Для чего точка роста в школах
Точка роста – массовый переход на «цифру»
Точка роста – массовый переход на «цифру» Цифровое образование сегодня – важное и необходимое условие для развития образовательной системы и повышения качественного уровня. И как показали последние события, связанные с пандемией COVID19, цифровая среда во всех сферах жизнедеятельности общества это способ добиться биологической безопасности.
«Точка роста» – проект, который изменит будущее России. Цель его создания – массовое освоение современных сервисов, технологий и цифровых ресурсов, что позволит улучшить качество жизни наших сограждан и сделать получение образования, доступ к любым учебным или научным материалам, онлайн-покупки и государственные услуги с помощью цифровых технологий более доступными. Но для этого люди всех возрастов должны овладеть «цифрой», а сегодня этот уровень грамотности населения ниже, чем в 30-е годы прошлого века умение читать и писать.
К 2024 году, в соответствии с задачами Национального проекта «Образование», ожидается, что базовыми «цифровыми» навыками овладеет до 40% населения. Времени осталось не много, поэтому давайте посмотрим, что из намеченного сделано и как продвигается работа.
«Цифровой ликбез» – в действии
Региональные центры «Точка роста» – составная часть проекта «Современная школа», который, в свою очередь, является одним из пунктов Национального проекта «Образование».
Известно, что внедрение технологий требует значительных затрат, а финансирование образования до недавнего времени не было приоритетным направлением в госбюджете, поскольку эта сфера не приносит видимой прибыли в ближайшей перспективе, и оценить рентабельность вложений в обучение сложно. На сегодняшний день ситуация в корне изменилась. Чиновники наконец-то поняли, что без дальнейшего роста и качественно нового подхода к обучению невозможно и развитие прибыльных отраслей, которые без технологически образованных кадров не имеют ни единого шанса удержаться «на плаву» в условиях жесткой глобально-экономической конкуренции.
По этой причине, вопрос о финансировании технологичной образовательной среды стоит на первом месте.
Для реализации проекта «Современная школа», цель которого – внедрение современных технологий в образовательную среду, обновление содержания и методов обучения для предмета «Технология». На это направление проекта «Образование» запланировано израсходовать 295,1 млрд. рублей – около 30% от общего бюджета, и более 10% (79,8 млрд. рублей) выделено для создания безопасной и современной цифровой среды, чтобы сделать образование доступным и качественным.
В 2019 году, в начале учебного года было открыто больше 2000 образовательных центров «Точка роста». Благодаря этому дети 2049 сельских школ из 50 регионов РФ уже получили возможность обучаться цифровым, естественно-научным, техническим и гуманитарным дисциплинам в классах, оборудованных по современным стандартам. На это было израсходовано 3,8 млрд. рублей. А к концу 2024 года запланировано открытие еще 16 000 современных центров. По словам заместителя министра просвещения М. Раковой, в конце 2020 года центры «Точка роста» откроются уже во всех регионах России.
И это похоже на правду, поскольку уже сейчас во многих российских регионах идут активные работы по созданию и оснащению новых центров. Например, пресс-служба Правительства Республики Карелия сообщает, что в 30 школах Карелии готовятся к открытию образовательные центры «Точка роста». Для них будут закуплены компьютеры, медиазоны, учебное оборудование для уроков информатики, ОБЖ и технологии, а также удобные комплекты мебели. Кроме того, в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» Правительство Карелии планирует оснастить 101 образовательную организацию новым цифровым оборудованием: ноутбуками, МФУ, интерактивными комплексами и т.д.
Первые успехи в реализации
Темпы продвижения проекта внушают уверенность, что оставшиеся 4 года принесут долгожданный успех. Ведь работа по созданию цифровой среды ведется одновременно по всем направлениям: вновь открывшиеся центры будут обеспечены квалифицированными кадрами, подготовленными по новым профессиональным стандартам.
На базе НИЯУ МИФИ, учредителем которого является Министерство науки и высшего образования РФ, при поддержке общества «Знание» и организаций-партнеров создается профессия будущего – цифровой куратор, которая, по прогнозам специалистов, будет востребована уже в начале 2021 года. Стандарты профессии разрабатываются в рамках программы «Цифровая экономика России». Ожидается, что основная задача представителей данной профессии будет заключаться в системной работе, направленной на ликвидацию цифровой безграмотности среди населения. К решению этой задачи, в рамках новой профессиональной компетенции, планируется привлечение молодежи, освоившей технологии.
Региональные центры «Точка роста» начали свою работу 1 сентября 2020 года по видоизмененным общеобразовательным программам для школ в сельской местности и малых городах, которые помогут сократить существующий технологический разрыв со школами в мегаполисах и областных центрах. С помощью самого современного оборудования (очки виртуальной реальности, 3-D принтеры, квадрокоптеры и т.д.) школьники изучают информатику, технологии и ОБЖ. А после уроков на базе центров и учатся создавать собственные медиапродукты или играть в шахматы.
По факту образовательные центры «Точка роста» учат ребят командной работе и разработке своих проектов, что поможет им добиться больших успехов в региональных и федеральных конкурсах, слетах и форумах.
Кроме создания технических условий и обновления содержания, а также методов обучения по информатике, ОБЖД и технологии, центры реализуют, параллельно, ряд других функций. В том числе:
В новом учебном году цифровые образовательные программы для школьников страны станут не просто новыми, а увлекательными. Старшеклассникам наверняка понравятся курсы 3D-моделирования, прототипирования и компьютерного черчения, которые позволят молодым людям «крепко стоять на ногах» сразу после получения аттестата – специалисты с такими навыками крайне востребованы на современном рынке труда.
Учителя тоже не отстают от своих учеников и готовятся работать по-новому в следующем учебном году на курсах «Гибкие компетенции проектной деятельности».
Если суммировать все выше сказанное, то можно сделать вывод, что «Точка роста» является перспективной программой активного и насыщенного содержания на всех уровнях и этапах ее реализации. Это опора – не только для совершенствования системы образования, но и для всех отраслей экономики.
«Точка роста» как ресурс формирования у обучающихся современных технологических навыков (первые шаги реализации проекта «Успех каждого ребенка»)
Ключевые слова: воспитание
С января 2019 года в нашей стране начал действовать Национальный проект «Образование», продлится его реализация до конца 2024 года, за это время предполагается освоить четыре образовательных направления:
1) внедрение таких механизмов управления, которые будут наиболее эффективны;
2) повышение квалификации, подготовка и переподготовка профессиональных кадров;
3) создание современной инфраструктуры;
4) обновление содержания.
Национальный проект «Образование» включает 10 проектов. Но я остановлюсь на двух из них – «Современная школа» и «Успех каждого ребенка».
Проект «Успех каждого ребенка» ориентирован на разработку программ обучения по индивидуальным планам, с возможностью применения дистанционного обучение. Также он связан с профориентацией. В этом плане предлагается создать возможность получать дополнительное образование, посредством создания новых мест, центры поддержки талантливых детей. Таким образом, необходимо решить проблему: чтобы индивидуальные планы были реализованы, необходим комплексный подход, время, меньшая загруженность учителя, чтобы они не были формальными, а чтобы выйти на индивидуальную траекторию.
«Точка роста» – федеральный проект, нацеленный на предоставление образования в рамках цифрового и гуманитарного профиля, разработанный на базе региональной системы «Современная школа». Цель его создания – сокращение разрыва, наблюдаемого между школами, расположенными в городах и селах.
На базе нашей школы, БОУ СОШ №2 им. А.В.Суворова в ст.Динской, для детей открыли двери образовательные площадки «Точки роста» в сентябре 2019 года.
Основная задача открытия этого центра в школе: использование инфраструктуры во внеурочное время как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности участников образовательного процесса, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов.
В ходе занятий внеурочной деятельности по составленному расписанию учащиеся моего класса посетили с обзорной экскурсией кабинеты и кружки робототехники, шахмат, безопасности жизнедеятельности, IT-технологий, технологии дополненной реальности, 3D моделирования, управления квадрокоптером, радиотехники.
В ходе этих экскурсий каждый ребенок имел возможность вживую попробовать себя в качестве конструктора, спасателя, инженера, программиста.
Эмоции, полученные детьми, захватили и родителей, которые поддержали стремление ребят заниматься в этих кружках. Поддержка родителей основывается на осознании того, что школа является гарантом безопасности пребывания детей, обеспечивает технической и материальной базой тех, кто занимается в кружках, предоставляет квалифицированных специалистов, которые работают с их детьми.
Занимаясь в течение нескольких месяцев, группы учащихся имели возможность пройти путь от самых азов до первых значимых моделей, объектов… результатов. Учащиеся побывали на нескольких выставках: «Военная техника времен Великой Отечественной войны», проект «Реконструкция моей станицы», «День цифры», «Сети и облачные технологии»; приняли участие в конкурсах «Безопасное движение», «Чудо шашки», турнире «Белая ладья». Проявили свои навыки в соревновании по скоростной радиотелеграфии «CW master» и в создание школьной технолаборатории.
Таким образом, дети и родители увидели значимость практического применения полученных знаний и навыков. Такая возможность предоставляется ребятам и на уроках математики, окружающего мира, технологии, кубановедения, где их углубленные знания помогают получать более высокие отметки по учебным предметам, помогают развивать метапредметные связи, создают целостную картину мира, где человек может находиться в гармонии с природой, обществом и самим собой.
Проведенный в конце третьей четверти опрос детей и родителей, показал, что уровень удовлетворенности предоставляемых «Точкой роста» образовательных услуг довольно высок; учащиеся овладевают навыками создания безопасной среды, оказания первой помощи, моделирования. Родители приходят к пониманию, что виртуальное пространство может быть не только игровой площадкой, но замечательной образовательной средой.
Учащиеся моего класса, проживая в станице, имеют возможность заниматься на современных образовательных площадках наряду со школьниками больших городов и крупных мегаполисов. Школе это помогает решить проблему внеурочной занятости детей и обеспечить профессиональный рост педагогов, а также привлечь к сотрудничеству родителей, заинтересованных в успешности своих детей.
Я, как наставник моих детей, верю, что смогу вырастить из них увлеченных ребят, способных в будущем владеть инновационными технологиями и создавать проекты, вносить свой весомый вклад в технологический прогресс нашей страны.
На базе сельских школ заработало уже более 5000 образовательных организаций
Фото: Геннадий Черкасов
Центры «Точка роста» являются структурными подразделениями образовательных организаций, на базе которых они создаются. В образовательных центрах дети обучаются по предметным областям основных образовательных программ и программам дополнительного образования. Кроме того, «Точки роста» могут использоваться и как общественные пространства для проектной и творческой детельности школьников, учителей, родителей и жителей населенного пункта.
Срок реализации проекта составляет пять лет, уже сегодня по всей России для детей открылись 5 тысяч образовательных центров. В конечном итоге с помощью федерального проекта «Точка роста» в проектно-исследовательскую деятельность планируется вовлечь до 70% всех ребят из сельской местности.
Все образовательные центры оснащены новым высокотехнологичным оборудованием: 3D-принтерами, мощными компьютерами, квадракоптерами, очками виртуальной реальности, тренажерами-манекенами и т. п.. В результате каждое занятие превращается для ребят в увлекательное приключение. Благодаря новым образовательным технологиям у школьников развивается творческое, логическое и аналитическое мышление. А с помощью «умного» оборудования дети могут реализовывать свои инженерные и конструкторские идеи. Учителя, преподающие в организациях обеспечены единой системой научно-педагогического сопровождения. Для работы в центрах педагоги проходят повышение квалификации на базе детских технопарков «Кванториум».
На занятиях все дети не просто получают определенные компетенции по тому или иному направлению, а двигаются по собственной индивидуальной траектории в соответствии с личными предпочтениями. Новая модель образования повышает мотивацию ребят, учит их работать в команде и идти к своей цели до конца. Благодаря «Точкам роста» дети из удаленных уголков страны имеют возможность конкурировать со сверстниками из крупных городов на различных олимпиадах и конкурсах, а также при поступлении в вузы.
Глобальной целью проекта Минпросвещения является создание такой среды обучения, которая позволила бы России войти в десятку стран с лучшим образованием в мире. Именно поэтому большое внимание в центрах «Точка роста» уделяют программам, которые развивают у школьников цифровые навыки. Кроме того, качественно образование помогает школьникам развиваться в соответствии с требованиями современного общества к квалифицированным специалистам на рынке труда. Таким образом, за счет обучения детей в школах и центрах «Точка роста» государство сможет решать кадровые проблемы и обеспечивать регионы специалистами в области цифровых технологий.
Также Министерство просвещения РФ планирует создание многофункциональных комплексов, интегрирующих образовательные организации, физкультурную и досуговую инфраструктуру, в отдаленных сельских населенных пунктах.
«Точка Роста» как современный бренд развития сельской школы
«Точка Роста» как современный бренд развития сельской школы
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Реализации этих значимых задач и способствуют образовательные центры «Точка роста».
Квадрокоптеры, 3D-моделирование, компьютерная доска, трехмерная печать, виртуальная реальность, медицина, шахматы и робототехника. Это не кадры нового фантастического фильма. Это новый вектор развития сельских школ. С появлением центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» сельские школы стали драйвером технологического образования и современным брендом их развития.
М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» с. Мариинск, городского округа Ревда является одной из 11 школ округа, в которой создан центра цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».
Как же сделать так, чтоб ученик на уроке, а затем и во внеурочной деятельности захотел проводить время в школе?
Другой сложностью нашей деятельности являются кадры, которые не готовы по разным причинам работать по новым программам, использовать проектные формы работы….
Возникает вопрос: центр «Точка роста» в сельской школе – это проблема или новые возможности?
«Точка роста» – это общественное пространство для развития цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой и социальной самореализации детей и педагогов. Изучая современные технологии, наши учащиеся развивают свои таланты, воплощают свои самые смелые фантазии и замыслы.
В первой половине дня в центре проходят уроки по технологии, информатике и ОБЖ. А после занятий класс превращается в настоящий коворкинг-центр с игрой в шахматы и медиазоной, где главным фактором деятельности детей выступает мотивация.
В Центре реализуются 10 программ дополнительного образования: «Виртуальная реальность», «Робототехника», «3-d моделирование», «Школа беспилотников», «Шахматы», « Островок безопасности», «БиоЦифра», «Юный исследователь», которые охватывают 100% обучающихся нашей школы. Параллельно педагогом- организатором ведется работа по реализации социально-культурных мероприятий для обучающихся и жителей нашего села.
В условиях реальности XXI века успешное развитие общества в целом и образования в частности невозможно представить без высококлассных профессионалов своего дела. Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональными и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, компетенциями. К такому учителю тянутся ребята, школа становится интересной, обучение – насыщенным, знания – качественными.
В условиях сельской школы каждый педагог полифункционален. Это и учитель- предметник, ведущий несколько учебных предметов, и классный руководитель. и педагог дополнительного образования. Это одна из проблем сельской и не только сельской школы: не каждый учитель может выдержать этот колоссальный объем работы. И вправе ли мы так относиться к учителю?
В условиях дня сегодняшнего пора решить проблему освобождённых классных руководителей (классных воспитателей), которые бы имели соответствующую подготовку для организации, в том числе, и дополнительного образования. Тогда каждый будет заниматься своим делом. Учитель – постоянно совершенствоваться и качественно развивать, обучать и воспитывать детей на основе содержания своей предметной области, организовывать разнообразную внеурочную деятельность по предмету, что способствует закреплению знаний и компетенций, полученных на уроке; классный воспитатель – вести системную воспитательную работу, формировать детские коллективы, активно работать в дополнительном образовании.
Русская поговорка гласит «Один в поле не воин!», в условиях нашего современного центра имеются все условия для развития сотрудничества и творчества детей и взрослых, осуществляется взаимосвязь основного и дополнительного образования, которая создает условия для непрерывности развития личности учащихся на всех ступенях образовательного процесса.
Роль учителя, работающего в центре меняется: учитель создает условия для самостоятельного открытия обучающимися новых знаний.
Проектный урок превращается в этап жизненного цикла с обязательным поиском информации, исследованием и представлением конечного продукта.
Прошло немногим больше года с открытия «Точки роста». У педагогического коллектива впереди много работы и много открытий. Но о первых результатах можно судить уже сейчас – ребята демонстрируют свои успехи.
Например, в 2020 году с проектом Арт-шахматы «Игра времени» учащиеся 8 класса стали участниками Всероссийск ого конкурс а проектов Кружкового движения Ruk a mi ;
В о бластн ой онлайн-олимпиад е технических дисциплин «Юный техник»-2020- 7 обучающихся стали обладателями дипломов победителей;
В этом учебном году педагоги активно делились опытом с коллегами школ города. Были проведены открытые уроки и семинары, мы приняли участие в конкурсах педагогического мастерства. По итогам последнего семинара для заместителей директоров по воспитательной работе «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития младших школьников» поступила заявка от педагогического сообщества в обучении педагогов игре в шахматы. В следующем учебном году мы запланировали реализацию проекта для педагогов школ города «Шахматная педагогическая мастерская».
Запоминающимися стали общешкольные мероприятия. В День науки каждый ребенок погрузился в мир открытий с опытами и экспериментами, исследованиями и серьезным разговором на круглом столе по профориентации.
Весь апрель в школе шел под эгидой Дня космонавтики: всероссийские олимпиады, работа по проектированию моделей космического корабля, конкурсы рисунков «Космическая одиссея» и в завершение всероссийская практическая работа «Космолаб-2021», которая объединила детей на уроке физики из разных школ на базе нашего центра в рамках сетевого взаимодействия.
В работе объединений дополнительного образования задействовано большое количество детей группы риска, которые могли бы пополнить «армию» безнадзорных и праздно шатающихся, «утонувших» в виртуальном мире. Вместо этого дети увлечены конструированием, созданием различных проектов, командной работой, общением друг с другом. И педагоги, и родители всячески поддерживают эти устремления ребят, надеемся на то, что их заинтересованность внеурочной деятельностью не пройдёт, а может стать базой для будущей профессии, хобби, увлечения на долгие годы.
Огромную методическую помощь в работе центра оказывает структурное подразделение Дворца молодёжи – Центр инновационного и гуманитарного образования.
Для педагогов по предметам «Информатика», ОБЖ и предметной области «Технология» в течении года проводятся образовательные программы, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнёрства. Актуальные задачи центра – создание педагогического сообщества «Точка роста», координация программ, методическая и техническая поддержка, организация цифрового взаимодействия. Всё это позволяет создать новую среду для развития экосистемы образования на уровне сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями области, а главное, вооружает наших педагогов знаниями и умениями в работе с новейшим инструментарием нашего Центра.
Возвращаюсь к вопросу: центр «Точка Роста» в сельской школе – это проблема или новые возможности? Безусловно, с оздание Центра «Точка роста» в нашем селе – большой шаг вперёд, шаг в будущее, это бренд современного образования. Можно с уверенностью сказать, что за время работы инновационной площадки жизнь наших школьников существенно изменилась. У них появилась возможность постигать азы наук и осваивать новые технологии, используя современное оборудование. Центр стал для детей любимым местом в школе.
Для каждого ребенка есть ориентир – найти «свою точку роста» и развиваться в том направлении, которое ему интересно, воплощать свои самые смелые мечты.
Передовые технологии в сельских школах: как работают центры образования «Точка роста»
Центры «Точка роста» откроют на базе всех сельских школ Московской области до 2025 года
Первые центры образования цифрового и гуманитарного профилей открылись в сельских школах Московской области в сентябре 2019 года. На сегодняшний день они работают на базе 243 образовательных учреждений. О том, какие знания и навыки получают в этих центрах подмосковные школьники и каковы дальнейшие перспективы развития проекта, читайте в материале портала mosreg.ru.
Проект «Точка роста»
Еще 123 образовательных центра «Точка роста» открылись в Подмосковье
Открытие центров «Точка роста» проходит в рамках реализации федеральной программы «Современная школа» национального проекта «Образование». Цель их создания — предоставить возможность всем детям школьного возраста вне зависимости от их места жительства бесплатно обучаться с использованием передовых технологий. Записаться в кружок или секцию, работающую на базе центра, может любой учащийся сельской школы.
Оснащение центров
При организации центров соблюдают определенные стандарты: они должны располагаться в двух помещениях — для занятий по предметам и проектной деятельности — площадью не менее 40 квадратных метров каждое. Зону для проектной деятельности оборудуют по принципу коворкинга, где есть шахматная гостиная и медиазона. Для проведения занятий центры обеспечены современным оборудованием, в том числе 3D-принтерами, шлемами виртуальной реальности, квадрокоптерами, компьютерами и ноутбуками, фотовидеотехникой, необходимыми расходными материалами. Центры «Точка роста» обустроены таким образом, чтобы в них было комфортно заниматься ученикам начальной школы, среднего и старшего уровней образования, а помещение могло использоваться как в учебное, так и во внеурочное время.
Обучение и внеурочные занятия
Три центра «Точка роста» открылись в Талдомском округе
Источник: ©, пресс-служба администрации Талдомского городского округа
Благодаря современным цифровым лабораториям, оборудованным на базе центров, воспитанники сельских школ имеют возможность углубленно изучать химию, физику, биологию, получать новейшие знания по таким предметам, как «Технология», «Информатика», «ОБЖ», а после уроков посещать дополнительные занятия и кружки. Например, изучать робототехнику, обучаться программированию и VR-технологиям.
Один из первых центров «Точка роста» был открыт в Евсеевской СОШ городского округа Павловский Посад. На базе центра работают семь кружков дополнительного образования: «Робо», «Хайтек», «Аэро», «Современные информационные технологии», «Хэнд мейд» «Шахматная азбука» и «Юный спасатель».
В сентябре 2019 года центр «Точка роста» также заработал на базе Средней общеобразовательной школы № 18 в городском округе Балашиха. Ее воспитанники получают полезные знания и навыки во время занятий в кружках «Лего-студия», «Цифровые компетенции», «Стоп-кадр!» «Студия видеомонтажа», «Технологии дизайна среды», «Увлекательные шахматы», «Небесная механика», «Занимательное программирование в среде Scratch» и других.
В Ульяновской СОШ городского округа Красногорск в 2021-2022 учебном году работает 12 объединений дополнительного образования, среди них: «3D-моделирование», «Современные нанотехнологии», «Школа социальных проектов», «Видео-креатив», «Сувенирная мастерская». У воспитанников Ульяновской СОШ пользуются популярностью не только эти занятия, но и тренировки по шахматам: в шахматной гостиной регулярно проходят турниры, в том числе между учениками нескольких школ округа.
«Точка роста» — в каждой сельской школе региона
По информации пресс-службы Министерства образования Московской области, до конца 2024 года планируют открыть еще свыше 500 «Точек роста». Таким образом, во всех сельских школах Подмосковья появятся центры образования цифрового и гуманитарного профилей.