Для чего существует политико
Для чего существует политико-административное деление страны?
Я думаю, что для удобного управления страной обойтись без деления на определенные субъекты власти практически невозможно. Поэтому и существует такое понятие как политико-административное деление. Но как оно устроено в мире и в нашей стране?
Под этим термином подразумевается деление государства на определенные части, в которых строится своя система власти (только для унитарных государств). Подобное разделение характеризуется многими факторами:
Кстати, административное деление существует и в федеративных странах. Но в некоторых государствах разделение на отдельные единицы может отсутствовать. В пример можно взять Княжество Монако. Хотя, в административном плане у них все-таки есть деление на коммуны (Монте-Карло, Монако).
Особенности административного деления России
Российская Федерация делится на сорок семь областей и восемь краев. Обращаясь к истории, можно выделить, что первое деление нашей страны провел Петр I. Тогда Россия разделилась на восемь областей. Далее была Екатерина II, которая своим указом поделила страну на пятьдесят губерний. В наше время Россия считается федеративной страной, в которую включается восемьдесят три субъекта. Для того, чтобы управлять страной, нужно иметь определенные административные единицы, которые можно сопоставить с ресурсным, людским и хозяйственным потенциалом. Хотя, учитывая неравномерное заселение территорий, существует очень большая разница в этом показателе. Для того, чтобы управлять развитием определенных регионов, требуется их укрупнение и равный статус в политическом плане.
Цель политико-административного деления
ГДЗ география 8 класс Пятунин, Таможняя Вентана-Граф 2019-2020-2021 Задание: §8 Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации
Вопросы в начале параграфа
1. Я проживаю на территории города федерального значения Санкт-Петербург.
Вопросы и задания
1. Политико-административное деление существует для удобства управления государством. Наличие органов местного самоуправления позволяет решать локальные проблемы на местном уровне.
2. В Российской Федерации выделяют следующие территориальные единицы:
— республики являются политическими территориальными образованиями. В каждой присутствуют собственные властные органы наряду с федеральными. Республики образованы по национальному признаку. В каждой республики существует своя конституция и республиканское законодательство. Статус определяется Конституцией России и собственной конституцией;
— края являются административными территориальными образованиями. Существуют устав субъекта, законодательство субъекта. Статус определяется Конституцией России и собственным уставом. Край не может входить в состав иных субъектов, может включать автономные округа в свой состав;
— области. Особенности аналогичны особенностям краев. Различие связано с исторической составляющей. Прообразами областей явились российские губернии;
— автономная область также имеет свой устав и законодательство, но в отличии от краев и областей выделена по национальному признаку. Статус определяется Конституцией РФ;
— города федерального значения. Характеристика аналогичны характеристикам областей и краев. Отличием является то, что эти субъекты состоят из внутригородских муниципальных образований.
Школа географа-исследователя
Изменения политической карты России с 2000-х гг. | |
---|---|
Год | Изменения |
2005 | Образование Пермского края в связи с объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого АО |
2007 | Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа вошли в состав Красноярского края |
Образование Камчатского края в связи с объединением Камчатской области и Корякского АО | |
2008 | Образование Забайкальского края в связи с объединением Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа |
Вхождение Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в состав Иркутской области | |
2014 | Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации |
Вхождение города Севастополь в состав РФ и присвоение Севастополю статуса города федерального значения |
2. Автомобильные коды субъектов РФ:
Республика Алтай – 04, республика Саха (Якутия) – 15, Красноярский край – 24, Хабаровский край – 27, Астраханская область – 30, Архангельская область – 29.
Последние цифры автомобильных номеров соответствуют номерам субъектов. Субъекты в перечне расположены в алфавитном порядке, но первоначально в перечне располагаются республики, далее края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Существуют исключения, например, Пермский край сохранил коды Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; Забайкальский край сохранил коды Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
Вопросы и задания для повторения и обобщения по теме «Географическое положение России»
1. Основной особенностью географического положения России является большая занимаемая территория. Преимущества положения страны:
1) Большие размеры территории обуславливают богатство и разнообразие природных ресурсов, например, запасы леса, полезных ископаемых (газ, нефть, уголь, руды металлов), водные и рекреационные ресурсы;
2) Выходы к морям трех океанов, что позволяет развивать морской транспорт, что улучшает ЭГП страны;
3) Большое число стран-соседей, соответственно, большое количество внешнеэкономических связей;
4) Расположение в Европе и Азии, позволяющее осуществлять связь (в том числе перевозку товаров) европейских и азиатских стран через территорию страны;
5) Страна имеет доступ к шельфовой зоне, что позволяет осуществлять добычу полезных ископаемых на шельфе;
6) Большие размеры позволяют распределить население и промышленные комплексы по территории страны;
7) Расположение в нескольких климатических поясах позволяет заниматься различной хозяйственной деятельностью.
Недостатки географического положения:
1) Большая территория предполагает значительные затраты на транспортировку товаров и на поддержание инфраструктуры в целом;
2) Северное расположение обуславливает сложность освоения части территорий, в том числе сложность разработки запасов природных ископаемых. Районы вечной мерзлоты малопригодны для ведения многих видов сельского хозяйства, например, для садоводства, овощеводства, бахчеводства, пчеловодства.
3) Холодный климат приводит к большим затратам на жизнь – дорогие обувь, одежда, питание. А также приводит к удорожанию строительства и коммунальных услуг в северных территориях;
4) Большие размеры обусловили неравномерную плотность населения, трудность управления страной и наличие часовых зон;
5) В числе стран-соседей находятся враждебно настроенные государства.
2. Наиболее быстро изменяющиеся виды географического положения: экономико-географическое, транспортно-географическое, эколого-географическое положение страны.
Примером природно-географического, геополитического и этнокультурного положения России является вхождение с состав страны Республики Крым.
Факторами, обуславливающими изменения различных видов географического положения государства, как изменение экономики страны, внешних связей, транспортной инфраструктуры, так и границ страны, национального состава и экологического состояния территории.
3. Положение страны относительно:
4. Большая территория и северное положения обусловили низкую плотность населения и объектов хозяйственной деятельности на большей части территории России. В северной части страны затруднено ведение сельского хозяйства, в частности, в зоне многолетней мерзлоты. Также в связи со сложными климатическими условиями заметно удорожание во многих сферах жизни, например, в строительстве зданий, прокладке транспортных путей, предоставлении коммунальных услуг.
Жаркий климат на юге страны приводит к дефициту влаги, что также затрудняет ведение хозяйства.
Большие размеры являются причиной сложностей в организации единой транспортной структуры на всей территории. Многие регионы до сих пор являются труднодоступными.
Пограничные с Россией государства — Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Абхазия, Южная Осетия, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея (КНДР), США (только морская граница), Япония (только морская граница).
Внешнеэкономические партнеры России – Казахстан, Белоруссия, Китай, США, Япония, Германия, Италия, Франция, Польша, Нидерланды.
Основную долю в структуре внешнеторгового оборота России занимает Европейский союз. Второй группой по объему внешней торговли являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Около 10% товарооборота России происходит со странами СНГ.
Сотрудничество во внешней торговле с данными регионами обусловлено расположением России, которое дает возможность стране стать транспортным «проводником» между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.
6. В результате распада СССР Россия лишилась нескольких морских портов и перевалочных баз на Балтийском и Черном морях. Данный факт обусловил приоритетность строительства и реконструкции портов на балтийском и черноморском побережье в современной России.
Удобное расположение для осуществления внешнеэкономических транспортных связей – одна из причин повышенного внимания к портам данных морей. Через акваторию Балтийского моря Россия может осуществлять связи не только со странами соседями – Финляндией, Польшей, Эстонией, Латвией и Литвой, но и со странами Западной Европы. Принадлежность к бассейну Атлантического океана делает возможным внешний оборот России со странами Северной и Южной Америки. Через Черное море возможен выход российских судов в Средиземное море, а также Индийский океан. Также в акваториях морей располагается и военный флот.
Еще одним преимуществом Балтийского и Черного морей является возможный период навигации. Черное море не замерзает, навигация осуществляется круглогодично. Балтийское море хоть и покрывается льдом, но не на столь долгий период.
7. Россия считается континентальной страной, так как занимает примерно 1/9 часть всей суши нашей планеты и 1/3 часть континента Евразия. Также наиболее густозаселенные и развитые районы России находятся внутри континента, а не на побережье. 2/3 территории страны удалено от моря более чем на 500 км.
8. Так как основную долю в структуре внешнеторгового оборота России занимает Европейский союз (более 40% внешнеторгового оборота), то западные границы и черноморское побережье России играют ведущую роль в осуществлении внешних связей. Также особое положение имеют приграничные территории на Дальнем Востоке, так как второй группой по объему внешней торговли являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (около 30% внешней торговли).
Для улучшения транспортно-географического, следовательно, и экономико-географического положения России имеет значение развитие Международного транспортного коридора «Север-Юг». Проект создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу. Для максимальной реализации потенциальных возможностей
МТК «Север-Юг» перед российской стороной стоит задача модернизации астраханского транспортного узла.
Для улучшения геополитического положения России необходимо ее участие в различных международных союзах и соглашениях. Например, участие в Программе бассейна Черного моря, подразумевающей устойчивый рост стран в регионе бассейна Черного моря и совместную защиту окружающей среды.
10. Общая протяженность границ России составляет 60 932 км. Соотношение сухопутных и морских границ – 1:2. Наиболее протяженными сухопутными границами являются границы с Казахстаном (7,5 тыс. км), Монголией (3,5 тыс. км) и Китаем (4,2 тыс. км).
Граница с Казахстаном – новая, контактная, безопасная;
граница с Монголией – старая, контактная, безопасная;
граница с Китаем – старая, барьерная, безопасная.
11. Россия имеет морские границы со следующими странами: США, Япония, Норвегия, Финляндия, Эстония, Польша, Литва, Украина, Азербайджан, Абхазия, Казахстан, КНДР. Самая протяженная морская граница России проходит по морям Северного Ледовитого океана. Интенсивность транспортного использования российских морей зависит не только от протяженности морских границ, но и от климатических условий. Порты в Балтийском, Чёрном, Японском и Каспийском морях имеют особое значение для экономических связей с другими странами, так как практически не замерзают или замерзают на совсем небольшой период.
14. Город В может располагаться во II часовой зоне (московское время), либо в VIII часовой зоне (+6 часов).
15. Согласно Конституции, Российская Федерация имеет федеративное устройство. В составе страны выделяют: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономную область и 4 автономных округа. Я проживаю в городе федерального значения Санкт-Петербург.
16. Республики являются политическими территориальными образованиями. В каждой присутствуют собственные властные органы наряду с федеральными. Республики образованы по национальному признаку. В каждой существует своя конституция и республиканское законодательство. Статус определяется Конституцией России и собственной конституцией. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.
Республика | Столица |
---|---|
1. Чувашия | г) Чебоксары |
2. Татарстан | д) Казань |
3. Башкортостан | а) Уфа |
4. Калмыкия | б) Элиста |
5. Удмуртия | в) Ижевск |
17. В Российской Федерации наблюдается тенденция уменьшения числа субъектов за счет их укрупнения. Например, в 2005 году произошло образование Пермского края в связи с объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, в 2007 году произошло образование Камчатского края в связи с объединением Камчатской области и Корякского АО. Укрупнение субъектов имеет своими целями стабилизацию экономики итогового субъекта и централизацию власти. Однако в 2014 году произошло увеличение числа субъектов РФ за счет вхождения в состав страны Республики Крым и города Севастополя.
Политические системы и какие они бывают
В этой статье мы попробуем разобрать, какие существуют основные формы государственного правления и политические режимы. На основе их анализа мы сделаем вывод, какая политическая система лучше всего подходит для реализации прогрессивных ценностей и, следовательно, отвечает требованиям социал-демократов.
Один из самых популярных вопросов, которые задаются при обсуждении будущего устройства страны – это вопрос о том, какой должна быть политическая система. Это, возможно, важнейший вопрос, но при его обсуждении часто, во-первых, смешивают форму государственного правления и политический режим, а во-вторых, не могут чётко объяснить, чем один политический режим отличается от другого. Например, в России начала 2020-х годов многие люди считают, что в стране реализована демократия, и это приводит к ложному выводу о том, что отсутствие демократии скажется благотворно на ситуации. Чтобы избежать подобных ошибок, следует разобраться, какие существуют политические системы и чем они отличаются.
Формы государственного правления
Следует, однако, отметить, что во многих республиках глава государства не избирается, а, например, приходит к власти в результате переворота, а выборы могут быть лишь формальными либо вообще отсутствовать. Такие республики принято относить к диктатурам (форма государственного правления, при которой власть сконцентрирована в руках одного человека, группы лиц, клики или партии, монополизирующих её 8 ).
С другой стороны, мы можем видеть, что, к примеру, некоторые страны Северной Европы, где традиционно очень сильны социал-демократы, являются не республиками, а монархиями – и это в крайне низкой степени мешает установлению высокого уровня жизни в этих странах. Почему?
В конце XVIII века выделяются две модели республики – президентская (по типу США) и парламентская (по типу революционной Франции). Открываем учебник по теории государства и права, чтобы понять различия между ними:
Президентская республика – республика, президент которой при известном парламентском контроле формирует правительство, ответственное перед ним.
Особенности президентской республики. Президентская форма правления характеризуется тем, что президент возглавляет исполнительную власть, формирует правительство независимо от партийного состава.
Как правило, президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия).
Положительное в президентской республике проявляется в политической стабильности, которая обусловлена тем, что президент возглавляет исполнительную власть, формирует правительство, и в управленческой эффективности, обусловленной монолитным правительством, оперативностью принятия решений.
Недостатки президентской республики: ей присуща тенденция к президентскому авторитаризму; слабый контроль за правительством со стороны парламента; она не обеспечивает должное представительство социально-политических интересов в правительстве, ибо выражает интерес партии президента.
Парламентская республика — республика, парламент которой формирует из своего состава правительство, ответственное перед ним (Италия, Индия).
Особенности парламентской республики. Парламентская форма правления характеризуется тем, что:
Суммируя перечисленные особенности, можно сказать, что парламентская республика строится на принципе «верховенства парламента».
Достоинства парламентской республики выражаются: в единстве высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом; в ответственности правительства перед парламентом, которая обязывает его учитывать соотношение сил в парламенте и, следовательно, общественное мнение.
Недостатки парламентской республики. Парламентская форма — это система партийного противоборства (президентская — центристская). Она менее стабильная.
Монархия, как мы можем видеть в том же самом учебнике, имеет схожее разделение – она бывает абсолютной и конституционной, а конституционная уже делится на парламентскую и дуалистическую (последняя сегодня встречается редко). Суммируя эти данные, мы можем констатировать, что децентрализации и противостоянии диктатуре и абсолютизму (что соответствует прогрессивным ценностям) лучше отвечают парламентские формы власти, нежели формы власти, концентрирующие механизмы принятия решения в руках монарха, президента, генерального секретаря и так далее.
Как правило, высокий уровень реализации демократии возможен только при тех формах правления, которые выделены зелёным на схеме выше (дальше опишем, почему). При абсолютной монархии или диктатуре, как правило, отсутствуют оппозиционные партии и кандидаты, которые имеют право легально бороться за политическую власть. Однако парламентская монархия, парламентская республика и президентская республика сами по себе не дают гарантии высокой реализации демократии. Они дают лишь базовые условия для её возникновения. При этом, чем больше функций у президента или монарха – тем больше концентрация власти в руках одного лица и тем ниже уровень демократии. Это приводит к тому, что президентские республики и парламентские монархии имеют дополнительные возможности для отката от демократии к авторитаризму.
Мы не рассматриваем здесь анархические формы правления (то есть без государства; причины их нежизнеспособности мы рассматривали здесь) и так называемую «прямую демократию» (в соответствующей статье мы рассмотрели, что она также нежизнеспособна; попытки её построить приведут в итоге либо к парламентской демократии, либо к диктатуре). Разницу между однопалатным парламентом и парламентом с несколькими палатами мы будем объяснять в отдельной статье.
Формы государственного устройства
Зелёным выделены федерации, синим — унитарные государства
Что такое политический режим
В формуле профессора Парижского университета Мориса Дюверже отмечено, что политический режим – это скорее особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой – способы политического участия партий и групп интересов.
Политический режим – это совокупность различных видов отношений между властью и обществом, среди которых нужно отметить следующие показатели:
Какие бывают политические режимы
Из-за желания выстроить разграниченную типологию появляются различные термины для обозначения режимов, которые называются демократическими и имеют некоторые черты демократии, но при этом фактически управляются несменяемыми узкими группами людей. Известны такие термины, как «управляемая демократия», «гибридный режим», «информационная автократия» и даже «либеральная автократия». В действительности все эти термины могут говорить лишь о слабости демократических институтов. Получается, что градация не нужна?
Не совсем так — иногда в разговоре для удобства вполне допустимо использовать обозначения, чтобы сравнивать между собой страны с низким, средним и высоким уровнем демократии. Это помогает выявить, какие из них управляются эффективнее и лучше реализуют прогрессивные ценности. В отчётах EIU фигурируют четыре категории политических режимов: полноценная демократия (full democracy – Дания, Австралия, Германия и так далее), несовершенная демократия (flawed democracy – США, Италия, Аргентина и так далее), гибридный режим (hybrid regime – Турция, Нигерия, Украина и так далее) и авторитарный режим (authoritarian regime – Россия, Куба, Иран и так далее). Это разделение является, пожалуй, наиболее профессиональным для систематизации политических режимов на данный момент. Почему демократия эффективнее диктатуры, мы рассматривали в статье о том, что такое демократия.
Что следует делать, чтобы повысить уровень демократии если не до наиболее высокого в мире, то хотя бы до уровня полноценной демократии? Чем отличаются полноценные демократии от несовершенных и гибридных режимов? Они отличаются набором существующих в них демократических институтов. Допустим, один из таких институтов – свобода собраний, а для создания этого института нужно снятие целого множества законодательных ограничений свободы собраний, например 22 :
Центральный из таких институтов – это верховенство права, потому что без его реализации законы, необходимые для создания и обеспечения деятельности других институтов, не будут выполняться. В статье о том, что такое демократия, мы также перечисляли основной набор демократических институтов.
Чтобы отличить полноценную демократию от других типов политических режимов, мы должны смотреть, как демократические институты реализованы в стране – какими законами они обеспечены, как эти законы исполняются, какие усилия власть и гражданское общество прилагают для реализации и совершенствования каждого института.
Почему парламентская демократия?
Первая причина – децентрализация. При президентской республике один человек получает контроль над правительством. При парламентской республике правительство зачастую формируется несколькими партиями. В этом случае одной из них гораздо тяжелее узурпировать власть, ведь есть и другие партии с министерскими портфелями, следовательно – обладающие властью и более широкими возможностями противостоять узурпатору.
Блогер и директор фонда «Городские проекты» Максим Кац также объяснял, что в случае, когда сразу несколько политических сил набрали значительное количество голосов, при парламентской демократии они будут на равных представлены в правительстве, то есть будут реально выражать интересы своих избирателей. При президентской происходит второй тур, и в итоге остаётся один кандидат, который выражает интересы своих избирателей, а интересы избирателей других политических сил оказываются не представлены, и уровень демократии таким образом получается существенно более низким:
Ещё одна причина — сложность смещения президента, утратившего доверие общества. Причины этого объяснял Хуан Линц в одной из своих статей:
Вопрос о смене президента, потерявшего доверие своей партии или народа, чрезвычайно сложен. Даже когда поляризация сил приводит к актам насилия и противозаконным действиям, упрямый носитель власти может делать вид, что ничего не случилось. Громоздкие механизмы, предусматривающие его снятие в пользу более способного и примирительно настроенного преемника, могут сработать слишком поздно. Импичмент – это процесс гораздо более неопределённый и долговременный, особенно если сравнить его с простым вотумом недоверия правительству со стороны парламента. Воинственно настроенный президент может повести дело так, что его противники выступят за устранение его от власти, не дожидаясь окончания срока его полномочий, однако не существует конституционных путей смещения президента, за исключением импичмента и вынужденной отставки.
Также именно парламентская демократия лучше всего отражает интересы широкой оппозиционной коалиции. Оппозиционеры могут враждовать между собой, но они понимают, что при парламентской демократии они получат хотя бы места в парламенте (а возможно и министерские портфели), и хоть какое-то влияние на политику, что позволяет им всё же объединяться против авторитарного режима, при котором они точно не получат шанса на какое-то значительное влияние. Наконец, ещё один плюс парламентской демократии – она позволяет интегрироваться в европейское сообщество.
Если у парламентской демократии так много плюсов, то почему существуют парламентские демократии с низким уровнем жизни и отсталой экономикой? Одна из причин состоит в том, что важна не только форма правления, но и политический режим, то есть, как мы отмечали выше, уровень демократии – наличие демократических институтов и степень их развития. Чаще всего отсталые парламентские республики являются странами с низким уровнем демократии. Естественно, и при парламентской демократии существуют риски узурпации власти. Но поэтому социал-демократы и выступают за расширение парламентской демократии – сначала до уровня полноценной демократии и лидерства по независимым показателям демократичности, а затем и за внедрение инструментов, расширяющих демократию ещё больше.
Забавно, что российские консерваторы вроде Владимира Путина 26 или Максима Шевченко 27 говорят, что парламентская демократия имеет много проблем и не выражает интересы народа, но лицемерие таких заявлений очевидно при сравнительной оценке проблем и степени выражения интересов граждан в президентских и парламентских республиках, которую мы провели выше.
Имеющиеся у нас данные показывают, что наиболее высокого уровня жизни достигают страны, которые имеют в качестве формы правления парламентскую республику и как можно более высокий уровень полноценной демократии. Поэтому парламентская республика является базовым политическим требованием социал-демократов, а расширение демократических институтов – логичным продолжением этого требования и второй ступенью развития политической системы социал-демократии. Социал-демократическая страна, которая вошла в список мировых лидеров по уровню жизни и уровню демократии, может проверять на практике гипотезы по расширению демократизации, вроде гипотезф о профессиональных советах, которая была выдвинута нами в статье о системе органов власти социал-демократического государства.
Редакция благодарит Евгения Иванова за помощь в подготовке статьи.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней