Для чего служит приставка в слове 3 класс
Приставки и их значения
Приставки и их значения:
приставка | значение | примеры |
без- (бес-) | отсутствие, отрицание, недостаток | без застенчивый, бес полезный, бес порядок |
в- | направление внутрь | в нести, в водить, в катить |
вз- (вс-) | направление вверх | вз бежать, вс плыть |
вы- | направление изнутри, наружу | вы нести, вы бежать, вы плыть |
до- | направление «до чего-то» | до ехать, до писать, до делать |
за- | начало или завершение действия | за певать, за кончить |
на- | поверх чего-то, «на что-то» | на стольный, на шить, на клейка |
не- | отрицание, недостаток | не громко, не добрый |
о- | «на все стороны» | о смотр, о светить |
об- (о-) | «вокруг чего-то» | об ъехать, о копать |
от- (ото-) | «от чего-то в сторону» | от бежать, ото двинуть |
пере- | «еще раз», повторяемость; «сверх меры», чрезмерность; через что-то | пере делать, пере писать, пере солить, пере лить, пере прыгнуть |
по- | «немного», действие в небольшой мере | по читать, по гулять, по кричать |
под- | «к чему-то» | под ход, под писать |
при- | «до чего-то, до какой-то цели»; близость к чему-то | при бежать, при сылать, при город |
про- | «сквозь что-то, мимо чего-то» | про скользнуть, про бежка |
раз- (рас-) | деление на части | раз бросать, рас пределить |
с- | «сверху вниз» | с бежать, с прыгнуть |
со- | «вместе», совместность действия | со переживать, со общение |
у- | «в сторону» | у плыть, у скользнуть, у мчаться |
Поделись с друзьями в социальных сетях:
«Приставка. Ее роль в слове». 3-й класс
Класс: 3
Презентация к уроку
Оборудование: проектор, презентация. Раздаточный материал: рабочие листки, тест.
— покажите жестами ваше настроение.
2. Актуализация знаний.
— придумайте однокоренные слова с корнем –уч- и садитесь.
Вывод: почему слова однокоренные?
— сегодня продолжим учиться подбирать и распознавать однокоренные слова, познакомимся с новой частью слова. (слайд 1)
— но сначала проведем такую игру “Я умею писать лучше всех”.
— для этого проведем гимнастику для пальчиков.
— Для написания расшифруйте такую фразу.
Зрб сб н нс. (Заруби себе на носу). (слайд 2)
— Объясните, что она обозначает.
5. Объяснение нового.
а) Фронтальная работа.
(поруби, наруби, сруби, отруби, выруби, подруби, переруби. )
— Что изменялось в этих словах? (начало слова)
— Часть слова, которая стоит перед корнем – приставка.
— Для чего она нам служит? (образовывали однокоренные слова)
— Что же такое приставка?
Я начну, а вы продолжите.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования однокоренных слов. (слайд 3)
б) Работа по учебнику стр.
— выделим приставки в данных словах.
— Я прочитала у одного ученика вот такой стишок. (слайд 4)
Я хадил сегодня в лез,
Там на дерево залез,
А потом спускался внис
Да нечаянно повиз.
— Найдите слова с приставками. Докажите.
Б) Письмо по памяти.
— Запишите это четверостишее по памяти. Выделяя орфограммы и приставки.
В) Самопроверка. (слайд 4)
— Проверьте и поставьте себе оценку.
— Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я называю приставку, а вы говорите, что надо сделать.
— в (включить) — пере (переключить) — вы (выключить)
Вывод: какой вывод вы можете сделать?
— Приставка имеет свой смысл и служит для образования новых слов.
Д) Работа в группах.
Жеребьёвка ответственных в каждой группе.
2 группа – доверяю, но проверяю
3 группа – проверяю
1 группа
— ходить
2 группа
Пере- Из- При- Раз- До- — водить
Под- От- По- На- Вы-
3 группа
Пере- Из- При- Раз- До- — учить
Под- От- По- На- Вы-
Отчитываются руководители групп.
Вывод: какие приставки запомнили? (слайд 5)
Памятка
Гимнастика для глаз. (слайд 6,7,8)
е) Различие приставок и предлогов. Устная работа
— Многие приставки очень дружат с предлогами. Как отличить предлог от приставки?
(между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово)
Хлопни всего разок,
Если в слове есть предлог.
А приставку услыхали –
Хором все ее назвали.
В саду вырос цветок необычайной красоты. Ранним летним утром он распустился. От него распространялся великолепный запах.
а) Заполните рабочие листки у вас на столах. Приложение 1. (Слайд 9)
А теперь я узнаю, как вы усвоили новую информацию.
Найдите верное продолжение к утверждению и выпишите букву.
в) Проверка. (слайд 10)
Составьте из данных фигур выражение лица и покажите свое настроение.
Что такое приставка в составе слова?
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
С помощью приставок образуются новые слова. Такой способ словообразования так и называется «приставочный». Обычно с помощью приставки образуются одни и те же части речи, то есть от существительного образуется тоже имя существительное, от глагола — новый глагол, от наречия — наречие.
Убедимся в этом на примерах:
В морфемном составе слова могут быть не одна приставка, а две:
Некоторые приставки имеют варианты:
В русских словах могут быть производные приставки от наречных предлогов:
В составе русских слов могут быть иноязычные приставки, среди которых укажем следующие:
Приставки а-, анти-, например, синонимичны русской приставке противо- (противовирусный, противовоздушный, противоестественный) и имеют значение отрицания. С их помощью образуем слова с противоположным значением:
Приставка ультра- имеет значение «далее», «более», «сверх»:
Видеоурок «Приставки в русском языке»
Приставки
2 класс, 3 класс, 5 класс
Определение и значение приставок в русском языке
Приставка или префикс — это морфема, которая стоит в самом начале слова, сразу перед корнем, и помогает образовывать новые однокоренные слова с самыми разными оттенками смысла. |
Несмотря на то, что формально эта морфема называется префиксом, все знают ее под именем приставка. Вероятно, потому что она словно приставляется к слову, чтобы создать до десятка других — похожих по смыслу, но со своими оттенками:
Как видите, приставки могут быть у разных частей речи, и новые слова они образовывают с совершенно разными значениями. Общий признак один — расположение перед корнем. По нему легко определить приставку и выделить ее в ходе разбора слова по составу.
Проиллюстрируем этот простой процесс, о котором все знают с 3–4 класса, таблицей: как приставки в русском языке образуют новые слова.
Корень | Приставка | Новое слово |
-ход- | у- | уход |
вы- | выход | |
при- | приход | |
ис- | исход |
Стоит различать приставки и предлоги, даже если они звучат совершенно одинаково. Однако в русском языка приставка — это часть слова, и она пишется исключительно слитно, в то время как предлог — часть речи и пишется раздельно со значимым словом. Кроме того, с глаголами предлоги не употребляются. Все, что стоит перед глаголом, может быть только приставкой.
Он добежал до финиша. Птица слетела с ветки.
Как выделить приставку в слове
С опытом морфемных разборов приставку легко научиться замечать с первого взгляда, но если их две или три — могут быть трудности. Как определить, когда заканчиваются приставки и начинается корень? Все просто: нужно подобрать однокоренные слова, а в сложных случаях попросту отбрасывать по одной букве и проверять — слово все еще имеет смысл или уже нет.
Например, возьмем слово подраздел — здесь все просто, на ум сразу приходит раздел, а значит, под- будет приставкой.
Попробуем вариант сложнее:
со-при-косновение.
В этом случае стоит вспомнить слово коснуться, и сразу станет понятно, что здесь две приставки: со- и при-.
И еще раз усложним:
не-до-оценивать.
Если отбросить не- и до-, останется оценивать. Казалось бы, это конец. Но нет! Ведь данный глагол произошел от слова цена, а значит, наш корень будет -цен-. В итоге получается сразу три приставки: не-, до-, о-.
Есть в русском языке и другие слова с тремя приставками: недовыработка, переосмысление, несоразмерный, понапридумывать и т. д.
Образовывая новые однокоренные слова, приставки всегда что-то меняют в их смысле. К примеру, у глаголов они чаще всего помогают изменить несовершенный вид на совершенный: летел — прилетел, долетел, улетел, взлетел.
Но с другими частями речи все намного сложнее. У прилагательных приставка может обозначить близость к чему-либо: дорожный — придорожный, речной — заречный. А может придать оттенок отрицания: умышленный — неумышленный. У существительных она тоже играет совершенно разные роли. Иногда приставка указывает на расположение предмета (береза — подберезовик, рукав — нарукавник, граница — заграница), а иногда придает слову противоположный смысл (симметрия — асимметрия). Как видите, это очень разносторонняя дама!
Какие бывают приставки в русском языке
Все распространенные языки непрерывно развиваются и обогащают друг друга, русский — не исключение. В нашей речи постоянно появляются новые слова, и часть из них возникает путем добавления иностранных приставок. Итак, первый критерий для классификации — происхождение.
Для простоты запоминания составим таблицу приставок в русском языке с отдельными списками для традиционно русских и для иностранных префиксов.
Происхождение | Значение | Существующие приставки |
Традиционно русские префиксы | словообразование, формообразование | без-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-, изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра-, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/сщ-, су-, через-/черес-/чрез- |
Иностранные префиксы | словообразование, неологизмы | а-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-, экс- |
С иностранными приставками все просто: каждая из них имеет свое строго определенное значение. Например:
Правда, в некоторых словах (в основном греческого происхождения) приставка настолько слилась с корнем, что отдельно не выделяется. Например, слово пантеон можно разделить на две части: пан и теос (в переводе — «божество»). Но приставка пан- в данном случае считается частью корня. Причина в том, что это полностью иностранное слово, а не конструкция из иностранного префикса и корня, который уже давно существует в русском языке.
Виды приставок и правописание
Зная происхождение приставки, мы можем кое-что понять и о ее правописании. Проще всего разобраться с морфемами, которые имеют иностранное происхождение.
Правописание традиционно русских приставок намного интереснее. Они делятся на три группы, и в каждой есть свои правила. Для начала давайте перечислим все виды приставок, какие есть в русском языке.
Виды | Примеры | Характеристика |
Одновариантные (неизменяемые) | об-/обо-, от-/ото-, над-/надо-, под-/подо-, пред-/предо-, в-/во-, пра-, про-, за-, на-, вы-, у-, о-, су-, по- | Не меняются в зависимости от корня и пишутся всегда одинаково, поэтому их нужно запомнить. |
Двухвариантные | роз-/рос-, раз-/рас- | Правописание зависит от ударения: если данный слог является ударным, пишем о, а если безударным — а. |
без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/через-, чрес-/черес- | Выбор между з и с зависит от первой буквы корня: если это глухая согласная — нужна с, а если звонкая — з. | |
Смысловые | при-, пре- | Употребление и или е зависит от смысловой нагрузки: если слово обозначает превосходную степень чего-то или же приставка может быть заменена на пере-, нужна буква е, в остальных случая пишем букву и. |
Иностранные | а-, анти-, архи-, контр-, де-, экс- и т. д. | Всегда пишутся одинаково и имеют вполне конкретный однозначный смысл. |
Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-
Сейчас мы подробнее разберем правила, коротко указанные в таблице. Начнем с приставок роз-/рос-, раз-/рас-, правописание которых проверяется постановкой ударения. Это несложная тема:
Если на приставку падает ударение в слове — пишем роз-/рос-. Если ударение падает на другой слог, пишем раз-/рас-. |
Обратите внимание на ударный слог:
А вот здесь ударение падает не на приставку:
Но из любого правила можно найти исключения, и здесь они тоже есть. Слово розыскной нужно просто запомнить, поскольку оно пишется с о в безударной приставке.
Правописание приставок, оканчивающихся на з и с
В приставках роз-/рос- и раз-/рас-, которые мы рассматривали выше, выбор стоит не только между а и о, есть вопросы к буквам з и с. Поэтому вспоминаем правило из таблицы:
Все внимание на корень слова: если он начинается со звонкой согласной — в приставке пишем з, а если с глухой — пишем с. |
Это правило касается всех приставок в русском языке, которые заканчиваются на з или с.
Приставки перед звонкими согласными:
Приставки перед глухими согласными:
Напомним, что приставки з- в русском языке нет, поэтому в таких словах всегда нужно писать с-, независимо от того, какая буква слышится при произношении.
Есть немало слов, в которых отчетливо слышится з-, но пишется с-, например:
Будьте внимательны, в некоторых словах, начинающихся с буквы з, это начало очень похоже на приставку, однако все же является частью корня. Например, такие сомнения могут появиться относительно слов здешний, здравствовать и т. д.
Правописание приставок пре- и при-
Эти префиксы недаром называют смысловыми — их написание зависит от значения слова.
Приставка пре- в русском языке используется только в двух случаях:
Если нужно обозначить чрезмерную, превосходную степень чего-либо:
Если можно заменить приставку на пере- и смысл не изменится:
Приставка при- помогает передать намного больше разных смыслов:
Близость к чему-либо или принадлежность:
Присоединение к чему-либо:
Неполное действие, выполненное в полсилы:
Существуют слова, в которых с равным успехом можно написать и пре- и при-, но смысл при этом будет полностью меняться. Все об огромном значении этих приставок в русском языке расскажет таблица.
Различаем по смыслу | При- | Пре- |
Притворить дверь (неполное действие) | Претворить в дело (сделать) | |
Приумножить (прибавить) | Преумножить (= очень) | |
Придавать значение | Предавать друзей | |
Приклониться к земле (приблизиться) | Преклоняться перед талантом (уважать) | |
Приёмник (радио) | Преемник (последователь) | |
Привратник (консьерж, сторож) | Превратный (искаженный) | |
Придел (часть храма) | Предел (крайняя точка) | |
Приставить (к чему-либо) | Преставиться (умереть) | |
Призреть (дать приют) | Презреть (пренебречь) | |
Приступить (начать) | Преступить закон | |
Прибывать (к какому-то месту) | Пребывать (в городе) |
Правописание приставок пра- и про-
Это, пожалуй, самая простая и однозначная пара префиксов. Дело в том, что в русском языке приставка пра- встречается очень редко. Она бывает только в словах, которые обозначают нечто старинное, изначальное, имеющее отношение к предкам. Если же слово никак не может иметь такой смысл, можно смело писать про-.
Сложно сказать, сколько всего приставок в русском языке, но мы постаралась затронуть основные и самые популярные. Хотя в этой теме есть еще много интересного — например, правописание мягкого и твердого знака в приставках, заимствование слов из старославянского языка и т. д.
Вопросы для самопроверки
В каком слове нужно вставить букву и: пр_вратить в золото, пр_образование вещества, пр_ходящий успех, пр_широкий проспект?
Определите, в каких словах есть приставка, а в каких она отсутствует: сладить, склеить, здешний, слеток, здравствовать.
Найдите слово с неизменяемой приставкой: надломить, распоясаться, бесстрашие, превратный.
В каких словах следует вставить букву о: пр_бабушка, пр_образ, пр_бежаться, пр_родина, пр_дедовский?
Определите, какие слова пишутся слитно, а какие — через дефис: (контр)атака, по(дружески), (анти)дот, (архи)епископ, (инфра)красный.
Впишите недостающие буквы: Саша пр_был в город Архангельск и решил остаться в месте пр_бывания на год.
В каком ряду все слова — с приставкой без-?
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Приставка и ее роль в слове»
Урок – исследование по русскому языку в 3 классе.
Тема: Приставка, её роль в слове.
Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами
правописания приставок. Формировать умение применять на
практике правила правописания приставок.
Развивать орфографическую зоркость, логику,
познавательную активность, внимание, память, речь,
Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и
размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: остров, индивидуальные карточки, план, игра
«Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры.
1. Организационный момент. Релаксация.
2. Актуализация знаний.
— Кто такие исследователи?
— Какими близкими по значению словами их можно заменить?
— Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….
А вот в какую страну послушайте.
В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн.
Морфемы тут живут и здесь, и там.
— Что за страну мы посетим?
— Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).
— Какие острова находятся в этой стране? (остров Корень, суффикс, приставка, окончание).
У меня человечек немного грустный, но я думаю, что в конце урока он улыбнётся, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями.
— А какой человечек получился у вас? (У кого грустный — я думаю он к концу урока повеселеет, а у кого уже весёлый — я надеюсь он останется таким до конца урока).
— Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят огорбузы помипуста моркофель
Запись на доске и в тетради с комментированием.
5. Физминутка.
6. Упражнения в нахождении приставки.
Чтобы исследовать до конца этот пункт – для чего служит приставка, поиграем дальше. 1 вариант.