Для чего в картинах используется контраст
10 заметок… о контрасте
Иногда у моих учеников начинаются проблемы с той или иной картиной, она кажется им плоской и скучной (даже если её композиция удачна), обычно проблема заключается в контрасте.
Картина может страдать от множества ошибок…слишком близкие тона, слишком похожие формы, один и тот же свет повсюду, один и тот же цвет. всё это может разрушить глубину. Но существует способ вытянуть глубину, и он не зависит от переднего плана, среднего плана или фона. Глубина создаётся путём контраста множества факторов.
Нельзя просто так взять и выразить идею контраста одной аккуратной мыслью. Все аспекты контраста взаимосвязаны друг с другом. В списке ниже, я указал их раздельно, чтобы было проще понять саму идею. Прочитайте этот список, а затем оцените свою последнюю работу и используйте его в последующем, чтобы планировать свои дальнейшие работы.
КРАЙ
Острый край может вытянуть элемент на передний план картины, тогда как мягкий, наоборот – может увести элемент глубже, ближе к фону. Причина этому – разница между резким краем и плавным переходом в другое состояние. Эта разница позволяет художнику контролировать не только глубину, но и время, которое зритель потратит на рассмотрение картины.
Чтобы проще понимать этот аспект контраста, я предлагаю вам думать следующим образом: тёмный тон уводит в глубину, светлый тон вытягивает элемент вперёд [1] . Но тон может работать и в обратную сторону: в светлой картине светлые объекты будут уходить вглубь, тогда, как тёмные наоборот выходить вперёд и привлекать к себе внимание.
Это крайние значения. Плавные тона тоже способны притягивать и вытягивать взгляд зрителя. Но лишь контраст между двумя состояниями способен привлечь внимание зрителя.
Проблемы начинаются тогда, когда тон фона и переднего плана совпадают. Это делает картину плоской. Думайте о блике на металлической поверхности шлема или блике на зрачке глаза, как о белом снеге на вершинах гор в фоне. Тем же образом, представьте себе, что скалы на переднем плане имеют тот же тон, что и лошадь на фоне, или что каждая складка юбки нарисована одним и тем же тоном. Если тон у них совпадает, то объём начинает пропадать и теряется ощущение глубины.
[1] П.п.: Такое мнемоническое правило справедливо для портретов и прочих не пейзажных работ, где влияние атмосферной перспективы очень слабо.
ЦВЕТ
Небольшие цветовые акценты посреди обширной области тусклого цвета создают контраст и движение. Разница в их температуре – тёплый против холодного, может помочь уравновесить или поддержать композицию. Кожа человека всегда имеет тёплые и холодные участки в независимости от расы. Контраст создаёт глубину в портрете.
ФОКУС
Комбинация резких и мягких краев также важна и для фокуса в картине. Фокус можно создать, используя как множество краёв, так и один край. Наши глаза постоянно сравнивают края друг с другом, выделяя, что главное, а что нет. Не перегружайте глаза зрителя.
СВЕТ
Говоря про свет, я имею в виду не только тональные изменения, но также и то, как свет ложится внутри картины. Общий Свет обычно очень мягкий, тогда как Ключевой Свет резкий и яркий. Контраст между ними — это то, что вам нужно.
Разница между блестящими и тусклыми поверхностями, меняется в зависимости от того как свет отражается от этих поверхностей. Например, бархатные ткани на всех старинных картинах выглядят как настоящий бархат потому, что художник смог не только правдоподобно передать то, как свет падает на них, но и показал все характерные блики, тон и форму. Шёлк по-другому отражает свет, его форма и тон другие. Например, мокрые волосы отражают свет иначе, чем сухие. Контраст между различными поверхностями всегда восхищает зрителя.
ТЕКСТУРА
Текстура это один из самых простых способов показать контраст, потому что данный тип контраста легче всего заметить. Наши глаза очень хорошо подмечают разницу в текстурах. Гладкое и шершавое, пятнистое и однородное и т.д. Как и края в картине сверху, детализация выводит предмет ближе к зрителю, тогда как малое количество деталей уводит предмет вглубь композиции. Старайтесь думать в следующем ключе – кожа и ткани или кожа и меха, метал и кожи, стекло затем кирпич, на грубом тротуаре, мягкая ткань и блестящая поверхность автомобиля. Это контраст между двумя предметами, а не просто контраст поверхностей.
МАСШТАБ
Большие и малые элементы в композиции создают глубину и интерес. Большие объекты приковывают к себе внимание, только если они не слишком огромны, иначе они становятся фоном. Маленький предмет на фоне большого создаёт контраст и помогает привлечь внимание зрителя. Разница в размерах помогает зрителю понять масштаб.
Обращайте внимание на соотношения размеров между большим и маленьким предметом. Наш мозг всегда хочет видеть предметы в правильном масштабе. Вы можете не использовать эффект масштаба, но тогда у зрителя могут возникнуть определённые вопросы. Разница в размерах между маленьким и большим предметом должна быть убедительной и неважно пытаетесь ли вы создать иллюзию для зрителя или же вы изображаете предметы в пропорциях как в реальной жизни.
РИТМ
Возьмём, например летящих в картине птиц. Если их немного, и они равномерно распределены друг от друга, то такое распределение создаёт скуку. Если же они разного размера, но пространство между ними одинаковое, то они всё равно будут терять эффект глубины. Но как только они будут в разном количестве или организованны более хаотично, тогда они создадут ритм, который понравится зрителям. Контраст между формами разных размеров и повторяющимися формами создаёт глубину и интерес.
ФОРМА
Говоря о различающихся вещах, в первую очередь следует иметь в виду форму. Вы это и так уже знаете. Если все формы одного размера в композиции, то они будут выглядеть плоско. Это может быть неплохим решением для графической работы. К примеру, для газеты или постера.
Изменяйте форму леса или даже форму веток на отдельном дереве. Человеческие фигуры тоже различны. Руки это не тубусы, а ноги не ходули. Одежда различается своими складками, так же как горные гряды, пейзажи, работа кистью, текстуры.
Существуют трудноуловимые детали между даже кажущимися нам похожими вещами. Дым и облака или пар. Сияние рассвета и пламя костра или свет фонаря. Волосы это форма; трава это форма; листва это форма. Изучите эту разницу и изобразите её.
ГЛУБИНА
Чтобы понять её, не усложняйте, вы можете создать глубину контрастом:
Масштаба: большое и малое
Формы: детализированная и простая
Текстуры: грубое и гладкое
Света: яркий солнечный свет и пасмурная погода
Цвета: насыщенный и ненасыщенный
Тона: Тёмно-серый и светло-серый
Всё что касается глубины в картине связано с отношениями между элементами: слева-направо, сверху-вниз, передний план, средний план, фон. Комбинация этих аспектов контраста собранных вместе позволяет создать глубину.
ИДЕЯ
Разница в идеях картин тоже может создать контраст. Простой портрет с небольшим неожиданным отличием, может вызвать у зрителя неподдельный интерес. Сцена, которую ожидалось увидеть в привычном ключе, показанная иначе может надолго задержать зрителей у картины. Неожиданный цвет для обыденного предмета, создаёт контраст. Кажущееся привычным освещение, может быть показано с другой стороны освещённым им предметами. Механический объект, объединённый с животной формой или животное с механическими формами. Аномальная погода в мирном пейзаже.
Всё вышесказанное не принципы, а всего лишь предположения. Это способ проснуться и найти способы привлечь внимание зрителя и удержать его интерес. Человеческий мозг любит контраст различных аспектов и идей. Ему нравятся вещи, которые им обладают.
Это состояние «любопытства ума» то, что вам необходимо разработать в себе.
КОНТРАСТ.
Законы зрительского восприятия, которые помогают художникам создавать произведения искусства, основываются на принципе контраста и обусловлены психологией восприятия изображения человеком. Например, тёмное рядом со светлым выглядит ещё темнее, яркое рядом с бледным, ещё ярче, маленькое рядом с крупным, ещё меньше и т.д..
Явление контраста помогает в построении разных цветовых систем, сомасштабности частей и пропорций.
Виды контрастов: одновременный и последовательный.
3) краевой контраст (явление, возникающее на границе двух областей, при этом на самой границе разница характеристик усиливается);
4) фоновый контраст (различие предмета и фона).
* спектральный цвет смешивается с чёрным;
* спектральный цвет смешивается с серым;
* спектральный цвет смешивается с дополнительным ему (противоположным по цветовому кругу) спектральным цветом.
Серые оттенки кажутся разнообразными, благодаря соседству с чистыми цветами.
Правила последовательного контраста:
* в последовательном образе каждый цветовой тон проявляется как субтрактивно-дополнительный (воспринимаемый контрастно);
* светлота последовательного образа обратно пропорциональна светлоте, наблюдаемой картины (светлый постэффект от тёмного образа и наоборот);
* последовательный образ всегда менее насыщен:
* попадая под монохромный фон, последовательный образ смешивается с фоном.
Контрасты в композиции
Сперва, возможно вам следует прочесть мою статью Главные, Вторичные и Третичные Формы, поскольку она содержит информацию, которая относится к теме это статьи.
В теории композиции, более желанными композициями являются композиции, в которых есть контрасты. Под контрастом я подразумеваю не только контроль контраста из Photoshop, хотя и он может использоваться чтобы дать нам подобие того контраста о котором мы будем говорить.
Я говорю про изначальное толкование слова: «Контраст: Состояние, являющееся поразительно иным от другого, как правило, в сопоставлении или тесной ассоциации с ним.»
Итак, контраст это 2 противоположные вещи. Чёрное и белое. Большое и маленькое. Мягкое и твёрдое. Громкое и тихое. Толстое и тонкое. Фактурная поверхность и гладкая поверхность. Всё это контрасты.
Контраст в композиции используется в основном по 2-ум причинам…
Итак, давайте начнём с создания Визуального Интереса, и посмотрим на различные способы, которыми мы можем использовать контраст, чтобы сделать картину более эстетически приятной.
Часть 1: Контраст, чтобы создать Визуальный Интерес.
Контраст в Тоне
Давайте начнём со следующего изображения.
Это может быть неплохим паттерном для бумаги, но навряд ли оно привлечёт ваше внимание. В конце концов, бумага это не то, что привлекает внимание, скорее то, что размыто на фоне. Итак, давайте начнём с нашего первого контраста, Тонового Контраста. У нас есть тёмно-серый и чёрный, давайте сменим тёмно-серый на белый.
Уже стало лучше. Это тот тип контраста, о котором мы думаем, когда вспоминаем о контроле контраста в Photoshop, он делает тёмные темнее и светлые светлее. Тоновой контраст возможно наиболее сильный из всех доступных вам контрастов, ведь большой кусок нашей зрительной системы зарезервирован специально для интерпретации тона. Именно по этой причине, чёрно-белые фильмы до сих пор оказывают своё влияние на зрителя, наши глаза жёстко реагируют на тон, это очень сильный эффект.
Но хотя это изображение и стало контрастным, в нём отсутствует другой тип тонового контраста. В изображении всего на всего 2 тона. Пока белый контрастирует с чёрным, чёрные элементы не контрастируют с другими чёрными элементами. Так что давайте разнообразим тон элементов.
Хотя картинка потеряла часть «контрастности» в известном смысле, но в другом смысле она стала более контрастной благодаря тому, что индивидуальные элементы теперь отличаются друг от друга. А это делает наши глаза счастливее.
Контраст в Размере.
Следующий контраст, это контраст размеров. Каждый элемент имеет одинаковый размер, что создаёт очень регулярный ритм и даёт эффект «машинности».
Давайте немного разнообразим масштаб и элементы.
Это большой шаг вперёд. Заметьте, что размеры, которые вы выберете, могут быть столь же важны, как и тот факт, что объекты имеют разный размер. Для примера посмотрите на эти 5 элементов….
А вот здесь не только каждый элемент разного размера, но также отсутствует очевидный паттерн в размерах. Это в целом обеспечивает более органичный и визуально более приятный результат.
Итак, хотя каждый элемент теперь разного размера, они всё же остаются равномерно расположенными. Так что давайте добавим контраста к их положению.
Сейчас каждый элемент имеет разную дистанцию от своего соседа, но если вы посмотрите на изображение в целом, оно всё равно выглядит равномерно разделённым. Давайте добавим ему случайности.
Это создаёт области детализации и области визуального покоя. Чтобы узнать больше об этих принципах, посмотрите мой урок Области Визуальной Детализации, Области визуального Покоя.
Контраст в Положении также показывает другой принцип, скученности и группировки, поскольку элементы в изображении неким образом скучены вместе. Для большей информации о Скученности, посмотрите мой урок Скученность или Группировка.
Контраст в Оттенке/Насыщенности
Вы также можете использовать Оттенок и Насыщенность (прим. пер.:Hue and Saturation в Photoshop). Оттенок это истинный цвет предмета, такой как красный, синий, зелёный и т.д. Насыщенность это то, насколько «чистым» является цвет, если говорить в терминах живописи, цвет же смешанный с белым или чёрным теряют свою насыщенность.
Не обладает таким высоким контрастом как это….
Если посмотреть с позиции тона, то синий цвет идентичен жёлтому.
Не имеет такого контраста как это изображение…
Контраст в Форме
В этом примере, все элементы имеют ту же базовую форму (несмотря на контраст в положении и размере).
Изменив формы на более случайные, мы можем получить прекрасный контраст.
Или сделав некоторые формы круглыми пока другие остаются с твёрдыми краями.
Контраст в Качестве Края
В основном это размытые края против твёрдых краёв. Вы можете получить немного больше визуального разнообразия, просто сделав некоторые объекты в своей картине мягче, а некоторые твёрже в плане краёв.
Часть 2: Контраст чтобы создать Акцент или Фокальную Точку
Контраст в Тоне
Таким образом, контраст может помочь вам создать акцент или фокальную точку. Например, если бы вы дали герою яркий красный плащ, а другие цвета вокруг него были ненасыщенного коричневого цвета, то вы только что применили «Контраст Оттенка/Насыщенности», чтобы создать фокальную точку, и привести взгляд зрителя к герою. Большие объекты часто являются фокальной точкой. Области сильного тонового контраста, также часто являются фокальной точкой.
Давайте начнём с Контраста в Тоне. Чёрная точка имеет мильный контраст к белому фону и светло-серым точкам, в то время как светло-серые точки менее контрастны друг к другу и к белому фону. Таким образом, ваш взгляд сначала посмотрит на чёрную точку, сделав её фокальной точкой.
То же самое мы делаем Тоновым Контрастом, чтобы создать визуальный интерес, но в этот раз мы используем эту технику для несколько иной задачи. Вместо того чтобы вести глаз по всему вокруг, мы используем её чтобы выделить один элемент и таким образом указываем на конкретное место в картине.
Контраст в Размере
Сделав один элемент большим в окружении маленьких элементов, вы создадите фокальную точку.
Но можно поступить и наоборот, сделав что-то маленьким в окружении больших объектов.
Иногда, люди могут сказать «сделай что-нибудь большим, чтобы создать фокальную точку», но вашему объекту нет нужды быть большим, достаточно лишь разительной разницы с размерами окружающих его элементов, чтобы привлечь внимание.
Контраст в Положении
Отделив что-то от группы, вы также можете создать акцент…
Иногда это ещё называется «Акцент через изоляцию».
Контраст в Оттенке/Насыщенности.
Как и тон, разные цвета могут создавать контраст. Некоторые цвета выделяются больше других, а некоторые цвета рядом с другими цветами выделяются ещё сильнее. Используйте это чтобы, акцентировать внимание на конкретных элементах.
Если у вас присутствует сверх насыщенный цвет в изображении, а остальные цвета приглушены, то это также привлечёт взгляд зрителя.
Если у вас в картине присутствует один тип формы, то всего лишь изменив тип формы одного объекта, вы тем самым создадите акцент на нём.
[1] Известное среди художников правило: «Тёплые цвета выводят вперёд, холодные уводят в даль». Хотя на мой взгляд это больше касается пейзажей.
Здесь мы используем одну форму, которая составлена из линий одинакового размера. А вот вторая форма использует комбинации из толстых и тонких линий. Форма с контрастирующими толстыми и тонкими линиями, скорее всего, привлечёт ваше внимание первой.
Контраст в Качестве Края
В основном это размытые края против твёрдых краёв, взгляд в первую очередь склонен обращать внимание на твёрдые края. Поэтому одной из техник является создание мягкого фона и твёрдых краёв вашей фокальной точки, чтобы привлечь взгляд. [2]
[2] Особенно часто можно увидеть на фотографиях, когда предмет на переднем плане выглядит чётким, а фон позади него размытым.
Живые Примеры
В этом изображении техно пола, я использовал контрасты в форме, тоне, размере и положении, чтобы создать визуальный интерес и прекрасные области детализации и покоя. Но изображение не обязательно должно иметь сильную фокальную точку.
Это изображение использует те же техники, не только для того чтобы создать визуальный интерес, но и для того чтобы создать фокальную точку, которой будет являться круглое отверстие в верхнем левом угле картины.
Для нашей Фокальной Точки, я использовал «Контраст Формы» (что-то круглое в посреди большого количества прямых труб), «Контраст Тона» (круг ярче чем его окружение) и «Контраст Размера и Положения» (здесь много крошечных деталей рядом с фокальной точкой, но сама фокальная точка гораздо проще по форме и детализации). Я также использовал другие техники, чтобы создать фокальную точку, такую как линии направленные к ней (прим. пер.: фокальной точке) со всех сторон, но мы поговорим об этом в следующий раз, в теме посвящённой созданию фокальных точек.
И ещё одна заметка напоследок: Расположение круга конфликтует с глазом с точкой зрения того, чтобы быть фокальной точкой. Часто фокальные точки расположены рядом с центром вашего изображения, либо в других предопределённых местах (как на одной из линий в правиле 1/3). Так что если я хочу улучшить свою фокальную точку, то может стоит её немного сместить от центра.
Заключение
Теория цвета, контраст
Многие говорят, что цвет — это чисто субъективная вещь и в ней нет каких то правил или принципов. На самом же деле, как и в любой науке, здесь есть место и теории. Цвет помогает дополнить тот смысл и идею, которые вы хотите вложить в свою работу, и правильное его использование помогает сделать ваш продукт более заметным и профессионально выглядящим.
Многие исследователи занимались вопросами цвета, и одним из самых заметных, несомненно, был Иоханнес Иттен, автор книги «Искусство цвета». В своей работе автор рассматривает множество аспектов колористики: психологическое воздействие цвета, «вес» каждого оттенка, сочетание цвета и формы и многое другое.
Начнём с самого понятного — сочетания цветов. Именно работа цветов в паре или группе оказывает самое непосредственное влияние на первое впечатление от рисунка. Для этого используется термин «контраст» — то есть, сопоставление двух и более цветов таким образом, чтобы их можно было эффективно сравнить и показать различия. Контраст помогает выявить динамику рисунка, его настроение, характер, цель. Иттен выделяет семь основных групп контраста:
Контраст по цвету — одна из наиболее простых схем работы. Как говорится в книге Иттена, «Он выражается во взаимодействии предельной насыщенности чистых цветов. Как белый и чёрный являют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и первичные цвета, жёлтый, синий и красный, наделены свойством наиболее сильного цветового контраста, создающего впечатление простоты, силы и решительности. Интенсивность цветового контраста ослабевает от первичных — к цветам третьего порядка».
Проще говоря, если вы для своей работы выберете сочетания двух (желательно противоположных) цветов, причём в их насыщенной форме, и поставите рядом, у вас получится очень звучный и насыщенный контраст. Но главное знать меру, уметь «приглушать» такие сочетания и правильно распределять массы. Иначе вы рискуете получить очень яркую картинку без акцента на какую-либо деталь.
Как пример: на картинке со стикером вы можете увидеть несколько видов контраста, но ведущий в нём — контраст по цвету. Противопоставление красного и синего цветов дает очень звучное сочетание, но чтобы оно смотрелось более спокойно, использованы приглушённые тона. Синего на картинке больше — это создаёт обрамление для тех небольших красных насыщенных пятен, которые можно увидеть на лице девушки.
Второй пример: постер из игры Prey. Как видите, тут используется контраст предельно насыщенных цветов, но за счёт распределения масс, этот контраст выглядит гармонично и в нём чётко расставлены акценты.
Контраст светлого и темного. Кажется, данная сочетаемость цветов является самой понятной. Она основана на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета. Светлое пятно будет выделяться в тёмном окружении, как и тёмное пятно будет выделяться на светлом фоне.
Все цвета могут быть осветлены белым или затемнены чёрным. У каждого цвета есть свой тон — это очень легко проверить, просто попробуйте сделать цвета на цветовом круге чёрно-белыми. Но вот здесь и кроется главная проблема. Не все цвета могут планомерно становиться светлыми или тёмными. Некоторые из них, если их начать осветлять или затемнять, начинают терять насыщенность, и это может стать проблемой — особенно в рамках мобильного арта. Лучше всего это решить использованием другого цвета, а не затемнением оригинального — это поможет избежать примешивания в картинку «грязи».
Иттен говорит следующее: «Чистый жёлтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета, оранжевый — пятой, красный — шестой, синий — восьмой, а фиолетовый — десятой. Насыщенный жёлтый цвет является самым светлым из чистых цветов, а фиолетовый — самым тёмным. Так что жёлтый цвет, чтобы совпасть с тёмными тонами серой шкалы, должен приглушаться, начиная уже с четвёртой ступени. Чистые красный и синий цвета расположены более глубоко, на расстоянии всего нескольких ступеней от чёрного и далеко от белого. Каждая примесь чёрного или белого уменьшает их насыщенность».
Итак, при создании контраста светлого и темного необходимо учитывать две вещи — контраст цветов и контраст тона этих цветов. И это даёт вам контроль над тем, какую глубину изображению вы хотите задать, и какие элементы хотите выделить или задвинуть (хотя и здесь есть свои исключения — о них чуть позже).
Разберем всё на конкретном примере. Взгляните на скриншот карты из игры Cut the Rope 2. Если перевести картинку в ч/б и проанализировать её, то видно, что главная сюжетная дорожка — самый светлый и яркий элемент на экране, лежащей на лужайке среднего тона. Так же ярко выделяются монетки в верхней части экрана, так как они лежат на тёмном фоне деревьев и создают хороший контраст. Сами деревья (сверху и снизу) слиты по тону в одно темное пятно с небольшой вариацией цвета — это сделано намеренно, чтобы создать нужный фокус на экране, но при этом не делать его скучным. Кнопки хоть и не сильно контрастируют с фоном по тону, но они выделяются по цвету.
Контраст тёплых и холодных цветов. Можно сказать, что этот контраст — самый простой. Обычно жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть «тёплыми цветами», а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — «холодными». И в принципе, эта формула прекрасно работает.
Но как и везде, здесь тоже есть свои нюансы. Например, стоит уделить внимание тому, какой именно оттенок цвета используется и в каком окружении используется этот цвет.
Возьмём для наглядности конкретные примеры. На картинке ниже вы видите очень простой стикер в технике flat colors. Кожа у обеих девушек одного оттенка, но волосы — разные оттенки одного цвета. Что получается в итоге? Во-первых, волосы слева смотрятся теплее тех, что справа (то есть, один и тот же цвет может казаться теплее или холоднее). Во-вторых, кожа в окружении разных тонов фиолетового смотрится по разному. Кожа девушки слева кажется темнее и теплее, чем кожа девушки справа.
Это подтверждает общую теорию: оттенок и окружение могут сильно повлиять на впечатление от цвета. Это инструмент, который важно понимать и уметь им пользоваться. Порой кажущийся холодным цвет — это всего лишь более «серая» версия цвета тёплого, но при взаимодействии друг с другом они образуют пару тёплый/холодный.
Также не стоит забывать о воздействии тёплых и холодных тонов на изображение в целом. Из книги Иттена: «В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает свойством влиять на ощущение приближённости и удалённости изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений».
Если кратко — холодные тона отдаляют предмет, тёплые — приближают. Если вам важно отбить какой то элемент от фона — сделайте фон холодным, а элемент (кнопку, например) тёплым. Это очень эффективный прием, используемый в мобильных играх. Как пример, посмотрите на скриншот из игры Cut the Rope 2.
Контраст дополнительных (комплиментарных) цветов. Из книги Иттена: «Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным».
Что мы можем вынести из этого определения? Первое: дополнительные цвета — это цвета, расположенные друг напротив друга на цветовом круге. Если смешать два таких цвета, получится нейтральный серый. Ну а если поставить два таких цвета рядом друг с другом, они будут создавать очень яркий контраст.
В качестве наглядного примера можно взять несколько пар, которые подходят под данное определение. Это жёлтый и фиолетовый, жёлто-оранжевый и сине-фиолетовый, оранжевый и синий, красно-оранжевый и сине-зелёный, красный и зелёный, красно-фиолетовый и жёлто-зелёный.
Дополнительные цвета придают картине особую уверенность и звучность. При этом, что немаловажно, оба таких цвета сохраняют свою интенсивность в картине, поэтому крайне важно уметь балансировать их по массе, чтобы один цвет не «задавил» другой.
Ещё один немаловажный момент — каждая пара дополнительных цветов обладает другими характеристиками. Так, пара жёлтый и фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый и сине-зелёный — это не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого. Именно поэтому важно грамотно подбирать пару таких цветов в соответствии с темой вашей картины, чтобы цвет усиливал смысл, а не давил его своей яркостью.
Проанализируем пример. За основу взята пара «красно-оранжевый и сине-зелёный» — пара, которая подчеркивает тему природы, связанной с феей. Обратите внимание, как зелёные крылья выделяются на фоне красно-оранжевых волос и красноватой кожи. Всё это помогает создать нужный образ и поддерживать его.
Симультанный контраст. Из книги Иттена: «Понятие ‘симультанный контраст’ обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно (то есть, одновременно) порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанный контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникает по одной и той же причине».
Если говорить проще, то симультанным контрастом называют такое сочетание цветов, при котором в наших глазах происходит искажение реальной цветовой информации и порождение нового цвета (или искажение текущего), которого нет на рисунке. Это эффект проявляется при использовании двух не прямо дополнительных цветов.
Этот эффект сложно объяснить, так как его невозможно зафиксировать, но давайте попробуем рассмотреть его на примере. Обратите внимание на кожу девушки, особенно на цвет кожи в теневой части лица, прямо у волос. Как вы думаете, какой это цвет? Если вы думаете, что это какой то оттенок зелёного, то вы ошибаетесь — это совершенно не так. Это средненасыщенный оттенок оранжевого. А вот те зеленоватые пряди на волосах на макушке? Это тёмный вариант жёлтого. Голова идет кругом, правда?
Это контраст, создаваемый окружением. Серый на фоне тёплой кожи будет казаться либо синеватым, либо зеленоватым, приглушённый оранжевый на фоне красного будет казаться зеленоватым и т.д. Импрессионисты как никто другой понимали ценность этого контраста, и активно использовали его в своих работах. Так что будьте аккуратны, наблюдательны, и пробуйте изучать воздействие цветов друг на друга через рисунок.
Контраст по насыщенности. Из книги Иттена: «Слова ‘контраст по насыщенности’ фиксируют противоположность между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми, приглушенными. Спектральные цвета, полученные путём преломления белого света, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты. Среди пигментных цветов мы также имеем цвета максимальной насыщенности. Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою насыщенность».
То есть, контраст по насыщенности — это контраст цветов, отличающихся по степени чистоты. Например, можно использовать пару ярко-красного и средненасыщенного жёлтого, и это будет считаться контрастом по насыщенности. Либо можно приглушить всю гамму рисунка, держа его в рамках средненасыщенных цветов, и выделить какие-то особо интересные элементы ярким насыщенным цветом. Такой тип контраста особо хорош для выделения определённых точек интереса.
Как можно приглушить цвета? В традиционной живописи сделать это можно путём добавления чёрного, белого, серого и дополнительного цвета в основную смесь. В цифровой живописи (в частности, в Photoshop) есть много других полезный инструментов — Vibrance, Photo filter, Hue/saturation, Exposure и тому подобное.
Но спрашивается, зачем вообще приглушать цвета? Дело в том, что когда на картинке всё равнонасыщенно, бывает сложно увидеть иерархию объектов на картинке, и глаз зрителя разбегается. Взгляните на картинку нижу. На данном очень сдержанном в плане цвета скетче персонажа мы видим, как на фоне ненасыщенной в свете бороды выделяется цветная насыщенная тень этой же бороды. Или как на фоне средненасыщенной тени глаз выделяются желтоватые более насыщенные зрачки. Более насыщенный шрам на лице так же выделяется на фоне средненасыщенной кожи. Всё это помогает правильно расставить акценты на картинке и донести важные для описания персонажа детали.
Контраст по площади цветовых пятен. Из книги Иттена: «Контраст по площади цветовых пятен характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Его сущность — противопоставление между ‘много’ и ‘мало’, ‘большой’ и ‘маленький’».
Иттен так же говорит, что у каждого цвета есть свой «вес», и если измерять цвета по шкале от 1 (самый тёмный) до 10 (самый светлый), то мы получим вот такую таблицу: желтый — 9, оранжевый — 8, красный — 6, фиолетовый — 3, синий — 4, зеленый — 6. Чтобы правильно выстроить взаимоотношения цветов на картине, нужно грамотно распределять эти массы. Если мы берём фиолетовый и жёлтый, то видим, что фиолетовый — 3, а жёлтый — 9. Чтобы массы смотрелись гармонично и не перевешивали друг друга, нужно привести их к правильному соотношению — из 3/9 мы получим 1/3, а это значит, что на одну часть фиолетового должно приходиться три части жёлтого.
Сгармонизованные в своих размерах цветовые пятна производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст по площади цветовых пятен в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.
Если же нужно нарушить гармонию и создать резкий контраст, придётся использовать другие соотношения. Главное чтобы выбор соответствовал настроению и характеру картины.
Представленная система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При её изменении меняются и соответствующие размеры цветовых пятен. Оба фактора — и насыщенность, и размер цветового пятна — самым тесным образом связаны между собой.
Главное, о чём ни в коем случае нельзя забывать — это важность понимания того, что знание о цвете нужно подкреплять и анализом чужих работ, и чтением теории, и практикой. Без этого очень сложно понять суть явления цвета и начать грамотно его использовать.