Для чего составляется балансовый отчет предприятия

Три главных финансовых отчета предпринимателя

Бизнес — это сложная система, в которой много составляющих. Предприниматель управляет продажами, развивает продукт, настраивает маркетинг и руководит сотрудниками. Части системы взаимосвязаны — без маркетинга не будет продаж; без персонала некому развивать продукт. Взаимосвязи в бизнесе бывает сложно отследить и оценить. Но все они находят свое отражение в финансах — крови бизнеса, которая помогает двигать его вперед.

Содержание статьи

Зачем вести финансовые отчеты

В бизнесе обычно ведут две отчетности по управлению деньгами: бухгалтерскую и финансовую. Бухгалтерские отчеты создают, чтобы сдавать в налоговую, а финансовый учет помогает увидеть реальную ситуацию с деньгами в бизнесе и принимать решения. Часто финансовые отчеты собственник составляет самостоятельно или вместе с финансовым менеджером.

У предпринимателя всегда есть более важные дела, чем отчетность. Нужно подписать новый контракт, договориться с поставщиком или съездить на производство. Поэтому отчетность ведется от случая к случаю, траты и доходы забывают учитывать, показатели не считают, а затраты не классифицируют. Такой подход работает до тех пор, пока предприниматель не столкнется с серьезными финансовыми проблемами — кассовым разрывом, убыточностью ключевых клиентов или просроченными платежами.

Мы рекомендуем управлять финансами осознанно. Поэтому перед рассказом об отчетах давайте разберемся, зачем они нужны.

Отчетность помогает не совершать ошибок, принимать взвешенные решения и глубже понимать текущую ситуацию. Для каждого из приведенных сценариев есть свой отчет. Мы разберем их на реальных примерах.

1. ДДС или движение денежных средств

Каждому хочется избежать ошибок — вовремя получать оплату, не попадать под налоговые штрафы и избегать кассовых разрывов. Все эти задачи решает отчет о движении денежных средств или ДДС.

Компания Николая М. ремонтирует нежилые помещения — одновременно бригады работают на 5 объектах. Бизнес новый, чтобы завлечь клиентов Николаю приходится давать отсрочку. Он фиксирует приходы и расходы, поэтому точно знает, когда возникает кассовый разрыв и компании требуется дополнительное финансирование.

Финансовый отчет о движении денежных средств содержит все приходы и расходы средств компании за период.

ДДС показывает, сколько денег компания получила и сколько заплатила, сколько у нее было и сколько осталось. В него заносят каждую операцию — приход или расход; отмечают, кому заплатили и откуда получили деньги; делят движения средств по категориям.

Даже в небольшом бизнесе счет операций может идти на сотни. Кофейня закупает зерно, воду, молоко и бумажные стаканчики; платит обжарщику, баристе и уборщице; рассчитывается по аренде, налогам и кредитам. И каждая из этих операций может кардинально изменить положение бизнеса. ДДС предупредит предпринимателя, если что-то пойдет не так.

Пример отчета ДДС

Деньги на начало100 000 ₽
1 июляПредоплата90 000 ₽
2 июляАванс сотрудникам-60 000 ₽
3 июляАренда-20 000 ₽
4 июляЗакупка сырья-100 000 ₽
5 июляЗайм собственнику5 000 ₽
Деньги на конец5 000 ₽

Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть картинку Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Картинка про Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия

2. ОПУ или отчет о прибылях и убытках

Когда предприниматель разберется с поступлениями и выплатами денег, встанет вопрос о прибыльности всего бизнеса. Прибыль — это то, ради чего большинство открывает свое дело. Если компания не зарабатывает, то и развивать ее не хочется. Разобраться в вопросе прибыли поможет отчет о прибылях и убытках или ОПУ. Еще этот отчет называют P&L или «пиэнэль» — от английского «Profit & Loss».

Интернет-магазин Антона растёт — он видит, что от месяца к месяцу выручка и количество клиентов увеличивается, но денег не становится больше. Он составил ОПУ, чтобы понять, куда уходят деньги. Так Антон выяснил, что большую часть дохода съедает аренда офиса и склада. Поэтому он перевёл сотрудников на удалённую работу и этим увеличил маржинальность компании.

Отчет о прибылях и убытках дает понять, что происходит с деньгами: компания их сжигает или увеличивает.

Без ОПУ бизнес похож на черный ящик — непонятно, к чему приводят вложения и куда уходят деньги. Отчёт помогает проанализировать обязательства компании — если ей должны больше, чем она, то всё идёт хорошо. Если наоборот — пора что-то менять.

ДДС и ОПУ полезно рассматривать в связке. Первый отчет показывает фактическое движение средств, а второй — обязательства, которые взял на себя бизнес. Если не вдаваться в детали, то ДДС рассказывает о том, что с деньгами происходит сейчас, а ОПУ — что с ними произойдет дальше. Чтобы принять взвешенные решения, важно видеть и то и другое.

Пример отчета ОПУ

Выручка800 000 ₽
Себестоимость600 000 ₽
Прибыль до налога200 000 ₽
Налог40 000 ₽
Чистая прибыль160 000 ₽

3. Балансовый отчет

Чтобы принимать управленческие решения, собственнику бизнеса нужна информация. Ему полезно видеть бизнес целиком — оценить и понять все детали. Для этого предназначена Балансовая отчетность или Баланс.

Андрей закупает в Китае селфи-палки и продает их через розничные точки в крупных торговых центрах. Баланс помогает ему понять, какая часть денег сейчас «в товаре» — он не сможет их быстро выдернуть и направить на набирающие популярность спиннеры. Чтобы сыграть на спросе Андрею придется брать займ у партнера или идти в банк за кредитом.

Баланс — это подведение итогов: срез компании в конкретный момент времени.

В Балансе сводятся все активы компании — то, чем она владеет; и пассивы — те средства, на которые живет. То есть, с одной стороны, это оборудование, сырье и товары на складе, а с другой — кредиты и займы, вложения в уставный капитал и нераспределенная прибыль. Актив и пассив баланса всегда равны между собой — в мире ничто не возникает из пустоты.

У денег в активах несколько агрегатных состояний. Оборудование сложно продать, а деньги на счете легко пустить в оборот. Чем легче высвободить вложения, тем выше ликвидность актива. С другой стороны у каждого пассива есть своя степень срочности — что-то нужно быстро вернуть, что-то может быть с компанией все время. Баланс помогает увидеть, в каком состоянии сейчас находятся деньги, и соотнести ликвидность и срочность.

Источник

Бухгалтерский баланс

Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть картинку Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Картинка про Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия

Из нашей статьи вы узнаете:

Организации, которые ведут бухгалтерский учёт, обязаны сдавать годовой бухгалтерский баланс. Расскажем, что это такое, из чего состоит бухбаланс и когда его сдают.

Что такое бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс — это форма №1 бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. Бухгалтерский баланс составляется в виде таблицы и может иметь полную и сокращённую форму. В таблице два раздела — Актив и Пассив.

Бухбаланс — один из основных документов, опираясь на который можно проанализировать результаты работы компании, поскольку в нём отражается вся информация об имуществе и долгах в денежном эквиваленте.

Бухгалтерский баланс нужен самому предприятию, а также для акционеров и ФНС. Баланс также потребуют в банке, если компания планирует взять кредит.

Когда сдаётся бухгалтерский баланс

По общему правилу бухгалтерский баланс сдают только 1 раз в год: в любой день с 1 по 31 марта. Такие сроки сдачи бухгалтерского баланса обозначены и в бухгалтерском (п. 2 ст. 18 закона «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 № 402-ФЗ), и в налоговом (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) законодательстве.

Если компания начала деятельность в середине года, отчётный период будет сокращённым. Но сроки подготовки баланса обычные: в течение 3 месяцев после окончания отчётного периода.

В случае ликвидации компании отчётный период заканчивается датой внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (ст. 17 закона № 402-ФЗ), а подготовить и сдать отчётность нужно также в течение 3 месяцев.

Иногда отчётный период увеличивается. Это бывает в том случае, когда решение начать бизнес принимается в конце года и регистрация происходит после 30 сентября (например, в октябре 2020 года). Тогда по п. 3 ст. 15 закона № 402-ФЗ отчётный период продлевается и длится с 1 октября 2020 года по 31 декабря 2021 года. На срок сдачи бухгалтерского баланса такое увеличение не влияет.

Баланс для собственников и иных заинтересованных лиц можно представлять в любой срок и с любой частотой (п. 4 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Передавать эту отчётность в налоговую не нужно.

Начиная с баланса за 2020 год компании сдают баланс только в ФНС, направлять его в Росстат не нужно. Исключение составляют организации, годовая бухгалтерская отчётность которых содержит сведения, отнесённые к гостайне, а также некоторые организации в случаях, установленных Правительством РФ (пп. 5, 6 ч. 4, ч. 7 ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Структура и разделы бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: левая сторона называется «Актив», правая — «Пассив». В активе бухгалтерского баланса отражается всё имущество компании, включая недвижимость, финансовые вложения, автомобили, задолженность дебиторов, оборудование и т.д.

В пассиве бухбаланса указывают источники образования активов компании, то есть всего её имущества. В годовом бухгалтерском балансе организации это может быть собственный капитал (уставный или добавочный), привлечённые средства и внешние обязательства.

Итоги по активу и пассиву баланса должны быть всегда равны друг другу.

На схеме наглядно отражены разделы бухгалтерского баланса. Они утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Форма бухгалтерского баланса

С 2021 года действует новая форма бухгалтерского баланса. В ней произошли следующие изменения:

Кроме того, электронный бухгалтерский баланс приравняли к бумажному. С 2021 года можно сдать бухгалтерскую отчётность не только на бумаге, но и в электронном виде по ТКС. Для этого необходимо подписать баланс квалифицированной электронной подписью (ст. 13 Закона № 444-ФЗ).

Скачать образец бухгалтерского баланса и форму бухгалтерской финансовой отчетности

Бухгалтерская (финансовая)
отчетность

Ответы на популярные вопросы

Где и как в бухгалтерском балансе отражаются нематериальные активы?

Нематериальными активами в бухгалтерском учёте называются объекты интеллектуальной собственности, которые удовлетворяют определённым условиям признания, а также положительная деловая репутация, возникающая при приобретении предприятия как имущественного комплекса. НМА отражаются в балансе в Разделе I «Внеоборотные активы» по строке 1110 «Нематериальные активы» (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н).

Для нематериальных активов строка баланса 1110 арифметически определяется так:

Строка 1110 = Дебетовое сальдо счёта 04 – Кредитовое сальдо счёта 05 «Амортизация нематериальных активов»

Это означает, что НМА в балансе отражаются по остаточной стоимости.

Сколько разделов включает бухгалтерский баланс?

Баланс делится на две части — актив и пассив. Они, в свою очередь, делятся на пять разделов.

В актив входят разделы I. Внеоборотные активы и II. Оборотные активы.

К пассиву относятся разделы III. Капитал и резервы, IV. Долгосрочные обязательства и V. Краткосрочные обязательства.

Что будет, если не сдать бухбаланс?

За несдачу или нарушение сроков сдачи бухбаланса в налоговую компании грозит штраф в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также возможно административное наказание для должностных лиц по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере 300-500 рублей.

Что входит в состав бухгалтерской отчетности ООО?

В соответствии с стандартами бухгалтерского учета ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность ООО включает:

Источник

Как устроен бухгалтерский баланс

В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает зачем нужен бухгалтерский баланс, что в нём можно увидеть и почему уметь читать баланс важно не только бухгалтеру. В конце статьи пример построения баланса, который будет понятен даже очень далёкому от бухучёта читателю.

Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть картинку Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Картинка про Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Зачем нужен бухгалтерский баланс

Три месяца подряд я рассказывал об отдельных видах активов и пассивов, с которыми имеет дело бухгалтерский учёт. Пришло время собрать их в полезный инструмент для директора, собственника бизнеса, финансиста, экономиста и любого, кто хочет оценить имущественное положение компании. Этот инструмент называется бухгалтерским балансом (Balance Sheet). Он содержит информацию о том какие активы есть у компании и откуда они взялись.

Баланс и отчёт о финансовых результатах — две главные формы финансовой отчётности, которые изучают банки, инвесторы, кредиторы и контрагенты, чтобы понять, стоит ли иметь с вами дело. Форма российского баланса утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, но суть его одинакова в России, США, Зимбабве и любой другой стране.

В основе баланса лежит утверждение, на котором построен весь бухгалтерский учёт уже более пятисот лет. Сумма активов должна быть равна сумме пассивов. Нарушение этого равенства означало бы, что у вас есть актив из ниоткуда или источник ничего — невыполнение закона сохранения материи в отдельно взятой компании. Закон сохранения для бухучёта описывается капитальным уравнением:

Активы = Капитал Обязательства.

Такая запись означает, что любой актив профинансирован либо собственными, либо заёмными пассивами. Больше активам взяться неоткуда. Если вы купили актив — возникнет кредиторская задолженность, которую необходимо будет оплатить. Если получили от учредителей — увеличится сумма уставного капитала. Даже если актив получен в подарок, в пассиве его стоимость будет записана в прибыль.

Анализ баланса позволяет понять структуру и ликвидность активов компании, обеспеченность собственными и заёмными средствами, платёжеспособность, финансовую устойчивость и другие важные характеристики бизнеса. Как это делать — расскажу в следующих выпусках ликбеза.

Структура бухгалтерского баланса

Баланс разделён на две части: актив и пассив. Внутри частей находятся разделы, их пять, они нумеруются сквозным образом. Внутри разделов — статьи. Каждая статья — это отдельный вид активов или пассивов. Статьи в активе расположены по степени возрастания ликвидности: чем ниже расположена статья, тем быстрее актив можно продать. В пассиве статьи упорядочены по срочности погашения: чем ниже статья, тем быстрее нужно будет рассчитаться за пассив.

Об основных статьях я рассказывал, ниже можно кликнуть на название и провалиться в соответствующую статью.

АКТИВ

I. Внеоборотные активы

II. Оборотные активы

ПАССИВ

III. Капитал и резервы

IV. Долгосрочные обязательства

V. Краткосрочные обязательства

В реальном балансе статей может быть больше — я привёл только наиболее распространённые. Каждой статье соответствует сумма — это оценка соответствующего актива или пассива. Итог по разделу складывается из сумм по статьям. Итоги по активу и пассиву — из сумм по разделам. Эти итоги равны между собой и называются «валюта баланса».

Пример построения бухгалтерского баланса

ООО «Рога и копыта» на 1 января 2020 года имеет следующие активы и пассивы:

Бухгалтерский баланс ООО «Рога и копыта» выглядит так.

Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть картинку Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Картинка про Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия

Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» бухгалтерский баланс формируется автоматически на основании остатков по счетам бухгалтерского учёта. При этом система проверяет контрольные соотношения и соответствие данных за прошлые годы сданной отчётности. Если что-то не сходится — она предупредит об этом бухгалтера. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!

Источник

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс – это форма №1 бухгалтерской отчетности, которая содержит сводную информацию о стоимости имущества и обязательствах организации в табличной форме. Может иметь полную и сокращенную форму. Включает два раздела – Актив и Пассив.

Виды бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс классифицируют по различным признакам – сроку его составления, характеру данных, назначению, способу отражения информации.

По способу отражения различают:

Различают балансы и по отношению к моменту составления:

Выделяют балансы по объему данных:

Баланс по своему назначению делится на 4 категории:

По характеру исходных данных баланс бывает инвентарным – составленным, согласно результатам инвентаризации, а также книжным – только по учетным данным. Есть еще одна разновидность по этому признаку – генеральный бухгалтерский баланс. В его основе учетные данные, которые учитывают результаты инвентаризации.

Баланс по способу отражения информации бывает:

Может иметь различия форма отчетности №1 и в зависимости от организационно-правовой формы организации – государственная, совместная, частная, а также вида деятельности (основная или вспомогательная). Делятся балансы и по периодичности – на квартальные, месячные и годовые.

Различают несколько видов бухгалтерского баланса:

Организация может самостоятельно выбрать периодичность и способы составления баланса, если он предназначен для внутренних целей. Отчетность для фискальной службы должна иметь определенную форму, утвержденную действующим законодательством.

Что отражается в активе и пассиве бухгалтерского баланса

В активе указывается:

Включает актив две части – внеоборотные и оборотные активы.

Ко внеоборотным относятся активы, предназначенные для получения прибыли в течение срока более одного года. Оборотные активы погашаются до одного года.

В пассиве отражаются источники формирования средств организации – суммы собственного каптала и ее кредиторской задолженности (задолженности по займам, перед контрагентами). Пассив содержит три части – капитал и резервы, долгосрочные, краткосрочные обязательства.

Капитал и резервы – это прибыль и уставной капитал организации, другими словами ее средства. К долгосрочным обязательствам относятся долги организации, которые должны быть возвращены в срок более одного года. Краткосрочные возвращаются в срок не более одного года.

Пример составления бухгалтерского баланса

Рассмотрим на примере общества с ограниченной ответственностью. В разделе Активы представлено несколько подразделов. В графе «Основные средства» указывается их полная стоимость, если имущество новое. Если оно использовалось, из суммы вычитается амортизационная сумма.

В «Нематериальных активах» прописываются затраты на покупку нематериальных ценностей, увеличение/снижение их стоимости. Как и в предыдущем подразделе, при необходимости, вычитается сумма амортизации. К «Капитальным вложениям» относятся средства, израсходованные на строительство объектов недвижимости.

«Оборудование» содержит информацию о цене технических средств за вычетом амортизации. В «Финансовых вложениях» представлены сведения о внесенных депозитах/вложениях в инвестиционные проекты. В «Материальных ценностях» указывается стоимость израсходованных материалов, сырья, запчастей, ГСМ и так далее.

В «Незавершенное производство» входят сведения о расходах, понесенных фирмой на приобретение оборотных активов. «Издержки обращения» – используются при составлении баланса обществами с ограниченной ответственностью, которые работают в сфере общепита. Здесь указывается стоимость нереализованной продукции. «Расходы будущих периодов» заполняются, если закупка была изначально запланирована, например, на 2020 год, а фактически приобрели материалы в 2019 году. В строку «Готовая продукция» вносятся сведения обо всей продукции, изготовленной компанией в течение года. «Товары» содержат информацию о закупленных для собственных нужд компании товарах.

Если деятельность компании связана с торговлей, подрядными работами, в форме «Оказанные услуги» указывается доход от реализации. Сумма задолженности от контрагентов отражается в ячейке «Дебиторская задолженность».

Сведения, которые вносятся в Пассив, будут следующими. Размер уставного капитала, установленный Уставом или приложениями к нему, если в нем происходили изменения (выходили или вступали учредители) вносится в графу «Уставный капитал». В «Резервном капитале» приводится остаточная стоимость средств после базового капитала.

Если денежные средства организации не были потрачены в соответствии с планом расходов, они переносятся в резерв на будущий отчетный период. Сумма фиксируется в графе «Резервы на покрытие платежей и расходов». Строка «Доходы будущих периодов» заполняется, если компания, например, обязалась выполнить поставку деловому партнеру в январе, а договор составлен в сентябре. Т.е. оплата производится после фактической отгрузки, но аванс был выплачен сейчас. Эта сумма и относится к доходу будущих периодов. Ячейка «Прибыль» содержит данные о полученных доходах за 12 месяцев. В «Кредиторской задолженности» указывается размер оформленного кредита в банке.

При заполнении баланса могут быть допущены ошибки, их делят на существенные и несущественные. Критерии оценки закреплены в учетной политике компании. Способы исправления зафиксированы в Положении о бухгалтерском учете №22/2010. К типичным нарушениям можно отнести неверное использование способов расчета, неточности в отчете – как технические, так и вычислительные, внесение ошибочного кода, указание сведений не в ту графу. При исправлении баланса в фискальную службу подается справка в произвольной форме или на бланке №2. Поправки должны быть внесены в том году, когда была выявлена ошибка.

1С:Бухгалтерия 8

«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!

Источник

Балансовый отчет и его польза для компании

Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть картинку Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Картинка про Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия

Балансовый отчет как ЗОЖ, очень полезен, но любим далеко не всеми. Почему? Может быть, он кажется слишком сложным или не обязательным, в названии есть что-то бухгалтерское, а туда, как известно, лучше не лезть.

На самом деле, бухгалтерский баланс из сотни строк можно оставить специалистам, а управленцам нужен более простой и прозрачный отчет. Из него можно узнать о бизнесе очень многое:

Юлия Мазеина, собственник и директор аудиторской бухгалтерской Компании «Счетовод»:

«Баланс — это вершина бухгалтерской отчетности, которая отражает финансовые показатели деятельности компании за год, учитывает ее активы и пассивы. Он показывает рост или снижение капитала компании, структуру активов (чем владеет компания) и пассивов (кому компания должна). Если собственник бизнеса умеет «читать» такой отчет, то сможет провести важную для стратегического планирования аналитику. На основании балансового отчета также рассчитывают аналитические коэффициенты. Они характеризуют инвестиционную привлекательность, платежеспособность бизнеса, способность выполнять обязательства перед банками и другими кредиторами»

Рассмотрим применение баланса на простом примере. Две подруги решили заняться продажей косметики. Они вложили по 50 000 рублей и стали учредителями бизнеса.

Оцифровывать вклад каждого участника перед началом работы необходимо, чтобы избежать проблем с выплатой дивидендов в будущем. В нашем примере вложения равны, поэтому дивиденды будут делиться поровну, но пропорция может быть любой. Учредитель может вложить и свое имущество. Вложения в бизнес безвозмездны, это не передача денег в долг компании. При благоприятном развитии эти деньги будут приносить доход в виде дивидендов много лет, но гарантировать это невозможно — компания может разориться.

Балансовый отчет новой компании выглядит так:

Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть картинку Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Картинка про Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия

В нем 100 000 рублей отражаются сразу в двух разделах: в активах, как денежные средства, и в пассивах, как вложения учредителей. Баланс возникает в момент создания бизнеса, и в нем сразу появляется равенство активов и пассивов. Теперь разберем подробнее, что это такое.

Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть картинку Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Картинка про Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия

Активы

Активы — это то, чем владеет организация, и что может принести прибыль. Запас товара, деньги на счету и в кассе, имущество, сайт, лицензии. Активы делятся на две группы: оборотные и внеоборотные.

Оборотные активы меняют форму в течение финансового цикла. Это деньги, складские запасы и дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность — деньги, которые клиенты должны компании. Если компания работает с постоплатой, покупатели сначала получают товар, а оплачивают через какое-то время. Эти деньги уже нельзя считать готовой продукцией — она ушла со склада, но еще нельзя тратить, покупатель может заплатить позже.

Предположим, девушки купили косметику на всю имеющуюся сумму:

Денежные средства — 0.
Запасы — 100 000 рублей.
Активы = 0 + 100 000 = 100 000 рублей.

Отправили товар покупателям, они пообещали, что завтра переведут деньги:
Запасы — 0.
Дебиторская задолженность — 150 000 рублей.
Активы = 150 000 + 0 = 150 000 рублей.
Сумма увеличилась, так как косметику продали в полтора раза дороже.

А как изменяются пассивы?
Эти 50 000 рублей учитываются как нераспределенная прибыль. Получается:
Вложения учредителей — 100 000 рублей.
Нераспределенная прибыль — 50 000 рублей.
Пассивы = 100 000 + 50 000 = 150 000 рублей.

На следующий день все деньги пришли на счет:
Денежные средства — 150 000 рублей.
Дебиторская задолженность — 0 рублей.
Активы = 150 000 + 0 = 150 000 рублей.

Финансовый цикл закончился, деньги вернулись в компанию:

Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть картинку Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Картинка про Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия

Вторая часть активов — внеоборотные. Это активы, сохраняющиеся в течение финансового цикла, их отличительные черты:

Внеоборотные активы делятся на две группы:

Наши героини решили вложить полученную прибыль в развитие бизнеса и сделать сайт, чтобы разместить там свои товары. Стоимость сайта — 50 000 рублей, это вложение относится к нематериальным активам. Структура пассивов не меняется, а 50 000 рублей перемещаются из группы «Денежные средства» в «Нематериальные активы»:

Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть картинку Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Картинка про Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия

Активы не приносят прибыль автоматически. Готовая продукция на складе не гарантирует доход, ее еще нужно продать. Каждый бизнесмен надеется, что вложения окупятся, но никто не может этого гарантировать.

Если компания попала в кассовый разрыв, всегда можно заглянуть в балансовый отчет и посмотреть, куда «спрятались» деньги. Большая дебиторская задолженность? Работаем с клиентами, сокращаем отсрочки. Много запасов? Проводим инвентаризацию складов, оптимизируем производство, даем скидки на готовую продукцию. Если все вложено во внеоборотные активы, думаем, с чем можно расстаться.

Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть картинку Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Картинка про Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия

Пассивы

Пассивы — это средства, на которые приобретены активы и источники, их финансирующие. Они состоят из двух больших групп: собственный и заемный капитал.

Собственный капитал — деньги компании: вложения учредителей и нераспределенная прибыль.
Вложения учредителей — это то, с чего начинается бизнес.
Нераспределенная прибыль — это итоговый результат деятельности компании за отчетный период.
Собственник должен решить, куда потратить эти деньги: на выплату дивидендов, погашение убытков прошлых лет, создание резервного капитала или развитие компании. Если собственников несколько, проводится собрание, обычно раз в год или квартал, и решение принимается коллективно.

Вторая часть пассивов — заемный капитал или обязательства. Они могут быть долгосрочными, на срок от одного года, и краткосрочными. К краткосрочным обязательствам относится и кредиторская задолженность — долг компании перед поставщиками. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности помогает понять, правильно ли компания распоряжается собственными и заемными средствами.

К = Сумма дебиторской задолженности / Сумма кредиторской задолженности

Идеальное значение коэффициента равно единице. Если коэффициент больше, это говорит об оттоке денег из оборота, в результате чего могут понадобиться заемные средства. Если меньше, возникает угроза финансовому положению компании.

Девушки из нашего примера заказали косметику во второй раз, но выяснилось, что она подорожала на 20%. Прибыль от прошлого заказа целиком потрачена на сайт, поэтому пришлось снимать деньги с кредитной карты.
Избыточное инвестирование — частая причина кассовых разрывов, поэтому важно оставлять резерв на всякий случай. Как же отразился в балансе заем?

Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Смотреть картинку Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Картинка про Для чего составляется балансовый отчет предприятия. Фото Для чего составляется балансовый отчет предприятия

Бизнес вырос на 20 000 рублей: они появились в пассивах как краткосрочное обязательство и увеличили объем запасов. Балансовый отчет как фотография бизнеса отразил все изменения, которые с ним происходили. Бизнес вырос на 70%, появились основные средства и небольшой кредит.

Никита Борисов, партнер B&B Consulting:

«Балансовый отчет показывает:
— структуру и динамику движения активов и пассивов: какой объем средств «заморожен» в дебиторской задолженности, сколько свободных денег у компании, растет ли собственный капитал фирмы, какова задолженность;
— сопоставимость структуры активов и пассивов: достаточно ли у фирмы оборотных средств, чтобы обеспечивать возвратность «короткой» кредиторской задолженности, позволяет ли структура баланса привлечь дополнительное финансирование.
Кроме того, есть набор важных финансовых показателей, которые рассчитываются с использованием данных из баланса, например, чистые активы, ликвидность, оборачиваемость»

Резюмируем

Активы — то, что может принести деньги. Они бывают оборотные (денежные средства, дебиторская задолженность, запасы) и внеоборотные (помещения, транспорт, оборудование).

Пассивы — то, за счет чего финансируются активы. Это собственный капитал и обязательства.

Самое главное правило баланса — активы равны пассивам. Это позволяет проверить правильность его составления. Бухгалтеры иногда шутят, что если баланс не сошелся, в нем ошибка, а если сошелся, то две. Чтобы избежать этих ошибок формировать баланс можно в сервисе ПланФакт. Там он сходится всегда, это экономит время собственника и делает бизнес более здоровым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *