Для чего в крышке радиатора устанавливают паровоздушный клапан
Паровоздушный клапан радиатора по сути
Пробка радиатора системы охлаждения
Устройство пробки радиатора системы охлаждения:
1 — крышка;
2 — пружина впускного клапана;
3 — стержень впускного клапана;
4 — пружина выпускного клапана;
5 — тарелка пружины выпускного клапана;
6 — выпускной клапан;
7 — впускной клапан;
8 — корпус пробки
Заливная горловина системы охлаждения, которая может располагаться на радиаторе или расширительном бачке, закрывается пробкой с двумя клапанами: паровым и воздушным.
Паровой клапан, прижимаемый к седлу горловины пружиной, предохраняет систему от повреждения в случае чрезмерного повышения давления. Если охлаждающая жидкость перегревается и закипает, то за счет избыточного давления преодолевается сопротивление пружины клапана, клапан открывается и пар выходит наружу. При охлаждении двигателя давление внутри системы может упасть ниже атмосферного, что может привести к повреждению тонких трубок радиатора. В этом случае открывается воздушный клапан пробки и в систему поступает воздух из атмосферы.
Для чего нужен клапан в крышке радиатора?
Паровой клапан предохраняет систему охлаждения от повреждений в случае резкого повышения давления.
Нужно ли менять крышку радиатора?
Крышка радиатора выполняет не только роль барьера, предотвращающего выплескивание антифриза из расширительного бачка, как думают многие автомобилисты. На самом деле это достаточно сложное устройство, состоящее из двух клапанов. … Если шланги сжаты на остывшем двигателе, значит пора менять крышку радиатора.
Как узнать работает ли клапан на крышке радиатора?
Существует так называемый «народный» метод проверки состояния крышки радиатора. Он заключается в том, чтобы на прогретом (включенном) двигателе пощупать патрубок радиатора. Если давление в нем есть, значит, крышка держит, а если патрубок мягкий — значит, клапан на ней пропускает.
Какое давление должно быть в крышке радиатора?
— минимальное давление в системе охлаждения — 107 кПа. — номинальное — в пределах 122-151 кПа. — тестовое открытие клапана крышки — 157 кПа.
Как работает клапан крышки радиатора?
Нормальная работа пробки: При нагреве антифриза его объем увеличивается, а также образуется насыщенный пар. Который при определенном давлении (обычно около 1 бара, ну или на пробке у себя почитайте) приподнимает основной (ака паровой) клапан и выходит через отводную трубку в расширительный бачок.
Что будет если крышка радиатора не работает?
Это грозит тем, что при открывании крышки антифриз может выплеснуться под давлением. В нормальных условиях для предотвращения этого и предназначен атмосферный клапан. Из расширительного бачка жидкость попадает в радиатор через обратный клапан.
Можно ли открывать крышку радиатора?
Самое главное, никогда не открывайте крышку на горячую. Если уж вам придется это делать когда-то, то делать это нужно очень аккуратно. Давление в системе охлаждения до двух атмосфер. … Накрываем тряпкой крышку и медленно начинаем ее открывать, сбрасывая давление системы.
Можно ли ехать без пробки радиатора?
Не, ездить без давления рискованно. Пока нет жары и пробок на дорогах — все будет в порядке. … Потом вентилятор радиатора расчитан на включение при большей температуре, чем температура кипения антифриза при атмосферном давлении.
Как проверить работает ли клапан на крышке расширительного бачка?
Признаки неисправности крышки расширительного бачка
Почему выдавливает антифриз из радиатора в расширительный бачок?
При поступлении жидкости в бачок воздушная прослойка сжимается, а давление увеличивается. Оно выдавливает пробку. Чтобы этого не происходило, сжатый воздух выгоняется через клапан. Во время охлаждения жидкость перетекает из резервуара, а через клапан подается воздух извне.
Какие клапаны установлены в крышке радиатора?
Крышка радиатора: назначение и принцип работы
На самом деле это не просто «пробка», а технически сложное устройство, состоящие из двух клапанов – парового и воздушного. Паровой клапан предохраняет систему охлаждения от повреждений в случае резкого повышения давления.
Можно ли ездить с открытой крышкой в расширительном бачке?
Допускается эксплуатация автомобиля без крышки расширительного бачка системы охлаждения. В подобном случае при размеренном стиле управления практически отсутствует опасность появления каких-либо серьезных неисправностей двигателя.
Как удаляется накипь из системы охлаждения?
Для удаления накипи из водяных полостей замкнутой системы охлаждения применяют щелочной раствор, для приготовления которого к 10 л воды добавляют 1 кг кальцинированной соды и 0,5 л керосина. Раствор приготовляют в количестве, необходимом для заполнения всей системы охлаждения.
Что входит в большой круг циркуляции жидкости в системе охлаждения?
В этой системе существует два круга циркуляции жидкости — большой и малый. Большой круг составляют рубашка охлаждения двигателя, водяной насос, радиаторы (в том числе — отопителя салона), термостат. … При этом охлаждающая жидкость фактически не охлаждается, так как не проходит через радиатор.
Как крышка радиатора влияет на печку?
Пробка обеспечивает нужное давление антифриза в системе. На теплоотдачу печки не влияет. … А если пробка будет слишком легко выпускать антифриз в расширительный бачок,всего лиш раньше закипит при 100гр,при избыточном давлении закипит при 105-110гр.
Как работает пробка радиатора Ваз 2107?
Принцип функционирования крышки теплообменника на ВАЗ 2107
Когда температура ОЖ увеличивается, впускной клапан не успевает осуществить ее выпускание в бачок расширителя, после чего закрывается. Когда давление увеличивается до 50 кПа, то происходит открытие выпускного клапана.
То и ремонт системы охлаждения дт 75. 2 Глава Назначение, устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя трактора трактора дт75
Название | 2 Глава Назначение, устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя трактора трактора дт75 |
Анкор | То и ремонт системы охлаждения дт 75 |
Дата | 10.03.2020 |
Размер | 2.06 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | -1820608659.docx.docx |
Тип | Реферат #111411 |
страница | 5 из 5 |
Пружина парового клапана обеспечивает открытие клапана при избыточном давлении в системе охлаждения1,7—1,9кгс/см2.При повышении температуры охлаждающей жидкости клапаноткрывается и давление в системе уменьшается до допустимого.
При охлаждении жидкости в системе создается разрежение. Если разрежение в системе превысит 0,05—0,15кгс/см2, то воздушный клапаноткроется, воздух поступит в систему и разрежение в ней уменьшится до допустимого.
Сетки и фильтр защищают клапаны от загрязнения. ПВК закрыт крышкой, а сообщение с атмосферой происходит через трубку.
Паровоздушный клапан, с помощью которого внутренняя полость радиатора сообщается с атмосферой, смонтирован в крышке заливной горловины радиатора. Клапан состоит из парового клапана и размещенного внутри него воздушного клапана. Паровой клапан под действием пружины плотно закрывает горловину радиатора. Если температура воды в радиаторе повышается до предельной (для данного двигателя), то под давлением паровой клапан открывается и избыток пара выходит наружу.
Когда при охлаждении воды и конденсации пара в радиаторе создается разрежение, открывается воздушный клапан и в радиатор входит атмосферный воздух. Воздушный клапан закрывается под действием пружины, когда давление воздуха внутри радиатора уравновешивается с атмосферным. Воздушный клапан позволяет полностью сливать воду из системы охлаждения при закрытой крышке горловины и предохраняет трубки радиатора от разрушения под влиянием атмосферного давления при остывании двигателя.
Для контроля за температурой охлаждающей жидкости служат сигнальная лампа и дистанционный термометр. Лампа и указатель термометра помещены на щитке приборов, а их датчики могут быть размещены в головке цилиндров, водоотводящей трубе, впускном трубопроводе или верхнем баке радиатора.
Рис.10 Паровоздушный клапан
Паровоздушный клапан: А паровой клапан открыт; Б-воздушный клапан открыт;1,4- паровой и воздушный клапаны; 2, 5 — пружины паровогои воздушного клапанов; 3 — пароотводная трубка; 6 крышка заливной горловины радиатора
3. Ремонт системы охлаждения трактора ДТ-75
Наиболее часто встречающиеся дефекты водяного насоса и вентилятора: износ корпуса, втулок и валиков в местах их сопряжений, корпусов и валиков по посадочным местам под подшипники, валика в сопряжении с крыльчаткой, излом фланцев, трещины деталей, износ и повреждение резьбы.
Износ валиков в сопряжении со втулками, подшипниками, крыльчаткой определяют измерением сопряженных деталей. Об износе можно также судить по качанию валика в сопряженной детали. Ремонт водяного насоса и вентилятора. Трещины в корпусе водяного насоса и вентилятора, а также в кронштейне и фланце кронштейна водяного насоса заваривают биметаллическим электродом. Применяют нанесение состава на основе эпоксидной смолы ЭД-6. При износе посадочных мест под подшипники ставят стальные кольца (втулки) или наваривают изношенное место (корпус водяного насоса и вентилятор) с последующей обработкой на нормальный размер. Применяют нанесение состава на основе эпоксидной смолы ЭД-6.
Износ шкива вентилятора по ручьям для ремня допускается до 1,0 мм на сторону. Износ проверяют щупом, вводя его между шаблоном, изготовленным по профилю ручья нового шкива, и стенкой ручья изношенного шкива. Резьбу восстанавливают обычным порядком.
В изношенное отверстие под валик в крыльчатке водяного насоса запрессовывают стальную втулку, предварительно расточив отверстие на 4—6 мм. При наличии валиков ремонтного размера или при наращивании шейка валика отверстие в крыльчатке развертывают на ремонтный размер.
Изношенные лопасти крыльчатки наваривают газовой сваркой чугунными прутками. Торец крыльчатки обтачивают до нормального размера. Более рациональный способ — опрессовка крыльчатки термореактивными пресс материалами, например волокнистом. После ремонта крыльчатку водяного насоса статически балансируют.
У крестовины вентилятора (крыльчатки) наблюдаются следующие дефекты: ослабление крепления, погнутость крестовины и лопастей, трещины.
При ослаблении крепления лопастей или при их повреждении крыльчатку переклепывают. При замене лопастей разница в массе отдельных лопастей, приклепываемых па одну крестовину, не должна превышать 3—5 г. Лопасти прочно приклепывают к крестовине вентилятора, хорошо расклепывая головки заклепок.
4. Техническое обслуживание
Перед заливкой воды закройте сливной кран нижнего бака водяного радиатора и выверните пробку из водяного насоса, затем откройте сливную трубку, расположенную на блок-картере двигателя ДТ-75. Для прогрева пускового и основного двигателей в систему охлаждения заливают вначале горячую воду, нагретую до температуры 60-70 градусов, а затем до температуры 90-95 градусов до тех пор, пока из сливной трубки блок-картера не потечет теплая вода.
После этого закройте трубку, залейте в систему охлаждения горячую воду, вверните пробку водяного насоса и запустите пусковой двигатель!
Обратите внимание на то, что нельзя запускать основной двигатель, если в системе охлаждения нет охлаждающей жидкости, так как это может привести к выходу из строя пускового и основного двигателей ДТ-75. Могут появиться трещины в головках и так далее.
Запрещается прогревать систему охлаждения при помощи пускового двигателя, так как он перегревается, а вода в трубках водяного радиатора может оказаться замерзжей, в результате он может выйти из строя.
При работе трактора ДТ-75 поддерживают температуру охлаждающей жидкости в пределах 80-95 градусов. На остановках температура ее не должна быть ниже 40 градусов. Если трактор остановлен на длительное время, обязательно слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения в чистую посуду и храните ее в теплом помещении (для последующего использования на тракторе ДТ-75). Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения только после того, как двигатель ДТ-75 немного остынет, а температура охлаждающей жидкости будет находиться в переделах 50-40 градусов. При этом сливной кран нижнего бака радиатора и сливная трубка блок-картера должны быть полностью открыты. Во время слива охлаждающей жидкости проверяют, не засорились ли сливные отверстия в кране и трубке. После слива оставляют их открытыми, выключают подачу топлива и при помощи рукоятки прокручивают коленчатый вал двигателя ДТ-75, чтобы полностью вытеснить воду из корпуса водяного насоса во избежание ее замерзания. Затем на трактор ДТ-75 вешают табличку с надписью «Вода слита».
Запрещается заливать в систему охлаждения дизельное топливо, керосин, так как они разрушают резиновые шланги и уплотнения и ухудшают теплоотдачу.
В холодное время года воду для заправки системы охлаждения рекомендуется применять только при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20-25, когда трактор ДТ-75 работает почти с полной нагрузкой без длительных остановок.
Если трактор ДТ-75 во время работы загружен не полностью и имеет длительные остановки, то для предотвращения замерзания воды в трубках водяного радиатора нужно в систему охлаждения заливать низкозамерзающую жидкость (антифриз) марок 40 или 65, представляющую собой смесь воды и этиленгликоля с примесями и добавкой антикоррозийной присадки, исключающей коррозию металлических деталей системы охлаждения.
При температуре окружающего воздуха выше минус 35 градусов используют антифриз марки 40, который заливают в систему охлаждения на 5-6% меньше емкости системы (так как смесь при нагревании расширяется); при температуре окружающего воздуха ниже минус 35 градусов используют антифриз марки 65, который заливают в систему охлаждения на 6-8% меньше емкости системы охлаждения. Удельный вес антифриза марки 40 находится в пределах 1,0675-1,0725, а антифриз марки 65 в пределах 1,085-1,090.
Через каждые 60 часов работы следует определять качество антифриза по удельному весу и при отсутствии просачивания через уплотнения системы охлаждения доливать в радиатор чистую мягкую воду до нормального уровня, так как при нагревании смеси испаряется только вода.
Помните, что незамерзающая жидкость ядовита, поэтому ее нельзя засасывать ртом; после работы с ней тщательно мойте руки.
После окончания осеннее-зимнего сезона эксплуатации трактора ДТ-75 низко замерзающую жидкость сливают в герметически закрываемую посуду для хранения.
5.Охрана труда и техника безопасности
При эксплуатации трактора 1. К работе на тракторе допускать только трактористов-машинистов, прошедших специальную подготовку, имеющих право; управления трактором и прошедших инструктаж по мерам безопасности.
2. Перед началом работы осмотрите трактор, убедитесь в его исправности и только тогда приступайте к пуску двигателя.
3. Все операции, связанные с техническими уходами, устранением неисправностей, очисткой двигателя и трактора от грязи, смазыванием и регулировкой, выполнять только тогда, когда двигатель остановлен. Запрещается залезать под трактор для его осмотра при работающем двигателе.4. Перед троганием трактора с места обязательно предупредите об этом сигналом окружающих и работающих на прицепных или навесных машинах.5. Во время движения запрещается сходить с трактора и садиться на него.6. Перед подъемом и опусканием навесного сельскохозяйственного орудия, а также при поворотах трактора предварительно убедитесь, что нет опасности кого-либо задеть или зацепиться за какое-либо препятствие. Перед транспортными переездами укоротите ограничительные цепи механизма навески для исключения раскачивания машины и зафиксируйте навешенную машину или орудие в транспортном положении специальным устройством. Находиться под поднятым орудием категорически ‘воспрещается.
7. Все прицепы к трактору должны иметь жесткие сцепки, не позволяющие им набегать на трактор.8. При длительной остановке не оставляйте, навешенное орудие в поднятом положении.9. Через канавы, бугры и другие препятствия, переезжайте осторожно, на малой скорости, не допуская резких наклонов трактора. С горы и крутых склонов спускайтесь на первой пере-даче с выключенным увеличителем крутящего момента (при его наличии).10. Холостые переезды и работа на тракторе поперек крутых склонов крутизной более 15° запрещается.11. Перед тем как сойти с трактора, выключите главную муфту сцепления, поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение и снова включите главную муфту сцепления.12. При работе в ночное время трактор должен иметь исправное освещение.13. Запрещается подносить к топливному баку огонь, а также курить при заправке трактора. После заправки бак необходимо вытирать.14. При работе трактора в агрегате с машинами или орудиями, приводимыми от вала отбора мощности, ограждайте защитным кожухом кардан привода машины или орудия.15. Следите, чтобы в топливных баках и топливопроводах не было течи, которую при обнаружении нужно немедленно устранить, а потеки вытереть.16. При спуске горячей воды из радиатора и масла из картера остерегайтесь ожогов. Пробку горловины радиатора открывайте только после некоторого охлаждения воды в радиаторе, надев на руку рукавицу и держа лицо дальше от горловины, не становясь против ветра. Во избежание ожогов запрещается снимать шланги с патрубков радиатора отопителя при работающем двигателе.17. При уборке зерновых, хлопка, трав на сено, соломы и других пожароопасных работах (транспортировка сена, соломы, хлопка, торфа и т. п.) в случае отсутствия глушителя обязательно надевайте искрогаситель на выхлопную трубу двигателя. На указанных работах снятие боковин капота запрещается.18. Не допускайте скопления соломы, хлопка, торфа и других легковоспламеняющихся веществ на раме, двигателе и особенно на выпускном коллекторе, выхлопной трубе и предпусковом подогревателе. При возникновении пожара на тракторе немедленно отключите аккумуляторную батарею. Пламя гасите огнетушителем, засыпайте землей или прикрывайте войлоком или брезентом. Категорически запрещается заливать горящее топливо водой.19. Во избежание пожара запрещается в холодное время года подогревать открытым огнем двигатель, топливный бак и топливо проводы.20. При запуске пускового двигателя шнуром не наматывайте шнур на руку. При работающем пусковом двигателе не стойте против его маховика.21. Следите за надежностью крепления и состоянием изоляции электропроводов. Искрение в местах повреждения изоляции провода может вызвать пожар, особенно в летнее время года.22. Одежда тракториста не должна иметь развевающихся частей, которые могут быть захвачены вращающимися элементами трактора.23. Выполнение остальных требований техники безопасности производите согласно «Правилам техники безопасности при работе на тракторах, сельскохозяйственных и специализированных машинах», утвержденным Министерством сельского хозяйства СССР и Президиумом ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок.
В своей выпускной квалификационной работы я изучил устройство, основные неисправности, методы диагностики и технического обслуживания системы охлаждении. В результате проделанной мною работы, я пришел к выводу, что своевременное техническое обслуживание и должный уход увеличивает срок службы системы охлаждения в среднем на 50%. Своевременное устранение неполадок в системе охлаждения трактора позволяет предупреждать причины, способные вызвать аварийную ситуацию. А так же, необходимо при эксплуатации трактора для плодотворной и безопасной работы, пройти специальную подготовку и ознакомиться с техникой безопасности.
1. Автомобиль. Под редакцией И.П. Плеханова М: Просвещение 1989 г.
2. Дизели типа А-41 и А-01. Руководство по эксплуатации 41-01.0000РЭ ОАО «Алтайский моторный завод» Барнаул 2013г. Стр. 26
3. Трактор ДТ-75М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 88.00.001 ТО — 1980 год
Для чего в крышке радиатора устанавливают паровоздушный клапан
Принцип работы крышки радиатора
Крышка радиатора. Зачем она нужна
Крышка радиатора является своего рода барьером, предотвращающим выплескивание антифриза из расширительного бачка.
Клапан впуска допускает попадание антифриза в бачок при изменении температуры двигателя автомобиля. Если температура поднимается или происходит закипание, то впускной клапан не имеет возможности подать достаточное количество жидкости в расширитель. Он полностью закрывается, тем самым изолируя расширительный бачок и систему охлаждения.
При дальнейшем росте давления срабатывает уже клапан выпуска. Часть объема охлаждающей жидкости поступает в расширительный бачок для сброса давления. Если это не произойдёт, то система охлаждения разорвется в самом слабом месте — месте соединения патрубков. Перегрев двигателя, вызванный неисправностью крышки радиатора, может привести к серьезной деформации головки блока цилиндров и последующему выходу из строя всего агрегата.
Особенности крышки радиатора ВАЗ-2107
Крышка радиатора для автомобилей семейства Лада, в том числе и ВАЗ-2107, совмещает в себе две важные функции:
С помощью пружины осуществляется стравливание избыточного давления из системы охлаждения. Пробка представляет собой металлическую конструкцию, состоящую из двух частей, соединенных между собой пружинным механизмом.
Важно знать! Исправной пробка считается тогда, когда пружина сжимается с усилием. Если при сжатии пружины прилагать усилия не требуется, то пробку следует немедленно заменить
У многих автовладельцев ВАЗ-2107 часто возникает вопрос о том, как проверить крышку теплообменника(радиатора) на исправность? Сделать это достаточно просто, для чего существует два способа, о которых будет рассказано ниже.
Принцип функционирования крышки теплообменника на ВАЗ 2107
Принцип работы пробки радиатора достаточно прост. Данный элемент имеет впускной и выпускной клапаны, посредством которых теплообменник соединяется с расширительным бачком с помощью шланга. Впускной клапан не прижат к прокладке, поэтому циркуляция жидкости при нагревании или охлаждении мотора осуществляется в расширительный бачок.
Когда температура ОЖ увеличивается, впускной клапан не успевает осуществить ее выпускание в бачок расширителя, после чего закрывается. Когда давление увеличивается до 50 кПа, то происходит открытие выпускного клапана. В результате часть жидкости перетекает в бачок расширителя. В пробке расширительного бачка имеется резиновый клапан, который срабатывает при достижении давления в бачке, близкого к атмосферному.
Важно знать! Со временем нарушается функционирование пробки радиатора. Данное изделие не подлежит ремонту, поэтому его следует заменить на новую.
Особенности проверки исправной работы пробки теплообменника на семерке
Как проверить исправность пробки радиатора охлаждения автомобиля ВАЗ 2107? Проверка осуществляется двумя способами:
Для проведения такой проверки необходимо, чтобы двигатель был еще теплый, что означает наличие остаточного давления в системе. Если при сдавливании патрубка рукой будет слышен звук «хрюканья», возникающей в крышке теплообменника, этот звук и является признаком функционирования клапана крышки. Если клапан будет неисправным, то избыточное давление в устройстве может привести к разрыву патрубков, радиатора и даже печки.
Когда возникают проблемы с функционированием охлаждающей системы, уделите внимание обязательно такому немаловажному элементу, как пробка радиатора. Убедитесь в ее исправности
Если она не исправна, то лучше не искушать судьбу, а сразу же ее заменить, чтобы не пришлось в ближайшем будущем проводить капремонт двигателя. Более подробно об особенностях проверки исправности рассматриваемого устройства можно посмотреть в видеоролике выше.
Как проверить целостность и починить крышку расширительного бачка
Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя авто, как правило, не вызывает подозрений на предмет исправности. На эту, как многие думают, весьма «скромную» по своей значимости деталь возложена очень ответственная задача – регулировать давление в охлаждающей системе. Когда крышка перестает с этим справляться, в лучшем случае будет закипать или вытекать жидкость, а в худшем – это приведет к поломке каких-нибудь узлов.
Какую основную роль играет крышка бачка?
У работающего двигателя, как известно, в системе охлаждения создается давление, отличное от обычного атмосферного. Это происходит в силу того, что охлаждающая жидкость (ОЖ) нагревается вместе с мотором, вследствие чего расширяется – увеличивается в объеме. В результате давление внутри системы охлаждения двигателя (СОД) возрастает, а она не контактирует с внешней средой, и ей некуда сбросить избыточное давление.
С повышенным давлением в СОД разработчики современных автомобилей не борются «радикально» – не пытаются полностью от него избавиться. С помощью крышки бачка его регулируют. Повышенное давление в СОД используют для смещения момента закипания ОЖ. Ведь ни для кого не секрет, что при нормальном атмосферном давлении для воды он наступает при температуре 100 °C, для тосола – 105–110 °C, а для антифриза – 120 °C. Рабочая температура двигателей современных автомобилей очень близка к этим критическим значениям.
Так, например, для карбюраторных ВАЗ она должна находиться в пределах 90–95 °C, а для инжекторных – 97–105 °C.
Однако при некоторых режимах работы двигателя происходит кратковременное повышение его температуры до более высоких значений, что, впрочем, не приводит к выходу из строя исправного мотора, но вызывает такое же нагревание ОЖ. Например, на инжекторных ВАЗ 2109 у жидкости в такие моменты может быть 120–125 °C. Очевидно, что такого нагрева не перенесет даже антифриз. В то же время, возрастание давления любой жидкости приводит к увеличению ее температуры кипения.
Инженеры, проектирующие двигатели, давно выяснили – чтобы ОЖ не закипала даже при кратковременном критическом нагреве мотора, достаточно поддерживать давление в СОД на уровне 1,1–1,5 кгс/см2 (1,1–1,5 бар). Более высокая температура не нужна, потому что двигатель на нее не рассчитан, и она приведет к выходу его из строя. А допускать большее самопроизвольное повышение давления, которое может, тем не менее, происходить, не имеет смысла, потому что оно вызовет усложнение процесса изготовления и обслуживания мотора, а также возрастание его себестоимости, так как потребует более прочную и герметичную СОД (более прочные патрубки и расширительный бачок, крепкие хомуты).
Поэтому крышка бачка должна быть герметичной, но только до указанных выше необходимых предельных значений давления, после достижения которых она их поддерживает, соединяя по мере необходимости систему с внешней средой для выпуска сжатого внутри расширительной емкости воздуха.
Прибор для проверки крышки радиатора
Многих автовладельцев, столкнувшихся с разгерметизацией системы охлаждения интересует вопрос о том, как проверить на работоспособность крышку радиатора с помощью специальных тестеров. Такой заводской прибор стоит более 15 тысяч рублей (по состоянию на начало 2020 года), поэтому он будет доступен лишь для автосервисов и мастеров, занимающихся ремонтом автомобилей на постоянной основе. Рядовым же автовладельцам можно сделать аналогичный прибор из следующих компонентов:
Опуская подробности изготовления прибора, можно сказать, что он представляет собой отрезанный верхний бачок радиатора, на котором заглушили все соты, чтобы через них не выходил воздух, а также боковые стенки с аналогичной целью. К одной из боковых стенок герметично присоединяется ниппель автомобильной камеры, к которой подсоединяется компрессор. Далее испытуемая крышка устанавливается на свое посадочное место, а с помощью компрессора подается давление.
По показаниям манометра можно судить о ее герметичности, а также работоспособности встроенных в нее клапанов. Преимущество данного прибора — низкая себестоимость. Недостатки — трудоемкость изготовления и неуниверсальность.
С помощью тестера крышки радиатора можно проверить рабочий диапазон их давлений. Он будет отличаться для различных двигателей. В частности:
Приведенные значения являются усредненными, однако на них вполне можно ориентироваться. Точную информацию о рабочих давлениях главного и вакуумного клапанов вы найдете в мануале или на специализированных ресурсах в сети интернет. В случае, если тестируемая крышка показывает значение давления, которое сильно отличается от приведенного, — значит она неисправна, и, следовательно, требует ремонта или замены.
Устройство и принцип работы крышки расширительного бачка
Чтобы при работающем двигателе в СОД создалось необходимое давление, устройство крышки обеспечивает плотное герметичное закрывание бачка. Для сброса избыточного давления предусмотрен предохранительный клапан. Он срабатывает (открывается), только когда давление внутри СОД станет 1,1–1,5 кгс/см2 (зависит от конструкции крышки и ее производителя).
Пока оно ниже, клапан закрыт, а сразу после стравливания избыточного давления до величины, которая меньше указанной выше – частичного выпуска сжатого в бачке воздуха – он закрывается. В крышке стоит еще 1 клапан – впускной, его еще называют вакуумным. Его назначение прямо противоположное предохранительному. Впускной клапан служит для забора (всасывания) воздуха в СОД. Дело в том, что после остановки двигателя он, как известно, начинает остывать. Падает температура и у ОЖ.
При этом она уменьшается в объеме, что сопровождается снижением давления внутри СОД. ОЖ, поступившая в бачок, при собственном нагреве начинает уходить обратно в систему, освобождая место для оставшегося в расширительной емкости воздуха и переставая на него давить. Затем наступает момент, когда давление в СОД сравнивается с внешним атмосферным. Если при этом у ОЖ температура окажется выше, чем во внешней среде, то она, продолжая остывать, будет дальше уменьшаться в объеме.
Это приведет к тому, что давление в СОД станет ниже атмосферного, то есть к разряжению, вакуумному эффекту. Наружный воздух станет оказывать давление на элементы системы и будет при этом стремиться занять ее внутренние объем. Если в какой-либо части СОД окажется «слабое» место, где при ее остывании и оказываемом извне давлении будет нарушена герметичность, то в систему попадет воздух, и в ней может образоваться так называемая воздушная пробка. Когда двигатель будет опять запущен, она, конечно, может быть вытолкнута ОЖ в расширительный бачок.
Охлаждающая жидкость авто
Но если этого не произойдет, воздушная пробка будет нарушать циркуляцию жидкости в СОД, препятствовать охлаждению мотора и может даже стать причиной выхода его из строя. Обычно воздух попадает в систему за счет подсасывания между патрубками и штуцерами, на которые они надеты. Чтобы этого не произошло, давление в СОД выравнивается с внешним атмосферным впускным клапаном. Он срабатывает при разряжении в системе 0,03–0,1 кгс/см2 и впускает в расширительный бачок воздух, который фактически заменяет вытолкнутый через предохранительный клапан при нагреве ОЖ. Происходит выравнивание внутреннего давления в СОД с внешним.
Проверка прокладки крышки
Вместе с клапанами имеет смысл проверить и герметичность верхней прокладки крышки радиатора. Даже когда воздух со свистом выходит при открывании крышки это свидетельствует лишь о работоспособности клапана. Однако через негерметичную прокладку антифриз может понемногу испаряться, из-за чего его уровень в системе падает.
При этом возникает и обратный процесс, когда вместо того, чтобы забрать антифриз из расширительного бачка в систему попадает воздух из атмосферы. Так образуется воздушная пробка («завоздушивание» системы).
Проверить пробку можно параллельно с проверкой обратного клапана. В исходном положении она должна быть установлена на своем месте на радиаторе. Для проверки нужно «надуть» радиатор через трубку, идущую от расширительного бачка (однако давление должно быть небольшим, около 1,1 Бара), и закройте трубку.
Можно просто послушать наличие шипение выходящего воздуха. Однако лучше сделать мыльный раствор (пену), и обмазать им пробку по периметру (в районе прокладки). Если воздух из-под нее выходит, — значит, прокладка негерметична и требует замены.
Признаки и возможные последствия неисправности детали
Чаще всего последствием неисправности крышки является закипание ОЖ, иногда сопровождающееся выбрасыванием последней из расширительного бачка – нередкое явление для автомобилей ВАЗ. Если это происходит при рабочих температурах двигателя, то, скорее всего, пробка не держит необходимое давление.
Другая причина этого же явления – из-за неисправности вакуумного клапана в СОД попал воздух и образовал пробку, которая нарушает нормальную циркуляцию, а значит, и охлаждение ОЖ. Зимой из-за воздушной пробки может плохо работать печка. Неприятные последствия: потеря ОЖ, которую приходится регулярно подливать. Такое случается, когда из-за повышенного давления в СОД жидкость «выгоняется» через стыки между штуцерами и патрубками, надетыми на них, через хомуты.
Появление течи в основном радиаторе
Все эти признаки-последствия неисправности крышки являются результатом повышенного давления в СОД. Последнее – не редкость для автомобилей ВАЗ 2108, 2109 и особенно 2110 с бачками нового образца. Конечно, очевидно, что пластик этих расширительных емкостей оставляет желать лучшего, но, тем не менее, тут дело и в неисправности пробки. Так что крышка, регулируя давление в СОД, еще и оберегает ее элементы от механических повреждений.
Проверка крышки подручными средствами
Проверить работу перепускного клапана достаточно просто. Для этого нужно отсоединить любой небольшой патрубок системы охлаждения на двигателе, например, подогрев заслонки или коллектора. Далее необходимо с помощью компрессора с манометром (чтобы знать точное подаваемое давление) необходимо подавать воздух в систему.
Значение давления, при котором срабатывает клапан, будет легко определить по шипению и бульканию, исходящему из элементов системы охлаждения. Обратите внимание, что в конце процедуры нельзя резко сбрасывать давление. Это грозит тем, что при открывании крышки антифриз может выплеснуться под давлением.
Из расширительного бачка жидкость попадает в радиатор через обратный клапан. Он удерживает давление со стороны радиатора, однако спокойно открывается в случае, если там имеется полный вакуум. Проверка его проводится в два этапа:
Как проверить крышку и выявить проблемы?
Перед тем, как проверить крышку расширительного бачка, ее сначала надо осмотреть, чтобы убедиться, что она цела, и у нее отсутствуют механические повреждения в виде царапин, трещин и сильного износа, а также нет ржавчины, грязи, накипи и иных изъянов. Затем следует проверить работоспособность ее клапанов. Несколько простых способов диагностики, позволяющих лишь примерно определить их исправность, приведено ниже.
Для предохранительного клапана. При работающем, прогретом двигателе окручиваем крышку. Должен раздаться шипящий звук выходящего из бачка сжатого воздуха. Значит, клапан держит давление. Но какое именно – не всякий профессионал определит.
Откручивание крышки бачка
Более надежный способ проверить работу клапанов – использовать для этого насос с манометром. Также потребуется любой пустой расширительный бачок. К одному из его штуцеров подсоединяем, а затем фиксируем хомутом шланг насоса, у которого перед этим сняли наконечник под ниппель. Остальные выводы из бачка глушим какими-нибудь пробками. Затем закрываем бачок проверяемой крышкой.
Можно проверить и на бачке, установленном на своей машине, не сливая при этом ОЖ. Для этого, например, на ВАЗ 2109 отсоединяем от расширительной емкости патрубок, подходящий сверху и отводящий пар из СОД. Вместо него устанавливаем шланг насоса. В отсоединенный патрубок, чтобы его заглушить, вставляем что-нибудь круглого сечения и подходящего диаметра, например, сверло. Затем на этот шланг одеваем хомут и затягиваем его.
Включаем насос и, наблюдая за стрелкой его манометра, фиксируем момент появления щелчка, а следом – шипящего звука, выходящего из бачка через пробку воздуха. Если это произошло на отметке 1,1–1,5 кгс/см2, а дальнейшее накачивание приводит только к усилению шипения, но давление не повышается, значит, вакуумный клапан не травит, а предохранительный работает, как положено.
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.
Чтобы избежать проблем, связанных с крышкой расширительного бачка, рекомендуется проводить замену этого простейшего устройства раз в несколько лет. Не лишним будет и периодически контролировать уровень охлаждающей жидкости в бачке. При систематическом понижении уровня антифриза (утечки) возникают перегрузки системы охлаждения, что негативно отражается на работоспособности клапанных механизмов крышки и других элементов СОД. Каждый автолюбитель должен знать о том, что такая маленькая неприметная деталь выполняет важные для работы ДВС функции. Игнорирование первых симптомов неисправности может привести к серьезным последствиям, перегрев двигателя лишь начало проблем, которые выльются в капитальный ремонт. Поэтому лучше уж купить крышечку и заменить в целях профилактики, чем заниматься ремонтом СОД.
Подведем итоги
Как видно, крышка расширительного бачка автомобиля является важным элементом в устройстве системы охлаждения. С учетом того, что в ней установлены специальные клапаны, давление в системе охлаждения будет напрямую зависеть от их исправной и качественной работы.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что делать, если течет система охлаждения двигателя. Из этой статьи вы узнаете, как найти место утечки антифриза, а также какие нюансы следует учитывать в рамках диагностики.
Также в процессе эксплуатации автомобиля важно своевременно отмечать характерные признаки, указывающие на то, что крышка расширительного бачка вышла из строя. В подобной ситуации специалисты рекомендуют сразу менять крышку, так как диагностика клапанов бывает затруднена.
Доработка новой детали – что делать, если она не функционирует?
Когда выясняется, что крышка упорно не хочет сбрасывать избыточное давление и/или не способна восстановить потери воздуха в СОД, ее можно доработать. Больше всего, почему-то, нареканий со стороны владельцев ВАЗ, модели 2109 в том числе, покупающих новые пробки. Понятное дело, что причина неправильной работы клапанов крышки кроется в слишком большой жесткости их пружин.
Чтобы выполнить доработку крышки, например, для ВАЗ 2109, ее сначала надо разобрать. Делать это надо аккуратно, используя плоскогубцы и тонкую отвертку с плоским жалом. Надо постараться запомнить, где что стояло, чтобы пружинки не улетели бог знает куда. После того, как крышку для бачка ВАЗ 2109 удалось разобрать, наступает время кусачек. Ими надо укоротить пружинки: большую, для предохранительного клапана, как правило, на 1 виток, а маленькую – на 2.
Укорачивание пружинки пробки
Для второй длина удаляемого отрезка не критична – лишь бы она вообще подпирала вакуумный клапан при его закрытии и не оказывала сопротивление давлению наружного воздуха в 0,03–0,1 кгс/см2. С большой пружинкой сложнее – как бы не переборщить. Надо смотреть по ее жесткости и тому давлению, при котором предохранительный клапан открылся при проверке крышки бачка ВАЗ 2109. После укорачивания пружинок крышку собираем в обратной последовательности. Перед эксплуатацией желательно еще раз проверить, как она работает.
Ремонт своими руками
Восстановление работоспособности этого клапанного элемента состоит из трех этапов: разборки, чистки, замены поврежденных элементов.
Ремонт этой части расширительного бачка своими руками сможет осуществить даже новичок, придерживаясь внимательности и аккуратности. Для этого понадобится только отвертка с тонким плоским концом.
Работы нужно проводить в такой последовательности:
Дорогой или дешевый антифриз — стоит ли платить больше?
Таким образом, регулярный контроль состояния расширительного бачка на протяжении эксплуатации авто является важной задачей для обеспечения оптимальных условий работы двигателя. Осуществить диагностику, профилактику и ремонт клапанной крышечки сможет каждый автолюбитель.
Ремонт крышки радиатора
Отремонтировать крышку радиатора чаще всего невозможно. Точнее, результат будет, скорее всего, негативным. Так, можно самостоятельно можно попробовать заменить резиновые прокладки на крышке, очистить ржавчину на ее корпусе, заново покрасить.
Однако, если в конструкции ослабилась пружина или вышел из строя один из клапанов (или два сразу) — то их ремонт вряд ли возможен, поскольку сам корпус является в большинстве случаев неразборным. Соответственно, лучшим решением в данном случае будет покупка новой крышки радиатора.
Как проверить крышку радиатора
Крышка радиатора является его главной составной частью. Она выполняет функцию «заграждения», удерживая при этом охлаждающую жидкость внутри радиатора, которая находится под приличным давлением. А как же все-таки проверить саму крышку радиатора?
Инструкция
Полезный совет
Меняйте крышка хотя бы раз в 2 года при чистке радиатора.