Для чего турникет в школе
Зона недоступности
В министерстве также добавили, что комплекс мер будет распространен во всех регионах страны и «позволит существенным образом повысить безопасность образовательной среды, скоординировав все предписанные ранее и введенные вновь механизмы защиты».
Максим Дулинов, директор Федерального института развития образования РАНХиГС:
— Персональную ответственность за безопасность школы несет директор. За соблюдение мер безопасности на уроке непосредственно отвечает учитель. Это положение закреплено в Законе «Об образовании в РФ». Кроме того, существуют требования по антитеррористической защищенности: они прописаны в соответствующих постановлениях правительства РФ.
Это усилит комплексный подход к проблеме. Но не решит ее полностью. Почему? К сожалению, ЧП могут произойти и в школе, где безопасность обеспечивает вахтер и одна камера видеонаблюдения, и в большом комплексе, оснащенном металлоискателями, сигнализацией и охраняемом силами Росгвардии.
В Пензе бабушки-вахтерши, еще недавно кутающиеся в шаль у входной двери школы, стали предметом судебного разбирательства: суд обязал заменить блюстительниц порядка в штатском на сотрудников ЧОПа, имеющих специальную лицензию. Почти год велось судебное разбирательство, и вот Пензенский областной суд вынес вердикт: бабушкам в школе не место!
С иском обратился прокурор Ленинского района Пензы, защищая права несовершеннолетних, обучающихся в школе № 12, которая имеет два филиала. Они построены по типовому проекту в конце прошлого века и ничем не отличаются от сотен других школ в регионе. Так вот в разгар учебного года проверяющие обнаружили, что здания с массовым пребыванием детей не оборудованы тревожной кнопкой, не обеспечены охраной объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны. Директору школы и начальнику Управления образования Пензы поручили устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и о противодействии терроризму. С тех пор прошло почти 12 месяцев, на носу новый учебный год, а нарушения до сих пор не устранены.
Как выходят из положения администрации школ и родители? Как правило, все же собирают деньги на охрану. В двух махачкалинских школах, с родителями учеников которых побеседовал корреспондент «РГ», собирали до 500 рублей за одного ребенка в год.
В Томске большинство образовательных учреждений уже несколько лет находится под охраной Росгвардии и частных охранных организаций.
В каждой из школ установлена тревожная кнопка. Также переносные тревожные кнопки есть у директора и охранника учебного заведения. Сигнал о срабатывании кнопки сразу же поступает на пульт вневедомственной охраны, после чего ближайший экипаж Росгвардии прибывает по указанному адресу.
В некоторых томских образовательных учреждениях устанавливают персональную внутреннюю систему оповещения. К примеру, в школе № 43 специальный брелок с кнопкой имеется у каждого учителя. При возникновении экстренной ситуации педагог нажимает на кнопку и охранник школы получает сигнал о ЧП в конкретном кабинете. Он передает его Росгвардии и сам направляется к кабинету для решения проблемы.
В будущем в регионе планируют перевести под охрану Росгвардии и ЧОПов все учебные заведения.
По информации городского департамента образования, на обеспечение всех образовательных учреждений лицензированными охранниками из бюджета Томска потребуется 38 миллионов рублей.
Организация СКУД в школах: характерные особенности и специфика внедрения
Екатерина СОБКИНА, инженер компании «ПромАвтоматика»
Зачастую установкой и монтажом систем контроля и управления доступом (СКУД) в школах занимаются фирмы, не имеющие прямого отношения к отрасли систем безопасности. Отсутствие профессионального опыта может привести к организации системы, не учитывающей в полной мере все особенности объекта.
1. Основные требования к СКУД школы
Любая информационная система, внедряемая на объекте, должна учитывать его специфику, от этого напрямую зависит не только эффективность, но и удобство ее использования. Поэтому в первую очередь необходимо выделить главные требования к СКУД со стороны школы и определить полноту их реализации в устанавливаемой системе.
Эффективное управление доступом
● В школах не требуется настройка сложных режимов доступа, единственным правилом является невозможность проникновения на территорию посторонних лиц. Однако часто происходят ситуации, когда нужно пропустить человека, не имеющего пропуск. Это может быть ученик, забывший карту дома, или родственник, разово помогающий забрать ребенка из школы, рабочий, производящий ремонт, и т. п., поэтому для возможности выяснения обстоятельств допуска все случаи прохода, санкционированные охранником с пульта, должны обязательно протоколироваться системой.
● Некоторые системы позволяют также зафиксировать проход ученика без карты путем выбора охранником его из списка в программном интерфейсе.
● Фотоидентификация при проходе, т. е. всплывающая фотография, отображаемая на экране охранника. Помогает верифицировать личность проходящего и исключить использование идентификатора посторонним. При наличии интеграции с СВН или IP-камерами возможна также видеоидентификация.
● Каждый год из школы выпускается и принимается вновь большое количество учеников (от нескольких десятков до нескольких сотен), поэтому заведение карточек персонала и учащихся в СКУД должно быть не только простым и понятным, но и удобным. Возможность импорта данных, например, из таблицы Excel или стороннего сайта сильно упростит и ускорит данную работу.
● Контроль повторных проходов или antipassback. При наличии данной опции становится невозможным проход нескольких человек по одной карте доступа. Организуется за счет разделения территории объекта на зоны, ограниченные одной или несколькими точками доступа. Контроллером СКУД анализируется информация о нахождении каждого идентификатора (карты) и пресекаются попытки доступа из тех зон, где он в текущее время не зафиксирован. В случае школ способствует повышению дисциплины, пресечению передачи карты ученика, уже находящегося в школе, другому лицу и безошибочному определению местонахождения учащихся в экстренных ситуациях.
Соответствие требованиям МЧС
Физически контроль доступа достигается за счет ограничения возможности несанкционированного прохода на территорию объекта. К самому распространенному способу ограничения относится установка турникетов и ограждений при входе – для школ это вестибюль или фойе первого этажа здания. Для соответствия СКУД требованиям МЧС необходимо предусмотреть грамотное формирование зоны прохода, т. е. размещение ограждений и турникетов с соблюдением условий беспрепятственной эвакуации людей во время пожара. К числу таких требований относятся:
● Распашная калитка или легкосъемное ограждение должно располагаться на расстоянии не менее 1,5 м от дверного проема входа в вестибюль параллельно плоскости дверей.
● Ширина ограждения должна быть не менее ширины дверного проема входа в вестибюль, но и не менее 1,2 м.
Помимо этого при возникновении экстренных ситуаций СКУД должна обеспечивать разблокировку преграждающих устройств (турникетов, замков, ограждений) для прохода потока людей. Разблокировка может осуществляться как вручную охранником, так и в автоматическом режиме при соответствующем оснащении турникетов и ограждений.
Идентификация учащихся
Современные технологии предлагают массу различных способов идентификации личности, однако не все они могут использоваться в школьных СКУД.
Бесконтактные карты
Самыми распространенными из них на сегодняшний момент являются бесконтактные карты. Они удобны в использовании, имеют минимальную цену, а также допускают персонализацию, т. е. нанесение изображения, включающего персональные данные владельца или другую информацию. Кроме карт бесконтактные идентификаторы могут быть выполнены в виде брелоков и браслетов. Преимуществом брелоков является их более высокая стойкость к повреждению.
В таблице представлены основные формы бесконтактных идентификаторов, используемых в школах.
Сравнительные характеристики разных форм бесконтактных идентификаторов
* означает самое низкое значение показателя
Одним из наиболее важных параметров бесконтактных идентификаторов является формат, т. е. протокол взаимодействия карты и считывателя, который напрямую влияет на защищенность данных. Самым популярным все еще остается формат EM Marine, однако он совершенно не защищен от копирования и подделки.
Альтернативой ему может служить формат Mifare, являющийся на сегодня наиболее популярным и доступным среди карт с защитой от копирования. Идентификационные данные у таких карт хранятся во внутренней памяти, доступ к которой защищается специальным ключом, поэтому их копирование практически невозможно. Форма исполнения также варьируется от карт до брелоков, браслетов и проч.
Стоит отметить, что идентификаторы Mifare могут совмещать функции проездных или социальных карт и пропуска в школу, но считыватели для них стоят дороже, чем для EM Marine, и требуют специальной настройки.
Биометрия
В современных СКУД возможно использование в качестве идентификаторов биометрических признаков.
Самым распространенным на сегодня является отпечаток пальца. Его нельзя забыть дома или потерять, что удобно для учащегося. В отличие от карты его нельзя передать другому лицу, однако такой метод идентификации тоже имеет свои недостатки:
● большой поток одновременно проходящих учеников, грязные руки и царапины приведут к частому возникновению ошибок идентификации и, как следствие, очередей на входе и выходе;
● биометрические считыватели, как правило, невандалостойкие, что может привести к их частому выходу из строя;
● по сравнению со считывателями бесконтактных карт биометрические считыватели имеют более высокую стоимость;
● скорость считывания и распознавания отпечатка пальца ниже, чем идентификации карты, поэтому для обеспечения должной скорости прохода понадобится большее количество турникетов.
Идентификация без поднесения идентификатора (hands free)
Нужно упомянуть и о системах, регистрирующих проходы без поднесения идентификатора, организованных, например, на основе считывателей дальнего действия. Удобство использования, заключающееся в отсутствии необходимости каждый раз предъявлять идентификатор, перекрывается имеющимися недостатками:
● отсутствует физическое преграждение доступа;
● расположение металлического предмета рядом с картой, например телефона, существенно сокращает дальность считывания;
● ориентация карты относительно считывателя влияет на безошибочность идентификации;
● не определяется направление прохода при одновременном нахождении нескольких человек в зоне считывания.
Системы, использующие в качестве идентификатора распознанное лицо человека, также имеют особенности, не дающие преимуществ при использования в школах. К ним относится высокая стоимость и требовательность к месту установки, а также частое возникновение ошибок при большом потоке одновременно проходящих учеников.
Любые СКУД, не имеющие физического преграждения доступа (например, на основе терминалов учета рабочего времени), также значительно уступают в эффективности системам с использованием турникетов.
Информирование родителей
Информирование родителей о приходе и уходе ученика из школы, денежных средствах, потраченных на питание, дате родительского собрания или введения карантина – важный функционал СКУД для школ.
Информирование может быть реализовано разными способами:
● Предоставление online-доступа на сайт, где родитель сам может найти интересующую его информацию, например электронного дневника.
● Оперативное sms-информирование. sms формируется и отправляется СКУД автоматически при входе или выходе ученика из школы. Принимая во внимание то, что ученики могут выходить на улицу и на переменах, некоторые производители СКУД добавляют функцию подавления отправки sms при кратковременных выходах учащихся, что позволяет отправлять только значимые сообщения.
● Оперативное информирование при помощи рush-уведомлений. Рush-уведомления – наиболее современный способ информирования, используемый на смартфонах и планшетах. Рush-уведомление также отправляется системой автоматически при входе или выходе ученика из школы. Для получения уведомления необходима установка специального приложения на телефон и наличие мобильного интернета. Такой вид оповещения менее затратен по сравнению с sms, однако присутствует не во всех существующих СКУД.
Статистика и отчетность
Большинство современных СКУД позволяют не только управлять доступом, но и формировать отчеты на основе информации, хранящейся в их базе данных. Это могут быть сведения об учащихся и сотрудниках, о фактах совершенных проходов как в автоматическом режиме, так и санкционированных с пульта и фактах запрета доступа, а также данные о посещаемости и местонахождении учащихся на конкретную дату или отчетный период. Наличие автоматизированной отчетности значительно упрощает и ускоряет сбор статистических сведений.
Дополнительные возможности
Для большего удобства некоторыми производителями СКУД в состав программного обеспечения включается модуль автоматизации расчетов в школьных столовых. Он позволяет организовать безналичные расчеты за школьное питание при помощи той же карты, что используется для прохода, с возможностью оперативного информирования родителей о совершенных платежах.
Помимо сбора статистических данных об учениках СКУД может использоваться для учета рабочего времени персонала школы.
Возможно также расширение системы для организации контроля доступа во внутренние помещения, например, учительскую или хозяйственную часть.
Интеграция СКУД со сторонними системами
Некоторые производители СКУД ориентируются на удобство и эффективность использования интегрированных решений и реализуют механизмы взаимодействия с системами видеонаблюдения (СВН), охранно-пожарной сигнализации (ОПС), интернет-ресурсами и др.
Подключение к охранно-пожарной сигнализации позволяет полностью автоматизировать процесс разблокировки дверей и турникетов при возникновении пожарной тревоги.
Основной функцией интеграции с СВН является визуализация событий, т. е. просмотр видеоизображения или кадра, снятого IP-камерой, соответствующего событию входа/выхода. Используется в основном для установки личности прошедшего человека при возникновении происшествий.
Интеграция с интернет-ресурсами
Все более распространенной практикой становится донесение сведений об успеваемости учащихся при помощи ресурсов электронных дневников. При интеграции СКУД с такими ресурсами появляется дополнительная возможность информирования родителей о приходах и уходах учеников из школы.
Кроме этого некоторые производители СКУД реализуют в своих системах механизмы интеграции, позволяющие автоматически загружать с партнерских сайтов различную информацию, например, фотографии и сведения об учащихся, координаты родителей, используемые услуги и сроки их оплаты, что исключает двойную работу по занесению и актуализации данных. При этом со своей стороны СКУД может отсылать на сайт партнера дату/время зафиксированных проходов учащихся, информацию о совершенных платежных операциях и при наличии установленных IP-камер фотографии, сделанные во время проходов.
Нужны ли в школах турникеты?
Турникеты в школах предназначены для повышения уровня защищенности учеников и помещений образовательных учреждений. Турникеты основаны на системе автоматического контроля доступа в здание школы, позволяющей обеспечить защиту от несанкционированного проникновения в школу посторонних лиц с помощью индивидуальных бесконтактных карт доступа.
Турникет обеспечивает ограничение доступа посторонних в здание школы, контроль посещаемости школы учениками и сотрудниками с возможностью мониторинга и составления аналитических отчетов, оповещение родителей о времени входа и выхода ребенка из здания школы с помощью SMS-сообщений, отправку школьных информационных сообщений родителям учеников о родительских собраниях и других школьных мероприятиях, о необходимости оплаты дополнительных образовательных услуг и т.д.
Услуга «SMS-информирование» (отправка SMS — сообщений на мобильный телефон родителя в момент входа и выхода ребенка из здания школы) предоставляется родителям на коммерческой основе.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Про турникеты в школе
Я просто поболтать, выплеснуть эмоции, послушать ваши мнения.
Вот ситуация: в школе поставили турникеты пару лет назад после очередного расстрела в школе учеников учеником. Предварительно проводили опрос родителей, согласны ли они на карточную систему. В нашем классе большинство было против, в том числе я. На входе в школе всегда сидела вахтерша-цербер, всех записывала в журнал, кто посторонний хотел пройти.
Я к чему. До этого все так и было, но со вчерашнего дня наблюдаю такую картину: сидит вахтерша с тетрадкой, рядом с ближним турникетом стоит некая дама средних лет (кто такая пока неясно). Эта дама останавливает всех, кто пытается пройти без карты, спрашивает фамилию и класс и говорит вахтерше:»Запиши!» Та записывает в тетрадочку. В основном попадаются младшеклассники, естественно, опаздывающие на урок либо забывшие карту дома.
Я человек импульсивный. У меня так закипало, пока я все это наблюдала, что пришлось поскорей уйти, пока не бомбануло. Но хочется этот вопрос поднять где-то все-таки. Что за иллюзия власти творится на вахте? В чем безопасность этой неработающей карточной системы? От этих турникетов только неудобство и нервы.
Хочется узнать у тех, у кого в школе тоже турникеты: у вас тоже так? Может я зря киплю и чего-то недопонимаю? Или все-таки черкануть жалобу директору или еще куда, чтоб работники школы не самоутверждались за счет опаздывающих малышей, а обращали внимание на более старших ребят, в целях безопасности-то?
Обеспечение безопасности детей ― одна из приоритетных задач родителей, воспитателей, педагогов. После окончательного преодоления таких проблем, как болезни и голод, мир столкнулся с новыми угрозами счастливому детству. Ежедневно в СМИ появляются сообщения о преступлениях, жертвами которых становятся несовершеннолетние. И Россия в этом смысле не является исключением: многие события последних лет в нашей стране заставляют взрослых все чаще задумываться о надежных мерах безопасности для подрастающего поколения.
Всю первую половину дня дети от 6 до 17 лет проводят в стенах школы (по крайней мере, в этом уверены их родители). В этот период за их безопасность отвечают учителя и в некоторой степени ― вахтер у входа. Но достаточно ли таких мер для защиты ребенка и контроля посещения учебного заведения? Отрицательный ответ очевиден. В связи с этим родительские комитеты все чаще поднимают вопрос о техническом решении, которое помогло бы оптимизировать контроль посещения и ограничить доступ в учебное здание посторонних. Оптимальный вариант ― установка турникетов в школе на проходной.
Принцип системы контроля доступа в школе
Контроль доступа обеспечивается при помощи СКУД (системы контроля и управления доступом). В нее входят непосредственно турникеты, специальные ограждения и программное обеспечение. Алгоритм работы таков:
Учащийся или сотрудник школы подносит карту к считывающему устройству, которое определяет ее номер и транслирует сигнал на контроллер ― «электронный мозг» СКУД.
Контроллер ищет заданный номер в базе, хранящейся на школьном сервере либо в локальных контроллерах, и производит проверку на право доступа. Параметр права доступа имеет широкий спектр настроек. К примеру, ученику может быть запрещен выход из здания школы до конца уроков. Важное обстоятельство: персональные данные детей в картах доступа не хранятся!
Если все в порядке, контроллер подает сигнал и турникет пропускает входящего. На весь процесс требуется не более секунды.
Отметим также, что программное обеспечение СКУД может иметь ряд добавочных функций, как то: отправка SMS родителям о времени прихода и ухода ребенка, синхронизация с электронными дневниками, видеоверификация, препятствующая проходу по чужому пропуску. В свою очередь администрация школы может получить доступ к информации о посещаемости сотрудников. Следовательно, турникеты в школах не только решают проблему безопасности, но и помогают наладить учебную дисциплину.
Как организовать контроль системы доступа?
Рядом с проходной и турникетами должен располагаться пост охраны. В обязанности охранника входит:
Какой турникет выбрать?
Как правило, бюджет на установку СКУД в школах всегда ограничен. В такой ситуации разумно исходить из расчета 1 турникет на 500 чел. Для заводской проходной этого было бы недостаточно, но в школах ситуация другая: дети приходят в разное время, занятия зачастую проводятся в две смены и т. д.
Чаще всего для школ выбирают компактные турникеты-триподы, которые не загромождают пространство вестибюля. Еще один хороший способ сэкономить ― купить IP-турникет, в который уже встроен контроллер СКУД и считыватели. Такое решение обеспечивает совместимость оборудования и упрощает монтаж: к устройству нужно просто подвести электропитание и закрепить с помощью нескольких анкеров на полу.
Важные моменты при монтаже СКУД
Наличие у производителя государственного заключения о разрешении на установку оборудования в детских учебных заведениях (класс «Ф» по пожарной безопасности). В этом случае пожарная инспекция не сможет предъявить никаких претензий.
На пути эвакуации из здания должны быть турникеты с системой «Антипаника».
Установленные с нарушение правил противопожарной безопасности турникеты можно исключить из эвакуационных путей. Для этого достаточно скорректировать указатели и установить световую вывеску «Аварийный выход».
Все запоры дверей эвакуационных выходов должны иметь дистанционную систему открывания. Аналогичные требования инспекция ГПН предъявляют также к калиткам с поворотными секциями.
Турникет для школы от Actels
Наша компания предлагает широкий выбор турникетов для школ и других учебных учреждениях от ведущих российских и зарубежных производителей: Praktika, «Блокпост» и др. В каталоге Actels вы найдете надежные и качественные модели различного типа: триподы, тумбовые, роторные, уличные и другие. Звоните, консультируйтесь с нашими менеджерами, они с удовольствием помогут вам определиться в выборе. На все товары предоставляется гарантия производителя, осуществляется оперативная доставка по г. Красноярску и всей территории СНГ. Обращайтесь, мы на связи!