Для чего устанавливаются сотовые сегменты на обойм у твд тнд
Для чего устанавливаются сотовые сегменты на обойм у твд тнд
Главное меню
Судовые двигатели
Современные судовые турбины строятся быстроходными, экономичными, с минимальным весом и габаритом. В турбинных установках, как правило, осуществляется регенеративный цикл в результате отбора пара от главных турбин на подогрев питательной воды. Число ступеней подогрева колеблется от двух до пяти. Давление в точке отбора пара от главных турбин определяется энтальпией воды при выходе из подогревателей.
Судовой турбозубчатый агрегат состоит из нескольких турбин, зубчатой передачи и конденсационной установки. Реверс осуществляется при помощи турбины заднего хода (ТЗХ). В соответствии с Правилами Регистра СССР турбина заднего хода должна на расчетном режиме создать крутящий момент, равный 80% момента на режиме переднего хода с номинальной мощностью при 50% частоты вращения гребного вала. В судовых современных установках ступени ТЗХ размещают при трехкорпусном агрегате в корпусах турбины среднего давления (ТСД) и турбины низкого давления (ТНД), при двухкорпусном агрегате — в корпусе ТНД переднего хода.
Зубчатую передачу устанавливают между турбинами и валопроводом. Конденсатор располагают под ТНД или рядом при осевом выпуске.
Нa рис. 60 показан общий вид турбозубчатого агрегата для сухогрузного судна. Номинальная и максимальная мощность ТЗА на фланце редуктора 9550 и 10 500 квт, а частота вращения гребного вала соответственно 1,67 и 1,72 об/сек, давление и температура пара перед быстрозапорным клапаном 4,05 Мн/м 2 и 450° С, вакуум в конденсаторе 95% (0,005 Мн/м 2 ), мощность ТЗХ при частоте вращения гребного вала 73,5%—3840 квт, эффективный к. п. д. агрегата на выходном фланце редуктора на номинальном режиме (условный) 75%.
Главный турбозубчатый агрегат состоит из ТВД 3, ТНД 5 и ТЗХ, расположенной в корпусе ТНД, главного конденсатора 10 двухступенчатого редуктора 7 с главным упорным подшипником и валоповоротньм устройством 8 и ресивера 4. При номинальной мощности ТЗА частота вращения ТВД и ТНД составляют соответственно 89 и 59 об/сек, а развиваемая мощность ТВД равна 5050 квт и ТНД —4540 квт.
Турбина высокого давления смонтирована на фундаментной раме 9, один конец которой опирается на редуктор, а другой — на судовой фундамент. Турбина низкого давления проточной частью переднего хода обращена к редуктору и опирается корпусом кормового подшипника на редуктор, а корпусом носового — на гибкую опору 6 и судовой фундамент. Со стороны редуктора турбины закреплены неподвижно, а носовые стулья установлены на гибкие опоры 2 и 6, воспринимающие тепловые удлинения корпусов.
Турбозубчатый агрегат может работать при выходе из строя одной из турбин. На случай выхода из строя ТВД на патрубке 6 устанавливают фланец для подвода свежего пара в ТНД через дроссельную шайбу 13, с помощью которой пар дросселируется до начального давления перед турбиной. На случай выхода из строя ТНД на патрубке устанавливают фланец, соединяющий ресивер с горловиной конденсатора, при этом пар дросселируется шайбой 3 до давления в конденсаторе. Турбозубчатый агрегат имеет заглушки 2, 5, 7, 8, 11 и 14. При нормальном режиме действуют заглушки 2, 7 и 14, при работе только ТВД — заглушки 5 и 14, при работе только ТНД — заглушки 2,7,8 и 11.
В турбозубчатом агрегате производится три отбора пара от турбин: первый 12 — на подогреватель высокого давления; второй 9 — на деаэратор и третий 15 — на подогреватель низкого давления.
На рис. 62 показан продольный разрез ТВД рассматриваемого турбозубчатого агрегата. Проточная часть ТВД активного типа состоит из одновенечной регулировочной ступени 4 и девяти ступеней давления 2 с разными степенями реакции (от 10 до 20%). Лопатки всех ступеней цельнофрезерованные, соединены бандажом по 8—12 шт. в пакеты. На бандажах рабочих лопаток выточены одно осевое усико и два радиальных уплотнительных усика. В регулировочной ступени радиальные уплотнения выполнены на кольце 5, закрепленном в корпусе турбины. Ступени давления разделены диафрагмами 3 сварно-наборного типа. Сопловой аппарат 6 регулировочной ступени закреплен в сопловой коробке. Корпус 8 турбины литой из хромомолибденовой стали, снабжен выпускным патрубкам 18 и патрубками 16 и 17 для отбора пара. Первый отбор предусмотрен за пятой, а второй за последней ступенями. Ротор турбины жесткий, цельнокованый, покоится на двух самоустанавливающихся опорных носовом 10 и кормовом 19 подшипниках. К носовому концу ротора присоединен гребень упорного подшипника 11 и установлены выключатель предельной частоты вращения бойкового типа и блок защиты от осевого сдвига 12. В местах выхода ротора из корпуса турбина имеет концевые уплотнения 1 и 9 лабиринтного типа. Со стороны редуктора корпус турбины закреплен на фундаментной раме 13 неподвижно, а носовой конец корпуса — с помощью гибкой опоры 14 подвижно ввиду возможности теплового удлинения корпуса турбины. Для измерения разбега ротора служит механизм осевого перемещения 20.
Свежий пар от маневрового устройства подводится в нижнюю 15 и верхнюю 7 сопловые коробки. Нижняя сопловая коробка соплового клапана не имеет и в ней размещена первая группа сопел 15, которые работают на всех режимах. В верхней сопловой коробке расположены три группы сопел. Каждая группа сопел обслуживается своим сопловым клапаном. При номинальной мощности работают первые три группы сопел, а при максимальной мощности — все группы сопел. Различной комбинацией полностью открытых сопловых клапанов можно получить промежуточные мощности. Отработавший в ТВД пар поступает через выпускной патрубок в ТНД.
На рис. 63 показан продольный разрез ТНД, которая совместно с рассмотренной ТВД входит в состав турбозубчатого агрегата. Проточная часть ТНД состоит из девяти активных ступеней давления 3 с различной степенью реакции (от 15 до 50%). На носовом конце турбины расположена турбина заднего хода, состоящая из одной двухвенечной ступени скорости 8 и двух одновенечных ступеней давления 4. Рабочие лопатки всех ступеней цельнофрезерованные, соединены бандажом в пакеты. Лопатки ступеней переднего хода имеют осевые уплотнительные усики. На бандажах рабочих лопаток переднего и заднего хода выточено по два радиальных уплотнительных усика. Лопатки переднего хода, начиная с четвертой ступени, выполняются с переменным по высоте профилем. Корпус ТНД 16 сварно-литой, из углеродистой стали с горизонтальным и вертикальным разъемами. В носовой части корпуса в горизонтальном разъеме подвешен корпус ТЗХ 14. Патрубок подвода свежего пара в ТЗХ присоединен к сопловой коробке при помощи компенсатора 6 мембранного типа. К корпусу ТЗХ крепится пароотбойный щиток 15, препятствующий поступлению отработавшего пара из ТЗХ в ТНД, и наоборот. Корпус опорно-упорного подшипника 19 связан с корпусом ТНД посредством проушины 17 и шпонки 18, которая совместно с двумя горизонтальными шпонками лап фланца нижней половины корпуса обеспечивает сохранение центровки корпуса турбины с корпусом подшипника.
Сопла 1 ТНД фрезерованные и набираются в пазы верхней и нижней половин кормовой части турбины. Сегмент сопел ТЗХ 7 изготовлен в виде диска из двух половин с просверленными в нем сопловыми каналами. Диафрагма 2 второй ступени турбины ПХ стальная, остальных ступеней ТНД — чугунная с залитыми лопатками. Диафрагма второй ступени 5 ТЗХ — стальная, а последней ступени — чугунная.
Ротор турбин низкого давления и заднего хода цельнокованый из хромомолибденовой стали. На кормовом конце ротора выточены гребень упорного подшипника 22 и полумуфта 21 для соединения турбины с редуктором. На роторе проточены, так же как и на роторе ТВД, канавки и гребни для концевых уплотнений 9 и 25. К носовому концу вала ротора присоединен валик 12 с рабочим колесом измерителя скорости 13, подающий импульс регулятору скорости, который удерживает обороты турбин в пределах 103—108% номинальных. На кормовом конце ротора установлен блок защиты от осевого сдвига 20. Уплотнения 9 и 25, маслоотбойные устройства 10 и 24, опорные 11 и 23 и упорный 22 подшипники по конструкции аналогичны соответствующим деталям ТВД и различаются только размерами.
В настоящее время налажено серийное производство турбозубчатых агрегатов для танкеров типа «Пекин» и «София» мощностью 14 000 квт, которые по конструкции почти не отличаются от рассмотренного ТЗА мощностью 9550 квт. Проточная часть ТВД агрегата состоит из одновенечной регулировочной ступени и восьми активных ступеней давления с различными степенями реакции (6—15%), проточная часть ТНД— из одиннадцати ступеней давления со степенями реакции 12—64%, проточная часть ТЗХ — из одной двухвенечной ступени скорости и двух одновенечных ступеней давления.
В качестве примера реактивных турбин приводится описание двухкорпусного ТЗА (для грузовых судов), состоящего из ТВД и ТНД, установленных рядом в нос от зубчатой передачи.
Проточная часть ТНД двухкорпусного агрегата состоит из двух реактивных групп, каждая из которых включает пять ступеней. Лопатки последних двух ступеней имеют переменный профиль. Проточная часть ТЗХ имеет два двухвенечных колеса. Турбины ПХ и ЗХ разделены общей выпускной камерой, соединенной с конденсатором. Корпус ТЗХ выполнен отдельно в виде вставной (опловой коробки и установлен в корпус ТНД с помощью болтов и радиальных штырей. Думмис ТНД находится в кормовой части турбины. Все остальные узлы и детали ТНД выполнены аналогично узлам и деталям для ТВД. Пар в ТЗХ проходит в сопла первой ступени, а затем, отработав во второй ступени, поступает и конденсатор.
В турбозубчатом агрегате производится два отбора пара: первый из ТВД после первой группы реактивных ступеней, а второй из ТНД после пятой ступени. Пар из камеры думмиса отводится по уравнительному каналу в полость второго отбора.
Турбина высокого давления
Назначение и устройство
Турбина высокого давления (ТВД) — осевая «консольного» типа состоит из соплового аппарата и ротора ТВД предназначена для привода компрессора высокого давления.
Основные элементы
3.4.2.1. Сопловой аппарат ТВД состоит из корпуса силового 1 (рис. 35) сопловых лопаток 43, аппарата направляющего 40, сотовых вставок 2, установленных в кольце 3 и экрана распределительного 4.
Сотовые вставки 2, кольцо 3 и экран распределительный 4 являются частью системы регулирования радиального зазора над рабочими лопатками ТВД.
3.4.2.2. Ротор ТВД состоит из диска 36, соединенного болтами 38 с цапфой 35. Цапфа с диском устанавливается на цапфу компрессора высокого давления и затягивается гайкой 34. В пазы диска установлены рабочие лопатки 45, которые крепятся сегментами 41.
На выступах диска, цапфы и рабочих лопаток организованы лабиринтные уплотнения, которые выделяют полость подвода воздуха на охлаждение рабочих лопаток ТВД и отделяют охлаждаемые околодисковые полости от проточной части.
Турбина низкого давления
Назначение и устройство
Основные элементы
3.5.2.1. Сопловой аппарат ТНД состоит из корпуса 6 (рис. 35), блоков лопаток 5, диафрагмы 39 и кольца 8. Диафрагма 39 и кольцо 8 образуют направляющий аппарат для подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам ТНД. Блоки лопаток – охлаждаемые. Система охлаждения профильной части блоков лопаток – конвективная. Охлаждающий воздух к блокам лопаток подводится сверху. Часть охлаждающего воздуха проходит через дефлектора лопаток и поступает в направляющий аппарат для подвода к рабочим лопаткам ТНД.
На диафрагме 39 и кольце 8 в местах сопряжения с гребешками ротора установлены сотовые уплотнения.
3.5.2.2. Ротор ТНД состоит из диска 37, соединенного с валом 29 штифтами. В пазы диска устанавливаются рабочие лопатки 7, которые крепятся сегментами 41. На выступах диска, вала и рабочих лопаток выполнены гребешки, которые образуют с сотовыми вставками лабиринтные уплотнения.
3.5.2.3. Венец опорный ТНД (рис. 35) состоит из корпуса опорного венца 9, шести силовых стоек 13, связанных с наружным корпусом при помощи компенсаторов 11 тепловых расширений, корпуса опоры 16, связанного с силовыми стойками 13 при помощи пальцев 17 и в нижней части с корпусом подшипника 21 и конусом 22 болтами 20 К корпусу подшипника 21 винтами крепится корпус 23, в котором располагается задняя опора ротора ТНД.
С целью исключения попадания масла в полости СТ, в случае его выбивания из ОВ ТНД, установлена стенка 18, верхним концом входящая в зацепление с сопловым аппаратом силовой турбины, нижним прикреплена болтовым соединением с конусом 22.
В передней части опорного венца крепятся уплотнительные крышки 31, 32 и 33, образующие масляную и воздушную полости опорного венца для подпора контактного уплотнения задней опоры ротора ТНД и подачи воздуха на охлаждение ротора силовой турбины. Воздух на подпор масляной полости опорного венца и охлаждение ротора силовой турбины подводится из переходника по двум трубам (рис 37), крепящимся к фланцу 1, расположенному на наружном корпусе 2 опорного венца ТНД.
Между корпусом наружным 2 и корпусом подшипника 6 расположена труба подвода воздуха 3, проходящая через обтекатель 4 и фиксирующаяся в корпусе подшипников штифтом 5. Часть воздуха, подводимая к опорному венцу по внутренней малой трубе через систему отверстий, подается в полость между уплотнительными крышками 7 и 8 для подпора контактного уплотнения ротора ТНД. Вторая (основная) часть воздуха через полость между трубами подается во внутреннюю полость конуса 9 для охлаждения ротора силовой турбины.
Задней опорой ротора ТНД служит роликоподшипник. На наружную обойму 15 (рис. 38) роликоподшипника с натягом насажен демпфер 16, предназначенный для смещения критического числа оборотов ротора (резонансных колебаний ротора) в более низкие их значения и для гашения энергии колебаний ротора. Для повышения давления в масляном клине, со стороны выхода масла из демпфера 16 поставлено уплотнительное кольцо 17. Для регулировки расхода масла через демпфер предназначено регулировочное кольцо 14.
Коллектор подвода масла 13, кольцо регулировочное 14 и наружная обойма роликоподшипника 15 зажаты уплотнительной крышкой 18, по которой работает графитовое уплотнительное кольцо, разделяющее воздушную и масляную полости опорного венца.
Для подачи масла на смазку и охлаждение роликоподшипника и в масляный демпфер служит труба подвода масла 1, проходящая через обтекатель 7, внутри трубы расположен фильтр очистки масла 2. Нижняя часть трубы ввернута в корпус подшипников 12 и уплотнена кольцом уплотнительным 8.
В верхней части труба подвода масла поддерживается фланцем 6 и уплотняется пакетом колец уплотнительных 5, стянутых гайкой 4. От выворачивания труба фиксируется замком 3. Для непосредственной подачи масла в зазор между корпусом 11 и демпфером 16 и в коллектор подвода масла 13 служит перекидка 9. Уплотнение в соединении перекидки с трубой подвода масла и корпусом осуществляется при помощи колец уплотнительных 10.
Слив масла из опорного венца осуществляется через трубу слива масла 1 (рис. 39), проходящую через обтекатель 6 и ввернутую в корпус подшипника 8. Стык трубы с корпусом подшипника уплотняется кольцом уплотнительным 7. На выходе из опорного венца труба поддерживается фланцем 5 и уплотняется пакетом колец уплотнительных 4, стянутых гайкой 3. От выворачивания труба фиксируется замком 2.
КОНСТРУКЦИЯ ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРБИНЫ.
Требуемые значения мощности в каждой ступени достигнуты за счет высоких температур и высоких значений степени расширения газа в ступенях, реализация которых потребовала значительного повышения окружных скоростей рабочих лопаток.
2.2 КОНСТРУКЦИЯ ТВД.
ТВД состоит из ротора и статора и конструктивно входит в модуль газогенератора.
Ротор ТВД включает в себя диск рабочего колеса с лопатками с подполочными коробчатыми демпферами, вращающийся дефлектор и элементы лабиринтных и радиально-торцевого уплотнений. Лопатки выполнены литьем с направленной кристаллизацией по радиусу, охлаждаемые, с удлиненной ножкой и четырехзубным замком «елочного» типа. Для предотвращения разрушения лопатки при касании о статор торцевые кромки ее пера утончены.
Удлиненная ножка (примерно 30% от длины пера) уменьшает отвод тепла в диск и за счет сравнительно высокой податливости на изгиб перераспределяет поле вибронапряжений в паре лопатки, смещая максимальные уровни в ножку.
Внутренняя полость лопатки разделена на два отсека перемычкой. Внутри отсеков выполнены турбулизирующие штыри и полуребра. Система штырей и ребер предназначена для интенсификации процесса охлаждения лопатки.
Для снижения уровня вибронапряжений в РЛ под их полками установлены коробчатые демпферы, которые центробежной силой прижимаются к внутренним поверхностям полок рядом стоящих лопаток. Эффективная работа демпфера обеспечивается наличием зазора в сравнительно высокой податливостью удлиненной ножки. Рассеивание энергии колебаний лопаток происходит за счет трения между демпфером, ножками и полками рядом стоящих лопаток и упругой деформации этих элементов.
Статор ТВД состоит из наружного корпуса, девяти секторов сопловых лопаток, внутреннего корпуса, перегородки сильфонного типа, верхней и нижней завес.
Секторы сопловых лопаток литые. Каждый сектор включает в себя три сопловые лопатки. Наружными полками секторы крепятся с помощью винтов к наружному корпусу, а кронштейнами на внутренних полках секторы крепятся к внутреннему корпусу.
Секторная конструкция сопловых лопаток позволяет уменьшить количество стыковок между полками лопаток в окружном направлении и снизить утечки газа.
Наружный корпус представляет собой точеную оболочку с отверстиями для крепления СА и для прохода охлаждающего воздуха. Корпус, секторы и завеса в передней части стягиваются винтами. В задней части винтами к корпусу крепятся сектор лопаток и перегородка сильфонного типа, которая соединяется с проставкой и корпусом СА ТНД. Верхней завесой корпус телескопически соединяется с жаровой трубой КС.
Внутренний корпус представляет собой сварную конструкцию и является силовым элементом статора ТВД. В верхней части корпуса крепятся секторы сопловых лопаток и нижняя завеса. В нижней части корпус фланцем крепится к внутреннему корпусу КС. В конической стенке корпуса выполнены отверстия для подвода вторичного воздуха КС на охлаждение вращающегося дефлектора ТВД снаружи.
3.КОНСТРУКЦИЯ ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ.
ТНД состоит из ротора и статора, которые конструктивно выполнены в виде отдельных модулей.
Ротор ТНД включает в себя диск рабочего колеса с лопатками, диск лабиринта, вал и размещенные на валу элементы лабиринтных и контактных уплотнений.
Лопатки выполнены литьем, охлаждаемые, с бандажными полками на периферии и трехзубным замком «елочного» типа.
На наружной поверхности полок выполнены гребешки, которые вместе с сотовыми вставками в статоре ТНД образуют уплотнение по периферии рабочего колеса, уменьшая перетекание газа.
Во внутренней полости пера лопатки выполнены турбулизирующие штыри, интенсифицирующие процесс охлаждения лопатки. Схема движения воздуха в лопатке радиальная. Воздух в лопатку подводится через канал в ее хвостовике и выходит через отверстие в торце лопатки между гребешками.
Диск штампованный с последующей механической обработкой, с центральным отверстием и утолщенной ступицей.
В ободе диска выполнены пазы «елочного» типа под трехзубые замки рабочих лопаток. В передней части ступица диска переходит во втулку, которая совместно с элементами ТВД и статора ТНД образует лабиринтные уплотнения. Задняя часть ступицы переходит во фланец, которым диск соединяется с валом призонными болтами.
Внутри вала установлены: наружная обойма подшипника ТНД, втулка и заглушка, которые стягиваются гайкой.
На наружной поверхности вала монтируется внутреннее кольцо подшипника задней опоры ротора ТВД с масляными форсунками.
На наружной поверхности наружного фланца выполнены гребешки лабиринтного уплотнения. Заодно с валом выполнена втулка радиально-торцевого графитового уплотнения.
Статор ТНД состоит из наружного корпуса, соплового аппарата и внутреннего корпуса с элементами лабиринтных уплотнений.
Сопловой аппарат включает в себя сопловые лопатки с наружной и внутренней полками, спаянными между собой и внутренними бандажными кольцами в единый узел. Лопатки выполнены полыми со вставленными внутрь дефлекторами, отверстия в которых обеспечивают лобовое натекание струй охлаждающего воздуха на оребренную поверхность входной кромки лопатки. Проходя по зазорам между дефлектором и стенками лопатки, воздух охлаждает лопатку и через щель в выходной кромке выбрасывается в проточную часть.
Наружные кольца СА телескопически стыкуются с наружным корпусом статора ТНД. По стыкам установлены уплотнения. Задним внутренним кольцом СА с помощью заклепок соединяются с внутренним корпусом.
Наружный корпус является силовым элементом узла турбины и состоит из двух частей, сваренных между собой.
Передним фланцем корпус вместе с фланцем перегородки сильфонного типа крепится к фланцу проставки, которая стыкуется с наружным корпусом камеры сгорания, а задним фланцем стыкуется и центрируется с корпусом опор турбины. На наружном корпусе выполнены две бобышки с окнами для осмотра рабочих и сопловых лопаток турбины, а также имеются 3 патрубка для подвода охлаждающего воздуха в сопловые лопатки ТНД от пятой ступени КВД и штуцер для установки пирометра для замера температуры рабочих лопаток ТВД.
Передняя часть корпуса выполнена в виде массивной коробчатой конструкции, которая вместе с рифлеными вкладышами обоймы предназначена стабилизировать радиальный зазор между рабочими лопатками ТВД и корпусом на переходных режимах. Стабилизация зазоров обеспечивается за счет сближения термоинерционностей корпуса и рабочего колеса, что достигается как увеличением массы этой части корпуса, так и специально организованным его охлаждением.
В задней части корпуса установлены 24 литые вставки с сотами, обеспечивающие уплотнение лабиринтного типа над бандажными колесами РЛ ТНД.
Задняя опора ротора ТНД состоит из корпуса опор, опоры и роликового подшипника, установленного в упруго-гидравлическом демпфере.
Корпус опор состоит из наружного корпуса, внутреннего корпуса с приваренными к нему стойками и обтекателей.
Передним фланцем наружный корпус крепится к корпусу ТНД, а задним стыкуется с корпусом смесителя форсажной камеры. По внутренней поверхности он соединяется с наружными фланцами семи стоек.
Внутренний корпус образует масляную полость подшипников, которая отделяется от воздушной радиально-торцевыми графитовыми уплотнениями и крышкой.
Стойки опоры полые и используются под магистрали подвода и откачки масла, суфлирования масляной полости и вывода воздуха из предмасляных полостей через специальные патрубки.
Обтекатели образуют проточную часть и экранируют силовые элементы корпуса опор от воздействия горячих газов.
Опора титановая, литая и крепится болтами к переднему фланцу внутреннего корпуса. На шейке опоры устанавливается форсунка и напрессовывается стальная втулка, на которой размещается демпфер и внутренняя обойма подшипника.
Исследовательская работа на тему «Анализ модернизации ГТК10-4»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕМИЛУКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
АНАЛИЗ МОДЕРНИЗАЦИИ ГТУ ГТК 10-4
обучающийся группы М-119 Андреев А. М.
Руководитель Чашникова М.П.
Введение
Агрегаты типа ГТК-10 в России эксплуатируются на компрессорных станциях магистральных газопроводов ОАО Газпром с 1970-1985 г. В настоящее время в эксплуатации находится 776 газоперекачивающих агрегатов. Часть агрегатов уже выработала и преодолела рубеж назначенного ресурса (100 тыс. часов). Большой объем количества ГПА ГТК-10-4, многообразие местных условий и ограниченность средств на переоснащение создают необходимость продления ресурса агрегата ГТК-10-4 с одновременной модернизацией с целью повышения КПД, надежности и экологических характеристик.
В агрегатах ГТК-10-4 с большой наработкой наблюдаются следующие дефекты:
· увеличенные зазоры проточной части осевого компрессора;
· увеличенные зазоры проточной части турбины;
· большая неравномерность температурного поля за камерой сгорания;
· повреждения внутренней вставки турбины высокого давления.
Как следствие, происходит значительное снижение мощности и КП агрта. В условиях компрессорной станции невозможно провести ремонтные мероприятия, позволяющие значительно улучшить эти характеристики.
1. Ротор турбокомпрессора
Модернизация ротора турбокомпрессора (рис. 1.) заключается в следующем:
· со стороны всасывающей камеры компрессора вместо кольцевого устанавливается винтовое цельноточеное уплотнение, состоящее из винтовой втулки, установленной на проточенном в этом месте ротора и винтовой статорной обоймы, устанавливаемой в корпус всасывающей камеры компрессора;
· со стороны нагнетания компрессора убираются зачеканенные уплотнительные усы и протачиваются новые гребни уплотнения, а над ними в новой уплотнительной обойме устанавливаются металлокерамические вставки;
2. Обойма с направляющими лопатками ТВД и ТНД
Модернизация обоймы (рис.2.1) заключается в следующем:
· производится установка сотовых уплотнений над рабочими лопатками ТВД.
В обойме из 12 частей выполнена проточка, в которую установлено кольцо из 12 сегментов сотовых уплотнений.
· выполнен козырек новой конструкции с установленными в нем сотовыми уплотнениями над рабочими лопатками ТНД. Сотовое уплотнение состоит из 12 сегментов;
Соты в сегментах получаются путем прожига в виде пчелиных сот на глубину до 3 мм, образующиеся тонкостенные перемычки между углублениями могут легко стираться лопатками роторов в случае задеваний, оставляя минимальный зазор между вращающимися рабочими лопатками и цилиндрической поверхностью неподвижных элементов уплотнений. Сегменты уплотнений фиксируются в тангенциальном направлении штифтами, установленными в середине каждого сегмента.
Обеспечение уменьшенного равномерного зазора над рабочими лопатками ТВД и ТНД:
· Равномерный уменьшенный зазор обеспечивается установкой козырька новой конструкции;
· фиксацией выступа обоймы козырька в проточке корпуса обоймы;
· переносом посадочного обода козырька в среднюю его часть;
· установкой сотовых элементов под рабочими лопатками ТВД и ТНД.
Обеспечение уменьшенного равномерного зазора над рабочими лопатками ТВД и ТНД:
§ Равномерный уменьшенный зазор обеспечивается установкой козырька новой конструкции;
§ фиксацией выступа обоймы козырька в проточке корпуса обоймы;
§ переносом посадочного обода козырька в среднюю его часть;
§ установкой сотовых элементов под рабочими лопатками ТВД и ТНД.
3. Обойма уплотнительная
После камеры нагнетания компрессора вместо кольцевого ступенчатого уплотнения используется прямоточное уплотнение с металлокерамическими вставками. Новая конструкция уплотнения позволяет обеспечить минимальные радиальные зазоры в уплотнении и применить вместо ступенчатого прямоточное уплотнение, не требующее подгонки в осевом направлении, а, следовательно, увеличить экономичность, упростить выставление ротора в блоке турбогруппы по осевым зазорам, а также повысить ремонтопригодность агрегата (замена металлокерамических вставок вместо замены всей обоймы).
4. Обойма с лабиринтно-винтовым уплотнением
Со стороны всасывающей камеры компрессора вместо обычного лабиринтного уплотнения с зачеканеными кольцевыми уплотнениями установлено лабиринтно-винтовое уплотнение, выполненное в виде микрокомпрессора винтового типа.
Оно состоит из втулки статорной, установленной во всасывающей камере, и втулки роторной, насаженной с натягом на вал компрессора и зафиксированной в нем винтом.
Лабиринтно-винтовое уплотнение при вращении вала создает в кольцевом зазоре между ним и корпусом небольшой поток воздуха с необходимым перепадом давления, направленный с входа в первую ступень компрессора наружу в машзал. На производительность компрессора выброс воздуха в атмосферу через лабиринтно-винтовое уплотнение практически не влияет, так как отбор этого воздуха осуществляется до рабочих лопаток компрессора. Установка уплотнения такого типа позволяет устранить подсос паров и капель масла в проточную часть компрессора через полость переднего подшипника без подачи запирающего воздуха.
При установке этого уплотнения подвод воздуха на запирание проточек со стороны всасывающей камеры необходимо заглушить, а коллектор подвода воздуха демонтировать.
5. Модернизация регенераторов
Модернизация регенераторов заключается в замене регенераторов пластинчатого типа (рис.5.1.) на регенераторы трубчатого типа (рис.5.2.).Устанавливаемые ранее регенераторы пластинчатого типа часто выходят из строя, теряя свою герметичность, что приводит к потере тепла выходящих газов и уменьшению КПД турбоагрегата.
Трубчатые регенераторы, благодаря своей конструкции (воздух из компрессора поступает в змеевики малого радиуса, выходящий газ поступает в межтрубное пространство), обеспечивают теплообмен с минимальными потерями давления, уменьшением расхода топлива и повышением КПД (степень регенерации 0,76-0,82, а пластинчатого 0,70).
6. Камера сгорания
С целью снижения выброса вредных веществ (в основном оксиды азота) и увеличения мощности практически на всех газотурбинных агрегатах ГТК-10-4 проведена модернизация камер сгорания.
Значительное снижение выбросов оксида азота и увеличения мощности в модернизированной камере по технологии ЗАО «ОРМА» (рис.6.) удалось достичь за счет перераспределения потоков воздуха. В данной конструкции добавлены два дополнительных пояса отверстий с воздухоподводящими патрубками. Первый – шесть патрубков расположены по периметру зоны установки завихрителей рабочих горелок. Второй шесть патрубков расположенных на конической части фронтового устройства. В вихревом смесителе часть окон закрыта специальными накладками. Данные изменения направлены на перераспределения поступления воздуха в зоны смешивания, повышения качества смесеобразования в зоне первичного воздуха и уменьшения неравномерности температурного поля перед ТВД.
7. Модернизация системы охлаждения турбины
Для модернизации системы охлаждения (рис.7.) ГТУ выполняются следующие мероприятия:
· увеличен подвод охлаждающего воздуха и улучшена равномерность его подвода по окружности при подаче воздуха на охлаждение диска и хвостов лопаток ТВД с передней стороны;
· увеличен подвод охлаждающего воздуха и улучшена равномерность его подвода по окружности при подаче воздуха на охлаждение диска и хвостов лопаток ТВД с задней стороны;
· введена дополнительная подача воздуха на охлаждение диска и хвостов лопаток ТНД со стороны выхлопа
8. Стопорение рабочих лопаток ТВД, ТНД
Для снятия напряжений в месте установки стопора в дисках применяются отгибные стопорные планки (под нижним зубом хвостовика лопаток), с доработкой (при необходимости) лопаток.
9. Высокотемпературная изоляция (новый материал SUPERSIL)
Экологически чистый тепло-, звуко-, электро-, пожаро- изоляционный материал из чистого кремнеземного волокна с рабочей температурой до 1200°С. Не содержит никаких связующих веществ, т.е. не выделяет газообразных веществ при нагреве, не влияет пагубно на органы дыхания людей и не создает задымления
Материалы Суперсил характеризуются:
— высокими тепло-, звуко-, электро и пожаро- изоляционными свойствами;
— хорошей стойкостью во многих агрессивных средах, при высоких и низких температурах и давлениях;
— прочностью и гибкостью при низкой объемной плотности;
— легкостью механической обработки
Основные области применения материалов Суперсил: металлургия, нефтяная и газовая промышленность, промышленное и гражданское строительство, железнодорожный и автомобильный транспорт, энергетическое машиностроение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнительные показатели до проведения модернизации и после представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительные показатели модернизации установки ГТК10-4
1.Проведя модернизацию агрегата ГТК-10-4 можно добиться следующих целей:
· достижение проектной мощности
· увеличение КПД агрегата до 32% за счёт: повышения температуры перед ТВД; повышения степени регенерации.
2.Это позволяет сохранить технико-экономических показатели в межремонтный период, а так же продлевает ресурс службы ГТУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Газотурбинные установки для транспорта природного газ [Электронный ресурс]: Режим доступа//http://www.turbinist.ru/25976-gazoturbinnye-ustanovki-dlya-transporta-prirodnogo-gaza.html
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.