Для чего служит национальный язык в многонациональной стране
Для чего служит государственный язык в многонациональной стране?
Многонациональных стран достаточное количество и у всех установлен один государственный язык. Государственный язык необходим и используется для коммуникации населения страны. В идеале в многонациональных странах государственный язык должен знать каждый гражданин но это не всегда так, например в Казахстане достаточно большая часть населения не знают казахского языка и общаются на русском. Государственный язык способствует моральному сплочению населения, удобства народов, коммуникабельности населения.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Как известно, на территориях почти всех стран проживает великое множество народностей. И у каждой из них свой родной язык. Но почему в странах существует особый – государственный язык?
За ответом мне пришлось заглянуть в своды законов разных стран, включая нашу. Изучив их и ещё несколько литературных источников, я понял смысл существования государственного языка.
Для чего служит государственный язык в многонациональной державе
Итак, государственный язык (или же – официальный) — это прежде всего язык, на котором сложена конституция любого государства. Чаще всего официальным языком становится язык самого крупного народа страны.
Прежде всего, государственный язык создан для объединения всех наций, живущих в пределах одного государства. Такой язык – настоящий символ, такой же как и флаг, гимн или герб.
Государственный язык — это основное средство для общения в любой из окружающих нас сфер жизни:
А теперь стоит поговорить о роли и значении государственного языка и на нашей родине.
Государственный язык в России
Этим языком является русский. Он является ведущим средством при ведении межнациональных переговоров народов в России, способствует обоюдному сближению, обогащению, укрепляет связь с обществом и мировой культурой. Русский язык – одна из важнейших основ нашей государственности, он способствует поддержанию вертикали власти. Именно поэтому государственная поддержка этого языка отвечает российским национальным интересам.
Ещё первого июня 2005 года признан закон «О государственном языке Российской Федерации». А 2007 год стал «Годом русского языка» и был ознаменован значительным рядом мероприятий, проходивших не только в самой России, но и за её рубежами.
Нам всем нужно помнить, что восприятие русского языка в иных странах и культурах напрямую зависит от нашего собственного к нему отношения, его состояния и функционирования в современном обществе.
Язык межнационального общения
Язык межнационального общения — язык-посредник, используемый народами многонационального государства для взаимного общения, например, русский язык в качестве средства общения в России.
Отличается от международного языка использованием в пределах одного государства.
Примеры языков межнационального общения
Примечания
См также
Полезное
Смотреть что такое «Язык межнационального общения» в других словарях:
ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. Язык, выступающий средством образования, делопроизводства и общения в многонациональном государстве … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
язык межнационального общения — Язык, обеспечивающий языковые контакты между всеми народами в пределах государства. Например, в РФ – русский язык. Языками межнационального общения могут быть региональные языки: узбекский используют каракалпаки, таджики, татары и некоторые… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Язык межнационального общения — Язык, обеспечивающий языковые контакты между всеми народами в пределах государства. Например, в РФ – русский язык. Языками межнационального общения могут быть региональные языки: узбекский используют каракалпаки, таджики, татары и некоторые… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Язык межнационального общения — Язык, обеспечивающий языковые контакты между всеми народами в пределах государства. Таким языком в Советском Союзе, а затем в России, в силу естественным путем сложившихся исторических причин, стал русский язык. Ям.о. могут быть региональные… … Словарь социолингвистических терминов
язык межнационального общения — Язык, который используется как средство общения представителями разных национальностей в пределах одной страны. см. национальный язык … Словарь лингвистических терминов
язык межнационального общения — язык, который используется как средство общения представителями разных национальностей в пределах одной страны … Толковый переводоведческий словарь
Язык межнационального общения — язык, на котором общаются люди разных наций за пределами своей национальной территории или на территории проживания нескольких наций. Сюда подводятся как мировые языки (англ., франц. и др.), так и региональные, зональные (ср. национально аварское … Языковые контакты: краткий словарь
ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой то определенной местности. Зачастую Я. м. о. является язык государственный или язык: официальный.… … Энциклопедический словарь конституционного права
ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой то определенной местности. Часто Я.м.о. является язык государственный или язык официальный. Однако… … Энциклопедия юриста
Язык-посредник — Язык межнационального общения язык посредник, используемый народами многонационального государства для взаимного общения, например, русский язык в качестве средства общения в России. Отличается от международного языка использованием в пределах… … Википедия
Доклад на тему «Роль русского языка в многонациональной России.»
Роль русского языка в многонациональной России.
Русский язык – это национальный язык, выразитель и хранитель духовной культуры русского народа.
Как средство межнационального общения, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития многонациональной страны – России. Этот язык играет роль посредника между всеми языками народов нашей республики, служит взаимообогащению национальных культур, так как на русский язык переводят произведения художественной литературы всех национальностей.
Сегодня русский язык – это не только средство общения между народами Дагестана, народами России и за ее пределами, он стал для нас важным фактором расцвета наших национальных культур.
Дагестанцы через русский язык непосредственно приобщились к русской художественной, научной и общественно-политической литературе.
Через русский язык наши народы стали изучать произведения, памятники культуры и словесности других народов как нашей страны, так и всего мира.
Наконец, через русский язык российскому и мировому читателю стали известны лучшие творения дагестанских писателей.
Особо следует отметить вклад русских специалистов в обучение и воспитание наших детей. Велика роль общеобразовательной школы в изучении и распространении русского языка среди населения.
С его помощью осуществляется процесс усвоения и развития социокультурного опыта, трудовых навыков, знаний и ценностей, накапливаемых в условиях проживания в полиэтнической среде. Плохое знание русского языка может привести к национальной изоляции и падению интеллектуального уровня наших народов. Но развитие, расширение функций русского языка у нас происходят не за счет ущемления интересов родных языков (не русский вместо родного языка, а вместе с ним), а, наоборот, за счет гармоничного развития родного и русского языков, которое закономерно приводит к национально-русскому двуязычию.
В условиях многоязычия (одних письменных государственных языков в республике четырнадцать) только русский язык способен быть языком межнационального общения.
В Дагестане русский язык служит фактором консолидации, сближения всех дагестанских народов в единый многонациональный народ, получивший свое подтверждение в Конституции Республики Дагестан.
У нас накоплен определенный положительный опыт по созданию учебно-методической базы, а также по подготовке специалистов и преподавателей русского языка в национальной аудитории с учетом особенностей дагестанских языков и развития национально- русского двуязычия.
Дагестанцы с детства получают воспитание и образование с помощью русского языка в духе любви и уважения к русскому языку, народу, культуре. Это уважение и любовь завещаны нам нашими мудрыми предками.
Большинство стран мира многонациональны по составу. Многоязычие продолжает оставаться преобладающей характеристикой современных государств. Одноязычная или монолингвистичная модель развития общества – явление, противоестественное природе человечества и во многом подрывающее гармонию межэтнического согласия. Многие правительства ныне проводят курс на поощрение языкового и культурного многообразия своих граждан, что никоим образом не способствовало уменьшению их общегосударственного патриотизма, а, скорее наоборот, содействовало его укреплению.
Как известно, основной задачей общеобразовательной школы была и остается проблема подготовки всесторонне развитого, культурного и образованного человека.
Несомненно, велика в этом роль русского языка. Изучение русского языка рассматривается нами не только как чисто педагогическая проблема, но и как важное средство познания, овладения учащимися знаниями, умениями и навыками по всем остальным дисциплинам учебного плана. Поэтому определяющим условием обра- зовательного процесса является полноценное владение русским языком.
Основные особенности русского языка как учебного предмета в национальной школе предполагают следующее:
1. Русский язык в силу своей социальной функции языка межнационального общения – особая школьная дисциплина: он является не только учебным предметом, но и средством общения, познания, воспитания, развития и образования разносторонней личности в условиях многонациональной федерации.
2. Процесс обучения русскому языку осуществляется в широком социальном контексте, где взаимодействуют социальные, социолингвистические, психологические и педагогические факторы, в целом определяющие формирование национально-русского двуязычия учащихся национальной школы.
Русский язык преподается в различных условиях национально- русского двуязычия.
3. Формирование национально-русского двуязычия предполагает обязательную координацию в преподавании двух предметов – русского и родного языков, решающих единую задачу.
«Русский язык как средство межнационального общения»
«Русский язык как средство межнационального общения»
Субъекты проекта: учащиеся, учителя, родители, библиотека, социальные партнеры МКОУ «Гимназия №5 им. А.А.Алиева» г. Кизилюрт
Содержательный блок паспорта проекта
Проект направлен на укрепление и расширение возможностей использования русского языка как средства межнационального общения, на повышение качества углубленных знаний по русскому языку, на формирование гражданской компетенции средствами русского языка.
Проект посвящен русскому языку как мощнейшему средству межнационального общения, дружбы, единства между народами Российской Федерации.
В рамках проекта намечен ряд мероприятий, позволяющих вызвать интерес к изучению русского языка и литературы через систему мастер- классов по культуре речи, конкурса по русской каллиграфии, заочного конкурса презентаций «Мой Пушкин», выставки, посвященной русскому языку и А.С. Пушкину, публичных чтений стихотворений о русском языке «Ожившие строки». В ходе проекта будут выявляться проблемы обучения русскому языку как неродному, вноситься предложения по их решению.
Русский язык – это национальный язык, выразитель и хранитель духовной культуры русского народа.
Как средство межнационального общения, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития многонациональной страны – России. Этот язык играет роль посредника между всеми языками народов нашей республики, служит взаимообогащению национальных культур, так как на русский язык переводят произведения художественной литературы всех национальностей.
Сегодня русский язык – это не только средство общения между народами Дагестана, народами России и за ее пределами, он стал для нас важным фактором расцвета наших национальных культур.Дагестанцы через русский язык непосредственно приобщились русской художественной, научной и общественно-политической литературе.
Через русский язык наши народы стали изучать произведения, памятники культуры и словесности других народов как нашей страны, так и всего мира.
Наконец, через русский язык российскому и мировому читателю стали известны лучшие творения дагестанских писателей. В условиях многоязычия (одних письменных государственных языков в республике четырнадцать) только русский язык способен быть языком межнационального общения.
Дагестане русский язык служит фактором консолидации, сближения всех дагестанских народов в единый многонациональный народ, получивший свое подтверждение в Конституции Республики Дагестан.
2. Описание проблемы
Граждане России понимают значимость русского языка как способа консолидации народов нашей страны, однако сегодня в сознании молодежи получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государственному языку. Это вызывает беспокойство за будущее России, а ведь судьба страны в полной мере зависит от развития общества, основу которого составляет поколение молодых людей. По словам Л. Н. Толстого, «нравственность человека видна в его отношении к слову».
Государственный язык в нашей стране – русский. Но это не значит, что другие языки, например, аварский, кумыкский или чеченский, чем-то хуже. Однако с чем неразрывно связан гражданин своего Отечества? С Родиной, с ее историей, культурой, традициями и, конечно, с языком. Цель воспитания М.В. Ломоносов видел в воспитании человека-гражданина, основными качествами которого являются «бескорыстное служение Родине, трудолюбие, высокая нравственность. Воспитать гражданина без любви к своей истории, родному языку и словесности нельзя».
Я провела социологический опрос «Язык – основа гражданственности» в разных социальных группах: школьники, родители и выпускники школы, жители посёлка Новый Сулак. Результаты опроса показали, что все опрошенные знают, какой язык является государственным языком Российской Федерации и уверены, что русский язык выполняет консолидирующую роль в обществе, но 81% допустили орфоэпические ошибки, 29% считают, что нет необходимости знать нормы русского языка. Это обусловлено тем, что формирование отношения к русскому языку как к ценности, богатству нашего народа является проблематичным.
Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении – гарантия сохранения и развития русской культуры, поэтому каждый гражданин Российской Федерации, кем бы он ни работал, какую бы должность ни занимал, несет ответственность за состояние языка своей страны.
Кому принадлежит русский язык?
Русский язык – национальное достояние всех народов Российской Федерации. Наше государство гордится каждым из языков, на которых говорят его граждане, стремится сохранить их.
Согласно переписи населения, сегодня в России проживают представители свыше 160 национальностей, и у каждой из них – свой язык, не похожий на остальные. Русский язык – это государственный язык, очень важно понять, как остро стоит и перед нами, и перед всем гражданским обществом проблема развития, сохранения русского языка, защита и борьба за его чистоту. Это поможет утверждению национального характера, патриотизма и гражданственности нашего народа. Бережное отношение к русскому языку – один из компонентов общенациональной идеи. Русский язык – это не только возможность быть услышанным и понятым в любом, самом дальнем, уголке нашей страны, это ещё и языковая картина мира как динамическая сущность, отражающая языковое вмешательство в действительность. Ценить и бережно относиться к государственному языку – ответственность и компонент гражданственности россиянина.
— сохранение и защита русского языка, его популяризация как средства межнационального общения для решения общих политических, экономических, культурных, социальных задач, укрепление дружественных связей между народами, проживающими на территории п. Новый Сулак;
— формирование отношения к русскому языку как ценности жизни, как средству сохранения культуры гражданина России;
— воспитание ответственности молодого поколения за сохранение целостности, богатства и чистоты государственного языка, а значит, Отечества в целом посредством создания молодежного движения «Наследники русского языка»;
— повышение качества ЗУН, языковой, культурологической, гражданской компетентностей выпускников гимназии.
1. Развить чувство личной ответственности перед будущими поколениями за сохранение русского языка.
2. Сформировать представления о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России, средстве сохранения культуры гражданина России.
3. Привлечь внимание школьников, молодежи и широкой общественности к проблемам культуры языка.
4. Формировать гражданскую компетентность у молодого поколения.
5. Обеспечить жизнедеятельность молодежного движения «Наследники русского языка»
Поиск путей решения проблем обучения русскому языку как неродному, повышение культуры речи.
Раскрытие творческого потенциала человека через приобщение к русской каллиграфии, создания творческих работ
Приобщение представителей разных поколений, национальностей к наследию А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, поэтов, композиторов пушкинской поры через участие в конкурсе «Люби, цени и знай русский язык…»
Методы проведения исследования:
поисковый, контекстуальный анализ;
изучение монографических публикаций и статей ;
Групповые проекты (рефераты и презентации)
Язык, его история, развитие, проблемы.
Проектная деятельность, направленная на повышение интереса к языку, а также организация поисковой и исследовательской деятельности с учениками.
Дидактические цели проекта
-Формирование навыков самостоятельной работы.
-Формирование творческих способностей.
-Развитие познавательной активности.
-Развитие коммуникативных навыков.
— Формирование критического мышления.
Методические задачи проекта
-Научить работать с различными источниками информации, кратко и научно излагать мысли.
-Продемонстрировать связь русского языка с другими науками.
-Научить делать выводы, аргументировать и доказывать их.
— Научить учащихся корректно использовать информацию.
-Формировать навыки самообразования;
-Формировать навыки работы в команде;
— Развивать умение сформулировать задачу и найти пути её решения;
-Формировать навыки самоконтроля.
Целевые группы, на которые направлен проект:
школьники, родители, педагоги, жители посёлка Новый Сулак.
Механизм реализации проекта
На каждом этапе развития личности среди наиболее значимых выделяются задачи воспитания гражданина и патриота, формирование чувства патриотизма через развитие любви и уважения к языку, литературе и ценностям отечественной культуры.
Данный проект состоит из двух этапов. Первый из них будет реализован на базе МКОУ «Гимназия №5 им. А.А.Алиева» г.Кизилюрт. В дальнейшем планируется повторить мероприятия данного этапа в масштабе города.
I этап «Русский язык «как зона экологического бедствия»:
— проведение социологического опроса «Язык-основа гражданственности»;
— литературный конкурс среди учащихся 5-9 классов «Кто родной язык потеряет, тот без Родины останется»;
— «Русский язык – национальное достояние Российского государства, каждого истинного гражданина Отечества!»;
— публикация ряда статей по проблемам культуры русской речи и сохранения целостности языка и общества в газете «Кизилюртовские вести» и «Учитель Дагестана»;
— раздача листовок «Говори правильно!» (орфоэпические карточки);
— создание и функционирование группы «Наследники русского языка» в социальной сети работников образования nsportal.ru и /или инфоурок ;
II этап проекта «Вы все еще не знаете русский язык – тогда мы идем к вам!»:
— привлечение и обучение активистов, распространение идей проекта в процессе данного обучения;
— создание координационной группы «Живой как жизнь» на базе ресурсного центра – МКОУ «Гимназия №5 им. А.А.Алиева» г.Кизилюрт
— обсуждение вопроса «Знать русский язык, зачем?» в формате прямого диалога с учащимися и родителями и жителями посёлка;
— создание блога для обсуждения состояния русского языка в посёлке;
— PR-акции «В единстве наша сила!», «Лингвистом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»;
— проведение фотосессии для молодёжи «На фоне Пушкина снимаемся, друзья …»;
-организация акции «Подарок новорожденному – первая книга в жизни».
Методы и формы реализации проекта:
1) Проведение социальных акций, мероприятий в защиту государственного языка;
2)Объединение молодого поколения в молодежное движение «Наследники русского языка»;
3) Организация и проведение межшкольной олимпиады и конкурса среди школьников «Русский – мой второй родной»;
4) Создание сайта проекта;
5) Проведение ряда флешмобов;
6) Обсуждение проблемы в газете «Кизилюртовские вести»;
7) Проведение PR-акций;
8) Организация тренингов по культуре русского языка;
10) Разработка методических пособий.
Календарный план реализации проекта
I этап : сентябрь – декабрь 2018 г.
1. Повышение интереса молодого поколения к идеям движения;
2. Создание и функционирование центров: «Единый язык – крепкая страна», «Живой как жизнь» (на базе МКОУ «Гимназия №5 им. А.А.Алиева» г.Кизилюрт);
3. Разработанные авторские коммуникативные технологии «Общение без проблем».
6. Методический абонемент (серия консультаций по русскому языку для всех желающих).
7. Осуществление идеи формирования интерактивной службы русского языка.
8. Включение в исследование русского языка учащихся и педагогов в рамках научно-социальной программы молодых исследователей «Шаг в будущее». «С.И. Ожегов неоднократно повторял мысль о том, что нужны экспериментальные исследования и постоянно действующая служба русского слова. Обследования состояния норм литературного языка, анализ действующих тенденций и прогнозирование наиболее вероятных путей развития – эти стороны «разумной и объективно оправданной нормализации» языка составляют важную часть деятельности отдела культуры речи и в наши дни». Мы позволим себе дополнить: не только отделов культуры речи, но, прежде всего самих граждан, учащихся, их родителей, жителей посёлка Новый Сулак.
Русский язык по-прежнему представляет собой средство общения на огромных территориях, включающих как Европу, так и Азию. Он является государственным языком России, статус русского языка в Российской Федерации определен Законом РФ о русском языке. Ведущая роль русского языка в Российской Федерации определяется его социальными функциями – это язык межнационального общения и средство сплочения народов России, родной язык более 80 % ее граждан.
Государство осуществляет заботу о сохранении русского языка и литературы.
И в заключение я хочу процитировать Л.И. Скворцова «В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические тенденции и вступает в новый переход своего исторического развития. Сейчас, конечно, ещё рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».
Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы – особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли».
«Общество растеряно, общество расколото, и без русского языка и русской литературы нам не найти путь друг к другу», – считает президент Русского благотворительного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына.
Берегите русский язык и литературу! Это наша национальная гордость.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов.- Изд.30-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011г.
А.Л. Арефьев. Русский язык на рубеже XX-ХХI веков. (Электронный ресурс). — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012.
К. Чуковский «Живой как жизнь», Изд. «Молодая гвардия», 1962г.
Л.И. Скворцов. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи,1996
Федеральный Закон о русском языке.
Федеральная целевая Программа «Русский язык на 2016-2020 г.г.»
Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007- 2020г.г.