразием всей флоры земного шара под открытым небом, в историческом дендрарии и, конечно, в оранжереях. Наши специалисты проводят научные исследования, изучают растения не только у себя на территории, но и по всему миру, читают лекции для студентов и школьников. У нас около 30 видов экскурсий, рассчитанных на людей разного возраста, с разным уровнем знаний в области биологии.
Ботанический сад — это не только научно-образовательный, но и культурный центр
Естественно, мы существуем и как рекреационная зона, которую посещают около полумиллиона человек в год — это очень большая цифра для небольшого сада. Мы пытаемся сделать отдых у нас комфортным и познавательным, рассматриваем сад не только как научно-образовательный, но и культурный центр. Важно, что искусство дополняет жизнь сада: тут проходит много спектаклей, перформансов, выставок, фестивалей, концертов. Музыка здесь прекрасно воспринимается и под открытым небом, и в исторической лаборатории.
Деревья вдоль дороги (страница 2)
Могу ли Я самостоятельно сделать отдельный съезд с двухполосной асфальтирование дороги, вырубив деревья растущие вдоль нее. и какие последствия.
Вдоль канавы со стороны моего участка растут деревья (за забором участка). Председатель заставляет спилить эти деревья. При согласовании границ он говорит что это не моя собственность, а пилить деревья обязана я.С противоположной стороны дороги проходит электролиния, там он нанимает дюдей спилить деревья.
У меня частное домовладение с земельным участком, от забора до дороги (дорога асфальтированная внутри поселка) 5 метров. Вдоль дороги напротив моего домовладения растут деревья, над деревьями протянута электролиния. Администрация поселка требует обрезать ветки с деревьев которые доросли до электролинии и ветки которые свисают над дорогой. Если это не выполнить грозят мне штрафом. Законно ли их требование?
Старые сухие деревья вдоль шоссейной дороги у которой находиться мой участок с постройкой, кто должен спилить, так как я знаю что самим спмлмвать нельзя.
Соседи посадили деревья за забором, вдоль дороги, мы спилили три см макушки елки. Что нам грозит и куда заплатить штраф, и что делать с соседями, как приучить их не сажать деревья в не своего участка.
Ветки кустов (деревьев) растущие на обочине и в кювете вдоль дороги дороги оцарапали мой автомобиль.
В снт, вдоль дороги засыпаны стволы берез на 40 см, что приведет их к медленной гибели, председатель отвечает, что все равно срубит деревья, как спасти березы?
Вдоль дороги лежат спиленные рабочими деревья, можно ли их забирать себе? Или надо за это заплатить? И могут ли за это дать штраф, как за спиленное дерево?
Вплотную с границей нашего земельного участка (земли СХ для СХ производства) располагается посадка деревьев, вдоль дороги в зоне отведения 50 м. На участке начинаем строительство склада и необходимо поставить временное ограждение, а за тем и постоянный забор. Но высокие деревья мешают проведению этих работ. Хочу спилить деревья вдоль границы. Куда мне обратиться и какие мои законные действия?
Председатель СНТ спили вдоль дороги на территории СНТ все деревья (росли уже лет 20, остаток от леса, где развели участки) ссылаясь на то, что деревья мешают воздушной линии СНТ, которая проходит вдоль той же дороги но с другой ее стороны. Каких-либо разрешений председатель не получал. Куда делись спиленные под корень стволы деревьев никто не знает. Расстояние между растущими деревьями и линией электропередачи (220 в) около 6-7 метров. Есть ли за это ответственность?
Возможно ли бесплатно, законно размещать рекламу вдоль небольших дорог (не трассах), на столбах, деревьях, остановках о продаже участка.
Требуется спилить деревья вдоль дорог муниципального образования п. Дубинино. Что для этого нужно? Я представляю муниципальное предприятие по благоустройству поселка. В контракте по которому я работаю есть только стрижка кустарников (живой изгороди) про деревья ни слова..
Скоро на нашем предприятии субботник, можно ли белить деревья вдоль дороги около нашего предприятия?
Или уже существует новый закон, запрещающий нам это делать.
Если мы побелим, нам ждать штрафные санкции?
Есть ли закон об охране деревьев на моем участке, и как зафиксировать то, что спилили деревья вдоль дороги со стороны моего участка по распоряжению председателя садового товарищества без моего разрешения?
Деревня. Частный дом. Администрация, ремонтируя дорогу, выкопала водосливную канаву вдоль дороги. Доступ автотранспорта к моему дому блокирован. Администрация предлагает мне самому оборудовать подъезд, закопав трубу или сделать мостки. Закопать канаву я не имею права, а вносить технические изменения в дорожное хозяйство? Ведь это зона ответственности Администрации сельского поселения.
У нас от города до деревни вдоль дороги растёт кустарник и деревья, и часто выбегают звери которых не видно, и происходят ДТП! Хотел узнать сколько от обочины должен быть вырублен кустарник?
Мне нужны дрова на дачу, и имею возможность привезти из леса. Вдоль лесных дорог часто вижу сухостой и поваленные деревья. Могу ли я забрать их на дрова?
Можно ли по городу развешивать не большие рекламные баннеры площадью около 1 кв.метра? Не на дома и остальную собственность, а, к примеру, на деревья вдоль дороги или просто делать каркас и ставить на землю.
Живу в частном доме, деревья растущие вдоль дороги за забором моего дома очень разрослись. Кроны огромные, боюсь в ураган рухнут на дом или участок. Я должна бронировать за свой счет, или можно требовать от ЖКХ?
У нас вдоль участка проходит трасса из гравия. По краю дороги растут деревья. Они являются естественной преградой от пыли и шума. На данный момент автодор хочет произвести вырубку этих деревьев. Как это предотвратить? Участок ИЖС в деревне.
Имеется дом в деревне. Деревня глухая. Хорошей дороги через нее не проходило никогда. Но проходила грунтовая дорога, проходила она так, чтобы не прижиматься к домам не с правой не с левой стороны к домам (возможно она не нанесена на карты). Администрация решила проложить новую дорогу рядом со старой, сорвали дерн с земли и закопали старую дорогу. Получилось так, что теперь нет не старой дороги (ее закопали) не новой (получилась полная ерунда, просто грязь, куда проваливаются даже трактора). И теперь все водители пытаются ездить вдоль моего дома, где дороги не было никогда. Там проходит только тропка для пешеходов.
Вопрос: Сколько метров должно быть от крыльца дома до проезжей части, грунтовой дороги или места проезда? Могу ли я вкопать на этой территории столбы так, чтобы пешеходы проходили беспрепятственно, а авто проехать не могли?
Каким образом мне сохранить лужайку около дома?