Для чего становятся крестными родителями

Крестные родители — для чего нужны и кто может стать

Узнайте все самое интересное и полезное о крестных родителях, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Зачем нужны крестные родители

Крестные родители – люди, которые во время Таинства Крещения дают за ребенка (младенца) обеты (обещания) и принимают ответственность перед Богом. Они отрекаются от сатаны и произносят Символ веры. Также после погружения в освященную воду священник отдает крестному родителю младенца, а крестный принимает (воспринимает) из купели. От этого слова появилось второе наименование крестных родителей – восприемники.

В апостольские времена большинство желающих принять христианство были взрослыми людьми. Время подготовки к Крещению порой занимало несколько лет и крестным являлся опытный верующий христианин. Он наставлял своего подопечного в вероучении и показывал личный пример благочестивой жизни. Во время Таинства являлся как бы поручителем за крещаемого человека, что его вера в Христа глубока и намерения жить добродетельной жизнью серьезны. Позднее участие крестного стало необходимо только при крещении маленьких детей. Ведь младенцы сами не могут произнести слова молитв и до конца не понимают важности происходящего духовного рождения.

Кого выбирать в крестные

Для крещения мальчика необходим крестный мужчина, для девочки – женщина. В Русской Православной Церкви сложилась традиция выбирать восприемниками мужчину и женщину, не состоящих в браке. Хотя в современных условиях это правило не всегда соблюдается. В особых ситуациях при благословении правящего архиерея супруги могут крестить одного ребенка. Крестные должны быть духовными родителями для ребенка по аналогии с телесным рождением младенца от его физических отца и матери.

Нельзя сводить роль крестных родителей лишь к “механическим действиям” в красивом и таинственном обряде. Восприемники являются поручителями за ребенка перед Богом, они дают важнейшие обещания, которые обязаны исполнять. А именно:

– воспитывать ребенка в православной вере;

– участвовать вместе в богослужениях, причащать (если этого не делают родители);

– молиться за крестника, чтобы Бог не оставлял его и он рос достойным православным христианином;

– своим личным примером показывать, каким должен быть верующий человек.

Требования к крестным родителям

Кто может быть крестными родителями?

Крестные родители должны быть крещены в Православии и твердо верить в Святую Троицу. Им нужно знать основные молитвы, читать Святое Евангелие, участвовать в церковной жизни. К сожалению, эти условия соблюдаются все реже. Крестные нередко даже не знают молитву “Символ веры” и не могут ее без ошибок прочитать. Поэтому перед Крещением обязательно нужно пройти огласительные беседы. После этого – исповедоваться и приступить ко Святому Причастию. Прочитать хотя бы одно из Евангелий, выучить молитвы Символ веры, «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся».

Крестными родителями могут быть как женатые и замужние, так и не состоящие в браке мужчины и женщины (правило предполагает, что супруги одновременно не могут быть крестными у одного ребенка), а также беременные. Восприемником может стать православный христианин достигший 14-летнего возраста, верхней возрастной границы нет.

Кому нельзя быть крестными родителями?

Восприемником не может стать человек, исповедующий другую религию или атеист. Иначе говоря, любой, кто не согласен с догматами, изложенными в православном Символе веры. А также на эту роль обычно не допускают монахов, которые отвергли мирскую жизнь и посвятили себя служению Богу. Крестные не должны состоять в браке между собой.

Можно ли крестить ребенка без крестных

Бывают случаи, когда в ближайшем окружении нет человека готового стать крестным для ребенка. Следует обратиться в храм, где священник или сам станет восприемником, или попросит кого-то из прихожан. В экстренных ситуациях, когда жизни ребенка угрожает опасность, Крещение происходит незамедлительно.

Важно знать, что “перекрестить” ребенка или выбрать других крестных, если с имеющимися произошел конфликт или они отпали от Православия, невозможно (по этому вопросу советуйтесь со священником).

Что должны делать крестные родители

Важно понимать, что роль крестных не исчерпывается принятием маленького христианина из купели. Напротив, их ответственность только начинается и далеко не ограничивается поздравлениями с праздниками и подарками. Конечно же, каждая семья индивидуальна. Чьи-то родители сами занимаются духовным воспитанием ребенка и от крестных требуется только молитва за своего “подопечного”. А кто-то вовсе запрещает восприемникам водить крестника в храм.

Тогда только и остается горячо молиться и своим примером показывать малышу, каков настоящий христианин. Поэтому нет универсального рецепта стоит ли крестному усердно предлагать свою помощь в духовном воспитании ребенка. Но вот молиться духовные родители за своего крестника обязаны. На их совести также долг всячески помогать в воспитании ребенка, если такая помощь требуется.

“Крестные — лица очень ответственные, они становятся поручителями пред Богом за души своих крестников. Они в момент крещения вместе с родителями, перед Крестом и Евангелием, лежащими на аналое, дают обещание Самому Богу. Какое обещание? Что они приложат все усилия, чтобы новокрещеный младенец вырос верующим, православным человеком. Их обязанность теперь — молиться за своих духовных детей, учить их молитвам, наставлять в православной вере и водить в храм причащаться, а потом, после семи лет, и исповедоваться. Чтобы когда их крестник войдет в совершенные года, он уже знал, как молиться Богу, знал, во что мы верим и зачем ходим в храм. Конечно, самая большая ответственность по христианскому воспитанию детей лежит на родителях, но и крестные могут очень сильно повлиять на своих крестников, стать их духовными учителями, наставниками” (протоиерей Павел Гумеров).

Источник

Крёстный

Крёст­ный (вос­при­ем­ник) в Таин­стве Кре­ще­ния сви­де­тель, пору­чи­тель за веру кре­ща­е­мого, обя­зан­ный настав­лять его в пра­ви­лах хри­сти­ан­ской жизни.

Для чего становятся крестными родителями. Смотреть фото Для чего становятся крестными родителями. Смотреть картинку Для чего становятся крестными родителями. Картинка про Для чего становятся крестными родителями. Фото Для чего становятся крестными родителями

Кре­ще­ние мла­денца совер­ша­ется по вере вос­при­ем­ни­ков, на кото­рых лежит святая обя­зан­ность научить детей истин­ной вере, помочь им стать достой­ными чле­нами Церкви Хри­сто­вой.

После погру­же­ния мла­денца в купель кре­ще­ния крест­ный при­ни­мает его из рук свя­щен­ника. Отсюда сла­вян­ское назва­ние – вос­при­ем­ник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обя­зан­ность вос­пи­ты­вать ребенка в пра­во­слав­ном духе, и ответ за это вос­пи­та­ние будет давать на Страш­ном Суде.

При Кре­ще­нии мла­ден­цев вос­при­ем­ники про­из­но­сят (испо­ве­дуют) вместо них Символ веры, про­из­но­сят обеты и имеют попе­че­ние о науче­нии вере и нрав­ствен­но­сти вос­при­ня­тых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Треб­ник).

Обычай иметь вос­при­ем­ника при Кре­ще­нии вос­хо­дит к древ­ней­шему Апо­столь­скому Пре­да­нию.

Нали­чие двух вос­при­ем­ни­ков явля­ется рус­ской тра­ди­цией. По пра­ви­лам Церкви доста­точно одного вос­при­ем­ника: крест­ного отца для маль­чика и крест­ной матери для девочки. На прак­тике допус­ка­ется несо­от­вет­ствие пола.

^ Обя­зан­но­сти крест­ных

У крест­ных по отно­ше­нию к крест­ни­кам есть 3 основ­ные обя­зан­но­сти:

В Таин­стве Кре­ще­ния крест­ные обе­щают Богу при­ве­сти к Нему малыша. Важно пом­нить об этом.

^ Кто может быть крест­ным

Без­рас­судно при­гла­шать крёст­ным чело­века нецер­ков­ного: чему может научить тот, кто сам не знает пред­мета? Это как выбрать про­вод­ни­ком в опас­ном путе­ше­ствии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), про­хо­димца, не зна­ю­щего марш­рута.

Так же нерас­су­ди­тельно цер­ков­ному чело­веку брать на себя перед Богом обеты вос­пи­ты­вать в хри­сти­ан­ской вере мла­денца, роди­тели кото­рого не только вне Церкви, но и не соби­ра­ются воцер­ков­ляться, при­ви­вать своё чадо ко Христу-Спа­си­телю.

Если же вас при­гла­шают быть вос­при­ем­ни­ком роди­тели, кото­рые не только не против того, чтобы кре­стить ребёнка, но и сами готовы стать чле­нами цер­ков­ной общины, то разумно, перед при­ня­тием соб­ствен­ных обетов, взять и с роди­те­лей обет испол­нять Запо­веди, еже­дневно молиться за своих детей, при­хо­дить с ними в храм, ста­раться еже­не­дельно их при­ча­щать. В идеале хорошо бы посо­ве­то­вать роди­те­лям похо­дить в вос­крес­ную школу или на заня­тия по кате­хи­за­ции: через пару заня­тий будет понятно, серьёзно ли они отно­сятся к духов­ной жизни, либо рас­смат­ри­вают Кре­ще­ние как маги­че­ский обряд.

По древ­нему цер­ков­ному пра­вилу, при Кре­ще­нии мла­ден­цев необ­хо­ди­мым счи­тался только один вос­при­ем­ник – муж­чина для кре­ща­е­мого лица муж­ского пола или жен­щина для лица жен­ского пола (Боль­шой Треб­ник, 5 гл., «зри»). Пра­вило о «бытии при Кре­ще­нии одному вос­при­ем­нику» при­над­ле­жало первым векам хри­сти­ан­ства и строго соблю­да­лось в Церкви Восточ­ной и Запад­ной до IX века. В наше время широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­чил обычай быть при Кре­ще­нии двум вос­при­ем­ни­кам: крест­ному отцу и крест­ной матери.

Только пра­во­слав­ные вос­при­ем­ники или вос­при­ем­ницы имеют цер­ков­ное зна­че­ние. Их имена вос­по­ми­на­ются в молит­вах и вно­сятся в сви­де­тель­ства о Кре­ще­нии. Вос­при­ем­ник «пред­став­ляет собою лицо кре­ща­е­мого и за него обеты Богу, творит, Символ испо­ве­дует и обязан вос­при­ем­ного сына наста­вить вере и закону Божию, чего не могут учи­нить ни невежа в вере, ни ино­вер­ный» (Книга о долж­но­стях пре­сви­те­ров при­ход­ских, 80).

Согласно с прак­ти­кой древ­ней Церкви, как ино­верцы нико­гда не допус­ка­ются к вос­при­ем­ни­че­ству, так и пра­во­слав­ному непри­лично быть вос­при­ем­ни­ком детей у ино­вер­ных роди­те­лей, исклю­чая те случаи, когда дети кре­стятся в пра­во­слав­ную веру. Каноны Церкви такого случая, как уча­стие при кре­ще­нии в каче­стве вос­при­ем­ника ино­слав­ного лица, также не преду­смат­ри­вают.

Не могут быть вос­при­ем­ни­ками безум­ные, совер­шенно несве­ду­щие в вере, а также пре­ступ­ники, явные греш­ники и при­шед­шие в храм в нетрез­вом виде. Напри­мер, не бывшие по нера­де­нию у испо­веди и Свя­того При­ча­стия дли­тель­ное время не могут дать руко­вод­ства и нази­да­ния в жизни своим крест­ни­кам. Не могут быть вос­при­ем­ни­ками мало­лет­ние (до 14 лет), так как еще неспо­собны к делу учи­тель­ства и нетверды в разу­ме­нии веры и силы Таин­ства (кроме тех слу­чаев, когда совер­шенно невоз­можно иметь совер­шен­но­лет­него вос­при­ем­ника).

Древ­няя Рус­ская Цер­ковь не знала такого пра­вила, кото­рое бы устра­няло мона­хов от вос­при­ем­ни­че­ства. Известно, что крест­ными отцами наших рус­ских вели­ко­кня­же­ских и цар­ских детей были боль­шей частью монахи. Только впо­след­ствии мона­хам было вос­пре­щено вос­при­ем­ни­че­ство потому, что оно вовле­кает монаха в обще­ние с миром (Номо­ка­нон при Боль­шом Треб­нике). Роди­тели не могут быть вос­при­ем­ни­ками от купели Кре­ще­ния соб­ствен­ных детей. Жен­щине, нахо­дя­щейся в обыч­ном очи­ще­нии, неудобно быть вос­при­ем­ни­цей. В таких слу­чаях можно отло­жить Кре­ще­ние или же при­гла­сить другую вос­при­ем­ницу.

Цер­ков­ные пра­вила не запре­щают быть вос­при­ем­ни­ками одного и того же мла­денца родным брату и сестре, а также отцу с доче­рью или матери с сыном. В насто­я­щее время свя­щен­ники не допус­кают мужа и жену к сов­мест­ному вос­при­ем­ни­че­ству одного и того же мла­денца. Чтобы не допу­стить нару­ше­ний суще­ству­ю­щих правил отно­си­тельно вос­при­ем­ни­ков, свя­щен­ник обычно зара­нее узнает от роди­те­лей, кого они желают иметь вос­при­ем­ни­ками для своих детей.

Дей­стви­тельно ли Цер­ковь учит о недо­пу­сти­мо­сти брака между крест­ными согласно 211‑й статьи Номо­ка­нона?

Пре­пят­ствия к вен­ча­нию и вос­при­ем­ни­че­ству при кре­ще­нии. Гри­го­ров­ский С. П. Изда­тель­ский совет РПЦ. 2007. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Алек­сия II. С. 49–51. Цитата оттуда:

«В насто­я­щее время 211‑я статья Номо­ка­нона [где ука­зы­ва­ется на недо­пу­сти­мость брака между вос­при­ем­ни­ками] не имеет ника­кого прак­ти­че­ского зна­че­ния и должна почи­таться отме­нен­ною… Так как при кре­ще­нии доста­точно быть одному вос­при­ем­нику или одной вос­при­ем­нице, смотря по полу кре­ща­е­мого, то нет осно­ва­ний счи­тать вос­при­ем­ни­ков состо­я­щими в каком-либо духов­ном род­стве и потому вос­пре­щать им вступ­ле­ние в брак между собою».

Проф. Павлов в своем курсе Цер­ков­ного права так ком­мен­ти­рует про­блему духов­ного род­ства вос­при­ем­ника и вос­при­ем­ницы одного ребенка и брака между ними:

«…несколько правил апо­кри­фи­че­ского про­ис­хож­де­ния и стран­ного содер­жа­ния (напри­мер, 211 пра­вило, запре­ща­ю­щее мужу и жене быть вос­при­ем­ни­ками одного и того же мла­денца, под стра­хом быть раз­лу­чен­ными от супру­же­ского сожи­тия). Свя­тей­ший Синод уже в первые годы своего суще­ство­ва­ния стал отно­ситься к таким пра­ви­лам с боль­шим сомне­нием и нередко делал поста­нов­ле­ния, прямо им про­ти­во­по­лож­ные, осо­бенно по делам брач­ным».

В декабре 2017 года на Архи­ерей­ском Соборе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви был принят доку­мент “О кано­ни­че­ских аспек­тах цер­ков­ного брака”, в кото­ром ука­зано: “Браки между вос­при­ем­ни­ками могут совер­шаться по бла­го­сло­ве­нию епар­хи­аль­ного архи­ерея (с учетом указа Свя­тей­шего Синода от 31 декабря 1837 года)”.

Могут ли бере­мен­ные и неза­муж­ние жен­щины ста­но­виться крёст­ными?

Бере­мен­ные и неза­муж­ние жен­щины могут быть крест­ными, кано­ни­че­ских запре­тов этого не суще­ствует. Все запреты отно­сятся исклю­чи­тельно к дре­му­чим народ­ным суе­ве­риям и не имеют ника­кой силы для хри­стиан.

С какого воз­раста не нужен крёст­ный?

Лицам старше 14-ти лет.

Как кре­стить ребёнка, если один или более членов семьи против?

– Таких людей сле­дует поста­раться при­ве­сти на встречу со свя­щен­ни­ком. Здесь глав­ное понять, что внутри у чело­века, почему он отка­зы­ва­ется от кре­ще­ния своего ребенка. Если люди – ате­и­сты, пере­убе­дить их и заста­вить отка­заться от своих взгля­дов бывает трудно. Но убе­дить в необ­хо­ди­мо­сти спо­кой­ного и лояль­ного отно­ше­ния к факту кре­ще­ния ребенка все же можно.

Источник

Крестные родители: кому можно быть крестным?

Для чего становятся крестными родителями. Смотреть фото Для чего становятся крестными родителями. Смотреть картинку Для чего становятся крестными родителями. Картинка про Для чего становятся крестными родителями. Фото Для чего становятся крестными родителями

Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь? Ответы в статье!

Крестные родители

Кратко:

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Для чего становятся крестными родителями. Смотреть фото Для чего становятся крестными родителями. Смотреть картинку Для чего становятся крестными родителями. Картинка про Для чего становятся крестными родителями. Фото Для чего становятся крестными родителями

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта «Татьянин День«.

— Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

— Быть крестным — и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте здесь.

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

— А что подарить крестнику?

— Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины — это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

— А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

— Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

— Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

— Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

— Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

— До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

— А кто не может быть крестным?

— Разумеется, не могут быть крестными нехристиане — атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация — если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены — тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

— А кто из родственников может быть крестным?

— Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

— Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

— Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

— Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

— Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

— Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

— С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

— Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

— Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

О крестных родителях

«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»

(Из письма читательницы)

Для чего становятся крестными родителями. Смотреть фото Для чего становятся крестными родителями. Смотреть картинку Для чего становятся крестными родителями. Картинка про Для чего становятся крестными родителями. Фото Для чего становятся крестными родителямиТак получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?

Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.

Кому не знакома такая картинка?

Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.

Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
— Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:

— Праздники церковные чтите?

И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.

Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.

Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.

Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.

— Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.

— Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.

На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.

На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.

… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.

Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.

Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.

Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.

Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.

Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.

Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.

Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.

Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.

Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:

— Я хочу сказать, как крестный отец невесты…

Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
— Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.

Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.

Источник: Н.Е. Сухинина. Укажите мне край, где светло от лампад.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *