Для чего строят церкви и храмы
Зачем нам строить храмы
Однажды меня спросили люди: зачем так много храмов строится сейчас, наша эпоха – эпоха храмостроительства? И борются против храмов некоторые, восстают. Мы привыкли, что, скажем, на весь Саратов один храм. Или на всю Москву десять штук, например. А может быть, и хватит? Что так много-то?
Я предлагаю вам, как вариант, одну мысль, которая может быть для вас как склад винтовок. Вас спрашивают: зачем так много строим? А мы можем отвечать так: люди будут строить всю жизнь. Человек такой, что ж он строит? Он строит свинарники, сараи, жилищные кооперативы, дороги, супермаркеты. Строить будем, 100%. Если мы не будем строить храмы – мы всё равно будем что-нибудь строить. И я вам скажу, что. Во-первых, тюрьмы. Потом мы будем строить интернаты для брошенных детей. Потом – диспансеры для психов различных и всяких наркоманов и зависимых. Ну, и ещё ряд вещей будем строить. Потому что храмов нет.
Когда начиналась безбожная свистопляска, была такая песенка про Красную Армию: «Мы разжигаем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем с землёй». То есть в голове безбожных архитекторов нового человечества предполагалось, что церковь – это тюрьма души. Там ум, так сказать, закован в кандалы, там душа пленена догматами. А в тюрьме ты заключен телом. Разрушить нужно и то, и другое.
Так они и сделали. Но тюрьмы разрушить не успели, только храмы начали. Потом вдруг оказалось, что тюрем не хватает. И храмы, оставшиеся неразрушенными, превратили в тюрьмы. Следовательно – я делаю исторический вывод – там, где рушат храмы, нужно строить дополнительные тюрьмы. Поэтому, если мы не строим храмы, нам придется строить тюрьмы.
Вопрос на засыпку: где больше всего тюрем в мире? В Штатах. Больше всего осуждённых на тысячу населения – где? В Штатах, между прочим. Даже по цифрам их там больше, чем в Китае, хотя в Китае население больше в четыре или пять раз, чем в Штатах. Это обратная сторона демократии.
Не хочешь строить храмы – будешь строить тюрьмы. Кроме этого, будешь строить психические лечебницы, потому что люди будут с ума массово сходить. Чем занимали пустующие корпуса монашеских келий, которые отобрали коммунисты в советское время? В Почаеве, например, было отделение для буйнопомешанных. Такие же новые отделения нужно будет строить в каждом городе. От того, что люди не молятся, не каются, не примиряются друг с другом, не обнимаются в братском поцелуе, не прощают грехов один другому, не читают Евангелие, не слышат Его – они будут просто буйно помешаны. Я даже не удивлюсь, если в Екатеринбурге, в котором не дали построить храм, в конце концов построят какой-нибудь корпус для сумасшедших. Чтобы они наблюдали за екатеринбургской природой из-за своих зарешеченных окон. Потому что храма здесь нет, а помешанных стало больше.
Вот вам простой ответ на простые вопросы. Мы строим храмы для того, чтобы не строить диспансеры для больных, помешавшихся в рассудке. Чтобы не строить больницы для наркоманов и алкоголиков. Для того, чтобы не строить интернаты для брошенных детей. Потому что только безбожники, зачиная детей, бросают их. Только безбожники ложатся спать с женщиной и оставляют в ней семя без всякой тревоги о том, будет ребёнок или не будет ребёнка, будет аборт или нет.
Если будет храм – будет меньше брошенных детей. Меньше абортированных младенцев. И не нужно будет строить федеральными силами эти печальные здания. Не будет брошенных стариков, кстати. Не нужно будет строить гериатрические комплексы для никому не нужного папы, никому не нужной мамы, никому не нужной бабушки. Потому что храмовые люди либо возле себя построят что-нибудь сами, своими силами, без помощи государства, либо в семью примут или в семье оставят человека. И, как пса в его старые годы, на улицу не выбросят.
Для чего строят церкви и храмы
В начале богоборческой эпохи была такая песня о Красной армии: «Мы разжигаем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем с землей». И действительно сравняли – церкви, тюрьмы не успели. Церкви порушили, а потом вдруг оказалось, что тюрем не хватает, и монашеские кельи, храмы стали превращать в места лишения свободы, колонии для малолетних преступников, интернаты для детей и дома для престарелых. Верна мысль: не хочешь строить храмы, будешь строить тюрьмы и сдавать своих детей и стариков в казенные учреждения. Люди привыкли к тому, что одного храма на весь город вполне хватает. Но вот Церковь освободилась от гнета государства, люди потянулись к вере. Пришла эпоха храмостроительства. Порой в запале общественных дискуссий звучит вопрос: зачем православным столько храмов? Об этом зашла речь в беседе с епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
Владыка, если посмотреть в масштабах страны, то везде, где только начинается строительство храма, начинается противостояние сторон «за» и «против». Почему возникает такая проблема, если наше население в большинстве своем православные люди?
– В обществе всегда найдутся люди, которые будут протестовать против всего и никогда не будут «за». Я хорошо помню, как в 90-е годы в Москве начали выделять участки под строительство храмов, и тут же возникло протестное движение. Но в нем, как правило, участвовали коммунисты, которые всегда были идеологическими противниками Церкви. Это было понятно и не вызывало удивления. Многие десятилетия людей не просто отлучали от Церкви – борьба с Православием шла по всем фронтам. Никто так изощренно не гнал христиан, как это делали коммунисты. И плоды этой борьбы мы видим и сегодня.
Когда я учился в институте, у нас как-то раз возник среди студентов разговор о Церкви, речь зашла о колокольном звоне. И один наш товарищ, о котором я не мог подумать ничего плохого, вдруг с ожесточением стал говорить, как он ненавидит все, что связано с Церковью, как ему неприятно слышать звук церковных колоколов. Я был поражен: откуда такая ненависть к Церкви? Если бы не этот разговор, никогда бы не догадался, какая бездна у него в душе. Русский православный человек испокон веков относился благоговейно к колокольному звону, и не только потому, что тот созывал верующих людей на богослужение – звон предупреждал народ об опасности, призывал на защиту Отечества, оповещал о победе и приветствовал возвращение воинов с поля брани. Как же можно не любить его?
Когда я служил звонарем на московском подворье Троице-Сергиевой Лавры, некоторые жители соседних с монастырем домов тоже выражали свое недовольство, писали на нас жалобу в Государственную Думу и даже грозились, если колокол не смолкнет, самостоятельно заняться отстрелом звонарей. А когда мы стали восстанавливать подворье, благоустроили территорию монастыря, расчистили пруд, то мешать стало еще и журчание воды в пруду. Это трагикомическая история: как может нормальный человек, живущий сегодня в постоянном шуме машин и грохоте музыки, не смолкающих ни днем, ни ночью, обратить свое негодование не на эту дикую какофонию, а на звук церковного колокола? Звон колокола не сильно выделяется на этом фоне, да и звучит он не целый день, а в общей сложности минут десять. Как все перевернулось в сознании людей: дикость стала нормой, а то, к чему призывает Церковь, люди не могут понять.
Люди погружены в свои повседневные заботы, им нужен такой комфорт, каким они его себе представляют. Когда мы проектировали строительство храма в парковой зоне Приволжского поселка, часть местных жителей стала возражать, и знаете, почему? Им негде будет выгуливать собак! Когда слышишь такие аргументы, страшно становится за наше будущее, за наших детей.
Владыка, поясните, как решается вопрос о строительстве храма в том или ином месте. Учитывается ли мнение людей, проживающих в данном районе? И как быть, если часть населения против?
– За строительством любого храма стоят люди, их желание иметь храм в своем районе. Вот, например, у нас в епархии несколько лет инициативная группа жителей Нового Осокорья обивала пороги с просьбой начать строить храм в их поселке. Многие верующие люди из этого района ездят на богослужение достаточно далеко и хотят, чтобы храм был у них рядом с домом, в шаговой доступности. Если большинство людей этого хотят, то очевидно, что храм должен быть построен.
Были огромные сложности с поиском участка под строительство. Наконец нашли небольшой участок на пустыре, но и тут нашлись недовольные. Храм будет закрывать вид на Волгу! Пришлось объяснять, что вся земля на Волжском проспекте давно выкуплена, она в частной собственности. Завтра ее застроят магазинами, барами, бензоколонками, коттеджами. И участок, отданный Церкви, будет единственным местом, с которого люди смогут любоваться Волгой, отдыхать на ее берегу. Но человек не способен смотреть на два шага вперед, думать не только о сегодняшнем дне, но и о будущем. Так случилось и в Приволжском поселке. Был разработан проект храма, нашелся спонсор, и можно было уже приступать к строительству, но все приостановлено из-за несогласия части населения.
Мы стараемся избегать конфликтов везде, где это только возможно. Как можем, крепимся и уповаем на волю Божию. Церковь – это мы, и если сегодня мы не будем строить храмы, то в чем найдем опору? Где храм, там начинается жизнь духовная. Кстати, зачастую те, кто прежде боролся с Церковью, сегодня приходят в храм за помощью.
Владыка, но у людей часто возникает вопрос: зачем православным так много храмов? Было время, когда на весь город был всего один храм, и как-то обходились.
– Раньше и в магазинах продавалось только два вида колбасы, ав Энгельсе не было ни одного, хотя был свой мясокомбинат. За самыми простыми продуктами отправлялись в Москву. Сегодня в каждом районе десятки магазинов, парикмахерских, пивных баров, развлекательных центров – ни у кого это не вызывает сомнения.
Но есть люди, которым нужен храм, и не раз в год на Пасху, а каждый день. Они хотят, чтобы их дети ходили в храм и причащались, и посещали воскресную школу, и воспитывались на примерах святых. И было бы здорово, если бы в каждом микрорайоне был храм, пусть небольшой, но это будет место, где люди будут молиться, жить приходской жизнью. Мне кажется, что и власть, и Церковь должны внимательно относиться к нуждам людей, их духовным запросам.
До революции в Покровске было шесть больших храмов, таких, как наш Троицкий кафедральный собор. Покровск был тогда маленьким провинциальным городом, численность населения – в разы меньше, и на один храм приходилось три тысячи жителей. Сегодня, когда в городе насчитывается более 200 тысяч человек, у нас всего семь каменных храмов и несколько временных, находящихся в приспособленных помещениях. Поэтому строить надо, надо думать о дне завтрашнем. И мы строим с помощью прихожан и спонсоров. Сейчас в городе строится восемь храмов.
Храм заставляет человека не скатываться в своей жизни только к банальным потребностям, учит думать о духовном. А недовольные всегда будут. Их не так много, но они очень активны, их всегда слышно. Однако сколько ни проводилось общественных слушаний по вопросам храмостроительства, на них всегда приходит больше людей, выступающих за храм, а не против.
Зачем строили храмы в прошлом и зачем их строят сейчас
Это очень спорный вопрос, который требует достаточно детального рассмотрения. Храмы строили во всем времена при любых правителях. Можно говорить о форме, месте, структуре и многом другом. Одно неизменно. Чаще всего святилища ставили на так называемых местах силы. Или, для более прагматичных, на местах, где сама природа как бы указывает на то, чтобы на этом месте стоял храм. Это может быть удаленное место или зело красивое. Если говорить про славянские святилища, то они чаще всего были на открытом воздухе, хотя инглиизм пытается нас убедить в том, что храмы были однокупольные со шпиком и без креста на навершии.
Вот статья посвящённая этому вопросу » в древности храмы посвящались Богу «.Капища, в основном делали на открытой местности и суть проста: Капище делалось круглым, обносилось рвом, капище имело один вход, так называемые ворота и в центре капища алтарь и капи – кумиры богам.
Тогда ставили капи для людей, они были открыты свободы. Там всегда можно было передать требу богам или провести служение. Капи, чаще всего были без служителя, но на основные праздники или когда проводились обряды жрец там присутствовал. Никто, никого насильно не гнал туда, пожертвования не собирались, сувенирами у входа не барыжили. Капь устанавливала община и счала своим долгом соблюдать там чистоту и порядок.
Для чего ставят церкви сегодня? Чтоб туда загнать народ. Для смирения перед богом. Там всё платно и всегда работает Лавка по продаже свечек и прочих церковных побрякушек.
Кто был в церкви с резвой головой – знает, что это обитель попрошаек, полоумных бабушек. Там неспокойно и тревожно, хотя церкви стоят всё на тех же мессах силы, где раньше стояли капи.
Церковь – коммерческая структура государственного образца. Как не крути, а это так.
Почему так много строят церквей?
Предметы убранства интерьера, архитектурные элементы: иконостасы, гробницы, раки, кадила, подсвечники, врата, оконные решетки, троны, алтарные шкафы и т. д.
Предметы атрибутики православной религии: кресты, пояса с молитвами, посохи, медальоны, штандарты, хоругви, жезлы, ладанки, художественные формы пасхальных яиц и т. д.
Необходимые элементы и вещества, без которых невозможно провести богослужение: ладан, елей, кадила, свечи, миро, приборы для соборования, херувимы, печати для просфор и артоса и т. д.
Одежда церковнослужителей: мантии, пояса, поручи, палицы, набедренники, фелони, косынки, фартуки и пр., а также держалки, вешалки, футляры, цепи, древки и т. д. для них.
Бумажная продукция: богослужебные книги (Священное Писание, молитвословы, святцы, ноты, чинопредставления, религиозные календари и др.), религиозно-образовательные, просветительские книги, официальные бланки и печатные товары религиозных организаций (грамоты, дипломы, открытки, послания, молитвы, канонические изображения, фото и др.)
Видео- и аудиопродукция церкви: материалы, наглядно обучающие, просвещающие, иллюстрирующие элементы учения, религиозной практики, богослужения и т. д.
Налог на имущество для церковных организаций
Земли, принадлежащие по праву бессрочного пользования.
Территории, на которых сооружены храмы, церкви, часовни, а также сооружения как религиозного, так и благотворительного назначения. К последним относятся:
здания для осуществления определенных богослужений, молитвенные, культовые корпуса, помещения для собраний, обрядов, церемоний;
паломнические центры и гостиницы для паломников, принадлежащие непосредственно церкви;
благотворительные столовые, общежития и больницы, православные детдома, образовательные учреждения, имеющие статус благотворительных и т. д.
Согласно письму Министерства финансов № 03-06-02-02/41. от земельного налогообложения освобождается весь участок, принадлежащий церкви, даже если на его территории расположены сооружения, не относящиеся к выше перечисленным. А НК РФ (с. 395, п. 4) сообщает, что льготной будет земля, являющаяся собственностью православной церкви, но на которой расположены постройки и сооружения других религиозных конфессий.
В продолжение темы «Платит ли церковь налоги в России?» письмо Минфина №03-05-04-02/31 от 7 мая 2008 года предупреждает, что участок, принадлежащий религиозной организации, но имеющий на свой территории только здания и сооружения для продажи атрибутики, литературы и т. п., без присутствия построек религиозного и благотворительного назначения, полноценно облагается земельным налогом.
Религиозная организация и налог на прибыль
Имущество (в т. ч. деньги) и имущественные права, которые пришли в церковный бюджет в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в результате продажи своей профильной атрибутики и литературы.
Целевые поступления (кроме тех, что относятся к подакцизным). Сюда входят:
Налоги, уплачиваемые церковью
Платит ли церковь налоги государству в России? 91 % интересующихся этим вопросом не могут найти, что же облагается налоговыми сборами из деятельности и имущества церкви. Религиозная организация уплачивает следующее:
Транспортный налог: со всего транспорта, находящегося в ведении церкви, уплачивается налог в тех объемах, что и для других налогоплательщиков.
Подакцизные сборы (НК РФ, ст. 181): косметика и парфюмерия, спиртосодержащие вещества, лекарственные, профилактические средства и т. д.
Отметим, что ювелирная продукция, в т. ч. и продаваемая церковью, не является подакцизным элементом.
Дело это суперприбыльное. Себестоимость трехграммовой свечи примерно 20–40 копеек. Ведь этот товар состоит не из чистого воска (самый дорогой при свечном производстве материал закупается у пасечников по 250 рублей за килограмм), его там может быть всего несколько процентов. Нам их продают в храмах по 20–40 рублей. Как вам такая накрутка?
Большинство свечей изготовлено на заводе «Софрино». В России есть и другие производства. Но духовенство обязывают закупаться именно у «Софрино», которое принадлежит РПЦ, чтобы деньги не утекали из церковного кармана в чужой.
Это крупнейшее производство находится в одноименном поселке в Пушкинском районе Подмосковья. На заводе изготавливают иконы, храмовую мебель, церковную одежду, киоты, ювелирные изделия, печатную продукцию и многое другое. Духовенство закупает там свечки оптом. Набор из 100 маленьких свечей стоит 630 рублей, то есть по 6 рублей 30 копеек за штуку (значит, средняя прибыль – 300%). Своими пожертвованиями храмы обязаны делиться с епархиями (от 50 до 70 процентов), а те в свою очередь делают отчисления в патриархию.
Судить о прибыли «Софрино» можно по размаху, с которым несколько лет назад праздновали день рождения его директора Евгения Пархаева. Начался он со службы, которую возглавил Патриарх Кирилл, и банкета в храме Христа Спасителя, продолжился в ресторане «Европейский» и закончился фейерверком на даче у виновника торжества.
Кроме «Софрино», есть также небольшие мастерские, где свечи отливают из огарков. По идее свеча должна сгорать до конца, символизируя тем самым жертву, но это не дают им делать милые бабушки-служительницы – гасят раньше. Эти остатки отправляют в мастерские, в которых себестоимость свечей еще меньше.
Для чего строятся храмы?
В России в старину первым делом в населенном пункте строили храм, а уже потом все остальное. Также поступали и казаки. Первое, что они возводили на новом месте – церковь. Иногда ей предшествовало временное место богослужения – например, шатёр из полотна. Строилась церковь на самом видном месте, обычно в центре станицы, а возле нее размещался погост.
Для чего строятся храмы?
Почему же людям так важен храм? Наши предки знали, что нужно начинать с самого необходимого. Можно создавать заводы, предприятия и обживать территорию, но если людские души не в порядке, бесполезно рисовать планы на будущее. Храм является центром духовной жизни. В нем совершается духовное рождение и преображение людей, здесь принимается таинства, дающие жизнь вечную. Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие – земля. Храмы нужны людям».
Основное назначение христианского храма – быть местом собрания Церкви для «общего дела» – для «Литургии». Издавна люди собирались в храме ради этой главной цели. Ради общего дела.
Внутри храм разделяется на 3 части. Первая часть от входа – Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению. Далее Средняя часть храма, называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение.
Как человек стоит на богослужении? Он обращен к алтарю.
Это самая важная часть храма. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма. И само слово “алтарь” значит возвышенный жертвенник.
В алтаре священнослужителями совершается Богослужение и находится самое святое место – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения или Евхаристии. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви.
Тайна соединения с Богом
Именно здесь на престоле в этих священных сосудах свершается главное – то, ради чего собираются в храмах христиане.
Здесь готовятся Дары́ Святы́е – хлеб и вино, освященные и преложенные в Плоть и Кровь Христовы во время совершения литургии. Христос говорил: “Я Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».
Целью человеческой жизни для верующих является обожение — соединение с Богом. Соединяясь с огнем Божества, человеческая природа, оставаясь самой собой, приобретает иные свойства, для нее открываются другие возможности. Такое соединение с Богом возможно — в Евхаристии.
Для совершения таинства Евхаристии используется специальным образом испеченный хлеб –просфора, который изображает хлеб Тайной Вечери.
Храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. И без него это лишь здание, пусть даже очень красивое.
Но возможно ли таинство Евхаристии возможно без храма?
В истории церкви были времена гонений, разрушения храмов. На Кубани в 1919 году здесь было 500 православных приходов, включая домовые церкви.
К 1939 году по области осталось 5 действующих церквей. К этому же времени было взорвано более половины кубанских храмов.
Но Евхаристия не прерывалась. Потому что оставалось самое главное – это антиминс.
Это шелковый плат с частицами мощей святых. Он используется вместо престола, вот без него нельзя совершать Божественной литургии.
На Кубани было много пострадавших за веру, и не только священников, но и простых казаков. Поэтому раскулачивание было в первую очередь нацелено на уничтожение истоков – Православной веры. Что же делали священники, изгнанные из храмов, лишенные утвари, прихожан? Бывали случаи, когда Литургию совершали прямо на телах живых мучеников, и это была та самая Евхаристия, которую совершал Спаситель в кругу Своих учеников. Так было еще в первые века Христианства в эпоху первых гонений.
Нпример Святой Лукиан, который от многих страшных пыток и голода скончался в темнице. Перед смертью, желая причаститься Христовых Таин на праздник Богоявления, сам прикованный цепями к ложу мученик-пресвитер совершил Бескровную Жертву на своей груди, и все христиане, собрание верующих, вся Церковь находившихся в темнице, причастились. Тело святого мученика было брошено в море, но через 30 дней дельфины вынесли его на берег. Верующие с честью похоронили многострадальное тело святого Лукиана.
Задания для закрепления
Священные предметы
Кроссворд
Если что-то не получилось, то можно перезагрузить страницу и начать заново.
Если у Вас возникают сложности, то телефон для Ватсапа: +7953 088 25 02
Также можно для связи воспользоваться кнопкой чата в нижней части странице слева.