Для чего церковные свечи
Зачем нужна церковная свеча?
В храме есть огромная люстра (паникадило), небольшие светильники, лампадки, а на Рождество даже гирлянды. Зачем тогда свечи? Разбираемся в Слайдах, как свечи помогают гореть лампочкам и газу на приходской кухне.
Что такое церковная свеча?
Светильник из воска или парафина с фитилем. Функционально она не отличается от обычной свечи. Но церковные свечи освящают и продают для использования в храме или дома во время молитвы.
Есть ли символическое значение у свечи?
Да. Это напоминает о том, что Христос — Свет миру (Ин 8:12). Также это видимый символ молитвы человека перед Богом.
Сколько свечей нужно поставить на службе?
Сколько хочется. Можно вообще их не ставить — все дело в желании и возможности. Свечи ставят с молитвой о здравии — на любой подсвечник и об упокоении — на канон (канун), небольшой прямоугольный стол с крестом.
Как правильно зажигать свечу?
Лучше зажигать свечу от другой свечи. От лампады не стоит — воск капает в масло, да и погасить легко. Но если вариантов нет, то можно и от нее. Если вообще ничего не горит (такое бывает между службами), просто оставьте свечу в подсвечнике — во время богослужения ее обязательно зажгут.
Когда лучше ставить свечи?
Перед началом службы или в конце, чтобы не мешать остальным прихожанам и сосредоточиться на молитве. Также можно ставить и зажигать свечи в перерывах между службами.
Зачем свечи, если есть лампочки?
Свечи — это не столько источник света в храме (хотя бывает и так), сколько жертва Богу, которую приносит человек. Покупая свечи в храме, верующие люди поддерживают приход: храму, как и всем остальным, нужно платить по счетам за свет, воду, газ, отопление и так далее. Уже не говоря о том, что священнослужители и клир тоже должны на что-то жить.
Можно купить свечу в магазине, а поставить в храме?
Покупать свечу в другом месте (скорее всего, из-за выгоды) не стоит — смысл в том, чтобы покупкой помочь конкретному храму. Кроме того, некачественные свечи могут сильно коптить в храме.
Для чего нужны свечи в храме
Сегодня уже невозможно представить православный храм без свечей. Они стали прообразом жертвы, которую верующий народ приносит Богу. Христианину полагается знать, в чём заключается её смысл и как правильно ставить.
Когда возникла традиция
Ещё в Ветхом Завете Господь повелевает Моисею сделать светильник из золота с семью лампадами «Менора». Впоследствии священники совершали богослужения при горящих свечах. Пророк Давид называет Бога светильником, который ведёт человека к вечной жизни.
Светильники применяли святые апостолы и первые христиане, которым приходилось прятаться для совершения молитвы и Евхаристии. В Россию обычай зажигать свечи в храмах пришёл из Греции, откуда святой князь Владимир принял православную веру.
Символика церковной свечи
Для первых христиан светильники олицетворяли свет Христовой веры, и давали возможность осветить место нахождения. В век электричества свеча стала святыней, которая обладает духовно-символическим значением.
Церковная свеча воплощает в себе:
На богослужении свечи означают самого Христа, Его проповедь. Земной свет является прообразом Света Небесного. Свечи используют во многих Таинствах: крещение, венчание, соборование. На глубинном уровне она представляет собой и самого верующего человека, который горит Христом и для ближних является своеобразным светильником.
Как правильно ставить
В Русской православной церкви для сохранения порядка и благочестия существуют определённые правила установки свечей. Подойдя к иконе, нужно совершить два поклона с крестным знамением, поцеловать образ, поставить святыню в свободную ячейку, помолиться. После этого сделать ещё один поклон и отойти.
Духовные лица рекомендуют ставить свечи до или после богослужения, чтобы во время священнодействия не создавать неуместной ходьбы по храму, отвлекая молящийся народ.
Не стоит огорчаться, если на подсвечнике нет места (это часто случается по воскресеньям и в праздники). Нужно помолиться, приложиться к иконе и отдать свечу служителю храма. Когда место появится, её обязательно поставят.
Главное, важно помнить, что свечи Богу не нужны. Если в сердце нет веры, благоговения, раскаяния в грехах, то никакие свечи не спасут.
А.И. Осипов — зачем мы ставим свечи в храме
Зачем в Церкви свечи?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Как это ни странно звучит сейчас, но христианство – это городская религия. Оно развивалось в крупных населенных пунктах тогдашней Римской империи, и лишь спустя несколько веков стало постепенно проникать вглубь сельской местности. Использование свечей тесно связано с «городским» прошлым христианства.
А что такое древний город? Это плотное скопление домов, с узкими улочками, тесными помещениями, плохо развитой канализацией. Естественное освещение, особенно в бедных кварталах, было слабым, и поэтому жители часто пользовались искусственными источниками света – лампадами, факелами, лучинами. Понятное дело, их употребляли и христиане – как в повседневной жизни, так и во время богослужения.
Светильник с самого начала стал играть важную роль в церковном обиходе, потому что евхаристические собрания в основном проходили ночью, а местом их проведения были либо потайные комнаты на какой-нибудь окраинной квартире, либо подземные катакомбы, куда тоже дневной свет не проникал. Открыто собираться на молитву последователи Христа не могли целых три века по причине обрушившихся на них гонений.
В IV веке, когда преследования прекратились, необходимость в светильниках постепенно отпала – христиане стали собираться в просторных храмах-базиликах, и многие службы переместились с ночи на утро или обед. Но, несмотря на это, дневные процессии по-прежнему продолжали освещаться факелами, а в самих храмах даже в светлое время суток горело большое количество лампад.
Было это потому, что понятие «свет» христиане наделяют глубоким символизмом. Вообще, большинство религий мира в той или иной степени считают огонь священным. Он дарит тепло, свет и пищу, но вместе с тем он плавит, разрушает и убивает. Огонь в одночасье и друг, и враг. Его нужно уважать. Так считали язычники. Христиане были знакомы с этими воззрениями. Они, конечно, не поклонялись пламени, но огонь тоже служил им очень важным напоминанием.
В Евангелии Христос называет себя Светом, кроме того в Священном Писании встречаются и другие образы, связанные с огнем. Достаточно вспомнить несгораемый куст, в котором Бог явился Моисею, или же белые одежды Христа, которые буквально сияли, кода Он преобразился перед учениками на Фаворе. Все это и символизировал собою светильник, и христиане стали воспринимать его как видимый знак той иной реальности, причастниками которой они становились во время Евхаристии.
Примерно со времен Средневековья наряду с лампадами в храмах активно стали использоваться свечи. Как и к остальным видам искусственного освещения, к ним сначала было чисто утилитарное отношение. Но постепенно свеча получила ту смысловую нагрузку, которую имеет сейчас – она стала одной из форм жертвоприношения Богу.
Гилберт Честертон однажды написал: «Религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает рассказывать о Боге, а когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испеченный пирог».
Благодарность играет очень важную роль и в человеческих взаимоотношениях, и в отношениях людей с Богом.
Фото Владимира Ештокина, foma.ru
Внешним знаком благодарности всегда был, есть и будет подарок, который на языке религии называется жертвой.
А какой подарок наиболее ценный? Почти все помнят, как в детстве на уроках рукоделия или рисования делали подарки родителям к 23 февраля или 8 марта. Как приятно было вручить родным маме или папе порой неуклюже сделанную поделку! И пусть она была далеко не шедевром искусства, но для многих родителей и детей эти подарки – самые дорогие. Примерно аналогичное отношение к жертве сформировалось и у христиан – они всегда стремились принести в дар Богу плоды своего труда, самое лучшее и самое дорогое.
До эпохи Средневековья население было тесно связано с натуральным производством, и поэтому наличные деньги жертвовались редко. В основном приносили готовые плоды своего труда – вино и муку для Евхаристии, воск и сало для светильников, пищу для нищих. Даже богатые люди стремились не просто опустить деньги в ящик, а пожертвовать готовый ценный предмет. Дело в том, что любая жертва должна найти в храме свое применение. БЕЗ ЦЕЛИ жертва не может быть принесена.
И вот, возникает ситуация. Приходит в храм столяр и, например, учитель. Если столяр может принести в храм свое изделие и отдать его на полезное служение (скажем, смастерить красивый шатер над алтарем), то учитель ничего вообще не производит. Его труд – умственный, он дает людям знание. Конечно, можно просто прийти, сказать Богу «Спасибо». Но при этом внутренняя человеческая потребность во внешнем выражении благодарности так и не будет им удовлетворена. Можно опустить деньги в ящик – это наиболее логичный поступок, но все-таки, как показывает опыт,
деньги не способны разогреть душу человека и дать почувствовать сердцем, что он благодарит Бога.
Похожая ситуация возникает, когда даришь деньги на день рождения – вроде бы и подарок, но есть в этом что-то не то.
Появление свечи как жертвы эту проблему отчасти решило. Горящая свеча согревает душу и настраивает на нужный молитвенный лад. По сути, было найдено оптимальное решение, а с течением времени, когда натуральная жертва стала характерна лишь для сельских приходов, свеча стала универсальным средством эмоционального настроя молящегося человека. Так свеча дожила до XX века, пережила революции и до сих пор наиболее часто верующие жертвуют на храм, именно покупая свечи.
Правда, не обходится без искаженного понимания жертвы.
Когда человек благодарит искренне – это одно. Но часто бывает так, что подсознательно за нашим «спасибо» – особенно если оно адресовано более могущественной персоне – кроется банальный принцип «ты – мне, я – тебе». И благодарящий ожидает новых благодеяний от того, кого он благодарит. То же самое иногда приходит людям на ум и в отношении свеч. Многие прихожане верят, что свечами можно манипулировать, и от их количества напрямую зависит размер ниспосылаемой Богом милости. Более того, доходит до откровенно языческой практики, когда некоторые считают, что свечу нужно ставить только правой рукой, зажигать только от лампады и делать это только лично. Иначе, по мнению таких людей, жертву Бог не примет.
И действительно, жертва может быть напрасной. Но именно тогда, когда к жертве (в частности – к свече) проявляется своеобразное магическое отношение. Такая жертва – и вправду бессмысленна, потому что ее цель христианство видит не в «задабривании» Бога, а в очищении нашего сердца. Любая жертва призвана изменить душу человека, помочь ей научиться любви и благодарности.
Именно в ключе жертвы нужно рассматривать и такой непростой момент, как торговля свечами в храме. Обычно светские люди обвиняют Церковь в том, что она продает свечи втридорога и таким неблаговидным способом наживается на прихожанах. Но тем, кто соприкасался с реальной церковной бухгалтерией, хорошо известно, что вовсе не жажда наживы заставляет приход вывешивать ценники на свечную продукцию, а суровая необходимость выжить. Ведь Церковь содержат сами верующие, и, покупая свечу в лавке, мы не батюшке кладем эти деньги в карман, а помогаем приходу, который должен платить за коммунальные услуги, содержать штат священников и служащих, проводить текущий и капитальный ремонт церковных строений, помогать нищим. Купленная нами свечка – это наш скромный взнос в этот многоцелевой фонд.
Свеча, родившись как предмет чисто утилитарный, со временем стала заменой денег и вообще любой натуральной жертвы. И, зажигая в храме перед иконой купленную свечу, важно помнить о том, что наша благодарность Богу имеет не количественное, а качественное выражение, и что настоящим подарком Творцу служат не свечи или какие-либо иные материальные ценности, а наше сердце. То самое сердце, в котором рождаются все наши помыслы и желания, и очистить которое мы призваны самим Богом.
Фото анонса Юлии Маковейчук
Из чего делают церковные свечи, какими они бывают, и как их использовать?
Церковные свечи, как становится понятным уже из названия, носят строго ритуальный характер. Они предназначены для использования во время церковной или домашней молитвы. Но о том, что они, оказывается, бывают разные, знают не все.
Церковные восковые свечи
Как правило, все церковные свечи делают из натурального воска, (хотя случаются и исключения, когда к воску примешиваются парафин или стеарин). Они имеют гладкую структуру, приятный медовый запах, желтого или желто-коричневатого цвета.
Эти свечи используются в церкви ежедневно на протяжении всего года. Они бывают разных размеров: от маленьких и тоненьких до высоких и весьма объемных. Именно их в любое время можно купить в храме или церковной лавке и поставить на литургии на подсвечник.
Их отливают в основном в монастырях или в предприимчивых семьях верующих людей. Назвать это большим производством невозможно, но таких мелких «предприятий» в России много, + монастыри сами заботятся о нуждах церкви имея в своих службах свечные мастерские.
Для чего нужны красные церковные свечи?
Красные церковные свечи можно увидеть на Пасху. Именно тогда они появляются в храмах, украшая собой Великий Праздник. Использовать их можно в течение всех 40 пасхальных дней – до отдания Пасхи, которое происходит накануне празднования Вознесения Господня. После чего они как-то быстро исчезают с прилавков – до следующей весны.
Иерусалимские свечи: значение и цвета
Иерусалимские свечи особенные. От всех остальных они отличаются тем, что представляют собой своеобразный факел. В нем находится 33 свечи (как правило, белых), символизирующие земные годы жизни Иисуса Христа. Эти свечи возжигают в канун Пасхи на богослужении Великой Субботы от Благодатного Огня.
Чудо Благодатного Огня до сих пор поражает сердца многих верующих и ищущих людей. Удивительный голубоватый огонь, сходящий в Иерусалиме раз в год, имеет поразительные свойства – первые 15 минут он не обжигает! Им буквально можно умываться!
Опаленные Благодатным Огнем факелы, состоящие из плотно прилегающих друг к другу 33 свечей, тысячи людей увозят из Иерусалима домой. Их хранят как святыню, дарят своим близким и родным.
На протяжении нескольких последних лет представители фонда Андрея Первозванного ежегодно привозят лампаду, зажжённую от Благодатного Огня, в Москву – в храм Христа Спасителя. И уже оттуда лампады с чудесным Огнем развозятся по всей России, по епархиям. У жителей многих больших городов есть теперь возможность, на Пасхальной неделе получить частичку этого Чуда – свечу, зажженную от Благодатного Огня.
Стоит заметить, что такие отдельные свечи, полученные в русских православных храмах, также имеют огромную благодать, ибо зажжены от лампады с Благодатным Огнем, но они не считаются Иерусалимскими. Иерусалимские же свечи, как уже было сказано выше, продаются и дарятся целым факелом из 33 свечей и именно в таком виде привозятся из Иерусалима.
Как использовать дома свечи из Иерусалима, и как их хранить?
Если вы стали счастливым обладателем Иерусалимских свечей, наверное, вас интересует вопрос, а как их можно использовать дома? Православные христиане часто возжигают от них домашнюю лампаду (старый огонек лампады при этом гасят). Или молятся при их свете в Пасхальную Седмицу. Вспоминайте о них и в трудные минуты жизни, в болезни.
Помните, что в Иерусалимских свечах сохраняется благодать великого чуда. Хранить свечи необходимо как святыню, лучше в вашем домашнем святом уголке. Гасить их рекомендуют рукой, а не задувать.
Венчальные свечи, и что делать с венчальными свечами после венчания
Как видно уже из самого названия, венчальные свечи предназначены для церковного Таинства Венчания. Поэтому в комплекте всегда две свечи. Они бывают как восковые, так и парафиновые (или смешанные), но обязательно довольно длинные и объемные. Иногда венчальные свечи практически лишены декора, но чаще всего в них присутствуют всевозможные украшения, витые изгибы, блестящие напыления.
На Венчании будущие супруги возжигают венчальные свечи и все Таинство стоят с ними. И благодать этой удивительной церковной службы передается свечам. Поэтому их стоит хранить всю жизнь дома, около иконок или в домашнем святом уголке. Возжигают их обычно на годовщину венчания, когда оба супруга могут поблагодарить Бога в совместной молитве за Любовь и семейное счастье, ниспосланное им. Также можно зажигать свечи и молится при их свете, когда кто-то из супругов (а в дальнейшем детей) болеет.
С венчальными свечами в народе связано множество суеверий, но людям православным не стоит их слушать. Надо помнить о главном: венчальные свечи были свидетелями великого Таинства Венчания, и того счастливого дня, когда зародилась ваша семья.
Сретенские свечи
Свое название свечи получили в честь двунадесятого церковного праздника – Сретения Господня, которое празднуется 15 февраля. В этот день после Божественной Литургии в церкви происходит особая служба – чин освящения свечей. Их светят целыми пуками, как и для своих храмовых нужд, так и для прихожан. Любой в этот день может купить необходимое ему количество свечей и положить их на общий стол для свечей, а после службы забрать домой.
Для тех, кто не знает о Сретенских свечах, чин освящения становится открытием. И многие в последствии стремятся на него попасть. Освященные на Сретение свечи хранят дома, как и другие святыни – благоговейно. Возжигают на домашней молитве в трудные минуты жизни, во время болезни одного из членов семьи.
Черные церковные свечи
Черные свечи – монашенки, хотя и имеют форму свечей, и иногда называются кадильными свечами, ничего общего с последними не имеют.
Делают их из церковного угля и ладана, и предназначены они для каждения.
Обычно для домашних каждений используется отдельно церковный уголь, ладан и специальное приспособление, где это все возжигается. Монашенки упрощают процедуру, так как уже в своем составе имеют оба этих ингредиента, и их необходимо лишь зажечь и с молитвой обойти свое жилище.
История их уходит в первые века, когда в древних христианских монастырях изобрели и стали производить кадильные свечи. Впоследствии за черный цвет и первоначальное монастырское производство их и прозвали – монашенками.
Поминальная свеча
Специальных поминальных свечей не существует. Точнее можно сказать, что любая свеча, которую вы купили и будете ставить перед иконой оздравии или упокоении, автоматически становится поминальной. Когда вы в своей молитве просите Господа помянуть вас, ваших близких (называя поименно), помочь вам или вашим родным и называете имена, вы именно поминаете.
Многие церковные и домашние молитвы (как о здравии, так и об упокоении) начинаются со слов: «Помяни Господи» (см. утреннее правило для христиан в православном молитвослове). Книжечка, куда православные вписывают имена своих живых и усопших близких для поминания, называется «Помянник».
Так и любая свеча, может стать поминальной. Это будет зависеть лишь от вашего желания – поставить в храме свечу с поминальной молитвой.
А вот о том, куда, зачем и как ставить свечи в храме, мы расскажем в следующий статье.
Наставление православному христианину о церковной свече
По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II
Как возник обычай возжигать свечи и лампады
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.
Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ( Исх. 25:31-37 ).
В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом ( Исх.30:8 ). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.
Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид ( 2Цар. 22:29 ). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ( Пс.118:105 ).
Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.
Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» ( Деян.20:8 ).
В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи
С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви Тертуллиан, – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».
В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Церковь Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.
Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.
В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.
Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников».
«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники», – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире…»
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме
Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.
Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его” ( Ин.1:5 ). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.
Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.
Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей ( Исх.27:20 ). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.
Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.
В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.
Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.
На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями…» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир ( Ин.1:9 ), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную…»
Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.
Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.
Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.
«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
Правило возжигания свечей в храме
Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.
В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила, или как у нас говорят паникадила, что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.
Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.
Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.
Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.
В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет Василий Великий: «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.
Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном ( 1Тим.6 ), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.
При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.
Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.
Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.
Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.
Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших».
Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.
Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.
Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.
Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.
Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.
Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу
Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.
К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии», «об упокоении», об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.
Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят1. А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?
Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!
Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!
Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.
Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу2, чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют3. Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.
А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман, — как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.
Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.
«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.
Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома, – они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой4. Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.
Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.
Примечания:
1 Каждый новорожденный при крещении получает имя какого-нибудь святого, молитвам и покровительству которого крещаемый поручается на всю жизнь. Таким образом, святой, как молитвенник, покровитель и ходатай пред Богом, делаются для человека другим Ангелом хранителем (каждому при рождении дается от Бога собственно так называемый Ангел хранитель), почему и называется вообще Ангелом. Отсюда день Ангела – день памяти вашего святого.
Наставление православному христианину о церковной свече. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.