Для чего смычок перед игрой натирают канифолью
Канифоль
Канифоль
(эта страница будет улучшаться и дополняться)
Канифоль — это кусочек смолы, которым натирают волос смычка, без нее скрипка не звучит. Скрипичная канифоль бывает разных фирм и разных видов, и обычно музыканты выбирают ее скорее интуитивно.
Тем не менее в канифольном деле множество тонкостей и хитростей.
Канифоль получают из смолы хвойных деревьев: например, сосны, лиственницы, ели. (Обратите внимание на «перекомпоновку» природных материалов: деки скрипки сделаны из дерева, и без смолы из них невозможно издать смычком ни звука). Бывают виды канифоли, основанной на сочетании разных смол (например, хвойных и плодовых деревьев).
Сосновую смолу собирают исключительно осенью. На какой-нибудь старой мануфактуре, где производством канифоли занимаются уже лет двести, эту смолу нагревают в тигле, чтобы получить из нее терпентин (живицу); ждут, пока смола очистится от примесей, затем оставшуюся жидкую смолу снова нагревают, добавляют различные ингредиенты («волшебная формула» у каждой мануфактуры своя); и придают ей форму. Часто канифоль делается круглой (и потом заворачивается в бархат или помещается в нечто вроде шкатулки) или прямоугольной, но бывают и сорта дорогой канифоли, которым придают, например, форму скрипки.
Рецепт хорошей канифоли, как правило, старый и проверенный, и выпускается она старыми проверенными мануфактурами. Хотя некоторые производители стараются выделиться — например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов***.
Относительно того, как выбрать традиционную канифоль, тоже есть множество тонкостей. Каждая фирма выпускает по несколько видов канифоли, и звучат все они по-разному.
Скрипичная канифоль бывает более «жесткой» или «мягкой» в смысле получаемого с ее помощью звука. Каждый вариант идеален при определенных условиях. Самое главное — чего требует ваша скрипка и ваша индивидуальность, ваш собственный звук. Затем — что лучше подходит к вашим струнам. Считается, что более жесткая канифоль требуется на «жестких» (например, стальных) струнах, более мягкая — на струнах синтетических или жильных. На выбор канифоли может повлиять все, что угодно: от размеров помещения (концертный зал или студия) до климата. Опять-таки считается, что в тропиках предпочтительна жесткая канифоль, а в холодном климате (как у нас) — более мягкая.
Среди производителей канифоли (по-английски она называется rosin) — Hill & Sons, Pirastro, Thomastik; Larsen, Kaplan, Liebenzeller (Larica), Gustave Bernardel Rosin (Corelli Savarez) и др.
См.: процесс приготовления канифоли (статья на английском языке и фото)
Примечание! Важно всегда стирать остатки канифоли с инструмента и струн мягкой тряпочкой после каждого «сеанса» скрипичных занятий. В противном случае канифоль въестся в лак, что чревато серьезными последствиями для скрипки и ее звука, или нарастет на струнах, что опять же испортит звук.
P.S. Слово «канифоль» происходит от названия лидийского города Колофон (территория древней Лидии — это современная Турция).
*** «…например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов…» У автора «Азбуки» нет возможности делать «контрольную закупку» и отправлять образцы канифоли в лаборатории, чтобы определить, действительно ли в составе того или иного продукта есть тот или иной металл и всё ли то золото, что блестит. Поэтому читателю стоит иметь в виду, что сведения о составе взяты из официальных описаний на сайтах производителей. Впрочем, производители эти — как правило, старинные уважаемые фирмы, и лично я не думаю, чтобы они обманывали покупателей, заявляя в составе то, чего нет.
Зачем наносить канифоль на смычок для скрипки?
Какова цель нанесения канифоли на смычок для скрипки?
Канифоль важен для любого музыканта, который играет на струнном инструменте, таком как скрипка и виолончель. Без канифоли струны скрипки будут скользить по струнам и не дадут достаточного трения, чтобы издать звук. Необходимо, чтобы скрипач протер канифолью по всей длине скрипки, это позволит струнам смычка создавать хватку на струнах скрипки, следовательно, производить звук.Канифоль абсолютно необходим для игры на скрипке, альте или любом струнном инструменте!
Как нанести скрипичную канифоль на лук?
Перед любой репетицией или концертом вам необходимо нанести канифоль на скрипку. Этот простой жест должен стать автоматическим для любого музыканта, который играет на струнном инструменте.
1. Затяните струны в носовой части как обычно.
3. Будьте осторожны, чтобы не наносить слишком много канифоли, этобесполезно. Ограничьте себя одним или двумя движениями вперед и назад по носу. Если ваша скрипкановая, нанесите немного канифоли.
Согласно инструкциям производителя, срок службы блока канифоли обычно составляет один год. Нет необходимости заменять его, пока вы продолжаете испытывать одни и те же игровые ощущения.
Как чистить скрипку в случае скопления частиц канифольной пыли?
Когда вы играете, старые остатки канифоли накапливаются на теле скрипки, образуя слой частиц канифольной пыли. Лучше время от времени чистить скрипку, чтобы не повредить ее тело. На самом деле, канифоль может поцарапать или повредить лак для скрипки. Для этого нужно просто протереть канифоль мягкой, чистой и сухой тканью.
В чем разница между светлой и темной канифолью?
Обычно легкая канифоль тверже и издает «более мягкий» звук. Скрипачи предпочли бы использовать его. С другой стороны, темная канифоль «мягче и липче». Виолончелисты и контрабасисты предпочитают эту канифоль. С этим более липким остатком темная канифоль лучше наносится на смычки для виолончели и контрабаса, так как у них больше струн.
Даже если разница в уровне звука почти не ощутима, консистенция канифоли повлияет на звук, производимый инструментом.Цвет канифоли зависит от температуры, используемой в процессе дистилляции.
Канифоль для скрипки как выбрать
Канифоль представляет собой кусочек смолы. Именно ей натирают волос смычка для того, чтобы инструмент смогу звучать. Данный аксессуар для скрипки бывает различных форм, размеров и ценовой категории, а потому каждый скрипач сможет найти тот вариант, который ему понравится и будет удобен в использовании. В данной статье мы рассмотрим: как выбрать канифоль для скрипки и чем они различаются между собой.
Из чего делают канифоль для скрипки
Канифоль для скрипки производят из смолы хвойных деревьев. Однако, в некоторых случаях к смоле хвойных добавляют также смолы других деревьев, например, плодовых.
Некоторые музыканты делают канифоль своими руками, хоть это и длительный процесс. Для того, чтобы произвести канифоль, следует добыть смолу деревьев. У хвойных сортов смолу собирают осенью. После её нагревают, как следует очищают от примесей и вновь ставят на нагрев. На данном этапе в канифоль добавляют различные примеси, а после придают желаемую форму.
Сегодня, в век большой конкуренции, каждый производитель пытается выделиться на фоне остальных. Именно поэтому в составе канифоли порой можно заметить такие добавки как золотую или серебряную пыль, а рецепты канифоли часто являются секретом производителя. Считается, что добавление пыли драгоценных металлов способно улучшить статическое трение, тем самым повлияв на тональные качества инструмента.
Есть ли разница: покупать дорогую канифоль или дешевую?
В зависимости от выбранной канифоли можно добиться разного звучания от скрипки. Для того, чтобы определиться с какой канифолью именно вам будет лучше всего работать, следует попробовать несколько вариантов.
Однако, нужно учитывать, что канифоль условно можно разделить на студенческую и профессиональную. Студенческая имеет низкую цену, но при этом вы можете столкнуться со следующими проблемами:
Основным различием профессиональной канифоли от студенческой является степень очистки сырья, из которого она сделана. Чем лучше очищено сырье, тем «чище» звучит инструмент.
Тёмная и светлая канифоль
Бытует мнение, что светлая (янтарная) канифоль предназначена для применения в летний период, а тёмная – в зимний. Связано это с тем, что светлая канифоль более плотная, а соответственно лучше держит свою форму и сохраняет свойства даже при жаркой погоде. Тёмная канифоль более мягкая, «липкая», а потому лучше подходит для использования при холодных температурах. Светлую чаще применяют для скрипки и альта, а тёмную – для виолончелей и контрабасов.
Однако, данные правила были актуальны в то время, когда существовало всего 2 вида канифоли. Сегодня же производители предоставляют большой выбор канифолей различного оттенка, которые подходят как для летнего, так и для зимнего периода. Единственным исключением является канифоль для контрабаса – она достаточно мягкая, вязкая и для тонких струн скрипки применять её нельзя.
Коробочная и формовочная канифоль
Формовочная канифоль стоит дороже, но это обусловлено её высокой степенью очистки. Её производят любого цвета. Некоторые производители усовершенствуют формовочную канифоль, делая жизнь музыкантов более комфортной. Например, некоторые производители изготавливают канифоль, не создающую порошка при использовании. Она является настоящим спасением для тех музыкантов, которые страдают аллергией на канифольную пыль.
Где купить канифоль для скрипки?
Если вы не знаете, какую канифоль лучше приобрести в вашем конкретном случае – обратитесь к нашим консультантам. Они являются профессионалами и знают об аксессуарах для музыкальных инструментов абсолютно всё, а потому точно смогу помочь отыскать идеальный вариант, независимо от имеющегося у вас бюджета.
Заказать канифоль вы можете из любого уголка России – наш магазин осуществит доставку удобным для вас способом. Если же вы проживаете в Москве или Подмосковье, то можете лично приехать за аксессуарами для скрипки в один из наших стационарных магазинов или же оформить курьерскую доставку. В случае оформления доставки мы привезёт товар в течение пяти дней.
Напоследок хотим дать один совет – для того, чтобы предотвратить накопление канифоли на поверхности инструмента всегда имейте в футляре мягкую ткань, которой регулярно протирайте инструмент после каждой игры и обработки его канифолью. Такая забота об инструменте позволит сохранить его свойства и внешний вид на долгие годы!
Для чего струны скрипки натирают канифолью? Или смычок натирают?
Канифолью натирают смычок, точнее, волос смычка (в смычке используется конский волос, натуральный или искусственный). Это увеличивает сцепление со струнами, за счет чего улучшается качество звука. Такое натирание обычно производят перед каждым концертом (игрой).
Натирают все таки канифолью струны скрипки. Это необходимо для лучшего скольжения смычка.
Как сообщается, в понедельник Фрэнк Алмонд уже сможет сыграть на ней на репетиции.
Абсолютно точное авторство скрипки нам врядли удастся узнать, поскольку происхождение прародителей инструмента считается народным.
Первые упоминания о схожем по форме и возможностям исполнения инструменте датируются 13 веком. Если конкретнее, в трактате ‘О музыке’ Ионанн де Грокейо обращает внимание на виеллу.
Далее упоминания и изображения родственных инстументов во фресках, переплетах, картинах.
Собственную форму и имя скрипка приобретает в 16 веке.
‘Душу и голос’ скрипки помогли раскрыть мастера семейств Амати, Страдивари, Гварнери, и конечно же, сами исполнители и авторы скрипичной музыки.
Зачем наносить канифоль на смычок для скрипки?
Для паяния многих металлов и сплавов применяются флюсы. В их функции входит снятие оксидного покрытия с детали, ингибирование процессов окисления в процесс работы, обеспечение образования качественного соединения.
Канифоль для пайки – один из самых простых и доступных видов флюсовых материалов. Средство это успешно используется с давних пор по настоящее высокотехнологичное время.
Существует множество современных составов, но привычка использовать канифольный флюс у многих паяльщиков остается неизменной.
Что это такое
Слово это у всех на слуху, но подробности о канифоли известны не многим. Постоянным пользователям полезно знать состав, свойства флюса из канифоли, чтобы пайка была успешной.
Канифоль – это вещество, внешне похожее на стекло. Она может иметь все оттенки бежевого, желтого, коричневого цветов. Хорошо растворяется в чистом спирте и бензоле, хуже – в бензине и керосине, совсем не растворяется в воде.
Главный действующий компонент – смоляные кислоты, концентрация которых может достигать 80- 92 %. Заметно количество высших жирных кислот, массовая доля которых варьируется от 0,5 % до 12 %.
Хранение[ | ]
Для предотвращения выпадения кристаллов смоляных кислот из растворов канифоли необходимо:
Методы получения
Канифоль содержится в соснах, кедрах, лиственницах. Ее получают из этих деревьев или древесного сырья. Производство канифоли проводится по двум основным технологиям, которые определяют разновидности природного флюса для пайки. Состав и характеристики обоих продуктов контролируются государственными стандартами.
Сосновую канифоль получают отгонкой летучей фракции живицы – жидкости, которая выделяется из надрезов на коре хвойных деревьев. Параллельно в приемниках собирается скипидар, массовая доля которого составляет 1/3 часть от суммарного продукта.
Помимо этого существует метод получения канифоли из отходов мелко порубленной древесины. Такой продукт называют талловым. Отдельную группу натуральной смолы, выделяемую из старых пней и корней, называют экстракционной канифолью.
В качестве экстрагента в производственном процессе используют бензин. Такой продукт имеет небольшое распространение вследствие трудоемкости получения сырья, которое называется пневым осмолом.
Пни нужно собирать только через 10 или даже 15 лет после вырубки леса. С трудом можно представить детали организации такого производства в больших объемах, требуемых для пайки.
При производстве бумаги накапливается в качестве отхода талловое масло, из которого отгоняют талловую канифоль.
Канифоль — это очень интересное вещество
Канифоль – это аморфное, хрупкое вещество, имеющее стекловидную структуру и цвет от светло-желтого до темно-красного. Она получается после отгонки летучей составляющей из смол хвойных деревьев. Химические свойства канифоли (до 90% смоляных кислот, в том числе основная – абиетиновая) делают ее нерастворимой в воде, но растворяющейся в эфирах, спирте, хлороформе и бензоле. При нагревании до 50-120 С (для разных сортов) канифольные бруски размягчаются.
Откуда произошло слово «канифоль»? Это, вероятнее всего, искаженное название древнего греческого города Колофон, вокруг которого росли деревья, дающие такое вещество. В древности (более трех тысяч лет назад) из смол получали скипидар путем нагревания, а сухой остаток как раз и являлся примитивной канифольной субстанцией.
Канифоль – это аксессуар, без которого нельзя играть, например, на скрипке, альте, контрабасе, виолончели. При натирании смычка кусочком этого вещества образуются свободные молекулы, которые дают определенное сцепление со струной, что способствует извлечению звука. Такую канифоль часто производят непромышленным способом из смол, собранных исключительно осенью с добавлением «секретных» ингредиентов, которые свои у каждой фирмы (может добавляться металлическая, серебряная и даже золотая пыль и др.). Кроме того, канифолью раньше натирали подошвы перед спортивными состязаниями, к примеру, борцов, а также седла жокеев перед скачками.
Канифоль – это вещество, которое широко применялось и применяется в промышленности. В прежние времена она была востребована в мыловарении, производстве пластырей, сургуча. Сегодня составами с канифолью пользуются для крепления стеклянных составляющих ламп к цоколям, для производства лаков, при полиграфических работах, на паяльных производствах, а также в бумажной промышленности. И везде применяется ее главное свойство – способность создавать липкие соединения при нагреве.
Производство канифоли в общих чертах не изменилось за тысячелетия. Исходный материал (просмоленные пни, собранная смола — живица) помещают в кубы, где он обрабатывается паром или подогревается на огне. Из центнера живицы получают около 12 кг скипидара (отгоняется) и 70 кг канифоли, которая уваривается для удаления жидкости и размещается по емкостям. Если вещество извлекается из пней, то они предварительно измельчаются, а потом смесь щепок и воды подвергается процессу экстрагирования. Из одного кубического метра просмоленной древесины можно получить около сорока килограммов канифоли.
Какие основные нормативные акты используются предприятиями, которые выпускают канифоль? ГОСТ № 19113 – 84, в частности, содержит основные требования к продукции и ряду параметров производства. Из него мы можем узнать, какой должен быть внешний вид у канифоли, какова допустимая плотность, содержание воды, температура размягчения, кислотное число и др. В документе также указываются требования к безопасности производственного процесса (канифоль – это умеренно опасное вещество, т.к. ее аэрозоль может вызвать раздражение), правила приемки, методы анализа готового продукта, правила хранения и гарантии.
Свойства
Все виды канифоли для пайки поступают в продажу в трех сортах: «высшем», «первом» и «втором».
Талловая канифоль размягчается в диапазоне температур от 56 ℃ у образцов второго сорта до 60 ℃ у образцов высшего сорта. Максимальное содержание золы может достигать 0,06 %, механических примесей – 0,03 %.
Талловая канифоль хорошо горит. При хранении она не должна нагреваться больше, чем до 80 градусов. При температуре около 400 градусов она может самовоспламеняться.
Важной характеристикой многих композиций является кислотное число, которое отображает количество свободных кислот в продукте. Измеряется оно в мг КОН, требуемых для нейтрализации.
Кислотное число талловой канифоли укладывается в диапазон 154 – 165 мг КОН на 1 г продукта.
Сосновая канифоль может содержать примеси воды в количестве, достигающем 0, 2 % от общей массы. Это объясняется тем, по-видимому, что добывают ее из живицы.
Золы в сосновом продукте содержится максимум 0,04 %, механических примесей – также не более 0,04 %. Кислотное число сосновой канифоли варьируется от 166 до 169 мг КОН, требуемых для нейтрализации 1 г продукта.
Следовательно, канифоль из живицы сосны имеет немного более кислый характер, чем талловый продукт.
Интервал температуры размягчения сосновой канифоли варьируется от 66 у образцов второго сорта до 69 ℃ у образцов высшего сорта. Температура, при которой масса может воспламениться сама, составляет 321 °С. Хранить канифоль для пайки нужно при комнатной температуре.
Экстракционная канифоль встречается редко. Ее технические характеристики оставляют желать лучшего. Так, содержание основных смоляных веществ составляет только 75 %. Это почти на 20 % меньше, чем у других видов канифоли.
Исправление неправильной пайки
Для исправления ошибки, в любом случае, сначала надо на стык нанести флюс (канифоль). Что это такое, уже было сказано выше. В первом и втором случае надо просто вторично прогреть стык. Если припоя много, надо счистить с паяльника весь припой, прогреть стык и снять с него лишний припой паяльником. При пайке должна быть правильно подобрана мощность паяльника. Чем больше масса деталей, тем мощнее должен быть паяльник. Для мелких деталей используется паяльник мощностью 25-30 Вт, для средних – 50-60 Вт. Корпусные детали из тонкой жести паяют паяльниками на 90-100 Вт. Для особо массивных деталей используют специальные паяльники.
Как паять
Существует ряд обязательных стадий при проведении пайки. Прежде всего, поверхность металлических деталей нужно механически очистить от грязи, оксидов, примесей.
Затем канифоль для пайки нужно хорошо разогреть. Несмотря на то, что флюс начинает плавиться при температуре меньше 70 ℃, прогреть его нужно с большим запасом.
Можно довести температуру до +130. Разогретое жало паяльника должно легко входить в канифольную массу. Обычно при этом выделяется легкий дымок.
Следующий этап пайки зависит от типа предстоящей работы. Если спаять нужно тонкие проводки, то можно сразу приступать к работе. При большей площади рабочей зоны, ее необходимо предварительно прогреть.
Если наносить припой и флюс на холодную поверхность, температура будущего шва резко понизится. Для пайки больших деталей требуется предварительное нагревание рабочей зоны, после которого паяльная масса хорошо распределится по всей поверхности.
Жало паяльника должно быть чистым и прогретым. Если оно долго не использовалось перед пайкой можно наконечник зачистить щеткой или наждачной бумагой. Затем на жало наносят олово.
Процесс называется лужением наконечника. Если жало недавно использовалось, и на нем еще присутствует немного припоя, это хорошо. Его можно сразу окунать в канифоль и приступать к пайке.
Главная стадия – фиксирование деталей, подлежащих спайке; нанесение в зону будущего шва сначала флюса, затем – припоя. Всю расплавленную массу нужно равномерно распределить жалом паяльника. После остывания пайка закончена.
Для чего используется канифоль при пайке
Чтобы ответить на этот вопрос, требуется знать, для чего нужен флюс при пайке, так как она здесь и является флюсом. Главной ее особенностью является то, что она даже при температуре плавления в 150 градусов Цельсия может хорошо справляться с оксидными пленкам. Эти пленки образуются на поверхности спаиваемых металлов и мешают хорошему соединению припоя и основного металла. Канифоль растворяет их практически мгновенно.
Материал является хорошим диэлектриком, но проблем с готовыми паянными соединениями, которые могут потерять качество проводимости, не наблюдается. Еще одним фактором, зачем нужна канифоль при пайке, является улучшения свойств спаивания. В некоторых случаях это оказывается сложно, так что металл не растекается как нужно, поэтому, использование канифоли помогает избавиться от некоторых негативных факторов. Материал стоек к воздействию атмосферной влаги, но обладает при этом гигроскопичностью. Многие любители используют ее, даже не зная зачем нужна канифоль, но это может иметь негативный эффект, так как она подходит на для всех типов соединения. Как правило, ее применяют в самых простых случаях, когда речь идет о домашней пайке. В профессиональной сфере она также используется, но не так часто.
Преимущества применения
Применение канифоли удобно, благодаря следующим достоинствам:
доступности флюса в продаже;
Натуральный продукт обеспечивает удаление оксидных примесей, ингибирует окисление в процессе проведения пайки, создает предпосылки для образования качественного и прочного шва.
Спиртовой состав
В некоторых ситуациях при пайке труднодоступных мест в качестве расходного применяют не твердую канифоль, а готовый спиртовой раствор натурального продукта.
Чистого спирта во флюсе, известном под сокращением СКФ, содержится 60 %.
Остальную часть массы занимает непосредственно канифоль. Вместо спирта можно взять ацетон. Правда, запах у него менее приятен.
Жидкий флюс стоит недорого, обладает хорошим техническими характеристиками. Его консистенцию можно легко менять увеличением количества растворителя. Так, при работе применяют более жидкие составы, имеющие консистенцию раствора.
Для пайки обычных деталей массу делают в виде вязкой кашицы. Любую работу с растворителями нужно проводить при хорошей вентиляции. Вдыхание выделяющихся паров, возгоняющихся частичек флюсовой массы вредно для дыхательных путей мастера.
Зачистка
Следующий этап – зачистка медного провода от оксидов. На поверхности любой медной детали образуется оксидный слой, препятствующий пайке. Его надо соскоблить ножом до появления цвета чистой меди. Массивные детали можно зачистить мелкой наждачной бумагой. Оксидный слой быстро восстанавливается, поэтому между зачисткой и следующим этапом не должно быть пауз. После зачистки деталь покрывают слоем флюса. Задача флюса – химически убрать остатки оксидов и препятствовать образованию новых. В качестве флюса обычно используются кислоты. Самый безопасный флюс – канифоль (сосновая смола). Он безопасен при хранении и использовании, к тому же с паяных деталей можно не смывать остатки канифоли, т. к. они не портят металл.
Пайка трубчатыми припоями
В продаже имеются расходные материалы, представляющие собой прутки из олова и свинца. Внутри по всей длине размещена флюсовая канифоль. Такой присадочный материал применяют при многих видах пайки.
Пользоваться им легко и удобно. В рабочую зону вносят конец прутка. Она расплавляется, обеспечивает попадание в зону шва одновременно флюса и расплавленного припоя. Так проводится пайка, не требующая тщательной подготовки поверхности перед началом работы.
Выбирая материалы для пайки, следует обратить внимание на информацию о производителях. Вся продукция должна соответствовать ГОСТам.
Канифоль: что это такое и как пользоваться?
Ее можно наносить или, подцепив капельку горячим паяльником, или окунув провод в расплавленную канифоль. Канифоль, что это такое? Изначально использовалась очищенная смола. Но гораздо удобнее использовать раствор канифоли в спирте (продается под марками ФСКнили ФКСп). Такой флюс наносится кисточкой, встроенной в пробку флакона. Особенно удобно такой флюс наносить на плату – плата просто сплошь закрашивается раствором. Спиртовый раствор канифоли расходуется экономно и не загрязняет место пайки лишним флюсом. После флюса наносится тонкий слой припоя. Для этого касаются горячим паяльником канифоли и покрывают жало тонким слоем флюса.