Для чего служит каждая часть слова 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему «Состав слова» (3 класс)
МБОУ «Школа №38» г. Рязани
Конспект урока по русскому языку для 3 класса,
составила учитель начальных классов Королёва Татьяна Петровна
Тип урока: урок обобщения полученных знаний
Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания по теме «Состав слова»
-учить делать выводы по теме;
— развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно добывать знания;
— воспитывать коммуникативные качества (работа в группе), самоконтроль.
Ресурсы урока: орфографический словарь, листы формата А4 с изображением дерева, презентация, карточки для самооценки.
— учащиеся должны знать все части слова и их значение;
— уметь делать морфемный разбор слов;
— подбирать однокоренные слова;
— отличать форму слова от однокоренного слова.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя орфографический словарь.
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать друг друга.
Личностные УУД: в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит групповая работа.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Всех очень рада видеть, присаживайтесь! Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку (дети проверяют готовность к уроку)
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
— О каком времени года это стихотворение?
— С какого звука начинается слово ОСЕНЬ?
— Пропишите данные на доске образцы у себя в тетрадях.
— Как понимаете смысл этого выражения? (ответы детей)
— Запишите, правильно и красиво, её в свои тетради.
— Какое словарное слово встретилось в пословице? (урожай)
3. Словарная работа
— Сейчас вы соберёте урожай из словарных слов, вставляя пропущенные орфограммы.
4. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите схемы на экране.
— Что они означают? (части слова, схемы разбора слов)
— Какие части слова вы знаете? (корень, суффикс, приставка, окончание, основа)
— Для чего служит каждая часть слова? (окончание для связи слов в предложении и словосочетании, суффикс и приставка для образования новых слов)
— Какая часть слова самая важная и почему? (корень, так как слова без корня не может быть)
— Как определить корень в слове?(подобрать однокоренные слова)
— Ребята, сейчас всё внимание на экран.
— Прочитайте хором слова, которые видите: рыба, рыбка, рыбак, рыбы, рыбный, рыбачить, рыбалка.
— Как вы назовёте такие слова? (однокоренные слова)
— Перечислите однокоренные слова (рыба, рыбка, рыбак, рыбный, рыбачить, рыбалка)
— А есть ли здесь лишнее слово? (да, рыбы)
— Почему оно лишнее? (это форма слова рыба)
— Вспомните вопросы, на которые отвечали и задания, которые выполняли.
— Как вы думаете, о какой теме пойдёт речь на нашем уроке?(состав слова).
— Эта тема вам известна? (да)
— Вы сейчас ответили на все заданные вопросы, ответили правильно, значит, вы всё уже знаете.
— Как вы думаете, что мы тогда будем делать сегодня на уроке? (повторять, что знаем и обобщать полученные знания).
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
— Рассмотрите иллюстрацию на нашем экране. Что изображено? (дерево, лес). Что необычного? (везде написаны слова). Прочитайте эти слова. Какие они? (однокоренные). От какого слова они образованы? (лес). Слева указаны схемы. Назовите слова, которые подходят к каждой из этих схем (дети смотрят на схему и называют слова, соответствующие ей).
7. Работа в группах
— Ребята, а сейчас поработаем в группах (дети соединяются в группы по 4 чел.).
— Давайте вспомним правила работы в группе (ответы детей). Каждой группе надо будет создать свой проект. Для этого я каждой группе раздам по листу с изображением дерева. С другой стороны листа написана загадка. Вы должны ее отгадать. Отгадка будет служить тем словом, от которого вы будите образовывать однокоренные слова и записывать их на лист, располагая по всей кроне. Справа и слева от ствола запишите схемы разбора для придуманных слов. Далее вам необходимо красиво раскрасить дерево и пространство вокруг него. И последнее, вам нужно будет выбрать того человека, который будет защищать ваш проект. На всю работу вам дается 10 минут (далее дети начинают работать в группах, учитель подходит и проверят, правильно ли они отгадали загадки, помогает, если возникают затруднения, с которыми дети не в силах справится самостоятельно).
Один человек из каждой группы зачитывает загадку, называет отгадку, далее называет однокоренные слова, которые они подобрали. Другие группы слушают, дополняют однокоренными словами, исправляют ошибки, оценивают работы друг друга.
— Давайте вспомним какую цель ставили в начале урока? (повторить всё, что знаем по теме «Состав слова» и обобщить полученные знания).
— Поднимите руки те дети, которые считают, что справились с поставленной задачей.
— Какие части слова вы знаете? Дайте определение.
— Назовите алгоритм разбора слова по составу?
— Как определить корень слова, окончание?
— Можем ли мы сделать вывод, что хорошо освоили эту тему?
— Готовы ли вы изучать новый материал, опираясь на уже имеющиеся знания?
10. Домашнее задание
Придумать слово (сущ.), записать на одной строке для него однокоренные слова, а на другой – его формы, сделать морфемный разбор 2- х однокоренных слов.
Вы все поработали очень хорошо!
А сейчас выразите своё отношение к уроку, оцените свой вклад в совместную
учебную деятельность и, выбрав одно предложение, постарайтесь закончить
* У меня получилось…. (карточка у каждого на парте)
Методический материал «Морфемы», памятка (3 класс)
Запомни написание приставок:
до-, по-, про- о-, об-, от-, под-, на-
над-, за-, пред-, пере-, при-, вы-, в-, у-, с-.
Помни, что в корне может происходить замена и чередование звуков.
*в некоторых словах окончание может быть нулевым (ужин);
*некоторые иноязычные сущ. не изменяются, не имеют окончания (кино, пальто, кофе…)
Ходить- пере ходить, у ходить.
В основе слова заключено его лексическое значение.
Запомни написание приставок:
до-, по-, про- о-, об-, от-, под-, на-
над-, за-, пред-, пере-, при-, вы-, в-, у-, с-.
Помни, что в корне может происходить замена и чередование звуков.
*в некоторых словах окончание может быть нулевым (ужин);
*некоторые иноязычные сущ. не изменяются, не имеют окончания (кино, пальто, кофе…)
Ходить- пере ходить, у ходить.
В основе слова заключено его лексическое значение.
Порядок разбора слова по составу:
1.Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Выдели окончание.
2. Чтобы найти основу слова , нужно отделить окончание. Выдели основу.
Порядок разбора слова по составу:
1.Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Выдели окончание.
2. Чтобы найти основу слова , нужно отделить окончание. Выдели основу.
Порядок разбора слова по составу:
1.Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Выдели окончание.
2. Чтобы найти основу слова , нужно отделить окончание. Выдели основу.
Порядок разбора слова по составу:
1.Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Выдели окончание.
2. Чтобы найти основу слова , нужно отделить окончание. Выдели основу.
Урок по русскому языку для 3 класса по теме «Состав слова»
«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»
Урок – исследование по теме: « Состав слова. Словообразование. «
Цель урока: Вспомнить с учащимися основные понятия раздела «Словообразование»; выявить связь значения корня, приставки суффикса с лексическим значением слова; Обобщить сведения о морфемах; повторить морфемный разбор слова; развивать и обогащать речь учащихся;
Сегодня вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите очень важные закономерности русского языка.
Определим тему исследования:
2.Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов» (Суффикс).
3.Часть слова без окончания» ( Основа)
-Какое слово выделено красным шрифтом?
«Состав слова» – тема нашего исследования. Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой? (Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.) Что такое морфема? (Это минимальная значимая часть слова, от греч. «форма»)
Девиз нашего урока: « Если знаешь части слова, то напишешь их толково»
— Какие пословицы о учении вы знаете?
Добро того учить, кто слушает.
3.Исследование №1. Корень слова.
Образ корня. «Душа слова»
Дождик льет – кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода, ( грузовая конная повозка)
Дым над крышами завода. (Завод часов, завод- предприятие)
От бегущих быстрых вод
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
1 группа учеников подбирает родственные слова к слову вода. ( водица, водоем, водолаз, водный, водоросль, водохранилище, земноводный, половодье)
2 группа – к слову водитель ( водить, газопровод, уводить, проводка, водитель, обводить, отводить)
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)
Вывод из исследования №1.
1.Корень- это общая часть родственных слов.
2.Не все слова, имеющие одинаковый корень- родственные.
3.Необходимо определять лексическое значение слова для определения родственных слов.
Много воды утекло (прошло много времени)
Набрать в рот воды (упорно молчать)
Выйти сухим из воды (остаться безнаказанным)
Водить за нос ( обманывать)
— Какой фразеологизм с точки зрения лексического значения корня можно считать лишним?
Дать определение приставки.
Составить группу родственных слов, используя данные приставки.
-Какую орфограмму необходимо вспомнить при составлении слов?
— В каких случаях после приставок пишется Ъ?
Словосочетание : отъехать от гаража.(-)
— Как отличить предлог от приставки?
Выводы из исследования №2:
Приставки помогают нам образовать родственные слова, придавая им особое лексическое значение.
Необходимо помнить о разделительном Ъ при написании приставок.
Нужно уметь различать предлог и приставку.
С со- согнуться, разогнуться
С вы- вытягиваем руки
С о- опустим их опять
По- походить немножко можем
Со- руки за спиной соединим
Составить слова с данными суффиксами.
1 группа (уменьш- ласк.)
2 группа( род деятельности)
Тель- мечтатель, писатель, водитель.
Ист- машинист, тракторист, велосипедист.
Еньк- маленький, беленький, солененький.
Щик-каменщик, барабанщик, шарманщик.
-Какое значение имеют данные слова?
Выводы из исследования № 3.
Суффиксы могут рассказать о слове.
При помощи суффиксов образуются родственные слова.
Исследование №4.Выделить окончания в словах.
Чем различаются формы слова и однокоренные слова?
Вывод из исследования №4.
Чтобы определить окончания, необходимо изменять существительные по падежам, а глаголы по лицам.
Составить алгоритм разбора слова по составу.
Изменяю слово – выделяю окончание.
Часть слова без окончания- основа
Подбираю родственные слова- выделяю корень
Задание : разобрать слова по составу.(у доски)
1 группа: заморозки, угостили
2 группа: лесорубы, выучить.
На что указывают суффиксы –ть и л? ( Это формообразующие суффиксы, в основу не входят)
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Как называется раздел языка, изучающий образование слов?
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Описание материала:
Урок проходит в форме исследования. Ученики наблюдают за частями слова, их значением и правописанием.
На каждом этапе исследования делаются выводы.На уроке повторяют словообразование слов,выявляют связь значения корня, приставки и суффикса с лексическим значением слова. В ходе урока ребята обобщают сведения о морфемах и повторяют морфемный разбор слов.
«Выдержка из материала:
«Задание № 2.
Составить группу родственных слов, используя данные приставки.
— Какую орфограмму необходимо вспомнить при составлении слов?
— В каких случаях после приставок пишется Ъ?Словосочетание : отъехать от гаража.(-)
— Как отличить предлог от приставки?
Выводы из исследования №2:
Части слова 3 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русский язык 3 класс * 900igr.net
Слова состоят из частей. Скажите, из чего состоят слова? *
Мы знаем окончание, основу, корень и приставку. Какие части слова вы уже знаете? *
Что такое приставка? Часть слова, которая стоит перед корнем. *
Какая часть слова обозначается значком? Окончание. *
Что такое окончание? Это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. *
Что такое основа слова? Часть слова без окончания. *
Основа слова может состоять из корня. А может состоять из приставки и корня. Из каких частей может состоять основа? *
* Ёж ежиха ёжик Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной.
Тема урока: * Суффикс.
Игра «Побудь волшебником». *
носик шарик слоник дымок сынок грибок дубок нос шар слон дым сын гриб дуб *
дом сад мост куст пес двор домик садик мостик кустик песик дворик *
* Составь слова. Запиши слова в тетрадь.
доволен недоволен не совсем доволен *
Домашнее задание стр.104 упр.39 *
Молодцы! Спасибо за урок! *
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-088597
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку на тему «Части слова.» (3 класс)
Части слова. Понятие об окончании и основе слова.
— дать понятие об окончании основе, как частях слова;
— развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выражать свои мысли в устной и письменной речи
Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е В Бунеева, О.В. Пронина; карточки-«Кластер» для индивидуальной работы, карточки- «Инсерт» для индивидуальной работы, карточки-«Синквейн» для работы в группе.
Фаза (этап урока) Совместная деятельность учащихся и учителя. «Вызов»
На доске: об, под, очк, во, ова
— Какие вопросы можно поставить к данным буквосочетаниям?
Уч-ся: Что общего у буквосочетаний? Где в словах можно встретить эти буквосочетания? На какие группы можно разбить? И т.п.
2. Словарная работа.
На доске: Соловушка, лимончик, навсегда, подъезд, абрикосовый, перешёл.
— На какие группы можно разделить слова. Обоснуйте свой ответ.
— Запишите слова, выделяйте часть слова, с помощью которой образовалось слово.
3. Заполнение «Кластера». Работа в парах.
— Объясните, как вам нужно выполнить задание.
(Выслушивается 2-3 ответа. Затем один ученик проговаривает алгоритм выполнения задания. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.)
— Расскажите, какие части слова вы записали, что о них вы знаете.
(Выслушивается 3-4 ответа (о корне, приставке, суффиксе и дополнение, если необходимо))
— Удалось ли заполнить все «окошки»? Почему?
-Определите тему урока. (Части слова. Окончание.)
— Чему вы будете учиться на уроке?
Уч-ся: Находить окончание в словах, отличать окончание от других частей слова, правильно писать окончание и т.д.
Повторение написания элемента « овал» в буквах и соединениях.
Слова списываются с комментированием, выделением изученных орфограмм. «Кластер» есть у каждого уч-ся, но допускается заполнение после обсуждения в паре.
Цель использования приёма: систематизация знаний, установление причинно- следственных связей
Возможно, что слово «окончание» будет записано, так как встречалось на предыдущих уроках, но другой информации об окончании у учащихся нет.
«Открытие нового знания»
— По ходу урока мы будем возвращаться к «кластеру», и вы сможете его заполнить.
На доске: Мам_ слушает дочк_
— Допишите окончание в словах так, чтобы получились предложения.
Самостоятельно записывают в тетради.
— Прочитайте, какие предложения у вас получились.
Учитель записывает на доску:
Мама слушает дочку. Маму слушает дочка.
— Объясните смысл каждого предложения. Почему он меняется?
Уч-ся предполагают, что это зависит от окончания, которое они вставили.
— Что узнали об окончании? (Оно изменяется.)
— Какой ещё вопрос можно задать об окончании?
Уч-ся: Для чего служит окончание? Какую роль оно играет? (Один из вопросов записывается на доску)
2. Работа с учебником.
— Продолжим наблюдение. Учебник, страница 121, упр. 175.
Звучать, нежный, мелодия, вальс.
— Прочитайте слова на каждой строк. Можно ли назвать это предложениями? Почему?
— Составьте и запишите предложения из слов каждой группы.
— Расскажите, каким образом вы составили предложения из слов каждой группы.
— Вернёмся к вопросу, который вы задавали об окончании. Как вы можете на него ответить?
(Выслушивается 3-4 человека.)
3. Самостоятельная работа по дальнейшему заполнению «кластера».
— Попробуйте записать полученные знания в «кластере». (1-2 минуты)
( Выслушивается 2-3 человека.)
4. Самостоятельная работа с правилом. Приём «Инсерт».
— Есть ли у вас ещё вопросы по теме урока?
Уч-ся: Не заполнили одно «окошко».
— Самостоятельно изучите правило на странице 122. Сначала читайте, делая пометки, потом заполните таблицу.
Один ученик проговаривает алгоритм работы с правилом.
(Несколько работ озвучиваются)
5. Завершение работы с «кластером».
— Что вы ещё можете записать в «кластер»?
Уч-ся: Часть слова – основа, неизменяемая часть слова.
— Самостоятельно закончите заполнение.
6. Наблюдение. Самостоятельная работа с правилом.
— По какой теме сегодня работали? Что можете рассказать об окончании и основе?
— Как вы думаете, всё ли вы узнали по этой теме?
— Учебник, страница122-123, упр. 177
Прочитай. Что записано в каждом столбике: одно и то же слово или разные слова? Объясни свою точку зрения.
— Могут ли окончания образовывать новые слова? Может ли быть несколько окончаний у одного слова? Как найти окончание в слове?
Учащиеся высказывают свои предположения по последнему вопросу.
— Изучите правило на странице 123 и закончите заполнение таблицы «инсерт».
Самостоятельная индивидуальная работа с правилом. 2-3 минуты.
Выслушивается 2-3 ученика.
7. Первичное закрепление.
Учебник, страница 123, упр. 178.
— Прочитай. Как рисует С. Есенин картину весны в первом четверостишии? Что представили, когда прочитали первую строку?
— Спишите: 1 вариант первое четверостишие, 2 вариант – второе. В выделенных словах обозначьте окончание и основу.
(Два ученика выполняют задание на раздвижных частях доски)
— Обоснуйте свои ответы. Докажите, что верно выделили окончание в словах.
Если ученики затрудняются задать вопрос, то можно обратить их внимание на записи, которые они сделали о приставке и суффиксе и их роли в словах.
Цель использования приёма: осознанное самостоятельное чтение, выделение главного, систематизация знаний, развитие устной и письменной речи
Индивидуальная работа рассчитана на 2-3 минуты
1 . Приём «Синквейн». Работа в группах.
— Подведём итог. Запишите «Синквейн» по теме урока.
Учащиеся предлагают первое слово. Его записывают все группы.
Далее самостоятельная работа в группах.
4. Отношение к теме:
Работа на 2-3 минуты. Выслушиваются ответы в группах. Выбирается лучший «Синквейн».
— А теперь ответьте на вопросы:
Как отличить однокоренные слова от форм одного итого же слова? Из чего может состоять основа слова? (затруднение).
— Всё ли мы узнали об окончании и основе?
Об этом мы продолжим разговор на следующем уроке.
Домашнее задание : стр. 138, упр. 1: выделить окончание и основу; приготовить устное выступление: «Что я знаю о частях слова?»
Цель использования приёма: оценка понятийного запаса учащихся, развитие умения ориентироваться в теме
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-692972
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.