Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека

Медицинские интернет-конференции

Языки

Физиологические периоды развития половой системы мальчиков (обзор)

Резюме

Ключевые слова

Обзор

Роль гормонов в процессе внутриутробного формирования половой системы у плода мужского пола

Формирование половой системы начинается с 3-й недели эмбрионального развития. От мезонефроса отделяются первичные бипотенциальные гонады, парамезонефральные (Мюллеровы) и мезонефральные (Вольфовы) протоки – предшественники наружных и внутренних гениталий. C4-й недели эмбриогенеза начинается миграция герминативных клеток в первичную гонаду. Под контролем специфических генов – SRY и SOX 9 – происходит формирование тестикула из бипотенциальной гонады, дифференцировка клеток Сертоли и Лейдига.

Следующий этап внутриутробного развития обусловлен гормональной активностью эмбрионального тестикула.

Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Смотреть фото Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Смотреть картинку Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Картинка про Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Фото Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека

Рис. 1. Схема гормональной активности эмбрионального тестикула

Антимюллеров гормон (АМГ), секретируемый фетальными клетками Сертоли, приводит к регрессии Мюллеровых протоков. Тестостерон, секретируемый фетальными клетками Лейдига, действует через андрогеновый рецептор Вольфовых протоков, индуцируя формирование придатков, семявыносящих протоков, семенных пузырьков. Под действием эмбриональной 5-альфа-редуктазы 2 тестостерон трансформируется в дигидротестостерон (ДГТ), который активирует андрогеновый рецептор предстательной железы и наружных гениталий, запускает процесс их маскулинизации.

Любые нарушения секреции или действия андрогенов могут привести к крипторхизму, часто ассоциированному с гипоспадией, расщеплением мошонки, микропенисом. Кроме того, доказано значение дефицита ЛГ в генезе паховой задержки яичка. В экспериментальном изучении гипогонадотропного гипогонадизма, обусловленного нарушением синтеза и действия гонадотропин-рилизинг гормона, показано нарушение пахово-мошоночной фазы опускания яичка. По данным клинического исследования, частота крипторхизма при полной форме гипогонадотропного гипогонадизма составила 40%, из которых 23% пациентов имели двусторонний крипторхизм, 17% – односторонний [Pitteloud, 2002].

Периоды физиологической активности гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы

Итак, внутриутробное развитие плода – период высокой активности половых желез, результатом которой является дифференцировка наружных и внутренних гениталий. Гипоталамо-гипофизарно-гонадные взаимосвязи также формируются в этот период, они способствуют развитию гонад, регулируют процесс опускания яичек в мошонку. Совокупность генетических и гормональных факторов обеспечивает полноценное формирование половой системы к рождению ребенка.

Период транзиторной постнатальной активности гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы сменяется ювенильной паузой – периодом физиологического покоя половых желез. В это время уровень половых гормонов резко снижается и имеет допубертатные значения до наступления полового созревания. Исключение составляет антимюллеровый гормон, его уровень остаётся высоким в течение всего допубертатного периода и является маркером функционального созревания клеток Сертоли [GrinsponR.P., ReyR.A., 2010]. Вместе с тем незначительное и постепенное увеличение секреции гормонов гипофиза и гонад в этот период имеет место, что косвенно подтверждает созревание диэнцефальных структур головного мозга. Развития половых желез в этот период не происходит, оно тормозится гипофизарным гонадотропин-ингибирующим фактором, секреция которого регулируется гипоталамическими и эпифизарными нейропептидами. Гонадотропин-ингибирующий фактор очень похож на гонадотропный гормон по строению молекулы, а потому легко и прочно соединяется с рецепторами тех клеток, которые настроены на чувствительность к гонадотропинам. Никакого стимулирующего действия на половые железы он не оказывает, при этом перекрывает доступ к рецепторам гонадотропного гормона.

Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Смотреть фото Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Смотреть картинку Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Картинка про Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Фото Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека

Рис.2. Схема изменения активности гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы у мальчиков

Следующим периодом активации гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы является пубертат. Пубертат – транзиторный период между детством и половой зрелостью, контролируется комплексом нейроэндокринных факторов, обеспечивающих ряд физических и психических изменений, приводящих к физической, психической и репродуктивной зрелости организма. Начало пубертата определяется способностью центральной нервной системы индуцировать синтез и импульсную секрецию гонадотропин-рилизинг гормона (ГТ-РГ). Результатом пульсирующей секреции ГТ-РГ является увеличение секреции гонадотропинов и стимуляция синтеза половых стероидов. Одновременно с этим повышается чувствительность гипофиза к действию гонадотропин-рилизинг гормона, происходит созревание рецепторного аппарата гонад. Лютеотропный гормон активно стимулирует синтез андрогенов в клетках Лейдига, под действием тестостерона и дигидротестостерона происходит развитие вторичных половых признаков. Фолликулостимулирующий гормон связывается с рецепторами клеток Сертоли, стимулируя продукцию ингибина Б. Уровень антимюллерова гормона к началу пубертата снижается. Под действием ФСГ в период пубертата происходит увеличение массы семенных канальцев и созревание сперматозоидов в клетках Сертоли.

Пубертатный период характеризуется становлением гипоталамо-гипофизарно-гонадных взаимосвязей, обеспечивающих работу половых желез по принципу отрицательной обратной связи. Снижение концентрации гонадотропинов на фоне пубертата является результатом обратного ингибирующего влияния половых стероидов. Учитывая особенности регуляции гонадотропной секреции, однократное исследование базального уровня гонадотропинов, как правило, неинформативно. Динамический анализ образцов сыворотки крови имеет большее диагностическое значение в определении инициации и прогрессирования пубертата.

Синтез андрогенов в надпочечниках и гонадах

По биохимической классификации, соответствующей количеству атомов углерода в молекуле, андрогены являются С-19 стероидами [А.Д. Подтетнев, 2000]. Единым субстратом для биосинтеза всех стероидных гормонов в надпочечниках и гонадах является холестерин. Андрогены синтезируются из эфиров холестерина, образующихся в печени и поступающих в эндокринные железы в составе липопротеинов низкой плотности. Внутриклеточный транспорт холестерина к внутренней мембране митохондрий регулируется преимущественно стероидогенным регуляторным протеином StAR. Биосинтез стероидов осуществляется при участии ферментов двух групп: гидроксилазы/десмолазы и дегидрогеназы/изомеразы. Гидроксилазы входят в состав цитохром Р 450- зависимой группы оксидаз. Синтез ферментов стероидогенеза в надпочечниках регулируется АКТГ, в тестикулах – ЛГ. Схема биосинтеза андрогенов представлена на рисунке 3.

Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Смотреть фото Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Смотреть картинку Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Картинка про Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Фото Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека

Рис.3. Схема биосинтеза андрогенов в надпочечниках и гонадах

Первые три энзим-зависимых превращения являются общими для надпочечников и гонад и реализуются при участии ферментов 20,22 – холестерол-десмолазы, 17-α-гидроксилазы, 17,20-лиазы и 3-β-гидроксистероиддегидрогеназы. Заключительный этап биосинтеза половых стероидов происходит исключительно в клетках Лейдига при участии 17-β-гидроксистероиддегидрогеназы, катализирующей превращение андростендиола в тестостерон, и периферических тканях при участии 5-α-редуктазы, катализирующей синтез дигидротестостерона [И.И. Дедов, Т.В. Семичева, 2002].

Биологическое действие андрогенов в период препубертата и пубертата

Андростендион и дегидроэпиандростерон (ДГЭА) синтезируются в тестикулах в незначительном количестве. Основной пул этих андрогенов является результатом надпочечникового стероидгенеза. Андростендион и ДГЭА являются промежуточными продуктами биосинтеза тестостерона, поэтому повышение их концентрации в сыворотке крови может быть результатом дефицита фермента одного из звеньев этой цепи. Уровень дегидроэпиандростерона существенно возрастает за два года до повышения тестостерона в сыворотке. Концентрация андростендиона в крови постепенно растёт, начиная примерно с 7 лет жизни, а после 30 лет плавно снижается.

Адренархе

Биологическая роль адренархе

В двух независимых исследованиях проведена оценка роста у здоровых детей в период адренархе. Небольшой, но значимый скачок роста был обнаружен в возрасте от 6,5 до 8,5 лет [Zemel B.S., Katz S.H., 1986; Largo R.H.,1993]. Другими авторами показана положительная корреляция показателей костного возраста и ДГЭА у пациентов с преждевременным половым развитием на фоне лечения гонадотропин-рилизинг-гормоном и подавления секреции гонадотропинов [Wierman M.E., 1986].

В проспективном исследовании, проводимом на большой когорте здоровых детей [OngK.K., PotauN., 2004], была обнаружена взаимосвязь между антропометрическими показателями в постнатальном периоде, избыточной прибавкой массы тела в течение препубертатного периода и высоким уровнем надпочечниковых андрогенов (дегидроэпиандростерона сульфата, андростендиона) в возрасте 8 лет для детей обоих полов. Полученные результаты показали, что исследование секреции андрогенов у детей препубертатного возраста имеет важное значение для определения риска возникновения инсулинорезистентности и центрального ожирения у взрослых.

Тестостерон является основным продуктом секреции яичек в результате их стимуляции ЛГ. Большая часть тестостерона (20-78%), поступающего в кровь, связывается со специфическим транспортным белком – глобулином, связывающим половые гормоны (ГСПГ). Эта связь непрочная, тестостерон легко высвобождается, превращаясь в активную форму, и оказывает биологическое воздействие на андрогенные рецепторы тканей. Физиологически высокий уровень ГСПГ сохраняется у мальчиков в течение всего допубертатного периода, а к началу полового созревания его уровень резко снижается [SorensenK., AndersonA.M., 2007].

Тестостерон, доминирующий среди циркулирующих андрогенов, является одновременно активным гормоном и прогормоном для синтеза 5α-дигидротестостерона. Тестостерон диссоциирует от ГСПП и диффундирует в клетку. Конверсия тестостерона в дигидротестостерон происходит непосредственно в андроген-зависимых тканях и регулируется двумя изоэнзимами: 5-α-редуктазой I и II типа. Известно, что основное биологическое действие 5α-дигидротестостерона проявляется внутриутробно в развитии наружных половых органов плода мужского пола. В период пубертата ДГТ несет основную ответственность за рост и дифференцировку предстательной железы [Wilson J.D., 1996]. Методом иммуногистохимии ферментативная активность 5α-RD2 была определена и в других урогенитальных тканях: придатках, яичках, губернакулюме, кавернозных телах. Мутация гена 5αRD2 приводит к редкому аутосомно-рецессивному варианту нарушения формирования пола. Подавление активности данного фермента – к регрессии предстательной железы [Zhu Y.S., Imperato-McGinley J.L., 2009]. Экспрессия 5α-RD 1 типа происходит в печени, коже, эпителиальных клетках придатков.

Андрогены осуществляют своё действие посредством связывания с внутриклеточным андрогеновым рецептором. Взаимодействие андрогена с рецептором индуцирует ряд конформационных изменений, таких как димеризация, внутриклеточный транспорт и связывание со специфической последовательностью ДНК, целью которой является транскрипция гена – синтез РНК [QuigleyC.A., De-BellisA. etal., 1995]. Дигидротестостерон обладает большей афинностью к АР по сравнению с тестостероном, главным образом за счет того, что тестостерон быстро освобождается из своей связи с рецептором. Другие стероиды, такие как андростендион, ДЭАС, эстрадиол, прогестерон, имеют еще меньшее сродство с АР, нежели тестостерон.

Очевидными андроген-зависимыми органами являются мужские гонады и придатки, наружные гениталии, предстательная железа, семенные пузырьки, мышцы, кожа. Однако АР найден и во многих других тканях: гипоталамусе, гипофизе, почке, селезенке, сердце, слюнных железах [WeinbauerG.F., LuetjensC.M., 2010]. В эмбриональный период андрогены определяют дифференцировку наружных гениталий. В период пубертата обеспечивают формирование мужского фенотипа.

В яичках АР экспрессируется в клетках Лейдига, клетках Сертоли, перитубулярных клетках. Экспериментальные исследования показали, что связь андрогенов с АР клеток Сертоли необходима для созревания сперматоцитов [ChangC., ChenY.T., 2004].

Мышцы имеют очень низкую активность 5 альфа-редуктазы, но высокую активность гидроксистероиддегидрогеназы. В скелетных мышцах может осуществляться конверсия андростедиона втестостерон и эстрогены. Основной андроген мышц тестостерон оказывает прямой анаболический эффект на гладкую и поперечно-полосатую мускулатуру с увеличением мышечной массы и гипертрофией волокон. Количество волокон при этом не изменяется. Как следствие действия тестостерона увеличивается синтез РНК и гликогена поперечно-полосатых мышечных волокон. Отсутствие секреции тестостерона может привести к атрофии мышц [WeinbauerG.F., LuetjensC.M., 2010].

Андрогены и эстрогены стимулируют минерализацию костной ткани, увеличивают костную плотность. Метаболизм кости обусловлен взаимодействием тестостерона и эстрадиола. Тестостерон способствует образованию костной ткани. Эстрадиол тормозит как образование, так и резорбцию кости [ValimakiV.V., AlfthanH. еtal., 2004]. Результатом дефицита половых стероидов является остеопороз. В период пубертата увеличение линейного роста кости прямо коррелирует с увеличением концентрации тестостерона. К завершению пубертата происходит закрытие эпифизарных зон роста. При низкой концентрации гормона эти события могут задерживаться.

В период пубертата происходит тестостерон-зависимый рост гортани в длину. Одновременно с этим происходит увеличение длины и массы голосовых связок, приводящее к понижению голосового регистра [ClaassenH., MonigH., 2006]. После завершения периода полового созревания АР теряется, поэтому модификация голоса не может быть достигнута у взрослых мужчин с гипогонадизмом.

В центральной нервной системе также возможна конверсия тестостерона в дигидротестостерон, однако активность ферментов и распределение рецепторов неоднородно в различных зонах мозга. Развитие мозга по мужскому типу детерминировано действием тестостерона. Половая идентификация, поведение, сексуальная ориентация программируются в течение внутриутробного периода развития [ZitzmannM., 2006]. Существует тесная взаимосвязь между уровнем андрогенов и телесной и духовной деятельностью человека. Андрогены влияют на работоспособность, настроение, ощущение уверенности в себе.

Помимо очевидных точек приложения, андрогены влияют на функцию печени, стимулируя синтез белка. Наличие АР в костном мозге обусловливает стимуляцию функции эритропоэза. Влияние андрогенов на жировой обмен характеризуют исследования, подтверждающие снижение уровня ЛПВП при низком уровне тестостерона. Один из механизмов влияния андрогенов на артериальное давление обусловлен стимуляцией выработки эритропоэтина. С другой стороны, прогипертензивный эффект обусловлен влиянием на ренин-ангиотензин-альдостероновую систему [WeinbauerG.F. etal., 2010].

Заключение. Изменение уровня гонадотропинов и половых стероидов на фоне нормально протекающего развития половой системы обусловлено их взаиморегулирующим влиянием друг на друга. Каждый этап развития контролируется комплексом гормональных факторов. Диагностика патологии полового развития основана на комплексной оценке гонадотропинов, половых стероидов в сыворотке крови пациента и их соотношений. Анализируя гормональный профиль детей и подростков, необходимо учитывать физиологические изменения активности половых желез, определяемые онтогенезом и имеющие характерные особенности.

Источник

Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека

Введение

Основные этапы индивидуального развития человека

Пренатальный онтогенез

Пятая-восьмая недели

Третий-девятый месяцы

Начиная с трех месяцев и в течение всего плодного периода происходят дальнейший рост и развитие образовавшихся органов и частей тела. В это же время начинается дифференцирование наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах. С конца 5-го месяца (длина 24,3 см) становятся заметными брови и ресницы. На 7-м месяце (длина 37,1 см) открываются веки, начинается накапливаться жир в подкожной клетчатке. На 10-м месяце (длина 51 см) плод рождается.

Критические периоды онтогенез а

Грудной период

Период раннего детства

Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

Период первого детства

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.
Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период второго детства

Подростковый период

Юношеский возраст

Зрелый, пожилой, старческий возраст

В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма.

Индивидуальные различия в процессе роста и развития

Факторы, влияющие на индивидуальное развитие

Факторы, влияющие на индивидуальное развитие ( онтогенез ), подразделяются на наследственные и средовые (влияние внешней среды).
Степень наследственного (генетического) влияния неодинакова на разных этапах роста и развития. Воздействие наследственных факторов на тотальные размеры тела усиливается от периода новорожденное (тм) ко второму детству с последующим ослаблением к 12-15 годам.
Влияние факторов внешней среды на процессы морфофункционального созревания организма отчетливо прослеживается на примере сроков менархе (менструации). Исследования процессов роста у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климатические факторы почти не оказывают влияние на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными. Адаптация к экстремальным условиям вызывает столь глубокую перестройку функционирования всего организма, что не может не сказаться на процессах роста.

Размеры и пропорции, масса тела

Акселерация

Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Смотреть фото Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Смотреть картинку Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Картинка про Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Фото Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека

Заключение

Литература

Источник: Возрастные периоды развития человека
Дата создания: 20.01.2016
Последнее редактирование: 24.04.2016

Источник

НИИ Психотерапии и Клинической Психологии

Школа физического и духовного развития «Навигатор в океане жизни»

Публикации НИИ

Перинатальная память и импринтинг

Год публикации: 2011

Автор: Шамиль Ташаев

Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Смотреть фото Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Смотреть картинку Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Картинка про Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека. Фото Для чего в медицине нужно знать периоды постнатального развития человека

International Journal of ISPPM, 2011 год

Реферат

В работе на 60 добровольцах (мужчины и женщины) в возрасте от 18 до 60 лет исследовалось влияние сюжетов перинатального и раннего постнатального периода развития человека на образование у него негативных и положительных импринтов. Основной, разработанный нами, метод исследования заключался в направленной активации образного мышления испытуемого в бодрствующем состоянии. События прошлого вновь разворачивались в настоящем переживании. Испытуемый в любое время мог дать им критическую оценку с высоты имеющегося у него в настоящий момент жизненного опыта. Процесс фиксировался с согласия испытуемого на видео- или аудиозапись и у каждого испытуемого спрашивалось согласие на анонимное использование данного материала в научных публикациях и отчетах. Полученный материал по проживанию событий прошлого в настоящем моменте при сохраненном осознании реальной окружающей обстановки места исследования по возможности верифицировался методом опроса родителей, других родственников и просто знакомых, которые могли быть свидетелями или участниками прошлых событий. Кроме того, испытуемые, вновь прожив события прошлого, сами проводили некоторые параллели, связывая прошлые события с последующими или с влиянием их на те или иные черты собственного характера. На основании полученного материала сделаны следующие выводы:

Восприятие человека способно заново переживать прошедшие события до мельчайших подробностей, не вспоминать, а именно заново переживать со всем комплексом реакций вегетативной и центральной нервной системы.

Сильные эмоции родителей (мамы) могут передаваться пренейту уже после его зачатия.

Пренейт способен воспринимать, фиксировать и сохранять во времени события перинатального периода задолго до формирования и созревания центральной нервной системы.

Пренейт с самого начала своего развития обладает индивидуальной психикой.

Негативные импринты, косвенно влияющие на судьбу и характер человека, могут закладываться еще в раннем перинатальном периоде.

Семейные отношения родителей могут запрограммировать у ребенка способность любить и быть любимым и, наоборот, полное отсутствие таковой.

Человек может произвольно воспринимать сразу несколько реальностей одновременно и адекватно реагировать на каждое в отдельности.

Во время родов у ребенка образуется импринт появления на свет. Он может быть как положительным, так и негативным.

Фатальность влияния негативных моментов в прошлом на будущую судьбу человека отсутствует и любое предрасположение — в том числе и так называемую генетическую предрасположенность — можно исправить.

В случае превалирования положительной ситуации в постнатальном периоде взросления ребенка, перинатальные негативные импринты и негативный импринт появления на свет не так явно влияют на судьбу индивидуума.

Проявление родительской любви и заботы, а также заботы всех близких, включая дедушек, бабушек и старших сестер и братьев очень положительно влияет на жизнь и судьбу ребенка.

Переживание прошлых событий заново в бодрствующем состоянии и критическое отношение к ним с высоты наличного опыта в настоящем, имеет несомненное преимущество перед другими способами возрастной регрессии в снятии негативных импринтов.

Творческая переработка негативных сюжетов прошлого с активным включением пациента в этот процесс способна снимать ранее образовавшиеся импринты.

Перинатальная память и импринтинг

НИИ психотерапии и клинической психологии

Ш. С. Ташаев д.п.н., проф.

Таким образом, по литературе и нашим собственным данным восприятие человека способно заново переживать прошедшие события до мельчайших подробностей, не вспоминать, а именно заново переживать — со всем комплексом реакций вегетативной и центральной нервной системы.

Целью настоящей работы было изучение влияния родительских взаимоотношений на человека, во время его перинатального и раннего постнатального периодов развития, методом возрастной регрессии.

Материал и методы:

В исследовании приняло участие 60 испытуемых (мужчины и женщины) в возрасте от 18 до 60 лет. Основной, разработанный нами, метод исследования заключался в направленной активации образного мышления испытуемого в бодрствующем состоянии. События прошлого вновь разворачивались в настоящем переживании. Испытуемый в любое время мог дать им критическую оценку с высоты имеющегося у него в настоящий момент жизненного опыта. Процесс фиксировался с согласия испытуемого на видео- или аудиозапись и у каждого испытуемого спрашивалось согласие на анонимное использование данного материала в научных публикациях и отчетах. Полученный материал по проживанию событий прошлого в настоящем моменте при сохраненном осознании реальной окружающей обстановки места исследования по возможности верифицировался методом опроса родителей, других родственников и просто знакомых, которые могли быть свидетелями или участниками прошлых событий. Кроме того, испытуемые, вновь прожив события прошлого, сами проводили некоторые параллели, связывая прошлые события с последующими или с влиянием их на те или иные черты собственного характера.

Результаты исследования и их обсуждение:

Исследование обстановки, сопутствующей зачатию пренейта показало следующее:

Каждый испытуемый свободно попадал в момент своего зачатия и мог достаточно подробно описать сопутствующую обстановку. Например, «в комнате пахнет мамиными духами, ощущение любви и доброты. Теперь я понимаю, откуда у меня эта неистребимая вера в истинную любовь. »; «. маленькая комната в общежитии. на столе бутылка вина. родители на маленьком диване. »; «. все происходит на природе, на берегу реки, очень красивый закат. Отец очень влюблен в маму, а маме льстит, что такой видный жених у нее. мне очень нравится влюбляться и я всегда свободно без стеснения отдаюсь, только жаль, что об этом нельзя рассказывать. ».

Верификация этого материала методом опроса родителей в большинстве случаев совпала с видениями возрастной регрессии испытуемого.

Таким образом, сильные эмоции родителей могут передаваться пренейту уже после его зачатия.

Исследовалась первая реакция мамы на ощущение своей беременности и влияние этой реакции на пренейта. Встречались реакции отчаяния и неприятия (мысли об аборте);

«ну что теперь поделаешь (буду растить)»;

радости и счастья («как здорово!»).

В тех случаях, когда можно было расспросить маму о ее реакции и реакции папы и других родственников на ее беременность, совпадение полученных фактов было очень высоким.

Таким образом, задолго до формирования и созревания центральной нервной системы, пренейт способен воспринимать, фиксировать и сохранять во времени события перинатального периода своего развития.

Во время первой реакции (мысли об аборте) пренейт испытывал страх и физические муки. Его сжимало и как бы выталкивало наружу. Второй тип реакции пренейт воспринимал спокойно с уверенностью, что мама его сохранит. Третий и четвертый тип реакции мамы вызывал у пренейта приятные ощущения. Прослеживалась иногда связь между первой реакцией мамы на известие о беременности и процесс родов. В первом случае часто бывали затяжные роды сопровождавшиеся гипоксией плода (ощущения пренейта типа «не хочу рождаться, я не сюда попал»). В этом случае, при неблагоприятном раннем постнатальном периоде воспитания ребенка у него иногда могло возникнуть психическое заболевание. Приведу письмо моего клиента, который вдруг осознал, что означает для ребенка неприятие его в самом начале и мысли об аборте: «. Я пошел укладывать спать своего младшего сына — Мишутку. Он кричал и сопротивлялся, упорно пытаясь убежать. Я подумал, что так действуют лекарства, которые он принимает по указанию врача, и, сохраняя спокойствие, старался оставить его в кровати (Диагноз аутизм — Ш.Т.) Осознав, что ему никуда не деться, Мишутка свернулся калачиком в углу кровати и заплакал. И вдруг, словно вспышка, словно пушечный выстрел, ко мне приходит осознание. Я вдруг вспомнил, что рождение сынишки приходилось на необычайно трудное для нас время, и я не хотел появления на свет второго ребенка в нашей семье. Я даже говорил об этом Ольге, не осознавая последствий сказанного, и просил ее сделать аборт, говоря, что на мою помощь в воспитании ребенка она может не рассчитывать. Боже, какой глупец! Я вспомнил все это, и меня охватило такое чувство, пережить которое, Шамиль, я едва смог. Это была боль. Ощущение, что душа рвется на части. Я лежал рядом с ребенком и плакал, умоляя простить меня. В моей голове рождались мысли, которые как ножом резали мое сердце, и рисовались картины, которые сводили меня с ума. Я говорил, что люблю его больше жизни и то, что я говорил, я чувствовал. Мишутка спал. Он уснул, без преувеличения, в ту же секунду, в которую меня оглушила первая мысль. Он спал так сладко и так спокойно, что был похож на маленького ангелочка. Мне казалось, что огромная тяжесть отпустила его маленькое тело, и величайшее блаженство и успокоение поселились в его маленькой голове. Я представлял, сколько боли и страдания причинил этому маленькому существу и был готов умереть за прощение. Даже сейчас я пишу все это и с трудом сдерживаюсь от слез. ». Буквально через месяц после этого случая шестилетний Мишутка вымолвил свои первые слова и очень скоро стал говорить совсем бегло и без запинки. Диагноз в настоящее время снят и ребенок развивается достаточно успешно.

Во втором случае роды почти всегда протекали нормально (ощущения пренейта типа «надо помочь маме»). В третьем и четвертом случае каких-либо четких взаимосвязей с первой реакцией мамы на известие о беременности мы не обнаружили, хотя в чертах характера данных людей часто встречались оптимизм и жизнелюбие.

Таким образом можно по косвенным признакам можно предположить, что пренейт с самого начала своего развития обладает индивидуальной психикой, все понимает и по мере взросления полученные в перинатальном периоде ощущения продолжают довлеть над ним, и в постнатальном периоде.

Исследуя влияние на пренейта семейных взаимоотношений, мы условно выделили три типа отношений в семье:

Следует отметить, что выделенные нами типы семейных взаимоотношений в чистом виде практически не встречались. В реальной жизни в любой семье в той или иной мере встречались все типы отношений и выделение групп шло по преобладанию перечисленных характеристик во внутрисемейных отношениях.

Во всех трех типах условно выделенных нами семейных отношений коитус родителей не вызывал у пренейта каких-либо сильных чувств или физических неудобств (кроме трех случаев), в то время как ласки, легкий флирт и приятные разговоры всегда у всех пренейтов вызывали положительную реакцию. Два случая, когда пренейт говорил, что ему это (коитус родителей) неприятно, относились ко второму типу семейных отношений. Неприятие коитуса один пренейт (женского пола), объясняла тем, что мама устала и совершенно не настроена на такие отношения. Другой пренейт (мужского пола) заявил прямо, что ему очень противно, что мама занимается любовью с посторонним мужчиной. Третий пренейт (мужского пола) так же не принимал взаимоотношений своих родителей связанных с элементом насилия.

В первом случае неприятия пренейтом родительского коитуса прослеживается связь между отношениями в семье и последующей заниженной самооценкой женщины во взрослой жизни. Вышла замуж за больного шизофренией и до самой смерти своего мужа постоянно его боялась, хотя была очень заботливой женой. Детей у них нет. Во втором случае так же прослеживается связь семейных отношений с характером пренейта. Огромное желание быть лидером во что бы то ни стало и зашкаливающее чувство собственной важности. Семейные взаимоотношения практически не складываются, хотя в деловых отношениях (бизнес) он достаточно успешен. В третьем случае у молодого человека развилась невротические соматоформные расстройства, связанные со стрессом..

Таким образом, можно предположить, что негативные импринты, косвенно влияющие на судьбу и характер человека, могут закладываться еще в раннем перинатальном периоде.

Исследование приятных и неприятных моментов внутриутробных ощущений пренейта дало огромное разнообразие ситуаций, способных вызвать у пренейта положительную или отрицательную реакцию. Отрицательную реакцию пренейта могла вызвать определенная пища мамы («ощущаю ожог по коже», «мама что-то съела»; «ощущаю головокружение» — мама в спортзале; мама отчитывает отца за то, что он ничего не умеет, а пренейт принимает это все на свой счет и тельце судорожно напряжено; свекруха грязно ругает маму, а у пренейта обвитие пуповиной и многое другое).

Взаимоотношение между родителями, когда в семье практически отсутствует положительная эмоциональная атмосфера, вызывает у пренейта чувство своей ненужности и во время родов он абсолютно неактивен («не я принимала решение появиться на свет, а они сами, пусть теперь сами и отдуваются»). В результате применение способа Крестеллера послужило провокацией для развития гиперплазии остистых отростков в поясничных позвонках ребенка.

Практически все эти случаи ассоциируются с тем или иным влиянием как во время родов, так и во взрослой жизни. Например, в случае постоянного третирования свекрухой своей невестки, срочное кесарево сечение. Будучи уже взрослой, девушка часто не может принять самостоятельное решение по важным вопросам, хотя все это компенсируется большим трудолюбием и хорошими бойцовскими качествами. В случае продолжения негативных моментов в постнатальном периоде в мироощущении родившегося ребенка, влияние на судьбу достаточно мощное. Например, когда внутрисемейные разборки продолжаются и после рождения ребенка, очень много шансов за то, что судьба, уготованная ребенку в собственных семейных взаимоотношениях, будет лишена чувства любви и взаимности. Приведу один из примеров, когда испытуемая увидела во время сеанса возрастной регрессии драки между своими родителями, находясь еще в утробе матери, и после своего рождения часто была свидетелем продолжавшихся жестоких схваток. Во время одного из сеансов возрастной регрессии испытуемую вдруг осенило, что она постоянна мстила всем. На вопрос кому? Она отвечала, что и первому мужу и второму мужу.

Таким образом, семейные отношения родителей могут запрограммировать у ребенка отсутствие как наличие способности любить и быть любимым, так и неодолимое препятствие на этом пути.

Приятные моменты внутриутробных ощущений пренейта сказываются, как на процессе его родов, так и в постнатальный период его развития. Они образуют связь с чертами его характера. Хочется привести почти анекдотический случай, когда взрослая девушка, директор филиала одного из крупных банков, с большим трудом сдерживала желание пуститься в пляс при хорошей удачной сделке. Оказалось, что во время беременности ее мама любила смотреть кинокомедии, водевили и при этом весело смеялась и приплясывала, гладя свой округлый животик. После осознания причины своей привычки девушка легко отказалась от нее.

В самом процессе родов, как показала возрастная регрессия, присутствовал полный объем переживания пренейтом собственного рождения, вплоть до мельчайших деталей. Интересно, что здесь иногда всплывали картины коллективного бессознательного, схожие с описанными С. Грофом [7] сюжетами холотропного дыхания. Однако наши случаи от ощущений холонавтов отличала полная осознанность и возможность волевого контроля одномоментного присутствия сразу во всех реальностях (коллективное бессознательное, место действия собственных родов — включая собственные ощущения, ощущения и переживания мамы и обстановку в родильном отделении, а также присутствия на сессии возрастной регрессии).

Таким образом, человек может произвольно воспринимать несколько реальностей одномоментно, как в перинатальном периоде своего развития, так и постнатальном, и адекватно реагировать на каждое в отдельности.

Интересно отметить, что пренейт всегда знал, что он в настоящий момент рождается, но отношение к собственному рождению у пренейтов было разным:

«пусть сами отдуваются, а я помогать не хочу» (имеется в виду процессу собственного рождения);

«надо помочь маме, она страдает и ей очень больно»;

«скорее родиться бы, уже надоело»;

«не хочу рождаться» (страх перед жизнью вне утробы мамы),

а иногда и «я не сюда попал, не здесь должен был родиться».

Исследование самой первой мысли пренейта сразу после родов дало неожиданные результаты. Приведу наиболее типичные:

«слава Богу все кончилось» (в смысле уже прошел через роды);

«мама у меня красивая. и мне здесь нравится»;

«что я здесь делаю одна-одинешенька? Неужели все взрослые настолько глупы, что не знают, что я все понимаю и осознаю. »;

В момент отделения от мамы часто была реакция некой тоски, но единожды была совсем неожиданная реакция: «слава Богу освободили от мамы (момент резекции пупочного канатика), аж дышать легче стало. »;

«мама меня не любит» (ребенок отказывается от груди);

Во время родов переживания мамы и слова акушерки оказывают на судьбу будущего ребенка огромное влияние, что детально описано в наших предыдущих работах.

Таким образом, на основании сказанного можно сделать заключение о наличии у людей импринта появления на свет.

Ни одна из процедур, сопровождающих роды (резекция пуповины, обтирание, взятие пробы крови, закапывание в глазки, пеленание и другие) не оставляют в психике ребенка значимого следа, в то время как первое общение с мамой после рождения оказывает на ребенка огромное влияние. Нами получено подтверждение гипотезы Мишеля Одена о бондинге. Например: «Меня показывают маме, а маме не до меня, ее глаза закрыты и она на меня не смотрит. Мне всю жизнь не хватает маминых глаз. ». «Переоформление» данной ситуации в желаемом направлении (мама рада ребенку и встречается с ним глазами) способствует восстановлению бондинга.

Таким образом, фатальность влияния негативных моментов в прошлом на будущую судьбу человека отсутствует и любое предрасположение — в том числе и так называемую генетическую предрасположенность — можно исправить.

Исследование влияния событий раннего постнатального периода на формирование характера и в целом на будущую судьбу человека, выявило, что продолжение напряженных семейных отношений в постнатальном периоде усугубляет влияние негативной части импринта появления на свет.

Приведу пример: Молодой человек 23 лет, студент технического вуза, невротик, слегка нарушена коммуникативная способность, трудно сходится с людьми. Отца вообще не воспринимает в качестве родителя (отец вначале не хотел ребенка). Во время возрастной регрессии всплыла в памяти обида на отца, который пнул его трехлетнего легонько (по словам пациента вообще не больно, но очень обидно) ногой в ягодицу. Мама при этом пожалела его словами «ах ты мой бедненький, жалкий ты мой». Именно эти слова пациент и считает причиной всех своих бед в постнатальном периоде развития. После проведенной психологической работы у молодого человека преобразилось лицо (стало открытым, приветливым и улыбчивым), значительно повысилась коммуникативность. В настоящий момент испытуемый достиг высокого уровня физического и психического здоровья и идет по пути Духовного развития. В быту также адаптивен и защитил диссертацию кандидата технических наук.

В случае превалирования положительной ситуации в постнатальном периоде взросления ребенка, перинатальные негативные импринты и негативный импринт появления на свет не так явно влияют на судьбу индивидуума. Проявление родительской любви и заботы, а также заботы всех близких, включая дедушек, бабушек и старших сестер и братьев очень положительно влияет на жизнь и судьбу ребенка.

Интересно, что проживание испытуемым вновь каких-либо негативных ситуаций своего прошлого (пери- или постнатального периодов) часто освобождает его от негативной симптоматики в реальной жизни. Ярким примером сказанного является исчезновение эритрофобии у женщины 40 лет после вновь пережитой травмы во время игры в перенос. В летнем возрасте на глазах у всех она упала и содрала кожу с коленочек. Мамы в это время на улице не было и ей было очень больно, стыдно и страшно возвращаться домой. После осознания данной ситуации и критического анализа картины прошлого, женщине удалось справиться с эритрофобией.

Таким образом, переживание прошлых событий заново в бодрствующем состоянии и критическое отношение к ним с высоты наличного опыта в настоящем, имеет несомненное преимущество перед другими способами возрастной регрессии в снятии негативных импринтов и возможно в избавлении от досадных привычек и химической зависимости.

Иногда приходится «переделывать» прошлую ситуацию, чтобы убрать негативную симптоматику. Например, у одного ответственного работника был очень тихий голос и в случае стрессорной ситуации на глаза наворачивались с трудом удерживаемые слезы. Во время возрастной регрессии всплыл перинатальный сюжет длительного обвития пуповиной, причинивший пренейту огромное страдание. Мы изменили ситуацию и проживая вновь эту момент сразу же освободили пренейта от обвития. После сеанса возрастной регрессии у испытуемого появился нормальный голос, чему он несказанно обрадовался. В последующем он сказал, что и повышенная слезливость пропала.

Таким образом, творческая переработка негативных сюжетов прошлого с активным включением пациента в этот процесс, способна снимать эти импринты.

Выводы:

Литература

Penfield W., Memory Mechanisms. AMA Archives of Neurology and Psychiatry 67(1952):178-198.

Малышева Т. А., Ташаев Ш. С., Эмоциональные переживания пренейта в утробе матери. XVII Международный конгресс Международного общества пренатальной и перинатальной психологии и медицины (ISPPM). Москва, 20 — 24 мая 2007 года.

Rank O., (1952). The trauma of birth. New York: Robert Brunner. (Original work published. 1924), 220 pp.

Chamberlain D., (1988). The Mind for Your Newborn Baby. Berkley, CA: North Atlantic Books, 274 pp.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *