Для чего султану гарем
Кастинг, евнухи и ночи любви. Что скрывали гаремы турецких султанов
Когда мы слышим слово “гарем”, наше воображение рисует себе эдакую восточную сказку: богатство и толпу покорных красавиц, исполняющих танец живота.
Но в реальности гарем представлял из себя настоящее змеиное гнездо, где плелись интриги, а людей, не жалея, пускали в расход.
“Умный журнал” приглашает заглянуть в дворец османского султана и узнать, чем наложницам грозили лесбийские связи и какие сексуальные позы было запрещено использовать даже султану.
Зачем в гаремах евнухи
Гарем обычно располагался на верхнем этаже передней части дома и имел отдельный вход.
Официальные жены властелина проживали в отдельных домах, среди прислуги и богатства.
Султанши, кстати, не почивали на лаврах, а любили вести активную деятельную жизнь: строили школы, мечети, помогали неимущим, закупали воду для паломников в Мекку.
Откуда брались евнухи
Евнухи руководили служанками, управляли хозяйством, вели учет и бухгалтерию, поддерживали порядок, наказывали наложниц, например, за лесбийские отношения или за отношения с другими евнухами.
Перенести такую варварскую процедуру могли далеко не все, зато выжившие стоили целое состояние, а позволить себе слугу-кастрата могли только очень состоятельные семьи. Для дворцов их закупали сотнями, обучали турецкому языку и военному делу.
Как отбирали наложниц
Будущих наложниц для султанского гарема приобретали в возрасте шести-тринадцати лет. Поскольку исламом не разрешает обращать в рабство мусульман, большинство невольниц происходило из христианских провинций Османской империи.
Кстати, в гарем девочки не всегда попадали насильно. Нередко их туда отдавали родители, подписывая соглашение на полный отказ от ребенка. Для бедных семей это был единственный шанс выжить и дать дочери шанс.
Когда девочка достигала полового созревания, ее показывали великому визирю (титул, условно соответствующий министру), и если тот не замечал у нее явных недостатков, она становилась потенциальной наложницей, но в главный гарем попасть могли только самые красивые и сообразительные.
Конечно, оказаться в покоях султана большинству так и не удавалось, но при желании девушки могли сделать придворную карьеру, стать надзирательницами или следить за казной. Некоторые наложницы могли так и жить в гареме, даже ни разу не встретившись с хозяином.
Если девушке все же удавалось выбиться в фаворитки, это еще не значило, что ее ждет сказочная жизнь в роскошных палатах, ведь фактически она оставалась бесправной рабыней. Одну из наложниц Сулеймана Великолепного казнили за то, что она посмела не явиться к султану, когда тот ждал ее, кого-то поймали на краже, кого-то убили за бесстыдное поведение (которое, впрочем, могло заключаться в том, что женщина говорила громче положенного).
Если спустя девять лет наложница не становилась одной из жен султана, ее отпускали, выдавали замуж за одного из чиновников и снабжали крупным приданным.
Разумеется, каждая мечтала стать фавориткой правителя или даже матерью нового наследника. Да-да, в Османской империи ребенок, зачатый от свободного человека и наложницы, приравнивался к законорожденному.
Получалось, при таком широком выборе султан никогда не оставался без наследника.
Однако такой принцип делал переход власти весьма кровавым. Когда один из сыновей наследовал престол, то первым делом приказывал умертвить своих братьев. Известны случаи, когда умерщвлению подвергались даже беременные женщины, дабы их нерожденные дети не стали соперниками в борьбе за власть. После вышел закон, запрещающий проливать священную кровь царских особ в стенах дворца, поэтому жертв дворцовых интриг стали душить тетевой лука или шелковым платком.
Чтобы гарантировать жизнь себе и своему сыну, фаворитка должна непременно возвести его на трон. В противном случае сына убьют, а ее сошлют в “Дворец слез”.
Как проходили ночи любви
Сексуальные отношения между наложницей и султаном происходили в соответствии со строгим регламентом. Если султану захотелось послушать игру на музыкальном инструменте или посмотреть танец, то старшая жена или главный евнух собирали всех наложниц, искусных в этом деле и проводили некий “кастинг”. Каждая по очереди показывала султану свое мастерство, а хозяин выбирал ту, с которой разделит ложе.
Избранницу уводили и начинали ее подготовку к ночи любви с султаном.
Ночи любви проходили в присутствии служанок-эфиопок, которые следили, чтобы не гасли факелы, освещающие ложе.
Обычно любовники использовали ту позу, при которой мужчина находится сверху. Запрещалось использовать позиции, которые напоминают спаривание животных или какие-либо извращения. Тем не менее, количество любовных ласк, которыми владели наложницы с лихвой компенсировал однообразие поз.
Несмотря на колоссальное количество жен и любовниц, султан никогда не проводил ночь больше чем с одной из них за один раз.
Расписание, по которому фаворитки восходили на ложе султана, составлял главный евнух. Если красавица была умелой и страстной, то наутро находила рядом с собой одежду, в которой хозяин провел с ней ночь. Обычно в одежду был завернут дорогой подарок или большая сумма денег.
Конец султанского гарема
Все наложницы и младшие евнухи оказались на улице, а султанский дворец превратили в музей и открыли для посещения.
Для чего султану гарем
По-турецки гарем султанов назывался Харем-и Хумаюн. Он имел чёткую иерархическую структуру. Внизу социальной пирамиды находились джарийе – одалиски, затем шли фаворитки султана (гюзде), потом – его жёны (кадын). Командовала гаремом мать государя, валиде-султан. Дочери, сёстры и наследники (шахзаде), не относясь к структуре гарема, обитали на его территории, представлявшей десятки комнат, помещений и садов. В классические времена Османской империи султанский гарем располагался во дворце Топкапы, Стамбул.
О численности одалисок ходят легенды, но амбарные книги дворца Топкапы позволяют установить точное количество: Сулейман Великолепный в 1552 году располагал 167 женщинами, Селим II — 73, у Мурада III было порядка 150. Как отмечает кандидат искусствоведения Александра Шутко, написавший несколько исследований и один художественный роман о султанском гареме, непосредственно в семью султана входило не более 4% от всех жительниц Харем-и Хумаюн. Это были те женщины, с кем он имел интимную связь.
Сановники и царедворцы мечтали жениться на одалиске из султанского гарема: это были красивые, воспитанные, состоятельные женщины, да ещё это означало бы особую милость султана. Произойти это могло только, так сказать, с вышедшей на пенсию одалиской. Если султан 9 лет не притрагивался к ней, её отпускали из гарема со статусом свободного человека, обеспечивали хорошим домом и доходами из казны.
Но были и те, кто продолжал работать, сформулируем так, в администрации дворца. Их именовали уста – мастерицы. Занимали посты экономок, церемонийместеров, нянек, кормилиц, так далее, располагая уважением и немалыми доходами.
Каждая наложница в султанском гареме получала плату. Аджемам полагалось меньше всего – 6 серебряных акче в день ($518). Казначей, хазнедар – уста, получала, в зависимости от стажа, 140 – 250 акче ($750).
Жёны и фаворитки влияли на кадровые решения султана, покровительствовали тем или иным поставщикам султанского двора, вмешивались в вопросы войны или мира. Кроме того, они влияли на интеллектуальную элиту своего времени, в частности, на то, кто будет автором насихат-наме – наставлений юному султану.
Через жён и фавориток можно было привлечь внимание и милость султана. Впрочем, правильный заход был и через валиде-султан. В частности, именно так поступил Кутузов в сентябре 1793 года. Будучи послом России в Османской империи, он одарил валиде-султан Михришах, получил ответные подарки и аудиенцию у султана Селима III. В результате удалось укрепить влияние России в Турции и склонить последнюю к вхождению в альянс против революционной Франции. Влияние валиде-султан возрастает с XVII века из-за того, что на трон всходили малолетние султаны, и им нужна была опека. Ахмед I и Мурад IV стали султанами в возрасте 14 лет, Осман II – 13 лет, Мехмед IV – 7 лет. Валиде-султан в связи с важностью своей функции стремились получить соответствующую государственную подготовку.
Какой была жизнь в гаремах султанов
Что большинство людей знает о гаремах? Это были личные «публичные дома» восточных правителей, где они могли расслабиться после военных походов или просто отвлечься от рутины, возлегая в постель с любой понравившейся женщиной. Но на самом деле, гаремы были куда сложнее, чем описанное выше представление.
Женщины в гаремах вовсе не были проститутками. Наоборот, их жизнь была окутана тайной, и их можно было назвать кем-то вроде отдельной касты. Само слово «гарем» происходит от арабского «харам», что переводится как «священный» или «запретный». И действительно, это было запретное место, куда не допускались чужаки, и точно не являлось чем-то вроде современных увеселительных заведений с девушками лёгкого поведения.
Давай подробнее взглянем на жизнь обитателей турецких гаремов и посмотрим, какой она была на самом деле и почему она была лучше, чем у многих других.
Комфорт в гаремах был сравним с палатами султана
Даже самым дорогим публичным домам современности не сравниться по великолепию с гаремами. Центром гарема было большое здание с огромным внутренним двором, где располагались сады и бассейны. Это было тихое мирное место, где женщины наслаждались природой, общались, собирались вместе для чтения и молитв. Кажется, что это был рай на Земле, особенно столетия назад, но не забывай, что гарем был, по сути, золотой клеткой. И всё же, наложницы жили в условиях, которые были доступны лишь самым обеспеченным людям тех времён.
Кстати, в гареме жили не только наложницы султана, но и его официальные жёны, родственницы, и даже сыновья до 12 лет. Лишь по достижении этого возраста юным мальчикам разрешали появляться при дворе.
Женщины были изолированы от внешнего мира и охранялись как самое важное сокровище в стране
Об этом говорит уже одно только название, которое, как мы описали выше, переводится как «запрет». Наложниц оберегали как самое дорогое сокровище в империи и следили, чтобы никто кроме султана не мог насладиться их великолепием не только физически, но и даже визуально.
Увидеть наложниц было практически невозможно, и даже высокопоставленные придворные проверялись на «благонадёжность». При этом женщины в гареме были уважаемыми, и никто, даже при патриархальном обществе Османской империи, не осмелился бы разговаривать с ними как с неравными, не говоря уже о возможности притронуться к ним.
Наложниц охраняли кастрированные мужчины
Гарем считался интимным местом сугубо для правителя, где жили самые красивые девушки со всей империи. Любой мужчина, каким бы сильным он ни был, из-за своих инстинктов не мог устоять перед очарованием красавиц, обученных искусству соблазнения. Это понимали все, поэтому охранять гаремы назначали только евнухов — кастрированных мужчин. Как правило, это были рабы, захваченные в военных походах, или купленные на невольничьих рынках.
Интересно то, что в гаремах было два типа евнухов — чёрные и белые. Чернокожих евнухов полностью лишали всех половых признаков, тогда как белокожим разрешали оставить не только пенис, но и даже мошонку. Однако из-за этого на белых евнухов возлагалось меньше обязанностей, чем на чёрных.
При этом чернокожие евнухи нередко становились весьма влиятельными мужчинами при дворе, порой способными на равных общаться с высокопоставленными чиновниками. Так что, при всей предвзятости к цвету кожи в те времена, чёрные евнухи могли добиться больших высот.
В гаремах была выстроена иерархия
Обычно гаремы показывают как группу одинаковых по своему положению в обществе женщин, но это не так. Они делились на своеобразные касты, где выше всего стояли валиде — женщины, которые родили сыновей, ставших впоследствии султанами. Чуть ниже были хасеки и султанши, а ещё ниже стояли ещё несколько категорий женщин, в зависимости от занимаемого ими положения и рода деятельности.
Наиболее известными в западной литературе являются одалиски, которые ошибочно считаются проститутками. На самом деле, одалиски были обычными горничными, о чём и говорит прямой перевод турецкого слова odalık — «комнатная девушка».
Главная женщина в гареме непосредственно влияла на политику
Как мы уже сказали выше, в гареме была главная женщина, носившая титул валиде, что говорило о том, что она родила будущего султана. Она не только оказывала влияние на своего мужа, действующего правителя, но и выбирала наложниц для своего сына, решала, с кем девушки из гарема могут заключать союзы, и могла мгновенно решить судьбу любой наложницы, от продвижения по «карьерной лестнице» до изгнания.
По сути, валиде, как и хасеки, и султанши, были намного выше по статусу многих придворных мужей, и буквально могли отдавать им приказы, не встречая сопротивления. Но при этом валиде лишалась своей власти и положения в обществе после смерти своего сына, поэтому умные представительницы этой «касты», хоть и частично влияли на политику империи, старались не переходить дорогу придворным.
Не все женщины в гареме были сексуальными рабынями
Ещё одно популярное заблуждение состоит в том, что все девушки попадали в гарем против своей воли, и это было, по сути, сексуальное рабство. На самом деле, исламские законы запрещали обращать в рабство свободных мусульман и свободных немусульман, проживавших в государствах вроде Османской империи.
В гареме, как мы упомянули выше, жили законные жёны султана, которые были свободными женщинами, так как вступили в брак по своему желанию. Что касается остальных девушек, то не все они должны были спать с правителем. Более того, они получали образование, а некоторых из них даже выдавали замуж за членов двора. Женщин учили искусству соблазнения, игре на музыкальных инструментах, чтению стихов, танцам, литературе, географии, истории и каллиграфии. Многие наложницы были гораздо более образованными, чем большинство мужчин тех времён.
По сути, лишь часть девушек были обязаны вступать в половую связь с султаном. Остальные занимались бытом, развлекали правителя и ухаживали за своим господином.
Кого брали в гарем османского султана, и Как жилось женщинам «в золотых клетках»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эти женщины, полученные в качестве подарков или заявленные как военная добыча, олицетворяли власть, богатство и необузданную эротическую энергию халифата. Как и сцена из «Тысячи и одной ночи», повседневная жизнь в османском гареме была жизнью в подвешенном состоянии, полном чувственных наслаждений, а также бесконечных правил, ожиданий и границ. Гарем, происходящий от арабского слова «харам», означающего «священный» или «запретный», был частью легендарного патриархата, который свято верил в то, что женщина создана для удовольствия и использовать её можно и нужно исключительно для удовлетворения собственных потребностей.
1. Власть Османской империи
В течение VIII и IX веков турецкие кочевники были вытеснены из своих домов и в конечном итоге приняли ислам, когда столкнулись с монголами. К 1299 году нашей эры была создана Османская империя, которая принесла много изменений в регион, включая налогообложение, социальные сдвиги и большую религиозную индоктринацию. Между 1299 и 1923 годами н. э. появился культурный феномен, известный как «императорский гарем», в котором содержались все жёны, слуги, родственницы и наложницы султанов при дворе. По мере того, как империя расширяла свою территорию, сменялась власть, экономические и социальные институты развились из Византийской империи, и ислам стал главным законом страны.
2. Женщины гарема
Войти в гарем можно было только с помощью тщательно спрятанного входа, располагавшегося в центре двора. Женщины, занимавшие эти безукоризненные жилые зоны, не часто выходили за пределы отведённого им места, постоянно находясь в богато обставленных интерьерах, словно птицы, пойманные в золотые клетки. Никто не имел права смотреть на них, ни мужчины, ни посторонние женщины, за исключением специально обученных евнухов, которые следили за жительницами гарема, выполняя все указания императора и его подданных. Но только не евнух мог пробиться к власти. Женщины, жившие в гареме, если они были достаточно умны и удачливы, могли также достичь большого авторитета, уважения и богатства при императорском дворе.
3. Обстановка в гареме
Окрестности, располагавшиеся у гарема, поражали свой красотой. Сердцем этого девичьего царства был один из самых больших павильонов. В нем располагался внутренний двор, куда женщины приходили для купания в бассейне или любования местными растениями. Это место было мирным и спокойным, где в основном занимались отдыхом и созерцанием прекрасного. Внутренний двор также служил местом сборищ для женщин, где они могли побыть вместе, отдохнуть, заняться чтением или молитвой. Там же находились и личные покои правящего султана, а также четыре сотни помещений, где можно было остановиться, поспать или развлечься.
В императорском гареме, как правило, было несколько десятков девушек, в том числе официальные жёны султана, его мать, дочери, родственницы и прислужницы. Разумеется, не обходилось и без евнухов, которые ревностно следили за порядком. Сыновья султана также проживали в гареме до определённого возраста (двенадцати лет), после чего они считались мужчинами и им дозволялось завести собственный гарем.
4. Евнухи
Гарем считался глубоко интимным и уединённым местом, куда не мог заглянуть ни один мужчина за пределами ближайшего окружения султана. В результате гарем должен был охраняться теми, кто был властным, но почему-то не состоявшимся в интимном плане как мужчина. Это было прекрасно достигнуто с помощью евнухов, кастрированных мужчин, которым было поручено охранять и защищать женщин.
Все служащие находились под началом одного главного гаремного евнуха, известного как Повелитель Девушек, или Кызлар Агасы. Чёрные евнухи были призваны охранять женщин и часто поднимались в ранге, занимая многие должности во дворце, такие как визирь, наперсница или даже генерал в армии. Между тем белые евнухи служили под началом Капи Агаси и имели привилегию заниматься государственными делами и другими вопросами внутренней службы султану.
5. Султанат женщин
6. Иерархия женщин в гареме
Слово «одалиска», которое использовалось для обозначения многих женщин в гареме, происходит от турецкого odalık, означающего «горничная», тем самым намекая как бы на то, чем на самом деле занимались женщины в гареме. Иначе известные как икбалы, эти женщины были любовницами султана, но вместе с тем они были и намного большим. Одалиски всегда были чем-то привлекательны и, как правило, имели какой-то определенный талант. Например, они могли быть хороши в музыке, пении или в танцевальном искусстве. Их одобряла не только Валиде султан (матерь султана), но и его главная супруга. На самом деле, любой гость-мужчина, получавший в подарок именно одалиску, удостаивался большой чести.
Женщин ниже одалиски звали гедик, и их замечали королевские власти, но не укладывали в постель, если, конечно, султан не решал изменить это. Но, в основном, эти женщины соблазнительно подавали ему пахлаву по вечерам. Ниже гедиков были простые слуги, которые делали всё тоже самое, но при этом не получали никаких почестей. Большинство этих низших женщин технически можно было бы назвать наложницами, так как это слово дословно переводится «девушка на одну ночь». В итоге, многие из наложниц стали весьма востребованными в гареме и к их услугам прибегал не только султан, а и его подданные.
7. Валиде султан
Гарем рассматривался как маленький мир внутри большого, где верховной властью обладала мать, или Валиде султан. Она была не только самой важной родственницей этого человека, но и во многих отношениях политически и социально влиятельной. Она выбирала наложниц для своего сына, и она была главным человеком, вокруг которого женщины гарема сплачивались, когда им что-то было нужно, они хотели заключить союз или настаивали на своих личных планах. Она была пчелиной маткой и могла мгновенно решить судьбу любой обычной женщины гарема, либо с позором изгнав её, либо повысив в должности.
Иметь её на своей стороне было чрезвычайно важно, поскольку безопасное место позволяло женщине получить помощь, еду, комфорт и даже статус. В конечном итоге, если одна из наложниц рожала сына правителю, то она вполне могла когда-нибудь занять главную роль при дворе. Она могла следить за тем, как часто некоторые жёны и их дети будут видеть султана и как их сыновей представят ко двору.
8. Свобода не для всех
Несмотря на ограничения и правила, не все женщины султанского гарема были рабынями. В нём жили многие из его жён, которые имели особое удовольствие жить в непосредственной близости от всех его наложниц. Формально жёны султана были якобы свободны, поскольку они были приняты в брак по собственной воле. Женщины гарема просто должны были принять друг друга и найти способ смириться со своей участью.
Несмотря на западные фантазии, не все женщины гарема должны были спать с султаном. На самом деле, все они получили общее образование, эквивалентное мужскому пажу, и часто выдавались замуж за членов двора, за пределами дворянства или османской политической элиты. Они также могли просто оставаться в гареме и служить прихотям Валиде султан.
Тем не менее это правда, что многие из красивых и умных рабынь в гареме были либо захвачены в плен во время войны, либо подарены султану в качестве подарка.
И независимо от того, какую роль женщина выполняла в гареме, рано или поздно она оказывалась на шёлковых простынях султана, если он заприметил её. Ведь как правило, султан всегда получал желаемое, а любой отказ и неповиновение мог стоить женщине даже жизни.
9. Образование
Для того, чтобы быть почитаемой женщиной из гарема, необходимо было обладать не только выдающимися внешними данными, но и быть умной, знать правила этикета и иметь хорошие манеры. Девушек обучали, как быть утонченной, и при этом уверенной в себе и соблазнительной. По своей сути, гарем стал для девушек своеобразной школой, где они получали знания и навыки, способные помочь им в дальнейшем вписаться в жизнь при дворе и отыскать своё место в нём.
Конечно же, девушки из османского гарема во всём мире считались наиболее привлекательными, ведь они были собраны из самых разных концов света. Их покупали на рынках рабов в России, Греции, Украине, Турции, Иране и в некоторых частях Европы. Эти женщины тщательным образом учились самыми важным навыкам: игре на различных музыкальных инструментах, учили стихи, искусство танца и обучались основам соблазнения. По мере взросления в их обучение добавлялись и другие, важные предметы – литература, география, история и правильнописание. В поздние периоды девушки и женщины из османского гарема свободно владели французским языком, могли осваивать зарубежные модные журналы, набираясь из них опыта, современных тенденций и подражая иностранным, утонченным леди.
10. Гарем в западном искусстве
На самом деле, к великому сожалению, нет никаких законных источников правды о гаремной жизни. Поэтому в мире искусства существует множество образных представлений, которые лишь освящают фантазию. Таким образом, большинство изображений, которые можно увидеть, отображающих женщин гарема и их опыт, относятся к западному миру.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: