Для чего служит приставка в слове 3 класс

Приставки и их значения

Приставки и их значения:

приставказначениепримеры
без- (бес-)отсутствие, отрицание, недостатокбез застенчивый, бес полезный, бес порядок
в-направление внутрьв нести, в водить, в катить
вз- (вс-)направление вверхвз бежать, вс плыть
вы-направление изнутри, наружувы нести, вы бежать, вы плыть
до-направление «до чего-то»до ехать, до писать, до делать
за-начало или завершение действияза певать, за кончить
на-поверх чего-то, «на что-то»на стольный, на шить, на клейка
не-отрицание, недостатокне громко, не добрый
о-«на все стороны»о смотр, о светить
об- (о-)«вокруг чего-то»об ъехать, о копать
от- (ото-)«от чего-то в сторону»от бежать, ото двинуть
пере-«еще раз», повторяемость; «сверх меры», чрезмерность; через что-топере делать, пере писать, пере солить, пере лить, пере прыгнуть
по-«немного», действие в небольшой мерепо читать, по гулять, по кричать
под-«к чему-то»под ход, под писать
при-«до чего-то, до какой-то цели»; близость к чему-топри бежать, при сылать, при город
про-«сквозь что-то, мимо чего-то»про скользнуть, про бежка
раз- (рас-)деление на частираз бросать, рас пределить
с-«сверху вниз»с бежать, с прыгнуть
со-«вместе», совместность действиясо переживать, со общение
у-«в сторону»у плыть, у скользнуть, у мчаться

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

«Приставка. Ее роль в слове». 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Оборудование: проектор, презентация. Раздаточный материал: рабочие листки, тест.

— покажите жестами ваше настроение.

2. Актуализация знаний.

— придумайте однокоренные слова с корнем –уч- и садитесь.

Вывод: почему слова однокоренные?

— сегодня продолжим учиться подбирать и распознавать однокоренные слова, познакомимся с новой частью слова. (слайд 1)

— но сначала проведем такую игру “Я умею писать лучше всех”.

— для этого проведем гимнастику для пальчиков.

— Для написания расшифруйте такую фразу.

Зрб сб н нс. (Заруби себе на носу). (слайд 2)

— Объясните, что она обозначает.

5. Объяснение нового.

а) Фронтальная работа.

(поруби, наруби, сруби, отруби, выруби, подруби, переруби. )

— Что изменялось в этих словах? (начало слова)

— Часть слова, которая стоит перед корнем – приставка.

— Для чего она нам служит? (образовывали однокоренные слова)

— Что же такое приставка?

Я начну, а вы продолжите.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования однокоренных слов. (слайд 3)

б) Работа по учебнику стр.

— выделим приставки в данных словах.

— Я прочитала у одного ученика вот такой стишок. (слайд 4)

Я хадил сегодня в лез,
Там на дерево залез,
А потом спускался внис
Да нечаянно повиз.

— Найдите слова с приставками. Докажите.

Б) Письмо по памяти.

— Запишите это четверостишее по памяти. Выделяя орфограммы и приставки.

В) Самопроверка. (слайд 4)

— Проверьте и поставьте себе оценку.

— Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я называю приставку, а вы говорите, что надо сделать.

— в(включить)
— пере(переключить)
— вы(выключить)

Вывод: какой вывод вы можете сделать?

— Приставка имеет свой смысл и служит для образования новых слов.

Д) Работа в группах.

Жеребьёвка ответственных в каждой группе.

2 группа – доверяю, но проверяю

3 группа – проверяю

1 группа

— ходитьПод-От-По-На-Вы-

2 группа

— водить

Пере-Из-При-Раз-До-
Под-От-По-На-Вы-

3 группа

— учить

Пере-Из-При-Раз-До-
Под-От-По-На-Вы-

Отчитываются руководители групп.

Вывод: какие приставки запомнили? (слайд 5)

Памятка

Гимнастика для глаз. (слайд 6,7,8)

е) Различие приставок и предлогов. Устная работа

— Многие приставки очень дружат с предлогами. Как отличить предлог от приставки?

(между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово)

Хлопни всего разок,
Если в слове есть предлог.
А приставку услыхали –
Хором все ее назвали.

В саду вырос цветок необычайной красоты. Ранним летним утром он распустился. От него распространялся великолепный запах.

а) Заполните рабочие листки у вас на столах. Приложение 1. (Слайд 9)

А теперь я узнаю, как вы усвоили новую информацию.

Найдите верное продолжение к утверждению и выпишите букву.

в) Проверка. (слайд 10)

Составьте из данных фигур выражение лица и покажите свое настроение.

Источник

Что такое приставка в составе слова?

Приставка — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся перед кор­нем и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов.

С помо­щью при­ста­вок обра­зу­ют­ся новые сло­ва. Такой спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния так и назы­ва­ет­ся «при­ста­воч­ный». Обычно с помо­щью при­став­ки обра­зу­ют­ся одни и те же части речи, то есть от суще­стви­тель­но­го обра­зу­ет­ся тоже имя суще­стви­тель­ное, от гла­го­ла — новый гла­гол, от наре­чия — наречие.

Убедимся в этом на примерах:

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва могут быть не одна при­став­ка, а две:

Для чего служит приставка в слове 3 класс. Смотреть фото Для чего служит приставка в слове 3 класс. Смотреть картинку Для чего служит приставка в слове 3 класс. Картинка про Для чего служит приставка в слове 3 класс. Фото Для чего служит приставка в слове 3 класс

Некоторые при­став­ки име­ют варианты:

В рус­ских сло­вах могут быть про­из­вод­ные при­став­ки от нареч­ных предлогов:

В соста­ве рус­ских слов могут быть ино­языч­ные при­став­ки, сре­ди кото­рых ука­жем следующие:

Приставки а-, анти-, напри­мер, сино­ни­мич­ны рус­ской при­став­ке противо- (про­ти­во­ви­рус­ный, про­ти­во­воз­душ­ный, про­ти­во­есте­ствен­ный) и име­ют зна­че­ние отри­ца­ния. С их помо­щью обра­зу­ем сло­ва с про­ти­во­по­лож­ным значением:

Приставка ультра- име­ет зна­че­ние «далее», «более», «сверх»:

Видеоурок «Приставки в русском языке»

Источник

Приставки

Для чего служит приставка в слове 3 класс. Смотреть фото Для чего служит приставка в слове 3 класс. Смотреть картинку Для чего служит приставка в слове 3 класс. Картинка про Для чего служит приставка в слове 3 класс. Фото Для чего служит приставка в слове 3 класс

2 класс, 3 класс, 5 класс

Определение и значение приставок в русском языке

Приставка или префикс — это морфема, которая стоит в самом начале слова, сразу перед корнем, и помогает образовывать новые однокоренные слова с самыми разными оттенками смысла.

Несмотря на то, что формально эта морфема называется префиксом, все знают ее под именем приставка. Вероятно, потому что она словно приставляется к слову, чтобы создать до десятка других — похожих по смыслу, но со своими оттенками:

Как видите, приставки могут быть у разных частей речи, и новые слова они образовывают с совершенно разными значениями. Общий признак один — расположение перед корнем. По нему легко определить приставку и выделить ее в ходе разбора слова по составу.

Проиллюстрируем этот простой процесс, о котором все знают с 3–4 класса, таблицей: как приставки в русском языке образуют новые слова.

КореньПриставкаНовое слово
-ход-у-уход
вы-выход
при-приход
ис-исход

Стоит различать приставки и предлоги, даже если они звучат совершенно одинаково. Однако в русском языка приставка — это часть слова, и она пишется исключительно слитно, в то время как предлог — часть речи и пишется раздельно со значимым словом. Кроме того, с глаголами предлоги не употребляются. Все, что стоит перед глаголом, может быть только приставкой.

Он добежал до финиша. Птица слетела с ветки.

Как выделить приставку в слове

С опытом морфемных разборов приставку легко научиться замечать с первого взгляда, но если их две или три — могут быть трудности. Как определить, когда заканчиваются приставки и начинается корень? Все просто: нужно подобрать однокоренные слова, а в сложных случаях попросту отбрасывать по одной букве и проверять — слово все еще имеет смысл или уже нет.

Например, возьмем слово подраздел — здесь все просто, на ум сразу приходит раздел, а значит, под- будет приставкой.

Попробуем вариант сложнее:

со-при-косновение.

В этом случае стоит вспомнить слово коснуться, и сразу станет понятно, что здесь две приставки: со- и при-.

И еще раз усложним:

не-до-оценивать.

Если отбросить не- и до-, останется оценивать. Казалось бы, это конец. Но нет! Ведь данный глагол произошел от слова цена, а значит, наш корень будет -цен-. В итоге получается сразу три приставки: не-, до-, о-.

Есть в русском языке и другие слова с тремя приставками: недовыработка, переосмысление, несоразмерный, понапридумывать и т. д.

Образовывая новые однокоренные слова, приставки всегда что-то меняют в их смысле. К примеру, у глаголов они чаще всего помогают изменить несовершенный вид на совершенный: летел — прилетел, долетел, улетел, взлетел.

Но с другими частями речи все намного сложнее. У прилагательных приставка может обозначить близость к чему-либо: дорожный — придорожный, речной — заречный. А может придать оттенок отрицания: умышленный — неумышленный. У существительных она тоже играет совершенно разные роли. Иногда приставка указывает на расположение предмета (береза — подберезовик, рукав — нарукавник, граница — заграница), а иногда придает слову противоположный смысл (симметрия — асимметрия). Как видите, это очень разносторонняя дама!

Какие бывают приставки в русском языке

Все распространенные языки непрерывно развиваются и обогащают друг друга, русский — не исключение. В нашей речи постоянно появляются новые слова, и часть из них возникает путем добавления иностранных приставок. Итак, первый критерий для классификации — происхождение.

Для простоты запоминания составим таблицу приставок в русском языке с отдельными списками для традиционно русских и для иностранных префиксов.

ПроисхождениеЗначениеСуществующие приставки
Традиционно русские префиксысловообразование, формообразованиебез-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-, изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра-, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/сщ-, су-, через-/черес-/чрез-
Иностранные префиксысловообразование, неологизмыа-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-, экс-

С иностранными приставками все просто: каждая из них имеет свое строго определенное значение. Например:

Правда, в некоторых словах (в основном греческого происхождения) приставка настолько слилась с корнем, что отдельно не выделяется. Например, слово пантеон можно разделить на две части: пан и теос (в переводе — «божество»). Но приставка пан- в данном случае считается частью корня. Причина в том, что это полностью иностранное слово, а не конструкция из иностранного префикса и корня, который уже давно существует в русском языке.

Виды приставок и правописание

Зная происхождение приставки, мы можем кое-что понять и о ее правописании. Проще всего разобраться с морфемами, которые имеют иностранное происхождение.

Правописание традиционно русских приставок намного интереснее. Они делятся на три группы, и в каждой есть свои правила. Для начала давайте перечислим все виды приставок, какие есть в русском языке.

ВидыПримерыХарактеристика
Одновариантные (неизменяемые)об-/обо-, от-/ото-, над-/надо-, под-/подо-, пред-/предо-, в-/во-, пра-, про-, за-, на-, вы-, у-, о-, су-, по-Не меняются в зависимости от корня и пишутся всегда одинаково, поэтому их нужно запомнить.
Двухвариантныероз-/рос-, раз-/рас-Правописание зависит от ударения: если данный слог является ударным, пишем о, а если безударным — а.
без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/через-, чрес-/черес-Выбор между з и с зависит от первой буквы корня: если это глухая согласная — нужна с, а если звонкая — з.
Смысловыепри-, пре-Употребление и или е зависит от смысловой нагрузки: если слово обозначает превосходную степень чего-то или же приставка может быть заменена на пере-, нужна буква е, в остальных случая пишем букву и.
Иностранныеа-, анти-, архи-, контр-, де-, экс- и т. д.Всегда пишутся одинаково и имеют вполне конкретный однозначный смысл.

Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-

Сейчас мы подробнее разберем правила, коротко указанные в таблице. Начнем с приставок роз-/рос-, раз-/рас-, правописание которых проверяется постановкой ударения. Это несложная тема:

Если на приставку падает ударение в слове — пишем роз-/рос-. Если ударение падает на другой слог, пишем раз-/рас-.

Обратите внимание на ударный слог:

А вот здесь ударение падает не на приставку:

Но из любого правила можно найти исключения, и здесь они тоже есть. Слово розыскной нужно просто запомнить, поскольку оно пишется с о в безударной приставке.

Правописание приставок, оканчивающихся на з и с

В приставках роз-/рос- и раз-/рас-, которые мы рассматривали выше, выбор стоит не только между а и о, есть вопросы к буквам з и с. Поэтому вспоминаем правило из таблицы:

Все внимание на корень слова: если он начинается со звонкой согласной — в приставке пишем з, а если с глухой — пишем с.

Это правило касается всех приставок в русском языке, которые заканчиваются на з или с.

Приставки перед звонкими согласными:

Приставки перед глухими согласными:

Напомним, что приставки з- в русском языке нет, поэтому в таких словах всегда нужно писать с-, независимо от того, какая буква слышится при произношении.

Есть немало слов, в которых отчетливо слышится з-, но пишется с-, например:

Будьте внимательны, в некоторых словах, начинающихся с буквы з, это начало очень похоже на приставку, однако все же является частью корня. Например, такие сомнения могут появиться относительно слов здешний, здравствовать и т. д.

Правописание приставок пре- и при-

Эти префиксы недаром называют смысловыми — их написание зависит от значения слова.

Приставка пре- в русском языке используется только в двух случаях:

Если нужно обозначить чрезмерную, превосходную степень чего-либо:

Если можно заменить приставку на пере- и смысл не изменится:

Приставка при- помогает передать намного больше разных смыслов:

Близость к чему-либо или принадлежность:

Присоединение к чему-либо:

Неполное действие, выполненное в полсилы:

Существуют слова, в которых с равным успехом можно написать и пре- и при-, но смысл при этом будет полностью меняться. Все об огромном значении этих приставок в русском языке расскажет таблица.

Различаем по смыслуПри-Пре-
Притворить дверь (неполное действие)Претворить в дело (сделать)
Приумножить (прибавить)Преумножить (= очень)
Придавать значениеПредавать друзей
Приклониться к земле (приблизиться)Преклоняться перед талантом (уважать)
Приёмник (радио)Преемник (последователь)
Привратник (консьерж, сторож)Превратный (искаженный)
Придел (часть храма)Предел (крайняя точка)
Приставить (к чему-либо)Преставиться (умереть)
Призреть (дать приют)Презреть (пренебречь)
Приступить (начать)Преступить закон
Прибывать (к какому-то месту)Пребывать (в городе)

Правописание приставок пра- и про-

Это, пожалуй, самая простая и однозначная пара префиксов. Дело в том, что в русском языке приставка пра- встречается очень редко. Она бывает только в словах, которые обозначают нечто старинное, изначальное, имеющее отношение к предкам. Если же слово никак не может иметь такой смысл, можно смело писать про-.

Для чего служит приставка в слове 3 класс. Смотреть фото Для чего служит приставка в слове 3 класс. Смотреть картинку Для чего служит приставка в слове 3 класс. Картинка про Для чего служит приставка в слове 3 класс. Фото Для чего служит приставка в слове 3 класс

Сложно сказать, сколько всего приставок в русском языке, но мы постаралась затронуть основные и самые популярные. Хотя в этой теме есть еще много интересного — например, правописание мягкого и твердого знака в приставках, заимствование слов из старославянского языка и т. д.

Вопросы для самопроверки

В каком слове нужно вставить букву и: пр_вратить в золото, пр_образование вещества, пр_ходящий успех, пр_широкий проспект?

Определите, в каких словах есть приставка, а в каких она отсутствует: сладить, склеить, здешний, слеток, здравствовать.

Найдите слово с неизменяемой приставкой: надломить, распоясаться, бесстрашие, превратный.

В каких словах следует вставить букву о: пр_бабушка, пр_образ, пр_бежаться, пр_родина, пр_дедовский?

Определите, какие слова пишутся слитно, а какие — через дефис: (контр)атака, по(дружески), (анти)дот, (архи)епископ, (инфра)красный.

Впишите недостающие буквы: Саша пр_был в город Архангельск и решил остаться в месте пр_бывания на год.

В каком ряду все слова — с приставкой без-?

Источник

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Приставка и ее роль в слове»

Урок – исследование по русскому языку в 3 классе.

Тема: Приставка, её роль в слове.

Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами

правописания приставок. Формировать умение применять на

практике правила правописания приставок.

Развивать орфографическую зоркость, логику,

познавательную активность, внимание, память, речь,

Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и

размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: остров, индивидуальные карточки, план, игра

«Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры.

1. Организационный момент. Релаксация.

2. Актуализация знаний.

— Кто такие исследователи?

— Какими близкими по значению словами их можно заменить?

— Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….

А вот в какую страну послушайте.

В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

Познаете вы много разных тайн.

Морфемы тут живут и здесь, и там.

— Что за страну мы посетим?

— Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).

— Какие острова находятся в этой стране? (остров Корень, суффикс, приставка, окончание). Для чего служит приставка в слове 3 класс. Смотреть фото Для чего служит приставка в слове 3 класс. Смотреть картинку Для чего служит приставка в слове 3 класс. Картинка про Для чего служит приставка в слове 3 класс. Фото Для чего служит приставка в слове 3 класс

Для чего служит приставка в слове 3 класс. Смотреть фото Для чего служит приставка в слове 3 класс. Смотреть картинку Для чего служит приставка в слове 3 класс. Картинка про Для чего служит приставка в слове 3 класс. Фото Для чего служит приставка в слове 3 класс

Для чего служит приставка в слове 3 класс. Смотреть фото Для чего служит приставка в слове 3 класс. Смотреть картинку Для чего служит приставка в слове 3 класс. Картинка про Для чего служит приставка в слове 3 класс. Фото Для чего служит приставка в слове 3 классУ меня человечек немного грустный, но я думаю, что в конце урока он улыбнётся, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями.
— А какой человечек получился у вас? (У кого грустный — я думаю он к концу урока повеселеет, а у кого уже весёлый — я надеюсь он останется таким до конца урока).

— Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят огорбузы помипуста моркофель
Запись на доске и в тетради с комментированием.
5. Физминутка.

6. Упражнения в нахождении приставки.

Чтобы исследовать до конца этот пункт – для чего служит приставка, поиграем дальше. 1 вариант.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *