Для чего в формальной организации существует жесткое закрепление функциональных обязанностей
Принцип делегирования полномочий
Делегирование – это передача определенных задач от сотрудника сотруднику. Это неотъемлемая часть деятельности любой компании. Метод делегирования используется в любом коллективе, даже если сам этот термин не используется. Однако эффективность передачи полномочий зависит от правильности проведения этого мероприятия.
Вопрос: Когда возникает право подписи документов ООО у управляющего — индивидуального предпринимателя, которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа: после принятия решения общим собранием участников о передаче ему полномочий или после внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ?
Посмотреть ответ
Понятие делегирования
Делегирование – это мероприятие по передачи функций от управляющего лица другим работникам. Руководитель ставит перед сотрудником определенные задачи, наделяет его полномочиями для их решения. Самый распространенный пример делегирования – работа по должностной инструкции. Принцип передачи полномочий позволяет руководителю избавиться от самой рутинной работы и заняться только решением приоритетных задач. Если в малой компании управленец еще может справляться со всеми своими функциями самостоятельно, то на большом предприятии это – невыполнимая задача.
Цели делегирования
Такой инструмент, как делегирование, используется для следующих целей:
Как составить договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющему (управляющей организации)?
Это основные цели. Каждая из них влечет за собой выполнение побочных целей. К примеру, руководитель с уменьшенной нагрузкой может решать больше творческих задач, которые позволяют не просто сохранять, но и повышать статус предприятия. Второстепенные задачи могут снизить эффективность деятельности руководителя. Делегирование увеличивает качественную занятость нижних звеньев. То есть сотрудники, не являющиеся руководителями, получают доступ к более сложным и творческим задачам. Это увеличивает заинтересованность в работе, повышает производительность.
Принципы эффективного делегирования
Делегирование осуществляется в соответствии с рядом принципов. Если передача полномочий выполняется правильно, это увеличивает эффективность работы компании на 30-40%. Рассмотрим базовые принципы делегирования:
Соблюдение перечисленных принципов позволяет избежать замедление работы на предприятии.
Разновидности полномочий
При использовании инструмента нужно понять особенности полномочий, которые передаются. Под полномочиями понимаются ресурсы для исполнения поставленной задачи. Рассмотрим основные формы полномочий:
Существует две формы управления: централизованная и децентрализованная. В первом случае большая часть решений принимается высшим руководством. Во втором случае решение важных задач может быть доверено сотрудникам, не относящимся к высшему звену. В последнем варианте сотрудники получают доступ к решению более творческих задач.
Базовые правила передачи полномочий
Делегирование осуществляется в соответствии с правилами, которые были сформированы опытным путем:
К СВЕДЕНИЮ! Большинство руководителей опасаются делегирования из-за страха того, что сотрудник не справится с задачей. Поэтому именно управленец должен «думать» за работника, предотвращать риск провала проекта. Наиболее простой инструмент – контроль выполнения задачи на каждом этапе ее исполнения.
Что не стоит доверять своим подчиненным?
При делегировании наблюдается две ошибки: страх передачи полномочий сотрудникам или неограниченное делегирование. Не все задачи можно и нужно передавать. Неправильное исполнение ключевых задач может привести к снижению эффективности предприятия. Ошибки в части работы могут быть действительно фатальными. Рассмотрим задачи, которые нежелательно делегировать:
Сотрудникам передаются задачи с поставленными сроками и инструкциями к выполнению. Работникам передается только то, что возможно проконтролировать. Это поможет снизить риски, сопряженные с делегированием. В обратном случае могут возникнуть проблемы.
К примеру, руководитель доверил подчиненному задачу со сжатыми сроками выполнения. Сотрудник плохо справился с заданием, а времени для проверки и для исправления работы не осталось. Работник, которому передаются полномочия, должен обладать соответствующими знаниями. Сотрудник должен понимать, как решать поставленную задачу.
Не рекомендуется передавать те задания, которые должен выполнять непосредственно сам руководитель. Существует работа, которая предполагает высочайший уровень знаний и опыта. К примеру, это следующие задачи:
Если руководитель будет брать на себя полную ответственность за делегированные задачи, никаких проблем не возникнет. Сотрудникам поручается задание с поставленными сроками. Предлагаются рекомендации по выполнению. Сотруднику устанавливается промежуточный срок выполнения. После руководитель проверяет результаты работы, исправляет ошибки работника.
Теория организации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:07, лекция
Краткое описание
Конспект лекций для студентов специальности «Менеджмент организации»
Содержание
Введение
Тема 1. Понятие организации, её сущность и признаки
Тема 2. Типология организаций и ее классификация
Тема 3. Организационные структуры
Тема 4. Формальные и неформальные организации
Тема 5. Внешняя и внутренняя среда организации
Тема 6. Миссия и цели организации. Ранжирование целей
Тема 7. Стадии существования организации
Тема 8. Законы функционирования и развития организации
Алгоритм организационного моделирования
Примерные темы рефератов и творческие задания по курсу
Литература
Прикрепленные файлы: 1 файл
theoryorganization.doc
Во-вторых, могут организовываться внутри формальной организации стихийные группы для решения совместных вопросов деятельности, которые отдельным работникам не под силу. Сила объединенного труда формирует общность интересов (как правило, творческих).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
ТЕМА 5. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ.
Любая организация является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Такие системы называются открытыми.
Как отдельный элемент более широкой системы организация входит в комплекс связей и взаимоотношений с вышестоящими органами, с партнерами, конкурентами. Одновременно организация является частью всей социальной системы и ее жизнедеятельность в значительной степени обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения. Но связь организации с окружением не односторонняя, а двухсторонняя: у организации есть определенная свобода выбора линии поведения по отношению к внешней среде. Так, например, организация может вести себя
Именно внешняя среда диктует стратегию и тактику организаций. Особенно это характерно для социальных организаций.
Резюме. Ни одна организация не может существовать изолированно от общества. Она испытывает его вслияние на себе и сома влияет на социальную среду.
Изменения в этнической структуре порождают проблемы в политике занятости, жилищном строительстве, поднимают вопросы об одинаковом подходе к национальным меньшинствам.
Социальные гарантии воздействуют на отношения к производственным и семейным обязанностям. Усиление социальных гарантий в современном мире зачастую приводит к изоляции пожилых людей, распаду семей из нескольких поколений, преобладанию нуклеарных семей. Ослабление же социальных гарантий ведет к незащищенности несамодеятельного населения и обнищанию его отдельных слоев. Такие процессы способствуют появлению различных благотворительных организаций, фондов.
3.Внутренние факторы существования и развития организации.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками. Сюда входят также качество управления трудовыми ресурсами, оптимальное количество и качество персонала. Эти вопросы рассматривают курсы «Организационное поведение» и «Управление персоналом».
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. Необходимо учитывать, помогает или мешает структура организации решению поставленных задач, облегчает ли связь между сотрудниками. Кроме того, важно иметь в виду, насколько точно организация придерживается своей миссии и реализует свои цели. Отдельное место и очень значительное занимают информационные процессы. Причем с течением времени их роль все более усиливается. Не зря в современном мире бытует поговорка: «Информация правит миром». Для нормальной работы организации важна степень обеспеченности информацией, ее качество и достоверность, своевременность получения.
В производственный срез входят изготовление продукта или оказание услуг; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. В данной структуре отслеживается текущая эффективность и потенциал для дальнейшего снижения затрат.
К маркетинговой сфере будет относиться и система обслуживания клиентов: как много времени занимает, во сколько обходится, есть ли потенциал для совершенствования.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечения прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.д.
Резюме. Таким образом, внутренняя среда представляет собой сферу и структуру жизнедеятельности любой организации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Для чего в формальной организации существует жесткое закрепление функциональных обязанностей
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
5. Для чего в формальной организации существует жесткое закрепление функциональных обязанностей 6. Приведите примеры перехода организации из неформальной в формально организованную и укажите причины такого перехода.
7. Почему людей не удовлетворяют только формальные структуры, несмотря на их рациональность 8. Опишите ситуации позитивного и негативного влияния неформальной организации на деятельность предприятия.
9. Как конфликт между трудовыми и внепроизводственными ролями стимулирует создание внеформальной организации 10. Составьте задачу на проявление любого из напряжений 2-го типа в организации. Предложите свое решение.
ТЕМА 4. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ.
1. Понятие внешней среды, ее косвенное и прямое воздействие.
3. Внутренние факторы существования и развития организации.
Любая организация является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Такие системы называются открытыми.
1. Понятие внешней среды, ее косвенное и прямое воздействие.
Именно внешняя среда диктует стратегию и тактику организаций.
Особенно это характерно для социальных организаций.
Резюме. Ни одна организация не может существовать изолированно от общества. Она испытывает его вслияние на себе и сома влияет на социальную среду.
2. «PEST – факторы» внешней среды.
Внешняя среда, таким образом, всегда оказывает влияние на организацию, так последняя не может находиться в безвоздушном пространстве.
Изменения в этнической структуре порождают проблемы в политике занятости, жилищном строительстве, поднимают вопросы об одинаковом подходе к национальным меньшинствам.
Социальные гарантии воздействуют на отношения к производственным и семейным обязанностям. Усиление социальных гарантий в современном мире зачастую приводит к изоляции пожилых людей, распаду семей из нескольких поколений, преобладанию нуклеарных семей. Ослабление же социальных гарантий ведет к незащищенности несамодеятельного населения и обнищанию его отдельных слоев. Такие процессы способствуют появлению различных благотворительных организаций, фондов.
Изменяется также баланс между ручным и умственным трудом, увеличивается спрос на специалистов умственного труда, причем высокой квалификации. В результате воздействия таких факторов изменяются соответственно ожидания населения по поводу качества образования, культурного досуга, здравоохранения. Однако может возрастать враждебность к технологическим нововведениям пропорционально уровню угроз и осложнений для работников. При некоторых обстоятельствах угроза так сильно, что вызывает социальные потрясения.
3.Внутренние факторы существования и развития организации.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров;
оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками. Сюда входят также качество управления трудовыми ресурсами, оптимальное количество и качество персонала. Эти вопросы рассматривают курсы «Организационное поведение» и «Управление персоналом».
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы;
организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. Необходимо учитывать, помогает или мешает структура организации решению поставленных задач, облегчает ли связь между сотрудниками. Кроме того, важно иметь в виду, насколько точно организация придерживается своей миссии и реализует свои цели. Отдельное место и очень значительное занимают информационные процессы. Причем с течением времени их роль все более усиливается.
Не зря в современном мире бытует поговорка: «Информация правит миром». Для нормальной работы организации важна степень обеспеченности информацией, ее качество и достоверность, своевременность получения.
В производственный срез входят изготовление продукта или оказание услуг; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. В данной структуре отслеживается текущая эффективность и потенциал для дальнейшего снижения затрат.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает те процессы, которые связаны с реализацией продукции или качеством оказываемых услуг. Это стратегия продукта или услуг, стратегия ценообразования;
• Подходить для быстрого роста и предложения в рамках возможностей организации или, наоборот, устареть.
• Выполняются и реализуются хорошо, но в будущем потребность в них может ослабнуть • Медленно растут, в них нет потребности на рынке • Быстро растут, но есть сомнения насчет правильных размеров рынка или стоимости введения услуг; в результате происходит медленная окупаемость К маркетинговой сфере будет относиться и система обслуживания клиентов: как много времени занимает, во сколько обходится, есть ли потенциал для совершенствования.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации.
В частности, это поддержание ликвидности и обеспечения прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.д.
Резюме. Таким образом, внутренняя среда представляет собой сферу и структуру жизнедеятельности любой организации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. В каких конкретных факторах проявляется открытость организации как системы 2. Приведите примеры различных линий поведения организации по отношению к внешней среде.
3. Какая стратегия поведения наиболее оптимальна для социальной организации и почему:
5. Дайте характеристику современной политической ситуации в России как факторов развития организации.
6. Выделите наиболее значимые экономические факторы для существования организации социальной сферы:
• Уровень жизни • Качество жизни • Структурные изменения в промышленности • Спад или подъем производства 7. Как изменяются социальные организации под воздействием социальной ситуации в стране 8. В благотворительном фонде «Спасение» постоянно происходила неразбериха с информацией: она терялась, отправлялась не по назначению, не поступала вовремя; часто на имя фонда приходили письма и проспекты, не имеющие отношения к деятельности фонда. Какой срез внутренней среды давал сбои, и какие меры по устранению дефекта Вы могли бы предложить 9. Составьте задачу на реализацию маркетингового среза внутренней среды для Дома быта; для пенсионного фонда; для поликлиники.
ТЕМА 5. МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ.
1. Миссия и философия организации.
2. Понятие целей организации.
3. Установление и ранжирование целей.
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.
Целеполагание в принципе лежит в основе любой деятельности; без установки целей и приоритетов деятельности существование любой организации бессмысленно. Целевая функция начинается с установления общей цели организации, выражающей причину его существования. Это обозначается как «миссия организации».
1. Миссия и философия организации.
В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как формулировка того, зачем существует организация. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
ТЕМА. 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Слово «система», греч.: сочетание, организм, устройство, организация, союз, строй, руководящий орган. Основы категории заложены еще Демокритом. В своих рассуждениях он отмечал, что речь состоит из имен, имена — из слов (комплексов), комплексы — из букв или неделимых частей (элементов).
В античной философии термин «система» связывали с упорядоченностью и целостностью объектов природы. В сочинениях Платона и Аристотеля уделялось внимание особенностям системы знания и системе элементов мироздания.
И. Канту принадлежит приоритет четкого осознания системности научно-теоретического знания и выявления конкретных процедур и средств создания системного знания
И.Г. Ламберт утверждал, что «всякая наука, как и ее часть, предстает как система, поскольку система есть совокупность идей и принципов, которая может трактовать себя как целое. В системе должны быть субординация и координация».
Современные исследователи продолжают развивать идеи своих предшественников. Так, физиолог П.К. Анохин в известной работе «Теория функциональной системы» (1970) привел 12 формулировок понятия «система», данных разными авторами. В учебнике В.Н. Волковой и А.Л. Денисова «Основы теории систем и системного анализа» (1999) авторы говорят уже о 30 определениях понятия «система». Сейчас таких формулировок значительно больше. Анализ многочисленных определений свидетельствует об изменениях понятия «система» как по форме, так и по содержанию.
С некоторой долей условности все понятия «системы» можно поделить на три группы.
Определения, принадлежащие к первой группе, рассматривают систему как комплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя.
Определения второй группы рассматривают систему как инструмент, способ исследования процессов и явлений. Наблюдатель, имея перед собой цель, конструирует систему как некое абстрактное отображение реальных объектов.
Третья группа определений представляет компромисс между двумя первыми. Система здесь — искусственно создаваемый комплекс элементов (людей, процедур, технологий, научных теорий и т. д.), предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической задачи. Следовательно, здесь наблюдатель не только выделяет систему из среды, но и создает, синтезирует ее.
Понятие «система» широко используется как в научных исследованиях, так и в повседневной жизни. Этот термин также является отражением некоторой объективной реальности. Существует большое число определений системы, охватывающих различные признаки объектов, рассматриваемых как системы.
Понятие «система» стало терминологической основой построения теории систем. Трактовка этого понятия имеет различные варианты. Приведем примеры некоторых из них.
1. Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.
2. Система — это комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи.
3. Система — это множество элементов с отношениями между ними и между их атрибутами.
4. Система есть отражение в сознании субъекта свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания.
5. Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов.
Содержание приведенных понятий для описания лишь одного термина показывает, что каждый из авторов имеет свое отношение к данному термину.
В качестве элемента системы рассматривается объект, относительно самостоятельный и не подлежащий дальнейшему расчленению на данном уровне рассмотрения, выполняющий определённые функции, находящийся во взаимосвязи с другими объектами, составляющими систему.
Подсистема – это набор автономных элементов внутри системы (экономических, технических, правовых, организационных).
Функционирование системы как единого целого обеспечивается связями между элементами. Связь — это перенос материальных, энергетических или информационных компонентов из одного объекта в другой; это функциональная характеристика элемента, а отношение — это структурная характеристика.
Понятия «связь» и «отношение» имеют достаточно сложное объяснение. В специальной литературе принято отождествлять понятие «связь» с динамичным состоянием элементов, которое определяется целями функционирования и методами управления в процессе установления связи.
Понятие «отношение» характеризуется статикой строения самого элемента, т. е. его структурой. В теории логики принято «отношение» рассматривать как соотношение, соподчинение одного свойства элемента другому. Такое соотношение тоже основывается на разных видах связей, например в микроэлементах. Понятие «отношение» можно рассматривать как «связи строения» элемента.
Связи делятся на внутренние, когда такой перенос компонентов происходит между элементами системы, и внешние, когда выход одной системы становится входом в другую. Такую связь принято называть прямой связью. Например, поставки ресурсов организации. Кроме прямой связи, существует еще и обратная связь. Прямая связь обеспечивает передачу воздействия, информации с выхода одного элемента на вход другого, а обратная — с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.
Понятие «связь» определяется как проявление свойств коммуникации самого элемента с его окружением. Связь осуществляется на основе закона обмена энергией информацией и веществом в процессе динамического развития самого элемента. Понятие «связь» описывает степень ограничения свободного развития самого элемента. Все элементы любой системы всегда вступают во взаимодействие друг с другом, теряя при этом некоторые из своих свойств. Наличие свойств связей у элемента (коммуникации) обеспечивает его жизнедеятельность. Следовательно, понятие «связь» определяет функционально-процессуальную характеристику системы, а понятие «отношение» — функционально-структурную характеристику.
В классификации И.В.Блауберга, В.Н.Садовскогой Э.Г.Юдина, связи могут быть следующими:
• генетические порождения, когда один объект является основой для рождения другого;
• преобразования, когда элементы одной системы в процессе взаимодействия с элементами другой приобретают новые
свойства в одной или обеих системах;
• взаимодействия, которые подразделяются на связи взаимодействия объектов или отдельных свойств объектов;
• функционирования, которые обеспечивают реальную жизнедеятельность объекта;
• развития, которые возникают в процессе перехода из одного качественного состояния объекта в другое;
• управления, которые могут образовывать разновидность либо функциональных связей, либо связей развития.
Представленная классификация показывает, что определения связей часто размыты и могут пересекаться.
Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.
В современной литературе выделяют такие признаки систем, как:
· Множество составляющих ее элементов;
· Единство главной цели для всех элементов;
· Наличие связей между ними;
· Наличие структуры и иерархичности;
· Наличие управления этими элементами.
Табличное представление классификации систем приведено в табл. 2.1.
Наименование признака | Содержание классификации |
Происхождение | Естественные и искусственные |
Объективность | Материальные и абстрактные |
Содержание | Социальные, физические, экономические, технические и т. п. |
Степень взаимосвязи с внешней средой | Открытые, закрытые, относительно обособленные |
Изменчивость свойств | Статические и динамические |
Обусловленность функционального действия | Детерминированные и вероятностные |
Обусловленность процессов управления | Управляемые и самоуправляемые |
Степень сложности | Суперсложные, большие и сложные, подсистемы, элементы |
Степень внутренней организации | Хорошо организованные, диффузные и самоорганизованные |
Методы формализованного описания объекта в качестве системы | Адекватное, теоретико-множественное представление, информационное описание, имитационно-динамическое, структурно-лингвистическое представление и т. п. |
Реакция на возмущающее воздействие | Активные и пассивные |
Методы моделирования процесса развития | Управляемые, адаптивные, самообучаемые, самовосстанавливающиеся, самовоспроизводящиеся и т. п. |
Длительность существования | Постоянные и временные |
Выделяют некоторые ограничительные свойства, которыми должна обладать «правильная» система. Такая правильная система в любом случае будет проявляться именно как система, то есть объект с системными свойствами, а следовательно, к нему будут применимы методы системного анализа. Итак, таких свойств всего четыре:
Детерминированность – поведение (реакция) системы однозначно зависит от значений входных параметров. Наличие в системе четких причинно-следственных связей как в статике, так и в динамике. Детерминированность позволяет применять научный подход при исследовании систем. Несмотря на то, что некоторое время в повседневной моде была теория хаоса, в ее рамках также изучаются строго детерминированные системы.
Синергетичность – целое (система) является большим, нежели простая сумма составляющих его частей, что позволяет рассматривать систему в виде эффективной структуры из составляющих ее компонентов. Синергетичность систем часто связывают с характеристиками самоорганизации и обучаемости систем.
Полнота и непротиворечивость – правильная система должна быть полна (достаточна для выполнения своих функций и достижения своих целей) и непротиворечива (не должно быть противоречивых целей у всей системы).
Иерархичность – компоненты (элементы) системы могут сами рассматриваться в качестве систем (подсистем), а сама система может быть подсистемой системы более высокого уровня. Деление системы на подсистемы может быть ничем не ограничено, а свойство иерархичности указывает на то, что системы могут выстраиваться в иерархии в рамках системы.
Перечисленные свойства являются системоопределяющими, поскольку каждая правильная система детерминирована, синергетична, полна и непротиворечива, а также обладает внутренней иерархией над своими элементами. Однако существуют другие свойства, которыми могут обладать системы. Такие свойства лучше называть «характеристиками». Для различных типов систем могут иметься различные наборы характеристик, поэтому не может быть замкнутого набора характеристик. Тем не менее, можно выделить характеристики, которые могут быть свойственны различным типам систем. К ним относятся следующие:
Адаптивность – стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды.
Надежность – комплексная характеристика системы, определяющая ее способность функционировать, сохраняя свои параметры в определенном диапазоне, в течение длительного времени.
Целостность – первичность целого по отношению к частям. Не элементы составляют систему, а система состоит из элементов, которые выделяются из нее в рамках системного анализа.
Эмерджентность – цели (функции) компонентов системы не всегда совпадают с целями (функциями) системы, при этом для элементов системы в части их взаимодействия друг с другом может нарушаться свойство непротиворечивости – цели компонентов могут быть противоречивы друг другу, но при этом цели системы все также должны быть непротиворечивыми.
Взаимодействие и взаимозависимость системы и среды – система действует в среде и зависит от нее, равно как и наоборот. Система может обмениваться со средой материей, энергией и информацией.
Обучаемость – возможность перенастройки функций и целей системы в зависимости от изменения параметров внешней среды. Система может быть самообучаемой, когда функции и цели перенастраиваются на основании внутренних факторов.
Целенаправленность – существование у системы цели. Это неотложное свойство, которым должны обладать все системы.
Динамичность – развитие системы происходит в динамике, то есть изменяется во времени.
Системный характер организации – это необходимое условие ее деятельности.
Выделяют три уровня широты анализа и синтеза компаний: системный, комплексный и аспектный.
Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений.
Комплексный подход требует составления приоритетом важности ключевых элементов и учета наиболее важных элементов.
Аспектный подход довольствуется учетом отдельных ключевых элементов при анализе или синтезе организационных образований.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Различные виды систем: основы существования.
2. Принципы классификации систем.
3. Системный подход в управлении: преимущества и недостатки.
4. Функциональный подход в управлении: преимущества и недостатки.
5. Процессный подход в управлении: преимущества и недостатки.
6. Ситуационный подход в управлении: преимущества и недостатки.
7. Принцип обратной связи и его значение в существовании системы.
8. Социальные системы и их особенности.
9. Социотехнические системы и особенности их исследования.
10. Организация как система: ее признаки и законы.
11. Организационные процессы и их разновидности.
12. Понятие целей организации и требования, предъявляемые к ним.
13. Технология и организация: основы взаимодействия.
14. Организационная структура: основы создания и функционирования.
15. Почему в формальных организациях не важны индивидуальные характеристики личности?
16. Составьте иерархию особенностей формальной организации: безличность, рациональность, служебный характер отношений, целесообразность, функциональность. Объясните свой выбор.
17. За счет чего обеспечивается максимальная эффективность формальной организации?
18. Составьте схему взаимодействия формализующих факторов на примере конкретной социальной организации (напр., школы).
19. Для чего в формальной организации существует жесткое закрепление функциональных обязанностей?
20. Приведите примеры перехода организации из неформальной в формально организованную и укажите причины такого перехода.
21. Почему людей не удовлетворяют только формальные структуры, несмотря на их рациональность?
22. Опишите ситуации позитивного и негативного влияния неформальной организации на деятельность предприятия.
23. Как конфликт между трудовыми и внепроизводственными ролями стимулирует создание в неформальной организации?
24. Составьте задачу на проявление любого из напряжений 2-го типа в организации. Предложите свое решение.