Для чего служат приставки и предлоги
Предлоги и приставки: карточки
Предлоги
без (безо), близ, в (во), вне, для, до, за, из (изо), к (ко), между, на, над (надо), о (об, обо), от (ото), перед (передо), по, под (подо), при, ради, c (со), сквозь, среди, у, через
Приставки
без-(бес-), в-(во-), вы-, до-, за-, из-(изо-), на-, недо-, над-(надо-), не-, о-, об-(обо-), от-(ото-), пра, по-, под-(подо-), пере-, пре-, пред-(предо-), при-, про-, с-(со-), через
Отличие приставки от предлога
Многие традиционно русские приставки звучат и пишутся также как и предлоги:
Например: дотянуться до дерева; вбежать в воду; написать на конверте; сбросить с лавочки.
Поэтому необходимо знать правила, чтобы отличать приставку от предлога и не совершать ошибок при написании слов!
Чтобы понять, приставка это или предлог, необходимо выполнить следующие приемы проверки: можно ли вставить между словом и предполагаемым предлогом вопрос или другое слово?
Например: добежать (до чего?) до подъезда или до моего подъезда; посмотреть (на кого?) на кота или на пушистого кота; отплыть (от чего?) от берега или от высокого берега.
Между приставкой и корнем невозможно вставить слово. Приставка пишется слитно со словом.
Отличие предлога от приставки.
Содержимое разработки
Отличие предлога от приставки.
Что такое приставка?
Как она пишется со словом? Почему?
Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, так как это часть слова.
Что такое предлог? Как он пишется
Предлог — это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, так как это часть речи.
Спишите, раскройте скобки
(От)ложил дела (без)дельник
Отложил дела бездельник
Со среды на понедельник.
1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется проверяемая безударная гласная в корне
А) гр..за, разг..дать, изд..лека
Б) в..дянистый, ч..ловек, к..ртофель
В) к..пуста, с..дой, д..ревянный
2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется проверяемая согласная в корне
А) бли..кий, жу..кий, сосе..ка
Б) сосе..ский, баске..бол, тру..ка
В) моро. оши..ка, во..зал
3. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется Т
А) извес..ный, напрас..ный, мес..ность
Б) счас..ливый, прелес..ный, ненас..ный
В) прелес..ный, вкус..ный, мес..ный
5. Укажите ряд, в котором на месте пропусков нужно писать Ъ
А) об..ективно, с..экономить, у..езд
Б) об..яснение, в..ючный, под..езд
В) под..ехать, пред..юбилейный, об..явление
6. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно
А) (по)ворот, (по)морю, (по)лететь
Б) (пере)стал, (вы)мерло, (раз)дел
В) (над)домом, (под)воротня, (у)моря
7. Укажите ряд, в котором все слова пишутся раздельно
А) (из)за дома, (за)ехал, (под)земелье
Б) (вы)ползли, (вы)бивать, (до)катился
Для чего служат приставки и предлоги
Автор: Ветчинникова Ольга Петровна
Организация: МБОУ СОШ №2
Населенный пункт: Челябинская область, г. Чебаркуль
Ветчинникова Ольга Петровна
Состав слова. Приставка и предлог
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
Прозвенел и смолк звонок,
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Пожелай успех глазами
И вперед, вперед за знаниями.
– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем число. Классная работа.
— Сегодня на уроке вас приветствует …. веселый сверчок. (слайд 2)
Он предлагает вам исследовать эти строчки.
Что вы здесь видите? (слова)
— Что осталось, прочитайте. (к, перед, от, за, кроме, на, для, по)
— Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки. ( от, на, за, по)
— Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом)
— В качестве чистописания, запишите эти приставки, чередуя их до конца строчки.
— Подберите по одному слову с этими приставками и запишите в следующей строчке. (например: отъехал, наехал, заехал, поехал – дети читают подобранные слова и называют приставки) Выделите приставки.
— Если от, на, за, по являются приставками, тогда чем будут являться перед, к, для, кроме? (предлогами)
— Скажите, сумели ли эти первые задания подсказать вам тему сегодняшнего урока?
— Сегодня мы с вами будем учиться различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать. (Слайд 3)
2. Упражнения по теме урока
1. Продолжим наше исследование.
-Какое бы вы задание предложили с этими словами? (дети перечисляют: поставить в словах ударение, разделить на слоги, выделить и объяснить орфограммы, составить предложение)
— Составьте предложение, используя только эти слова. (дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (необходим предлог в предложении)
— Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по)
— Но это же приставка? Мы даже придумали слово с ней! (бывают одинаковые приставки и предлоги)
— Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке.)
— Докажите, что это предлог.
— Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)
— Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся.
Определите предлоги и приставки. Докажите. (слайд 4)
— Что такое приставка? (часть слова)
— Что такое предлог? (часть речи)
— Как доказать? (предлог пишется отдельно, а приставка слитно)
Прочитать правило в учебнике
— Прочитайте еще раз очень внимательно правило и ответьте на мои вопросы:
Для чего служит приставка, для чего служит предлог?
Приставка служит для …….. ( образовании новых слов)
Предлог служит для ……….(связи слов в предложении)
Как пишутся части слова и как – части речи?
Части слова пишутся ………. (слитно)
Части речи пишутся ……….. (раздельно)
— Составьте словосочетания, используя на, под, за, у в качестве предлогов и приставок. Докажите. (Например: Забежал за дерево. Увидел у гриба. Залез на дерево. Увидел под деревом.) – работа в парах, затем идет фронтальная проверка работы у доски (ученик пишет словосочетание и объясняет написание предлога и приставки)
Я ( с )утра ( в )лесу гуляю,
( От ) росы я весь ( про )мок.
Но зато теперь я знаю
( Про )березку и ( про ) мох.
— А теперь поработайте самостоятельно. У каждого у вас на карточках дано это стихотворение. Спишите в тетрадь, раскрыв скобки. (Взаимопроверка: дети меняются тетрадями и проверяют работы своих соседей, сопоставляя с коллективной проверкой по слайду)
— Ответьте на вопросы (слайды 8,9,10)
Дома выполните упражнение 109, стр. 63,64., и выучите правило на стр.
Молодцы! Вы очень хорошо сегодня поработали. Оцените свою активность на уроке
( Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке.)
Разница между приставкой и предлогом
В русском языке есть простое, но обязательное для исполнения правило: приставки пишутся слитно, а предлоги – раздельно. Чтобы не ошибаться в написании этих несложных языковых элементов, следует обратиться к разделу морфологии, который изучает нормы употребления самостоятельных и служебных частей речи.
Определение
Приставка – значимая часть слова, которая предшествует корню, служит для образования новых форм различных частей речи и грамматической связи слов в словосочетаниях.
Предлог – служебная часть речи, выполняющая в предложении функцию связи между синтаксическими единицами.
Сравнение
Приставка является частью основы слова, ядром которого неизменно остается корень. С помощью приставки можно изменить грамматическое значение некоторых частей речи. Это происходит, когда образуется новая форма слова, отличная от исходной, или изменяется его смысловое значение:
идти – подойти; думать – задумать; пить – выпить;
окно – подоконник; ветер – проветривание; ставить – постановка.
Приставка всегда пишется слитно.
Предлог, в отличие от приставки, не часть слова, а самостоятельная часть речи. Предлоги употребляются в предложении для связи слов, образующих минимальную синтаксическую единицу – словосочетание:
Подберезовики растут у самых корней деревьев.
Перейдешь мост через реку, увидишь возле колодца камень: под ним и найдешь тайник.
По правилам орфографии, действующим в русском языке, сложные предлоги, образованные соединением двух простых, пишутся через дефис:
из-за угла; по-над берегом; из-под руки.
К предлогу как служебной части речи нельзя поставить вопрос. Однако сам предлог может входить в вопросительную конструкцию:
С чего начнем? – Начнем с таблицы умножения.
По каким признакам определяют время года? – По температуре и продолжительности светового дня.
К приставке нельзя поставить вопрос; с ее помощью вопрос задать тоже невозможно.
Правописание приставок и предлогов
Всего получено оценок: 193.
Всего получено оценок: 193.
Приставки и предлоги в русском языке часто похожи друг на друга, что становится причиной ошибок на письме. Чтобы их не допускать, ученики 2 класса должны знать, чем отличаются приставки от предлогов и по какому правилу пишутся те и другие. Если тема усвоена хорошо, ошибок на письме не будет, и школьник без труда справится с заданиями.
Приставки и предлоги: отличия
Итак, приставка – это та часть слова, которая располагается перед его корнем. Она необходима для того, чтобы из основы образовать новое слово.
Предлог – это часть речи, относящаяся к категории служебных и никогда не употребляющаяся перед глаголами. Они служат для того, чтобы связывать между собой слова в предложении.
На первый взгляд все кажется простым, но как на деле отличить приставку от предлога и наоборот, если они пишутся одинаково?
В большинстве случаев слова с предлогом можно превратить в конструкцию с приставкой, что помогает лучше понять принцип использования и того, и другого в русском языке.
Правописание предлога и приставки
То правило, которое определяет их написание, достаточно простое, его легко запомнить. Для того, чтобы понять, как писать слово, достаточно знать, что перед учащимся – приставка или предлог, ведь первая всегда пишется слитно, а второй – раздельно. Правило касается написания предлогов приставок со всеми частями речи.
Глагол в данном случае значительно облегчает задачу: поскольку предлоги с ним не употребляются, остаются только приставки, которые пишутся всегда слитно.
Таким образом, чтобы выяснить, как пишется слово, нужно для начала определить его часть речи. Если это глагол, то актуальным всегда будет слитное написание. В остальных случаях нужно поставить между словом и предполагаемой приставкой вопрос или другое слово. Если это удалось – значит, нужно писать раздельно, ведь перед учащимся приставка. Если же ничего не вышло, то слово нужно писать слитно, потому что использован предлог. Это достаточно понятное и простое для усвоения правило.
Что мы узнали?
В речи и на письме предлог и приставка пишутся одинаково, так что различить их непросто. зато с написанием все проще: предлог всегда пишется со словом раздельно, а приставка, как словообразующий элемент, слитно. Таким образом нужно просто попытаться разделить их с помощью вопросов или дополнительных слов. В случае удачного разделения правильным будет раздельное написание, так как использован предлог. Если же ничего между словами поставить нельзя, то это не слово с предлогом, а одна речевая единица, пишущаяся всегда слитно.