Для чего строили лабиринты

Великие загадки лабиринтов

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Лабиринты, естественные и искусственные, издавна будоражат воображение людей. Они пугают и в то же время неудержимо влекут к себе. Им приписывались магические свойства, они использовались в обрядах инициации взрослеющих детей и обрядах посвящения взрослых в различные мистерии и культы. В Древнем Китае считалось, что злые духи могут двигаться только по прямой, а потому даже улицы городов своими изгибами напоминали лабиринты. И входы в китайские города часто сознательно проектировали в виде лабиринтов.

Архитектурные сооружения, специально сконструированные как лабиринты, преследуют цель максимально затруднить выход из них либо сделать его невозможным без посторонней помощи. Но, как мы уже говорили, существуют и природные, естественные лабиринты, послужившие прототипами рукотворных. В качестве примера можно привести системы подземных пещер. И даже любой лес с неизвестно куда ведущими тропинками — тоже лабиринт. И лабиринтом часто представляются улицы большого незнакомого города.

Да и любой выбор, встающий перед человеком, в сущности, является символическим входом в лабиринт. Прекрасной иллюстрацией этого положения является картина В. Васнецова «Витязь на распутье».

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

При решении любой задачи головной мозг должен найти единственный верный путь среди десятков ложных.

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Версии происхождения слова «лабиринт»

Слово «лабиринт», пришедшее в наш язык из Эллады, имеет догреческое происхождение и является одним из самых древних в мире. Имеется несколько версий, пытающихся объяснить его значение. Согласно первой, оно произошло от названия двулезвийного топора — лабриса (λάβρυς), который широко использовался в религиозных церемониях на острове Крит и символизировал два рога священного быка. В русский язык пришло через немецкий язык — Labyrinth.

В этом случае лабиринт – «дом двойного топора» либо «святилище божества с двойной секирой».

По другой версии, этот термин является производным от доиндоевропейского слова, означавшего «камень». В Византии «лабрами» называли монастыри, окруженные каменными стенами, в Греции – монастыри в пещерах. Отсюда ведет свое происхождение знакомое всем русское слово «лавра». В качестве примера можно привести Лавру святого Афанасия в Греции (Афон), Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру.

Зачем строить лабиринты?

Каково же назначение лабиринтов, зачем на протяжении тысячелетий создавались они в разных странах и на разных континентах?

Основываясь на знаменитом древнегреческом мифе о Тезее и Минотавре, многие средневековые исследователи на протяжении ряда столетий считали лабиринты, подобные Кносскому, тюрьмами и местами заключения. Часто они ссылались на мнение древнегреческого историка Филохора (345-260 гг. до н.э.), считавшего критский лабиринт тюрьмой для афинских мальчиков, судьбой которых было стать рабами победителей спортивных состязаний.

Такой упрощенный и чисто утилитарный подход не выдержал испытания временем. Уже в XIX веке обитель страшного чудовища, в которую против своей воли вынуждены вступить герои повествования, стала рассматриваться как символ царства мертвых, обитель мрака и теней, воплощение древнего хтонического ужаса.

Но и этот подход не удовлетворил многих исследователей, которые предложили свое видение проблемы: лабиринт – символ пути, ведущего к возрождению и новой жизни. В этом случае прохождение через лабиринт символизирует новое рождение человека, его преображение. Имеется много подтверждений того, что лабиринты использовались в обрядах инициации подростков либо посвящения избранных. Возможно, Тесей со свитой приехал на Крит для того, чтобы пройти обряд посвящения в таинства местного культа. В этом случае Минотавр (его настоящее имя — Астерий, «Звездный») – не пленник, а хозяин лабиринта, подземное божество, владыка царства теней.

Современные ученые предполагают, что греки разделили единого бога критян на две ипостаси: судью мира мертвых Миноса и его пасынка Минотавра. Позже забылось, что Минотавр не пожирал, а испытывал вошедших в лабиринт. Подтверждением служит то обстоятельство, что история рождения Миноса – это, в общем-то, смягченный вариант сюжета о рождении Минотавра. Если родителями Миноса являются принявший облик быка Зевс и похищенная им Европа (именно отсюда ведет свое происхождение известная древнеримская поговорка: что позволено Юпитеру, не позволено быку), то родителями Минотавра оказались священный бык Посейдона и жена Миноса Пасифая. Некоторые исследователи считают, что рисунки лабиринтного типа (самый древний из которых, нанесенный около 4 тысяч лет назад на стену усыпальницы, найден на острове Сардиния) и первые рукотворные лабиринты могли появиться как попытка изображения движение Солнца и планет.

Имеется и более «веселая» версия назначения лабиринтов, согласно которой все выложенные из камня лабиринты Южной Европы использовались для культовых танцев, воспроизводивших движение планет, звезд и Солнца по небесному своду. Эти танцы от других отличались особой сложностью фигур и движений, и линии лабиринта помогали двигаться в нужной последовательности. Считается также, что в Древней Греции слово «лабиринт» в ряде случаев применялось для обозначения и площадки для ритуальных танцев, и самих танцев.

В Древнем Риме лабиринты часто назывались также и словом «Троя». Вергилий упоминает об обрядовых «троянских» играх, обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения. «Троянские» танцы символизировали трудную дорогу и испытания при движении к поставленной цели. Известны также свидетельства об играх римских детей, которые сооружали импровизированные лабиринты из камней на улицах городов либо на окрестных полях. Дошедшей до нашего времени разновидностью одной из таких игр являются всем известные «классики».

Лабиринты разных стран и континентов

В настоящее время остатки грандиозных лабиринтов обнаружены не только в Европе, но и в Северной Африке, в Индии и в Китае. В пустыне Наска (Южная Америка) найдены гигантские лабиринты, имеющие формы различных животных и насекомых.

В кельтской мифологии лабиринты являются входами в подземный мир, на их спиралях в лунные ночи часто видели танцующих фей и эльфов.

А в Индии лабиринты — символы медитации, сосредоточения, избавления от сансары и законов кармы.

Индийские лабиринты часто представляют собой продолжение концов древнего солярного символа свастики в виде спиралевидных линий.

Аборигены Америки считали прохождение лабиринта средством излечения от телесных и душевных недугов.

О самых известных из лабиринтов в народе слагались легенды, о них рассказывали некоторые знаменитые историки античности, которые выделяли пять великих лабиринтов: Египетский, который, по утверждению Плиния, находился под озером Моэрис, два Великих лабиринта в Кноссе и Гортане, греческий на острове Лемнос и этрусский в Клюзиуме.

Давайте вспомним самые известные лабиринты от древних времен и до наших дней.

Фаюмский лабиринт

Самым большим лабиринтом мира в настоящее время признается египетский, который был построен рядом с озером Мойрис (ныне озеро Биркет-Карун) к западу от Нила и в 80 километрах к югу от Каира недалеко от Эль-Фаюма. Поэтому данный лабиринт часто называют Фаюмским. Он является пристройкой к пирамиде четвертого фараона XII династии Аменемхета III, которого живший в III в.до н.э. верховный жрец Египта Манефон называет также Лабарисом (вот и еще одна версия происхождения слова «лабиринт»). Это сооружение некоторые греческие авторы даже включали в число семи чудес света. Самое раннее упоминание о нем принадлежит греческому историку Геродоту Галикарнасскому (около 484—430 до н.э.), который так отзывается об этом грандиозном сооружении:

Еще одно описание этого лабиринта принадлежит греческому географу и историку Страбону Амасейскому (около 64 г.до н.э. – 24 г. н.э.), который в 25 г. до н. э. совершил путешествие в Египет в составе свиты префекта Египта Гая Корнелия Галла:

Египетский лабиринт в своих трудах упоминают также Диодор Сицилийский, Помпоний Мела и Плиний. Причем живший в I в. до н.э. Диодор утверждает, что если знаменитый критский лабиринт не сохранился, то «египетский лабиринт простоял в полной неприкосновенности до наших времен». Некоторые фрагменты этого грандиозного сооружения дошли до нашего времени. В 1843 г. они были исследованы немецкой экспедицией Эрбкама, но, поскольку никаких сенсационных находок обнаружено не было, большого отклика сообщения об этих раскопках не получили. Большинство современных исследователей считает египетский лабиринт храмовым комплексом, в котором приносились жертвы всем богам Египта. Предполагается связь лабиринта с культом бога Осириса, который считался богом подземного мира.

Кносский лабиринт Крита

Что касается знаменитого Кносского лабиринта на острове Крит, то римские источники утверждают, что он представлял собой всего лишь уменьшенную копию египетского. Живший в I в. н.э. Плиний, например, считал, что Кносский лабиринт достигал всего одной сотой величины египетского. Кносский лабиринт не найден до сих пор. Некоторые историки полагают, что в виде лабиринта был построен сам дворец критских царей в Кноссе: открытый в 1900 г. английским археологом А. Эвансом, он действительно представлял собой огромный комплекс зданий, сгруппированных вокруг большого прямоугольного двора, связанных между собой причудливо изогнутыми коридорами, лестницами и световыми колодцами. Часть из этих исследователей считают центром Критского лабиринта тронный зал Кносского дворца, другие – центральный двор, вымощенный гипсовыми плитами, который использовался как арена для минойского боя с быками – тавромахии (этот непривычный для греков обряд мог стать одним из источников мифа о поединке Тезея и Минотавра).

Лабиринты Самоса и Рима

Плиний также сообщает о грандиозных лабиринтах на средиземноморском острове Самос и подземном лабиринте некоей этрусской гробницы (ее описание известно также по сочинениям Варрона). Достоверно известно, что в разных провинциях Римской империи было построено около 60 лабиринтов, а изображение лабиринтов использовалось как элемент оформления стен и полов. Очень часто такие изображения располагались недалеко от входа или прямо на пороге и, вероятно, рассматривались как защитный символ. Два таких декоративных лабиринта обнаружены при раскопках в Помпеях.

Чаще всего лабиринты представляются как череда мрачных, обычно подземных помещений. Именно так выглядел самый известный из них, ставший жилищем Минотавра.

Однако большинство лабиринтов устроено гораздо проще.

Церковные лабиринты Западной Европы

В европейской христианской традиции лабиринты чаще всего символизировали путь от жизни к смерти и от смерти к рождению, крестный путь Христа либо движение паломников и крестоносцев в Иерусалим. В соборах, которые паломники посещали по пути к основной святыне, лабиринты символизировали дорогу, ведущую к раскаянию. Эти лабиринты имеют 11 концентрических кругов или дорожек (число, символизировавшее «грех» в средневековой христианской традиции), по которым нужно было проползти на коленях. Так, общая длина концентрических кругов лабиринта Шартского собора составляет около 260 метров: на коленях этот путь паломники преодолевали немногим меньше, чем за час.

В христианских странах Западной и Южной Европы символические лабиринты обычно рисовали или выкладывали, подбирая разноцветные камни, на полу церквей и соборов. С этой же целью использовалась мозаика и наборный паркет. Такие лабиринты, как правило, круглой формы, в их центре обычно находится круг, называемый «небом». В качестве примера можно привести лабиринт Шартрского собора (Notre-Dame de Chartres), созданный в начале XIII века (наиболее вероятная дата — 1205 г.) из белого и синего камня. Размер лабиринта почти совпадает с размером розы витража западного фасада, но точно не повторяет его. Зато расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте окна. По замыслу строителей, в день Страшного суда собор (как и все здания на земле) рухнет. Роза витража с изображением этого Суда на западном фасаде нефа упадет на «небо» в центре лабиринта — и земное сольется с небесным.

В некоторых соборах вместо круга в центре лабиринта стали изображать крест, что привело к появлению лабиринтов квадратной формы.

Церковные лабиринты сооружаются и в наши дни. В 2010-е гг. в процессе реставрации такой лабиринт получил Федоровский собор в Санкт-Петербурга.

Лабиринты Северной Европы

В Северной Европе лабиринты выкладывались на земле из камней или дерна. Такие лабиринты обычно имеют подковообразную форму. На побережьях Балтийского, Баренцева и Белого морей сохранилось более 600 лабиринтов: в Швеции находится около 300, Финляндии — примерно 140, в России — около 50, в Норвегии – 20, в Эстонии – 10 и так далее. Основная их часть, судя по всему, связана с древней промысловой магией: местные рыбаки верили, что, пройдя через лабиринт, они обеспечат себе хороший улов и счастливое возвращение.

На фотографии внизу мы видим лабиринт необитаемого шведского острова Бло-Юнгфрун («Синяя дева»), открытый в 1741 году Карлом Линнеем.

Предание связывает этот лабиринт с ведьмами, собиравшимися здесь на шабаши. Согласно другой легенде, не подтвержденной археологически, на этом острове в средние века казнили 300 ведьм.

Лабиринты России

На территории России лабиринты можно увидеть в Дагестане, на побережье Белого моря, на Соловецких островах, в Мурманской области и в Карелии. На русском Севере лабиринты часто называют «Вавилонами». Один из лабиринтов Большого Заяцкого острова представлен на фотографии:

А здесь мы видим лабиринты, которые, как полагают, связаны с упоминавшейся выше промысловой магией. Первый из них — знаменитый мурманский Вавилон:

А это кандалакшский лабиринт, расположенный у бывшей рыболовецкой тони Малый Питкуль:

Живые лабиринты

Порой роль лабиринта выполняет парк или сад, а роль стен — живые кустарники. Это, конечно, самые молодые по времени появления лабиринты. На приведенной ниже фотографии вы видите Хэмптон-Кортский лабиринт, старейший в Великобритании, который был спроектирован Д. Лондоном и Г. Вайзом в 1690 году (возможно, на месте другого, более старого лабиринта).

Его «стенами» служат подстриженные тисовые кустарники. Именно этот лабиринт описан в романе Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки».

Живые лабиринты популярны до сих пор. Потеряв сакральное значение, они остались хорошей приманкой для туристов. Так, в Австралии из более чем 1200 розовых кустов двухсот сортов создан лабиринт Ashcombe Maze: розы имеют разный аромат, и потому посетители могут идти по лабиринту, ориентируясь на запах.

Самым длинным живым лабиринтом в настоящее время считается «Ананасовый сад» на бывшей плантации Dole на гавайском острове Оаху. Длина его дорожек превышает 5 км.

А звание самого большого по площади (4 гектара) лабиринта принадлежит французскому Reignac-sur-Indre, который образуют кукуруза и подсолнечник. Любопытно, что в конце сезона урожай этого лабиринта убирается и используется по назначению.

Благодаря использованию однолетних культур этот лабиринт каждый год меняет свои очертания.

Современные лабиринты как место релаксации

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

К вопросу о лабиринтах

«Кто создал лабиринт зеркал,

В нём отраженья многократны.

Там, заблудившись, зря искал,

След тонкой нити Ариадны».

«Вавилоны», «дороги великанов», «троянский замок». Как только ни называли причудливо выложенные неизвестно кем, неизвестно когда, неизвестно с какими целями каменные лабиринты.

В этой статье будет предпринята ещё одна попытка объяснить, что же за сооружения – каменные лабиринты, для чего они создавались и как работали.

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Лабиринт на фризе храма Халебид в Майсуре в Индии (13 век).

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Лабиринт острова Крит (форма).

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Лабиринт Тиббль в Вестеросе, Швеция.

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Лабиринты племен папаго и пима с Юго-Запада Северной Америки

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

«Голливудский камень» графства Уиклоу (Ирландия)

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Гальгаль Рефаим на Голанских высотах, Израиль

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Схема лабиринта материковой Греции

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Древнегреческие монеты с изображением лабиринта

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Знак лабиринта, нацарапанный на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния.

Такое широкое распространение образа лабиринтов (или по-северному «вавилонов») по всему миру может свидетельствовать о его некоей важности в культурах разных народов.

Распространённые классификации лабиринтов.

Изучение любого объекта начинается с попыток его идентификации – по внешнему виду, по составу. И лабиринты – не исключение.

В плане классификации данных объектов большую роль сыграла работа Виноградова Н.Н., где он выделил среди них следующие типы выкладок:

1. Лабиринты спиральные или улиткообразные;

2. Лабиринты круглые или кругловатые;

3. Лабиринты подковообразные;

4. Смешанные типы. [1]

Но в классификации Виноградова было два недостатка: 1. Она охватывала лишь лабиринты Соловецких островов, узко локализуя, таким образом, материал для исследований, и не охватывая мегалиты Европы, например. 2. Единственным критерием для классификации лабиринтов являлась их внешняя форма (круглые, кругловатые, улиткообразные, подковообразные), тип прочерчивания спиралей не учитывался.

Исследователь Куратов А.А. предложил свою версию классификации лабиринтов – по типу прочерчивания их спиралей.

В этом случае лабиринты подразделяются по трём основным группам:

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринтыДля чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Открыт вопрос – почему некоторые лабиринты округлой формы, а некоторые – квадратной. В каких случаях и для чего выкладывали (изображали, высекали) одни, а в каких – другие. Большинство известных квадратных лабиринтов, как выкладок, так и изображений имеют южное происхождение (как например лабиринт в Джедимеду, Индия, изображения лабиринтов в древней Греции и древнем Риме).

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Помпеи, Граффити (8×9,5 см) на столбе перистиля дома Марка Лукреция на Стабианской улице.

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Изображение лабиринта на древней монете острова Крит.

Северные же лабиринты по большей части округлой формы, но и квадратные выкладки, хоть и много реже, но встречались, как например остатки единственного квадратного лабиринта на Соловецких островах.

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Интересен так же тот факт, что южные лабиринты по большей части выбиты или выцарапаны, а северные – выложены из камней.

Место лабиринта в культурах разных народов и цивилизаций.

Образ лабиринта оставил отпечаток во многих культурах. Например, в древнем Египте в городе Абидос существовал лабиринт, представлявший собой круглый храм, в галереях которого проводились церемонии, посвящённые пути эволюции, который проходил человек, прежде чем дойти до центра – истинного Человека. И это сооружение, если верить Геродоту, было лишь частью более огромного и удивительного лабиринта, с величием которого не сравнятся даже знаменитые пирамиды.

В Индии лабиринты понимаются как символы медитации, сосредоточения, возвращения к себе, избавления от сансары и законов кармы.

В кельтской культуре лабиринт считался входом в подземный (потусторонний) мир. А китайцы строили лабиринты перед входами, поскольку считали, что они защищают от злых духов.

Современные системы мировоззрения так же не обошли стороной образ лабиринта. Так, например, на Соловецких островах древние каменные спиральные сооружения, вроде как «пережиток культуры язычников-еретиков», не разрушены, а мирно соседствуют с крупным христианским центром – Соловецким монастырём, а в католицизме есть явление молитвенного лабиринта – лабиринта внутри, или перед церковью (собором), по которому ходят с молитвами, хотя это является отклонением от канонов Библии. Например, лабиринт в соборе Шартра, в соборе Дуомо ди Сиена, Тоскана, два при соборе Благодати епископальной церкви в Сан-Франциско и др.

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Лабиринт в соборе Шартра

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Лабиринт в соборе Амьена

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Церковь Сент Джон в городке Гластонбери, Сомерсет, Англии, Великобритания

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

В церкви (масонской) Санта-Мария-Магдалена, Венеция.

И возникает вопрос – почему образ лабиринта так важен?

Краткая история исследования лабиринтов.

Загадка спиральных объектов интересна человечеству не один десяток лет. Разные исследователи и русские и иностранные сделали вклад в изучение этого феномена.

Археолог и историк А.Л. Никитин в своих работах утверждал, что именно обрядовые действия в лабиринтах позволяли древним проводить опыты с изменением сознания и исследовать потусторонний мир духов – источник силы и просветления [13].

В 1970-х годах, в СССР была распространена версия Н. Гуриной, что лабиринты были ловушками для рыбы. В пользу этой версии говорило то, что значительная часть спиральных сооружений Севера была выложена недалеко от водоёмов, и, учитывая возраст сооружений до 5000 лет, они могли быть скрыты водой, уровень которой в то время был выше. Рыбак просто заходил в лабиринт и собирал заплывшую в него рыбу [7].

Исследователем Л. В. Ершовым была выдвинута версия, что линии лабиринта повторяют движение Солнца и Луны, и таким образом являются календарями. Но версия спорная, так как у лабиринтов нет единой ориентации в пространстве [12]).

Этнограф и писатель Попов А.М. в своих работах отмечал, что лабиринт напоминает папиллярные узоры на пальцах руки человека, при этом движение линий вокруг общего центра намного сложнее, чем обычная многозаходная спираль свойственная, например, галактикам. В траекториях линий есть поочередное приближение и удаление от центра. Попов в ходе многолетних исследований установил, что лабиринты в местных преданиях являются неким мистическим кодом, передаваемым по наследству от поколения к поколению, невзирая на религиозные мировоззрения. Так же Попов выдвинул версию, что проходя сквозь лабиринт, жители Севера получали или передавали информацию, используя узор лабиринта как антенну.

Среди иностранных исследователей можно выделить, прежде всего, работу Дж. Крафта 1977 года «Лабиринт и игра всадников», на которую ссылаются многие научные публикации по этой теме и по сей день. Крафт систематизировал из регистра государственных памятников сведения о 199 каменных лабиринтах, зафиксированных на 1930-е гг. и еще о 80 лабиринтах из других источников, сохранность которых отмечалась как непроверенная. Среди связанной с лабиринтами топонимики исследователь отметил около 40 названий «Треллеборг» («Город троллей»), 2 «Юнгфруданс» («Танец дев») и 8 Трояборгов («город Троя»). Также были собраны сведения об играх, связанных с лабиринтами в XIX–XX вв. В общих чертах, по расположению, Дж. Крафт разделял лабиринты на 2 группы – береговые и южно-шведские (условно «материковые»). Береговые лабиринты по расположению относительно уровня моря и привязке к средневековым и более поздним рыбацким стоянкам были датированы не ранее 2 тыс. н.э. [4]

Н. Бродбентом в середине 1980-х для установления возраста лабиринтов был применён метод, который раньше применялся в геологии, позволяющий датировать поверхность камня по росту колоний лишайников на нем (лихенометрия). Методика, разработанная в Центре Арктических Исследований университета Умео, позволила определить с достаточной точностью время выкладки того или иного лабиринта, камни которого зарастали лишайником Ризокарпоном географическим (Rhizocarpon geographicum). Результаты этих исследований в целом позволили подтвердить средневековую датировку некоторых каменных лабиринтов. Параллельно с лихенометрией с середины 1980-х гг. для датировки также использовался геологический метод сравнения степени выветривания пород.[9]

Проблема обоснования датировки лабиринтов Балтики была решена европейскими учеными во 2-й половине 1980-х г.г. с помощью комплекса методов:

1. Датировка по расположению на береговых террасах, дата подъема которых из воды известна по геологическим данным.

2. Датировка по степени выветривания скал, на которых располагаются лабиринты.

3. Датировка по росту колоний лишайников на камнях, составляющих лабиринты.

4. Косвенная датировка по соотнесению с однотипными изображениями лабиринтов в средневековых церквях и на бытовых предметах нового времени.[5]

Итак. Основные распространённые теории предназначения лабиринтов:

1. Для отправления культовых нужд их строителей. Это может быть либо вхождение в измененное состояние сознания, либо погребальный ритуал.

2. Лабиринт – древний календарь.

3. Лабиринт – ловчее устройство приморских жителей для ловли рыбы.

Все теории были выдвинуты на основе открытых исследователями фактов – местоположение объектов (близость к морю, близость к погребальным комплексам), особенности выкладки, следы деятельности человека (нагар на камнях, останки). Но, если задаться вопросами, то ни одна из них полностью не объясняет предназначения сооружений.

Например. Допустим, что лабиринты – это ловушки для рыбы. Относительно приморских сооружений это могло бы быть актуально Но встречаются спиральные сооружения и глубоко на материках, где нет моря с его приливной волной, например лабиринт на горе Шаманка недалеко от Аркаима. Да, там недалеко есть река, но её разливы явно не достанут до лабиринта. И смысла ставить ловушку там, где она ничего в принципе не поймает, нет никакого. А спиральное сооружение из камней – имеется. Если лабиринты лишь ловушки для рыбы, то почему они изображались на древних монетах, почему в их форме и по их планировке строились здания (вроде Микенского дворца в Пилосе, или знаменитого лабиринта в Кноссе), целые города, например легендарный Иерихон. Кстати, если приглядеться – то и известный Аркаим имеет не только форму классического лабиринта, но и его планировка очень напоминает «классический» лабиринт:

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

А ведь есть ещё легенды многих народов, связанные с лабиринтами. Всё вышеперечисленное заставляет усомниться в версии о лабиринтах-ловушках для рыбы, тем более, что гораздо проще сплести сеть, или изготовить иные ловушки для рыбы, чем выкладывать многометровые каменные сооружения, к тому же невысокие, которые приливная волна бы непременно скрыла.

Версия о лабиринтах-календарях тоже спорная, в основном из-за того, что у лабиринтов нет единой ориентации в пространстве относительно сторон света.

Наиболее вероятной представляется версия о лабиринтах, как неких антеннах, выдвинутая Поповым А.М. Именно эта гипотеза меня заинтересовала, и её я постараюсь развить путём сопоставления известных мне некоторых физических, физиологических, геологических фактов с особенностями устройства лабиринта, и ответить на вопросы:

1. По каким принципам мог функционировать лабиринт-«вавилон»;

2. Цель сооружения спирального объекта;

3. Предположительный механизм взаимодействия устройства с его оператором.

Лабиринт – плазменная антенна.

Для анализа был выбран лабиринт «классического» критского образца как самый распространённый и стереотипный образ данного сооружения.

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Согласно классификации Куратова это лабиринт односпиральный, по Виноградову – биспиральный подковообразный с крестообразным пересечением при входе. И с чем только этот лабиринт ни сравнивают – и с папиллярным узором пальцев,

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

и со схематичным сходством с мозгом в разрезе, где центр лабиринта соответствует расположению в мозге железы Эпифиза,

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

так же, например, этот лабиринт имеет внешнее сходство с прицелом зенитного пулемёта

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

или ещё с антенной многоволнового генератора инженера Г. Лаховского

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Интересные свойства кремния.

Лабиринты, если они создавались как мегалиты, то выкладывались в основном из камня, а значит, практически со стопроцентной вероятностью там были соединения кремния.

Обратимся к геологии. Кремний составляет от 27 до 29% массы земной коры и занимает второе место по распространённости в литосфере после кислорода. В общей сложности более 50% земной коры состоит из двуокиси кремния (SiO2), или кварца, c разными примесями, которые дают многообразие минералов. Кремний широко используется в радиопромышленности как отличный полупроводник – например компьютерные процессоры, блоки памяти построены на кремневых решётках, так же кремний используется, например, в изготовлении солнечных батарей, благодаря своему свойству пьезоэлектрика – превращает световую энергию в электрическую [11]. Таким образом, лабиринт, выложенный из материала с содержанием кремния, при определённом физическом воздействии вполне может проявлять интересные свойства. В рамках развития версии о лабиринтах – каменных антеннах именно свойство лабиринта передавать и принимать информацию необходимо постараться отыскать и аргументировать.

Кремниевые антенны.

Известны эксперименты физиков из университетов ИТМО и МФТИ по использованию сферических наночастиц кремния в качестве эффективного управления светом. Разработка может применяться в линиях оптико-волоконной связи для сверхбыстрой обработки информации и в оптических компьютерах будущего. Авторы исследовали диэлектрическую наноантенну. В их случае это сферическая наночастица из кремния, обладающая оптическими резонансами. Резонансные длины волн в ней заранее задаются именно размером частицы. Первый из таких резонансов, наблюдающийся для самой большой длины волны – магнито-дипольный резонанс. На определённой длине волны падающий свет возбуждает в сферической частице круговой электрический ток, подобный току в замкнутой цепи. В кремнии магнитно-дипольный резонанс наблюдается в оптической области длин волн уже для наночастиц диаметром около 100 нм. Это свойство делает такие частицы привлекательными для усиления всевозможных оптических эффектов в наномасштабе.

В ходе экспериментов с такой сферической наноантенной лазерный импульс длиной в одну десятитриллионную секунды возбуждал данную кремниевую наночастицу. Под действием лазерного излучения электроны в кремнии переходили в зону проводимости кремния, образуя электронную плазму, что изменяло его оптические свойства. От этого амплитуды электрического и магнитного дипольного резонанса наночастицы менялись, так что частица переизлучала падавший на неё свет в направлении входящего импульса. Таким образом, обстреливая частицу короткими и интенсивными импульсами, экспериментаторы могли динамически влиять на её характеристики как антенны.

Данные факты доказывают возможность существования антенн не металлических, а каменных (кремниевых), которые являются более эффективными в плане скорости и качества передачи волновых колебаний. Что просто наталкивает на мысль о возможности лабиринтов, выложенных из материала с содержанием кремния, иметь аналогичные свойства при условии наличия в них источника плазмы [18].

Эксперименты физиков с кремниевыми наносферами натолкнули на мысль о каменных сферах, найденных в большом количестве, например на острове Чампа (земля Франца Иосифа).

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Сферы идеально круглой формы, разных размеров, созданы из песчаника (в основе которого тоже кремний) очень напоминают наносферы из вышеперечисленного опыта учёных, разных размеров шары могли быть «настроены» на волны разной амплитуды. И, возможно, из подобных элементов, в идеале могла собираться кремниевая антенна – лабиринт, допустим – по порядку уменьшения размера шаров от периферии к центру сооружения. Но это лишь предположение.

По своей форме рассматриваемый «классический» критский лабиринт очень напоминает всенаправленную антенну, которая равномерно излучает (принимает) сигнал во все стороны

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Огонь.

Одна из версий о том, что лабиринты – сооружения для культовых действий их строителей основана на том, что в центральных скоплениях камней довольно многих лабиринтов были найдены следы огня, что рассматривалось исследователями как своеобразные алтари, но при этом останков ритуальных жертвоприношений практически не находилось.

Огонь — интенсивный процесс окисления, сопровождающийся излучением в видимом диапазоне и выделением тепловой энергии. В узком смысле — совокупность раскалённых газов (низкотемпературная плазма), выделяющихся в результате:

А). Произвольного/непроизвольного нагревания горючего материала до определённой точки (здесь и далее под горючими материалами понимаются такие материалы, как древесина, а не вступившие в реакцию компоненты, допустим, сера) при наличии окислителя (кислорода);

Б). Химической реакции (в частности, взрыва);

В). Протекания электрического тока в среде (электрическая дуга,электросварка) (Википедия).

Итак, огонь – низкотемпературная плазма, то есть, теоретически, если в лабиринте, выложенном из материала, содержащего кремний, зажечь огонь, то он сможет работать как полноценная плазменная антенна.

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Может быть, изначально именно для этого и разводился огонь в центре сооружения, а вовсе не для принесения жертв? Это уже потом, позже, когда всё забылось, когда прежние создатели этой технологии ассимилировались с новыми пришлыми племенами, утратили часть своей культуры. До наших дней дошли только её осколки – изображения лабиринтов, осознание их важности, и предназначение именно для человека, для его каких-то действий с этим сооружением. И новые люди, носители иного мировоззрения по-своему стали их использовать – в качестве своих ритуальных комплексов, а не в качестве устройств с функциями, заложенными в них их создателями. Как пример, можно вспомнить те же католические «молельные лабиринты», находящиеся в некоторых западных церквях.

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Интересно, что лабиринт на изображении находится в масонской церкви Венеции, он выложен из изумительного розового кварца или гранита, а центральное место обозначено или кристаллами белого кварца, или горным хрусталём. Думаю, что неспроста. Масоны всегда считались посвящёнными во многие тайны, не доступные обычным людям, и, вероятно, тайна спирального сооружения – одна из них…

Но для чего ж всё-таки могло быть предназначено это устройство? Ответ, скорее всего, кроется в так называемом «ритуале» прохождения по лабиринту.

«Вначале было слово…».

Учёными давно доказано, что всё во Вселенной имеет колебания, у всего есть волновая природа – от галактики до самой маленькой частицы. Ещё в 1924 году французский физик Луи де Бройль выдвинул гипотезу, что вся материя является разнородным объединением квантов, которые совершают колебания. Радио волны, световые волны, звуковые волны (при наличии атмосферы) тоже колебания. Волновой «рисунок» является одной из отличительных черт всех образов во Вселенной – материальных и нематериальных. Всё подчиняется единому закону вибрационного ритмического движения, всё во Вселенной находится в непрестанном движении, которое не хаотично, а имеет определённую гармонию. Коллективное колебание множества частиц, составляющих материальный объект, складывается в определённый колебательный спектр, который существует, пока существует его носитель.

Принцип колебаний применим не только к материальным объектам, но и к явлениям, процессам, происходящим во Вселенной – как к части заданного ей общего ритма, которая, тем не менее, не только синхронизирована с колебаниями общими, но и имеет свой персональный ритм, как и материальные составляющие Вселенной – от галактики до мельчайшей частицы. Отсутствие колебательного движения хотя бы у одного атома или события способно разрушить целую Вселенную.

И человек, как часть Вселенной, тоже имеет свои колебания. На клеточном уровне – одни, на уровне организма – другие. Простой пример – наши органы – глаза, уши, тактильные сенсоры на коже воспринимают определённые частотные диапазоны – глаза видят волну от примерно 385-395 до 750-790 ТГц, слух человека восприимчив к диапазону колебаний от 20 Гц до 20кГц, на ощупь мы можем распознать разные состояния вещества – твёрдое, жидкое, желеобразное. А, например, протоплазма клетки имеет частоту акустических симметричных колебаний от 1Гц (для радиуса 10мкм) до 109 Гц (для радиуса 1 мкм) [20].

И, несмотря на такую, вроде бы, разницу в частотах клеточных и частотах организма в целом – организм существует, развивается, что может служить подтверждением данной теории.

Для всех колебательных систем характерно явление резонанса и его антагониста – диссонанса.

Резонанс (от латинского resono «откликаюсь») — частотно-избирательный отклик колебательной системы на периодическое внешнее воздействие, при котором происходит резкое увеличение амплитуды стационарных колебаний. Наблюдается при приближении частоты внешнего воздействия к определённым значениям, характерными для данной системы [21].

На явлении частотного резонанса, например, основана абсолютно вся наша радиотехника – приёмник настраивается в резонанс с передатчиком, из-за чего он и принимает его сигнал. Но не всегда явление резонанса может быть только между материальными источниками волн. Известны случаи так называемого «плазменного радио», когда дуга от подключенного к радиовышке проводника при его замыкании вибрирует с частотой модуляции несущей волны и из-за этого прекрасно слышна трансляция радио (при наличии воздуха, распространяющего акустические волны) прямо из дуги (читай плазмы).

Соответственно, человек взаимодействует с окружающим его миром и реальностью не только на физическом, но и волновом уровне. Данный факт доказывают современные исследования ДНК человека. Приведу в пример одну статью, которая настолько интересная, что её лучше процитировать полностью. «Исследования позволяют предположить, что генетические коды организма могут находиться совсем не в молекуле ДНК. Когда ученые поместили образец ДНК в небольшой кварцевый контейнер, облучили его мягким лазером, то обнаружили, что ДНК работает как губка, впитывающая свет.

Каким-то образом молекула ДНК поглощала все фотоны света в этом месте и хранила их в виде спирали. Молекула создавала вихрь, притягивающий свет, но в намного меньшем масштабе. Было доказано, что с помощью неизвестного процесса молекула ДНК втягивает фотоны из пространства. Единственная имеющаяся у нас технология, которая могла бы удерживать свет в виде спирали, обнаруженной учёными в молекуле ДНК, – это волоконно-оптический кабель. Но даже волоконно-оптические кабели не втягивают свет из окружающей среды.

Интересный эффект в этих исследованиях состоял вот в чём. Учёные убрали молекулу ДНК в кварцевый контейнер, а на месте где она раньше находилась, свет продолжал спиралевидно закручиваться, хотя физически ДНК уже там не было.

Некая невидимая сила совсем не нуждалась в молекуле ДНК. Единственное рациональное научное объяснение – существует энергетическое поле, которое едино с молекулой ДНК, как будто у молекулы ДНК имеется энергетический “двойник”. Двойник имеет ту же форму, что и физическая молекула, но если убрать ДНК, двойник остается там, где раньше была молекула. Чтобы продолжать выполнять работу – хранить видимый свет – даже не требуется молекула ДНК. Фотоны удерживает на месте поле.

У человеческого тела триллионы высоко специализированных и структурированных молекул ДНК. Все наше тело должно иметь энергетического двойника. Это совершенно увязывается с теориями и наблюдениями Дрейча, Гурвича, Бэрра и Беккера о наличии информационного поля, диктующего нашим клеткам, что делать. Получается, что самая важная работа молекулы ДНК – хранить свет, как в физическом теле, так и в его энергетическом двойнике.
Когда экспериментаторы залили фантом жидким азотом (эффект внезапного сильного охлаждения), спираль света исчезала, но снова возвращалась через 5-8 минут. Окружающий свет снова организуется в уникальный, спиралевидный паттерн ДНК, который остается видимым ещё 30 дней. Информация об этом доступна уже 25 лет, но практически никто об этом не слышал, а сами эксперименты повторялись многократно, в том числе Р. Пекорой в США.

Кроме того люди с самыми гармоничными волновыми излучениями обладают самой сильной способностью изменять структуру ДНК, а “сильно возбужденный индивидуум (с очень негармоничным паттерном мозговых волн) создавал ненормальный сдвиг в ультрафиолетовом свете”, поглощаемом ДНК. Изменение происходило на длине волны 310 нанометров (близко к величине Поппа – 380 нанометров), длине волны, способной вызывать рак. Сердитый человек тоже вынуждал ДНК сцепляться сильнее при соединении. Согласно Рейну, изменение в свете с длиной волны 310 нанометров могли значить только то, что “происходит изменение в физической и химической структуре одной или более оснований молекулы ДНК”.

В другом случае, когда ДНК помещалась перед людьми с гармоничными пакетами мозговых волн, но не пытавшимися изменить ДНК, в образце ДНК не наблюдалось ни соединений, ни разъединений. Все происходило только тогда, когда люди хотели это сделать. Это позволяет уверенно предположить, что подобные эффекты создаются сознательным намерением людей. Лью Чилдр мог соединять или разъединять ДНК в лаборатории, находясь на расстоянии 800 м от нее. Валерий Садирин за 30 минут мог соединять ДНК в лаборатории Рейна в Калифорнии, находясь дома в Москве на расстоянии тысяч километров от лаборатории. Рейн отметил, что ключевое качество энергии, способное создавать гармонию в волнах мозга и влиять на ДНК, – излучение из сердца: “Хотя техники, применяемые разными целителями различны, все они требуют фокусирования на сердце”.

Практически было получено микробиологическое доказательство того, что наши мысли способны реально создавать физические и химические изменения в структуре молекулы ДНК, соединять или разъединять ее, а так же установлена связь между гневными мыслями и ростом раковой ткани» [14].

Данные эксперименты западных учёных подтверждают, например, опыты П.П. Гаряева с попытками вырастить идеальных лягушек из головастиков, без влияния на них каких-либо излучений. Суть опыта в том, что головастика лягушки помещали в идеальную питательную среду в камеру из пермаллоя, полностью экранированную от любых волн, в том числе и от световых излучений, чтоб вырастить идеальную лягушку без влияния на неё каких-либо внешних факторов. Однако лягушка не получилась – получился нежизнеспособный мутант, который умирал через несколько часов или дней. Опыт повторялся многократно с неизменным результатом, что наводит на выводы – далеко не вся наследственная информация статично хранится и переносится в ДНК, а часть, причём значительная, поступает извне, из некоего источника, посредством световых, электромагнитных волн, которые ДНК принимает как антенна. В 1998-м году Гаряев развил свой опыт. Он с помощью облучения лазером извлёк звуки из молекул ДНК. Их мелодии, предположительно, могли бы быть носителями информации ДНК. Похожий опыт с влиянием излучения на ДНК был проведён Гаряевым в Канаде в 2002 году (8). Логично предположить, что и многообразие жизни на Земле может быть обусловлено многообразием диапазонов ДНК-«антенн», принимающих каждая свои волны, на которые она рассчитана, благодаря которым тот самый изученный небольшой процент ДНК, ответственный за «строительство» из белков создаёт оригинальный организм.

Одно из сравнений критского классического лабиринта – со схемой головного мозга человека с центром, соответствующим расположению железы Эпифиз (ещё называют шишковидная железа).

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

А если допустить мысль, что лабиринт, по крайней мере, рассматриваемый, а может и вообще, как устройство, создавался, к примеру, для синхронизации человека с некими космическими ритмами-колебаниями?

На Севере Европейской части Евразии – на Кольском полуострове, Соловецких островах, в Швеции попадаются «расширенные» версии «классического» критского лабиринта.

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

При схожем плане прочерчивания линий и аналогичной форме правый лабиринт сложнее за счёт большего количества дорожек – двенадцать против восьми. Возникает вопрос – почему? Прихоть ли это создателей лабиринтов – разное количество дорожек, или в этом есть закономерность?

Ритмы мозга.

Головной мозг человека, как и любая его часть, тоже обладает определёнными колебаниями, которые влияют на состояние человека – его самочувствие (бодрость, подъём духа, апатию, сонливость).

Ритмы головного мозга — диагностируемые электрические колебания мозга — центрального отдела нервной системы человека, представляющего собой компактное скопление нервных клеток и их отростков.

Выделяют пять основных групп ритмов головного мозга:

1. Дельта-ритмы. Самые медленные колебания, диапазон от 1 до 4 Гц. Они доминируют в момент погружения человека в состояние глубокого сна. Так же учёными было выяснено в ходе опытов, что стимулирование дельта-ритмов в состоянии бодрствования (прослушивание бинауральных ритмов дельта диапазона) помогает испытуемым избавиться от некоторых хронических болей, снижает стресс, оказывает благотворное влияние на сознание.

2. Тета-ритмы. Частоты от 4 до 7 Гц. Данные частоты мозга являются объектом многочисленных исследований в силу того, что изменённые состояния сознания – гипноз, медитация, переходное состояние от сна к бодрствованию (в естественных условиях, без какой-либо стимуляции) неизменно сопровождаются усилением именно этих частот головного мозга. Воздействие тета-волн на мозг приводит к улучшению памяти, большим контролем над эмоциональной сферой, медитативные практики при воздействии тета-волн приносят более яркие впечатления, облегчается вхождение в состояние самогипноза, сны становятся яркими и более разнообразными. Дальнейшие исследования воздействия тета-частот показали улучшение интуиции, способности к творчеству и раскрытию способностей человеческого мозга. Исследования связи тета-активности мозга с дзен-состоянием (состояние глубокой медитации) начались еще в 1966 году. За тридцать лет было проведено около 29 таких исследований, в ходе которых записывалась ЭЭГ у людей, находящихся в глубоком медитативном состоянии. Профессор Такахаши записывал в течение длительного времени записывал ЭЭГ людей, занимающихся практиками Дзен.

В результате этого и других исследований было доказано: при нахождении в состоянии глубокой медитации в передних лобовых долях головного мозга начинают доминировать тета-ритмы. Исследователи также отметили повышение уровня серотонина при воздействии тета-частот.

Широко известна расхожая легенда, что Д. Менделеев свою таблицу увидел во сне (хотя этот случай спорный), но некоторые учёные действительно увидели свои открытия во сне. Например, американец Элиас Хоу в конце 19 века, разрабатывая швейную машинку, именно во сне увидел решение проблемы с порчей ткани его машинками. Однажды он задремал над чертежами и увидел сон, в котором его казнил султан за плохо сделанную швейную машину. Когда его во сне стражники вели на эшафот, он обратил внимание на их копья, которые имели отверстия прямо над остриём. В результате, проснувшись, он разработал иглу с отверстием у острия, которая решила проблему.

Другой случай с озарением в состоянии сна произошёл с датским учёным Нильсом Бором, которому в 1913 году приснилось, что он очутился на Солнце, а вокруг него на огромной скорости вращаются планеты. Под впечатлением от этого сновидения Бор создал планетарную модель строения атомов, за которую ему позже вручили Нобелевскую премию.

А В середине XX века американский учёный Джеймс Уотсон увидел во сне двух переплетающихся змей. Это сновидение помогло ему первым в мире изобразить форму и структуру ДНК.

Никола Тесла, чьи изобретения на многие десятки лет опередили своё время, по его же утверждениям видел ключевые решения своих задач во время «ослепительных вспышек». Он видел работу любого желаемого аппарата в воображении и обходился без чертежей. Был очень чувствителен к вибрации, звуку и свету.

У знаменитого прорицателя и менталиста Вольфа Мессинга в детстве была склонность к сомнамбулизму, от которой его избавили, но позже он был способен впадать в кратковременный летаргический сон, в состоянии которого мог делать точные предсказания событий.

Данные примеры показывают, что человек в изменённом состоянии сознания, когда его мозг работает на частоте тета-волн каким-то образом и, главное, из какого-то источника получает неизвестную никому до этого информацию. Вероятно, в момент работы мозга в режиме тета-волн, он входит в резонанс с неким источником или полем информации, в соответствии с теориями Дрейча, или Беккера, в котором отсутствует понятие времени, или оно искажено, так как люди видят то, чего ещё не было – события, новые изобретения – не имеет значения. И, главное, люди в таком состоянии видят то, на что они «настроены» в сознательном состоянии, что они хотят решить. То есть может существовать избирательная направленность подобного поля – например, Тесла не мог предсказывать события будущего, зато Мессинг не был изобретателем намного опережающих своё время приборов и механизмов.

3. Альфа-ритмы. Колебания от 7 до 13 Гц. Обычно возникают, когда человек находится в покое, расслаблении, иногда сопровождаются состоянием приятного потока, в котором находится сознание человека. Альфа-ритмы возникают в мозге при занятии творческой деятельностью. Перед отходом ко сну, в момент, когда мы закрываем глаза, альфа-волны распространяются по коре головного мозга, что приводит к погружению в сон.
В ходе исследований также была отмечена повышенная альфа-активность мозга во время занятий медитацией, особенно у людей, которые испытывали состояние покоя и концентрации на дыхании. В эти моменты в коре головного мозга доминировали альфа-ритмы.

В ходе многочисленных исследований, проведенных японскими и корейскими учеными у людей, занимающихся различными духовными практиками и медитацией, снималась электроэнцефалография головного мозга. Таких исследований было проведено около 19, в каждом из которых участвовали десятки практикующих. Ученые отметили повышенную альфа-активность мозга практически у всех испытуемых, у людей, которые занимались такими практиками как трансцендентальная медитация, дзен-медитация, йога, буддизм и другими была отмечена повышенная альфа-активность мозга.

4. Бета-ритмы. Частоты от 13 до 30 Гц. Это нормальная активность человеческого мозга в сознательном состоянии. Она критически важна для мышления. Недостаток этой активности может привести синдрому рассеивания внимания, депрессии, эмоциональным расстройствам.

5. Гамма-ритмы. Колебания от 30 до 120 Гц. Это самые высокие частоты мозга, которые возникают при активном мыслительном процессе, связаны с когнитивными процессами, протекающими в человеческом мозгу. Чем выше частота этих колебаний, тем быстрее человек может вспомнить ту или иную информацию[16].

Если снова взглянуть на «расширенную» версию критского лабиринта

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Таким образом, более сложные лабиринты могли предназначаться для глубокого резонанса, вплоть до дельта-частот, а лабиринты с меньшим количеством дорожек могли быть антеннами для более поверхностного погружения, допустим, до альфа и тета-частот.

Выше были приведёны примеры того, что опытными путями установлена связь между полноценным развитием организма и влиянием на это волновых явлений. Далеко не последнюю роль в этом процессе играет свет, как носитель информации, имеющий волновую природу. При полной изоляции от всех ритмов (в том числе и от световых волн), организм не развивается в жизнеспособный образец, его ДНК не имея доступа к обработке света, не получает важной части информации (механизм взаимодействия ДНК со светом был описан выше другими опытами). Соответственно, если Солнце – самый близкий и главный источник излучений в нашей системе, то именно наличие его света играет очень важную роль в полноценном развитии организмов, в том числе и человека. А если это так, то и лабиринты могли ориентироваться их создателями на нашу звезду. И тогда «обряд» прохождения по лабиринту должен был быть при солнечном свете, никак не ночью – просто потому, что ночью источник излучения, несущего информацию, заходит за горизонт. Но ориентация лабиринтов на Солнце не объясняет того, что лабиринты не ориентированы в пространстве по единой системе, тем более, что в течение дня Солнце меняет свое месторасположение на небе.

Общеизвестно, что, например, для медитаций, которые сопровождаются альфа и тета-ритмами, самое оптимальное время – это время на восходе Солнца рано утром – примерно от 4 до 6 утра. Именно в это время мозг может достаточно легко переключаться на работу на низких частотах, входить в резонанс с информационным полем, проявлять сверхвозможности.

Если допустить, что лабиринт – это плазменная антенна, предназначенная для взаимодействия оператора-человека со световым информационным потоком Солнца через усиление альфа, тета и, быть может, дельта-активности мозговых волн – то в вопросе его ориентирования, могло не последнее место занимать время, оптимальное для требуемой мозговой активности, и, соответственно, лабиринт синхронизировался с положением Солнца в необходимое время, в той местности, где планировалась выкладка лабиринта. Часто лабиринты расположены на так называемых геопатогенных точках – областях с повышенным энергетическим фоном. Вероятно, такое расположение лабиринта-антенны давало дополнительное усиление его свойств как плазменной антенны за счёт восходящих вибраций Земли, известных как резонанс Шумана и, вследствие этого «обряд» хождения по лабиринту мог быть более эффективным.

Так же общеизвестен факт того, что вода может усиливать электромагнитные колебания (а значит, гипотетически, и любую вибрацию). Суть в том, что, «на поверхности воды есть зона контакта двух сред, вода отражает радиосигнал который «собирается» большой площадью водяного зеркала». Ключевое условие здесь – поверхность воды должна быть достаточно большой по площади. То есть озера (за исключением Байкала) для эффекта не хватит. Так же немаловажную роль в усилении играют погодные условия. И большинство каменных лабиринтов, по «странному» стечению обстоятельств, выложены вблизи морей, из-за чего возникла версия о лабиринтах-ловушках для рыбы, например.

А не из-за особенности ли большой водной площади усиливать волновые колебания, лабиринты выкладывались именно на морских побережьях?

Выводы.

1. Эксперименты учёных с кремнием в качестве основы для устройств, передающих и принимающих информацию переносимую оптическим (световым) методом указывают на то, что кремний способен быть не только полупроводником, или преобразовывать световую энергию в электрическую, но и обладать свойствами устройства, принимающего и передающего колебания (световые), способного мгновенно «переключаться» с одного режима на другой.

2. Существует активно развивающийся вид стабильных и надежных антенн – твердотельные плазменные антенны, активным передающим компонентом которых является луч плазмы, формируемый активацией диодов в кремниевых схемах антенны.

3. Всенаправленная антенна имеет округлую форму, похожую на форму большинства лабиринтов.

4. Ритмы, колебания – важнейшая составляющая целостности Вселенной. Колебания у объектов Вселенной (от атома до Галактики) имеют, как собственную амплитуду, так и одновременно гармонически согласуются с общим ритмом Вселенной. Человек, как часть Вселенной тоже подпадает под это правило.

5. Эксперименты учёных показали, что ДНК живого существа не несёт абсолютно всю информацию о построении и развитии организма. Значительную часть информации ДНК получает из… Света. Являясь, таким образом, своеобразной «антенной» организма.

6. ДНК каждого организма имеет свой оригинальный диапазон колебаний, поэтому «принимает» именно те частоты, на которые она рассчитана. При полном отсутствии (экранировании) колебаний и излучений организм не развивается, а вырождается в нежизнеспособную форму.

7. Ближайшим источником информации для Земли может быть только Солнце.

8. Существует теория о едином информационном поле, управляющим развитием как минимум биологических клеток ( исследования и наблюдения Дрейча, Гурвича, Бэрра и Беккера).

10. В центральных «курганчиках» некоторых лабиринтов исследователи обнаружили следы воздействия огня. Огонь считается низкотемпературной плазмой.

11. В совокупности с кремниевой основой лабиринта, огонь являлся его плазменной составляющей, что делало из лабиринта аналог твердотельной плазменной антенны.

13. «Усиленная» версия «классического» критского лабиринта состоит из 12 дорожек, что укладывается в диапазон надсознательных частот человеческого мозга – от 1 до 13 Гц.

14. Лабиринты создавались людьми и для людей. Их особенности предполагают хождение по дорожкам к центру и обратно.

15. В качестве плазменной антенны лабиринт мог являться приёмо-передающим устройством, усиливающим, как синхронизацию ритмов надсознательной работы человеческого с ритмами Вселенной, так и устройством для «обмена» информацией с информационным полем нашей системы через усиление резонанса надсознательных частот мозга и частот информационного поля.

17. Развитие разных уровней человеческого надсознательного может обуславливать то разнообразие лабиринтов, которое имеется на данный момент.

18. Водный объект большой площади, например море, способен быть усилителем волновых колебаний за счёт отражения сигнала, «собранного» большой площадью водяного зеркала.

Заключение.

Для чего строили лабиринты. Смотреть фото Для чего строили лабиринты. Смотреть картинку Для чего строили лабиринты. Картинка про Для чего строили лабиринты. Фото Для чего строили лабиринты

Ну, а что действительно происходило при активации и прохождении лабиринта-антенны может показать только практика…

1. Виноградов Н.Н. Соловецкие лабиринты.

2. Мартынов А. Я. К истории исследования Соловецких древностей

3. Мартынов А. Я. О некоторых проблемах Соловецких святилищ.

4. Kraft J. Labyrint och ryttarlek // Fornvannen, 1977, № 72, (Перевод: Д. Курдюкова, 2010).

5. Р. Шоберг «Лихенометрическая датировка валунных лабиринтов верхненоррландского побережья Швеции», «Caerdroia» 1996.

6. Куратов А.А. «О каменных лабиринтах Северной Европы. (Опыт классификации)», Советская археология. № 1. 1970.

7. Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М. 1948.

8. Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 1, М. 2017.

9. Broadbent N. D. Lichenometry and Archaeology: Testing of Lichen Chronology on the Swedish North Bothnian Coast // Research Report., №2, 1987.

10. Olsen B. Material metaphors and historical practice: A structural analysis of stone labyrinths in coastal Finnmark, Arctic Norway // Fennoscandia Arseologica, № 8. Helsinci, 1991.

12. Электронный журнал Итоги №21/311 (28.05.2002)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *