Для чего устанавливается блокирующее устройство
Блокировочные защитные устройства
Блокировочные защитные устройства предназначены для отключения (предупреждения включения) машины при нахождении человека в опасной зоне, а также для предотвращения попадания человека в опасную зону. Блокирующие устройства выполняют функции:
— Отключение (предупреждение включения) машины в случае снятия ограждения опасной зоны.
— Блокировка двери помещения, в котором опасно пребывание людей при работе оборудования (распределительные устройства электроустановок, радиоактивные источники).
— Остановка оборудования при попадании человека в опасную зону.
— Запрещение неправильного управления машиной, включения опасных режимов работы.
Основное требование к защитной блокировке – это своевременное срабатывание блокировки. Время срабатывания блокировки (tc) должно быть меньше времени, затрачиваемого рабочим на доступ в опасную зону tд = tв + tп, где tв – время, затраченное на вскрытие ограждения, tn – время на движение рабочего в опасную зону, т.е. tc
Механическая блокировка рычажного типа, закрывающая доступ в опасную зону или запрещающая включение механизма, работа которого порождает опасность для человека. Например, снятие ограждения через систему рычагов тормозит (отключает) мотор станка.
Электромеханические блокировки чаще используются в электроустановках. Пример электромеханической блокировки приведен на рис. 53. При открытии двери распредустройства происходит поворот рычага 1 и запор 2 освобождает палец 3, который под действием пружины перемещается и стопорит замок 4 вала 5, включающего рубильник 6. После закрытия двери запор 2 утапливает палец 3, замок 4 перемещается и поворотом вала 5 включается рубильник 6.
Рис. 53. Схема электромеханической блокировки
Электрическая блокировка используется в электроустановках (ЭУ) с напряжением свыше 500в. В ограждение ЭУ встраивается концевой выключатель, контакты которого при вскрытии ограждения размыкают цепь управления ЭУ, и последняя обесточивается.
Пневматические блокировки подачи газа в печь (рис.60) предназначены для отключения подачи газа, если уменьшилась или прекратилась подача воздуха. При уменьшении подачи воздуха мембрана 3 опускается и клапан 2 перекрывает газ. В результате исключается образование взрывоопасной смеси.
В фоторелейной блокировке используется специальная лампа и фотоэлемент, в котором при освещении возникает ток (рис. 55).
Рис. 55. Схема фоторелейной защиты на прессах
Опасная зона (2) пресс просвечивается лучом (1), падающим от лампы на фотоэлемент (3), в цепь которого включено реле (7). При пересечении луча света рукой рабочего ток фотоэлемента прерывается, срабатывает реле 10 и реле 7 подключает катушку (9) к выпрямителю 8. Катушка перемещает стержень (11) под рычаг (6), включает муфту (5) тормоза и стопорит педаль 12. Пресс не может быть пущен в работу.
Блокировки безопасности
Использование блокировок для снятия электрических и механических рисков. Система «Lockout/Tagout». Элементы системы. Принцип работы.
Огромное количество несчастных случаев произошло (и еще произойдет) в результате ошибочной подачи энергии (электрической или механической) на участок, где проводятся ремонтные или регламентные работы.
Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭУ) утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 №328н предписывают:
XVI. Охрана труда при выполнении технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ со снятием напряжения.
16.1. При подготовке рабочего места со снятием напряжения, при котором с токоведущих частей электроустановки, на которой будут проводиться работы, снято напряжение отключением коммутационных аппаратов, отсоединением шин, кабелей, проводов и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на токоведущие части к месту работы, должны быть в указанном порядке выполнены следующие технические мероприятия:
Меры, препятствующие подаче напряжения «в народе» принято называть правилом: «Отключи и исключи включение».
Опытный электрик, прежде чем пойдет чинить участок электрической цепи, снимет рубильник и заберет его с собой. Если не так радикально, то принято закрывать места включения подачи напряжения на замок.
Система «Lockout/Tagout»
Сейчас все большее применение находит позаимствованная на западе система «Lockout/Tagout». Приблизительно переводится как «заблокируй / проинформируй».
Система состоит из следующих элементов:
Блокировочные устройства – дополнительные устройства, использующиеся в системе блокировки для физического предотвращения подачи электрического тока и запуска механических частей оборудования.
Существует огромное количество вариантов блокираторов.
Блокираторы электрических рисков
Блокираторы механических рисков
Блокираторы важная, но не единственная часть системы «Lockout/Tagout». Необходимо определить и зафиксировать в инструкциях последовательность отключения. Определить и промаркировать точки отключения.
Система «Lockout/Tagout» предполагает использование одного ключа для одного замка. Замок с ключом может быть выдан работники персонально или взят им на время проведения работ. Главное что бы ни кто не имел возможности подать энергию на обслуживаемый участок кроме самого исполнителя работ или его непосредственного руководителя.
Блокировочные устройства по принципу работы
Блокировочные защитные устройства
Блокировочные защитные устройства предназначены для отключения (предупреждения включения) машины при нахождении человека в опасной зоне, а также для предотвращения попадания человека в опасную зону.
Функции
— Отключение (предупреждение включения) машины в случае снятия ограждения опасной зоны.
— Блокировка двери помещения, в котором опасно пребывание людей при работе оборудования (распределительные устройства электроустановок, радиоактивные источники).
— Остановка оборудования при попадании человека в опасную зону.
— Запрещение неправильного управления машиной, включения опасных режимов работы.
Блокировочные устройства по принципу действия
Блокировочные устройства препятствуют проникновению человека в опасную зону либо на время пребывания его в этой зоне устраняют опасный фактор. Особенно большое значение этот вид средств защиты имеет на рабочих местах машин и агрегатов, не имеющих ограждений, а также там, где работа может вестись при снятом или открытом ограждении.
Механическая блокировка представляет собой систему, обеспечивающую связь между ограждением и тормозным (пусковым) устройством.
Электрическая блокировка применяется на электроустановках с напряжением от 500 В и выше, а также на различных видах технологического оборудования с электроприводом. Она обеспечивает включение оборудования только при наличии ограждения.
Электромагнитная (радиочастотная) блокировка основана на применении электромагнитного поля высокой частоты, излучаемого в пространство генератором. В момент попадания человека в опасную зону высокочастотный генератор подает импульс тока к электромагнитному усилителю и поляризованному реле. Контакты реле обесточивают схему магнитного пускателя, что приводит к остановке двигателя.
Оптическая блокировка основана на принципе ограждения опасной зоны световыми лучами. Изменение светового потока, падающего на фотоэлемент, при пересечении человеком опасной зоны преобразовывается в измерительно-командном устройстве, которое приводит в действие дополнительные механизмы защитного устройства. Такая блокировка не требует никаких механических конструкций, малогабаритна, надежна, удобна в эксплуатации, позволяет обеспечить защиту протяженных в пространстве зон.
Электронная (радиационная) блокировка применяется для защиты рук работающего в опасных зонах, на прессах, гильотинных ножницах и других видах оборудования.
Ограничительные устройства выполняют функцию слабого звена в агрегате и рассчитаны на разрушение, срабатывание или несрабатывание при перегрузках.
К слабым звеньям устройств относятся: срезные штифты и шпонки, соединяющие вал с маховиком, шестерней или шкивом; фрикционные муфты, не передающие движение при больших крутящих моментах; плавкие предохранители; разрывные мембраны в установках с повышенным давлением.
Слабые звенья делятся на две основные группы: звенья с автоматическим восстановлением кинематической цепи после того, как контролируемый параметр пришел в норму (например, муфты трения; предохранительный клапан), и звенья с восстановлением кинематической цепи путем замены слабого звена (например, штифты, шпонки, разрывные мембраны).
Срабатывание слабого звена приводит либо к останову машины, либо к восстановлению до допустимого контролируемого параметра, что исключает поломки, разрушения и травматизм.
Блокировка, сигнализация и маркировка
В электроустановках и радиоустройствах широко применяются электрическая и механическая блокировки.
Электрическая блокировка воздействует только на контакты электрической цепи. Она может применяться при любых расстояниях от защищаемого объекта. Принцип действия электрической блокировки состоит в том, что открытие дверей шкафов или ограждения электроустановки или кожухов электрооборудования сопровождается разрывом электрической цепи и автоматическим отключением электроустановки или другого электрооборудования от источника тока. В другом случае блокировка дает возможность открыть двери шкафа или ограждения электроустановки или снять кожух электрооборудования только после предварительного отключения источника тока.
Недостатком электрической блокировки является ее зависимость от исправности электрической цепи, например, пригорание контактов делает невозможным открытие дверей ограждения передатчика или двери лифта, что может привести к несчастному случаю.
При механической блокировке открыть двери шкафов или ограждений можно только при предварительном выключении рубильника, т.е. подачи электропитания на установку, и, наоборот, включить рубильник можно только при закрытых дверях или надетых на электроустановки кожухах.
Используются жезловые и рычажные системы механической блокировки.
При жезловой системе все двери шкафов или ограждений имеют специальные замки, которые открываются одним ключом. Конструкция замка гакоиа, что повернуть ключ и вынуть его из замка можно, только выключив предварительно рубильник, снимающий высокое напряжение. Конструкция дверных замков не позволяет вынуть ключ, если дверь не закрыта. Включить рубильник можно только в том случае, если дверь ограждения будет закрыта и заперта.
При рычажной системе ручка управления рубильником механически связана с дверным заслоном замка. При выключении рубильника одновременно выдвигается заслон замка и только после этого можно открыть дверь шкафа или ограждения. При открытой двери конструкция замка не позволяет задвинуть заслон замка обратно и, следовательно, не допускает включения рубильника, когда за ограждением работает обслуживающий персонал.
Способ включения, при котором сигнальные лампы гаснут при отсутствии напряжения, имеет тот недостаток, что выход из строя лампы или нарушение контакта будет служить неверным сигналом для обслуживающего персонала. Поэтому в целях безопасности обслуживающею персонала необходимо всегда, независимо от показаний сигнальных ламп, при входе за ограждение убедиться в отсутствии напряжения на установке при помощи переносных индикаторов напряжения.
В электроустановках напряжением выше 1000 В кроме сигнальных ламп применяются лампы тлеющего разряда (неоновые, аргоновые и т.п.), которые подвешиваются к тем частям установки, состояние которых они показывают. Лампы горят в электрическом поле, создаваемом включенной частью установки, и не требуют никакой проводки. На каждую фазу ставится своя лампа. Такая сигнализация облегчает работу обслуживающего персонала и предупреждает несчастные случаи.
К звуковой сигнализации относятся звонок и сирена, предупреждающие работающих о появлении напряжения на установке.
Противоугонные устройства механического типа
Блокировка основных частей:
Механические противоугонные устройства для колес — секретки
Типы секретков:
Электронные представляют собой кнопку, которая размыкает цепь питания между насосом, подающим топливо, стартером и зажиганием. Даже если злоумышленник обойдёт сигнализацию и попадет внутрь автомобиля, то завести его без правильной комбинации, деактивирующей секретку, он не сможет.
Магнитные секретки функционируют по принципу контакта с магнитом — герконовый контакт. Если к устройству поднести какой-либо магнит, то сработает блокирующий механизм. Размещают такие устройства преимущественно под обшивкой автомобиля.
Плюсы секреток
Установка такого механизма дает автовладельцу 99%-ную гарантию защиты автомобиля от угона. Секретки, по мнению водителей, считаются лучшим противоугонным средством.
Замки на коробку передач
Бесштыревые механизмы блокируются при повороте ключа.
При наличии штыря в замке на КПП надо будет его вытащить и переставить в отверстие, известное только владельцу.
Второй вариант лучше подходит для автоматических КПП. В этом случае коробка сама фиксироваться не будет, блокируется только подвижная рукоятка.
Недостаток — это возможность взлома замка на коробке передач.
Механизм блокировки для руля
Устанавливается на руль и после фиксации сместить и повернуть колесо становится невозможным. При монтаже задействуется не только рулевое колесо, но и одна из педалей.
Блокировка для педалей автомобиля
Конструкция этого устройства работает по принципу обратного клапана. Когда происходит нажатие на педаль автомобиля, то происходит блокировка действия. Автомобиль с системой защиты такого вида нельзя будет не просто угнать, но и просто завести.
Запорный механизм для капота машины
Механический открывается специальным ключом.
Блокираторы дверей машины
Блокиратор для дверей — это специальный замок, предотвращающий проникновение угонщика в салон авто. Устройство оснащено штырем, который функционирует, как засов на двери. Для максимальной защиты транспорта придется приобрести четыре таких устройства — по одному для каждой из дверей.
Для чего устанавливается блокирующее устройство
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЛОКИРОВОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ЗАЩИТНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ
Принципы конструирования и выбора
Safety of machinery. Interlocking devices associated with guards.
Principles for design and selection
ОКС 13.110
ОКСТУ 0012
Дата введения 2000-07-01
1 РАЗРАБОТАН Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ОАО «ЭНИМС»)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 70 «Станки»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 ноября 1999 г. N 421-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ЕН 1088-95 «Безопасность машин. Блокировочные устройства, связанные с защитными устройствами. Принципы конструирования и выбора»
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет общие принципы конструирования и выбора блокировочных устройств, связанных с ограждениями независимо от природы источника энергии (как определено в ГОСТ Р 51333; 3.31).
Настоящий стандарт содержит технологические требования, предъявляемые к электрическим блокировочным устройствам.
Настоящий стандарт распространяется и на те элементы защитных устройств, которые обеспечивают срабатывание блокировочных устройств.
Требования к защитным устройствам приведены в ГОСТ Р 51342. Обработка сигналов, поступающих от блокировочного устройства для остановки и фиксации машины в определенном положении, рассматривается в ЕН 954-1.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
МЭК 60617-7-96* Обозначения условные графические для схем. Часть 7: Коммутационная аппаратура, механизмы управления и защитные устройства
ЕН 954-1-96* Безопасность машин. Элементы систем управления, имеющие отношение к безопасности. Часть 1. Общие конструктивные решения
ЕН 999-98* Безопасность машин. Скорость перемещения кисти руки и руки от кисти до плеча. Скорость подвода частей тела человека для позиционирования предохранительных устройств
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 блокировочное устройство; блокировка: Механическое, электрическое или прочее устройство, цель которого состоит в предотвращении функционирования элементов машины в заданных условиях (обычно до тех пор, пока не закрыто защитное устройство);
3.2 защитное устройство с блокировкой: Защитное устройство, объединенное с блокировочным устройством таким образом, чтобы:
— «перекрываемые» защитным устройством опасные функции машины не могли бы сработать до тех пор, пока не будет закрыто защитное устройство;
— если защитное устройство будет открыто в то время, когда осуществляются опасные функции машины, то подавалась бы команда на останов машины;
— когда защитное устройство будет закрыто, а опасные функции машины, «перекрываемые» этим устройством, могут быть осуществлены, закрытие самого защитного устройства не послужило бы причиной начала осуществления этих функций (ГОСТ Р 51333; 3.27);
3.3 защитное устройство с блокировкой и фиксацией закрывания: Защитное устройство объединено с блокировочным устройством и устройством фиксации закрывания таким образом, что:
— «перекрываемые» защитным устройством опасные функции машины не смогут осуществляться до тех пор, пока не будет закрыто и зафиксировано от открывания защитное устройство;
— защитное устройство остается закрытым и зафиксированным от открывания до тех пор, пока не будет устранен риск травмирования оператора от воздействия опасных функций машины;
— если защитное устройство закрыто и зафиксировано от открывания, опасные функции машины, «перекрываемые» защитным устройством, могут осуществляться, но закрытие и фиксация от открывания этого устройства сами по себе не вызовут начала осуществления этих функций (ГОСТ Р 51333; 3.28);
3.4 фиксатор защитного устройства: Устройство, предназначенное для фиксации защитного устройства в закрытом положении при определенных условиях:
— машина не может работать, пока защитное устройство закрыто и заблокировано; устройство остается заблокированным до тех пор, пока риск не устранен;
— непрерывный автоматический контроль, при котором меры безопасности принимаются сразу же после возникновения дефекта;
— дискретный автоматический контроль, при котором меры безопасности в случае возникновения сбоя или дефекта принимаются в течение следующего цикла работы машины (ГОСТ Р 51333; 3.15);
3.6 принудительное срабатывание: Если движущийся механический компонент неизбежно увлекает за собой второй компонент как путем непосредственного контакта, так и через промежуточные жесткие элементы, то считается, что второй компонент срабатывает в принудительном порядке (или принудительно) под воздействием первого (ГОСТ Р 51333; 3.5);
3.7 принудительное открывание контактного элемента: Достижение разделения контактов в качестве непосредственного результата заданного перемещения исполнительного органа переключателя посредством неупругих элементов (например независимо от действия пружины) (ГОСТ Р 50030.5.1).
3.8 время на останов (время для исключения опасности): Период между моментом, когда блокировочное устройство выдает команду на останов, и моментом, когда риск опасной функции машины прошел;
3.9 время доступа (время для доступа в опасную зону): Время, принимаемое для доступа к опасным частям машины после выдачи блокировочным устройством команды на останов. Рассчитывается на основе достигаемой скорости, значение которой может быть выбрано для каждого конкретного случая, принимая во внимание параметры, приведенные в ЕН 999.
4 Принципы функционирования и типовые виды блокировочных устройств, взаимодействующих с защитными ограждениями
4.1 Методы блокировки
4.1.1 Управляющая блокировка
4.1.2 Силовая блокировка
Поступившая от блокировочного устройства команда на останов машины непосредственно прерывает подачу энергии к ее исполнительным органам или разъединяет подвижные части и исполнительные органы (уровень на рисунке 1). «Непосредственно» означает, что в отличие от управляющей блокировки (4.1.1) система управления не играет промежуточной роли в функции блокировки.
4.2 Типы блокировочных устройств
4.2.1 Блокировочное устройство без фиксации закрывания
Защитное устройство всегда можно открыть. Как только защитное устройство оказывается незакрытым, блокировочное устройство подает команду на останов, т.к. оказывается возможным открывание защитного устройства во время работы машины (или опасных элементов машины). Функция устройства сводится к блокировке, как определено в ГОСТ Р 51333; 3.27).
Примеры блокировочных устройств без фиксации закрывания приведены в приложениях А, В, F, G, J, К, L к настоящему стандарту.
4.2.2 Блокировочное устройство с фиксацией закрывания
Защитное устройство удерживается в открытом состоянии фиксатором.
Существуют два типа блокировок:
— расфиксация защитного устройства может быть осуществлена в любое время оператором (расфиксация без условия: см. таблицу 1 и рисунок 3.b.1);
— расфиксация защитного устройства возможна, только если выполнено условие устранения опасности (расфиксация с условием: см. таблицу 1 и рисунок 3.b.2).
Фиксатор защитного устройства (3.4) может быть частью блокировочного устройства или может представлять отдельный узел.
Узел, осуществляющий фиксацию/расфиксацию защитного устройства может быть:
— с ручным управлением, освобождаемый вручную (рисунок N 1);
— с запиранием пружиной и отпиранием при подаче энергии (рисунок 2а);
— с запиранием при подаче энергии и освобождением пружиной (рисунок 2b);
— с запиранием и освобождением при подаче энергии (рисунок 2с).
b.1) Разблокировка без условий (разблокировка в три этапа)
b.2) Разблокировка при условии (разблокировка в четыре этапа)
Блокирующее устройство
Владельцы патента RU 2281866:
Изобретение относится к устройствам защиты, может быть использовано для блокирования подвижных частей автомобиля, механических замков и др. деталей в порядке обеспечения защиты от несанкционированного проникновения, угонов и пр.
Известно противоугонное (блокирующее) устройство для автомобиля [1], включающее фиксированный замком стопор карданной передачи, который выполнен в виде стержня, проходящего через отверстие в днище кузова автомобиля, над удлинителем коробки передач, и входящего в промежуток между головками болтов фланца, жестко скрепленного с ведомым валом коробки передач.
Конструкция известного устройства не удобна в пользовании, не обеспечивает надежной защиты и полной блокировки от угона в связи с тем, что она не может обеспечить разъединение его с ведущей шестерней главной передачи. Поэтому это известное устройство не предотвращает возможность угона автомобиля даже с установленным в рабочем положении противоугонным (блокирующим) устройством.
Кроме того, противоугонное устройство устанавливается на видном месте, а в нем использован стопорный замок, что позволяет, путем подбора ключей и/или специальных отмычек, значительно упростить обнаружение, открытие стопорного замка и нейтрализацию противоугонного устройства.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению по технической сущности и достигаемому результату, выбранному в качестве прототипа, является блокиратор [2]. Известный блокиратор содержит корпус, по оси которого размещен электромагнит с подпружиненным якорем, снабженный связью с защелкой для запирающего устройства. Последнее выполнено в виде рейки с пружиной, закрепленной вне корпуса, рейка имеет косые зубцы, установлена в сквозном и перпендикулярно расположенном к оси корпуса отверстии. Одна из сторон рейки оснащена элементами конструкции, обеспечивающими возврат рейки в исходное состояние после выхода защелки из зацепления.
Использование блокиратора данной конструкции обеспечивает повышение надежности защиты автомобиля от угона путем увеличения продолжительности поиска и нейтрализации противоугонного устройства.
Проведенный анализ уровня техники позволил установить недостатки блокирующих устройств, которые можно устранить путем усовершенствования конструкций. При этом повышается надежность работы и «секретность» блокирующего устройства, что, в свою очередь, обеспечит надежность защиты автомобиля от несанкционированного проникновения и угона.
В основу изобретения поставлена задача разработки новой конструкции блокиратора с обеспечением двойной защиты, повышенной секретности и надежности блокировки, путем усовершенствования известных и применения новых элементов конструкции, обеспечивающих и работающих на повышение надежности «заклинивания», расположения их внутри не разрушаемого корпуса.
Кроме того, запирающий элемент размещен в полости соосно с запирающим устройством и корпусом с возможностью возвратно-поступательного перемещения, а защелка выполнена в виде тела качения.
Кроме того, защелка установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения, а защелок может быть несколько.
Кроме того, один из подшипников скольжения закреплен посредством прижимной шайбы и болта.
Кроме того, блокирующее устройство снабжено шпоночной парой.
Кроме того, защелки выполнены, например, по форме шариков.
Кроме того, защелки выполнены в виде роликов.
Общие с прототипом существенные признаки: корпус, полость корпуса, запирающее устройство с полостью и с установленным в ней переключающим устройством, управляющий элемент, взаимодействующий с защелкой посредством гибкой связи, установленной в по меньшей мере одной проточке.
Существенными отличительными признаками, обеспечивающими, по мнению авторов, получение положительного эффекта, являются:
— запирающее устройство снабжено запирающими конструктивными элементами и защелкой новой конструкции;
— запирающий элемент выполнен на конце запирающего устройства, а защелка установлена в срезе, который выполнен таким образом, что в сечении образуется клин;
— запирающий элемент изготавливается по сравнительно упрощенной технологии, не требуется также сложных приспособлений для обеспечения изготовления срезов, в которые устанавливаются защелки (их можно подобрать из стандартизированных элементов);
— в запирающем элементе может быть один или несколько срезов для установки в них защелок, обеспечивающих работу блокирующего устройства;
— дополнительные проточки выполнены из условий работоспособности устройства, дополнительно обеспечивают также и эффект демпфирования в моменты свободного перемещения запирающего устройства в полости корпуса;
— в запирающем устройстве выполнена полость, конструктивные размеры которой выбираются из условий возможности размещения в ней переключающего устройства и его элементов; тем самым, все элементы переключающего устройства обеспечены защитой не только корпусом, но и стенками запирающего устройства, т.н. «двойная защита»;
Изобретение имеет расширяющие признаки, которые также обеспечивают его работоспособность в соответствии с технической сущностью решения.
— использование нескольких защелок обеспечивает повышение надежности работы, однако их количество ограничено и определяется конструктивными размерами и опытным путем в каждом конкретном случае;
— устройство может быть снабжено дополнительными подшипниками скольжения в виде колец, закрепленных на запирающем устройстве и в корпусе, чем обеспечивается плавный ход подвижных элементов и бесшумная работа устройства;
— шпоночная пара обеспечивает строгое (без проворота вокруг оси) вовратно-поступательное перемещение запирающего устройства в корпусе;
— другие расширяющие признаки использованы исходя из условий разумного применения элементов (разумной достаточности), которые в любом другом сочетании конструктивных элементов и обеспечат работу, не ухудшая работоспособности конструкции.
При условии выполнения конструктивных элементов, указанных в отличительной части формулы, и установке защелки (защелок) в образованном пространстве, блокирующее устройство обеспечивает надежную работу.
Заявленное техническое решение позволяет обеспечить решение такой важной задачи, как необходимость обеспечивать защиту всех выбранных (по усмотрению пользователя) для защиты элементов от несанкционированного воздействия. В заявляемой конструкции все элементы спрятаны («упакованы») в корпус запирающего устройства и защищены корпусом от обзора. Поэтому по внешнему виду устройства не представляется возможным визуально определить конструктивное исполнение как самого запирающего элемента, так и всего блокирующего устройства. И, более того, невозможно обозначить, а значит и установить наиболее уязвимое место блокирующего устройства.
Принимая во внимание приведенное выше, можно утверждать, что заявляемая конструкция, также как и использованное в ней техническое решение по выбору форм, расположению и взаимодействию новых и известных конструктивных элементов, в совокупности позволили создать конструкцию блокирующего устройства повышенной надежности и секретности. Использование устройства на различных подвижных элементах автомобилей позволят обеспечить высокую степень защиты автомобиля от несанкционированного вмешательства.
Заявленная конструкция приведена на чертежах:
Чертежи представляются без конкретизации мест установки блокирующего устройства и его элементов крепления в автомобиле.
Блокирующее устройство (см. Фиг.1) состоит из корпуса 1, выполненного, например, по форме цилиндра, запирающего устройства 2 с запирающим элементом 3, который снабжен дополнительной осевой проточкой 4. В запирающем устройстве 2 выполнена полость 5, в которой установлено переключающее устройство, состоящее из двухпозиционного переключателя 6 и управляющего элемента 7, выполненного в виде якоря электромагнита. Управляющий элемент 7 посредством гибкой связи 8, установленной одновременно в двух отверстиях 9, 10, взаимодействует с защелками 11, 12. Защелки 11, 12 установлены соответственно в полостях 13, 14, образованных соответственно поверхностями срезов 15, 16 и внутренней поверхностью полости корпуса 1, образующих в сечении клиновидную форму поверхности. Отверстия 9, 10 выполнены в срезах соосными, соединяют полости 13, 14 с проточкой 4. Управляющий элемент 7, благодаря воздействию электромагнитных сил, имеет возможность двигаться в прямом и обратном направлениях вдоль оси 17. Защелки 11, 12 взаимодействуют в процессе работы устройства с поверхностями срезов 15, 16 и внутренней поверхностью корпуса 1. Защелки 11, 12 могут быть выполнены в виде тел качения (шарики, ролики, эллипсовидные элементы и пр.).
Двухпозиционный переключатель 6 в частном случае может быть импульсным магнитом. В корпусе 1 может быть выполнено технологическое отверстие 18 для обеспечения перетекания воздуха, находящегося в полостях 13, 14.
Работа блокирующего устройства.
Блокирующее устройство установлено, например, на трансмиссии автомобиля, а его запирающее устройство 2 крепится, например, к рычагу переключения передач. Свободное передвижение рычага переключения коробки передач обеспечивается возвратно-поступательтным движением запирающего устройства вдоль оси. При этом управляющий элемент 7 находится во втянутом положении, а связанные с ним защелки 11,12 установлены у основания запирающего элемента 3.
В случае несанкционированного вмешательства осуществляется воздействие внешнего фактора на рычаг переключения передач (не показан), к которому крепится запирающее устройство 2, что, в свою очередь, воздействует на запирающее устройство 2. При его принудительном движении в сторону Б (см. чертеж) запирающий элемент 3, благодаря правильно подобранному клину поверхностей срезов 15, 16 запирающего элемента, обеспечивает соответственно принудительное поджатие защелок 11, 12 к внутренней поверхности корпуса 1. Это, в свою очередь, приводит к эффекту «заклинивания» запирающего устройства 2 в корпусе 1. И чем большее усилие будет прикладываться к рычагу переключения передач в сторону Б, тем сильнее будет «заклинивающее» действие блокирующего устройства.
Блокирующее устройство можно установить в положение блокирования, например, при включенной «задней передаче». Тогда «заклинивающее» действие блокирующего устройства будет осуществляться при попытке включить любую из передач «вперед». Причем, чем большее усилие будет прикладываться к рычагу переключения передач для его возвртно-поступательного перемещения, тем сильнее заклиниваются между собой корпус 1 блокирующего устройства и запирающего устройства 2.
Конструкция заявляемого блокирующего устройства обеспечивает высокую надежность в работе и повышенную секретность. К достоинствам следует отнести то, что заявленную конструкцию можно размещать в труднодоступных и труднообнаруживаемых местах, например под днищем или в моторном отсеке автомобиля.
Тем самым использование блокирующего устройства повышенной надежности и сложности обеспечивает также сложность в момент произведения несанкционированных действий и надежность защиты объектов, в которых устанавливается блокирующее устройство заявленной конструкции.
2. Блокирующее устройство по п.1, отличающееся тем, что запирающий элемент размещен в полости соосно с запирающим устройством и корпусом с возможностью возвратно-поступательного перемещения, а защелка выполнена в виде тела качения.
3. Блокирующее устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что защелка установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения, а защелок может быть несколько.
5. Блокирующее устройство по п.4, отличающееся тем, что один из подшипников скольжения закреплен посредством прижимной шайбы и болта.
6. Блокирующее устройство по пп.1-5, отличающееся тем, что оно снабжено шпоночной парой.
7. Блокирующее устройство по пп.1-6, отличающееся тем, что защелки выполнены, например, по форме шариков.
8. Блокирующее устройство по пп.1-7, отличающееся тем, что защелки выполнены в виде роликов.