Для чего тренеру знания по психологии
Тренер должен быть психологом! Руководство для тренеров
Книга о том, что должен знать тренер из области психологии спорта и достижений, чтобы быть успешным и воспитать чемпиона.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тренер должен быть психологом! Руководство для тренеров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
О тренерах и тренировках
Я много лет занимаюсь спортивной психологией.
Накопленный опыт заставляет меня анализировать и рождает новые вопросы
Одним из таких вопросов, на которые мне хотелось бы получить ответ, является вопрос об отношении тренеров к спортивной психологии и психологии вообще.
Первый раз ответ на этот вопрос я получила от футбольного тренера Анатолия Байдачного, тренировавшего футбольный луб «Ростов» в 2002 году.
И ответ этот звучал так: «Тренер — лучший психолог!»
Тренер Байдачный, правда, не рассказал мне на каких курсах и в каких вузах он изучал основы психологии, сколько лет провел за превращением теоретических знаний в психологическую интуицию.
Тем не менее с того момента на мой взгляд мало что изменилось.
Ко мне на консультацию приходят взрослые спортсмены и родители с юными спортсменами, но ни разу не постучался тренер.
За одним исключением. И о нем я расскажу особо.
Такое впечатление, что тренеры либо не знают о том, что любой человек — это ПСИХОЛОГИЯ прежде всего, либо тренеры вслед за Байдачным считают, что необходимое знание психологии обучения, возрастной психологии, психологии мотивации и ментальности победителя дано им априори от рождения.
На самом деле я наблюдаю вот что.
Тренер все время что-то говорит, кричит, ругает спортсмена или хвалит его, но общими фразами типа «молодец», не объясняя за что молодец и как это повторить в следующий раз и всегда стабильно повторять.
Но это бесполезно, когда дело касается двигательных навыков.
У младших потому, что они все поголовно кинестетики.
А у старших потому, что динамический стереотип движения (пусть и неправильного) уже закреплен в теле. И, что важнее, в мозге.
Тут только один способ сработает: через действие. Ученик должен выполнять действие в синхрон с учителем, если это младшие группы. А если старшие, то помимо этого можно попросить его мысленно выполнять правильное движение многократно.
Пока мозг не организует надежные связи для выполнения верного движения правильное движение не сформируется. Я имею в виду стабильный результат вплоть до автоматизма.
Это происходит как бы само — человек даже не замечает, что стал выполнять движение иначе.
А все эти попытки изменить качество движения, используя чисто вербальные методы, однозначно обречены на неудачу.
Мы много чего знаем, как правильно делать, а делаем как привыкли.
Существует множество психологических игр, техник и других приемов для развития у воспитанников необходимых данному виду спорта ментальных качеств — таких, как скорость принятия решения, концентрация внимания, распределение внимания, мышечные реакции, умение оценивать ситуацию..
Используя их в младших группах тренер делает занятия интересными для юных спортсменов, одновременно развивая необходимые спортсмену качества и сплачивая коллектив.
Взрослые тоже быстрее обучаются через игру, чем когда усилием воли многократно повторяют одно и то же мышечное движение или технический прием.
И наконец — о тренере, который единственный за 17 лет моей практики в спортивной психологии проявил инициативу, нашел психолога и не посчитал для себя зазорным сесть рядом со своими воспитанниками в группе, где я по его же приглашению проводила семинары для его воспитанников.
Во время семинаров он вел себя как все остальные его воспитанники: внимательно слушал, задавал вопросы, выполнял задания наравне со своими спортсменами, конспектировал материал.
Прошло уже 10 лет и я могу теперь констатировать, какой капитал принесло ему такое отношение к делу.
Он стал тренером сборной России по его виду спорта, а его ученики постоянно привозят медали самого высокого достоинства с различных международных соревнований. Вот уже 10 лет его ученики в ряду победителей.
А один из них, выступив на двух Олимпиадах — в Лондоне и в Рио — дважды занимал ступеньку на пьедестале почета, выиграв бронзу и серебро Олимпиады.
И поймите меня правильно: в последнем примере я рассказала вам не о себе и не сделала рекламный ход.
Я показала вам как ведут себя люди с психологией победителя в отличие от тех, кто победителем так никогда не становится.
А вы уж сами делайте выводы.
О качестве психологического сопровождения работы тренера
Начну издалека и поведаю вам свою личную историю.
Я уже писала, что имею базовое психологическое образование, но после окончания ВУЗа я работала в системе народного образования.
В 2001 году ряд событий, случившихся в моей жизни, привел меня на тренировку футбольного клуба «Ростов».
Понаблюдав за тем, как проходят тренировки, я все чаще и чаще приходила к мысли о необходимости психологического сопровождения работы тренера.
И я пошла к руководству клуба с предложением взять на себя эту заботу.
Я была готова работать даже на общественных началах — мне было важно проверить свои гипотезы относительно психологического сопровождения и относительно того, что может сделать психолог полезного для команды, тренера и каждого игрока в отдельности.
Однако в это время в клубе был психолог. Это была молодая девица. Я не знаю, откуда она пришла. Но зато знаю, что ушла, не проработав в клубе и половины сезона.
Потом пришел другой психолог. Про него я уже знала больше. Это был выпускник того же психологического факультета университета, окончивший курс годом раньше меня и уже заработавший себе звание и должность доцента. но и он проработал недолго. Сезона полтора.
Потом пришел московский гость, являющийся основателем и основным сотрудником организованного им же самим института в Москве…
И тоже надолго не задержался..
Последний опыт клуба — это приглашение психологов из одной ростовской частного консультативного центра. Тоже кандидатов наук и доцентов вузов. Одна печалька: на своем основном месте работы они занимаются семейным консультированием, работой с зависимостями и трудными подростками.
Зачем я это все рассказала? А вот зачем.
Я как-то недавно спросила у своего знакомого тренера почему тренеры не любят работать с психологами. И он ответил вот что: «Обычно психолога навязывает руководитель и часто опыт отрицательный. Поэтому тренеры с опаской относятся к психологам»
Неудачный опыт, повторенный многократно, конечно, не внушает доверия к работе психолога.
Проблема только в том, что нулевой уровень понимания того, что может психолог, чем он может помочь, как определить его квалификацию и степень профессионализма, приводит вот к таким плачевным результатам.
Психологов много. Как и тренеров и спортсменов.
А вот тренеров топ-уровня немного. Их все знают по именам. То же самое происходит и в психологическом сообществе.
И нужно знать, кого и зачем ты принимаешь в клуб на должность психолога. Какие цели ты перед ним будешь ставить и окажется ли он в состоянии не обмануть твои ожидания.
Как я уже писала, психология — это такая большая область знания, что ни один специалист не в состоянии знать все на одинаково высоком уровне. Надо искать того, кто знает именно то, в чем нуждаетесь именно вы.
На самом деле существует ЧЕТЫРЕ уровня развития компетентности.
Первый уровень называется неосознаваемая некомпетентность. Он означает, что есть какое-то знание, о котором вы даже не подозреваете. То есть вы даже не знаете, что вы этого не знаете.
Вы бьетесь головой об стену, но не можете ее пробить до тех пор, пока не поймете, что надо искать какие-то дополнительные ресурсы для преодоления этой преграды. И вы начинаете искать новое знание, которое поможет вам выйти из тупика.
И вот вы уже перешли на второй уровень — уровень осознаваемой некомпетентности.
Вы осознали, что есть знание, которое вам необходимо, но вы его еще не усвоили.
Вы находите источники этого знания и начинаете работать над его получением.
В какой-то момент вы понимаете, что уже можете использовать его в своей деятельности, что вы, не заметили как, но уже вышли из тупика.
Но вот незадача! Чтобы пользоваться этим знанием, вам нужна некая опора, будь это подсказка, шпаргалка, ободряющий взгляд вашего учителя или что-то иное, показывающее вам, что вы используете новое знание правильно.
Это вы оказались на третьем уровне — уровне осознаваемой компетентности.
Вам необходимо осознавать то, что вы делаете, постоянно следить за тем, чтобы сделано было правильно. Вы еще не Мастер, но уже можете использовать это знание в своих целях.
Как правило, на этом уровне остается большинство специалистов.
Но есть еще один уровень — уровень Мастеров. Он называется «уровень неосознаваемой компетентности»
Вам не нужно думать, как ЭТО сделать, все выходит у вас как бы само. Вы можете манипулировать полученным знанием или навыком в ЛЮБОМ направлении: сверху вниз, слева — направо и как угодно еще.
Когда смотришь на работу Мастера, все кажется необыкновенно легким и красивым.
Создается впечатление, что это так легко, что и ты сам сейчас — раз! — и сделаешь так же
Однако за этой легкостью лежит огромный труд.
Так вот к чему я призываю: давайте вместе преодолевать этот подъем в гору.
Ведь даже для того, чтобы нанять на работу в клуб знающего психолога, надо уже самому в достаточной мере разбираться в психологии.
Что тренер может решить в союзе со спортивным психологом
В спорте, как и в жизни, практически любая возникающая проблема связана с психологией человека — обучающего и обучаемого.
Поэтому работа тренера в союзе с серьезным профессионалом-психологом очень плодотворна.
Что нужно знать тренеру, чтобы успешно работать
Если тренер хочет повысить свое мастерство в воспитании будущих чемпионов, он сам должен быть чемпионом. Я не имею в виду чисто спортивное значение этого слова.
Тренеру не обязательно быть обладателем самых высоких спортивных регалий, но он в обязательном порядке должен иметь чемпионский характер!
А это означает, что он не останавливается перед трудностями, штурмует вершину за вершиной в деле овладения вершинами мастерства в своей профессии.
Ведь профессия спортсмена (даже в любительском спорте) и профессия тренера — две большие разницы.
Два этих вида человеческой деятельности предполагают наличие в значительной части различающихся знаний, умений и навыков.
А потому психология — важный фактор повышения тренерского мастерства.
На этой интеллектуальной карте схематически отмечены те области психологического знания, которые обязательны для изучения любым специалистом, работающим в сфере обучения и воспитания.
Это — обязательный минимум.
Когда я читаю материалы сайтов, посвященных проблемам обучения и воспитания, я отмечаю для себя, что все вопросы, которые задают читатели в комментариях, так или иначе связаны с незнанием психологии в ее самом широком смысле.
И тут житейский опыт вряд ли окажется достаточным.
Ни один опыт не подскажет тренеру, что разные люди имеют различные основные каналы восприятия информации.
И если одному воспитаннику, чтобы он понял, надо ПОКАЗАТЬ (визуалы), то другому — ОБЪЯСНИТЬ (аудиалы), а третьему — ДАТЬ МЫШЕЧНЫЕ И ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (кинестетики)…
Большинство тренеров и педагогов не подозревают, что зачастую, называя воспитанника бездарью, они показывают собственную некомпетентность, объясняя неуспешность обучения плохой обучаемостью воспитанника, в то время, как истинная причина лежит в собственной недостаточной компетентности педагога..
Таких примеров можно привести очень много. Но вернемся к чемпионскому характеру педагога. На самом деле только УСПЕШНЫЙ человек может сделать своего воспитанника успешным, ведь дети учатся посредством подражания старшему.
А чему научит вечно недовольный, ворчащий или ноющий педагог?
Только тому, что умеет делать сам…
Ведь если у вас в кармане нет трехрублевой ассигнации, то вы не можете дать ее тому, кто ее у вас попросит.
Еще более это справедливо в вопросах формирования успешности и лидерских качеств личности.
Вчера — спортсмен, сегодня — тренер
Очень часто, когда хорошо выступавший и показывающий значительные результаты в своей спортивной карьере спортсмен переходит на тренерскую работу (а это случается практически с каждым спортсменом, достигшим определенных результатов в спорте), он сталкивается с тем, что понимает, что все его спортивные достижения не являются основным и достаточным условием его успешной тренерской работы.
Зачем футбольному тренеру знание психологии?
Все начинается с начала, а не с конца или середины.
И когда мы говорим о выступлении нашей сборной, о качестве нашего футбола, о системе, которой, по мнению большинства экспертов, в нашем футболе не наблюдается, мы говорим о финальной части цепочки, забывая, что все начинается с детства.
И говорить о том, как развивается футбол а в нашей стране, надо, начиная с системы подготовки юных футболистов в секциях и Академиях, о качестве подготовки и уровне готовности работы с детьми наших футбольных тренеров, о том, насколько грамотно или безграмотно эта система существует, и что именно в ней надо менять.
Моя же забота, как психолога, говорить об уровне психологической подготовки футбольных тренеров к работе с детьми разных возрастных групп.
В возрастной и педагогической психологии хорошо известен тот факт, что в процессе своего развития ребенок проходит определенные этапы, которые в значительной степени отличаются друг от друга по возможностям, способностям и интересам ребенка. Психологи Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский подробно изучали этот вопрос и пришли к выводу, что в процессе своего развития ребенок проходит ряд этапов, которые “соединены” между собой определенными кризисами. Так, ученые выделяют “кризис 3-х лет”, “кризис 7-ми лет”, “подростковый кризис”. Это связано с динамикой развития определенных зон мозга, которые по мере своего созревания расширяют возможности ребенка и зону его интересов. В целом только к 7 годам мозг ребенка становится идентичен мозгу взрослого человека по своему строению. Но еще далеко не по функциям. Развитие функций продолжается вплоть до наступления юности. В связи с этим ученые психологи выделяют возрастные периоды развития ребенка и дают определение ЗБР – зоны ближайшего развития. А также вводят понятие сенситивного периода для каждого возраста. Все эти три научных понятия крайне важны для планирования тренировок теми тренерами, которые занимаются с детьми разных возрастов. В формате одной статьи невозможно подробно познакомить тренеров со всей необходимой им информацией по этому вопросу. Поэтому изучение этого вопроса мы разобьем на целый ряд материалов. Главное, что сегодня важно запомнить: упражнения и форму проведения занятий с детьми надо выбирать, руководствуясь своими знаниями об особенностях данного возрастного периода и сенситивности детей в данном возрастном периоде к определенному виду деятельности. Ведь сенситивный период очень важен, ибо только внутри этого периода у ребенка имеется чувствительность к тому или иному виду деятельности. Если ребенок не усваивает данный вид деятельности в отведенный природой сенситивной период, то способность к усвоению именно этого вида деятельности если не утрачивается совсем, то значительно сокращается. Естественный пример привела сама жизнь, когда в послереволюционные годы перед педагогами была поставлена задача ликвидировать безграмотность в стране. Эта задача не была выполнена по той причине, что взрослые показали свою полную неспособность обучиться письму и грамоте, то есть сделать то, что ребенок в возрасте 5-7 лет делает за полтора-два года.
Что надо знать тренеру, работающему с детьми 4-7 лет.
Давайте вернемся к нашей таблице возрастной периодизации Д.Б. Эльконина и продолжим рассмотрение важнейших факторов развития юного футболиста с учетом его возрастных психолого-физиологических особенностей. Я напомню, что основные понятия, которыми мы будем пользоваться при рассмотрении особенностей работы тренера с различными возрастными группами юных спортсменов, мы рассмотрели в предыдущей статье на эту тему https://footballstudy.ru/event/10288 Сегодня мы поговорим о самом раннем возрасте, в котором детей приводят в секции по футболу. Это дети в возрасте 4-7 лет. Первое, что надо знать об особенностях этих детей – это то, что в этом возрасте мозг ребенка продолжает формироваться, ибо новорожденный ребенок имеет значительно отличающуюся от взрослого структуру мозга. И только по мере развития мозговых структур у ребенка появляется возможность выполнять те или иные функции. Мозг четырехлетнего малыша в значительной степени отличается по своим возможностям от мозга семилетнего. И только к семи годам мозг ребенка по своей структуре становится похожим на мозг взрослого. Вместе с развитием мозга изменяется и ведущая деятельность, то есть тот вид деятельности, который в данном возрастном интервале, в значительной степени способствует развитию личности и способностей ребенка. Итак, в возрасте 4-7 лет ведущая деятельность, в процессе которой ребенок в максимальной степени осваивает новые навыки и получает основные знания, – это игра. Но характер игры с каждым прожитым ребенком годом изменяется от простого манипулирования с предметами в 4 года – к сложной ролевой игре в 7 лет. И это следует учитывать тренеру в процессе подготовки и организации занятий с детьми различного возраста этой возрастной группы. Так, с четырехлетками задания должны быть больше манипулятивного характера, например, кто дольше удержит мяч и не потеряет его, кто дальше отдаст пас. и т.п. Но уже здесь и дальше все задания должны содержать элемент соревновательности, от года к году должна увеличивать степень конкурентности в выполнении заданий. Старшие ребята – семилетки – уже способны выполнят ролевые задания, но характер игры в тренировке надо сохранять. И не забывайте хвалить КАЖДОГО ребенка! Ведь дети развиваются неравномерно, и тот, кто отставал вчера, может вырваться вперед сегодня или завтра. Но только при одном условии: если умный тренер не отобьет у ребенка желание заниматься футболом своими постоянными придирками. УЧИТЬ и придираться, критиковать – далеко не одно и то же, дорогие друзья! Особенно, когда это касается детей раннего возраста и дошкольников
Следующая возрастная категория юных спортсменов – младшие школьники (7-10 лет)
Мы с вами мелкими шагами, пропуская много важных деталей, к которым обязательно вернемся в дальнейшем, проходим путь юного футболиста от 4 до 14 лет и его тренера. Сегодня у нас дети в возрасте 7-10 лет – младшие школьники. Этот возрастной этап развития футболиста тоже имеет целый ряд характерных особенностей, о которых обязаны знать учителя начальной школы и тренеры, работающие с детьми этой возрастной категории. Итак, мы с вами помним, что структура мозга в детстве и раннем детстве значительно отличается от структуры мозга взрослого человека, потому и требовать от маленького человека выполнения тех функций, которые выполняют взрослые спортсмены, неоправданно и демонстрирует лишь психологическую некомпетентность тренера. К семи годам мозг ребенка приобретает структуру, сходную со структурой мозга взрослого человека, но это не означает, что семилетний ребенок способен мыслить как взрослый. В этом возрасте начинается развитие так называемых ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ мозга: памяти, внимания, мышления, воображения. Каждый учитель начальной школы знает (или должен знать), что семилетки неспособны одинаково продуктивно работать в течение всех 45 минут урока. Внимание ребенка этого возраста крайне подвижно и ребенок не может фиксировать внимание на одном виде деятельности более 10-15 минут. После этого интервала происходит флуктуация внимания, то есть непроизвольный сплыв внимания на что-то более яркое, громкое, интересное. Произвольность управления вниманием только начинает формироваться. Поэтому тренеру, работающему с семилетками необходимо часто менять не только задания, но и виды деятельности тренирующихся у него в команде ребят. К 10 годам формирование произвольности внимания в значительной степени завершено, но происходят другие важные процессы в психике юного спортсмена – формируется мышление или, точнее сказать, мыслительные функции: анализ, синтез, сравнение, обобщение… Только в этом возрасте можно начинать понемножку осваивать теорию футбола. Ведущая деятельность младших школьников – учение. Но переход к ней от игры происходит не скачкообразно, а постепенно. Поэтому, если с семилетками тренировка продолжает больше напоминать игру, чем обучение, то к 10 годам тренер уже может давать начатки обучения теории и тактике футбола, давать на тренировке задания на развитие футбольного мышления и решение футбольных задач.
Тренер подростковой футбольной команды.
Очень кратко мы обсудили с вами особенности работы тренера в детской команде и команде младших школьников
Сегодня мы поговорим о команде подростков.
Какие возрастные психологические особенности характерны для подросткового возраста?
Какие личностные черты и функции мозга развиваются на этом возрастном этапе? И что надо знать тренеру при подготовке и планировании тренировочных занятий с подростками?
И тут очень важно рассмотреть еще один характерный именно для этого возраста вопрос: как общаться с подростками?
Итак подростки – это дети 10-14 лет. Раньше этот возрастной период начинался с 12 и заканчивался к 16 годам.
Но акселерация ускорила процес созревания подрастающего человека и все границы возрастных периодов сдвинулись.
Характерной особенностью этого возрастного периода являются две вещи: автономизация личности (психологическая потребность отделиться в отдельную от родителей и других взрослых личность) и социализация – потребность быть принятым в своем возрастном коллективе (так называемой “референтной группе”) Это обязательно нужно учитывать тренеру.
Тренер при постановке задач перед воспитанниками, их мотивации перед игрой может уже использовать “взрослые” формулировки, то есть говорить на взрослом языке. Но, и в этом главное отличие от работы со взрослыми футболистами, не забывая о тех сложных процессах созревания и осознания себя отдельной личностью, тренер должен целенаправленно отмечать все положительные черты и достижения каждого юного футболиста. В этом возрасте такой подход важен как никогда раньше.
Дело в том, что подросток только начинает понимать себя и видит он себя глазами того человека, который является для него наиболее важным.
Иногда родители приходят к психологу с рассказами о том, что ребенок больше реагирует на оценки и рекомендации тренера, чем на их родительское мнение. Задача тренера, работающего с ребятами этой возрастной группы, не только научить играть в футбол, но и сформировать в каждом из воспитанников характер победителя. А для этого нужно в каждом подростке видеть победителя еще тогда, когда этот победитель только формируется.
Важно показать ребенку его сильные стороны и апеллировать к ним при каждой временной неудаче.
Важно следить, чтобы психологический климат в команде был доброжелательным и уважительным не только к самым успешным ребятам, но ко всем ребятам в равной степени.
И тогда, уважаемый тренер, вы вырастите не просто людей, умеющих управлять мячом на футбольном поле, но настоящих спортсменов, будущих чемпионов!
«Тренировать — не значит дрессировать»: зачем тренеру изучать спортивную психологию
И что такое на самом деле спортивная злость.
Разбираемся вместе со спортивным психологом Викторией Борзенковой.
Виктория Борзенкова — мастер спорта международного класса по фигурному катанию и научный сотрудник лаборатории спортивной психологии Московского института психоанализа, работающей под руководством К. А. Бочавера. Виктория помогает разным спортсменам: от теннисистов до представителей киберспорта, ведёт блог о спортивной психологии и преподаёт на курсе «Психология спортивных побед».
Редакция Skillbox Media
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
Кто такой спортивный психолог и чем он занимается?
Это специалист, который помогает спортсмену осознанно воспроизводить и переносить в соревнования результат, полученный на тренировке. Особенно это важно в видах спорта со сложнокоординационными элементами — в фигурном катании, художественной гимнастике.
Осознанно воспроизводить результат? Что это значит?
Часто на первых занятиях со спортсменом, когда он показывает какой-то элемент, я спрашиваю: «Что ты сейчас сделал хорошо? Что получилось?» Он отвечает: «Не знаю». И когда я пытаюсь выяснить, о чём он думал, оказывается, что тело автономно выполняло действие, а голова была занята чем-то другим. Скорее всего, он не повторит элемент так же хорошо.
Осознанное воспроизведение результата — это когда спортсмен понимает, что и как он делает, и благодаря этому может повторить элемент на соревнованиях.
Хорошо. А чем ещё полезна спортивная психология?
Она учит правильно мотивировать. Часто тренеры думают, что чем громче кричишь, тем быстрее спортсмен побежит. Это действительно может сработать, но такой результат будет неосознанным и единоразовым, потому что основан на страхе. А психика спортсмена не полигон для испытаний и экспериментов. Спортивная психология научит искать к спортсмену подход и понимать, что его действительно вдохновит на победу. Ну и, конечно, знание азов спортивной психологии уменьшит у спортсмена стресс и волнение перед соревнованиями.
Но зачем тренеру изучать спортивную психологию, если существуют специалисты?
Во-первых, спортивный психолог есть не во всех спортивных клубах и секциях. Например, если вы работаете в любительской или детской спортивной секции, вряд ли у вас в команде есть психолог.
Во-вторых, многие тренеры ревниво относятся к тому, чтобы с их спортсменами работал кто-то кроме них. Им кажется, что сейчас придёт психолог, сломает всю систему, подорвёт их авторитет. Надо сказать, что это не так. Психолог — помощник, а не конкурент. Но это тема для другого разговора. Самое главное, что стоит понять тренеру: спортивная психология — это дополнительный инструмент достижения цели спортсменом и тренером. Если вы, тренер, не хотите пускать в команду другого специалиста, то попробуйте сами изучить основы психологии, и увидите, насколько легче вам станет работать, а вашему спортсмену — показывать классные результаты.
А чем спортивная психология отличается от обычной?
Однажды ко мне обратилась мама девочки, которая занимается гимнастикой. Она рассказала, что специально искала спортивного психолога, потому что понимала: обычный психолог поможет завершить карьеру, а их задача — идти дальше.
Обычный психолог помогает человеку жить в гармонии с собой, спортивный психолог помогает расширять психологический диапазон. Спорт — это не про гармонию, а про постоянное преодоление себя, терпение боли ради того, чтобы продвинуться чуть-чуть дальше.
Точно так же и в спортивной медицине. У меня в 16 лет нашли блокаду сердца и, наверное, обычный врач посоветовал бы завязать со спортом. А спортивный — помог найти ресурсы, чтобы с этим недугом продолжить карьеру.