Для чего служит государство

Что такое государство. Признаки, функции и формы государства

Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство

При этом ни в науке, ни в международном праве нет общепризнанного определения государства. Синоним «страна» близок по значению, но понимается более широко.

Теории происхождения государства

Теологическая теория гласит, что государство дано от Бога. Об этом писали, в частности, богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Патриархальная теория предполагает, что государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории – древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория считает государство продуктом общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с необходимостью обслуживания сети оросительных каналов и строительства плотин на Древнем Востоке. Ирригационную теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство

Золотая погребальная маска египетского фараона Тутанхамона. Фото: Reuters

Признаки государства

Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:

Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство

Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Фото: Reuters

Функции государства

Внутренние функции государства

Внешние функции государства

1. Обеспечение национальной безопасности.

2. Защита государственных интересов в международных отношениях.

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.

4. Защита граждан, находящихся за рубежом.

5. Участие в решении глобальных проблем.

Формы государства

В силу исторических, культурных, экономических и прочих причин государства могут быть организованы по-разному.

Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд во время визита в Москву. Фото: Reuters

    Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство

    Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований. По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

    Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство

    Флаг американской Конфедерации времен Гражданской войны. Фото: Reuters

    Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

    Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство

    Демократические выборы. Грузинский патриарх Илия II голосует на президентских выборах 2018 года. Фото: Reuters

    Источник

    Что такое государство и для чего оно нужно?

    Государство – сложная структура, создаваемая для защиты интересов определенной группы граждан, а также для сохранения полноценных взаимоотношений между ними и поддержания правового порядка.
    Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство
    В историческом плане это понятие определяется как некая социальная организация, имеющая власть над людьми и преследующая цель обеспечить общее благо для всех, кто проживает на ее территории.

    Термин «государство» произошел от древнерусского слова «государь», которым в прошлом называли правителей на Руси. Этимологически оно связано с более ранним понятием «господарь» (производное – «господарьство»), чье происхождение достоверно не установлено.

    В Средние века под государством понимали владения, принадлежавшие князьям-государям, а в современную эпоху термин стал использоваться для обозначения территорий, объединенных определенными признаками – конституцией, законодательством, территорией, населением, денежной системой и т. д.

    Государство, в котором люди живут согласно нормам и принципам права, называется правовым. В такой организации общества закон имеет высшую юридическую силу, и никто из граждан, включая аппарат власти, не может действовать за пределами его рамок.
    Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство
    Все люди равны перед законом, независимо от их благосостояния, происхождения или общественного положения. В целях обеспечения верховенства права суды в правовом государстве отделены от других органов власти, а судебные решения принимаются в соответствии с разумным толкованием законов и нормативных актов.

    Согласно наличию или отсутствию независимости в отдельных частях государства различают простую форму устройства (унитарную) и сложную (федерации либо конфедерации). Унитарная – это единое государство, где отдельные регионы не имеют самостоятельности и подчиняются одному центру. Такая организация общества отличается одноуровневой законодательной системой (конституцией), единым гражданством и иерархической системой управления.

    Федерация – это союз нескольких регионов, которые имеют ограниченный суверенитет и получают право на создание своих органов исполнительной и законодательной власти. В таких организациях общества предусмотрена двухуровневая система управления, а полномочия поделены между всей федерацией и ее составляющими частями.
    Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство
    Конфедерация – это объединение независимых государств, которое создается для достижения каких-либо целей (социальных, политических, экономических). Каждый субъект имеет свои органы власти, армию, конституцию и может выйти из конфедерации по достижении поставленных целей.

    В настоящее время на международном уровне государствами признаются организации общества, которые являются членами ООН. Таких в мире 194. Все они входят в Организацию Объединенных Наций, за исключением Ватикана, который хоть и считается суверенной территорией, но не является государством в полном понимании этого слова.

    Кроме признанных, на нашей планете есть территории, которые получили право на самоопределение, но не смогли им воспользоваться (например, оккупированные Палестина и Сахарская Республика). Не считаются полноценными государствами и непризнанные страны – Приднестровье, Северный Кипр, Южная Осетия, Тайвань и ряд других.

    Хотя для многих страна и государство – это синонимы, на самом деле между этими терминами существуют различия. Под государством понимают, в первую очередь, политическую систему власти на отдельной территории, в то время как понятие «страна» больше используется в географическом или культурном контексте.
    Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство
    Государство – это особая организация общества, объединенного социальными факторами, имеющего единую систему управления, тогда как страной можно назвать не только территорию, но и население, живущее на ней. Кроме этого, государство – более официальный термин, применяемый в правовых и политических аспектах.

    Источник

    Правоведение для чайников – 13. Что такое государство?

    Таким образом, государство, хоть и существует лишь в нашем сознании, становится таким же субъектом права, как и физические и юридические лица. Кроме того, государство не только действует в системе права вместе с физлицами и юрлицами, но и само создаёт эту систему права, выпуская законы и подзаконные акты.

    С территорией всё понятно. Государство имеет строго установленные государственные границы, внутри которых оно существует.

    С населением тоже всё просто. Государство должно кем-то управлять. Как минимум, на его территории должны проживать хотя бы одни только чиновники, которые будут управлять друг другом. Но обычно есть ещё какое-то население, занятое не управлением, а другими делами, например, производством товаров и услуг.

    В России в последнее время часто смешивают понятия «суверенитет» и «независимость». На самом деле, термин «суверенитет» ближе по смыслу к понятию «власть».

    3) Единство и полнота государственной власти. Чиновник, судья или депутат не имеют своего собственного кусочка власти, а представляют всю власть государства. Каждое своё действие они совершают от имени государства, и именно государство в результате их действий приобретает права и несёт обязанности.

    Вскоре, однако, революции начали сметать одну монархию за другой. На их месте появились республики, и тогда получилось, что абсолютной и неделимой власти ни у кого нет. В итоге идея суверенитета трансформировалась: было решено, что эта власть есть только у народа, который сам вправе решать, как ему жить, какие законы ввести в действие, кого избрать в руководители. И если люди избирают руководителей, то эти руководители, в отличие от королей, сами по себе никакого суверенитета не имеют, поскольку их власть не постоянна и не абсолютна. Так что власть или суверенитет всё равно как бы остаются у народа. Так возникла идея народного суверенитета. Иными словами, полная власть над народом есть только у самого этого народа («народный суверенитет») и он для её осуществления создаёт государственные органы, избирает в них своих представителей, а они эту власть осуществляют («государственный суверенитет»). Такая вот сложная комбинация: народ имеет власть сам над собой, но передаёт её государству.

    Цитата на эту тему из российской Конституции: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ).

    Даже Россия, при всей закрытости нашего государства, подписала тысячи международных договоров и вступила в сотни международных организаций. Все они де-факто ограничивают её суверенитет. Если наше руководство подписало соответствующий договор, то Россия не может нарушать общепризнанные права человека, не может не пускать граждан определённого государства без визы, не вправе нарушать чьи-то авторские права или устанавливать дорожные знаки, не отвечающие международным стандартам. Конечно, все эти обязательства Россия приняла на себя добровольно. Но если человек добровольно отказывается от некоторой части своей власти, можно ли сказать, что он сохранил абсолютную и единую власть? Мне кажется, что не совсем.

    Кроме того, почти в любом государстве власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, а часть властных полномочий отдают на уровень регионов и городов. То есть власть государства распадается на несколько уровней и видов и перестаёт быть похожей на тот суверенитет, который Жан Боден уподоблял власти Бога. Конечно, теоретики могут возразить, что власть, может, и делится на несколько частей, но суверенитет остаётся полным и единым. Но тогда само понятие суверенитета утрачивает всякий смысл, потому что перестаёт обозначать что-то, кроме самого себя.

    Для чего нужно государство?

    Люди по-разному видят цель и смысл существования государства. Первое мнение: государство создано, чтобы одни люди могли подчинить себе других людей; второе: государство создано, чтобы объединить людей, решить их проблемы и возникающие между ними конфликты.

    Эти два подхода кажутся противоположными, но не исключают друг друга и даже сочетаются в большинстве государств. Даже при авторитарном режиме государство не только даёт диктатору и его друзьям безнаказанно грабить народ, но и худо-бедно помогает людям: следит за порядком, решает споры между гражданами, иногда строит школы и больницы. И даже в самом правовом и демократическом государстве есть чиновники и приближенные к ним люди, извлекающие выгоду из своего положения.

    Поэтому можно сказать, что сущность государства и первая, и вторая. Просто чем оно более развитое, правовое и демократическое, тем больше усиливается вторая сущность и уменьшается первая.

    Между тем, большую часть истории человечество обходилось без государства. У древних собирателей и охотников и даже у первых земледельцев и скотоводов не было в нём нужды. Но потом государства появились почти во всех населённых людьми частях планеты. Почему же так произошло?

    Чтобы понять это, нужно сравнить жизнь примитивного общества и современную цивилизацию.

    После этого представим любой современный город, где живут миллионы людей, ездят тысячи автомобилей, работают заводы, магазины, банки, системы связи и передачи энергии, продаются и покупаются миллионы товаров и услуг ежедневно. Здесь жизнь гораздо сложнее и разнообразнее. Одними десятью заповедями не урегулировать дорожное движение, заключение договора аренды или систему оплаты труда. А соседей будет явно недостаточно, чтобы выявить и наказать нарушителя закона. В таком обществе без государства не обойтись: должны быть люди, которые устанавливают для всех единые правила поведения и принуждают к их исполнению. Эти люди и образуют государство.

    У государства нет какой-то одной цели или задачи. Оно управляет обществом сразу по многим направлениям. В юридической науке выделяют несколько основных направлений и называют их «функциями государства«.

    Правовая функция наиболее проста и очевидна. Государство, как я уже сказал, устанавливает свою правовую систему на определённой территории. Депутаты в парламенте разрабатывают и принимают законы, министерства и ведомства издают подзаконные акты, чиновники и полиция следят за выполнением законов и привлекают нарушителей к ответственности, суды разбирают правовые конфликты. Если государство не выполняет правовую функцию, правонарушения остаются безнаказанными, и люди не чувствуют себя защищёнными: договоры не выполняются, растёт уровень преступности, а общество в конечном счёте погружается в хаос.

    Политическая функция государства проявляется в обеспечении народовластия, защите стабильности и гармонии в обществе, сдерживании национальных и классовых противоречий. В государстве должны происходить референдумы и выборы, на которых определяется, чего именно хотят люди. Также люди должны иметь право организовывать митинги и демонстрации, создавать политические партии и общественные организации. Если государство не выполняет политическую функцию, то люди чувствуют, что не могут участвовать в принятии государственных решений, и справедливо полагают, что от их мнения в этой стране ничего не зависит.

    Социальная функция заключается в том, что государство поддерживает необходимый уровень жизни, старается обеспечить своим гражданам жильё, работу, медицинское обслуживание, образование. Государство строит и содержит больницы, приюты, школы и другие места, которые удовлетворяют те или иные нужды людей. Думаю, последствия невыполнения социальных функций очевидны всем: рост числа больных, бездомных, сирот и ухудшение условий жизни у значительной части общества. Если государство хорошо выполняет социальные функции, его называют «социальным государством».

    Перечисленные функции государство может осуществлять в двух формах: правовой и организационной.

    Ещё древние греки и римляне понимали, что опасно давать власть в руки одному человеку или группе людей, а лучше разные обязанности распределить между разными людьми. В Древних Афинах Народное собрание принимало законы и наиболее важные государственные решения, Совет пятисот и коллегии стратегов и архонтов непосредственно управляли городом, а правовые споры решал ареопаг. Нечто похожее было и в республиканском Риме: там власть была разделена между консулами, сенатом и комициями (народными собраниями).

    В Новое время, когда на месте монархий стали возникать республики, вновь появилась идея о том, что власть нужно распределить между несколькими группами людей.

    Однако в такой ситуации может возникнуть ряд проблем.

    Во-первых, президент может захватить власть навсегда. Для человека с неограниченными полномочиями сделать это несложно. Если ты принимаешь законы, то можешь прописать, что кандидат в президенты должен собрать миллион подписей граждан или иное почти невыполнимое требование. Если тебя слушаются судьи, можно возбудить уголовные дела против оппозиционных политиков. Если тебе подчиняются чиновники и полицейские, можно изгонять с избирательных участков наблюдателей, фиксирующих нарушения. То есть у такого президента есть много способов, чтобы остаться у власти навечно.

    Чтобы избежать таких печальных последствий, французский мыслитель XVIII в. Шарль Монтескьё разработал идею разделения властей. Он выделил законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, причём первую полагал главной. «Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» («О духе законов» Ш. Монтескьё).

    Законодательная власть во всех развитых странах считается главной. В парламенте обычно много депутатов, представляющих самые разные слои общества и политические идеологии. Все депутаты равноправны и приходят к совместным решениям путём переговоров и компромиссов. В силу многочисленности и разношёрстности этим людям сложнее захватить власть и установить диктатуру. Поэтому парламент обычно сам имеет широкие полномочия и контролирует другие ветви власти.

    Таким образом, разные ветви власти в той или иной мере ограничивают, сдерживают и контролируют друг друга. Благодаря этому всё должны чётко выполнять свои обязанности, никто не может надавить на других или захватить власть.

    Выше я уже приводил афоризм Джеймса Мэдисона «Если бы люди были ангелами, правительство было бы ненужно». Эта фраза отражает смысл и цель создания государства. Но у этого афоризма есть и продолжение, которое очень точно отражает необходимость разделения властей: «А если бы людьми управляли ангелы, был бы не нужен какой-либо контроль над правительством».

    Государство управляет обществом сразу по нескольким направлениям. Учёные выделили несколько таких направлений и назвали их «функциями государства». Функции государства делят на внутренние и внешние. Главные внутренние функции: экономическая, политическая, правовая и социальная. Главные внешние функции: взаимовыгодное сотрудничество с другими странами; участие в решении глобальных проблем; обеспечение национальной безопасности; защита граждан, находящихся за пределами государства.

    Источник

    Социал-демократы и государство

    В результате всего этого читатель мог слышать многочисленные шутки на тему того, «как будут работать суды при анархо-капитализме». Эти шутки актуальны и по отношению к другому безгосударственному строю – коммунизму. Эта статья покажет, почему марксизм, анархизм и либертарианство предлагают вместо развития повернуть вспять объективные процессы, лишив общество хоть и несущего в себе опасность, но всё же полезного и эффективного инструмента.

    Что такое государство

    Функции государства

    Самая первая и основная функция государства, которая вытекает даже из его определений – это обеспечение и поддержание принципа верховенства права. Если государство плохо справляется с этой задачей, можно констатировать, что оно некомпетентно и несостоятельно. В обеспечение и поддержание принципа верховенства права входят разработка и совершенствование законов, а также обеспечение работы судебной и правоохранительной систем таким образом, чтобы они соответствовали принципу равноправия, понятиям о справедливости (эти вопросы мы разбирали ранее) и эффективно защищали граждан государства от проявлений несправедливости.

    Четвёртая функция – это определение и проведение стратегии экономического развития страны. Путём перераспределения капиталов, государственных инвестиций, кредитной политики государство направляет экономику в правильное или неправильное русло, осуществляя разработанную стратегию экономического развития. Эта стратегия может привести к процветанию страны, а может и к застою или отставанию.

    Пятая функция – социальное обеспечение. Государство может обеспечивать своим гражданам пенсии по возрасту и инвалидности, бесплатное образование и медицинскую помощь, осуществлять финансовую помощь пострадавшим при катаклизмах и так далее. Мы писали подробнее об этом в статье про социал-демократическую экономику.

    Шестая функция – охрана от внешней угрозы. Государство должно вести внешнюю политику и создавать армию таким образом, чтобы в случае военной агрессии со стороны соседних государств граждане понесли минимальные потери. Правда, некоторые государства считают себя вправе осуществлять военную агрессию с целью приобрести от этого выгоду.

    Седьмая функция – защита экологии и проведение такой политики, которая бы способствовала сохранению природы и соответствию страны высоким экологическим нормам.

    Разумеется, основная из функций государства – обеспечивать баланс между семью основными вышеуказанными функциями. На это и идут средства со сбора налогов или других источников государственного дохода.

    Причём, как отмечает известный экономист, профессор Кембриджского университета Ха-Джун Чанг, на этом функции государства не заканчиваются. Их может быть довольно много:

    Практика отмирания и отсутствия государства

    Пока что мировая практика показывала, что там, где шли процессы по ослаблению государства, близкие к его отмиранию, они приводили к катастрофе для общественной жизни. Известные экономисты Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон писали, что сильное и централизованное государство является одним из институтов, которое обеспечивает базу для развития других институтов, хотя оно может использоваться в двух направлениях – либо для построения экстрактивных институтов, что приводит к обогащению элит и нищете остального населения, либо для построения инклюзивных институтов, что приводит к экономическому процветанию (подробнее об институтах мы писали здесь). Те человеческие сообщества, которые обходились вообще без централизованного государства, не добивались должного развития институтов как таковых, и поэтому были вытеснены обществами с сильным и централизованным государством. Отсутствие такого верховного арбитра обычно приводит к столкновениям между группировками и кланами, порой вооружёнными.

    Важную роль играет и в достаточной степени централизованное и сильное государство. Особенно отчётливо это видно при сравнении с такой восточноафриканской страной, как Сомали. Как мы увидим далее, политическая власть в Сомали была долгое время распылена между различными группировками. В ситуации, когда нет ни одного игрока, достаточно сильного, чтобы контролировать остальных и решать, что они могут делать, а что не могут, общество разделяется между непримиримыми кланами, и ни один из них не может стать доминирующей силой. Власть каждого клана ограничена только силой другого. Такое распределение власти в обществе ведёт не к появлению инклюзивных экономических институтов, а к хаосу, неизбежному в отсутствие минимальной политической и, следовательно, государственной централизации. Государство не может обеспечить минимальный уровень порядка, необходимый для развития экономики и торговли, или даже элементарную безопасность граждан.

    Эта история характерна для заката цивилизации майя: политические институты, в своё время обеспечившие условия для развития торговли и сельского хозяйства, для роста населения, вдруг прекратили своё существование, причём внезапно… И как только рухнули политические институты, процесс централизации государства обратился вспять, разразился экономический кризис и население начало быстро сокращаться.

    Имеющиеся у нас археологические данные не дают определённого ответа на вопрос о том, почему кухуль-ахавы были свергнуты, почему окружающая их элита потеряла власть, а политические институты, лежавшие в основе классического периода цивилизации майя, рухнули. Мы знаем, что это было как-то связано с возросшим уровнем насилия внутри самих городов. Правдоподобной кажется версия о том, что в городах появилась оппозиция (возможно, в виде какой-то группировки внутри самой элиты) и начались междоусобные распри.

    В 1992 году у России был единственный путь спасения экономики от краха: довериться энергии экономической свободы. Однако из-за слабости власти, недостатка умения и ошибок побочные явления не замедлили сказаться. Рыночные отношения захватили сферы, для них противопоказанные. Когда «свободная купля – продажа» распространяется на принятие законов, действия чиновников, решения судов, это не только безнравственно, но смертельно опасно для общества и государства.

    Эффективное рыночное хозяйство — это не только свобода частной инициативы, но и строгий правовой порядок, единые, стабильные и неукоснительно соблюдаемые всеми правила экономической деятельности. Задача государства — установить эти правила и обеспечить их выполнение.

    Почему отмирание государства нерационально

    В случае отмирания государства также не совсем понятно, кто возьмёт на себя исполнение обозначенных нами функций государства и почему он их будет выполнять. Анархо-капиталисты считают, что собственность даже над инфраструктурой должна стать частной (так, Дэвид Фридман в «Механике свободы» пишет, что «существуют практические трудности с передачей существующей системы государственных улиц и автомагистралей в частные руки» 21 ). Это создаст особое положение для тех, в чьи руки попадёт необходимая для нормальной жизни инфраструктура, не имеющая адекватной альтернативы или альтернативы вообще – например, мосты или водоснабжение. Их владельцы получат возможность устанавливать цену выше адекватной стоимости, что может привести к конфликтам вплоть до вооружённых столкновений (тот же Фридман признаёт, что даже между правоохранными агентствами неизбежны будут конфликты 22 ). Также непонятно, какая сила будет защищать от картельных сговоров, кто будет гарантировать, что частные армии не будут осуществлять рэкет и так далее.

    Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство

    Если не будет государства, кто заставит соблюдать законы (в том числе платить налоги) крупный капитал, преступные группировки и вооружённые группы людей?

    У левых же вообще нет чёткого представления о том, каким будет безгосударственное устройство. Обычно альтернативой видится система прямой демократии, однако мы разбирали, почему представительная демократия является гораздо более эффективной и эгалитарной. Некоторые предполагают заменить государство системой советов, а естественные монополии передать рабочим коллективам. Однако в этом случае непонятно, кто будет регулировать рост неравенства между городами и рабочими коллективами, и кто, опять же, будет верховным арбитром в конфликтах. Ха-Джун Чанг отмечает, что без общего консенсуса, который обеспечивает государство, мало кто будет мотивирован по своей воле инициировать выполнение тех функций, которые сегодня выполняет государство:

    В общественные блага включаются дороги, мосты, маяки, системы защиты от наводнений и другие объекты инфраструктуры. Если вы можете ездить по дороге, не заплатив за её строительство, почему вы как владелец автомобиля должны добровольно отдавать деньги на прокладку ещё одной дороги? Маяк не блокирует выборочно свой свет для вашего корабля, потому что вы не внесли вклад в его строительство и содержание, выходит, любой владелец судна может позволить другим платить за него и продолжать пользоваться маяком.

    Если в анархических теориях ослабление государства ведёт к отсутствию подавления и угнетения, то в реальной практике оно ведёт к ухудшению выполнения названных нами семи общественных функций государства, которые осуществляются последним, и к угрозе перед организованной преступностью. Заблуждения сторонников упразднения государства связаны с тем, что они ошибочно понимают суть государства как инструмента подавления элитами всей остальной части граждан. При становлении экстрактивных институтов оно действительно служит инструментом подавления и угнетения, однако при становлении инклюзивных институтов выполняет важные и полезные общественные функции. Поэтому если в обществе существует экстрактивное государство, это не значит, что от государства следует отказаться – это значит, что государство следует менять.

    Государство также является инструментом, способным сдерживать рост неравенства, перераспределяя капиталы за счёт налогообложения и выравнивания бюджетных потенциалов регионов. В случае отсутствия государства не совсем понятно, кто будет устанавливать единые для всех правила и контролировать их исполнение, кто будет регулировать рост неравенства между гражданами и регионами.

    Государство и его проблемы

    Вторая проблема государства заключается в том, что при наличии государственного сектора экономики порой бывает трудно заставить его работать эффективно. Однако государственный сектор и национализация – это тема, которую следует рассматривать отдельным материалом.

    Как решаются проблемы, которые может создавать государство? Необходимая база для того, чтобы сделать возможным решение проблем – это создание институтов демократии, которые мы описывали в этой статье. Сами по себе они ещё не являются гарантией выбора правильного вектора, так как в выборах могут побеждать разные силы, в том числе неэффективные либо такая политическая сила, которая демонтирует демократические институты. Однако без демократии решение проблем государства невозможно.

    Мы можем резюмировать, что сегодня требования отмирания или упразднения государства являются нерациональными и нереалистичными, и крайне трудно представить жизнеспособный сценарий реализации этих требований в будущем, поэтому прогрессивные социал-демократы вряд ли могут поддерживать эти требования, и не могут включать их в свои идеологические и программные документы. Государство необходимо не упразднять, его следует контролировать инструментами демократии и как можно более широким участием масс в его деятельности.

    Источники

    Для чего служит государство. Смотреть фото Для чего служит государство. Смотреть картинку Для чего служит государство. Картинка про Для чего служит государство. Фото Для чего служит государство

    Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.

    У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

    Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.

    Цены на что? Вы уточняйте. На электронику или автомобили несущественно разнятся, на продукты может быть раза в два выше, а зарплаты раз в 8 выше.

    Какие-то утверждения базарного уровня — нет подтверждений, источников, сравнительного анализа. Если для вас обмен путинской номенклатуры на европейскую демократию — это обмен шила на мыло, то у вас весьма странное восприятие реальности.

    «Считать, что все экономические проблемы порождены государством, – системная ошибка. Безусловно, у государства есть собственные провалы (также и во время корректировки рынка). Ими, в частности, можно частично объяснить и появление самого Вашингтонского консенсуса. Но это не означает, что от потенциала государства стоит отказаться. Поэтому общая задача заключается в одновременном улучшении как функционирования рынка с государством, так и их координационных связей»

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *