Для чего ученому сегодня риторические способности
Риторика — наука или искусство?
«Человек выше животного благодаря способности к речи; но он опускается ниже животного, если не должным образом ее употребляет»
Саади
Термин «риторика» (как, впрочем, и само искусство красноречия, и наука об этом искусстве) родился в Древней Греции. Дословно «риторика» переводится как «ораторское искусство», «умение произносить речь». К какой же области мы можем отнести риторику? К наукам, к искусствам? Или она объединяет в себе свойства и того и другого? Давайте попробуем разобраться.
А если бы.
Начнем с рассуждения: почему в наше время многим кажется, что умение грамотно, красиво и четко излагать свои мысли, общаться с аудиторией, убеждать слушателей практически никому уже не нужно?
Отчасти мы ответили на этот вопрос чуть выше: современные средства коммуникации делают часть работы за нас. Увы, общение иногда сводится к обмену коротенькими сообщениями — или даже смайликами.
А вот в древности, в эпоху Средневековья (да что там, даже каких-то пятьдесят лет назад!) отсутствие электронных средств связи и разнообразных мессенджеров требовало умения выступать на публике, четко формулировать свои взгляды, грамотно их представлять. Ведь не просто так через века и даже тысячелетия дошли до нас образцы речей, которые когда-то произносили политические деятели, полководцы, религиозные лидеры.
Можно бесконечно гадать, стал бы Юлий Цезарь владыкой Римской империи, если бы не умел находить общий язык и с высокородными членами Сената, и с представителями плебеев? Смог бы итальянский монах Джироламо Савонарола на протяжении многих лет практически руководить всей духовной жизнью Флоренции и реформировать церковную жизнь, если бы не его блестящие ораторские способности? Как знать, чем закончилась бы Полтавская битва, если бы Петр I перед началом сражения не нашел нужных слов, вдохновивших солдат? Примеры можно приводить бесконечно.
«Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством» (Иммануил Кант)
Больше, еще больше информации!
Конечно, ни в наши дни, ни пятьсот лет назад не каждому было суждено стать полководцем или государственным деятелем. Но роль красноречия в прошлом была существенно выше, чем сейчас. Почему? Очень просто: мы, люди XXI века, пресыщены информацией. Мы смотрим фильмы, слушаем новости в радиоэфире, читаем ленты информационных сайтов. На нас ежеминутно вываливаются гигабайты фотографий, статей, сообщений, музыкальных треков. Многие из нас сталкиваются с вербальным общением разве что за школьной партой или в университетской аудитории. Одним словом, мы можем получить огромный объем информации, не прибегая к общению с глазу на глаз. При этом качество собственно текста отходит на второй план — во многих случаях текст заменяется видеороликом, снимком, инфографикой.
А у жителя средневекового города или греческого полиса порой не было иной возможности узнать последние новости, кроме как послушать оратора или глашатая. В распоряжении этого человека не было фотографий и видеозаписей, он мог полагаться только на свое красноречие. Напомним, что грамотных людей тогда было немного, поэтому даже письменные источники информации не всегда могли в полной мере выполнять свои функции.
«Читая авторов, которые хорошо пишут, приучаешься хорошо говорить» (Вольтер)
Правильно и убедительно говорить учились адвокаты, преподаватели, религиозные деятели, политики. Кстати, именно в политической борьбе умение защищать свою точку зрения и привлекать единомышленников не теряло актуальности никогда: например, многие исследователи убеждены, что в годы Гражданской войны в России победа осталась за «красными» не в последнюю очередь благодаря грамотной, очень наглядной и великолепно организованной агитации.
«Но позвольте, — можете сказать вы, — сейчас-то уже не Средневековье и, к счастью, не времена Гражданской войны! Тем более что многие политики и общественные деятели давно уже предпочитают не выступать с трибуны, а использовать для пропаганды возможности всемирной сети!» Отчасти это верно. Но.
Умение говорить: Кому это нужно?
Несмотря на то, что личному общению мы уделяем времени все меньше и меньше, а гаджетам доверяем все больше и больше, можно назвать множество ситуаций, когда навыки красноречия необходимы.
Самый простой пример: вам нужно провести презентацию для деловых партнеров. Да, конечно, подчас никаких презентаций не требуется и при заключении сделок можно обойтись электронным письмом. Но наверняка вы можете вспомнить пару-тройку ситуаций, когда, например, необходимость публично рассказать о своей компании или выпускаемой продукции вызывала у сотрудников острый приступ паники — по той простой причине, что они были не уверены в своих риторических навыках. Или когда неуверенное, скучное, вялое выступление представителя компании отбивало у потенциальных клиентов всякую охоту иметь с ней дело.
«Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием» (Цицерон)
Наверняка, если вы вспомните свои студенческие годы, сможете назвать имена преподавателей, лекции которых с увлечением слушал и даже отъявленные лентяи. Просто потому, что профессор или доцент блестяще владел искусством слова, «видел» аудиторию, умел контактировать с ней (да-да, это необходимое умение, и о нем мы тоже обязательно поговорим!). И, к сожалению, в памяти многих из нас сохранились. нет, не лекции, а воспоминания о том, как на этих лекциях мы мучительно пытались не уснуть и запомнить хоть что-то. А лектор в это время, опустив глаза долу, невнятно бормотал, переходил с пятого на десятое и всем своим видом выражал отвращение к происходящему. Да, многие учебные заведения уже имеют в своем арсенале видеозаписи лекций, и далеко не всегда нужно посещать «живое» занятие. Но ведь аудио- или видеолекции также могут быть как удачными, так и не очень.
Возможно, у вас созрел и еще один аргумент: «Но ведь многие уже давно отучились и, например, работают удаленно! Благодаря современным технологиям можно обеспечивать себя, вообще не выходя из дома! Какое мне дело до красноречия и умения правильно выстраивать процесс коммуникации?» Так, да не так. Вспомните, сколько раз вы возмущались, например, косноязычной инструкцией к бытовой технике, сколько раз не могли определиться с местом летнего отдыха из-за коряво составленного описания тура, сколько раз не могли добиться четких и логичных инструкций от руководителя. А ведь все это имеет прямое отношение к искусству риторики! Ведь даже если текст не предназначен для того, чтобы произносить его публично, необходимость грамотно и логично его составить никто не отменял.
Да и в обычном повседневном общении человек, умеющий красиво, увлекательно и ясно излагать свои мысли, гораздо более приятен, нежели угрюмый тип, не способный связать двух слов. (Будем все-таки исходить из того, что мы не проводим всю жизнь в четырех стенах и время от времени «выходим в свет».) Еще древнегреческий мудрец Аристотель (кстати, сделавший очень многое для развития античной риторики) говорил: «Человек. есть животное общественное». Пока на Земле существует человеческое общество, нам будут нужны и навыки общения. Право слово, этот закон справедлив со времен Аристотеля!
Ну как, удалось нам вас убедить?
Дело государственной важности
Петр I требовал от приближенных не только четкости и ясности докладов, но и владения предметом. Чего стоит хотя бы его указ 1703 года: «Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была!»
Красивая наука, сложное искусство
Так что же все-таки риторика — искусство или наука?
Если исходить из того, что существуют определенные правила построения своего выступления, составления речи, работы с аудиторией, тогда риторику необходимо признать наукой. Конечно, существуют счастливые индивидуумы, от рождения наделенные умением держать себя на публике и складно говорить, но даже им приходится оттачивать и шлифовать свои природные способности. Существование правил, алгоритмов, определенных законов и приемов ораторского искусства заставляет нас отнести риторику в область научного знания.
Вместе с тем многим из вас наверняка доводилось слушать лекторов или презентаторов, речь которых была точна, грамотна, красива, но. что называется, не цепляла. Выступающий не вызывал желания слушать его, вступить с ним в диалог, его слова не отзывались ни в душе, ни в разуме. Значит, кроме правил нужно что-то еще? Не только в способности складывать слова в предложения заключается умение произносить речь? Значит, риторику можно рассматривать по аналогии с живописью, где помимо умения обращаться с кистями и красками нужен еще и талант? И тогда риторику можно назвать искусством, которое, вполне возможно, подвластно не каждому и требует особого склада личности?
Еще древние греки видели в риторике, в ораторском мастерстве признаки и искусства, и науки. Античные мыслители именовали риторику (или красноречие) «искусством убеждать с помощью слов». В то же время и греки, и римляне именовали риторику «наукой о хорошей речи». Чем объяснить такую двойственность?
Да, безусловно, врожденный талант очень важен, ведь никто не будет спорить, что кому-то умение выступать на публике и вести дискуссию дается гораздо легче, а кому-то стоит огромных усилий? Но тем не менее овладение специфическим «инструментарием» риторики, упорные тренировки и практические занятия могут значительно улучшить ваши навыки красноречия. Важность практических упражнений также роднит риторику с наукой. Но для того чтобы ваша речь достигла сердца слушателей, вам недостаточно знания о правилах составления речи. Вы должны владеть такими понятиями и категориями, как «красиво» и «некрасиво», «добро» и «зло», «ложь» и «истина». А это уже скорее сфера искусства, сфера этики и морали.
Таким образом, мы можем суверенностью говорить, что риторика имеет признаки и науки, и искусства. Риторика — это искусство убеждать, наука об этом искусстве и особый «научный инструментарий», необходимый для обучения. Важны также и моральные правила, личные качества и принципы оратора.
Заметили, что мы постоянно обращаемся к теме морали? Существует так называемая черная риторика, о которой у нас тоже пойдет речь, и вот там (как, впрочем, и в искусстве риторики в целом) тема моральных рамок весьма актуальна!
Со времен Аристотеля и по сей день к основным понятиям риторики принято относить этос, пафос и логос.
Конечно же, сейчас практически никто не требует на занятиях риторикой: «А распишите-ка мне, господа студенты, каковы будут у вас этос, пафос и логос!» Но помнить об этой универсальной формуле — «содержание, эмоциональность, уместность, взаимодействие» — необходимо.
Наши дни
По сравнению с античным миром или средневековой Русью, сейчас понятие о риторике как таковой сильно расширилось. Это уже не просто наука об ораторском искусстве или наука о том, как убедить собеседника. В настоящее время риторика — это наука о способах построения выразительной, грамотной, вдохновляющей речи. «Речь» в данном контексте—это не только то, что мы собираемся произносить с трибуны или кафедры. Это любой текст или сообщение, предназначенное для того или иного взаимодействия — не обязательно вербального. Современная риторика включает в себя изучение искусства общения, знакомство с особенностями жанров и стилей текста, приемы работы с голосом и дыханием и многое, многое другое.
Предметом риторики как науки принято обозначать закономерности речевого поведения и их применение в разных сферах для достижения наиболее эффективного результата. Что можно назвать результатом? Мы уже приводили пример с презентацией для деловых партнеров. Заключение выгодного договора — чем не результат? Но риторика призвана не только приносить финансовые дивиденды. Ведь радость от удачно проведенной лекции или просто от приятного разговора ничуть не меньше, не правда ли?
Основной процесс, рассматриваемый в рамках риторики, — это взаимоотношения оратора и аудитории. Ведь оратор говорит не в пустоту, и взаимодействие в этой области крайне важно.
Чему учит риторика?
И так далее — возможности риторики как науки можно перечислять бесконечно!
Где обучают риторике? К сожалению, на протяжении почти всего XX века в учебных заведениях (даже в тех, где обучение навыкам публичного выступления и коммуникации жизненно необходимо!) внимание этой науке уделялось не всегда. Ныне риторика возвращается в программы многих школ, лицеев и вузов: пришло осознание того, что развитие электронных средств коммуникации вовсе не отменяет необходимости уметь общаться! Существуют разнообразные курсы, тренинги и учебники. Таким образом, улучшить свои ораторские навыки и овладеть искусством грамотного составления речи возможно всегда — было бы желание.
Конечно же, для университетского преподавателя, адвоката или видеоблогера будут актуальны разные приемы, касающиеся особенностей изложения, терминологии или эмоциональности. Но все же общие правила и закономерности будут едины — и о них мы поговорим очень скоро. А сейчас уделим внимание краткой истории риторики.
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое ораторское искусство
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».
Основные принципы ораторского искусства
Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.
Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.
Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.
Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.
Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.
Как развить ораторское искусство
«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Где учиться ораторскому искусству
Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.
Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.
Практические упражнения
Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.
Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.
Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».
Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.
Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.
Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.
Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.
Риторические навыки и умения
Риторика как наука о красивой и убедительной речи. Основные навыки оратора: навык отбора литературы, навык написания текста и речи, навык самообладания перед аудиторией. Успех публичного выступления. Классическая схема композиции ораторской речи.
Рубрика | Иностранные языки и языкознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.04.2009 |
Размер файла | 15,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Риторические навыки и умения
Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы нравственные принципы, на которых должна основываться общественная жизнь, стали более убедительными, чем эгоистические и материально-практические соображения: «Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения поставляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания».
Кого из нас не привлекала роль оратора? Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей, оказывает влияние на их дальнейшие дела и поступки. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывая правильность выдвинутых положений.
Слово оратор появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова orare, что в переводе означает «говорить».
Ш навык отбора литературы;
Ш навык изучения отобранной литературы;
Ш навык составления плана;
Ш навык написания текста и речи;
Ш навык самообладания перед аудиторией;
Ш навык ориентации во времени.
Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:
Ш самостоятельно готовить выступление;
Ш доходчиво и убедительно излагать материал;
Ш отвечать на вопросы слушателей;
Ш устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;
Ш применять технические средства, наглядные пособия и т.д.
Эти навыки должны использоваться комплексно. Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как выступающий знает предмет речи. Только в том случае, если оратор хорошо разбирается в теме своего выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удается ответить на возникшие вопросы, он может рассчитывать на внимание слушателей.
Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области литературы и искусства, науки и техники.
Оратор не только создатель, но и исполнитель речи. Поэтому не достаточно подготовить интересное по содержанию выступление, нужно научиться выступать с речью, т.е. овладеть методикой ораторского искусства. И здесь все важно: громкость голоса, интонация, темп и ритм речи, паузы, жесты и мимика, манера держаться, поведение на трибуне. Даже если один и тот же оратор произносит две речи, одинаковые по содержанию, но отличающиеся по манере исполнения, то оценка слушателями как личности оратора, так и его речи будут разной. Оратор, которому удается расположить аудиторию доверительным к ней обращением, уважительным отношением, приятным голосом, приветливой улыбкой и другими средствами, несомненно добьется успеха у слушателей, и, наоборот, пренебрежение к аудитории, невыразительный, бесстрастный голос вызовут отрицательное отношение к оратору и его речи со стороны аудитории.
Для успешного публичного выступления важно обдумать, как расположить материал, в какой последовательности его излагать, то есть определиться с композицией речи. Целостность ораторской речи заключается в единстве её темы (основной мысли выступления, главной проблемы) и смысловых частей. Речь воздействует лишь в том случае, когда имеются чёткие смысловые части, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путаное, непоследовательное выступление не достигает цели, не вызывает у слушателей запланированной оратором реакции.
В литературе описана классическая схема композиции ораторской речи. В ней выделяется 5 частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи.
Важная роль отводится зачину речи, так как вступление оратора, его первые фразы должны сразу привлечь и захватить внимание слушателей. Прежде всего должны быть произнесены этикетные формулы обращения, приветствия. Но не только они составляют начало речи. Видный теоретик и практик ораторского искусства А.Ф. Кони полагал: чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории. Внимание всех вообще (ребёнка, взрослого, учёного или неуча), отмечал он, возбуждается простым, интересным, интригующим и близким к тому, что переживал или испытывал каждый. Значит, первые слова оратора должны быть просты, доступны, понятны и интересны, должны привлечь, зацепить внимание. Такие слова А.Ф. Кони называл «зацепляющими крючками». По его мнению, «зацепляющим крючком» может быть все, что угодно: «что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, но на самом деле связанная со всей речью». В качестве «зацепляющего крючка» можно также использовать крылатые выражения, пословицы, поговорки.
Настроив таким образом аудиторию, оратор во вступлении переходит, к целевой установке речи, сообщению темы, перечислению и краткому описанию проблем, рассматриваемых в основной части, определению актуальности и общественной значимости темы выступления.
Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется здесь фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, анализирует примеры и т.д. Общая риторика как раз изучает методы правильного построения аргументации, поскольку целью аргументации является убеждение аудитории. Однако следует иметь в виду, что не всякое убеждение может быть одобрено, поэтому оно должно быть нравственно и этично.
Несомненно, что основная часть требует тщательной отработки и является наиболее трудоёмкой.
В заключении речи могут, во-первых, подводиться итоги всему сказанному и обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части; во-вторых, кратко повторяться основные тезисы выступления; в-третьих, намечаться пути развития идей, высказанных оратором; в-четвёртых, ставиться перед аудиторией какие-либо задачи.
Публичное выступление тогда достигает успеха, когда оно является убедительным. Ведь оратор имеет целью не только передать какое-либо содержание, но и побудить слушателей к некоторым решениям, воздействовать на их волю и чувства, убедить, призвать к определённым действиям. Достичь такого эффекта помогает коммуникативный контакт между оратором и аудиторией, который устанавливается ещё на начальном этапе речи, в ходе зачина.
Существуют некоторые языковые средства, помогающие поддерживать контакт выступающего с аудиторией. Прежде всего, это личные местоимения. Контактоустанавливающим является местоимение мы. «Мы» чаще всего имеет значение «мы совместное»: «мы с вами должны задуматься о …», «мы находимся сейчас в такой ситуации…» и т.п. Оно помогает создать и передать атмосферу взаимопонимания между оратором и слушателями, оратор как бы приглашает слушателей к совместному размышлению о каких-либо фактах, создаёт атмосферу непринуждённого разговора. Ещё большую степень контактности устанавливают сочетания местоимений: мы все, мы все вместе, вместе с вами мы, мы все вместе с вами. Благодаря этим конструкциям объединяется позиция оратора и слушателей, возникает впечатление диалога.
Весьма эффективным средством является также использование глаголов в форме 1 лица множественного числа. Например: давайте разберёмся в этом вопросе, скажем прямо, попробуем понять, будем откровенны, сразу поясним и т.п. Подобные глагольные формы помогают создать эффект совместного мнения, обозначают совместное действие, оратор как бы привлекает слушателей к участию в обсуждении фактов, мыслей.
Средством установления контакта являются и некоторые вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы догадываетесь, как вы понимаете, как вы знаете, как вы убедились и др. С помощью таких конструкций оратор подготавливает сообщение новой информации. Имеют целью повлиять на слушателей и побудительные предложения: согласитесь, подумайте, задумайтесь, обратите внимание и др. Они обращены к слушателям, призывают их к определённым действиям.
Оратор может воспользоваться и таким средством, как вопросоответное единство, когда, предугадывая вопросы слушателей, сам задаёт их и сам же отвечает. Такая форма контакта с аудиторией придаёт выступлению непринуждённый, разговорный характер, создаёт ситуацию непосредственного общения со слушателями.
Для поддержания контакта в ораторской речи также используются этикетные формулы (обращение, приветствие, благодарность за внимание, прощание). В разных ситуациях выступления оратор может использовать различные формулы этикета, от официальных (господа, товарищи, позвольте приветствовать вас и др.) до неофициальных (друзья! дорогие друзья, мне было очень приятно выступить перед вами, хочу поблагодарить, благодарю вас и т.п.).
Часто спорят, каждый ли может стать хорошим оратором? Цицерон говорил: «Поэтами рождаются, ораторами делаются».
1. Введенская М.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.
2. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., 1981.
3. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1998.
4. Кони А.Ф. Избранные произведения. М., 1956.
5. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999.
6. Кохтев Н.Н., Основы ораторской речи. М., 1992.
7. Толмачев А., Об ораторском искусстве. М., 1958.