Для чего современным людям нужна географическая карта
Для чего нужны географические карты?
Для чего нужны географические карты и планы, Вы узнаете из этой статьи.
Для чего нужны географические карты?
Для кого-то географические карты остались в далеком прошлом, ведь многие пользуются современными навигаторами, а некоторые считают, что карты все же необходимы путешественникам.
Если взглянуть в далекое прошлое, то карта является значимым изобретением человечества, ее изобрели даже раньше, чем возникла письменность. Значение географических карт в жизни человека того времени заключалось в том, что ее использовали в географических исследованиях – на их полотно наносились новые, открытые объекты и территории. Карту использовали как ценный источник информации о любой местности.
Какова практическая польза человеку от географической карты?
Используя географические карты можно определить практически точное местоположение географических объектов, а также определить их свойства. К примеру, они могут показать расположение гор, рек, определить высоту гор, размер нужного озера и так далее. Также они показывают, как расположены объекты относительно друг друга.
Географические карты являют собой в разы уменьшенное изображение поверхности Земли. Она уменьшена в соответствии с определенным масштабом. Поэтому она помогает определить расстояние между географическими объектами и оценить вид площади исследуемой поверхности. С помощью карты можно сделать вывод о закономерностях поверхности планеты. Такая их функциональность обуславливает значение географической карты для человека.
Кому нужны географические карты?
Планы местности сослужат большую службу путешественникам и туристам, которые например, оказались в незнакомой местности или населенном пункте. Географически карты используются школьниками для добывания знаний в школе. Ими пользуются учителя, метеорологи при составлении прогнозов погоды и логисты для построения маршрутов.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, для чего современным людям нужна географическая карта.
Использование географических карт в современном мире
По своей сути любая географическая карта представляет собой значительно уменьшенное и обобщенное изображение определенной части земной поверхности, показывающее территориальное размещение, связи и отношения природных и общественных явлений при помощи набора условных знаков. При помощи географических карт можно произвести одновременный обзор необходимо участка поверхности земли – это может быть, как отдельный район города, так и весь континент в целом.
Ценность географических карт для различных направлений практической деятельности человека не уменьшается с годами. И в настоящее время путешественники, школьники, студенты, а также люди, чья профессиональная деятельность предусматривает изучение карт, постоянно обращаются к ним.
Трудно переоценить значение и использование географических карт в современном мире. В первую очередь люди используют их в качестве надежного путеводителя, как по суше, так и по воде для прокладывания верных маршрутов при осуществлении туристических походов.
Использование карт в военном деле очень важно: они играют роль главного источника информации о местности. Географические карты являются обязательным справочным пособием для эффективного управления войсками, они помогают организовать их эффективное взаимодействие.
Географические карты находят широкое практическое применение также во многих отраслях промышленности. Ярким примером является проектирование маршрута железнодорожных дорог, трубопроводов.
Довольно распространенной также является практика использования карт в сельском хозяйстве при проведении землеустроительных и мелиорационных работ, устранении эрозии земли, а также для повышения эффективности использования земельных угодий.
Отдельно следует выделить применение географических карт в качестве ценного пособия для школьного обучения. Более того карты не только позволяют школьникам накапливать тематические знания, но и повышают общую образованность и культуру всего населения.
Можно смело заявить, что географические карты надежно вошли в нашу жизнь и используются практически во всех сферах деятельности.
Я по образованию географ-геоморфолог. И понятно, что в силу своей профессии я постоянно работаю с картами. Во время учёбы в университете карты и атласы были всегда под рукой, а сколько их приходилось рисовать от руки и не счесть. Так же мы работали с трёхмерными моделями и электронными данными. Полезнее и универсальнее пока ничего не придумали, ведь действительно карта незаменимый помощник во многих профессиях. Карта — незаменимый источник информации для изучения территорий и для их анализа.
Географическая карта. Значение карт в жизни человека
Урок 26. География 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Географическая карта. Значение карт в жизни человека»
Карта – чертёж земной поверхности. Важнейший источник географической информации. Она наглядна, позволяет изучать взаимосвязи между объектами природы, планировать и прогнозировать многие явления и процессы.
Тысячелетия упорного труда всего человечества потребовались для создания нынешней карты мира. Искусство картографических изображений земной поверхности так же старо, как само изучение нашей планеты. Ещё в глубокой древности, путешествуя и открывая новые земли, люди стремились сохранить для потомков полученные знания, они составляли описания, а также делали чертежи и рисунки тех мест, в которых побывали. Очень интересные карты были у жителей островов Тихого океана. Совершая частые и далёкие путешествия по просторам океана, люди научились ориентироваться по ветрам, звёздам, течениям, гребням волн, летящим птицам. Во время путешествия островитяне пользовались картами, которые делали из бамбуковых или тростниковых палочек, связанных между собой.
Карта жителей островов Тихого океана
У жителей островов Тихого океана существовали также карты, сплетённые из верёвок. Туземцы делали деревянную раму, на которую натягивали перекрещивающие нити. В местах скрещения нитей прикреплялись кусочки дерева, изображающие острова. Эти карты можно назвать морскими картами первобытных народов. Они использовались и как учебные.
Особую группу карт первобытных людей составляют рельефные карты. Например, эскимосы Аляски рельефные карты делали на песке. Вначале они проводили палкой по песку береговую линию. Затем разбивали её на равные части. Острова, соответственно с их величиной и формой, изображали кучками гальки. Когда изображение гор и островов было закончено, на карты они наносили обозначения деревень в виде воткнутых деревянных палочек.
Некоторые первобытные народы свои картографические изображения раскрашивали. Для этого они использовали оленью кровь и сажу, смешанную с жиром. Ценные картографические памятники оставили народы Древнего Востока. Например, от вавилонской культуры сохранилась карта мира на глиняной табличке. Эта карта содержит как реалистичные географические объекты, так и мифологические. Вавилонская карта мира хранится в Британском музее, который находится в городе Лондон. Это один из крупнейших музеев в мире.
По преданию, одна из первых древнегреческих карт Земли была изображена на щите Ахилла. На этой карте Землю представляли в виде плоского круга, в центре которого изображалась Греция со священной горой Олимп. На карте также изображаются многочисленные эпизоды городской и сельской жизни.
Наивысшего развития в древнем мире картография достигла в трудах римского географа, астронома и математика Клавдия Птолемея, жившего в Александрии. На основе обширных и тщательно собранных сведений, Клавдий Птолемей создал книгу, которая назвалась «Руководство по географии».
На основе обширных и тщательно собранных сведений Птолемей выполнил 27 карт земной поверхности.
В течении всего античного периода картографы стремились отобразить на земном шаре распределение суши и моря. Сравнительно правдоподобно на их картах изображалась лишь одна область Средиземного моря, вытянутая с запада на восток. Изображения других районов были неточными и далёкими от действительности. Из-за отсутствия компаса греки и римляне часто ошибались в ориентировании карт. И всё же именно римляне и греки являются создателями первых географических карт в научном понимании этого термина. Именно они установили шарообразность Земли, вычислили её размеры, научились с помощью астрономических наблюдений определять широту и долготу. Их труды легли в основу современной картографии.
В Европе расцвет картографии начался в XV веке – в эпоху Великих географических открытий. Благодаря кругосветным плаваниям карты стали более подробными и точными.
Около ста лет назад человек изобрёл новый способ изображения Земли. Так, с появлением самолётов, вертолётов, человек может фотографировать территорию местности с высоты от сотен метров до десятков километров. Подробность изображения, количество деталей на снимках зависит от высоты, на которой находится самолёт. В любом случае, получается почти готовая карта местности. Такие фотографии местности, сделанные с самолёта, называются аэрофотоснимки. Они широко применяются при составлении карт многих труднодоступных районов планеты.
Первая аэрофотосъёмка состоялась в 1858 году над Парижем. Произвёл съёмку французский фотограф Надар.
Наряду с аэрофотоснимками, большой популярностью пользуются космические снимки. Когда в космос отправились первые космические корабли и спутники, у учёных появилась возможность получить изображения земной поверхности, сделанные с большой высоты. Такие космические снимки позволяют охватить взглядом огромные участки земной поверхности и получить более отчётливое изображение земных объектов.
Космические снимки Земли и других небесных тел могут использоваться в самых разных сферах деятельности, например, для оценки загрязнения поверхности каким-либо веществом, определение границ распространения какого-либо объекта, в целях военной разведки и многое другое.
Картографические произведения – географические карты, атласы, рукописные планы, чертежи – принадлежат к важнейшим достижениям культуры и прочно вошли в повседневную жизнь человека. Географические карты – незаменимые помощники географов. Карта, по выражению известного русского географа Николая Николаевича Баранского – «второй язык географии», без которого эта наука не может обойтись. Разнообразием условных знаков, красок и надписей карта рассказывает о незнакомой территории. Для человека, умеющего читать карту и обладающего воображением, за условными обозначениями встаёт реальная действительность – реки, горы, города, промышленные и сельскохозяйственные объекты. Карты нужны людям разных профессий. По ним проектируют строительство дорог, нефтепроводов и газопроводов, электростанций и дорог. Карты нужны метеорологам, космонавтам, морякам, лётчикам и многим другим. Особое значение приобретают карты в военном деле.
По картам прокладывается курс корабля. Человек, впервые попавший на корабль, невольно задаёт вопрос: как же кораблю удаётся всё время держать правильных курс?! Если такой человек спросит у штурмана, скоро ли доплывём до порта, то штурман, глядя на карту, покажет место, где находится корабль, сколько километров он уже прошёл и сколько ему ещё осталось идти. Штурман может сказать, к примеру, что через четыре часа по курсу покажется берег. Правильно прокладывать курс корабля помогает карта. Несколько раз в сутки, с помощью специальных приборов, штурман определяет географическую широту и долготу, то есть координаты местонахождения корабля. Зная эти величины, легко определить по карте путь корабля.
Есть и карты, предназначенные для туризма. На них указаны местонахождение архитектурных и исторических памятников, заповедников, национальных парков и музеев. С помощью специальных туристических карт можно с лёгкостью отыскать объекты обслуживания туристов – гостиницы, туристические базы, кемпинги.
Статья «Роль географической карты в обучении географии
Реферат по дисциплине:
«Картография с основами топографии. ГИС. ИКТ на уроках географии»
Роль географической карты в обучении географии
Озонова Евгения Борисовна
Роль географической карты в обучении географии 3
Особенности школьных карт 6
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. Понятие «чтение карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением компьютерных технологий в различные области знаний, в том числе и в географию. Однако до сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле». Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру, даст возможность ощутить счастье познания пространства.
Роль географической карты в обучении географии
В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.
1. Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Особое значение этого факта становится понятным, если учесть, что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет радиус 5 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем.
2. Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания необходимы людям почти во всех сферах человеческой деятельности — вот почему карта приобрела важное значение в жизни людей. Особенно важна карта в географии. «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии»,— такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг. Как же используется в школе эта основная функция карты?
Уже простое зрительное обозрение карты дает известное представление о размещении предметов. Так, по карте можно «на глаз» оценить формы, взаимное расположение и размеры площадей, расстояния между изображенными на ней географическими объектами. Учителя широко используют карту для этих целей, например приучают учеников на основе простого рассмотрения ее отвечать на вопросы о географическом положении, относительных размерах объектов, расстояниях между предметами и т. п.
3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример — исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.
Возможности карты в указанном отношении значительно увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними. В этом случае можно делать заключения даже о таких свойствах предметов, которые на карте не отражены, но обусловлены тем, что на карте показано. Например, определяя по карте географическое положение, ученик может достаточно обоснованно характеризовать климат страны, ее растительность. Сопоставляя эти данные с изображением на карте рельефа и гидрографии может делать заключения о водном режиме рек, характере почв, возможно, даже об особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной обстановке и т. п. Однако из приведенного примера нельзя делать вывод, что карта сама говорит обо всех свойствах предметов. Она раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту. Сама же карта, при умелом ее чтении, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников. Чтение карты развивает способности учащихся к логическому, диалектическому мышлению, мышлению большими категориями, с широким охватом явлений и предметов, приводит к формированию многосторонних, «живых» представлений об изображенной на карте территории и, наконец, является хорошей основой осознанного и твердого знания географии.
4. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.
Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т. п. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт, работа с немыми картами и др.
Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к школе, принадлежащей родному колхозу, промышленному предприятию.
Учебные политические, экономические карты — важное средство идейно-политического воспитания учащихся. Они дают возможность наглядно показать успешное решение задач построения коммунизма в нашей стране, новый тип географического разделения труда между социалистическими странами, успехи национально-освободительной борьбы народов и крах колониальной системы империализма и т. д.
Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл.
Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Но из этого вытекает еще одно положение: нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросам картографической культуры. Последняя же определяется не столько качеством и количеством карт и других картографических пособий, какими обеспечивается школа, сколько уровнем использования карты в обучении, общей постановкой работы с картой в школе.
Особенности школьных карт
Четкость, выразительность и привлекательность являются важными свойствами всех школьных карт. Большое значение в этом отношении имеет фоновая раскраска, которая широко применяется для передачи качественных и количественных характеристик территорий и вместе с тем служит существенным оформительским фактором для усиления выразительности и привлекательности карты в целом.
Специфика школьных карт в первую очередь заключается в том, что они обязательно должны быть тщательно согласованы с программой курса географии, истории и др. школьных дисциплин, в которых карты используются.
Школьные карты должны иметь минимальную необходимую нагрузку. Это обусловлено тем, что чрезмерное заполнение карт подробностями может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление на картах нужных объектов. И при этом чем младше возраст учащихся, тем карта проще и обобщеннее по содержанию, меньше ее нагрузка.
Наглядность — важнейшая особенность школьных карт , которая позволяет учащимся легко ассоциировать данные на этих картах обозначения с соответствующими объектами в натуре и получать о них образные представления.
Здесь следует выделить изображения с повышенной наглядностью. Это прежде всего обозначения, рисунок которых сохраняет масштабное подобие с соответствующим объектом натуры. Таковы на картах изображения очертаний морей, озер, островов, контуров лесов, болот и других природных ареалов.
Элементы математической основы школьных карт
Масштаб Важнейшим элементом математической основы школьных карт, как и карт вообще, является их масштаб.
Картографическая проекция важный элемент математической основы школьных карт. Чтобы облегчить учащимся пользование картами, их математической основой, целесообразно школьные карты давать в одной или нескольких проекциях.
Карта в обучении географии выполняет еще очень важную задачу — она служит основным критерием географичности изучаемых явлений.
Школьные карты в учебной литературе отражают природную и социально-экономическую тематику.
Они дают возможность наглядно показать рельеф, природные зоны, климат, размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов культуры и т. д.
Карта является самым доступным средством активизации обучения учащихся, развития у них самостоятельности, интереса и творческого отношения к предмету географии.
Выделяют три основные цели (задачи) , которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней: научить понимать, читать и знать карту.
Понимать карту — это значит усвоить основные свойства карты (и других картографических произведений), особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы пользования.
Для грамотного применения таких источников информации, какими являются современные карты следует, прежде всего достаточно хорошо их понимать, иметь для этого определенный запас специальных картографических знаний и умений, пользоваться полученными знаниями. Работа по усвоению таких знаний и умений начинается еще в начальной школе и затем продолжается на всем протяжении обучения географии.
Читать карту — значит уметь выяснять географическую действительность по ее картографическому изображению, иначе говоря, уметь по сочетанию условных знаков выявлять размещение и взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности.
Чтение карты — это умение, которое приобретается в результате упражнений.
Глубина чтения карты может быть различной в зависимости от подготовленности учащихся и особенностей самой карты.
Знать карту — это значит четко представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, изучаемых в курсах географии. Обучение знанию карты обычно называют изучением географической номенклатуры.
При любом использовании нужно прежде всего понимать карту, ее язык и возможности. Отсюда вытекает особая специфическая значимость в школьной географии картографических знаний и умений.
В качестве объекта она обладает рядом свойств:
— геодезической основой (полюса, меридианы, экватор, параллели, градусная сетка, тропики, полярные круги и др.);
— математической основой (именованный, численный или линейный масштаб);
— набором условных знаков и цветов (в зависимости от вида и назначения карты).
Карта также является средством наглядности и источником получения знаний.
Работа с картой развивает пространственное воображение и зрительную память.
По способу использования :
2. Настольные (в том числе и атласы для школьников)
По охвату территории:
1. Карта мира и полушарий
2. Карты материков и океанов
3. Карты государств и регионов
4. Топографические карты (города, местности…)
Школьные географические атласы — это важнейшие картографические пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся во время занятий в школе и дома.
В настоящее время все школьные курсы географии обеспечены стабильными географическими атласами, которые наряду с учебниками являются обязательными пособиями по соответствующим темам географии. Кроме школьных атласов, издаются атласы, предназначенные для внеклассной работы по географии (например, Учебный атлас мира, Географический атлас «Мир и человек»).
Кроме того, издаются и используются в работе учащихся учебно-краеведческие атласы (областей, краев, республик).
Контурные карты — это одноцветные изображения картографической сетки и элементов общегеографической карты — береговой линии морей и озер, рек, населенных пунктов, политико-административных границ и иногда — отдельных элементов тематических карт.
Они предназначаются для нанесения знаков и надписей названий изучаемых географических объектов с целью закрепления в памяти учащихся размещения, очертаний и площадей этих объектов и создания на их основе рукописных тематических картосхем.
Сами контурные карты в основном выпускаются в виде сброшюрованных наборов применительно к школьным курсам географии по классам.
Географические карты закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще:
-отвлечение от целого для исследования части – конкретной территории, конкретных явлений и процессов;
— упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных;
— обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др.
Эти абстракции способствуют более глубокому познанию явлений, изображаемых на картах.
Географические карты – незаменимое по своей наглядности и лаконичности средство для хранения, передачи и получения новой информации о нашей планете и её отдельных частях – суше и океанах, об их географических условиях и естественных богатствах, о населении, экономике.
Преображенский А. И., Экономические карты в преподавании географии, М., 1980;
Методика обучения географии в ср. школе, под ред. Л. М. Панчешниковой, М., 1983;
Использование средств обучения в преподавании географии, под ред. Ю. Г. Барышевой, М., 1989;
Картография с основами топографии, под ред. Г. Ю. Грюнберга, М., 1991. Я. А. Лапкина.