Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская

§ 9. Простое предложение. Знаки препинания

Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Картинка про Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская

Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Картинка про Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская

Пользуясь схемой, расскажите о простых предложениях. Приведите примеры.
Для чего в языке служат предложения?
От каких условий зависит выбор знаков завершения?
Какими знаками препинания разделяются однородные члены, а какими выделяются обращения?

44. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Найдите побудительное предложение. Докажите, что восклицательные знаки поставлены на основе разных пунктуационных правил. Спишите, обозначая морфемы, в которых пропущены буквы. • Назовите синонимы к выделенному слову.

Дорогие юные друзья! Лес входит в п..нятие Отечества. С веками всё меньше становится д..ровы́х* благ на з..мле, и, чтобы не знать горя впер..ди, надо разумно тратить, а иногда и возмещать всякую 1 копейку, без расписки взятую у природы. Думы о зел..ни 3 — думы о будущем. Вам беск..нечно долго жить в этой стр..не. Присоед..няйтесь же к походу в защиту з..лёного друга!

Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Картинка про Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская

1. Как хорош лес в багрян..м убор.. осен.. 2. После воздуха и воды лес — третий дар пр..роды человеку 3. Ребята, сколько вы пос..дили деревьев в этом году 4. Что ты (з, с)делал для охраны зелёных насаждений

46. К выделенным словам подберите несколько однородных членов. Во втором и третьем предложениях последний однородный член присоедините союзом и. Расставьте знаки препинания.

• Используя данные предложения, расскажите о субботниках в вашей школе.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Словосочетание. Простое предложение

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Повторение знаний о словосочетаниях.

2. Повторение знаний о простом предложении.

3. Повторение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

4. Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Словосочетание – единица синтаксиса, сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Предложение – одна из основных единиц языка, единица синтаксиса, наименьшая единица общения; слово или несколько слов, в которых заключается вопрос, сообщение, побуждение (просьба, приказ, совет).

Пунктуация – это 1) система знаков препинания; 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила употребления их на письме.

Пунктуационное правило – это инструкция, указывающая на условие выбора знака препинания, который либо ставится в предложении, либо не ставится.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с.24 – 28; 191 с.

1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 138 – 143; 159 с.

2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с. 158 – 166; 285 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы знаете, что предложение – это слово или несколько слов, в которых заключается вопрос, сообщение, побуждение (просьба, приказ, совет). Эти слова должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически.

«Лучик солнца разбудил Дашу» – предложение. Однако «солнца разбудил» – не предложение, так как нет законченности. Законченность на письме передают знаки препинания в конце предложения, так называемые знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

Что значит грамматическая связь? Например, иностранец скажет: «Дети играл в мяч». Непонятно, сколько человек играли в мяч. Поправим иностранца: «Дети играли в мяч» или «Ребёнок играл в мяч». Подлежащее диктует требования к сказуемому: например, если подлежащее в единственном числе, то и сказуемое должно быть в единственном; если подлежащее во множественном числе, то и сказуемое тоже во множественном.

В словосочетании и предложении слова связаны между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому: играли (во что?) в мяч; разбудили (кого?) Дашу. Грамматическая связь устанавливается с помощью предлога и окончания: дорог[ому] другу (главное слово – существительное мужского рода в дательном падеже, зависимое слово – прилагательное в мужском роде, в дательном падеже); приближается (к чему) к скамейк[е] (главное слово – глагол, зависимое – существительное в дательном падеже с предлогом).

Существует три типа словосочетаний:

Словосочетания отличаются от предложений. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, его действия и признаки. Например, море и Чёрное море; жить и жить дружно; холодный и очень холодный.

Предложение имеет грамматическую основу (помним, что грамматическая основа не является словосочетанием), которая может состоять из двух главных членов или только из одного. После дождя выглянула радуга. Основа предложения: подлежащее радуга и сказуемое выглянула. Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную… (А. Прокофьев.) – основа предложения: сказуемое люблю.

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две и более грамматические основы).

С утра мы снова пришли на пасеку и любовались на своих пчёл. (Н. Носов.) Предложение простое: одна грамматическая основа мы пришли и любовались. Вверху над нами чернело небо, а на нём сверкали яркие звёздочки. (Н. Носов.). Это предложение сложное, в нём две грамматические основы: чернело небо, сверкали звёздочки.

Предложение может быть осложнено. Например, однородными членами предложения.

Вспомним, что запятая между однородными членами предложения не ставится, если между ними одиночный союз и, или, да (в значении и): Дни стояли морозные и светлые. Купите, пожалуйста, чай или сок. В огороде тут лягушка да мышь-норушка.

Запятая между однородными членами предложения ставится:

– когда нет союзов: Хорошо, весело, легко было на сердце!

– если стоит союз а или но, да (в значении но): Решать задачи на уроках трудно, но интересно. Погода сегодня не солнечная, а пасмурная. Мал золотник, да дорог. (Пословица.)

– если есть группы однородных членов, соединённых союзами-парами: На праздничном столе лежали конфеты и печенье, фрукты и пирожные.

Вы знаете, что между подлежащим и сказуемым ставится тире, если они выражены одной и той же частью речи: существительным, неопределённой формой глагола: Россия – это самая большая страна в мире. Жить – Родине служить. (Пословица.) Чтение – вот лучшее учение. (Пословица.)

Повторим синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Пришёл в школу. В этом словосочетании главное слово – пришёл; пришёл (куда?) в школу. (В) школу – зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово выражено именем существительным. Связано с главным при помощи предлога и окончания.

В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. (В. Бианки.)

Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения – паутинки (подлежащее), летят, серебрятся (сказуемые). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Паутинки (какие?) длинные – определение. Летят, серебрятся (где?) в воздухе – обстоятельство. В воздухе (каком?) спокойном – определение. Паутинки (что делают?) летят, серебрятся – однородные сказуемые, произносятся с интонацией перечисления.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

В каком ряду нет словосочетаний?

А) солнце зашло, в лесу, нёс сумку;

Б) возле дома, на дереве, я отдыхаю;

В) сел на землю, сыпучие продукты, гуляю на улице;

Г) взял самокат, свет от окна, ем суп.

Разбор задания: вспомним, что словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Рассмотрим предложенные варианты.

А) солнце зашло (основа), в лесу (сущ. с предлогом – не словосочетание), нёс сумку (нёс что? сумку – словосочетание);

Б) возле дома (сущ. с предлогом – не словосочетание), на дереве (сущ. с предлогом – не словосочетание), я отдыхаю (основа),

В) сел на что? на землю – словосочетание; продукты какие? сыпучие – словосочетание; гуляю где? на улице – словосочетание;

Г) взял что? самокат – словосочетание; свет от чего? от окна – словосочетание, ем что? суп – словосочетание.

Ответ: Б) возле дома, на дереве, я отдыхаю.

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте слова на месте пропусков.

Существует три типа словосочетаний:

– _____________: проложить маршрут;

– _____________: первое сентября, рисунок сестры;

– ____________: совершенно необходимо.

Варианты ответов: глагольные, именные, простые, составные, наречные

Существует три типа словосочетаний:

– глагольные: проложить маршрут;

– именные: первое сентября, рисунок сестры;

Источник

Конспекты уроков по программе Ладыженской, 6 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Русский 6 урок 5.docx

Тема: Орфограммы в приставках слов.

Цели: повторить понятия морфема, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм; закреплять навыки обнаружения орфограмм, фонетического и морфемного разбора слов.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

фронтальная проверка, фонетический разбор на доске.

Фонетический разбор слов: [з’имл’э], [ч’ирн’эй’ут].

Как называются части слова?

Какое общее название имеют части слова?

Что такое орфограмма?

Как обнаруживать орфограммы в словах?

В каких морфемах могут встречаться орфограммы?

Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принадлежности слова к той или иной части речи.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфемике, потренироваться в морфемном разборе слов, в распознавании орфограмм в разных частях слова.)

3. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Как отличить форму слова от однокоренного слова?

(Дач, в поле, погоду, стаями, осенней, светлой, лёгкий, роща, дорожа, листьями, чёрных, ропщет, слушает, дрожа, разгул, (на) перепутьях.)

В каких частях слова вы обнаружили «точки» применения правил?

2. Морфемный разбор слов

3. Работа по учебнику

1. Упр. 23 — устное выполнение.

Основная мысль текста «Мещёра» заключена в словах «Любовь к родной земле не забудется».

Варианты заглавия текста И. Бунина: «Осеннее утро», «Холодное солнце осени».

— С помощью каких приёмов И. Бунин рисует картину природы? (Примерный ответ. Писатель передаёт свежесть и тишину утра с помощью повторов, однокоренных слов и слов, близких по смыслу: светло, солнце, блестело, ослепительно, белый, холодный (в сочетании с окружающими словами это слово подчёркивает свежесть утра), в солнечных лучах, в солнечном блеске, сверкали, светло-золотые, пригретые солнцем; тихо, тишину.)

4. Закрепление изученного материала.

1. Работа с презентацией.

2. Работа по учебнику

б) корня и суффикса — маленькие, полевые, лесные, (с) топо-
линой;

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 2—4 — самостоятельное выполнение по вариантам с последующей проверкой.)

3. Лингвистическая задача

— Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

Переправа, переводчик, перина, периодический. <Переводчик. Окончание нулевое.)

5. Подведение итогов урока

Назовите известные вам орфограммы в приставках.

— Почему важно изучать морфемику?

Учебник: § 4, 5, упр. 26,

Выбранный для просмотра документ русский 6 урок 1.docx

ТЕМА: «Русский язык — один из развитых языков мира»

• формирование понятия о богатстве русского языка;

• развитие устной и письменной речи учащихся;

• совершенствование умения самостоятельной работы с материалом учебника.

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

В 6 классе мы продолжаем изучение русского языка.

Откройте учебник на с. 2. Вы видите, что этот учебник удостоен Государственной премии — самой высокой награды в нашей стране. Это пособие издается уже 26 лет, а значит, ваши мамы и папы наверняка тоже учились по нему. Внимательно посмотрите, какие условные обозначения приняты в этой книге. Они помогут вам правильно выполнять задания.

Теперь откройте учебник почти в самом конце, на с. 223.

Здесь помещен дополнительный материал, необходимый для работы. Уже сегодня вам предстоит выполнять задание, используя памятку в конце учебника.

Посмотрите на желтые листы учебника на обороте обложки. Это форзац (слово пишется на доске). Авторы учебника поместили здесь своеобразную подсказку: краткую характеристику основных орфографических и пунктуационных правил, уже изученных вами. При необходимости вы можете обращаться за справкой к этому материалу.

2) Фронтальная беседа.

— Прочитайте слова К. Паустовского, помещенные на с. 3.

— Как называются подобные высказывания, пословицы, изречения, помещенные перед основным текстом книги? ( Эпиграф ).

— Зачем нужен эпиграф? ( В эпиграфе скрыт смысл последующего текста, отношение автора к тому, о чем он пишет далее ).

— Как вы думаете, почему учебник русского языка открывается именно этими словами? (В эпиграфе говорится о том, как важно любить, изучать и хорошо знать русский язык, без этого невозможно любить свою страну).

— Кого Паустовский называет дикарями? ( Людей, которые равнодушны к своему языку ).

— Известны ли вам случаи варварского обращения с родным языком? ( Например, употребление жаргонных слов, слов-паразитов, нецензурных выражений, коверканье языка в Интернете ).

— Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы сохранить богатство и разнообразие русского языка? (Ответственно относиться к урокам русского языка, читать хорошие книги, не коверкать и не засорять язык).

3) Работа с учебником.

— Учащиеся самостоятельно выполняют упр. 1. (В случае затруднения можно дать задание выписать из текста доказательства богатства русского языка.)

Орфоэпическая работа. Обращаем внимание на слова в рамочках:

— Есть ли различия в значении слов «развитый» и «развитой»? Поясните свою мысль. (Развитой — получивший развитие, быстро развивающийся. Развитый — умный, способный).

Учащиеся составляют предложения (письменно) с приведенными словосочетаниями. Несколько примеров зачитываются учащимися и комментируются учителем.

— Выполнение упр. 2. Обращаем внимание на памятку на с. 223. Выполнение задания завершаем взаимопроверкой.

3. Подведение итогов урока

— В чем состоит богатство русского языка? (Русский язык располагает большим запасом слов, в нем много синонимов, которые позволяют отражать все оттенки мысли и чувства. Кроме того, в русском языке много способов образования новых слов).

— Как вы думаете, где можно встретить образцы умелого обращения с русским языком? (В произведениях классической литературы, в речи известных деятелей культуры, телеведущих телеканала «Культура».)

— Как можно бороться с разрушением русского языка? (Много читать, чтобы пополнять свой словарный запас, контролировать свою речь, не употреблять слов-паразитов, не засорять язык, брать пример с тех, кто умело обращается с русским языком).

4. Сообщение домашнего задания: упр. 3.

Выбранный для просмотра документ русский 6 урок 10.docx

Тема: Служебные части речи. Р.К. Использование союзов, отсутствующих в литературном языке.

Учить распознавать самостоятельные и служебные части речи.

Прививать любовь к слову.

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Знакомство с грамматической сказкой. (Текст взят из книги В.Волиной «Весёлая грамматика», М., 1995, стр.168-169)

Как Морфология порядок навела

— А какие формы у вас есть?

— А что вы умеете делать?

— Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

О каком разделе языкознания вы узнали?

Что изучает морфология?

Какие части речи вы знаете? Много ли их?

Приведите примеры слов разных частей речи из стихотворения О.Высотской «Весёлая грамматика». Упр. 68 в учебнике «Русский язык. 5 класс». Авторы : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.М., 2007

Термин «морфология» ввёл русский лингвист Ф.Ф.Фортунатов. Сообщение ученика.

3. Практическая работа.

Распределите данные слова в таблице. Карелия, лейся, земля, кантеле, мудрая, пой, тайга, озёра, древняя, звените, песня, руны.

Что помогло записать данные слова в столбики? (задавали вопрос, определяли значения слов)

ВЫВОД. Почему все слова можно распределить по частям речи?

Составьте из данных слов предложения.(Учащиеся зачитываю предложения)

Карельские поэты А.Мишин и И.Костин соединили эти слова так, что у них получился Гимн Республики Карелия. Запишем в тетрадь. (Повторение пунктограмм «Знаки препинания при обращении», «Тире между подлежащим и сказуемым»).

4.»Соберите стихотворение» (Строчки из стихотворения разрезаны)

В ожидании весны.
Спешит весна, а за окном
Ещё река покрыта льдом,
Ещё сугробы там и тут,
Ещё сосульки не растут.
Не вспомнив о календаре,
Зима гуляет во дворе.
Я ей напомню, что пора
Уйти на Север со двора!

Посчитайте, сколько существительных, прилагательных, глаголов встретилось в этом стихотворении. Почему так много существительных?

Анализ высказываний о частях речи.

В стихотворении нет прилагательных, которые «озаряют» предмет, расцвечивают его.

Используя эпитеты, расскажите о весне.

Красивая, яркая, нежная,
Солнечная, радужная,
Голубоглазая, светлая,
Ароматная, приветливая,
Тёплая, ледоходная,
Звонкая, певучая,
Дождливая, плакучая,
Лучезарная, лазурная,
Весёлая, влюблённая.
(Пименова Катя)

Знакомство со «Словарём эпитетов».

А можно ли задать вопросы и определить значение у слов а, за, и, не, о, что, на?

Прочитайте теоретический материал в учебнике и скажите, как называются эти слова. Стр.186.

5. Подведение итогов.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Какая часть речи вам больше всего понравилась?

1. Вставьте прилагательные.

Можно дать лексическое значение слов, которые нужно вставить.

2. Вставьте глаголы. Для справок: веет, скрылось, гаснет, краснее.

Счастлив тот, кому зарёю

Подобрать стихи, в которых больше всего или существительных, или глаголов, или прилагательных

Выбранный для просмотра документ русский 6 урок 11.docx

Тема: морфологический разбор слов.

Цель урока: Закрепить навык различения частей речи, вспомнить порядок разбора имени существительного, прилагательного.

Развивать умение грамотно выражать свои мысли;

Актуализация опорных знаний

-У каждой части речи есть свои отличительные признаки, знание которых облегчает постигать законы правописания.

– Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить определение имени существительного как части речи, постоянные признаки имени существительного, непостоянные признаки имени существительного, его синтаксическую роль в предложении для того, чтобы создать морфологический портрет имени существительного.

А) сравним устно (на доске написан материал для наблюдений):

Мне подарили Тузика.

Мне подарили конфеты «Тузик».

— Почему в 1-м предложении слово Тузик – в вин.п.. а во 2-м – в им.п. и в кавычках?

— Для выполнения следующего задания ответим на вопрос: какие существительные являются названиями единичных предметов, выделяемых из однородных? (имена собственные)

Б) Словарный диктант на правописание имен собственных и нарицательных (обучение и закрепление)

Птица орел, журнал «Огонек», город Орел, природа Сибири, теплоход «Орел», яркий огонек, Россия, повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда», герои Чук и Гек, озеро Байкал, кинотеатр «Колос».

-Итак, для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном, делать мы это будем постепенно, выполняя определённые задания и отвечая на задаваемые мною вопросы. Начинаем.

ВОПРОС №1: Что такое имя существительное, как часть речи?

найдите в предложении имена существительные, определите число и падеж.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный мыслями, знаниями.

Вопрос №2: Назовите постоянные грамматические признаки имени существительного?

ЗАДАНИЕ №2: определите постоянные признаки имен существительных из предложения:

Не красна книга письмом, красна умом.

книга – сущ. Нариц., неодушевл., ж.р., 1склон.

письмом – сущ. Нариц., неодуш., ср.р., 2склон.

А у Левки все ловко.

Левка – сущ. Собств., одуш., муж.р., 1склон.

Вопрос №3: Назовите непостоянные грамматические признаки имени существительного?

Если человек никогда не раскрывал хороших книг, не запоминал хотя бы четверостишия любимого поэта или вообще такового не имеет, он обречен на духовную нищету. Он сам лишил себя радости, которой наслаждаются люди, общающиеся с миром прекрасного. (Л.Кассиль)

множеств. число, именит.падеж – люди

Вопрос №4: Расскажите о синтаксической роли имени существительного?

Задание №4: выполните синтаксический разбор предложения на доске и в тетрадях.

Книга – мудрое творение человека.

Дорога к знаниям длинна, но прекрасна.

Книги созданы умом человека и его руками.

— Итак, благодаря вашим ответам и выполненным заданиям, мы можем создать морфологический портрет имени существительного. Из чего же он состоит? (дети предлагают портрет)

-значение имени существительного;

-постоянные признаки имени существительного;

-непостоянные признаки имени существительного;

-синтаксическая роль в предложении.

Познакомимся с порядком морфологического разбора предложения (работа с учебником)

Запись предложения и морфологический разбор существительных.

Книги созданы умом человека и его разумом.

Н.Ф. –книга; нариц., неодуш., ж.р., 1склон., в им.п.

н.ф. человек; нариц., одуш., муж.р., 2склон.

умом (чьим?) человека.

Морфологический разбор прилагательного. (порядок разбора на слайде).

Разбор прилагательного у доски.

Записать текст, подчеркнуть имена существительные, выполнить морфологический разбор 3 имён существительных

Конец февраля. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блестки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Не сбросили еще снежные шапки деревья, но в воздухе уже чувствуется приближение весны

4. Подведение итогов.

Вы показали свои знания и умения по теме урока. Вы хорошо знаете, что такое имя существительное, прилагательное, умеете определять постоянные и непостоянные признаки этой части речи, роль в предложении.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание: упр. 18

Выбранный для просмотра документ русский 6 урок 12.docx

• актуализировать знания учащихся о словосочетании;

• совершенствовать пунктуационные умения учащихся;

• совершенствовать текстовую деятельность учащихся.

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Класс комментирует правописание слов с пропущенными буквами.

3. Словарный диктант.

Один ученик пишет словосочетания на закрытой доске. Учитель организует проверку написанного.

Укрощать зверя, насладиться природой, вызвать раздражение, преодолевать препятствие, сильное потрясение, неиссякающий родник, запевать в хоре, поразительное растение, избирательная кампания, компания ребят, поджог сарая, поджег сарай, одаренный скрипач.

4. Работа по теме урока.

1) Групповая работа.

1 группа — ответьте на вопросы о словосочетании на стр. 12, подтвердите свои положения примерами из словарного диктанта;

2 группа — ответьте на вопросы о предложении на стр. 12, подтвердите свои положения примерами из Упражнения 29.

2) Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют упражнение 28. Дополнительное задание: составить с полученными словосочетаниями простые предложения и выделить в них основу.

3) Творческий диктант.

Из перечисленных слов составьте предложения; выделите в них основу; объясните постановку знаков препинания, разделяющих однородные члены.

1) Х..р..шо, и..ти, по, осе..ий, просыпающийся, лес, с, товарищами, ра..ий, утро!

3) Весь, з..мля, ус..лана, к..вер, из, яркий, разн..цветный, лист..я.

4) Скво..ь, красн..ватый б..резовый, ветви, виден, тонкий, п..утина.

4) Работа по карточкам.

Учащиеся выполняют задание на листочках и сдают работу на проверку. Задание: расставить знаки препинания.

1. Друзья мои прекрасен наш союз.

2. Не кричи так жалобно кукушечка.

3. Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.

1. Синие горы Кавказа приветствую вас.

2. Наедине с тобою брат хотел бы я побыть.

3. Как я любил твои бури Кавказ.

1. После летней разлуки прилетают в город галки вороны и занимают зимние квартиры карнизы чердаки крыши.

2. В стужу белка кормится осенними припасами орехами желудями грибами шишками.

3. На рисунке этом вещи ящик щетка плащ и клещи.

1. Мы лечим разных птиц цаплю синицу скворца.

2. Кот воровал все рыбу мясо сметану.

3. Малиновка щебетала четко весело звонко.

5. Подведение итогов урока.

Чем словосочетание отличается от предложения?

6. Сообщение домашнего задания.

Выполните упражнение 33.

Выбранный для просмотра документ русский 6 урок 13.doc

Тема: Простое предложение.

Цель: повторить и обобщить полученные в 5 классе знания по теме «Предложение».

Приветствие, психологический настрой.

2. Актуализация знаний.

-Давайте посмотрим, какое слово получилось.

— Скажите, какое лексическое значение имеет это слово? И сколько, на ваш взгляд, ЛЗ у этого слова? (проблемная ситуация)

Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова и подтвердим свои ответы.

(один ученик читает словарную статью №1 в словаре, другой-№2; такая же информация на экране) (СЛАЙД №3)

— Ребята, какое из этих лексических значений даёт возможность нам на уроке работать со словом «предложение»?

— А как вы думаете, какова тема нашего урока?

3. Работа по теме урока.

— Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока. ( СЛАЙД№4) Не забываем о правильной посадке.

— Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить всё, что мы изучили в 5 классе по теме «Предложение».

Вы должны продемонстрировать знание теоретического материала и умение применять его на практике, составляя предложения самостоятельно, выполняя синтаксический разбор, работая с текстом.

— Дома вы работали над вопросом: с помощью словосочетания или предложения можно точно выразить мысль. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Несколько учащихся зачитывают ответ, который они приготовили дома.

-Значит, я делаю вывод, что без предложений нам в речи не обойтись. Давайте запишем в тетради вывод, к которому вы пришли дома: предложения помогают точно высказать мысль.

На экране мультимедиа СЛАЙД №4, где даны словосочетания( тёплая погода, листья деревьев, под ногами шелестят, золотые краски осени, богатство природы)

— Ребята, на улице золотая осенняя пора. Поэтому я с помощью словосочетаний попыталась нарисовать именно картину осени. Посмотрите, достаточно красиво и точно я описала красоту и богатство этой поры?

Что поможет нарисовать живую и интересную картину осени?

Составьте и запишите предложения в тетрадь. (один ученик работает у доски).

— Проверим, что получилось. (зачитываются учащимися предложения).

— Какие по цели высказывания и эмоциональной окраске получились у вас предложения?

А давайте добавим восклицательное или вопросительное предложение.

— Чтобы проверить, какие еще характеристики предложения вы знаете, поиграем в игру «Цепочка». Вы по очереди называете одну характеристику, цепочка не должна прерываться.

(Дети называют : сложное, простое, ССП,СПП,БСП и т.д.).

-Вы у меня просто молодцы. Предлагаю немного отдохнуть.

Отправимся мысленно в осенний лес. Закроем глазки и представим яркие осенние деревья. А теперь подымем головки и посмотрим на яркое солнышко, потянемся к нему, зажмурим глазки. А теперь откроем глаза и улыбнёмся друг другу.

— (СЛАЙД №5.) –Ребята, перед вами предложения. Вы должны выполнить синтаксический разбор предложений. (работа по вариантам; один ученик выполняет у доски)

-Пока весь класс работает с этими предложениями, несколько учеников выполнят индивидуальные задания.

1в. Золотые, багряные листья медленно опадают и шелестят под ногами. ПП

2в. Ярким нарядом украсились деревья, и наша станица стала осенней красавицей. ССП

3в. К отлёту готовятся птицы, потому что в станице наступила осенняя пора. СПП

Земля покрылась пестрым ковром, и под ногами шуршит пожухлая листва.

Ветер срывает с ветки последние листочки и пускает их дальний полёт.

-Проверим, что получилось.

— А теперь перед вами текст, в котором спрятались знаки препинания. Найдите их. (Один ученик работает у доски, все остальные на листочках)

Несколько человек в это время выполняют творческую работу: создание собственного текста на тему «Осень в моей станице»

Какая необычная осень в этом году до самого конца сентября было тепло и солнечно и деревья стояли зеленые а потом вдруг резко похолодало и буквально за неделю невидимый художник залил яркими осенними красками шевелюры кленов осин берез и веселый ветер проказливо набрасывается на все это разноцветное великолепие он треплет макушки деревьев радостно разносит по аллее парка и дворам охапки сухих листьев а листья все падают и падают будто кто-то огромный сыплет их с неба из гигантского мешка разве это не волшебство

Какая необычная осень в этом году! До самого конца сентября было тепло и солнечно, и деревья стояли зеленые. А потом вдруг резко похолодало, и буквально за неделю невидимый художник залил яркими осенними красками шевелюры кленов, осин, берез. И веселый ветер проказливо набрасывается на все это разноцветное великолепие. Он треплет макушки деревьев, радостно разносит по аллее парка и дворам охапки сухих листьев. А листья все падают и падают, будто кто-то огромный сыплет их с неба из гигантского мешка. Разве это не волшебство.

-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте, попробуем оценить, что у нас получилось, достигли ли мы поставленной цели.

-Всё ли мы вспомнили о предложении?

Для чего необходимо знать признаки предложения?

Какова роль предложений в вашей школьной деятельности?

5. Домашнее задание. Упр. 26

Выбранный для просмотра документ русский 6 урок 14.doc

Тема урока: синтаксический разбор простого предложения.

Цели урока: 1) закрепить знания учащихся о структурных особенностях простого предложения, навыки синтаксического разбора предложений различных конструкций; отработать пунктуационные навыки по теме;

2) развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, монологическую и культуру речи учащихся;

3) воспитывать чувство любви к прекрасному;

4) создать условия формирования навыков работы с компьютером.

из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;

из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;

добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;

из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство.

из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями;

из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение, употребить слово в Им. падеже, ед. числе;

добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской;

добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр;

из предложения Куда, дорога, ты ведёшь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме мн. числа в качестве дополнения;

Рабочий лист по данной теме

РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ

« Разбор простого предложения» I Орфографическая зоркость.

Цель работы: умение видеть и исправлять ошибки.

После пролевного тёплого дождя сильно пахнит в лесу грибами.Втраве по опушкам прячются крепкие боровики,розовеют под палым листом мокрые сыроешки, ярко желтеют на мху золотые лисичьки.

II Работа с текстом.

Цель работы: умение работать с текстом.

Наступила золотая осень. Стоят тёплые, погожие дни. По высокому ясному небу плывут лёгкие белые облака. Золотые и багряные деревья спокойно качают своими нарядными ветвями. Ласковый ветер осторожно срывает с вербы первые сухие листья.

-Выпишите 1-е предложение, выполните синтаксический разбор этого предложения.

— Прочитайте 4-е предложение. Чем оно осложнено?

Найдите в этом предложении метафоры.

Сообщение темы и целей урока ( используется мультимедийный проектор)

-Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о структурных особенностях простого предложения, отработаем порядок синтаксического разбора, пунктуационные навыки по данной теме.

II Словарно-орфографическая работа.

Давайте познакомимся с написанием нового слова.

-Ребята, слово метафора пришло к нам из греческого языка и в переводе значит «перенос» Давайте запишем определение в тетрадь.

(Разбор предложения устно, объясняется постановка тире.)

Два ученика работают по карточкам у доски (составление предложений), шесть учеников на компьютере выполняют тест самостоятельно (уровень сложности тестов учащиеся выбирают сами)

два ученика (слабые уч-ся) выполняют работу на месте (упрощённый тест). Например:

По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные

2.Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию,

приказываем, просим, называются…

3.Вопросительным называется предложение, в котором содержится…

Выбрать правильный ответ.

а) слово, которое отвечает на вопрос кто? или что?;

б) главный член предложения;

в) главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа: кто? или что?

а) слово, которое является глаголом;

б) главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет? кто такой?;

в) слово в предложении, которое связано с подлежащим.

Даётся время ребятам на подготовку у доски и на рабочих местах. В этот период проводится фронтальный опрос с остальными детьми.

— Что такое предложение?

— Чем оно отличается от словосочетания?

— Виды предложений по цели высказывания?

— Виды предложений по интонации?

— Какие предложения бывают по структуре?

— Чем они отличаются? (Можно ввести понятие предикативного центра)

— Какие предложения вы знаете по наличию второстепенных членов?

— Какие предложения называются распространёнными и нераспространёнными?

— Назовите второстепенные члены предложения.

— Что такое дополнение, определение, обстоятельство?

( Ответ считается также верным, если учащиеся цитируют зарифмованное правило А.И.Косоговского.) Например: Определение. Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей? и какой? – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты.

(Работа проверяется во время написания сочинения-миниатюры или с главного компьютера)

Выполненный тест слабыми учащимися тоже можно проверить во время работы по развитию речи.

Следующий этап работы – проверка выполнения заданий по карточкам у доски.

Обратим внимание на первое предложение. Что у нас получилось?

Тихая ночь опустилась над городом.

— Разберите письменно это предложение. (Один ученик работает у доски, остальные – на месте)

— Составленное второе предложение разберём устно.

Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги и тропинки.

— Чем оно осложнено? (Однородными дополнениями)

— Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения?

Цель работы: умение видеть и исправлять ошибки.

— Ребята, перед вами текст, давайте выразительно прочитаем его, найдём орфографические ошибки и исправим их. (Один ученик работает у доски, остальные работают на месте.)

После пролевного тёплого дождя сильно пахнит в лесу грибами. Втраве по опушкам прячются крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроешки, ярко желтеют на мху золотые лисичьки.

Работа над ошибками. Выписать слова, где допущена ошибка, обозначая орфограммы.

(Проливного, пахнет, в траве, прячутся, сыроежки, лисички.)

— Давайте посмотрим на структуру 2-го предложения.

-Что оно собой представляет? ( Повествовательное, невосклицательное, сложное, Б.С.П.)

-Ребята, в какое время года в лесу много грибов? (Осенью)

-Кто помнит стихотворения об осени? Чтение стихотворений под музыку А.Вивальди «Времена года.Осень.» Слайды о природе сменяются один другим.

-Молодцы, ребята, вы много знаете стихотворений об осени и читаете их выразительно. Но давайте продолжим нашу работу.

— Выпишите первое предложение и выполните синтаксический разбор.

Наступила золотая осень. Стоят тёплые, погожие дни. По высокому ясному небу плывут лёгкие белые облака. Золотые и багряные деревья спокойно качают своими нарядными ветвями. Ласковый ветер осторожно срывает с вербы первые сухие листья.

а) Прочитайте текст.

-Какова тема текста? (Осень)

-Какие метафоры использует автор, чтобы ярче, выразительнее показать образ осени? б) Выписать и разобрать 1-е предложение. Наступила золотая осень. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое)

в) Работа по орфоэпии. Верба.

-Есть ли в этом предложении метафоры? Для чего автор их использует?

-Молодцы! Теперь мы знаем, какие выразительные средства используются авторами, и будем понимать, ценить выразительные возможности нашего языка.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду…

Так изображает образ осени С.Есенин. Как вы представляете себе этот образ? Попробуйте создать его, используя простые предложения и метафоры в своём сочинении-миниатюре.

VII Работа по развитию речи. Сочинение-миниатюра. (Продолжает тихо звучать музыка) Осень.

-Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. Посмотрите, перед вами две сигнальные карточки. Если вы испытываете затруднения при разборе простого предложения, поднимите красную карточку, а если нет – зелёную.

(Дети выполняют задание.)

Из учебника по литературе выписать и разобрать два простых предложения.

Выбранный для просмотра документ русский 6 урок 15.docx

Русский, 6, урок 15, 17.09.14

Тема: Сложное предложение.

расширение и углубление знаний о сложном предложении;

формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;

умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений

I. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

II. Работа в тетради. Запись числа и классной работы

III. Словарная работа. (Запись в тетрадь 15 слов из раздела учебника «Пиши правильно»).

IV. Актуализация темы

1. Рассмотрите рисунки и сформулируйте пунктуационное правило, которое в них «зашифровано». Приведите примеры, иллюстрирующие это правило.

– Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь (Слайд 3)

2. Целевая установка отражена в рубриках:

определение сложного предложения;

виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное;

как связаны, с помощью чего части сложного предложения.

распознавать сложное предложение и простое;

ставить знаки препинания в сложном предложении;

конструировать разные синтаксические конструкции;

разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.

I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном предложении.

II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний по теме.

III этап – «Используй!» – применение полученных знаний: упражнения на опознание видов сложных предложений, конструирование сложных предложений и использование в речи.

IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.

I этап «Вспомни!» (Слайд 7)

– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от простого? Устно закончите предложение:

Сложное предложение – это …

– Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?

Закончите письменно предложения.

– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное предложение? Сделайте выводы.

Пошел теплый дождь, и …

Пошел теплый дождь и …

VI. Изучение нового материала

Слайд 8 «Познакомься! Изучи!»

Просмотровое чтение. Учебник (страница 65)
Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для вас информация в нем содержится.

Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Картинка про Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская

Анализ примеров на доске
Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания. Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Картинка про Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская

VII. Закрепление материала

«Рассвет в лесу. Пение птиц»

На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на слайде)

Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону.
Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением.
Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так ярко?

– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их поморфемно.

– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите, постройте схему сложных предложений.

– Какие предложения вы не назвали и почему?

2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.

Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы. Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.

Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Картинка про Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская

2. Фотоколлаж. (Слайд 11)

Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

VIII. Выводы по уроку

«Проверь себя!» (Слайд 12)

Устно закончи предложения

Тест (карточка для учащихся)

IX. Домашнее задание

Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Учебник стр. 65-66

! – что было важным сегодня на уроке?
, – выскажите свои мысли по уроку
? – что осталось непонятным, вызвало трудности.
– работу по данной теме продолжим на следующем уроке.

Конец урока (Слайд 15).

Выбранный для просмотра документ русский 6 урок 2.docx

03.09.14 русский язык, 6 класс

Тема: Фонетика и орфография.

Цели урока: повторить изученное в 5 классе, отработать навыки выполнения фонетического разбора; развивать умение самопроверки; воспитывать в учениках уверенность в своих силах.

Оборудование: учебник, доска, тетради, карточки с заданиями, презентация.

Прозвенел уже звонок,

И начался наш урок.

Чтоб пятерку получить

Надо быть внимательным,

Надо быть старательным.

Орфографический диктант. (слайд 1)

Какую орфограмму повторили?

Работа по теме урока.

Сообщение темы и постановка целей урока. (слайд 2,3)

Беседа по вопросам из учебника §4.

Самостоятельная работа по упражнению 19. (слайд 4)

Физминутка. (слайд 5)

Комментированное письмо с подбором проверяемых гласных в корне слова.

Зап и вать лекарство, посв я тить стихотворение, прим е рять новый наряд, разв е вается флаг, ч е столюбивый юноша, сп и шите текст, раск а лить докрасна, д а лекий друг, ум о лять о пощаде, заб и рать из детского сада.

Сформулируйте правило правописания о и е после шипящих. (слайд 6) Выполнение упражнения 20.

Самостоятельная работа по карточкам. (приложение 1)

Поставьте существительные в творительный падеж единственного числа, используя предлоги с, над, перед, за. Сделайте фонетический разбор выделенных существительных(работа по вариантам):

Ученица, туча, улица, столица, луч, ключ, товарищ, ноша, полотенце, врач, деревце, плечо, обруч, свеча, камыш, морозец.

Выполнение упражнения 21 устно.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание: §4, упражнение 22. Озаглавить текст, составить план, выполнить фонетический разбор выделенных слов. (слайд 7,8)

Выбранный для просмотра документ русский 6 урок 3.docx

03.09.15 русский язык, 6 класс

Тема: Правописание Ъ и Ь знаков.

Цели : уметь различать ь и ъ разделительные знаки; отрабатывать написание безударной гласной в корне слова и непроизносимой согласной.

Развивать каллиграфический навык, орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, коммуникативные умения и навыки.

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

Прочитай слова на доске. В каких словах есть приставки?

Выпишите только слова с приставками, приставки обозначьте.

Долг, доплыл, дом, досыта, добрый, долетел, договорились, дождевик

Проверьте работу соседа и оцените её.

2. Игра «Кто быстрее».

Описание. Участники двух команд по сигналу учителя по очереди вставляют пропущенные буквы в слова. Остальные учащиеся следят за правильностью и быстротой выполнения задания.

На доске записаны слова по вариантам:

Запишите любые четыре слова по памяти.

4. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Угадайте, о какой букве говорится в рифмованном упражнении?

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Какую роль выполняет мягкий знак «ь» в словах перед гласными е, ё, и, ю, я ?

Закончите рифмованное упражнение дружным ответом.

Догадаться вы сумели

Почему случилось так?

Кто виновник? (Твердый знак.)

Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чём будем говорить на уроке.

Кто может назвать тему урока?

А кто сможет сформулировать цель нашего урока?

(правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)

Когда в слове пишется разделительный Ъ знак?, мягкий Ь знак?

Что вы помните о правописании слов с разделительным твердым знаком «ъ» ?

После каких приставок и перед какими гласными он пишется? Приведите примеры слов с разделительным твердым знаком.

Сформулируйте тему урока.

в воздухе написать буквы Ь, Ъ вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами.

6. Работа по теме урока.

1) 1 вариант выписывают словосочетания с ь знаком.

2 вариант выписывают словосочетания с ъ знаком.

Весёлая обез_янка, с_ёжиться от холода, об_яснить задачу, л_ётся дождь, раз_единить провода, большой об_ём, под_езд к дому, в_ёт гнездо, собирать лист_я, сер_ёзная опасность.

Устно составить с 1 словосочетанием предложение, найти грамматическую основу.

2)Упражнение в правописании разделительных ь и ъ знаков.

1) Выполнение упражнения 5 стр.143 (учебник).

Задание: спишите, объясните графически

4) Запишите слова под диктовку, распределив в столбики с ъ и ь знаками.

С_езд, воробьи, под_ел, под_ем, семья, об_единить, об_езжать, в аренье, статья, объём, копьё, бурьян, подъезд, разъезд.

7. Итог урока. Рефлексия «Все в твоих руках»

А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек.

Каждый палец-это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

средний – мне было трудно –зеленым.

Мизинец-для меня было недостаточно информации-фиолетовым.

Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова,

КольяКолей никогда.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него сказать не можем

Съезд, съедобный, объясненье

8.Домашнее задание: упр.4 стр.143 подг.к диктанту

9).Задания по выбору ( если успеем).

Если останется время. Исправьте ошибки.

1 уровень: Девочька съела напинёк и села пирожок.

2 уровень: Собирай только седобные гребы.

3 уровень: Большой обьём,сьел, запъю лекарство.

Выбранный для просмотра документ русский 6 урок 4.docx

Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме
«Словообразование».
Раскрыть понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа.
Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности.

Приветствие, психологический настрой.

2. Актуализация знаний.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье,
Может каждый грамотей
Делать слово из частей

.
Чтение эпиграфа.

Итак, Сегодня у нас повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование».

Ребята, определите, пожалуйста, лексическое значение слова «словообразование»
образование слова.

Давайте выделим корень (корни) словообразование = слов + образ. Это сложное слово, с соединительной гласной О.

Проговорим цель вместе:

Знать: морфемы, однокоренные слова, формы одного и того же слова
Уметь: выделять морфемы, производить морфемный разбор
Сделать: выполнить тренировочные упражнения

На партах у вас лежат рабочие листы, давайте их подпишем.

1.Выделите корень в словах. Найдите и выпишите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее

На вершине, верхний, сверху, вершинами
( корень верх//верш, лишнее слово вершинами – форма одного и того же слова)

2. Выделите суффиксы в словах. Найдите и выпишите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.

3.Выделите приставки в словах, найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.

Подберезовик, подсвечник, подушка, подъезд
(Приставка ПОД-. Лишнее слово подъезд, ПОД- приближение. ПОД- синонимична предлогу ПОД)

Взаимопроверка, обменяйтесь рабочими листами.
Сначала устное комментирование, потом выставление баллов.
По ключу проверьте работу.

2 балла – задание выполнено правильно,
1 балл – частично,
0 баллов – задание не выполнено.

Какое слово в задании 1 не имеет окончания? (сверху- наречие)
Что обозначают выделенные суффиксы в задании 2?
Каково лексическое значение приставок в задании 3?

Микроитог. Какие морфемы формообразующие, а какие словообразующие? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов.? (в корне)

Слово учителя. Словообразование в русском языке отличается большим богатством и разнообразием. Казалось бы, корень и две словообразующие морфемы. Но эти морфемы работают и работают! Ученые – лингвисты подсчитали, 90% слов в русском языке образованы с помощью приставок и суффиксов, а это значит, что с их помощью образовано 9 из 10 слов.

3. Индивидуальная работа

4. Сейчас поработаем с текстом. Из текста выпишите слова, состав которого соответствует схемам:

Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Смотреть картинку Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Картинка про Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская. Фото Для чего в языке служат предложения 6 класс ладыженская

1. Прудом, тени, солнца, шар, висит, ветер, красный
2. Длинные, легли,
3. Негреющего

К какой схеме вы не подобрали слова? №3
(Олицетворения: легли тени, вьется поземка, эпитет длинные тени). Для создания образности и выразительности автор использует выразительные средства.
При помощи каких морфем образованы слова с этом четверостишии?

Самопроверка. Назовите морфемы в слове.
Сначала устное комментирование, потом выставление баллов.
По ключу проверьте работу.

Как называются слова, которые записаны в первом столбике? Паронимы (см. слайд)

6.Самостоятельно выполните задание на выбор.

Определите, какому древнему слову соответствует каждое русское слово.

Горный, звездочка, горочка, река, гора, реченька

6. Итог урок

Что знаем?
Что умеем?
Что сделали?

В русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов?
Поставьте отметку за выполненные задания, кроме 5.
Это задание проверит учитель.

Сдайте рабочие листы. Спасибо за урок.

Домашнее задание.
1. Упраж.18

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *