Для чего служат видоизменения цветной капусты
Для чего служат видоизменения цветной капусты
Какая часть растения изображена на рисунке? Для чего служат такие видоизменения? Благодаря каким приёмам удалось получить растение с такой структурой?
1) изображено соцветие (цветной капусты);
2) цветная капуста откладывает питательные вещества в соцветиях, из-за чего они так разрастаются;
3) растение с такими соцветиями получили методами селекции
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но отсутствуют пояснения | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но отсутствуют пояснения | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Судя по контексту, они имели в виду видоизменения, произошедшие в результате селекции. Тогда данный вопрос следует поставить последним. А ответом на него считать, например, следующее: «цветная капуста откладывает питательные вещества в соцветиях, из-за чего возрастает их питательность, и человек получает возможность использовать их в пищу».
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Классическая селекция»
1. Известно, что хвост самца японского петуха декоративной породы достигает 10 метров. Поясните, как эта порода была выведена человеком. Почему птицы с такой длиной хвоста не встречаются в природе?
1) человек вывел породу в результате искусственного отбора;
2) на основе наследственной изменчивости;
3) в природе птицы с длинными перьями в хвосте не имеют возможности выжить, так как длинный хвост мешает летать, уходить от преследований хищников
2. Что послужило материалом для искусственного отбора при выведении представленных на рисунке разновидностей капусты? Какие органы видоизменились в каждом случае?
Материалом для искусственного отбора послужили мутации и комбинации. У разновидности 1 видоизменилось соцветие, у разновидности 2 видоизменилась почка, у разновидности 3 видоизменился стебель.
3. Что служит исходным материалом для выведения представленных на рисунке пород голубей? Изменения каких органов взяты за основу выведения каждой породы?
1) наследственная изменчивость (мутационная, комбинативная);
2) у дутыша – изменение величины зоба;
3) у павлиньева голубя – изменения количества и формы перьев хвоста;
4) у мохноногого голубя – оперенность ног.
4. С какой целью в селекции растений производят скрещивание особей разных сортов?
1) Чтобы получить новые комбинации генов – создать наследственное разнообразие, которое является материалом для искусственного отбора.
2) Чтобы получить эффект гетерозиса.
5. Каково значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова?
1) Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.
2) Закон позволяет прогнозировать наличие сходных мутаций у родственных видов.
3) Закон позволяет целенаправленно искать определенную мутацию у какого-либо вида, если эта мутация есть у близкородственого вида.
6. Среди сортов культурных растений, таких как томаты, баклажаны, сладкие перцы, тыквы, наблюдается большое разнообразие плодов, но не встречается разнообразие листьев. У многочисленных сортов огородной капусты, наоборот, очень изменчивы листья. Объясните, почему.
1) многочисленные сорта культурных растений – это результат деятельности человека, который включает оценку мелких изменений у исходных особей, подбор родительских пар, скрещивание, отбор и отбраковку; многократное повторение этих операций приводит к выведению нового сорта;
2) многочисленные сорта томатов, баклажанов, перцев и др. были получены из исходных диких видов путем отбора в направлении формы, размера и окраски плодов;
3) многочисленные сорта огородной капусты получены в результате селекции исходного дикого вида, отбор велся в направлении таких признаков, как форма и количество листьев.
7. Почему эффект гетерозиса проявляется только в первом поколении?
1) Эффект гетерозиса обеспечивается определенным сочетанием генов (большим количеством генов, находящихся в гетерозиготном состоянии).
2) В следующем поколении при половом размножении это сочетание генов исчезает из-за комбинативной изменчивости.
8. В настоящее время в птицеводстве нашли широкое применение гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?
1) бройлерные цыплята отличаются интенсивным ростом, они быстро набирают массу;
2) бройлерных цыплят получают при скрещивании чистых линий, у гибридов первого поколения проявляется эффект гетерозиса.
9. Почему не удаётся получить плодовитое потомство при скрещивании разных видов, например осла и лошади?
1) У осла и лошади разные кариотипы. (У осла 62 хромосомы, у лошади 64.)
2) Хромосомы лошади не гомологичны хромосомам осла.
3) Разные хромосомы в мейозе не конъюгируют друг с другом. Поэтому гибриды-мулы бесплодны.
10. В чём заключается преимущество некоторых полиплоидов перед обычными диплоидными организмами?
1) Полиплоидные формы более устойчивы к новым условиям среды.
2) Полиплоидия позволяет преодолеть бесплодие гибридов.
3) Полиплоидные формы дают большие урожаи (злаки, паслёновые и др.).
11. В последние годы стало модным держать кошек и собак, у которых отсутствует шерсть. Можно ли объяснить её отсутствие с точки зрения закона гомологических рядов наследственной изменчивости?
1) Кошки и собаки — представители класса Млекопитающие.
2) Млекопитающие произошли от одного или небольшого количества предков.
3) Можно предположить, что в классе млекопитающих у представителей разных семейств могут появиться сходные мутации, в том числе и вызывающие облысение.
4) Селекционеры, зная это, выводили лысые породы животных.
12. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Методы селекции». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) В селекции растений применяют метод межвидовой гибридизации. (2) Биологически отдаленная гибридизация – это скрещивание растений, которые относятся к разным видам и даже родам. (3) В результате такого скрещивания получаются гибриды, которые, как правило, бесплодны. (4) Причина бесплодия связана с нарушением конъюгации хромосом в митозе. (5) Для преодоления бесплодия гибридов растений используют инбридинг. (6) В селекции животных преодолеть бесплодие межвидовых гибридов не удается. (7) При выведении новой породы животных, как правило, используют массовый отбор и внутривидовую гибридизацию.
1) 4 – причина бесплодия связана с нарушением процесса конъюгации хромосом в мейозе;
2) 5 – для преодоления бесплодия у гибридных растений используют метод полиплоидизации (аллополиплоидии);
3) 7 – при выведении новой породы животных используют индивидуальный отбор
13. В плодах ряда растений отсутствуют семена (апельсины, мандарины). Что лежит в основе получения таких сортов и как сохраняется этот признак?
1) в основе получения сорта лежит наследственная изменчивость и искусственный отбор;
2) признак сорта сохраняется путём вегетативного размножения растений
Капуста в ЕГЭ 2018 года: какие у нее видоизменения органов?
В 2018 году был вопрос с тремя рисунками сортов капусты: цветной, белокочанной и кольраби. Спросили о том, что являлось материалом для получения данных сортов капусты в процессе искусственного отбора. А также о том, что представляют собой, с точки зрения происхождения, все эти сорта капусты.
Материалом для искусственного отбора однозначно послужили мутации, появившиеся в процессе наследственной изменчивости. Именно они определили модификации разных органов растений капусты. Некоторые писали о полиплоидии, что не является корректным.
Другие ученики утверждали, что у кольраби побег. Это не корректно. Надо приводить детальную, точную информацию: у нее видоизмененный стебель, или стеблеплод. Еще ботаники говорят, что у этой капусты имеются надземные клубни с зелеными листьями. Значит, стеблеплод кольраби считают также надземным клубнем.
У цветной капусты имеется не видоизмененный побег, а соцветие (метелка). Человек употребляет в пищу побеги, на концах которых имеются соцветия.
У капусты белокочанной есть видоизмененная почка, которая называется кочаном. Как вы знаете, почка является зачаточным побегом, внутри которой у этой капусты в наличии стебель (кочерыга). От него отходят многочисленные листья, в пазухах которых имеются и почки. Капуста, как и свекла, является двулетником. В первый год она накапливает вещества в кочерыге, листьях и не цветет. На второй год из ее почек вырастают новые побеги, которые цветут, образуя плоды и семена.
Видоизмененные соцветия цветной капусты. Какую функцию они выполняют?
Aromarun
Клубень, луковица, морковь, свекла, редис — корнеплоды. Это овощи, у которых съедобная часть находится под землей. К побегам не имеют ни малейшего отношения.
Побег — один из основных вегетативных органов высших растений, состоящий из стебля с расположенными на нём листьями и почками.
Побег развивается из почек зародыша либо из пазушной или придаточной (адвентивной) почки. Таким образом, почка является зачаточным побегом. При прорастании семени из зародышевой почечки формируется первый побег растения — его главный побег, или побег первого порядка.
Из главного побега формируются боковые побеги, или побеги второго порядка, а при повторении ветвления — третьего порядка и т. д.
Придаточные побеги формируются из придаточных почек.
Так формируется система побегов, представленная главным побегом и боковыми побегами второго и последующего порядков. Система побегов увеличивает общую площадь соприкосновения растения с воздушной средой.
В зависимости от выполняемой функции различают побеги вегетативные, вегетативно-генеративные и генеративные. Вегетативные (невидоизменённые) побеги, состоящие из стебля, листьев и почек и вегетативно-генеративные (частично видоизменённые), состоящие дополнительно из цветка или соцветия, выполняют функции воздушного питания и обеспечивают синтез органических и неорганических веществ. В генеративных (полностью видоизменённых) побегах фотосинтез чаще всего не происходит, зато там образуются спорангии, задача которых сводится к обеспечению размножения растения (к таким побегам относится и цветок).
Побег, на котором образуются цветки, называется цветоносным побегом, или цветоносом (иногда термин «цветонос» понимают в более узком смысле — как участок стебля, на котором находятся цветки).
либо Вывод: 1. Клубень, луковица, корневище представляет собой видоизмененные побеги, т.к. у них есть почки, укороченные междоузлия, большой запас органических веществ, нет хлорофилла, т.е. своим строением они повторяют строение надземных побегов.
Видоизмененные побеги являются своеобразным кладовым, где накапливаются питательные вещества, содержащие крахмал, сахара, минеральные вещества, фитонциды (вещества, убивающие микробы). Они широко используются в пищу человеком и используются на корм животным. Кроме того они имеют и большое биологическое значение — все являются органами естественного вегетативного размножения, происходящего в природе без вмешательства человека.
Для чего служат видоизменения цветной капусты
Превращение листьев в усики широко распространено в семействе бобовых: у видов гороха, вики, чины и других в усики превращены центральные жилки только верхних листочков (простые усики) или несколько листочков (ветвистые усики). И выполняют они одинаковую функцию. Клетки усиков чувствительны к прикосновениям. В том месте, где усик, соприкасается с какой – либо преградой, его клетки начинают удлиняться. Причем удлиняются не все клетки, а лишь те, которые расположены со стороны опоры. Это приводит к тому, что усик плотно закручивается вокруг стебля другого растения.
Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.
1) на свету в клубне образуются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез;
2) на клубне располагаются почки (глазки);
3) имеются узлы и междоузлия, как у побега.
Укажите пример ароморфоза.
1) видоизменённые листья верблюжьей колючки
2) обтекаемая форма тела рыб
3) млечные железы млекопитающих
4) приспособления растений к опылению ветром
Пример ароморфоза — млечные железы млекопитающих.
Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности.
1, 2, 4 — пример идиоадаптации
Главный признак, по которому растения относят к определённому семейству покрытосеменных, — это
1) жизненная форма организма
2) строение цветка и плода
3) тип корневой системы
4) видоизменение побега
Главный признак, по которому растения относят к определённому семейству покрытосеменных, — это строение цветка (формула цветка) и плода
Какие изменения в процессе эволюции значительно повысили уровень организации растений? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) появление проводящих тканей
2) видоизменения листьев
3) возникновение мочковатой корневой системы
4) появление семенного размножения
5) возникновение цветка
6) возникновение очерёдного листорасположения
Ароморфозы растений: появление проводящих тканей, появление семенного размножения, возникновение цветка.
Какой орган растения показан на рисунке?
1) спороносный колос
2) собрание видоизменённых побегов
4) собрание плодов (соплодие)
На рисунке изображена шишка голосеменного растения (ели).
Какая часть растения изображена на рисунке? Для чего служат такие видоизменения? Благодаря каким приёмам удалось получить растение с такой структурой?
1) изображено соцветие (цветной капусты);
2) цветная капуста откладывает питательные вещества в соцветиях, из-за чего они так разрастаются;
3) растение с такими соцветиями получили методами селекции
Судя по контексту, они имели в виду видоизменения, произошедшие в результате селекции. Тогда данный вопрос следует поставить последним. А ответом на него считать, например, следующее: «цветная капуста откладывает питательные вещества в соцветиях, из-за чего возрастает их питательность, и человек получает возможность использовать их в пищу».
Выберите три правильных ответа из шести. Плодом является:
1) клубень картофеля
5) корнеплод свёклы
Клубень картофеля — видоизмененный побег, кочан капусты — видоизмененная почка, корнеплод свеклы — видоизмененный корень
Плоды: 2) тыквина арбуза; 3) боб гороха; 6) коробочка мака
Плодом арбуза является «тыквина», а не ягода.
Тыквина морфологически (по строению) схожа с ягодой.
А разве у гороха, как и у боба, плод не стручок?
Нет. Стручок — это плод Крестоцветных.
У Бобовых, к которым относится горох — плод БОБ
А – видоизмененный корень, В,Г – плоды. Б – видоизмененный побег.
Дайте развёрнутый ответ на вопрос. Какие признаки характерны для хвойных растений?
1) Многолетние деревья и кустарники.
2) Листья видоизмененные — иголки.
3) Семена образуются в видоизмененных побегах — шишках или шишкоягодах.
4) Растения однодомные: мужские и женские шишки находятся на верхушке побега.
5) Оплодотворение не зависит от воды.
Примером гомологичных органов можно считать
Гомологичные органы имеют одинаковое происхождение и разные функции.
Усы гороха — это видоизмененные листья, выполняют функцию прикрепления, листья рябины фотосинтезируют.
1 и 3 — пример аналогичных органов.
Стробил — орган размножения некоторых высших растений: плауновидных, хвощевидных, голосеменных.
справедливы ответы 2 и 4, возможно вопрос некорректен?
Стробил — орган размножения некоторых высших растений: плауновидных, хвощевидных, голосеменных.
Разве 3 ответ не верный? Ведь шипы розы предназначены для защиты, а шипы для уменьшения площади испарения воды. Они не выполняют одинаковые функции.
Примером аналогичных органов можно считать
Аналогичные органы имеют разное происхождение и одинаковые функции, из этих пар подходят шипы розы ( выросты кожицы) и кактуса (видоизменения листьев), но функция одна — спасение от травоядности, конечно, это одна из функций.
Стробил — орган размножения некоторых высших растений: плауновидных, хвощевидных, голосеменных.
У кактуса это разве не приспособление к засушливому климату для уменьшения потери влаги?
Экспериментатор провел следующий опыт: 10 клубней картофеля и 10 клубней георгина оставил в освещенном помещении. Через три дня клубни георгина сохранили прежний цвет, а клубни картофеля позеленели. Объясните результаты эксперимента. С превращением каких веществ и органоидов в клетках клубней картофеля связано изменение цвета? Какой параметр в эксперименте задавался самим экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?
1. Клубни георгина — видоизмененные корни (корнеклубни).
2. Корни не имеют фотосинтезирующих тканей (не могут быть зелеными).
3. Клубни картофеля — видоизменённые побеги.
4. Побеги могут содержать фотосинтезирующую ткань (быть зелеными).
5. В клубнях картофеля на свету происходит превращение лейкопластов в хлоропласты.
6. В хлоропластах на свету синтезируется хлорофилл, поэтому клубни зеленеют.
7. Независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — освещенность (наличие/отсутствие света).
8. Зависимая переменная (изменяющаяся в ходе эксперимента) — цвет клубней (наличие в них хлорофилла).
Важный шаг в эволюции растений — появление семени, так как в отличие от споры оно представляет собой
Семя — особая многоклеточная структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных растений, обычно развивающаяся после оплодотворения из семязачатка (видоизменённый женский спорангий) и содержащая зародыш и запас питательных веществ — эндосперм.
По какому признаку можно отличить плод яблоко от луковицы
Яблоко – плод, внутри находятся семена, а луковица – видоизмененный побег.
Корнеплоды моркови выполняют функцию:
Корнеплод – это видоизмененный корень, в котором откладываются питательные вещества.
Какую из перечисленных функций корни не выполняют
В клетках корня хлорофилла нет, поэтому образование органических веществ в них не идет.
Функции корней следующие:
1. Всасывают из почвы воду и растворенные в ней минеральные соли, транспортирует их вверх по стеблю, листьям и репродуктивным органам. Функцию всасывания выполняют корневые волоски (или микоризы), расположенные в зоне всасывания.
2. Благодаря большой прочности закрепляют растение в почве.
3. При взаимодействии воды, ионов минеральных солей и продуктов фотосинтеза синтезируют продукты первичного и вторичного метаболизма.
4. Под действием корневого давления и транспирации ионы водных растворов минеральных веществ и органические вещества по сосудам ксилемы корня передвигаются по восходящему току в стебель и листья.
5. В корнях откладываются в запас питательные вещества (крахмал, инулин и др. ).
6. В корнях осуществляется биосинтез вторичных метаболитов (алкалоиды, гормоны и другие БАВ).
7. Синтезированные в меристематических зонах корней ростовые вещества (гиббереллины и др. ) необходимы для роста и развития надземных частей растения.
8. За счет корней осуществляется симбиоз с почвенными микроорганизмами — бактериями и грибами.
9. С помощью корней происходит вегетативное размножение многих растений.
10. Некоторые корни выполняют функцию дыхательного органа (монстера, филодендрон и др. ).
11. Корни ряда растений выполняют функцию «ходульных» корней (фикус баньян, панданус и др. ).