Для чего служит окончание 3 класс правило
Для чего служит окончание
Окончания бывают только у изменяемых частей речи. Такие части речи, как наречия или деепричастия, окончаний не имеют.
Окончания имен существительных
Имена существительные в русском языке склоняются, т.е. изменяются по числам и падежам.
При построении фразы используется такая связь слов, как управление. Например, «читать (что?) книгу». Слово «читать» в данном словосочетании требует, чтобы следующее за ним слово стояло в винительном падеже. Соответственно, слово «книга» приобретает окончание «у», которое свойственно словам I склонения в винительном падеже.
Еще один пример управления. В словосочетании «книга о любви» главным словом будет слово «книга». Зависимое слово «о любви» стоит в предложном падеже и имеет окончание «и», как того требует русская грамматика в данном случае.
Окончания глаголов
Глагол в русском языке изменяемая часть речи. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. А в прошедшем времени – изменяются по родам и числам.
В глаголах с постфиксом «-ся(-сь)» окончание может оказаться не в самом конце слова. Например, «интересуется» (окончание «-ет-»), «интересовались» (окончание «-и-»).
Окончания прилагательных
Прилагательные и причастия изменяются по родам, числам и падежам. Изменение этих частей речи зависит от того, к какому слову (чаще всего, к имени существительному) они относятся.
Таким образом, можно сделать вывод, что окончания – это обязательная часть слова изменяемых частей речи. Окончания необходимы, чтобы строить грамматически правильные фразы.
Окончания в русском языке
Окончания — это словоизменительные морфемы в составе существительных, прилагательных, местоимений и числительных, причастий и личных форм глаголов.
Чтобы понять, что такое окончание в морфемном составе слов разных частей речи, выясним его грамматические признаки. Окончание можно указать в составе только изменяемых слов. Узнаем, какие бывают окончания и приведем примеры.
Грамматические признаки окончания
Окончания, или флексии (лат. flexio — сгибание, переход), — это служебные морфемы, находящиеся после корня или после суффикса, например:
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа у именных частей речи,
лица и числа у глаголов:
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении:
Они остановились на перекрёстке: горел красный свет (Анатолий рыбаков. Страх).
Суммируем все вышесказанное и дадим точное определение, что такое окончания в русском языке.
Как определить окончание в слове?
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая изменяется, и будет являться его окончанием.
Например: определим окончание у существительного «красота», изменив его по падежам:
Очевидно, что в начальной форме именительного падежа единственного числа окончанием является морфема -а:
крас от а — корень/суффикс/окончание.
У некоторых сложных существительных и числительных существует несколько окончаний:
Нулевое окончание
У ряда слов имеется нулевое окончание, материально не выраженное буквами или звуками, например:
Чтобы выявить нулевое окончание, изменяем слово по падежам или числам:
В падежных формах исследуемого существительного нулевое окончание проявляется в виде букв. Значит, в начальной форме именительного падежа слова «мальчик» обозначим его квадратиком в конце.
Слова, не имеющие окончаний
В поисках окончания будем иметь в виду, что эту морфему в своем составе имеют только изменяемые слова. У неизменяемых слов и форм слов окончаний не бывает. Не имеют флексий следующие части речи и формы слов:
1. несклоняемые существительные
2. несклоняемые прилагательные
3. наречия
4. формы простой сравнительной степени прилагательных и наречий
5. деепричастия
Вывод
Чтобы правильно определить окончание в слове, предпримем следующие шаги:
Видеоурок
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Укажите наиболее полное определение окончания.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Что такое окончание?
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования имени
Учебный корпус «Колледж Измайлово»
Конспект пробного урока
Ахмедовой Валентины Валиевны
Подпись методиста___________ / (Дугин М. А.)
Тема урока: «Что такое окончание»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с изменяемой частью слова – окончанием, его ролью в образовании форм слова; формированию умения находить окончание слова.
научить находить окончание в слове
научить выделять окончание в слове
научить менять форму слова
развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление, воображение, память) на примере выполнения тренировочных упражнений (аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме);
развивать наблюдательность над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
развивать речь (на примере выполнения заданий, направленных на отработку формулировки ответа в полной форме/аргументирования собственной точки зрения).
формировать основы нравственного сознания в области речи как устной, так и письменной;
прививать навыки культурного общения;
Личностные
1.1 уметь осознавать значимость учения;
1.2 уметь определять свою позицию;
1.3 уметь выделять моральное содержание действий и ситуаций.
Регулятивные:
2.1 уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
уметь осуществлять целеполагание с помощью учителя;
уметь контролировать свою деятельность по результату;
уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
3.1 уметь формулировать проблему; самостоятельно создавать алгоритм деятельности;
3.2 уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
3.3 уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
3.4 уметь находить наиболее эффективные способы решения задач, проблемы;
3.5 уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений;
Коммуникативные:
4.1 уметь учитывать позиции собеседника;
4.2 уметь полно и точно передавать информацию собеседникам;
4.3 уметь работать в группе;
Уметь: находить и выделять в словах окончание
Знать: алгоритм определения окончания в словах
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
Для учителя: учебник, методические разработки, презентация, интерактивные упражнения
Для ученика: учебник, пенал с цветными карандашами
Самоопределение к деятельности
Словесный: вводная беседа
— Здравствуйте, меня зовут Валентина
Валиевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Проверьте свою готовность к уроку: на парте должны быть учебник, тетрадь, письменные принадлежности и распечатанный материал.
Проверяют свою готовность к уроку, при необходимости подготавливают необходимое.
Наглядный: демонстрация презентации
— Откройте пожалуйста свои тетради и запишите число, классная работа, выделяя орфограммы.
А сейчас у нас минутка чистописания
— Посмотрите на слова: сосна, сосновый, сосенка.
— Как мы можем назвать эти слова?
— А почему именно так?
— Правильно. А расскажите мне пожалуйста алгоритм, который помогает нам найти корень слова.
Открывают свои тетради, записывают число, классная работа, выделяя все орфограммы
— Потому что у этих слов один корень с одним и тем же значением.
2. Определить лексическое значение
3. Подобрать однокоренные слова
4. Выделить общую часть
Постановка учебной задачи
практическое упр. в парах
Наглядный: правило в учебнике, демонстрация презентации
— А сейчас мы с вами выполним задание в парах. Кто мне расскажет правило работы в парах?
— Хорошо, а теперь давайте посмотрим на экран.
— Можно назвать эти слова предложением? Почему? Измените слова так, чтобы получилось предложение. Подумайте вместе, обсудите со своим соседом. Кто будет готов, поднимите руки.
— Молодцы, правильно. Теперь слова связаны по смыслу и можно записать эту пословицу. Подчеркните зелёной ручкой ту часть слова, которую вы меняли. Эта часть слова называется окончанием.
— Кто уже додумался, какая же у нас тема сегодняшнего урока?
— Правильно, а как вы умаете, какие задачи нашего сегодняшнего урока?
— Хорошо, тогда начнём с вами выполнять эти задачи.
— Для начала мы откроем учебник на странице 80 и прочитаем правило, что же такое окончание?
Мы узнали, что окончание– это изменяемая часть слова. Она служит для связи слов в предложении. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить его форму. На письме окончание выделяется прямоугольничком.
-Когда мы работаем в паре, нужно уважать мнение своего напарника, прислушиваться к его мнению, помогать друг другу, работать сообща.
— Нет, эти слова не являются предложением, т.к. не связаны между собой.
Правильно будет так:
Все реки текут в моря, все дороги ведут в Москву.
Записывают пословицу и отмечают значком часть слова, которую меняли
— Тема сегодняшнего урока «Окончание»
— Узнать, что такое окончание; для чего служит, научиться его находить в словах и правильно определять.
Открывают учебник, и кто-то один читает вслух правило.
Дети вышли по порядку
На активную зарядку.
Дети выполняют движения
Наглядный: демонстрация презентации,
— Давайте ещё раз повторим какие мы знаем теперь части слова.
— А что такое окончание?
— Чтобы найти окончание в слове, что нужно сделать?
— А что значить изменить форму слова?
— Вот посмотрите на слайд, тут как раз показано изменение формы слова, т.е у нас было единственное число, а стало множественное, тем самым поменялась форма слова, поменялось окончание.
— Сделайте вывод и сформулируйте способ выделения окончания.
Запишите это к себе в тетрадь. Возьмите линейку, зелёную ручку и возьмите это в рамочку.
Обратите внимание, такой способ проверки подходит для любой части речи.
— Двигаемся с вами дальше.
— Как вы думаете, почему так разделили слова на две группы? Что можно сказать о словах каждой группы?
— Объясните значение каждого слова из первого столбика. Почему их можно назвать однокоренными?
— Что можно сказать о значении слов во втором столбике?
— Значит, слова второго столбика не являются однокоренными словами, т.к. это формы одного слова
— Мы знаем следующие части слов: корень и окончание.
корень – общая значимая часть однокоренных слов, а окончание – изменяемая часть слова.
— Чтобы найти окончание в слове, надо изменить его форму.
— Изменить форму слова, это значит, что нужно изменить окончание.
Чтобы выделить окончание, надо изменить слово по числам. Какая часть слова изменяется в конце и является окончанием.
— В 1 столбике однокоренные слова, а во втором столбике слова, в которой изменили форму слова, т.е. окончание
— Море- часть Мирового океана, обособленная сушей.
Моряк- человек, который работает на морском транспорте.
Приморский – рядом с морем.
Все слова связаны со словом «море» и имеют общий корень.
— Окончанием «море», «к морю», «моря» — это формы одного слова.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Словесный: инструкция к выполнению задания
Наглядный: демонстрация презентации
Практическое упр, взаимопроверка
— Составьте, пожалуйста, предложение из слов:
искристый, земля, лежит, на, снег
-Запишите предложение в тетрадь.
-Выделите окончания в словах.
-Обменяйтесь с соседом тетрадочкой и проверьте друг друга по эталону.
Составляют предложение из данных слов, выделяют в них окончания и проводят проверку.
Слайд 10, тетрадь, письменные принадлежности
Включение в систему знаний и повторение
Наглядный: демонстрация упражнения,
Практический: интерактивное упражнение
— Сейчас мы с вами потренируемся.
Прочитайте предложения. Поставьте слова в скобках в нужную форму. Обозначьте окончание и впишите его в окошко.
Если окончание нулевое, впишите 0 (цифра).
Словесный: заключительная беседа
Практический: интерактивное упражнение
Наглядный: демонстрация упражнения
Давайте закрепим наши знания, выполнив следующее упражнение.
— На этом наш урок окончен. Вы все сегодня молодцы!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1494547
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Окончания в русском языке
Для чего служит окончание? И вообще что такое окончание в русском языке? Окончание это отдельная единица русского языка, обычно стоящая в самом конце, указывающая на определенную связь. Также окончание это поддающаяся изменениям часть слова, следующая за корнем или суффиксом, предназначенная для выражения грамматических различий, связующая словосочетания, предложения. Оно выполняет роль сигнализатора, воздействующего на спряжение, склонение.
Таблица окончаний падежей
Падеж | На какой вопроса отвечает? | Изменение окончания |
Именительный | Кто? Что? | Степлер _ / Трав а |
Родительный | Кого? Чего? | Степлер а / Трав ы |
Дательный | Кому? Чему? | Степлер у / Трав е |
Винительный | Кого? Что? | Степлер _ / Трав у |
Творительный | Кем? Чем? | Степлер ом / Трав ой |
Предложный | О ком? О чем? | О степлер е / О трав е |
Образование форм изменяемых слов
Так все-таки что такое окончание и какие функции выполняет? Окончание, как мы подчеркнули ранее, предполагает образование новых форм слова.
Окончание это своеобразный регулятор, отвечающий за механизм изменения. Каждая часть речи изменяется по-своему. В большинстве случаев изменения касаются падежных форм, чисел, лиц. Но все это зависит от многих факторов: например, времени, если рассматриваемая часть речи — глагол.
Помимо формы окончание иногда влияет на смысловую функцию. К примеру: мужи – мужья, листы – листья, зубы – зубья и др. Встречаются моменты, в которых благодаря лишь одному окончанию мы можем определить саму часть речи.
Какие бывают окончания
Отсутствие окончаний у неизменяемых слов
Не многим известно, но существуют отдельные ответвления слов, не имеющих окончания и слова с нулевым окончанием. Обычно объяснимо подобное явление тем, что данные слова были заимствованы из других языков.
Полностью отсутствует окончание в слове: неопределенная форма глагола (бранить, браниться), деепричастия (наслаждаясь, играясь), формы сравнительной степени имен прилагательных, наречий, слов состояний (милее, добрее, веселее).
Различия нулевого окончания и его полного отсутствия
К сожалению, запутаться в данной теме довольно просто. Нередко и у взрослых возникают ошибки в определение нулевого окончания, да даже просто правильного окончания. Видя перед собой документацию, они судорожно пытаются вспомнить «Что такое окончание в русском языке? И как его правильно определить?». Так делать не стоит. Учите весь материал вовремя.
Путание нулевого окончания и его отсутствия считается очень грубой ошибкой, за которую вы несомненно потеряете баллы на предстоящей экзаменационной работе. И получится, что все усердия уйдут в воздух. Старайтесь запомнить все основные моменты, даже если кажется, что они вам не пригодятся. Крайне важно не путать полное отсутствие окончания в слове и нулевое окончание.
Чтобы понять, к какому разряду относится какое-либо слово, необходимо попробовать изменить его, просклонять. Если, воспользовавшись этим способом, вы, например, обнаружили окончание « е » в какой-либо падежной форме, значит, данной слово относится к группе «слова с нулевым окончанием». Если же после разбора оно так и осталось неизменным, следовательно, окончание полностью отсутствует. Старайтесь быть предельно внимательными, когда дело касается этой темы!
Расположение окончания внутри слова
Навряд ли вам приходилось сталкиваться с явлением, когда оно располагается внутри слова, но оно также имеет место быть. Более привычное дело, когда оно находится в самом конце. К тому же большинство слов именно так и сформировано.
Сегодня мы познакомимся со сложными числительными, имеющими целых два корня. Их совсем несложно выявить: от пят и десят и до восьм и десят и и от дв ух сот до девят и сот. Необходимо также отметить, что в двух последних вариациях представлены слова с нулевым окончанием.
Разумеется, крайне непривычно встречать окончание в середине слова. Но забывать про них ни в коем случае нельзя, поскольку, если вдруг аналогичные слова встретятся на экзамене, вы просто растеряетесь. И это совершенно нормальная реакция, так как тема серединных окончаний обычно игнорируется учителями по непонятным причинам. Так что ваша задача — лишь запомнить, что и такие случаи возможны. И спокойно действовать на работе, не волнуясь, не переживая.
Важным моментом также является склонение данных числительных. Когда вы изменяете падежную форму, задействуются оба окончания. И не всегда они совпадают друг с другом. Это тоже стоит отложить в голове на будущее.
Двойное окончание в слове
Как мы поняли из выше сказанного, существуют слова с двойным окончанием. Но кроме тех, что уже были разобраны, есть и другие, которые следует рассмотреть. Иначе есть вероятность того, что вам придется разбирать их уже самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ими являются сложные существительные. В данном случае, когда дело касается изменений, затрагиваются окончания обоих частей слова. К таким словам относятся: вагон-ресторан, кресло-качалка, школа-интернат.
И если вы попробуете изменить их, заметите, что изменения влекут за собой обе части слова. Разумеется, это касается не всех сложных слов. У некоторых все же изменяется только одна часть, поскольку у другой попросту отсутствует окончание в слове.
Про эти правила не стоит забывать, если вы хотите получить хорошую оценку на экзамене. Можете даже выписать их в блокнот, чтобы время от времени повторять. Таким образом, заложив материал на долгие годы. Усердно готовьтесь ко всем экзаменам, чтобы уже после его начала, не возникало вопросов «Что такое окончание?». Удачи!
Средний рейтинг 4.7 / 5. Количество оценок: 26
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?