Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет

Зачем географию знать?

Совершенно случайно наткнулся: 14 апреля – двести семьдесят пять лет Фонвизину (1745-1792). Вроде бы известный писатель, а дата не на слуху. Да и спорен год рождения: старят его иные, как и Крылова, на год-другой.

Но так или иначе, а из его столетия он больше всех в нашей памяти. Что, например, осталось из поэзии Ломоносова? «Науки юношей питают, отраду старым подают». Не будем о том, во что «ослоумы» это переделали. Или из Державина: «Осёл останется ослом, хотя осыпь его звездАми». Куда как актуально, однако многие приписывают Крылову. Что ещё? Сумароков: «И птицы держатся людского ремесла». (То есть воровать умеют.) Возможные варианты: «и немцы (янки, негры, чукчи и т. д.) держатся» того же самого. Но это для любителя.

Денис Иванович оставил больше: и нарицательного Митрофанушку, и его с матушкой «умные» речи. Кто не слыхал? «Не хочу учиться – хочу жениться!» Или: «Дверь прилагательна».

Не забылось и это: «Зачем еоргафию знать?» Многие продолжают: «Кучер довезёт». Не так! «Извозчики-то на что?» – вопрошает госпожа Простакова. Разница есть. Кучер – господский слуга: если он с юных лет при этом деле, то географию знает не лучше своих господ. Извозчик – другое дело. Пусть он и крепостной, на заработки отпущенный: из родной деревни добрался до города, где есть спрос, возит разных людей на различные расстояния. В пути и увидишь, и наслушаешься.

Адам Адамыч Вральман, Митрофанушкин учитель, как раз был кучером. Он, однако, служил у разных хозяев, от родной Германии, в ту пору раздробленной, доехал до наших краёв. Многого нахватался. При этом наверняка он грамотен.

Впрочем, для таких, как господа Простаковы, всякий немец – большой учёный.

В наши дни – прогресс: не то что извозчик – космонавт не довезёт, так прокатит. Правда, не всякому по карману. При этом самому придётся стать космонавтом – каким-никаким.

А всё-таки географию знать стоит. Хотя бы для того, чтобы извозчика не принять за космонавта. Или ещё за кого. Много таких: образовательный уровень не выше, чем у того же Вральмана, а уж так преподнесёт! Учите историю исключительному по нему: как он, Адам Адамыч наш доморощенный, где-то что-то предотвратил, чему-то посодействовал. А потом (вместо того чтобы стать рейхсканцлером) подался в собеседники к простаковской скотнице Хавронье.

Трудно не услышать такое, не прочитать. Легко – пока ещё – переключиться. Даже высказать мнение. И нетрудно напомнить иному холую, в какой стороне почти что от всей России находится Санкт-Петербург. (Да и Москва – не на Дальнем Востоке и не в Сибири.) А также напомнить, что Россия от Швеции отличается несколько меньше, чем от Греции и тем паче Израиля. Как раз в свете географии – физической. Только сперва самим надо её вспомнить. А что-то забывши – суметь задать вопрос тому же интернету.

Но для этого русский язык не худо знать. И не по Вральману.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Дебилизация России и новые Митрофанушки

Митрофанушка: «Для чего учить географию,
если есть извозчик, который всегда довезет».
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1781)

Эти дяди и тёти – мессия!
Митрофанушка так ликовал.
ОБэЖэ, физкультура, Россия
И долой навсегда интеграл.

Математику, физику, русский
Не придётся мне больше учить.
Уменьшает нам школа нагрузки,
Все предметы не надо зубрить.

Калькулятор мгновенно считает,
Прощевайте царица наук.
И грамматику WORD исправляет,
Запятую я мигом найду.

Старшеклассникам школа предложит,
Выбирай шесть предметов на вкус.
Пусть химичка меня не тревожит,
К её колбам теперь не вернусь.

— А что это за 10 предметов?

— Три предмета будут обязательными: ОБЖ, физкультура и новый предмет— «Россия в мире» (синтез истории, обществознания, географии и культурологи, направленный на формирование цельного образа страны в мире. Остальное подростки смогут выбрать из шести предметных областей: «русский язык и литература или родной язык и литература», «иностранные языки», «математика и информатика», «естественные науки», «общественные науки», «искусство» или «предметы по выбору».

Чему будут учить старшеклассников

Обязательные предметы:
— ОБЖ, физкультура, «Россия в мире»

Предметы на выбор:
— Русский язык и литература, родной язык и литература
— Иностранный язык (первый иностранный, второй иностранный)
— Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право)
— Математика и информатика (математика, информатика, алгебра, начала матанализа, геометрия, информатика)
— Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология)
— Курсы по выбору (искусство или предмет по выбору школы — для национальных республик)

Источник

Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет

«Умри, Денис, а лучше не напишешь!» – сказал, по легенде, князь Потёмкин автору «Недоросля» после премьеры. «Сатиры смелый властелин», острослов, щёголь и персонаж исторических анекдотов, Денис Иванович Фонвизин окончил свою жизнь в параличе и долгах. 14 апреля исполняется 275 лет со дня его рождения.

Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть картинку Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Картинка про Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет

Денис Иванович Фонвизин

Из ливонских рыцарей

Пушкин в 1824 году писал брату: «Не забудь фон-Визина писать Фонвизин. Что он, нехристь?! Он русский, из прерусских русской!»

Как известно, предки русского комедиографа принадлежали к числу рыцарей Ливонского ордена. Во время войны с Россией сын и внук Вальдемара фон Визина Пётр и Денис были приняты Иваном Грозным на русскую службу. Верные семейной традиции, Фонвизины, в том числе отец и дед писателя, становились людьми военными.

Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть картинку Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Картинка про Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет

Герб дворян фон Визиных

Иван Андреевич Фонвизин, служивший и во флоте, и на суше, был души весьма отзывчивой. Чтобы спасти брата, наделавшего неоплатные долги, он в пору «цветущей своей юности» женился на 70-летней вдове Огарёвой и в течение двенадцати лет «старался об успокоении её старости».

Во второй брак он вступил уже по склонности сердца. Мать будущего писателя, Екатерина Васильевна, тоже происходила из семьи военных: отцом её был контр-адмирал и участник турецкой войны Василий Афанасьевич Дмитриев-Мамонов.

Брак был счастливым, у них родилось восемь детей. Денис, второй ребёнок и первый сын, родился 14 (3 по старому стилю) апреля 1745 года и был назван в честь своего предка – ротмистра Дениса Петровича, награждённого за военные доблести во время Смуты.

Пуговицы вместо шпаргалки

С XVI века потомки суровых рыцарей Фонвизины жили в Москве, в Печатниках (в Печатниковском переулке). Десяти лет от роду Денис с младшим братом Павлом (который впоследствии станет директором Московского университета) поступают в гимназию при этом университете, располагавшуюся недалеко от Кремля.

Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть картинку Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Картинка про Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезетУчителя, по воспоминаниям Фонвизина, не слишком их утруждали. И экзамен в латинском классе ученики смогли выдержать лишь потому, что преподаватель показал им, какому спряжению соответствует та или иная пуговица на его кафтане и камзоле, и в решительный момент дотрагивался до «правильной» застежки.

А вот учитель географии нашить пуговиц не озаботился. «Товарищ мой спрошен был, куда течет Волга? „В Чёрное море“, – отвечал он; спросили о том же другого моего товарища. „В Белое“, – отвечал тот. Сей же самый вопрос сделан был мне. „Не знаю“, – сказал я с таким видом простодушия, что экзаменаторы единогласно мне медаль присудили», – рассказывает Фонвизин о своём триумфе.

Как бы то ни было, Денис считался одним из лучших учеников гимназии: золотые медали, похвальный лист, речь «о наилучшем способе к обучению языков» на немецком языке и поездка в Санкт-Петербург в конце 1759 года. Братья Денис и Павел «фон Визины» оказались в числе «избранных учеников», представленных основателю университета Ивану Шувалову. Тот подвёл Дениса к Ломоносову, который, узнав о латинской специализации юного гимназиста, «с великим красноречием» заговорил о пользе латинского языка.

Закончив университетское обучение, 17-летний Денис мог переводить с трёх языков – латинского, немецкого и французского.

«Бригадирша ваша всем родня»

Молодого переводчика определяют на службу в Коллегию иностранных дел. Он выполняет дипломатические поручения (едет в Северную Германию с миссией), занимается литературными переводами (басни Эзопа, «Метаморфозы» Овидия, несколько песен «Илиады» Гомера), а главное – он влюблён в театр. Первое представление он увидел в Петербурге ещё гимназистом, где, «потеряв благопристойность», хохотал над шутками «великого комедиянта» Якова Шуйского.

Фонвизин начинает с переводных комедий, а в 1769 году пишет пьесу со сценами из российской жизни – «Бригадир».

« По чести скажу вам: я до сих пор без памяти от вашего “Бригадира”. Вы удивительно хорошо читаете!» – ласково говорит императрица Екатерина в гоголевской «Ночи перед Рождеством» человеку «с полным, но несколько бледным лицом», одетому в «скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами». Имя автора «Бригадира», по мнению Гоголя, должно быть известно любому отечественному читателю.

Пьесу о галломане Иванушке и бригадирше Акулине Тимофеевне, его матушке, Фонвизин, искусный чтец, действительно читал самой Екатерине: она была довольна и «всемилостивейше приветствовала» автора за его искусную декламацию.

Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть картинку Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Картинка про Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет

«Бригадирша ваша всем родня; никто сказать не может, что такую же Акулину Тимофеевну не имеет или бабушку, или тётушку, или какую-нибудь свойственницу… я удивляюсь вашему искусству, как вы, заставя говорить такую дурищу во все пять актов, сделали однако роль её столь интересною, что все хочется её слушать», – отметил граф Никита Панин, всесильный екатерининский вельможа, наставник великого князя Павла Петровича, который вскоре взял Фонвизина к себе на службу и стал его покровителем.

Любовь к таинственной москвичке

Денис Иванович не был красавцем – невысок, полноват, да ещё постоянные мигрени с молодых лет, предвестники будущего удара. Однако он был признанным франтом. Носил соболий сюртук, туфли с большими пряжками, украшал платье живыми цветами.

Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть картинку Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Картинка про Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет

Денис Фонвизин, гравюра XIX в.

О своей первой влюблённости в 16 лет он писал с юмором: с девицей, «о которой можно сказать: толста, толста! проста, проста!», он рассматривал эстампы соблазнительного содержания, но дальше этого дело не зашло – «желал бы я преподать ей и физические эксперименты, но не было удобности: ибо двери в доме матушки её ни одна не затворялась». Фонвизин заскучал и охотно общался с её матушкой, «которую целая Москва признала и огласила набитою дурою». Эти встречи не прошли для Фонвизина даром: матушка неизвестной москвички и стала прототипом знаменитой Бригадирши.

Настоящая любовь настигла его в 23 года: страсть к неизвестной москвичке, которая была замужем за военным, стоявшим с полком недалеко от Москвы. Добродетельная женщина хранила верность мужу, не давала молодому влюбленному «ни малейшего повода к объяснению» и призналась в своей любви только во время их последней встречи. В автобиографии «Чистосердечное признание» Фонвизин настаивает на чистоте их отношений и утверждает, что любовь к этой женщине он пронёс через всю жизнь.

Женился он в 30 лет на своей ровеснице, купчихе, вдове поручика Хлопова. Вести её дело по получению наследства в 300 тысяч поручил ему граф Панин. Расторопный Денис Иванович употребил всё своё красноречие, но тяжбу не выиграл: его будущая невеста была вынуждена довольствоваться некоторой денежной компенсацией и огромным петербургским домом на Галерной улице.

На решающем судебном заседании стряпчий заявил Фонвизину в лоб, что он-де защищает любовницу. И хотя между ним и Хлоповой ничего не было, Денис Иванович ответил, что женится на ней. Екатерина Ивановна стала для Фонвизина «его Катей», которую он любил, был предан и окружил самой нежной заботой. Детей у них не было.

«Публика аплодировала пьесу метаньем кошельков»

Так писал «Драматический словарь» о премьере «Недоросля», состоявшейся в Петербурге в 1872 году.

Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть картинку Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Картинка про Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет

Титульный лист издания комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Идея пьесы возникла у Фонвизина во время путешествия по Европе; так что безграмотная Простакова цитирует, сама не подозревая, героев Руссо и Вольтера.

Для нас сегодня любимые герои – Митрофанушка, само имя которого стало нарицательным, с его бессмертным «не хочу учиться, а хочу жениться», и его матушка, госпожа Простакова: «Зачем учить географию? Извозчик есть, он довезёт куда надо!».

Однако, по словам самого автора, своим успехом его «Недоросль» обязан бесконечным нравоучительным разговорам Стародума с добродетельными персонажами, а не уморительно смешным разглагольствованиям Скотинина и Митрофана.

В ту эпоху с удовольствием читали длинные рассуждения о пользе добродетели, а звериная грубость отрицательных фонвизинских персонажей вызывала недоумение.

Источник

Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Смотреть картинку Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Картинка про Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезет. Фото Для чего учить географию если есть извозчик который всегда довезетgrraen

Алексей Якименко

Прежде всего родители наняли для юного маркиза воспитателя; воспитатель, мужчина весьма представительной внешности и совершенный невежда, не мог ничему научить своего подопечного. Отец хотел, чтобы сын изучил латынь, мать этого не хотела. Рассудить их они просили некоего сочинителя, прославившегося к тому времени своими приятными произведениями. Пригласили его к обеду. Хозяин дома начал с того, что обратился к гостю со словами:

– Сударь, поскольку вы знаете латынь и бываете при дворе…

– Что вы, сударь, какая латынь! Да я ни звука не знаю по-латыни, – отвечал остроумец. – Как известно, на родном языке говоришь гораздо лучше, если остаешься верен ему и не обременяешь себя знанием иностранного. Взгляните на наших дам, у них ум гораздо приятнее чем у мужчин, их письма во сто раз изящнее, и этим превосходством, сравнительно с нами, они обязаны именно тому, что не знают латыни.

– Вот видите? Говорила же я! – подхватила хозяйка. – Я хочу, чтобы мой сын стал человеком остроумным, чтобы он преуспевал в свете. Теперь вам ясно, что, знай он латынь, он совсем пропал бы. Скажите на милость, разве оперы и комедии представляют на латинском языке? Разве в суде выступают на латинском языке? Разве на латинском языке объясняются в любви?

Хозяин, обезоруженный этими доводами, признал свою несостоятельность, и было решено, что молодому маркизу не стоит тратить время на Цицерона, Горация и Вергилия. Но что же он станет изучать? Ведь надо же ему что-то знать. Не познакомить ли его чуточку с географией?

– А на что она ему? – возразил воспитатель. – Когда маркиз пожелает отправиться в свои поместья, неужели почтари не найдут дороги? Будьте покойны, не заблудятся. Для путешествий нет нужды в буссоли, и из Парижа в Овернь люди отлично добираются, не ведая, на какой они широте.

(Вольтер «Жанно и Колен» 1764)

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь.

Источник

«Практическая направленность в обучении географии»

Так надо ли изучать географию
или « …извозчик и так довезёт»?

К сожалению, урок географии не предусматривает выхода на природу. А ведь именно живое общение с пространством может пробудить в ребёнке интерес к географии. Только через собственные впечатления можно получить представление о высоте гор, о глубине водоемов, о расстояниях, о площадях. Если ногами пройти 10 километров в походе, можно объяснить, что такое в реальности 100 км. Даже в городе можно учиться ориентироваться по карте.

География учит человека жить на Земле. Очень многие знакомые и привычные вещи созданы благодаря развитию географию. Знания о часовых поясах неотделимы от знаний числа, время, даты. С открытием многих новых стран и материков появилось множество продуктов (картофель, какао, кофе, чай), без которых современный человек не представляет жизни. Без географии не было бы прогноза погоды, а без него сложно выбрать одежду, обеспечить себе комфортное путешествие в разное время года в разные части света Ну и конечно же, не появилось бы ни карт, ни навигационных спутников, навигаторов. А ставшие такими незаменимыми телефоны просто бы не работали.

Думаю я, рано списывать со счетов науку географию и не довезёт извозчик, ежели не будет знать на какой долготе и широте ждут его пассажира. Так что учите географию, ребята. Путешествуйте по карте, путешествуйте по интернету, посещайте разные страны и получайте истинное удовольствие от путешествия. Ведь вдвойне приятнее оказаться в том месте, о котором читал, мечтал и знаешь так много. Счастливого вам пути….

На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Центральным звеном в осуществлении практической направленности выступает процесс применения знаний, когда знания получают выход в практическую деятельность, и при этом формируется психологическая готовность применять их в определенных условия и жизненных ситуациях.

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:

· Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

· Находить и анализировать в разных источниках географическую
информацию.

· Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов и стран мира).

Круг практических работ при изучении географии весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести:

а) ориентирование на местности;

б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.);
в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений;

г) проведение наблюдений на производстве;

д) съемка плана пути или участка;

е) работа с различными видами карт;

ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.

Выполнению практической работы всегда предшествует получение определенных теоретических знаний и ознакомление со способами её выполнения. Приемы проведения практических работ с учащимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставим при ее проведении.

Способы реализации практической направленности.

Современный учитель географии должен формировать у школьников умение применять географические знания повседневной жизни. Я применяю следующие виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии.

1. Работа с учебником, географической и научно-популярной литературой.

Работу с учебником географии провожу на различных этапах обучения, а именно при отработке и закреплении знаний и умений, так как целенаправленная работа с учебником вооружает учащихся рациональным приемам работы, способствует повышению их самостоятельности.

2. Работа с картой и картосхемами.

У учащихся формируются умения:

· читать общегеографические и тематические карты;

· использовать методы наложения и составления карт;

· ориентироваться на местности без карты по карте;

· составлять графики, профили, схемы, картосхемы;

· выполнять различные картоизмерительные работы;

· составлять по карте географические описания и характеристики отдельных объектов, территорий.

2. Работа на местности.

Данная практическая составляющая осуществляется во время проведения экскурсий, учащиеся определяют направления на местности по компасу, местным признаком, звездам, солнцу, азимуту.

Практическая работа как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством географического познания и определенным этапом формирования географического мышления учащихся. Именно поэтому в учебном процессе стараюсь применять способы практического обучения учащихся. По анализу различных источников географической информации (планов, схем местности, карт, статистических материалов), что и составляет специфику методической системы учителя географии.

Результатами педагогической деятельности является положительная динамика в работе, если ребенок сможет применить все вои знания на практике, вот это и будет считаться результатом работы.

Практическая направленность влияет не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений обучающихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:

Первый путь: чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.

Второй путь: внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала.

Применение практико-ориентированных, компетентностных заданий на уроке позволяют учителю решить несколько задач:

Выявить уровень развития предметных знаний и умений учащихся;

Оценить способность самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;

Формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

Практические задания стимулируют самообразование и саморазвитие учащихся.

Я учу детей применять приобретенные на уроке знания в повседневной жизни. Круг практических и самостоятельных работ разнообразен: ориентирование на местности, наблюдения за погодой, работа с различными видами карт, со статистическими данными и т.д. В процессе выполнения самостоятельных работ учащиеся усваивают сущность географических явлений и понятий.

Для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии, я использую следующие положения.

1. Успех в обучении умениям определяется во многом преемственностью, их развитием от урока к уроку, от одной темы к другой. Необходимо непрерывно следить за степенью освоения умения.

3. Необходимо координировать работу по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками. Например, при формировании умения составлять топографический план, вычислять среднюю температуру или строить графики и диаграммы, необходим контакт с учителями математики и информатики для выяснения подготовленности учащихся к вычислительным, измерительным и графическим работам.

4. Организация практической работы должна подчиняться чётко заданной цели, сформулированной на языке действий школьников. Примеры формулировок задач: «Проанализировать климатические диаграммы»; «По картам атласа определить особенности размещения природных зон материка».

5. После постановки задач при выполнении работы необходимо напомнить способы действий (активизировать ориентировочную основу действий). Учитель может продемонстрировать эти действия, может попросить обучающихся их вспомнить на основе раздаточных инструкций или планов описаний, имеющихся в приложениях учебников.

6. Обязательным условием эффективности практической деятельности выступает организация работы со средствами обучения, поскольку усвоенные приёмы работы обучающиеся переносят на другие источники знаний. Ведущую роль в решении задач обучения выполняют учебно-методические комплекты (учебники, атласы, рабочие тетради с печатной основой, тетради-тренажеры и др.), а также приборы (компасы, мини-метеостанции и т. д.), модели (глобусы) и инструменты (рулетка, нивелир и др.).

7. Полноценное качественное формирование географических умений школьников невозможно без их отработки в условиях реальной местности. Это условие требует организации наблюдений, практических работ на местности. Работая в природе, обучающиеся сначала овладевают приёмами использования полевых методов, что позволяет на их основе формировать умения ориентироваться, выделять и анализировать, описывать, объяснять признаки объектов и явлений, составлять географическую характеристику, картографические умения, устанавливать причинно-следственные связи (пространственные и временные), использовать материал для объяснения и оценивания разнообразных процессов и явлений.

8. Использовать игровые элементы, творческие задания в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Таким образом, грамотно выстроенная и реализованная система практических работ способствует тому, что обучающиеся осваивают универсальные и специфические для географии способы действий, ключевые понятия и теории.

Все географические закономерности своеобразно прослеживаются на каждой конкретной территории. Поэтому для формирования географического мышления необходимо не только изучать теорию с помощью различных источников информации, но и обязательно уметь увидеть объекты и компоненты природы в реальной жизни, на территории своей местности.

При организации процесса познания окружающего мира важно обращать внимание на особенности, мотивы обучения и интересы обучающегося. Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности на уроках географии необходимости выполнять следующие рекомендации:

1. Продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности, планировать результаты обучения.

2. При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.

3. Организация работы обучающихся должна быть с четко заданной целью.

4. Сообщать или ставить перед обучающимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике.

5. Предварительно конкретизировать содержание работы, определить конкретную территорию, объем заданий.

6. Осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний.

7. Усвоение каждой системы географических знаний должно осуществляться в комплексе работ “обучающие – тренировочные – итоговые – творческие”, которые должны быть взаимосвязаны.

8. Включать обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности.

9. Проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения.

10. Важно помнить, что процесс формирования географических знаний и умений – очень длительный и кропотливый, требующий постоянной тренировки, отработки, совершенствования и расширения от темы к теме, от раздела к разделу.

Вывод: практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление обучающегося должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы реализация практической направленности географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений обучающихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *