Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее

Анализ рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Анализ рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»

Интонация рассказа грустная, ведь герой вспоминает прошлое, потерю любимой. Отношения героев рассказа обречены, у них нет будущего. Почему? Ведь оба молоды, красивы, богаты, свободны. Но Бунин словно проводит между ними ось Восток-Запад, таким образом обостряя противостояние духовного и материального. В этом и кроется скрытый конфликт между влюблёнными. Это проявляется во всём: в их внешности, круге чтения, интересах, отношении к Богу. Писатель подчёркивает, что в красоте девушки было что-то индийское, персидское, возможно, татарское от астраханской бабушки; она смугла, черноволоса, глаза у неё «чёрные, как бархатный уголь». Знаменитый актёр Василий Качалов обращается к ней: «Царь-девица, Шамаханская царица». Как-то по-азиатски она ленива и немногословна. Герой тоже красив, но другой, южноевропейской красотой. Один актёр сказал ему: «Чёрт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то». Кроме того, он живой, подвижный, деятельный, и, по собственному признанию, склонный к болтливости.

Неудивительно, что и Москву молодой человек видит глазами европейца: «Странный город! – говорил я, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном… и что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах…» А она настолько русская, что «во Флоренции бой часов напоминал ей Москву». Противостояние между Востоком и Западом отражается даже в композиции рассказа: в начале Бунин рисует европеизированную Москву: яркий свет газовых фонарей, сияние витрин магазинов, зелёные звёзды, сыпящиеся с трамвайных проводов; в конце повествования показывает заповедную Русь, Москву старинную: тихая Ордынка, соборы древнего Кремля, монастырская обитель, иконы, хоругви. А в центре рассказа – летописная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». В этом произведении древнерусской литературы явно выражено столкновение телесного, дьявольского: к жене князя Павла летал змей на блуд – и духовного: Пётр и Феврония, перед смертью перейдя в монашество, не могли по церковным канонам быть похороненными рядом, но их любовь, преданность, единомыслие и единоверие помогли им чудесным образом оставаться вместе и после смерти. Вот о такой чистой любви мечтала девушка, не случайно она не допускала близости со своим возлюбленным.

Молодой человек хочет жить насыщенно, празднично, водит свою любимую в рестораны «Прага», «Эрмитаж» (названные так в подражание Европе), в гущу блестящей публики. Но эта публика вызывает отвращение: на «капустнике» в Московском Художественном театре подвыпившие актёры ведут себя пошло, разнузданно, танцуют полечку Транблан и канкан, высоко задирая ноги, «изображают нечто будто бы парижское». А героиня рассказа в глубине души осуждает «светскую» жизнь, это отражено в её грубовато-просторечной лексике: «Что ж всё кабаки да кабаки», «таскаете меня по ресторанам». Как бы вскользь она говорит, что без него посещает Чудов, Зачатьевский, Новодевичий монастыри и Марфо-Мариинскую обитель, Рогожское кладбище, соборы Кремля. Он словно бы не слышит её, когда она признаётся: «На душе как-то нежно, грустно и всё время это чувство родины, её старины…» В храмах ей хорошо, как-то душевно. Дочь купца, возможно, выходца из крестьянской семьи, именно здесь ощущает своё единство с народом: в церкви «входит и выходит простой народ…» Девушка чувствует, что всё, что дорого ей, чуждо её любимому: «Вы – барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву». И, хотя она дочь просвещённого купца, который позволил дочери уехать из Твери в Москву и жить там одной, возможно, в её детстве существовали патриархальный уклад, строгость и религиозность. Гром ресторанной музыки не может заглушить тихие молитвы, нежное церковное пение в церквях. Не случайно она сняла квартиру, окна которой выходят на храм Христа Спасителя, ведь можно каждый день видеть величественный белоснежный собор, слушать звон колоколов.

Зацикленный на своей страсти, страдающий от «неполной близости» с нею, восхищённый её пряной, восточной красотой, он не понимает её нравственных, духовных исканий. А она, в прощёное воскресенье нарядившись во всё чёрное, словно в траур по своей невинности, по любви, по бездумной жизни, сама решается на «полную» близость. Зачем она это делает, почему так отчаянно веселится накануне чистого понедельника, чтобы согрешить именно в первый день Великого поста? То, что она осознанно, а не под влиянием страсти, пошла на это, свидетельствуют тёмные одежды и её слова: «Вот всё говорил, что я мало о нём думаю. Нет, я думала…» Думала о его трепетной, нежной, бережной любви и захотела его вознаградить за терпение? Теперь их отношения должны быть закреплены браком, но она знала о себе то, что не понимал он: «Нет, в жёны я не гожусь. Не гожусь, не гожусь…»

Герой снова встречает свою любимую зимой 1914 года, когда уже шла Первая мировая война. Монахини несли иконы и хоругви, их вереница совершала крестный ход. Уже к тому времени постриженная в монахини великая княгиня Елизавета Фёдоровна возглавляла процессию. А одна из монахинь, в которой он узнал свою любимую, «загородив свечку рукой, устремила взгляд тёмных глаз в темноту, будто как раз на меня…» Что видел её пророческий взгляд? Всего четыре года оставалось до мученической смерти княгини, которую большевики сбросят в шахту живой вместе со своими родственниками, три года до начала уничтожения церквей и монастырей, казни тысяч священников и монахов. Что прозревал её тёмный взгляд, какое будущее для России, которую так истово любила? Но она сделала всё, что могла, пойдя по пути служения людям, человеколюбия, милосердия, по дороге подвижничества. Она жила с Богом в душе.

И герой рассказа, невыносимо страдая без неё, пытается, пусть пока неуверенно, ступить на путь принятия Бога. Нет, не сразу, сначала он мечется, возвращается в прежний, хорошо ему знакомый круг развлечений в кабаках. Но перед этим идёт к Иверской, перед храмом становится в толпе нищих и старух на колени, прося помощи у Бога. Теперь он, как и его любимая, находится среди простого народа, и в нём старушонка, самая несчастная и жалкая среди прихожан, не видит «барина», перед ней страдающий человек. И она пытается утешить его: «Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех, грех!» Спустя два года неведомая ему сила влечёт его к Марфо-Мариинской обители, где и произойдёт последняя встреча. И он начнёт прозревать и, возможно, поймёт ту, что скрылась от него в час его мнимой победы над ней и оставила мир избранных и праздных.

Рассказ «Чистый понедельник», конечно же, о любви, любви не столько физической, сколько об общечеловеческой, сострадательной, о «сильном чувстве Родины». Это о России, которой предстоит пройти трудный путь искупления ошибок, безмыслия, отказа от самобытности к обретению своих корней и высокой духовности.

Источник

Изучение рассказа И.Бунина «Чистый понедельник» (урок-исследование)

Разделы: Литература

Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) «филологию Бунина»; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

2) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник «Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37 рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. » («Поздний час», «Руся»).

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Имена, каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева. В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста.

Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота. Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью) («А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками. «)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен».
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о наложении перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».

Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры, оксюмороны и т. д.)

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту. Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие. «

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар», «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации.

Литература.

1. Акимова С.А. Урок литературы в 11 классе. И.Бунин «Чистый понедельник».

2.Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества Бунина эмигрантского периода. Л., 1985. С. 340.

4. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица России. М., 1997. Т. 2. С. 216-223.

6. Николина М. А. Лингвистический анализ рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник». Русская словесность. М, 1996. № 3. С. 79.

7. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И. Бунина («Чистый понедельник» и «После бала»). Литература в школе. М., 1998. № 1. С. 5-11.

Источник

«Чистый понедельник» кратко: содержание и анализ

Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть картинку Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Картинка про Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее

«Чистый понедельник»: YouTube / Классное Чтение

«Чистый понедельник» — рассказ выдающегося русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. В свойственной ему манере, живо и органично автор рассказывает трагичную любовную историю. Благодаря писательскому гению Бунина читатель вместе с главным героем переживает и счастье любви, и горечь разлуки. Предлагаем в этом убедиться: сюжет рассказа «Чистый понедельник» кратко изложен ниже.

«Чистый понедельник»: краткое содержание

«Темные аллеи» — один из последних сборников, который при жизни издал Иван Бунин. «Чистый понедельник» — трогательный рассказ о любви — дополнил этот сборник.

Однако любовная драма — это не единственная проблема, раскрытая автором. Какими еще важными вопросами задавался Бунин? «Чистый понедельник», кратко изложенный ниже, поможет понять переживания автора и натолкнет на собственные рассуждения о жизни:

Рассказ Бунина «Чистый понедельник»: экспозиция и завязка

Зима 1912 года. Каждый вечер рассказчик спешил в квартиру напротив храма Христа Спасителя в Москве, где жила его возлюбленная. Вот что Бунин рассказывает читателю о героях:

Иногда она молча позволяла целовать ее руки, ноги, губы. Но, когда чувствовала, что рассказчик теряет самообладание, отстранялась и уходила. А если он заводил разговор о браке, отвечала, что совершенно не годится в жены. Рассказчик не терял надежды и верил, что время все разрешит.

Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть картинку Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Картинка про Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее

Офорт по мотивам «Чистого понедельника»: YouTube / Centre de Russie pour la science et la culture

Порой их «неполная близость» казалась ему невыносимой. Он не понимал, зачем так истязать себя и его. Но вечер за вечером он «с восторженной благодарностью» глядел на возлюбленную. Время, проведенное вместе, было для него одновременно и мучением, и великим счастьем. Так прошел январь и февраль.

Развитие событий

В Прощеное воскресенье она велела заехать за ней раньше, чем обычно, и предложила отправиться к Новодевичьему монастырю. Девушка рассказала, как накануне побывала на похоронах архиепископа, в деталях описав процессию. Рассказчик лишь удивлялся — не знал, что она так религиозна.

Пара бродила среди могил монастырского кладбища, и рассказчик с обожанием смотрел вслед возлюбленной. Она заметила это и удивилась, как сильно он ее любит.

Вечером они ездили по переулкам в поисках дома Грибоедова, а затем отправились в Охотный ряд, ели в трактире блины. Она с восторгом рассказывала ему о монастырях, пересказывала летописные сказания. Говорила, что однажды уйдет в самый глухой монастырь. Но рассказчик не придал ее словам значения.

На следующий день она захотела пойти на «капустник» Художественного театра, хотя всегда считала их пошлыми. Весь вечер много курила, пила шампанское и наблюдала за актерами, а потом плясала польку с одним из них.

Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть картинку Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Картинка про Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее

Героиня рассказа «Чистый понедельник»: YouTube / MyBook

«Чистый понедельник»: кульминация

Поздней ночью рассказчик отвез возлюбленную домой. У подъезда она попросила отпустить извозчика и подняться в квартиру, что было на нее не похоже: никогда она не позволяла заходить так поздно. Они сблизились окончательно. На рассвете девушка сообщила, что уезжает в Тверь, и попросила оставить ее.

Через две недели рассказчик получил письмо. Она писала, что не вернется в Москву, пойдет служить в монастырь. И попросила не отвечать на письмо, чтобы не продлевать муку.

Развязка

Почти два года потребовалось рассказчику, чтобы прийти в себя: он долго искал утешения в самых грязных кабаках, почти потеряв человеческий вид.

С трудом оправившись, под Новый год решил повторить маршрут, по которому когда-то ходил с возлюбленной. Долго плакал. Оказавшись у ворот Марфо-Мариинской обители, почувствовал желание зайти. Дворник сперва не хотел его пускать, так как шла служба для великой княгини и великого князя. Сунув ему рубль, рассказчик все же попал внутрь.

Из церкви с большой свечой в руках вышла великая княгиня, а следом потянулась вереница поющих инокинь. Одна из них вдруг подняла голову и направила черные глаза прямо на рассказчика, словно почувствовала сквозь темноту, что он там. Он повернулся и вышел из ворот.

Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть картинку Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Картинка про Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее

Офорт по мотивам «Чистого понедельника»: YouTube / Centre de Russie pour la science et la culture

«Чистый понедельник»: анализ произведения

Очевидно, Бунин стремился создать нечто большее, чем рассказ о несчастной любви. Какие замыслы вложил писатель в произведение «Чистый понедельник»? Сюжет, изложенный вкратце, дает общее понимание авторских идей. Оценить их в полной мере позволит анализ рассказа:

История создания и тема произведения

В 1920-х годах из-за политических событий в России Бунин эмигрировал во Францию, где пребывал до конца жизни. За границей писатель работал над сборником любовных новелл «Темные аллеи», для него был написан и рассказ «Чистый понедельник». Литературоведы считают, что в нем автор описал свою первую любовь к Варваре Пащенко. Исследователи жизненного и творческого пути писателя называли Варвару его первой, «невенчанной» женой.

Как считал сам Бунин, «Чистый понедельник» — одно из его лучших произведений. История создана в 1944-м, а через год опубликована в Нью-Йорке в «Новом журнале».

«Чистый понедельник» повествует о любовной драме. Это глубоко трагичная история: герои любят друг друга, но совершенно по-разному видят свое будущее. Героиня нашла смысл существования в служении Богу, она делает выбор и ставит духовные ценности выше физиологических потребностей. Зная сюжет, можно разгадать и заложенный в названии «Чистый понедельник» смысл:

Символично, что именно в такой день героиня пришла к просвещению и начала кардинально новую жизнь.

Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть картинку Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Картинка про Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее

Варвара Пащенко, 1892: Wikipedia

«Чистый понедельник»: жанр и композиция

Особенность бунинского повествования указывает на жанр «Чистого понедельника» — новелла. Ее специфическая черта — крутой поворот событий, что и происходит в этой истории.

Композиционно новелла состоит из трех частей:

«Чистый понедельник»: посыл

В рассказе «Чистый понедельник» герои испытывают взаимные чувства. Однако их разделяют противоположные жизненные взгляды:

С помощью персонажей рассказа Бунин рассуждает на философские темы. В чем счастье? Каков смысл жизни человека? Однако единого ответа не существует, он разный для всех, и каждый имеет право на собственный выбор.

Большинство произведений Ивана Бунина наводят читателей на глубокие размышления. Автор не стремится дать готовые ответы, но всегда призывает к их поиску.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Анализ «Чистый понедельник» Бунин

Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть картинку Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Картинка про Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее

Всего получено оценок: 977.

Всего получено оценок: 977.

Рассказ великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник» входит в его выдающуюся книгу любовных новелл «Тёмные аллеи». Как и все произведения этого сборника, это рассказ о любви, несчастной и трагичной. Предлагаем литературоведческий анализ произведения Бунина. Материал может быть использован для подготовки к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Смотреть картинку Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Картинка про Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее. Фото Для чего в рассказ чистый понедельник вводится легенда о змее

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Чистый понедельник.

Год написания – 1944 г.

История создания – Исследователи творчества Бунина считают, что поводом для написания «Чистого понедельника», для автора стала его первая любовь.

Тема – В «Чистом понедельнике» ясно прослеживается основная мысль рассказа – это тема отсутствия смысла жизни, одиночество в обществе.

Композиция – Композиционно произведение делится на три части, в первой из них происходит знакомство с героями, вторая часть посвящена событиям православных праздников, и самая короткая третья – развязка сюжета.

Жанр – «Чистый понедельник» относится к жанру «новелла».

Направление – Неореализм.

История создания

Писатель эмигрировал во Францию, это отвлекло его от неприятных моментов в жизни, и он плодотворно работал над своим сборником «Тёмные аллеи». По мнению исследователей, в рассказе Бунин описывает свою первую любовь, где прототипом главного героя является сам автор, а прототипом героини – В. Пащенко.

Сам Иван Алексеевич считал рассказ «Чистый понедельник» одним из лучших своих творений, и в своем дневнике вознес хвалу Богу, за то, что он помог ему создать это великолепное произведение.

Такова краткая история создания рассказа, год написания – 1944, первая публикация новеллы была в «Новом журнале» в городе Нью – Йорке.

Проводя анализ произведения «Чистый понедельник», выявляем, что основная тема новеллы любовь. Произведение посвящено теме подлинной любви, настоящей и всепоглощающей, также в произведении раскрывается проблема непонимания героями друг друга.

Двое молодых людей полюбили друг друга: это прекрасно, так как любовь толкает человека на благородные поступки, благодаря этому чувству человек находит смысл жизни. Проблематика новеллы Бунина состоит в том, что любовь трагична, а главные герои не понимают друг друга. Героиня нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь. В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Её духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.

Герой любит свою избранницу, любит искренне, но он не в силах понять метаний её души. Он не может найти объяснения её безрассудным и взбалмошным поступкам. В рассказе Бунина героиня выглядит более живым человеком, она хоть как – то, методом проб и ошибок, ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но в конце концов находит свой путь.

Главный герой же на протяжении всех этих отношений просто остается сторонним наблюдателем. У него фактически нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно всё, когда любимая рядом. Он не может понять её мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять. Он просто принимает всё то, что делает его избранница, и ему этого достаточно. Отсюда следует вывод, что каждый человек имеет право выбора, какой бы он ни был. Главное для человека – определиться, что ты, кто и к чему идёшь, и не стоит оглядываться по сторонам, боясь, что кто – то осудит твоё решение. Уверенность в себе и в своих собственных силах помогут найти верное решение и сделать правильный выбор.

Композиция

Творчество Ивана Алексеевича Бунина включает в себя не только прозу, но и стихи. Сам Бунин считал себя поэтом, что особенно чувствуется в его прозаическом произведении «Чистый понедельник». Его выразительные художественные средства, необычные эпитеты и сравнения, разнообразные метафоры, его особый поэтический стиль повествования придают этому произведению легкость и чувственность.

Большой смысл произведению придает само название рассказа. Понятие «чистый», говорит об очищении души, а понедельник – это начало нового. Символично то, что кульминация событий происходит в этот день.

Композиционно рассказ состоит из трех частей. В первой части представляются герои, их взаимоотношения. Мастерское использование выразительных средств придает глубокую эмоциональную окраску образу героев, их времяпровождению.

Вторая часть рассказа в основном построена на диалогах. В этой части автор подводит читателя к самой идее рассказа. Писатель говорит здесь о выборе героини, об её мечтах о божественном. Героиня высказывает своё потаённое желание оставить роскошную светскую жизнь и удалиться в сень монастырских стен.

Кульминационным моментом является ночь после чистого понедельника, когда героиня решительно настроена стать послушницей и происходит неизбежная разлука героев.

Третья часть – развязка действия. Героиня нашла свою цель жизни, она служит в монастыре. Герой после разлуки с любимой два года вёл беспутную жизнь, погрязая в пьянстве и разгуле. Со временем он приходит в себя и ведёт тихую, спокойную жизнь, в полном равнодушии и безразличии ко всему. Однажды судьба даёт ему шанс, он видит свою возлюбленную среди послушниц божьего храма. Встретившись с ней взглядом, он разворачивается и уходит. Кто знает, может, он понял всю бессмысленность своего существования и отправился к новой жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Чистого понедельника».

Произведение Бунина написано в новеллистическом жанре, которому присущ крутой поворот событий. В данном рассказе так и происходит: главная героиня меняет свое мировоззрение, и резко порывает со своей прошлой жизнью, меняя ее самым коренным образом.

Новелла написана в направлении неореализма, но написать о любви такими словами, мог только великий русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *