Для чего в 1803 году изобрели теплоход
1803 г. Первый пароход Фултона
США была той страной, где особенно остро ощущалась нужда в самодвижущемся корабле. Хороших шоссейных или грунтовых дорог здесь было очень мало. Единственным средством сообщения оставались реки. Раньше других оценил возможности парохода судья Ливингстон. Он не разбирался в технических деталях, но был весьма искушенным дельцом и быстро сообразил, что при надлежащем размахе и хорошей организации дела пароходное сообщение может дать очень неплохую прибыль. В 1798 г. Ливингстон добился права на установления регулярного пароходного сообщения по реке Гудзон. Дело оставалось за малым – у него не было парохода. Несколько лет Ливингстон пытался построить паровое судно, привлекая различных механиков. Было сделано несколько паровых кораблей, но все они развивали скорость не более 5 км/ч. Думать с такими пароходами о регулярном судоходстве было преждевременно. Разуверившись в местных механиках, Ливингстон в 1801 г. отправился во Францию. Здесь он встретился со своим соотечественником Робертом Фултоном, который много думал над проектом парохода, а в это время работал над созданием подводной лодки. Однако на осуществление обоих проектов у него не было средств. Встреча оказалась решающей. Ливингстон наконец нашел подходящего механика, а Фултон – бизнесмена, готового финансировать его работу. Осенью 1802 г. между ними было заключено соглашение. Фултон обещал построить паровое судно, способное перевозить 60 пассажиров со скоростью 13 км/ч, а Ливингстон – оплатить все текущие расходы. Прибыль, полученная от эксплуатации корабля должна была делиться пополам.
Первые опыты Фултона с самодвижущимися судами относились еще к 1793 г., когда он, исследуя различные типы гребного колеса, пришел к заключению, что наилучшим будет колесо с тремя или шестью лопастями. В 1794 г., побывав в Манчестере, он убедился, что наилучшим двигателем для самодвижущегося корабля может быть только паровая машина Уатта двойного действия. В последующие годы Фултон много думал над формой, проекциями и очертаниями судна. Прежде чем приступить к строительству он уехал на воды в Пломбьер и здесь проводил опыты с метровой моделью, приводимой в движение пружиной.
Весной 1803 г. Фултон приступил в Париже к строительству своего первого парохода. Он был плоскодонным, без выступающего киля, с обшивкой вгладь. Паровая машина Уатта была взята напрокат у одного знакомого, но схему передаточного механизма придумал сам Фултон. Построенный корабль оказался недостаточно прочным – корпус не выдержал тяжести машины. Однажды во время сильного волнения на Сене днище проломилось и взятая в долг машина вместе со всем оборудованием пошла ко дну. С большим трудом все это удалось достать на поверхность, причем Фултон жестоко простудился во время спасательных работ. Вскоре был построен новый, гораздо более прочный, корпус судна, имевший 23 м в длину и 2,5 метра в ширину. В августе 1803 г. было проведено пробное испытание. В течение полутора часов пароход двигался со скоростью 5 км/ч и показал хорошую маневренность.
Первым делом Фултон предложил свой пароход Наполеону, но тот не заинтересовался этим изобретением. Весной 1804 г. Фултон уехал в Англию. Здесь он безуспешно старался увлечь английское правительство проектом своей подводной лодки и одновременно следил за изготовлением паровой машины фирмой Боултона и Уатта.
История парохода
Первый в истории пароход, который можно было использовать в судоходстве, был изобретен ирландским инженером-механиком Робертом Фултоном, гениальным самоучкой, родившимся в семье бедных крестьян. Испытание своего первого, несовершенного парохода Фултон проводил в 1803 году на реке Сена в Париже. Можно было сказать, что опыт удался, судно продержалось на плаву 1,5 часа, скорость, которую развивал пароход, достигала 5 км/час.
Следующим был колесный пароход «Клермонт», его Фултон построил в 1807 году. На нем он установил паровой двигатель Уатта. Пароход был 43 метра длиной, мощность двигателя достигала 20 лошадиных сил, грузоподъемность составляла 15 тонн. Первый свой рейс «Клермонту» удалось совершить в 1807 году по Гудзону. Весь путь, протяженность которого 150 миль (270 км), от Нью-Йорка до Олбани, при встречном ветре и против течения, судно проделало за 32 часа. Именно благодаря «Клермонту» было положено начало паровому пароходству.
Строительство пароходов, после этого, началось и в других странах. Следом делаются попытки технического усовершенствования всех видов морского транспорта. Так на трансатлантической линии в 1819 году между Америкой и Европой свой путь начал пароход «Саванна». Он вез хлопок в Англию. В пути «Саванна» находился 26 дней. В 1819 году этот пароход побывал и в Петербургском порту. Это было первое иностранное судно, посетившее Россию.
В 1825 году путь от Лондона до Калькутты был проделан за 113 дней английским пароходом «Энтерпрайз». Судно «Кюрасо» из Голландии прошло расстояние от Голландии до Вест-Индии за 32 дня. Но в 40-х годах XIX века морское судостроение развивалось довольно медленно. Не было возможности сразу устранить недостатки в конструкции, которые выявлялись в процессе эксплуатации, и это тормозило строительство пароходов.
Стимулом для быстрого развития морского судостроения стали коренные изменения конструкций пароходов и двигателей. Немаловажную роль сыграло и применение новых строительных материалов для создания судов. Переход к строительству корпусов из железа и стали имел величайшее значение в судостроении.
Первый в истории пароход с гребневым винтом изобрел и построил в 1838 году английский инженер-изобретатель Смит. Свое детище он назвал «Архимед». Дальнейшие усовершенствования винтовых пароходов привели к тому, что к концу 40-х годов гребневый винт быстро начал вытеснять гребные колеса.
Появление первых пароходов, на которых стало возможно совершать регулярные океанские рейсы, следует отнести к началу тридцатых годов XIXстолетия. А в конце 30-х годов пароходы стали регулярно ходить по рейсам из Европы в Америку и обратно. Чуть позже на пароходе можно было попасть и на другие континенты. Впервые кругосветное путешествие на пароходе было совершено в 1842 году. Как и железные дороги, пароходные линии способны были обеспечить быстроту передвижения и ее регулярность, а также понизить стоимость перевозки грузов.
Объявление
Объявление
Присутствуют: 312. Участников: 1, гостей: 311.
Рекорд одновременного пребывания 1,936, это было 16-10-2021 в 14:01.
Сегодня день рождения у
Набирающие популярность
Программа мероприятия «Узбекистан-2022»:
.
Программа круиза «Злые крокодилы» 14-22 февраля 2022 года
В жарком золоте заката Пирамиды.
Тип судна: Баржа сухогрузная. [пр. 942] Баржа-площадка
Разряд плавания.
Тип судна: Вспомогательное. [пр. 354] тип ОС
Разряд плавания: Речное.
Перепечатка материалов возможна только с согласия администрации Форума Речных Путешественников.
Мнение администрации форума может не совпадать с мнениями авторов.
Первый пароход в мире: название, кто изобрёл, год появления
В XVIII столетии парусные суда достигли совершенства. Столетия непрерывной практики позволили опытным путём определить оптимальную форму корпуса, а многочисленные паруса улавливали даже самый слабый ветер. Однако у парусников всё равно оставалось множество недостатков, которые невозможно было устранить.
Копия парохода «Клермонт», 1909 г. Wikimedia Commons / Detroit Publishing Co.
Так, если направление ветра не соответствовало курсу движения, корабль терял много времени, перемещаясь галсами, т.е. рыская из стороны в сторону. Попав в штиль, судно не могло плыть дальше и выжидало, пока не появится хотя бы небольшой ветер, а в бурю становилось абсолютно беспомощным перед силой стихий. Для управления парусником требовалась большая и хорошо обученная команда.
Всё это заставляло учёных искать новые принципы передвижения по водной поверхности, и наиболее лёгким в реализации стало использование силы водяного пара. Первый официально зарегистрированный пароход появился в 1809 году, а его создателем стал американец Роберт Фултон.
Жизнь и невероятные приключения изобретателя парохода
Роберт Фултон появился на свет в бедной семье выходцев из Ирландии. Он был пятым ребёнком в семье, поэтому уже в 12-летнем возрасте был вынужден стать учеником в ювелирной мастерской. Однако непоседливый нрав не позволил ему овладеть почтенной профессией и прожить спокойную жизнь в родной Филадельфии. Через несколько лет он ушёл из мастерской и занялся живописью. Желание стать хорошим художником заставило его пересечь океан, но в Лондоне Фултон нашёл новое увлечение, которое не оставил до конца жизни – паровую механику.
К 1793 году Фултон стал довольно известным механиком, на его счету числилось создание машин для плетения канатов, распиловки мрамора, прядения льна и т.д. Однако использовать его изобретения консервативные британцы не торопились, поэтому спустя три года изобретатель уехал в революционный Париж. Там он создал прототип подводной лодки, собранный из дерева, обшитого листами меди, и предложил своё изобретение Наполеону. Однако император не оценил новинку и отказал изобретателю в финансировании. Тогда Фултон переключился на разработку парохода и в 1803 году построил судно с гребными колёсами по обоим бортам, уверенно курсировавшее вверх и вниз по Сене. Но Наполеон снова не впечатлился и денег не дал.
Через американского посла во Франции Фултон предложил свои услуги администрации штата Нью-Йорк, и тут ему, наконец, улыбнулась удача. Был заключён договор о постройке нескольких пароходов для перевозки грузов и пассажиров по Гудзону. Паровой двигатель был изготовлен в Англии и перевезен в Нью-Йорк, где Фултон и Ливинстон (так звали посла) вложили все имеющиеся средства в постройку небольшого судна. Первый пароход, получивший название «Клермонт», был спущен на воду в 1807 году. Спустя два года изобретатель запатентовал изделие и тем самым увековечил своё имя как создателя первого в мире парохода.
Характеристики парохода «Клермонт»
Построенный в Нью-Йорке пароход был небольшим судном, длина корпуса которого достигала 43 м, а водоизмещение – 15 тонн. На нём был установлен одноцилиндровый паровой двигатель мощностью около 20 лошадиных сил. В качестве топлива использовались обычные дрова, которые пароходная команда могла заготавливать самостоятельно во время плавания по реке. Судно приводилось в движение при помощи двух колёс с лопастями, установленными по обоим бортам. Вращение от двигателя на колёса передавалось при помощи бесконечной цепи.
Во время первого испытания судно преодолело около 240 км, затратив на переход 32 часа, что для того времени было весьма неплохим результатом. Средняя скорость движения составляла 4,7 мили в час, тогда как по условиям договора необходимо было достичь скорости около 4 миль в час. Пароход курсировал между Нью-Йорком и Олбани, делая три рейса каждые две недели. Полное название судна звучало как «Северный речной пароход Клермонт», однако газетчики быстро сократили его до «Клермонта».
Действительно ли Фултон был первым?
На самом деле, идея использования парового двигателя для передвижения по воде была неоднократно реализована до Фултона. Первым успешным случаем, зарегистрированным в истории, следует считать лодку французского изобретателя Дени Папина, построенную в 1705 году. Она была снабжена пароатмосферным двигателем и использовалась для перевозки грузов. Однако судно вскоре уничтожили перевозчики-конкуренты, а восстановить его Папин не смог из-за отсутствия средств.
Авторы – G.F. and E.B. Bensell (User Tagishsimon on en.wikipedia)
В 1783 году ещё один француз, Клод Жоффруа д’Аббан, построил настоящий пароход, получивший название «Пироскаф». Однако из-за ошибок в изготовлении парового двигателя изобретатель не смог добиться стабильной работы своей конструкции. У него закончились деньги, и работу над созданием парохода пришлось прекратить.
После этого паровые суда строили и успешно испытывали Джон Фитч и Джеймс Рэмси в Лондоне, тот же Фитч совместно с Генри Фогтом в Филадельфии, а также Вильям Саймингтон и Патрик Миллер в Шотландии. В последнем случае небольшой 17-метровый пароходик в течение лета курсировал вдоль канала Форт-Клайд. Однако создателем первого парохода всё же считается Роберт Фултон, который догадался не только построить паровое судно, но и закрепить своё первенство юридически, запатентовав изобретение.
Кто изобрел первый пароход?
В 1815 году Наполеон Бонапарт сбежал с острова Эльбы, в Вене открылся первый технический университет, в семье простого английского ремесленника, родился будущий великий математик Джордж Буль, а в России на воду сошел первый отечественный пироскаф «Елизавета».
Тогда толпы людей собрались у пруда Таврического дворца, дабы взглянуть на это чудо. А первый рейс пироскафа, или как его еще называли стимбота, состоялся 3 ноября этого же года, по маршруту Санкт-Петербург — Кронштадт. Именно там и прозвучало впервые столь привычное нам название — «пароход».
История создания
Идея использовать пар в механике была высказана еще в I веке н.э. греческим ученым Героном Александрийским, но первый паровой котел был изобретен только в конце 17 века.
В начале 18-го паровыми машинами уже было никого не удивить, а в 1783 году сошел на воду первый пароход «Пироскаф», название которого стало нарицательным. Изобрел его французский военный, маркиз Клод Жоффруа д’Аббан — инженер-самоучка.
Через 365 метров двигатель у парохода сломался, а маркизу пришлось отказаться от своей деятельности — ему не удалось найти инвесторов для своего изобретения.
В 1787 году сразу два американских изобретателя продемонстрировали свои паровые судна — Джеймс Рамси и Джон Фитч.
Более того, через три года паровая лодка, созданная Фитчем и Генри Фойгтом, целое лето курсировала между Филадельфией и Берлингтоном. Но и здесь коммерческая составляющая оказалась сильнее научной — проект был закрыт.
Ближе всех оказались шотландцы — Уильям Саймингтон и Патрик Миллер. Миллер помимо всего прочего стал еще инвестором предприятия. В 1802 году пустился в плаванье первый колесный пароход «Шарлотта Дандес». Он достигал семнадцати метров в длину и буксировал баржи на канале Форт-Клайд.
Отец пароходов
И тем не менее, Роберт Фултон по праву считается «отцом пароходов». Будущий изобретатель был пятым ребенком в семье, в школе не достиг особых успехов, но зато любил рисовать и чертить.
В 14-летнем возрасте он уже сконструировал и испытал свою первую лодку на ручном приводе. А в возрасте 35 лет, еще до изобретения им парохода, разработал проекты для трех подводных лодок. В 1803 — его паровое судно прошло испытание на водах Сены.
И уже в августе 1807 года пароход Фултона пустился в свое первое долгое плавание по реке Гудзон. Сам изобретатель назвал его «Пароходом Северной реки», но в историю он вошел под другим названием — «Клермонт».
Именно такое называние было у усадьбы, принадлежащей партнеру Фултона, где по легенде пароход совершил свою первую остановку.
В 1809 году Фултон запатентовал свое изобретение и вошел в мировую историю. В последующие годы своей жизни он успел построить еще несколько пароходов, а так же разработать проект первого в мире военного парохода.
Название ему дали «Демологос», что переводится с латинского, как «Глас народа». Ну а второе имя парохода просто и скромно — «Фултон».
Самый старый пароход
В настоящее время пароходы уже не строятся, их заменили теплоходы. И тем не менее кое где можно найти раритеты.
Например, на озере Мьеса в Норвегии, все еще курсирует колесный пароход «Скибладнер», сконструированный в 1856 году и являющийся самым старым пароходом в мире на данный момент.
У «Скибладнера» есть своя работа — круглый год он развозит почту, а летом на нем проводят водные прогулки и круизы.
В России тоже есть свой долгожитель — колесный пароход «Н. В. Гоголь», построенный в 1911 году все еще принимает на борту посетителей.