Для чего сочиняют небылицы выбери ответ
«Небылицы» конспект 1 класса
Конспект урока литературное чтение
Дата проведения: 10.04.2013
Познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать, делать выводы;
Способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
— А сейчас вспомним, с чем познакомились на прошлом занятии?
— Сегодня мы с вами познакомимся с небылицами.
— Знаете что такое небылицы? Вот и узнаем.
— И сейчас открыли учебники на странице 46.
— Прочитай (ученик) нам небылицу.
— Ребята, для чего сочиняют небылицы? (для потехи)
— Прочитайте про себя эту небылицу.
— А сейчас давайте переставим в небылице все слова так, чтобы было правильно по смыслу.
Ехал мужик мимо деревни,
Вдруг из – под ворот лают собаки.
Выскочила бабка с палкою в руке
И давай дубасить мужика на коне.
— Смысл уже другой и не смешно.
— Послушайте еще такую небылицу:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
— Очень много существует небылиц. Вы читали когда – нибудь их?
Работа над рифмами Матушки Гусыни.
— Сейчас найдем страницу 47. Прочитайте заголовок.
— Ребята, небылицы. Веселые песенки и загадки есть не только у русского народа, но и у других народов.
— Есть книга, которая так и называется «Рифмы Матушки Гусыни», в ней написаны английские песенки, который перевел на русский язык Самуил Яковлевич Маршак.
— Вот сейчас мы и почитаем эти песенки.
— Первая называется «Не может быть»
Чтение песенки «Не может быть»
— Ребята, понравилась вам эта небылица?
— Может ли быть такое, чтоб свинки ходили в ботинках и шляпках?
— А вот в небылицах может быть и такое.
— Давайте хором прочитаем эту небылицу.
— А сейчас нам эту небылицу прочитает первый ряд.
Чтение песенки «Король Папин»
— Прочитайте самостоятельно эту песенку.
— Прочитай (ученик) для всех громко.
— Какие строчки помогли нам понять, что это шуточное произведение?
(из торта сделал стены, а крыша – леденец, из пастилы сложили печь).
Чтение песенки «Я видел озеро в огне…»
— Является ли правдой то, что написано в песенке? Почему?
(озеро в огне быть не может, собака не может быть в брюках и на коне, шляпка вместо крыши не может быть, мыши котов не ловят, пироги не пекут в лесу, медвежонок туфли не может мерить)
Чтение песенки «Мама можно…»
— Сейчас я ее прочитаю.
— Что смешного есть в этой песенке?
— Прочитаем ее хором.
— А сейчас нам ее прочитает второй ряд.
Чтение песенки «Мой сыночек – молодец»
— Прочитай (ученик) для всех громко.
— Прочитайте ее еще раз про себя.
— Что необычного в этой песенке?
— Разве возможно это встретить в реальной жизни?
— Какая из прочитанных английских песенок показалась тебе особенно смешной? Докажи чем?
— А как вы думаете, можно ли эти английские песенки назвать небылицами? Почему вы так думаете?
— А какое настроение создают вам песенки? Почему?
— Давайте прочитаем хором его.
— А сейчас прочитает третий ряд.
Чтение английской народной песенки «Дом, который построил Джек»
— Я сейчас вам прочитаю известную английскую народную песенку, а вы внимательно слушайте.
— А сейчас прочитайте про себя ее.
— Вы наверно обратили внимание как построено это стихотворение.
— Какие слова повторяются в каждой части стихотворения?
— Как вы думаете, почему первые строки стихотворения вынесены в заглавие?
— Заглавие может выражать главную мысль или тему произведения.
— С каким малым жанром мы сегодня познакомились?
— Что представляют собой небылицы?
— Какие особенно запомнили?
— Дома читать страницы 46 – 51.
Тема записана на доске
Открывают учебники на странице 48
Переставляют слова для правильности
Учитель читает небылицу
Беседа по прочитанной сказке
Беседа по прочитанному
Беседа по прочитанному
Беседа по прочитанному
Подводят итог урока
Записывают домашнее задание.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1321147
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Сочиняем небылицы». Конспект занятия по ОО «Коммуникация»
Любовь Жмуд
«Сочиняем небылицы». Конспект занятия по ОО «Коммуникация»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №70
Конспект организованной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Коммуникация» в старшей группе.
«Сочиняем небылицы»
Воспитатель: Жмуд Любовь Николаевна
р. п. Большие Вяземы, 2014г
Цели:
Связная речь. Учить детей составлять небылицы.
Словарь. Уточнить понимание детьми обобщающих понятий (посуда); учить сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия; учить находить несоответствия в тексте стихотворения и объяснять, почему так не бывает.
Грамматика. Закреплять умение образовывать названия предметов посуды; продолжать знакомить с предложением; упражнять детей в последовательной замене слов стихотворения картинками. Читать текст по картинкам.
Оборудование: 3 клоуна (картинки); карточки с рисунками для замены слов стихотворения; предметы мебели (стол, стулья, предметы посуды (чашка, кружка, стакан, сахарница, хлебница, салфетница, конфетница); схема качели, палочки счетные.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли клоуны (демонстрирую детям картинки с изображением клоунов (Приложение №1); даю имена в соответствии с отличительными признаками:
Скажите, пожалуйста, кого называют Кудряшкиным?
Кого называют Улыбкиным?
Кого называют Игрунчиком?
Молодцы, вы правильно ответили.
Воспитатель: Ребята, сегодня к клоунам придут гости. Из чего они будут есть и пить? (Дети отвечают.)
Как все эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда)
Какие ещё предметы посуды вы знаете? (Дети отвечают.)
Для чего нужны чашка и стакан? (Из них можно пить чай, молоко, компот.)
Чем отличаются чашка и стакан? (Стакан прозрачный, а чашка нет, стакан выше чашки.)
Из чего едят суп? (Из тарелки.)
Из чего едят второе? (Тоже из тарелки.) Как называются тарелки для первого? Для второго? (Глубокие и мелкие.)
Воспитатель: Ребята, давайте поможем клоунам накрыть стол для гостей (Накрываем стол скатертью.). Куда мы положим хлеб? Как называется специальная посуда для хлеба? (Хлебница.)
Для сахара? (Сахарница.)
Для салата? (Салатница.)
Для сухарей? (сухарница.)
Для салфеток? (Салфетница.)
Для конфет? (Конфетница.)
Гости любят пить чай и кофе. В чем заваривают чай? (В чайнике.)
В чём варят кофе? (В кофейнике.)
В чём подадут к столу молоко? (В молочнике.)
Сливки? (В сливочнике.)
Вот какой праздничный стол получился.
Физкультминутка «Хомячок»
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое небылицы? (Ответы детей.)
Небылицы (нелепицы, путаницы) – это то, чего не было и не бывает на самом деле.
Послушайте отрывок из стихотворения Зинаиды Александровой «Шутка», и скажите, что в этом стихотворении не так?
«У нас в переулке есть дом с чудесами,
Сходите, взгляните – увидите сами:
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают весёлые книжки,
Отняв потихонечку их у малышки.»
Прослушав отрывок, дети называют небылицы, которые заметили.
Воспитатель: Ребята, вы помогли Кудряшкину,Улыбкину и Игрунчику накрыть на стол, а они хотят научить вас сочинять небылицы.
Для этого нам нужно выучить стихотворение:
Вёл собаку на ремне.
А старушка в это время
Мыла кактус на окне
А сейчас мы слова этого стихотворения заменим картинками (показываю детям картинки, (Приложение 2, и расскажем его.
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне. –
Вел старушку на ремне
Ну. а кактус в это время
Упражнение: «Качели для клоунов» (индивидуальная работа)
Клоуны любят качаться на качелях, давайте их порадуем и построим для них качели из палочек так, как показано на схеме.
Дети выкладывают качели из палочек.
Методическая разработка «Значение небылиц в развитии логического мышления»
Я поставила перед собой ряд вопросов:
На все поставленные вопросы, я хочу ответить в своем докладе, проанализировав литературу по теме и свой опыт работы.
В дошкольном возрасте развитие мышления тесно связано с практической игровой деятельностью ребенка. С её помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Все виды мышления тесно связаны между собой, а мышление с речью. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связано с речью. Постепенно ребенок учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решить практические задачи по-своему, действенным путем. А речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Речь стала как самостоятельное средство мышления. Развивается словесно-логическое мышление – самый сложный процесс мышления детей. Здесь уже ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Словесно-логическое мышление приводит к совершению любых логических действий (анализа, обобщения, выделение главного при построении выводов) и операций со словом. Упражнения по развитию этого вида мышления направлены на формирования у детей умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции.
Нельзя забывать, что развитие ребенка происходит на уровне его житейского опыта, от богатства накопленных знаний. Как его развить? С помощью развивающих игр и художественного слова, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащения лексического словарного запаса! Существует немало детских стихов, которые являются продуктами игры, это стихи-перевертыши и небылицы с логическими ошибками.
Небылицы – это небольшой рассказик о том, чего на самом деле нет, и быть не может. Они как литературный жанр встречаются в литературе любой народности, её особенностью является шутка, неправдоподобность, юмор. Чем больше непонятного, необычного, несуразного и необъяснимого – тем лучше, концентрация чудес просто зашкаливает. В основе небылиц лежит фантазия, обман. Но обман не злой, направленный на то, чтобы ввести в заблуждение собеседника и получить свою выгоду. А обман добрый, направленный на то, чтобы развеселить, поднять настроение, вызвать улыбку и смех.
Небылицы, перевертыши и нелепицы могут быть построены на основе использования приемов:
В первые годы жизни ребенок усваивает большой объем информации, а небылицы помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений. Ребенок получает удовольствие, если восстанавливает в своем сознании нарушение перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Небылицы обостряют чувства реальности, подготавливают детей к усвоению более сложных форм. Игра с небылицами присуща чуть не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни.
В возрасте 2,5-4 лет дети часто начинают рассказывать небылицы, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых и вызвать восхищение других детей, зачастую знакомые слова «перевертывая» так, что образуются несуществующие слова. Положительный момент от таких перевертышей вполне очевиден, поскольку любое отклонение от нормы воспитывает в ребенке эту норму, и сам себе он начинает адекватно оценивать в окружающем мире. Он становится уверенным в своих интеллектуальных способностях, начинает уважать себя. Польза небылиц в этом возрасте очевидна: за каждым «не так» ребенок ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает ориентацию в мире.
У детей 6-7 лет параллельно с наглядно – образным мышлением развивается логическое, в частности причинное, мышление. Все процессы опираются на усвоенные понятия и во многом соприкасаются с речевыми процессами. Интерес к явлениям, которые происходят не так, как обычно, заинтересовывают детей, заставляют искать и устранять причину. Игры с небылицами объединяют противоположные функции или свойства в один предмет, становятся проблемной ситуацией, в основе которой лежит противоречие. Каждая проблемная ситуация уникальна, и её разрешение происходит только на основе собственного индивидуального опыта. В основе выполнения ребенком умственной работы с небылицами лежит процесс понимания, который строится на анализе и синтезе. В результате мышления анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным, делается умозаключение, развивается словесное мышление. Развиваются новые мотивы познавательной деятельности, которые делают возможным сознательное усвоение новых знаний. «Старшие дети настолько укрепляются в реалистических позициях, что начинают любить всякие перевертыши. Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности» К. Чуковский в книге «От двух до пяти».
Небылицы – это особенные детские логические игры, где детям весело, но и игры со своими мыслями. Дети любят не только слушать небылицы, но и сочинять сами. Небылицы являются плодом фантазии и воображения, которые позволяют детям самостоятельно составлять и придумывать их. Дети используют уже где-то услышанные небылицы, изменяют их или выбирают новые предметы и их функции, наделяя не присущими и новыми признаками. Таким образом, дети получают максимальное удовольствие от впечатляющей игры и существенную пользу для формирования и развития их логического мышления.
Небылица – это игра без правил со словами, с мыслью, которая позволяет ребенку проверить границы окружающего мира. Надо научить детей сочинять небылицы, используя любые приемы искажения действительности и лишения смысла, придавая новый неожиданный смысл мыслям и вещам.
Как научить сочинять небылицы? В этом помогут небылицы С. Маршака, К. Чуковского, Б. Захордера и Э. Успенского:
Самой простой возможностью придумать самостоятельно небылицу считается умение построить ее на собственных ошибках. Такие истории изначально могут иметь двигательный характер, нежели словесный. К примеру, ребенок не умеет завязывать шнурки – шнурки обиделись и убежали. После этого, из многократных ошибочных действий, и могут возникнуть самые интересные истории. В этих историях будет присутствовать множество ошибочных персонажей, со смешными и необычными именами.
Нельзя не отметить благоприятное влияние небылиц на развитие ребенка положительного эмоционального фона. Небылицы вызывают у детей смех, развивают юмор, который поможет во взрослой жизни относиться с иронией ко многим жизненным ситуациям.
Работа с небылицами – это как игра с ошибками. К ним относятся словесные игры с небылицами, стихи-небылицы, небылицы с логическими упражнениями, сюжетные картинки с небывальщиной, перевертыши, папки-передвижки, книжки-малютки.
Значение небылиц:
Таблица: Игры и упражнения для детей старшего возраста по теме «Значение небылиц в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста»
Используемая литература
Автор: Орлова Ирина Евгеньевна, воспитатель ГККП «Ясли-сад №31» г.Павлодара, Республика Казахстан
Получайте бонусные рубли за вашу активность!
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
Похожие публикации
Комментарии ( 1 )
Елена Елена Елена 21.09.2020 в 11:10 +1
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Игра. Сочиняем небылицу
Ответы к стр. 18 — 23
Строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строки написаны слева, а продолжение — справа. Задача играющих соединить первую и вторую части так, чтобы получилась небылица.
Злой кабан сидел на ветке,
Пароход томился в клетке,
Соловей точил клыки,
Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила,
Маша хвостик свой ловила.
Буратино сшил себе штаны,
Портной все поел блины.
Ёж накрыт к обеду был,
Чиж усами шевелил,
Рак летал под облаками,
Стол гонялся за мышами.
Чайник прыгал во дворе,
Мальчик булькал на костре.
Песня в шахматы играла,
Громко девочка звучала.
В поднебесье слон летал,
Гусь из джунглей убежал.
В школьном портфеле тетрадка,
А что за тетрадка — загадка.
Получит оценку в неё ученик,
А вечером маме покажет… (дневник)
На странице Букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(Дождь)
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива)
1. О весне:
2. О зиме:
3. Об осени:
3). Придёт осень, за всё спросит.
3). Цыплят по осени считают.
3). От осени к лету поворота нету.
3). Весна красна цветами, а осень — снопами.
3). Ноябрь — сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат.
3). Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
3). Весна да осень — на дню погод восемь.
3). В ноябре зима с осенью борется.
4. О лете:
4). Дважды в год лето не бывает.
4). Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
4). Что летом родится, то зимой пригодится.
4). Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
4). От осени к лету поворота нету.
4). Будет зима — будет и лето.
4). Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
4). Где в апреле река, там в июле лужица.
4). Лето — припасиха, зима — прибериха.
Все пословицы (кроме пословицы «Как месяц не свети, а всё не солнышко», которую надо отнести ко времени суток) рассказывают о временах года.
Пословицы и поговорки можно найти в различных сборниках с таким же названием, в Интернете, узнать от старших.
Мне понравилась пословица «Дважды в год лето не бывает». Её смысл в том, что лето в году бывает только один раз. Переносный смысл: Не следует ждать чего-то, что уже было и прошло.
Новый год — к весне поворот.
«Баба-Яга», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».
Я нашёл сборник «Сказки русских писателей. Начальная школа. 1-4 класс». Издательство «Стрекоза», 2016 г. Я прочитал из этого сборника следующие произведения: Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», П. Бажов «Серебряное копытце», В.Катаев «Цветик-семицветик».
Слова «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…» принадлежат девочке Жене из сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик», в руки которой попал волшебный цветок с разноцветными лепестками.
Сказка призвана не просто развлекать. Она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрым и справедливым, чутким и отзывчивым; защищать слабых; находить выход из самых сложных ситуаций, преодолевать трудности, противостоять злу, приходить на помощь товарищу; быть терпеливым, настойчивым, храбрым; уважать старших, не обижать младших; любить свою Родину.
«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» — говорится в «Сказке о золотом петушке» у А. С. Пушкина. И это высказывание справедливо. Сказки помогают нам поверить в себя и свои силы, преодолеть трудности, воспитать в себе силу духа, смелость и мужество. Они учат детей добру и терпению, состраданию и прощению; помогают посмотреть на себя со стороны взрослым. Сказки — наши лучшие друзья и советчики в самых сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками учат нас отличать правду от лжи, добро от зла. Смысл сказки никогда не лежит на поверхности, но в её «намёках» заложена вековая мудрость народа.