Для чего укладывают геотекстиль в дорожное полотно
Геотекстиль при строительстве автомагистралей и дорог.
Современные материалы не только значительно упрощают строительство, но и значительно повышают выносливость многих сооружений и конструкций. К таким эффективным и экономически выгодным элементам относятся и геосинтетики. Нетканые полотна все чаще используются для укрепления фундаментов, холмов и откосов, а также для увеличения срока службы автомобильных дорог и магистралей. Производством геотекстиля, подходящего для повышения надежности дорожного покрытия, уже долгое время занимается компания Геотехполимер. Разнообразие синтетических полотен позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для каждой конкретной задачи, а также значительно сэкономить.
Когда необходимо укрепление автотрассы?
Прокладка дорожных трасс – дело трудоемкое и достаточно дорогостоящее, поэтому технологии для такого строительства продумывают самым тщательным образом. Однако, несмотря на все старания, часто магистрали требуют ремонта уже через пару лет после прокладки. Что же становится причиной таких событий?
Чаще всего дороги приходят в негодность по нескольким причинам, главные из которых:
Конечно, не со всеми факторами можно успешно бороться, однако укрепить дорожную полосу и увеличить срок ее службы вполне реально. Сделать это помогут современные геосинтетические материалы, которые изготовлены из полиерных волокон и обладают массой преимуществ. Характеристики геотекстиля настолько привлекательны, что сделали его универсальным материалом при строительстве любого объекта, включая автотрассы.
Самые популярные геосинтетики, которые используют для повышения выносливости автодорог и магистралей, – это дорнит и геосетка. Эти материалы отлично справляются со своими свойствами и могут применяться как в тандеме, так и по отдельности.
Геотекстиль и его особенности
Самый подходящий для укрепления магистралей синтетик, который славится своей прочностью и жесткостью – это дорнит. Стоимость его сравнительно небольшая, а вот основные свойства очень привлекают проектировщиков и строителей.
Геотекстиль Дорнит выпускают в нескольких модификациях, однако для прокладки дорог лучше всего подходит полотно марки 300 или 500. Выпускается оно в рулонах разной ширины и характеризуется уникальной структурой, то есть особым скреплением нитей. Такое строение позволяет материалу быть практически универсальным и выполнять множество функций, а именно:
Как работает геотекстиль дорнит?
Геотекстильное полотно отлично выполняет поставленные перед ним задачи. Оно способно пропускать воду и создавать легкий и мягкий дренаж.
Так как одним из слоев дорожного пирога неизменно является щебень, то полотно дорнита как будто притягивает к себе крупные частички щебня и образует самый настоящий фильтр. Такой конструкции вымывание почвы точно не грозит.
На нестабильном грунте, например, глиняном или торфяном, геотекстиль является гарантией целостности покрытия. Так как почва неустойчивая и часто проседает, то слой щебня нередко рискует быть смешанным с грунтом. Укладка полотна исключает перемешивание и увеличивает срок службы покрытия. Хорошая плотность синтетического полотна позволяет спокойно выдерживать нагрузки, даже если грунт немного смещается.
Дорнит не стареет и не расслаивается под действием воды, грунта, строительных смесей, кроме этого, без труда выдерживает воздействие агрессивных щелочей и кислот. Он позволяет значительно сэкономить, ведь сокращаются расходы на ремонт и эксплуатацию, а также снижается стоимость строительства вобщем.
Геотекстиль способен эксплуатироваться даже в условиях очень низких температур или постоянной жары. В течение нескольких десятилетий он остается все таким же прочным, жестким и упругим, что значительно увеличивает срок службы автотрасс.
Геосетка и ее характеристики
Геосетка – еще один систетик, который часто используется для укрепления нестабильных грунтов. Она представляет собой ячеистое полотно, которое имеет жесткую структуру и способно сформировать отличный каркас для будущей автострады.
Геосетка в сочетании с дорнитом – это самое эффективное решение для неустойчивой почвы. Такой комплект позволяет:
Геосетка также реализуется в рулонах и характеризуется невысокой ценой, как и геотекстиль дорнит. Для создания хорошего армирования ячейки геосинтетической сетки заполняются сыпучим сырьем, например, мелким щебнем или песком.
Геотекстиль в дорожном строительстве и укладка дорожного полотна
Крайне неблагоприятное сочетание холодных зим и структуры почв привело к тому, что Россия была и остается крайне неудобной для дорожного строительства. Более 85% всех грунтов, используемых в качестве основы для строительства дорог, содержат глину. А глина из-за своего свойства хорошо впитывать и плохо отдавать влагу является весьма опасным фундаментом для дорог: при замерзании асфальт трескается и теряет несущую способность. Но сегодня есть такой строительный материал, как геотекстиль, применение которого сводит «хляби дорожные» к минимуму.
Роль геотекстиля в дорожном строительстве
Дорожное покрытие (асфальт, бетон) можно представить как своеобразный многослойный «торт», а, как известно, даже для торта выбирается в основание самый крепкий корж. Роль такого «коржа» при современном способе строительства дорог с успехом выполняет геотекстиль. Геотекстиль в дорожном строительстве стали применять именно с целью повышения износостойкости дорожного покрытия.
Сегодня в мире производится около 400 различных видов гео- материалов, две трети из которых применяются для строительства дорог.
Основные функции геотекстиля в строительстве автодорог и ж/д:
Технология укладки геотекстиля в дорожном строительстве
Процесс укладки дорожного полотна с использованием геотекстильных материалов можно разделить на несколько этапов:
Подготовка основания под геотекстиль
Прежде чем укладывать геополотно, всю площадь, которая будет служить основанием, необходимо подготовить. Имеющиеся пни и булыжники удаляют, а канавы и рытвины засыпают грунтом. Проводят фрезерование с помощью специальной техники (дорожных фрез). В зависимости от преследуемых целей и характеристик грунта толщина срезанного слоя варьируется от 20 до 80 мм.
При очередном ремонте дороги с верхнего пласта уложенного ранее синтетического полотна снимается минимальный слой, а при полной реконструкции — максимальный.
При капитальном ремонте дорожная сетка-канва оголяется полностью, и затем ее вытягивают из асфальтобетонного слоя. Для окончательной подготовки основания поверхность выравнивают, очищают от крошки и пыли, а пустоты и трещины заполняют битумной эмульсией.
Раскатывание рулонов геотекстиля
Непосредственно перед раскатыванием рулонов на подготовленных участках устанавливается опалубка. Дальше на поверхность укладывают рулоны геотекстиля по всей ширине таким образом, чтобы его края выходили за пределы насыпи.
Отсыпка песка
После укладки рулонов геотекстиля на них отсыпают песок. Слой песка должен составлять не менее 30 сантиметров. У краев насыпи формируется валик шириной и высотой по 50 сантиметров. Уплотняют песок до необходимой величины с помощью катка. После этого свободные края геотекстиля заворачивают через валики и закрепляют нагелями.
Непосредственная укладка асфальта
Перед укладкой асфальта необходимо задать уклон дорожному полотну в том направлении, где будет осуществляться сбор дождевой воды и располагаться ливневая канализация. Оптимальная величина уклона составляет 5-10 мм на 1 метр. Для определения точного угла уклона используются нивелиры.
Кроме того, прежде окончательной заливки дороги асфальтом, проводят монтаж бордюров и люков.
Толщина асфальтобетонного покрытия зависит от планируемой интенсивности эксплуатации. Так, для придомовой территории многоэтажного дома вполне достаточен слой мелкозернистого асфальта в 4-5 сантиметров. При более серьезных нагрузках необходима установка нижнего слоя дороги из мелкозернистого асфальта, а верхнего — из мелкозернистого.
Стоит сказать, что сам процесс укладки асфальта является в большой степени метеозависимым. В сильный дождь не рекомендуется укладывать асфальт. Кроме того, асфальтобетонная смесь — горячий продукт. Изготавливают ее на асфальтобетонном заводе, а затем быстро, не давая остыть, доставляют до места монтажа дорог, поэтому в холодное время года оперативность доставки асфальтовых масс на рабочие участки должна быть повышена.
При укладке дорожного покрытия строго по инструкции, с использованием геотекстиля, асфальтобетонное покрытие прослужит не менее 7-10 лет, без геотекстиля за длительный срок эксплуатации дороги никто не ручается.
Геотекстиль в дорожном строительстве: что это такое и как используется?
Геотекстиль, стал сегодня одним из неотъемлемых и важнейших дорожных компонентов.
Применение дорожного геополотна, в качестве реализации инновационных технологий, дает огромный экономический эффект.
Производство.
Изделие обладает рядом важных свойств: от водопроницаемости до эластичности и высокой прочности, от инертности к кислотам и щелочной среде до нейтральности в отношении к экосистеме.
Указанный геоматериал, не представляет опасности экологии благодаря отсутствию проблем с разложением, поэтому он настолько эффективен для выполнения нескольких востребованных основных функций – от разделения до армирования.
Применение.
Использование геотекстиля, наиболее активно реализуется в работе с:
Внедрение данного геоматериала способствует увеличению несущей способности, снижению риска деформации, защите от разрушений.
Геотекстиль, используется в качестве профилактики от микширования насыпного материала, что важно для:
Это является причиной значительного повышения потенциала объекта, для сооружения которого пользовались геотекстилем.
Преимущества.
Геотекстиль не обладает склонностью, связанной с поглощением грунтовых вод, отличается не подверженностью разложению и химической нейтральностью, что дает ему ряд преимуществ в сравнении с традиционными технологиями сооружения дорожных покрытий.
Помимо задач, связанных с упрочнением, геополотно способствует обеспечению рационального расходования стройматериалов.
Иначе говоря, строители добиваются минимизации насыпных слоев.
Происходит уменьшение материалоемкости конструкции, в сочетании с сокращением объемов работ.
Одновременно добиваются и снижения расходов, связанных с техобслуживанием, затратами, обусловленными эксплуатацией спецтехники.
Не менее важно упомянуть об удобстве транспортировки геотекстиля, а также укладки, не требующей сотрудничества с высококвалифицированными специалистами и пользования уникальным спецоборудованием.
Всех этих преимуществ удается добиться благодаря высококачественному сырью и инновационным технологическим разработкам.
Весь ассортимент предлагаемой продукции подвергается тщательному тестированию и сертификации.
Функции.
Дорожную одежду называют многослойным «тортом», сооружаемым на наиболее прочном «корже».
В современной сфере дорожного строительства функция коржа выполняется геотекстилем, эффективно повышающим износостойкость асфальтобетона.
Геотекстиль, при проведении работ, с автомобильными дорогами, используется для выполнения функций:
Почему геотекстилем необходимо пользоваться при дорожном строительстве?
По технологическим нормам, наиболее эффективным считается использование геополотна, плотностью более 200 г/м2.
Сегодня, геотекстиль активно используется строителями, работающими с обычными дорогами в районе жилого сектора, с автострадами.
Экономическая выгода от пользования геополотнами становится заметной буквально сразу, особенно в сравнении с дорогами без геосинтетика, нуждающимися в преждевременном ремонте или восстановлении.
Особенности российских грунтов.
Геотекстиль обладает прочностными характеристиками и набором полезных свойств, поэтому сегодня стал наиболее эффективной защитой от износа дорожных покрытий даже при наличии высоких нагрузок.
Материал способствует решению задач, связанных с укреплением несущего слоя и оптимизацией проектной сметы, что приводит к увеличению в 2,5 раза срока службы дорог.
Сам материал способен к сохранению своих характеристик в течение минимум 25 лет.
Это особенно важно в условиях проведения работ на проблемных отечественных грунтах, зачастую непригодных для дорожного строительства.
Доля глинистых грунтов достигает 80%. Основным соперником для строителей является воздействие воды. Глина обладает свойством прекрасного впитывания влаги и плохой ее отдачи.
После затяжных дождей происходит насыщение грунта, обладающего порами и пустотами, водой.
А после первых морозов происходит затвердевание влаги, скопившейся в замкнутом контуре.
Замерзание является причиной расширения воды, так называемого морозного пучения грунта, увеличения объема почвы ниже дорожного полотна, что приводит мгновенному возникновению на асфальте трещин.
Весной же происходит оттаивание слоя грунта, расположенного ниже асфальта, что приводит к исчезновению опоры, удерживающей дорожное полотно.
Поэтому автомобили в течение межсезонья уничтожают дорожное покрытие, делая его непригодным для движения.
Но этих проблем можно избежать с помощью применения геотекстиля при строительстве дорог.
Технология укладки.
Территория, выбранная для строительства дороги, нуждается в тщательной подготовке, удалении всех неровностей, выкорчевке пней, заполнении грунтом углублений и выбоин, а также трамбовке.
Затем с помощью спецтехники осуществляют фрезерование, заключающееся в срезании 20 – 80 см высоты верхних слоев почвы.
Накануне раскатки рулонов осуществляют установку деревянной опалубки.
В процессе раскатки необходимо предусмотреть, чтобы края рулонов выступали за пределы насыпи. Крепление материала осуществляется поэтапно, с шагом от 1,5 до 2 метров.
Для исключения складок необходимо позаботиться о тщательном разравнивании каждого участка полотнища до его фиксации.
Для обеспечения непрерывности покрытия, скрепление полотен рекомендуется выполнять посредством сварного способа.
Существует несколько вариантов укладки геотекстиля, обладающих различным результатом:
Благодаря грамотной укладке геоматериалов и соблюдению технических требований строителям удается добиться предотвращения основных угроз, связанных с разрушением дорожного полотна, осадкой грунта и образованием колеи, осыпанием склонов.
Геотекстиль (геоткань): назначение, свойства, применение
Технологии не стоит на месте и очень часто появляются новые строительные или отделочные материалы. Один из них — геотекстиль. Этот материал появился совсем недавно, но его уже советуют использовать при устройстве фундаментов, дорожек, дорог, благоустройстве участка.
Что такое геотекстиль?
Под названием «геотекстиль», скрывается группа материалов различного назначения, состава, способа производства и даже вида. Чаще всего укладывают «на» или «в» землю. Основной компонент — синтетические нити или волокна. Эти материалы долговечны, относительно недороги. В некоторых случаях в производстве используется стекловолокно, иногда к синтетике добавляются натуральные материалы — хлопок, шерсть. Все это изменяет свойства и характеристики материала, оказывает влияние на область использования.
Геотекстиль продают в рулонах шириной от 2 до 6 метров
Сырье для изготовления геотекстиля
Наиболее распространены полиэфирный и полипропиленовый геосинтетический материал. Полипропиленовый имеет более плотную структуру, обычно выше прочность на разрыв, не такой ворсистый на вид. Недостаток полипропилена — он плохо реагирует на ультрафиолет — становится хрупким. Поэтому в качестве укрывного материала, его лучше не использовать.
Полипропиленовый геотекстиль может иметь любой цвет, так как в исходное сырье можно добавить красители. Базовый — белый, но чаще цвет меняется из-за добавок, которые вносят для получения специальных свойств. Например, для того чтобы геосинтетик лучше переносил солнечный свет.
Разные на вид и на ощупь материалы
Полиэфирный геотекстиль может быть сделан из вторсырья (пластиковых бутылок и т.д.), потому и стоит, обычно, дешевле. Нити из полиэфира длинными не получаются, поэтому материал более «мохнатый» и менее прочный на разрыв. Цвет — любой, но чаще серый (марка «Дорнит»), черный, бежевый или коричневый, очень редко — белый. Это когда он сделан из первичного сырья.
Геотекстиль «Дорнит» – это нетканый, иглопробивной материал, обладающий высокой прочностью. Изготовленное из синтетических волокон, полотно сматывается в рулоны по 50 метров и в таком виде поступает в продажу. Благодаря своей прочности, устойчивости к износу и достаточно демократичной стоимости, «Дорнит» активно используется в строительной отрасли и ландшафтном дизайне
Если подытожить, то полипропиленовый геотекстиль надо использовать там, где нужна высокая прочность — при устройстве дорог, дорожек, укреплении склонов, фундаментов, отсыпок. Полиэфирный материал — подойдет для грядок, клумб, горок и других ландшафтных ухищрений.
Способы производства и основные свойства
Есть три разных способа изготовления геотекстиля:
Если волокна соединяются при помощи игл или тонких струек воды, материал по внешнему напоминает войлок, имеет ворсистую поверхность. Термоскрепленный — более гладкий. Разные способы соединения нитей придают геотекстилю различные свойства, следовательно, их используют в разных областях.
У термоскрепленного геотекстиля, одна сторона более гладкая
Если сравнивать все три типа нетканого геотекстиля, самой высокой прочностью на разрыв обладает гидроскрепленный, затем — термоскрепленный и самый «слабый» — иглопробивной (иглы все-же повреждают волокна). Термоскрепленный геотекстиль изготавливают из полипропилена, так как полиэфир имеет слишком высокую температуру плавления, что резко увеличивает его стоимость.
Пропитки и кландирование
Есть геотекстиль с пропитками — латексом, пластификаторами, пластиковыми составами. Они придают материалу дополнительные свойства, но практически полностью лишают фильтрующей способности. Это надо учитывать при выборе материала. Например, для устройства пруда отсутствие фильтрующей способности — плюс, для дренажа — минус.
Пропитки нужны далеко не всегда
Кландирование — повторное скрепление уже готового полотна. Способ повторного скрепления обычно отличается от первичного. Это придает геотекстилю повышенную прочность.
Применение
Геотекстиль появился недавно, но используется уже в различных областях: в строительстве, ландшафтном дизайне, огородничестве и садоводстве, при устройстве пешеходных дорожек, автодорог и взлетных полос. Из того же материала, только малой плотности, делают гигиенические изделия, одноразовую медицинскую одежду и белье, используют в качестве черновой обивки для мягкой мебели. В общем, область применения геотекстиля очень широка, и стоит знать, какой вид пригоден для каких целей.
Один из видов применения — при обустройстве участка
В зависимости от плотности
Стоимость геотекстиля может отличаться в разы. Как вы уже поняли, цена формируется в зависимости от материала и способа производства. Но важную роль также играет плотность. Одни и те же материалы, но с разной плотностью, имеет различные цены. Как узнать, какой геотекстиль нужен в конкретном случае? Можно примерно ориентироваться по такому разделению по плотности:
Это только примерные границы. Всегда стоит выбирать геотекстиль, обращая внимания на конкретные условия. Например, для жесткого и каменистого грунта, важна будет такая характеристика, как удлинение при разрыве. Чем лучше тянется материал, тем меньше возможность разрыва при «облегании» неровностей и выступов.
При выборе геотекстиля для строительных работ и под дороги/дорожки, стоянки, площадки, смотрите, чтобы была высокой разрывная нагрузка (прочность на разрыв). Этой характеристикой можно пренебречь, если формируете неровности рельефа, но нагрузки на них не будет.
В зависимости от сырья и способа производства
Термоскрепленный геотекстиль имеет высокие показатели по прочности на разрыв, но отводит воду только в поперечном направлении. То есть, его можно использовать в зонах с низким уровнем грунтовых вод, на хорошо дренируемых почвах. Он хорош как разделитель разных фракций и материалов при устройстве площадок, под пешеходные дорожки из различных материалов, подходит для изменения ландшафта. Но все это — на участках с хорошим водоотведением. Не слишком подходит он для дренажных систем — вода отводится недостаточно хорошо.
Иглопробивной менее прочен, зато вода проходит как в продольном, так и в поперечном направлении. Он подходит для укладки на тяжелых грунтах, плохо отводящих воду — суглинках, глинах. Недостаток прочности можно компенсировать, уложив снизу геосетку — еще один вид геосинтетиков. Она будет принимать на себя основные нагрузки, а геотекстиль не даст смешиваться фракциям. Этот тип можно применять в дренаже. Оптимальная плотность дренажного геотекстиля по соотношению цена/качество – 200 г/м².
Геотекстиль для дренажа. Свойства: упругость и прочность, противостояние сильным нагрузкам и плесени, высокий срок годности, простота монтажа, пожаробезопасность и нетоксичность, устойчивость к ультрафиолетовым лучам
Тканый геотекстиль очень прочный, имеет высокую прочность на разрыв. Он идеален для создания насыпей, изменения ландшафта, создания подпорных стенок. Причем нагрузку выдерживает без вопросов. Не рекомендуют его использовать в дренаже — промежутки между нитями быстро забиваются мелкими частицами, что ухудшает отведение воды.
Примеры использования
Область применения геотекстиля широка, по назначению разделают следующие виды:
При покупке геотекстиля обращайте внимание на технические характеристики и назначение, а не выбирайте ориентируясь только по цене. Если вы под щебень уложите упаковочный, садовый или мебельный — ничего это не даст. Деньги будут потрачены впустую, так как материал порвется на протяжении месяцев, а может быть еще при засыпке.
Строительство
Одна из основных функций геотекстиля — разделять разные слои. Это могут быть разные фракции, разные материалы.
При всех типах работ, для того чтобы материалы не «расползались» и не перемешивались, необходимо ширину геотекстиля брать с таким учетом, чтобы он поднимался на всю толщину слоя насыпного материала и еще заворачивался на 30-60 см. При планируемых значительных нагрузках, заворот можно делать больше — будет надежнее. Это касается как строительных работ, так и ландшафтных, садовых и т.д.
В обустройстве участка
Работа на участке предполагает большое количество земельных работ. Чтобы результаты радовали продолжительное время, применяют геотекстиль.
Это только часть процессов, в которых этот материал может быть использован. Есть еще редко встречаемое у нас применение — при создании зеленых кровель.
Правила укладки
Чтобы геотекстиль выполняя свои функции, необходимо его правильно уложить. Сначала расскажем, чего быть не должно. В первую очередь, не стоит укладывать геополотно с дырками (механическими повреждениями). Если заменить кусок целиком нет возможности, уложите заплату, которая больше размеров прорехи на 50 см. Во-вторых, его нельзя таскать «волоком». В-третьих, по разосланному полотну нельзя ездить на машинах.
Далее — общие правила укладки геотекстиля:
Как уже говорили ранее, ширина полотна должна быть больше настолько, чтобы можно было его завернуть на слой щебня, земли, песка. И чтобы «подворот» был не менее 30-50 см.
Применение геотекстиля
Есть еще один вопрос: какой стороной правильно укладывать геотекстиль. Однозначного ответа нет, так как зависит от материала. Некоторые виды можно укладывать любой стороной, другие — только гладкой или только ворсистой стороной вверх. Конкретно, какой стороной класть геополотно, сказано в инструкции к материалу. Если покупаете не рулон целиком, а только часть, уточните правила его укладки у продавца.