Для чего шинный изолятор

Шинные конструкции и изоляторы

Электрический ток от источника передается по шинной конструкции (называемой также шиной) в распределительное устройство (РУ). Пройдя через электрические аппараты соответствующей ячейки РУ, ток поступает на сборные шины и далее в линии электрической сети. Во всех электроустановках, рассчитанных на большие токи, электрическое соединение аппаратов выполняют шинами.
Шины укрепляют на изоляторах шинодержателями. На рис. 1 показана конструкция шинодержателя, крепящего на изоляторе пакет из трех шин прямоугольного сечения. Шины 2 болтами 3 и накладками 1 и 4 жестко закрепляют в держателе и присоединяют винтами к головке изолятора 5. Одну из накладок (например, 4) или болт делают из немагнитного материала во избежание создания большого магнитного потока по контуру держателя и его сильного нагрева.
Способ расположения пакетов шин в трехфазной шинной конструкции выбирают с учетом следующих соображений:
наилучшие условия охлаждения шин получают при расположении их на ребро (рис. 2, а);
наибольшая прочность шин на изгиб под действием электромагнитных сил взаимного притяжения и отталкивания, достигающих очень больших значений при коротких замыканиях, получается при расположении шин плашмя (рис. 2, б);
Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор
Рис. 1. Шинодержатель:
1,4 — накладки; 2 — шина; 3 — болт; 5— изолятор

фарфор опорных изоляторов лучше работает на сжатие, т.е. при расположении шин на ребро, чем на изгиб.
Исходя из этого лучше всего располагать шины на ребро. Расстояние между шинами а зависит от номинального напряжения шинной конструкции и должно соответствовать действующим нормам.
Отрезки шин соединяют в единую полосу или сваркой, или болтами с упругими шайбами. Для контроля за нагревом мест соединения рекомендуется окрашивать их термокраской, изменяющей свой цвет при повышении температуры выше установленной.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор
Рис. 2. Расположение шин в трехфазной конструкции на ребро (а) и плашмя (б)
Рис. 3. Опорные изоляторы внутренней (а) и наружной (б) установок:
1 — чугунный колпачок; 2 — фарфоровый корпус; 3 — слой мастики; 4 — фланец

Изоляторы служат для крепления проводов и шинных конструкций и для изоляции их от заземленных частей. Изоляторы изготавливают из фарфора или стекла. На рис. 3, а показано устройство фарфорового опорного изолятора на 3. 10 кВ типа ОФ, предназначенного для установки внутри помещений. Роль изоляции выполняет фарфоровый корпус 2, на котором сверху укреплен чугунный колпачок 1, а снизу — фланец 4. Ввиду того, что коэффициенты температурного расширения фарфора и чугуна сильно различаются, в изоляторе чугун и фарфор разделены слоем мастики 3, склеивающей их. На рис. 3, б представлен опорный штыревой изолятор на 35 кВ для наружной установки типа ОНСМ. Опорные изоляторы наружной установки отличаются тем, что поверхность фарфорового корпуса сделается ребристой для предотвращения перекрытия изолятора скользящими разрядами по поверхности в сырую погоду.
На рис. 3 изображен проходной изолятор, предназначенный для перехода шинной конструкции из одного помещения в другое.
Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Рис. 3. Проходной изолятор на 3. 10 кВ:
I — шина; 2 — изолятор; 3 — проходная часть; 4, 5 — колпачки

Проходные изоляторы применяют для наружной (типов Г1Н, ПН М-10, 20, 35 кВ) и внутренней (типа П-6, 10 кВ) установок.
Шины, рассчитанные на напряжение 35 кВ и более, а также провода линии укрепляют на подвесных изоляторах. Фарфор, чугунный колпачок и пестик склеивают мастикой. Провод специальным соединителем прикрепляют к пестику. Из таких изоляторов собирают гирлянду из 3. 15 элементов и более — в зависимости от номинального напряжения линии. Для соединения изоляторов пестик вставляют в отверстие колпачка следующего элемента гирлянды.

Источник

Основные виды и типы электротехнических шин

В данной статье будут рассмотрены основные виды и типы электротехнических шин и регламентирующих их производство документов.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Электротехническая шина — это проводник с низким сопротивлением (активным и реактивным), к которому могут подсоединяться отдельные электрические цепи (в низковольтных установках и сетях) или высоковольтные устройства (электрические подстанции, высоковольтные РУ и т.д.). Использование шин обеспечивает экономию площади установки, материало- и трудозатрат.

В качестве основного материала для изготовления электротехнических шин как правило используют алюминий и медь.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Производство шин регламентируется рядом ГОСТов и технических условий:

ГОСТ 15176-89 Шины прессованные электротехнического назначения из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. В ГОСТе регламентируются параметры, в соответствии с которыми должны изготовляться алюминиевые шины — толщина, ширина, длина, площадь поперечного сечения, диаметр окружности и соответствующая им масса на 1 метр для готовых шин. Указываются допустимые предельные отклонения от указанных величин, марки алюминия, требования к качеству, внешнему виду, механическим и электрическим параметрам. Приводятся правила маркировки, упаковки и приема шин данного типа.

ГОСТ 434-78 Проволока прямоугольного сечения и шины медные для электрических целей. Технические условия. В стандарте указаны номинальные размеры и расчетные сечения медных шин, марки меди, удельное электрическое сопротивление и предельные отклонения размеров. Приводятся допустимые длины шин и массы бухт, а также возможные отклонения от данных величин. Предъявляются требования к материалу изготовления шин, внешнему виду готовых изделий (допустимые дефекты, цвета). Изложены правила упаковки, транспортировки и хранения, приемки и испытаний.

ГОСТ 10434-82 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования. Приведена классификация контактных соединений по таким параметрам как: область применения, климатическое исполнение и категории размещения электротехнических устройств, конструктивное исполнение. Указаны требования к конструкции, электрическим и механическим параметрам, надежности и безопасности в зависимости от классификации. Даны ссылки на ряд сопутствующих ГОСТов.

ГОСТ 8617-81 Профили прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. Приведена классификация профилей данного типа (по типу, по состоянию материала и типу прочности). Даны ссылки на ГОСТы с номинальными размерами, указаны величины предельных отклонений. Описаны технические требования к маркам алюминиевых сплавов для изготовления профилей, к механическим свойствам, допустимым дефектам, качеству поверхности и внешнему виду готовых изделий. Описаны условия транспортировки и хранения, правила приемки, методы испытаний.

ТУ 1-5-009-80 Шины электротехнические из алюминиевых сплавов.

ТУ 16.705.002-77. Шины алюминиевые прямоугольные. Описаны технические условия для изготовления алюминиевых шин прямоугольным сечением. Указаны номинальные и допустимые размеры, марки сплавов, электрические характеристики.

Согласно классификации, существует несколько типов шин.

Сборная шина — это шина, к которой могут подключаться распределительные шины и блоки ввода/вывода.

Силовая шина (шина электропитания) — шина, которая служит для передачи энергии внутри силовых блоков и между элементами мощных преобразовательных устройств и характеризуется высокими значениями токов и напряжений. Силовая шина может являть собой твердую неизолированную шину, твердую шину в изоляции или конструкцию из набора чередующихся проводящих и изолирующих слоёв. Твердая неизолированная медная шина поставляется производителями с изолирующими шинодержателями различных типов и изолирующими экранами, исключающими непосредственный доступ к клеммам силовых шин. Данные шины характеризуют большая допустимая плотность тока и высокое напряжение изоляции. В качестве материала шин зачастую используется медь и медные сплавы, а также алюминий. По способу крепления силовые шины могут быть вертикальные, горизонтальные, изолированные, задние/ступенчатые и универсальные (мультистандартные).

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Шина заземления — главная деталь заземляющей системы электроустановок и электросетей. Её также называют главная заземляющая шина ГЗШ. С шиной заземления соединяется рабочий ноль, защитные нулевые проводники и провода внешних заземлений. Обычно ГЗШ являет собой медную пластину с перфорированными отверстиями. Хотя иногда встречаются и стальные ГЗШ.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Перфорированная медная шина заземления

Перед подключением к ГЗШ, провода заземления должны быть опрессованы наконечником для кабелей или соединительной гильзой, а затем уже подключены на болт с гайкой (например М5). Шина также комплектуется опорными изоляторами с крепежом.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Шина заземления на опорных изоляторах с проводами заземления

Шины для крепления на DIN-рейке — шины, применяемые для крепления на монтажных рейках в электрических щитах или шкафах управления. Данный тип шин зачастую производят из латуни или луженой меди, а диэлектрическое основание, которым осуществляется крепление к монтажным рейкам, из полиамида. Шинами на din-рейку являются нулевые шины, коммутирующие в щитах нулевые провода и провода заземления, или же распределительные шины. Встречаются также шины на din-рейку в корпусе. Такие шины называются распределительными шинами в блоке или распределительными блоками.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Шина нулевая в изоляторе на DIN-рейку

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Распределительная шина в блоке

Распределительная шина — это шина, подключенная к сборной шине и питающая устройство вывода. Данная шина входит в состав одной секции НКУ (низковольтного устройства распределения и управления). Одним из видов распределительных шин являются соединительные или гребенчатые шины. Они предназначены для параллельного включения модульных автоматов, УЗО, дифференциальных автоматов, контакторов и т.д. Гребенчатые шины исполняются из медной пластины прямоугольного сечения и помещаются в пластиковый корпус.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Частным случаем распределительных шин являются ступенчатые распределительные блоки. Блоки состоят из ступенчатых изоляционных опор, с помощью которых осуществляется крепление, и как правило 4-х медных шин. На шинках находятся отверстия: резьбовые (М6) для отходящих цепей и без резьбы для питания распределительного блока. Блок может устанавливаться как горизонтально (в зоне коммутационного оборудования), так и вертикально (в кабельном канале шкафа). К лицевой части блока крепится изолирующий экран.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Ступенчатый распределительный блок

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Схема горизонтальной и вертикальной установки распределительного блока

Номинальные значения параметров шин указаны в приведенных в начале статьи ГОСТах. Поэтому далее в статье будут приведены лишь ключевые характеристики различных типов шин.

Шины являют собой токоведущие части электрических установок, соединяя между собой оборудование различного типа: генераторы, трансформаторы, синхронные компенсаторы, выключатели, разъединители, контакторы и т.д. Током нагрузки определяется сечение шин, также учитывается устойчивость к току к.з.

Шинный мост из жестких неизолированных шин применяется: на выводах генераторов, на входах главных распределительных устройств, в соединениях трансформатора с РУ и КРУ на 6 — 10 кВ, ГРУ и трансформатора связи.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Шинный мост от силового трансформатора

Соединения из жестких неизолированных шин прямоугольным или коробчатым сечением выполняются в закрытых РУ 6 — 10 кВ (в том числе сборные шины), в качестве соединений между ГРУ и трансформатором собственных нужд, между шкафами распределительных щитов. Шины коробчатого сечения рекомендуют использовать при больших токах, они обеспечивают меньшие потери и лучшее охлаждение. Крепление жестких шин осуществляется с помощью опорных изоляторов. Гибкие шины применяются в РУ на 35 кВ и выше, в соединениях блочных трансформаторов с ОРУ.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

ГРЩ с медной ошиновкой

Во всех типах соединений в низковольтных установках и сетях промышленного назначения для передачи, распределения электроэнергии и подключения управляющих устройств используются медные изолированные шины (как жесткие, так и гибкие). Конструктивно данные шины являют собой одну или несколько медных тонких пластин иногда луженых с концов, покрытых изолирующей оболочкой как правило из ПВХ или другого диэлектрика с высоким сопротивлением. Данные шины являются альтернативой как кабелям, так и жесткой ошиновке и могут служить соединением между: главной силовой машиной и распределительным оборудованием (контакторами, прерывателями цепи, переключателями и т.д.), выводом трансформатора и шинопроводом, шинопроводом и электрическим шкафом.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Коммутация гибкой изолированной шиной отходящих автоматов

Применение изолированных шин позволяет экономить место, так как шины можно располагать гораздо ближе друг к другу, чем в случае неизолированной ошиновки. Преимущества изолированных шин — устойчивость к коррозии и простота монтажа. Крепежные отверстия контактных площадок делаются пробивкой непосредственно в материале контакта, что лишает потребности в кабельных наконечниках и устраняет проблемы плохого присоединения контактов. Большим спросом пользуются именно гибкие изолированные медные шины. Их главное преимущество в сравнении с жесткими — более легкий монтаж, так как нет необходимости в специнструментах и резке шины, если нужен поворот в плоскости. Гибкая шина легко меняет форму в зависимости от потребностей монтажа. Однако ряд производителей выпускают твердые изолированные шины, в том числе и по запросу. Крепление изолированных шин осуществляется с использованием болта и контактных шайб. Затягивать необходимо ключом, имеющим ограничения по моменту затяжки. Крепеж не должен быть в смазке.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Крепление медной изолированной шины

Еще одной разновидностью гибких шин являются медные плетённые шины. Такая шина сплетена из медных полос и является очень гибкой. Она используется в местах, подверженных сверхсильной вибрации, таких например, как трансформаторные шинные мосты. Данные шины также применяются для подключения различного оборудования к шинопроводам и линиям шин. Контактные площадки плетённых шин бывают как со сверлением, так и без. Выпускаются также плетённые шины, изготовленные особым методом — диффузионной сварки под давлением. Тонкослойные материалы свариваются путем пропускания через них постоянного тока под давлением. Такие шины также называют пластинчатые шинные компенсаторы или гибкие пластинчатые шины. Они имеют большую токопроводимость и меньшее тепловыделение.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Их применяют там, где необходимы компенсация теплового расширения, вибро- или сейсмоустойчивость, а также где происходит регулярный изгиб в одной оси. Например это могут быть: гибкие токопроводы для сварочных аппаратов, автоматических выключателей, шины питания для индукционных печей и печей сопротивления и т.д.

Жесткая медная шина более всего подходит для замены кабеля, используется в распределительных устройствах, а также для изготовления шинных сборок и шинопроводов. Производителями выпускаются как перфорированные так и гладкие шины различных размеров, в соответствии с ГОСТ. Производителями шин в настоящее время выпускается множество зажимов, соединителей и шинодержателей, облегчающих монтаж и обеспечивающих надёжный контакт. Зажимы предназначены для соединения жестких и гибких шин различного типа, биметаллические пластины — для алюминиевых и медных шин.

Шинодержатели выпускаются плоские, регулируемые плоские, компактные и усиленные, ступенчатые, а также универсальные.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Производителями предлагается широкий выбор изоляторов: опорные, проходные, изоляторы типа «лесенка». Все они используются для фиксации шин внутри шкафов и корпусов. Изоляторы одной стороной крепятся с помощью болтов к монтажному корпусу, с другой к ним крепится шина.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Шинный изолятор типа «лесенка»

Производителей меди и алюминия на рынке РФ можно пересчитать «по пальцам», точнее объединяющих их холдинги. Брендов электротехнических шин огромное количество, одних только марок мы насчитали более сотни (по всем типам шин) в виду этого нами принято решение развить эту тему и создать отдельный сайт полностью посвященный электротехническим шинам.

В этой связи приглашаем всех участников рынка электротехнических шин разместить информацию о своих продуктах на новом сайте.

Источник

Для чего шинный изолятор

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Обзор видов изоляций для шинопроводов и токопроводов особенности и отличия

Изоляция токопроводов и шинопроводов важный элемент энергопередающей линии. От вида изоляции зависит и исполнение токопроводом своей главной функции – передачи электроэнергии, и безопасность персонала, и сокращение риска аварийных ситуаций, пожаров, невосстанавливаемых повреждений оборудования, и многие другие важные факторы, такие, например, как конструктивное исполнение токопроводов и шинопроводов, условия эксплуатации, габариты и т.д.

Изоляция электрораспределительных линий должна обеспечивать надежную работоспособность и при эксплуатации в диапазоне расчетно-рабочих напряжений необходимо продолжительный период времени, и при кратковременных, многократно превышающих номинальное напряжение скачках и перегрузках, связанных с грозовыми или коммутационными процессами.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Работоспособное состояние изоляции зависит от таких факторов:

· Степень агрессивности окружающей среды.

В нашем обзоре, руководствуясь определениями ПУЭ, мы будем использовать следующее, обычно применяемое на практике условное деление всех электропередающих устройств на шинопроводы и токопроводы.

Шинопроводы – те токопроводы, которые имеют в качестве проводников жесткие шины, преимущественно прямоугольной формы, и используются для распределения электроэнергии напряжением до 1 кВ.

Токопроводы – устройства электропередачи жесткого вида для напряжений свыше 1 кВ и гибкого конструкторского исполнения для распределения любых эксплуатируемых напряжений.

Эти определения уже содержат в себе специфику требований к изоляции каждого из двух видов электроустройств. Но прежде чем говорить об их особенностях, сначала рассмотрим, какие вообще материалы применяют в качестве электроизоляции.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Существуют следующие две основные группы классификации изоматериалов.

По агрегатному состоянию:

По виду природы материала электроизоляции:

· Природные органические диэлектрики;

Газообразная электроизоляция. В большинстве случаев используется атмосферный воздух, но с недавнего времени находит все более широкое применение элегазовая изоляция (в основе – серные гексафториды). У элегазовой изоляции гораздо выше дугогасительная способность и примерно в три раза выше величина пробойного напряжения. У изоляции на основе газовой рабочей среды хорошие величины диэлектрической проницаемости (около единицы), невысокий тангенс диэлектрических потерь, но, тем не менее, все электроизоляционные материалы такого рода отличают сравнительно небольшое напряжение пробоя. При необходимости усиления изоляционных качеств иногда совместно используют газообразную электроизоляцию и изоляцию на основе твердой органики.

Жидкая электроизоляция. Чаще всего отдают предпочтение таким диэлектрическим материалам, как трансформаторное, конденсаторное, касторовое масла и различные синтетические жидкости. В токопроводах жидкие диэлектрики чаще всего используют в качестве пропитывающего материала. Ими пропитывают обычно специальную бумагу и разнообразный пленочный материал.

В качестве твердых изоляционных материалов широко распространена природная неорганика (мусковит, флоголит, слюда), искусственная неорганика (фарфор, стекло, различные виды керамики), синтетическая органика (различные пластмассы, эластомеры и др.), естественная органика, но она имеет все меньшее использование (целлюлозы, каучук, парафины и природная смола).

ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИЯ ШИНОПРОВОДОВ

Шинопровод применяют для передачи электроэнергии переменного и постоянного тока. Современные технологии все активнее и активнее используют шинопровод по сравнению с традиционными типами электропроводки в промышленности, в строительстве, в телекоммуникационных и в других самых различных отраслях для решения следующих задач:

· Подача и распределение электроэнергии по потребителям;

· Подключение электропитания в распредустройствах низкого напряжения;

· Соединение силового оборудования.

Токопровод в виде самонесущей жесткой шины обеспечивает конструкции высокие прочностные характеристики и гарантированно высокую надежность, что значительно облегчает монтаж шинопроводов. Шины изготавливается из меди или алюминия. Во всех шинопроводах прямоугольные шины имеют параллельное взаиморасположение широкой стороной друг относительно друга. В электромагистралях с высокой величиной тока применяют спаренные шины.

Для шинопроводов используются три основных типа изоляции:

· Шинопровод типа «сэндвич» с полимерной или воздушной изоляцией.

Воздушная изоляция

Шинопроводы с воздушной изоляцией иногда называют шинными мостами. По конструктивному исполнению бывают закрытого и открытого вида. Имеют ограниченное применение вследствие ряда своих недостатков.

Преимущества шинопрводов с воздушной изоляцией:

· Небольшая стоимость относительно шинопроводов закрытого типа;

· Допускает прохождение тока до 6000А, а иногда и выше;

· Сравнительно высокий срок службы (30 – 40 лет);

· Естественное воздушное охлаждение, что позволяет пропускать через них заметно большую нагрузку при одном и том же сечении токопроводника;

· Повреждения, как правило, не имеют необратимого характера, поэтому работоспособность таких шинопроводов восстанавливается достаточно быстро.

Недостатки шинопрводов с воздушной изоляцией:

· Проигрыш в габаритах;

· Сложный монтаж, требующий сварки и квалифицированных специалистов;

· Необходимость периодического технического обслуживания;

· Надежность и безопасность более низкого уровня.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Литая изоляция

Шины друг от друга и от корпуса изолируются с помощью эпоксидной смолы. Шинопроводы с такой изоляцией имеют высокую степень защиты (уровень IР 68), что позволяет использовать его даже под водой. Шинопровод изготавливается в виде секций различной конфигурации. В секциях располагают шины, изоляция которых обеспечивается с помощью специального компаундного материала (чаще всего это эпоксидные смолы) с мелкозернистым наполнителем. Толщина изоляционного слоя зависит от величины рабочего напряжения. В шинопроводах в отличие от токопроводов, пропускающих напряжения большей величины, внутри изоляции обычно отсутствуют заземляющие и полупроводящие слои.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

На месте прокладки шинопровода все места соединения секций также заливают тем же компаундным составом. Таким образом конструктивно создается монолитная, равномерно изолированная шинопроводная трасса, не требующая технического обслуживания весь срок своей службы, как правило, это несколько десятков лет. Иногда изолированные шины помещают в металлический кожух. Кожух обеспечивает и дополнительное предохранение токопроводящих элементов, и их изоляции от механического воздействия, а также служит в качестве теплоотвода, забирая на себя тепло от шин и передавая его в окружающую среду.

Основные достоинства шинопроводов с литой изоляцией:

· Высокие диэлектрические характеристики;

· Допустимая сила тока до 8 000 А;

· Повышенная стойкость к коротким замыканиям и другим кратковременным перегрузкам;

· Малые потери мощности;

· Уровень защиты до IР 68;

· Высокая механическая и химическая стойкость;

· Не требуют технического обслуживания в течение всего срока службы;

· Стойкость к влажной и агрессивной среде;

· Повышенная пожаробезопасность, не огнепроводны, не выделяют при пожаре вредных газов;

Недостатки шинопроводов с литой изоляцией:

· Более сложная технология изготовления;

· Более высокая стоимость.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Шинопровод типа «сэндвич»

Электрошины располагаются между двумя или более корпусными элементами. Увеличение числа корпусных деталей ведет к снижению уровня пыле/влагозащиты и предъявляет более высокие требования к изоляции электропроводника. Материал корпуса также влияет на выбор изоляции. Обычно применяется сталь или алюминий – соответственно корпус может иметь, например, различия по массе и теплоотводу и соответствующим образом влиять на изоляцию шин.

В шинопроводах сэндвич-типа обычно используется либо воздушная изоляция шин, либо пленочно-полимерная в определенное количество слоев.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

Преимущества шинопроводов типа сэндвич:

· Быстрота и легкость монтажа;

· Большой срок службы (не менее сорока лет);

· Допустимый ток до 6 500 А;

· Высокий уровень защиты – до IР 68;

· Стоимость – средняя по рынку;

· Удобство корректировки трассы, оперативной замены, добавлений и многократность использования сэндвич-секций;

· Не нуждаются в техобслуживании.

Герметичность сэндвич-конструкций, исключающая дымоходный эффект, повышает пожаробезопасность электропередачи и позволяет использовать данный ее вид в помещениях, где присутствует большое количество людей – торговые центры, вокзалы, больницы, аэропорты, высотные здания, гостиницы и т.д.

К недостаткам шинопроводов сандвич-типа с полимерной изоляцией можно отнести использование в некоторых конструкциях полимерной пленки с низкими пожаростойкими свойствами, что, как раз, исключает применение этих конструкций в вышеуказанных помещениях. И относительно небольшой пропускной ток.

ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИЯ ТОКОПРОВОДОВ

На специфику требований к свойствам изоляции токопроводов накладывают свой отпечаток особенности, связанные с большей энергомощностью, проходящей по их линиям в отличие от шинопроводов, другая протяженность этих линий и особенности эксплуатации.

Для токопроводов используются те же три основных типа изоляции:

· Шинопровод типа «сэндвич» с полимерной или воздушной изоляцией.

Токопровод с воздушным типом изоляции

Данный вид электролиний распространен несколько больше, чем шинопроводы с таким же типом изоляции. Это обусловлено тем, что для передачи большей мощности имеется достаточно эффективная естественная вентиляция, не требующая значительных дополнительных затрат. Благодаря этому имеется возможность передавать электромощности в несколько десятков кА номинальной токовой нагрузки. С добавлением искусственной системы вентиляции этот показатель может быть значительно превзойден.

Пофазное экранирование токопроводов и использование междуфазных перегородок позволяет существенно снизить вероятность коротких замыканий. Также к преимуществам этого типа изоляции перед другими видами изоляционных вариантов конструкций токопроводов можно отнести хорошую электродинамическую устойчивость. Цельносварная конструкция позволяет сохранить надежную самонесущую конструкцию. В остальном плюсы и минусы этого вида изоляции схожи с аналогичным видом для шинопроводов.

Токопроводы с литой изоляцией

Используют для электрического соединения энергооборудования со средним и высоким номиналом напряжений в трехфазных сетях переменного тока и в сетях постоянного тока. Конструктивное исполнение чаще всего применяется пофазноизолированное.

Изготовление литой изоляции токопровода состоит из нескольких стадий, каждая из которых влияет на свои особые функциональные свойства изоляции. Сначала токопроводник в несколько слоев оборачивают специальной бумагой с эпоксидной пропиткой. В соответствии с классом эксплуатационного напряжения создают полупроводящие слои. Затем делается фольгированная обертка, сверху которой накладывается экранирующая металлическая сетка. После чего все заливается компаундным составом, высушивается в автоклаве и охлаждается. Обязательным считается испытание изоляции токопровода на частичный разряд, который может значительно сократить срок службы изоляции и даже вывести из строя электрооборудование.

Для чего шинный изолятор. Смотреть фото Для чего шинный изолятор. Смотреть картинку Для чего шинный изолятор. Картинка про Для чего шинный изолятор. Фото Для чего шинный изолятор

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИЗОЛЯЦИИ

Характеристика

Воздушная изоляция

Литая изоляция

Типа «сэндвич» с полимерной или воздушной изоляцией

Монтаж

усложненный, требует сварки и участия специалистов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *