Для чего средняя педаль на фортепиано
Пианино и рояли для Вас
дорогие и дешевые
роскошные и строгие
старинные и современные
Поиск
Модернизированное пианино «Sonette»
Рубрики
Педали пианино и рояля
Мы привыкли, когда пианист нажимает на клавиши пианино, раздается звук, это понятно. Но зачем же фортепиано нужны педали? Что происходит, когда пианист нажимает на них?
На самом деле на первых фортепиано педалей не было, это можно понять рассматривая старые картины, на которых изображены Гайдн, Моцарт и их современники, за инструментом. Придумали же, и запатентовали педальный механизм два англичанина – правую педаль «Форте» Бейер и левую педаль «Пиано» Броудвуд.
Уже из названия педалей понятно, что первая позволяет сделать звук громче (итал. forte — «громко»), вторая же – тише (итал. piano — «тихо»).
Принцип действия правой педали на всех фортепиано одинаков. В конструкции каждой клавиши имеется специальная подушечка (демпфер), которая глушит звук, когда пианист убирает руку с клавиши. Нажатие же на педаль «форте» выключает демпферный механизм, и звук не прекращается, даже после того, как музыкант убрал руки с клавиатуры.
Левая педаль на пианино и рояле работает по-разному. На пианино нажатие на нее придвигает все молоточки к струнам, тем самым, уменьшая силу удара. На рояле же, смещает весь механизм вправо, и молоточки ударяет по двум из трех струн (на каждую клавишу фортепиано приходится три одинаково настроенных струны) уменьшая количество рабочих струн. В обоих случаях достигается уменьшение громкости звука.
В наше время нередко можно встретить и трех — педальные инструменты. Чаще всего третьей (средней) педалью включается «модератор». Это специальная шторка которую нажимая на педаль мы опускаем между молоточками и струнами. Фортепиано при включенном модераторе играет намного тише, позволяя заниматься, не мешая окружающим вас людям.
Кроме выше перечисленных, встречается и четвертый вид педального механизма. Он крайне редок, но несомненно, заслуживает упоминания. Это задерживающая педаль (sustaining pedal, sostenuto). Устройство ее подобно правой педали, но лишь для демпферов тех клавиш, которые были подняты до ее нажатия. «Задерживающую педаль» можно встретить на инструментах фабрики «Stenway» и некоторых других американских фабрик.
В наше время ни одно серьезное музыкальное произведение, исполняемое на фортепиано, не обходится без использования педалей «Форте» и «Пиано».
С уважением, автор блога propiano.ru Сергей.
Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.
Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Также «средняя» педаль иногда применяется для имитации звука клавесина. Принцип работы такой же, но на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин. В частности эта техника применялась на пианино «Аккорд», выпускавшемся в СССР.
Педаль в нотах. Как правильно брать и снимать педаль
Онлайн уроки фортепиано. урок 9
Педаль в игре на фортепиано – прекрасное дополнение многих произведений. Ведь она помогает «украсить» музыку.
Больше узнать о том, для чего нужны педали, можно в этой статье.
Зачастую пианисты используют именно правую педаль. С ее помощью в один миг можно поднять сразу все демпферы. Это звучит по-настоящему завораживающе.
Научиться ее использовать несложно. Вы можете брать правую педаль в двух случаях: чтобы создать эффект запаздывающей педали или прямой. В первом варианте вы сначала нажимаете клавишу, а потом берете педаль. Во втором – это происходит одновременно.
Следите за тем, чтобы при нажатии прямой педали случайно не захватывались отзвуки предыдущих клавиш. Это звучит грязновато.
Чтобы распознать, когда именно нужно использовать педаль, композиторы указывают в нотах букву Р или Реd. Момент, когда ее нужно снимать, помечают звездочкой.
Выглядит это следующим образом:
Как видите, в этом нет ничего сложного. Кстати технику нажатия можно начинать осваивать сразу с запаздывающей педали. Сразу запаситесь терпением и хорошим настроением. Ведь придется потрудиться, чтобы руки и нога расходились в правильной последовательности. Сначала нажимаете клавишу, потом захватываете педаль.
Левая педаль
Если хочется ослабить звучание инструмента, можете воспользоваться левой педалью. Тогда молоточки в пианино будут лишь немного подступать к струнам. В этот момент в роялях молоточки сдвигаются влево.
Освоили технику нажатия правой педали? Если да, у вас не возникнет проблем с левой. Ведь все происходит тем же способом.
Кстати не заметить обозначение левой педали в нотах просто невозможно. Посмотрите на картинку. Момент нажатия помечен словами una corda. А когда педаль пора снимать, вы увидите – tre corde или tutte le corde.
Если вы любите наслаждаться звучанием рояля, наверняка заметили наличие еще одной средней педали sostenuto. При ее нажатии демпферы поднимаются и остаются в таком состоянии до снятия.
Педаль sostenuto
Хотя очень редко sostenuto можно увидеть даже в пианино. В таком случае педаль будто уходит влево, оставляя место для специальной ткани, которая появляется между молоточками и струнами. Поэтому звук становится тише.
В произведениях разных композиторов вы увидите обозначения всех педалей. Все зависит от того, какой именно колорит и окраску хотел придать звучанию автор. Поэтому в полной мере стоит овладеть техникой нажатия каждой педали.
Педали на пианино и рояле: зачем они нужны
Такой музыкальный инструмент, как фортепиано, придумали в начале 1700-х гг. Педали появились только к концу 18 века. Это особое устройство рычажкового типа, которое приходит в движение на пианино с помощью ноги. На современных моделях устанавливаются две, а иногда и три педали, влияющие на тембр, динамику и продолжительность звучания.
Правая педаль – самая востребованная
Ее также называют демпферная, поскольку она сразу же поднимает все демпферы. Это специальные подушечки на устройстве клавиш, которые глушат звук после того, как музыкант убирает с клавиш руки. При нажатии педали демпфер перестает работать, что сглаживает контрастность между началом звука в момент удара молоточка по струне и затухающим остатком этого звука.
Также, когда музыкант нажимает на правую педаль, начинается вибрация вторичного звука. Пианистам данный механизм, расположенный справа, позволяет осуществить плавный переход с одного звука на другой без пауз, если сделать пальцами это невозможно. Помимо этого, правый демпфер обогащает звучание, подчеркивает звуки, связывает их в единый комплекс. Правая педаль усиливает громкость звучания, из-за чего ее называют «форте», т.е., громко.
Предназначение левой педали
Роль средней медали
Она же третья, добавили на инструмент последней. На большинстве моделей пианино отсутствует, а вот у роялей есть. Используется средняя педаль не так часто, как две другие.
Ее предназначение – задерживать звук. Используют, чтобы выборочно поднимать демпферы. Педаль позволяет заблокировать устройства, которые до нажатия на среднюю педаль были в поднятом состоянии. В таком положении демпферы и будут оставаться, пока музыкант не снимет ногу с педали. Другие молоточки будут работать в нормальном режиме. Средняя медаль задерживает басовые ноты, создает дополнительные эффекты.
В Советском Союзе выпускались пианино, где на шторки крепили металлические «пятачки»? Они ударяли по струнам, когда пианист нажимал на клавиши. Так звук выходил металлическим, напоминающий клавесинный. Вы видели такие модели пианино?
Устройство фортепиано
Каждый начинающий пианист, желающий стать профессионалом, обязан не только овладеть техникой игры, но и знать устройство инструмента. Ниже мы в общих чертах расскажем вам, как же устроено фортепиано.
Устройство рояля
Системы, из которых состоит инструмент:
Механика рояля
Корпус – это одновременно и основание, и защита всех внутренних механизмов от внешнего негативного воздействия. Самая задняя часть – прочный деревянный футор. К нему прикреплена доска, на которой находятся колки (отвечающие за натяжение струн) – она называется вирбельбанк. Сами струны надежно закреплены на тяжелой чугунной раме – она во многом ответственна за большой вес фортепиано (около 200 кг), и относятся уже к акустической системе.
Кроме струн и рамы, к которой они прикреплены, к этой системе относят и резонансную деку – сосновую доску, которая благодаря особому расположению и свойствам усиливает звук.
Механическая или ударно-клавишная система – это целый ряд рычагов, молоточков, других невидимых глазу устройств, которые заставляют струны звучать правильным образом.
Педали работают следующим образом: когда вы нажимаете правую, специальные заглушающие звук подушечки на струнах (демпферы) поднимаются – и свободному колебанию струн ничего не препятствует. Нажимаете левую – молоточки придвигаются ближе к струнам, а звук при нажатии на клавиши становится в несколько раз слабее.
Устройство пианино
Как из пианино извлекается звук?
Клавиша является своеобразным рычагом, который приводит в действие механизм молоточка. Тот, в свою очередь, ударяет по нужной струне, а когда звук уже не нужен (вы отпустили клавишу), колебания струны моментально «гасятся» специальной подушечкой – демпфером.
В вашем инструменте всего 88 клавиш (белых – 52, черных – 36). Но струн при этом в несколько раз больше, 220! Для чего нужны «лишние»? За звук, исходящий при нажатии клавиши отвечают до 3 струн сразу (они вместе называются хором). Хочется отметить, что количество белых и черных клавиш у разных инструментов может отличаться как и количество струн.
Когда какая-то одна струна перестает звучать соответствующим образом и выходит из строя, звук становится «грязным». В такой ситуации и нужна помощь профессионального мастера-настройщика.
Механика пианино
Клавишно-молоточковый инструмент
Служит для передачи механического усилия пальцев пианиста с клавиш на молоточки, извлекающие звук ударом по струнам и регулирования звучания. К каждой струне в нейтральном состоянии прикасается демпфер — глушитель, представляющий собой деревянную колодку, покрытую войлоком. После нажатия на клавишу глушитель отходит от струны и одновременно по ней ударяет молоточек, рождая звук.
Педали фортепиано
Эта часть клавишно-молоточкового инструмента предназначена для регулирования звучания. Количество педалей во всех фортепиано и некоторых пианино — три, правая, средняя и левая. Подавляющее большинство пианино имеет лишь две педали- правую и левую.
В предшественниках фортепиано — клавикордах- функцию педалей выполняли специальные рычаги, которые пианист двигал коленями.
Правая педаль служит для создания неразрывного звучания и обогащения звуков новыми обертонами. В нотах нажатие правой педали обозначается Ped либо P, поэтому эту педаль иногда называют просто педалью. Непрерывное звучание обозначается legato. Музыканты 19 века обозначали этим символом особый колорит звучания.
Принцип действия правой педали — выключение демпферной системы, что порождает звучание после отжатия педали и инициацию вторичного звучания остальными струнами.
Правая педаль используется двумя способами — перед нажатием на клавиши (прямой способ) и сразу после, до отжатия (запаздывающий способ).
При нажатии левой педали в рояле сдвигаются молоточки, что влечет удары лишь по двум струнам вместо трех. В пианино молоточки придвигаются к струнам, что влечет за собой снижение силы удара.
Средняя педаль поднимает демпферы и фиксирует их в таком состоянии до отжатия педали, что, например, позволяет играть стакатто вне зависимости от удерживаемой ноты. Остальные, не задействованные средней педалью струны с демпферами ведут себя как обычно.
Некоторые пианино имеют среднюю педаль, фиксируемую путем сдвига влево. Это делает звучание тихим, что может пригодиться, например, для игры на пианино ночью в многоквартирном доме.