Для чего сигнальные реле имеют замедление на отпускание якоря
Лабораторная работа № 2 Измерение времени замедления на отпускание якорей сигнальных реле входных, выходных и маршрутных светофоров
Цель работы: научиться производить измерение времени переключения огней с разрешающего на запрещающее показание входных, выходных и маршрутных светофоров в поездных маршрутах
Средства технологического оснащения: цифровой прибор ИВПАЛСНм (электросекундомер ПВ-53Л), средства связи с ДСП, лестница-стремянка, схема включения огней светофоров, журнал измерения замедления на отпускание якорей сигнальных реле светофоров, лампа осветительная переносная.
Оборудование и раздаточный материал: Лабораторный стенд.
Теоретические сведения и меры безопасности
Измерение времени переключения огней с разрешающего на запрещающее показание входных, выходных и маршрутных светофоров в поездных маршрутах
Для измерения времени замедления на отпускание якорей сигнальных реле светофоров (входных, выходных и маршрутных) используют электросекундомер типа ПВ-53Л или цифровой прибор ИВП-АЛСНм. Для каждого светофора должна быть определена схема измерения с учетом наличия свободных контактов реле.
Время переключения огней с разрешающего на запрещающее показание входных, выходных и маршрутных светофоров, в поездных маршрутах определяется расчетом с учетом применяемых панелей питания и рельсовых цепей. Минимальное время переключения огней с разрешающего на запрещающее показание для основных панелей питания и рельсовых цепей ЭЦ, приведено в таблице 1.
Замедление на отпадание сигнального реле, не менее, с
*Примечание: При кодовой автоблокировке время восстановления цепи сигнального реле с учетом времени возбуждения составляет 3,0 секунды.
Максимальное время переключения огней с разрешающего на запрещающее показание при наибольшем напряжении питания не должно превышать 6 секунд.
Порядок выполнения работы
Содержание отчета
Контрольные вопросы
Технической проверки устройств СЦБ на станции
Лабораторная работа № 7
Измерение времени замедления на отпускание якорей сигнальных реле на железнодорожной станции и перегоне
Цель работы : освоить методику измерения времени замедления на отпускание якорей сигнальных реле входных, выходных и маршрутных светофоров.
Приборы и инструменты :
1. Макет схемы управления огнями светофора (входного, выходного или маршрутного).
Краткие теоретические сведения
Измерение времени переключения огней с разрешающего на запрещающее показание входных, выходных и маршрутных светофоров в поездных маршрутах производится в свободное от движения поездов время по согласованию с дежурным по железнодорожной станции без записи в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46.
Работа производится без снятия напряжения в порядке текущей эксплуатации с оформлением записи в оперативном журнале, электротехническим персоналом, имеющим группу по электробезопасности при работе в электроустановках до 1000 В не ниже III.
Подключение и отключение переносных измерительных приборов под напряжением допускается при наличии на проводах специальных наконечников с изолирующими рукоятками.
Время замедления сигнальных реле входных, выходных и маршрутных светофоров в зависимости от применяемых схемных решений составляет от 3,0 до 6 с.
Порядок работы ИВП-АЛСНм в режиме измерения интервала времени между двумя сигналами «Пуск» и «Стоп». Включить питание прибора. Подключить к соединителю «Вход 2» кабель КТ. На дисплее при этом индицируется знак «Т» (12-е знакоместо) — признак режима измерения интервала времени. Кнопкой «ВЫБОР» установить вид входных сигналов «Пуск» и «Стоп», определяющих измеряемый интервал времени: пропадание сигнала «Пуск» (напряжение на путевом реле рельсовой цепи за светофором) знак « ». пропадание сигнала «Стоп» (напряжение на сигнальном реле светофора) знак « ». Кнопкой «НАСТРОЙКА» установить вид (напряжение и/или свободные контакты) входных сигналов «Пуск» и «Стоп», в соответствии с выбранным способом измерения. Подключить прибор к объекту измерения кабелем КТ, входящим в состав прибора. При необходимости использовать зажимы «крокодил».
Выводы входа сигнала «Пуск» (провод и штекер) — зеленого цвета выводы входа сигнала «Стоп» (провод и штекер) — красного. Полярность подключения выводов входа сигнала «Пуск» и выводов входа сигнала «Стоп» соблюдать не нужно. После настройки всех параметров и режимов измерения нажать кнопку «ГОТОВНОСТЬ», после чего прибор переходит в режим ожидания сигнала «Пуск» установленного вида, при этом на дисплее пропадает предыдущее значение измеренного интервала времени. При нажатии кнопки «ГОТОВНОСТЬ» происходит также прерывание текущего измерения интервала времени.
В момент появления сигнала «Пуск» установленного вида начинается отсчет интервала времени, издается звуковой сигнал, и на дисплее высвечивается знак «С». В момент появления сигнала «Стоп» установленного вида фиксируется результат измерения, издается звуковой сигнал, и на дисплее пропадает знак «С». Результат измерения в секундах и миллисекундах будет отображен на дисплее сразу после окончания измерения интервала времени. Если измеряемый интервал времени превысит длительность 10 с, на дисплее появится сообщение «>10».
Порядок выполнения
Для измерения времени замедления на отпускание якорей сигнальных реле светофоров (входных, выходных и маршрутных) и исключения при этом ошибок проанализируйте схемы включения сигнальных реле данной железнодорожной станции. При этом определите для каждого светофора метод и схему измерения, а также наличие свободных контактов реле.
Измерьте цифровым прибором ИВП-АЛСНм, который обеспечивает измерение и индикацию интервала времени между двумя сигналами «Пуск» и «Стоп» в виде:
– появления и/или пропадания напряжения переменного тока частотой 50 Гц;
– появления и/или пропадания напряжения постоянного тока положительной и/или отрицательной полярности;
– замыкания и/или размыкания свободных контактов реле.
Выполнить анализ проведенных измерений и предложить мероприятия по приведению времени замедления в норму.
Оформить результаты проверки. Результаты измерений зафиксировать в Журнале формы ШУ-64 (см. Приложение).
Содержание отчета
3. Схема управления лампами светофора с обозначением мест подключения измерительного прибора.
4. Данные, полученные при измерении.
5. Анализ полученных данных (сравнение с нормативными данными и обоснование предстоящих регулировок, для приведения времени в норму).
6. Заполненная форма измерения Журнала ШУ-64.
Контрольные вопросы
1. Укажите группу по электробезопасности персонала, необходимую при выполнении измерения времени замедления. В связи с чем выбрана данная группа?
2. Меры безопасности при выполнении измерения времени замедления?
3. Укажите необходимость установки замедления на сигнальных реле светофоров.
4. Укажите нормы времени замедления на отпадание якоря сигнальных реле светофоров.
по заполнению формы внутреннего первичного учета ШУ-64
«Журнал технической проверки устройств СЦБ на станции»
Таблица предназначена для оформления результатов измерения времени переключения огней светофоров с разрешающего показания на запрещающее в поездных маршрутах.
При заполнении таблицы в графе «Сигнальное реле» перечисляются наименования сигнальных реле проверяемых входных, выходных и маршрутных светофоров. В графе «Адрес места подключения прибора» указываются номера контактов сигнального реле и номера выводов обмоток путевого реле для подключения контактов измерительного прибора. Измеренное время переключения огней светофоров записывается напротив каждого сигнального реле.
При наличии группового комплекта выдержки времени переключения огней светофоров с разрешающего показания на запрещающее проверяется один светофор на станцию.
| ||||
дирекция инфраструктуры |
ЖУРНАЛ
технической проверки устройств СЦБ на станции
наименование станции |
Измерение времени замедления сигнальных реле входных, выходных и маршрутных светофоров
Норма времени замедления (не более) _____________ с
Адрес подключения прибора
Время замедления сигнальных реле, с
Дата добавления: 2020-11-27 ; просмотров: 250 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Перегорание ламп при разрешающих показаниях светофора (желтый или зеленый) не приводит к изменениям в кодировании и, следовательно, переноса огней не происходит. При приеме импульсным путевым реле И на сигнальной точке 7 кодового импульса КЖ на выходе дешифраторной ячейки ДА возбуждается сигнальное реле Ж. На светофоре 7 загорается желтый огонь, а трансмиттерное реле Т, подключенное к контактам Ж трансмиттера КПТШ, обеспечивает подачу в рельсовую цепь 9П кодового импульса желтого огня. Реле О сигнальной точки 7 включается высокоомной обмоткой через фронтовой контакт реле Ж последовательно с нитью лампы красного огня, контролируя ее исправность в холодном состоянии. В случае ее обрыва информация об этом передается на ближайшую станцию посредством устройств диспетчерского контроля. Импульсные посылки кода Ж воспринимает путевое реле И на сигнальной точке 9. На выходе дешифраторной ячейки возбуждаются сигнальные реле Ж и 3, в рельсовую цепь 11П контактами трансмиттерного реле Т подается кодовый импульс зеленого огня. Огневое реле О на сигнальной точке 9 контролирует в холодном состоянии целостность нити лампы красного огня. На следующей сигнальной точке 11 (на рис. 4.6 не показана) импульсы кода 3 принимаются так же, как и импульсы кода Ж, т.е. на светофоре загорается зеленый огонь. При нахождении поезда на любой из рассматриваемых рельсовых цепей кодовые импульсы принимают локомотивные катушки.
Коды зеленого и желтого огней различаются локомотивным приемником, зажигая на локомотивном светофоре соответственно желтый и зеленый огни. Реле двойного снижения напряжения ДСН, обмотки которых включены на каждой сигнальной точке параллельно в пределах перегона в цепь ДСН — О ДСН, определяют яркость горения огней светофора. На соответствующий режим работы лампы переключает дежурный по станции или диспетчер.
Расшифрование кодовых комбинаций КЖ, Ж и 3 осуществляется дешифраторной ячейкой ДА. Конструктивно ячейка выполнена в виде трех блоков: БС — блока счетчиков, БИ— блока исключения и БК— блока конденсаторов. Схема дешифратора должна решать следующие основные задачи: обеспечение декодирования кодовых комбинаций; исключение появления более разрешающего огня на путевом светофоре при коротком замыкании изолирующих стыков; исключение появления разрешающего огня при отказах элементов схемы. Основными элементами ячейки являются (рис. 4.7, а): реле-счетчик 1, регистрирующий приём первого импульса любого кодового сигнала; реле-счетчик 1А фиксирующий первый интервал; вспомогательное реле В и повторитель трансмиттерного реле ПТ (на рис. 4.7 не показаны), исключающие возможность включения более разрешающих показаний на светофоре при коротком замыкании изолирующих стыков. Питание ячейки постоянным током осуществляется от выпрямителя.
Сигнал расшифровывается подсчетом числа импульсов в кодовом цикле. Для этого используются реле-счетчики 1 и 1А. При приеме первого импульса возбуждается реле И и фронтовым контактом создает цепь питания реле-счетчика 1. Тыловым контактом реле-счетчика 1А в этой цепи проверяется его исходное обесточенное состояние. Во время замедления на срабатывание счетчика 1 (О,15 с) создается цепь для заряда конденсатора С1. Включением тылового контакта трансмиттерного реле смежной рельсовой цепи Т (см) в схему заряда конденсатора С1 проверяется то, что импульс поступил от источника питания собственной рельсовой цепи. Таким образом, в дешифраторе фиксируется выполнение следующих условий: свободность собственной рельсовой цепи; отсутствие короткого замыкания изолирующего стыка; обесточенное состояние реле-счетчиков.
После окончания первого импульса реле И обесточивается. Через его тыловой контакт и фронтовой контакт-реле-счетчика 1 получает питание реле-счетчик 1А, которое срабатывает и самоблокируется. Реле-счетчики 1 и 1А имеют замедление на отпускание якоря, большее длительности малого интервала между импульсами и меньшее длительности большого интервала между циклами. Поэтому в интервале между кодовыми циклами счетная схема возвращается в исходное состояние.
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
а) в схемных узлах, соответствующих изолированным секциям, контролируется выполнение УБД первого каскада (КС), фактическое замыкание стрелок маршрута (З¯; выключение реле З выполняется тыловым контактом реле КС), отсутствие искусственной разделки секции (РИ¯);
б) в схемных узлах, соответствующих приемо-отправочным путям, контролируется выполнение УБД первого каскада (КС); фактическое исключение лобовых маршрутов (И¯; выключение реле И выполняется тыловым контактом реле КС); свободность приемо-отправочного пути (П) в поездных маршрутах приема или передачи;
в) в схемных узлах, соответствующих участкам удаления, контролируется выполнение УБД первого каскада (ОКС); наличие ключа жезла в аппарате управления (ВКЖ); свободность первого участка удаления (Ж); фактическое замыкание схемы смены направления (И¯ или З¯; эти реле выключаются тыловым контактом реле КС).
г) в схемных узлах светофоров, имеющих пригласительные сигнальные показания, отсутствие включения этих показаний (например, НЛО¯).
Сигнальные реле, сработав, управляют включением разрешающих сигнальных показаний на светофорах и с проверкой правильности сигнальных показаний (IV каскад) становятся на цепь самоблокировки. Для исключения перекрытия светофора при переключении фидеров питания и кратковременном наложении шунта на рельсовые цепи секций параллельно обмоткам поездных сигнальных реле через резистор подключается электролитический конденсатор емкостью 1000,0 мкФ. Это обеспечивает замедление на отпускание якоря реле С примерно 5–6 с.
При задании маневрового маршрута его начало и конец выделяются в общей схеме контактами начальных, конечных и общеманевровых реле.
При производстве маневровой работы маневровый светофор должен переключаться на запрещающее сигнальное показание при проследовании всего маневрирующего состава за светофор. Это требуется для того, чтобы машинист не видел перекрывающегося сигнала при движении вагонами вперед. Поэтому необходимо закрытие светофора в двух случаях:
— во-первых, при освобождении изолированной секции перед светофором и,
— во-вторых, если секция (путь) перед светофором остается занятой, при освобождении первой секции за светофором.
Для этой цели маневровые сигнальные реле МС имеют цепь дополнительного питания — третью цепь по плану станции. Эта цепь замыкается с проверкой двух условий: маневровый светофор открыт; одновременно заняты изолированные участки до светофора и за светофором.
Таким образом, маневровый светофор закрывается при освобождении секции перед светофором или при ее занятом состоянии при освобождении первой секции за светофором.
Цепь дополнительного питания маневровых сигнальных реле отличается от основной цепи только отсутствием контактов контрольно-секционных реле. Для переключения цепей с основной на дополнительную сигнальные реле МС типа НМШМ имеют замедление на отпускание якоря примерно 200 мс.
3.7. Схема маршрутных реле.
В системе УЭЦ двухобмоточные маршрутные реле типа НМШМ выполняют четыре функции:
– предварительное и окончательное замыкание маршрута;
– посекционное размыкание маршрута при движении поезда по его трассе;
– искусственное размыкание маневровых маршрутов;
– размыкание неиспользованных секции маневровых маршрутов при угловых заездах.
Общая схема высокоомных обмоток маршрутных реле строится по топологии станции в виде двух цепей. Эти цепи пересекаются на границах стрелочной секций, т.е. каждая секция ограничивается крестообразными соединениями. К нижней цепи, в центре секции подключается стандартная схема маршрутных реле М.
До установки маршрута маршрутные реле по высокоомным обмоткам получают питание по двум цепям: через фронтовой контакт замыкающего реле и по цепи самоблокировки через тыловой контакт реле КС.
При установке маршрута срабатывают контрольно-секционные реле КС, выключаются замыкающие реле З, в результате чего обмотки реле М подключаются к общей схеме.
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
С наступлением интервала реле И выключается, его фронтовым контактом отключается питание ВР, а тыловым подключается питание к реле счетчику IА. Если поступает код КЖ, то интервал длинный, продолжительность его больше, чем время замедления на отпускание якоря реле ВР и счетчика I. Эти реле отпускают свои якоря. Контактом ВР обрывается цепь реле счетчика 1А, который тоже успевает в интервале отпустить свой якорь. При поступлении следующих импульсов конденсатор С1 наряжается до напряжения притяжения реле Ж. Включение реле Ж происходит от конденсатора С1 в интервале после включения реле счетчика 1. Одновременно с включением реле Ж заряжается конденсатор С2, подпитывающий реле Ж во время интервалов. На светофоре через контакт Ж включается желтый огонь, а обмотка трансмиттерного реле Т подключается к шайбе Ж КПТ (через фронтовой контакт реле ПТР).
Если из рельсовой цепи поступает код Ж, то после первого импульса наступает короткий интервал, во время которого якоря реле ВР и счетчиков 1, 1А остаются притянутыми. В этом случае при поступлении второго импульса образуется цепь заряда конденсатора СЗ через фронтовые контакты счетчиков IА и I, диод Д2, сопротивление R02 и цепь включения реле 3. Конденсатор СЗ обеспечивает удержание якоря 3 в интервалах кодового цикла. В длинном интервале реле-счетчика 1 и 1А и реле ВР выключаются, подготавливая цепи заряда конденсатора С1 от первого импульса следующего цикла.
Диоды Д1 Д2, ДЗ предотвращают разряд конденсаторов С1, СЗ на обмотки реле ВР и счетчика 1. Диод Д4 обеспечивает замедление на отпадание реле ВР. Резистор R10 ограничивает ток заряда и разряда конденсатора С1 для защиты контактов от подгорания. Резистор R03 обеспечивает полный разряд конденсатора С1 при длительном отсутствии поступления кодов. Резистор R02 ограничивает ток заряда конденсатора СЗ, чем достигается защита контактов реле счетчиков от подгорания. Резистор R05 ограничивает ток разряда конденсатора СЗ на реле 3, за счет чего достигается замедление на отпадание.
В схеме дешифратора предусмотрен контроль исправного состояния всех приборов. Так, конденсаторы и резисторы, а также реле рассчитаны на прием импульсов и интервалов определенной длительности в кодовом цикле. Отклонение их параметром от нормы приводит к выключению сигнальных реле. Импульсный режим работы реле И постоянно контролируется. Для включения реле Ж необходимо, чтобы конденсатор СI в каждом цикле получал заряд и после отсчета импульса и интервала через фронтовые контакты реле-счетчиков разряжался на С2 и реле Ж. При длительном замыкании фронтового контакта реле И реле-счетчик 1 будет находиться под током, конденсатор С1 подключится к С2 и реле Ж. После разряда этих конденсаторов реле Ж отпустит якорь. Если произойдет мостовое замыкание контактов реле И, то реле ВР и реле-счетчики 1 и 1А включатся, конденсатор С1 полностью разрядится на обмотку реле Ж. Сигнальные реле Ж, а затем и 3 выключаются и на светофоре загорится красный огонь.
В схеме дешифратора предусмотрен контроль короткого замыкания изолирующих стыков между смежными рельсовыми цепями и исключение опасных ситуаций, создающих в этом случае угрозу безопасности движения. Так, при повреждении изолирующих стыков у светофора 2 (см. рис. 3) импульсное реле И рельсовой цепи 2П может работать в режиме кода КЖ, посылаемого контактом Т в рельсовую цепь 4П. Это может привести к включению на светофоре 2 желтого огня, несмотря на наличие на участке 2П поезда.
Рисунок 2 – Схема трёхзначной автоблокировки при электротяге переменного тока
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).