Для чего веретено нужно
Веретено как символ созидательной жизни
Великая пряха
«Очень давно, когда не было ни людей, ни даже самой Земли, а Вселенная пребывала в изначальном хаосе, только Великая Небесная Пряха сучила безконечную нить жизни Вселенной.
Она скручивала безформенные пучки хаоса в тугие нити жизни, наматывала их на свое веретено и, когда клубок становился большим, снимала его с веретена и бросала в океан Вселенной».
В древности женщины исполняли ритуал, копирующий действия Великой Пряхи.
Это действие имело мистическую суть — зримое структурирование первичного хаоса в конкретную материальную форму.
Постоянное многолетнее вращение на месте включало веретено в мировую систему полей, заряжало энергией метафизических миров.
Прядение судьбы человеческой
Прядение как сфера знаний и навыков женских божеств и жриц распространено у многих народов. Прядение нитей судьбы указывает на женские образы иного мира.
Веретено, прялка и само шитье — символы жизни и временности.
Все богини судьбы — прядильщицы и ткачихи.
Сама Макошь со своими дочерями Долей и Недолей пряли судьбу человеческую, связуя покутными нитями человека с плодами его трудов – благими или пагубными.
Символика веретена. Поверья
Веретено является древнейшим средством производства, которое использовалось для ручного прядения пряжи. Привычное для многих наших Предков веретено обладало простой структурой.
Как настоящий символ женского занятия, этот инструмент присутствовал практически во всех верованиях и ритуалах славян. У восточных славян девочкам, которые только что родились, пуповину перерезали на гребне, прялке.
Кроме того, очень часто для этого использовалось веретено (купить его сегодня можно только в антикварных лавках). У сербов был обычай, когда у женщины затянулись роды, то через ее рубашку пропускали топор или веретено и при этом повторяли несколько раз: «Если ты девочка, то возьми веретено, но, а если мальчик – хватай топор!».
Южные славяне использовали веретено для защиты от нечистой силы (клали его в колыбель ребенка). Благодаря такому изделию можно было опознать чертей, которые приходили на праздник к девушкам в образе парней.
Достаточно часто веретено выносили во время грозы совместно с другими предметами. Оно помогало отвести молнию. На территории Полесья благодаря такому ткацкому предмету можно было привлечь дождь. Веретено окунали в речку или озеро.
Однако запрет использовать веретено касался святок и иных дней, когда было запрещено шить, ткать и прясть. Кроме того, такое изделие часто являлось атрибутом многих персонажей из сказок.
Веретёна (археологические экспонаты). |
На самом же деле, символика веретена заложена в его предназначении. Оно являлось неотъемлемым предметом быта сельских жителей. Крутящийся момент веретена является символов вращения нашей планеты вокруг своей оси.
Веретено связано с процессом прядения. Таким образом, символика его постоянно переплетается и меняется. Очень часто оно олицетворяет жизнь человека, переход жизни из 1-го мира в иной, а также непрерывное течение времени.
Рассмотрим хорошо известный в народе процесс прядения. Ведь по своей глубинной сути он повторяет то, что делает Великая Пряха. На прялке укрепляют пучок шерсти, в котором нет никакой структуры, всё перепутано и сплетено без видимой системы. Этот пучок шерсти и является моделью первичного хаоса, из которого ловкие женские руки сучат нить — структурированную ткань, которую можно использовать для созидания. Пусть это будет созидание незначительное, вроде шерстяных носков, но оно есть!
Веретено крутят, как юлу, и наматывают на него нить. Когда нить сматывается в клубок, его снимают с веретена и откладывают в сторону, чтобы потом из спрядённых нитей связать носки или варежки. Длительное вращение веретена создаёт в нём определённый энергетический заряд, а постоянное взаимодействие с нитями, только что родившимися из первичного хаоса шерсти, наполняет энергетический заряд высокой созидательной активностью.
Опосредованно процесс прядения повторяет созидание миров, которыми Великая Пряха наполняет нашу Вселенную.
Сила привычки отводит глаза, и большинство людей смотрят на созидание структурированной нити из первичного хаоса со скукой и вообще не придают значения тому, что рядом происходит чудо. Мы привыкли, а привычка ничего нового подсказать не может. Однако новое происходит независимо от того, внимательно или нет смотрите вы на процесс прядения.
Да и не в нём проявляется мощь веретена. Пращуры, передавшие нам сокровенные знания, видели в привычном мистический смысл. Только вот мало видеть, надо уметь пользоваться этой великой силой веретена в жизни.
Устройство веретена
Но давайте всё по порядку. Что такое веретено? Это деревянная палочка сантиметров тридцать длиной. Она обязательно имеет более тупую головку, на которой веретено вращается, и острый конец, за который пряхи его вращают. Вот и всё устройство мистического жезла.
Этот предмет крестьянского быта в неизменном виде дожил до наших дней и до сих пор используется по назначению. Когда появилось веретено, кто его изобрёл и как приспособил для превращения хаоса шерсти в структурированную нить, доподлинно неизвестно. Есть только предположения, опирающиеся на такие зыбкие доводы, как «возможно», «скорее всего» и т.п.
Говорить о каких-то конкретных доказательствах изобретения веретена не приходится. Возможно, его и не изобретали, а просто в древности женщины исполняли ритуал, копирующий действия Великой Пряхи. А потом этот ритуал всё более утрачивал мистическую суть и становился утилитарным действием, нацеленным на создание необходимого — шерстяных ниток.
В разных местностях веретёна различаются только внешними контурами. К примеру, на севере России они больше похожи на точёные палочки с плавными, закруглёнными краями головки.
В средней полосе России у веретён более резкие формы головки, удлинённое тело и острый конец, за который пряхи крутят его. Но в любых формах функциональные возможности веретена не меняются.
Казалось бы, в чём мистика? Взял деревяшку, выстрогал, обработал, чтобы стала гладкой, и всё — веретено готово. Так сейчас и делают. На рынках разных городов можно встретить немало таких новоделов. Их вытачивают на токарных станках, украшают примитивной резьбой или какой-то краской наносят полоски, и на этом процесс завершается. Изделие готово. Но всё это внешняя сторона.
И тот, кто делает веретёна, и те, кто покупает их, вряд ли представляют, какую мистическую силу они держат в руках. Какая уж там мистика, когда нужно просто выжить!
Между тем, веретено могло бы изменить жизнь любого человека самым удивительным образом. Нищего сделать обеспеченным, несчастному дать шанс на обретение радости. Спектр возможностей применения современной волшебной палочки весьма широк.
Как сделать веретено
Вам понадобится:
Инструкция
Прядение на веретене
В качестве образца я взяла простейшее руское веретено. Для учёбы лучше покупать веретено необработанное лаком и без особых дизайнерских изысков, чтобы проще было держать в руках и освоить фиксирующую петлю. Моё веретено из липы, т.е. достаточно лёгкое. Если будет возможность выбирать из нескольких веретен, то лучше то, которое потяжелее. Его будет легче крутить, т.к. выше инерционность. Раньше в наконечник деревянного веретена даже встраивали свинцовый шарик для утяжеления. Сейчас такого не делают, поскольку веретена больше рассматриваются как забавная безделушка, чем как рабочий инструмент.
Кручение веретена
Перед тем как начать прясть немного поупражняемся в кручении веретена.
1 Возьмем веретено и подставку. Вместо подставки подойдет любая тарелочка с ровным дном без углублений. | 2 Зажимаем конец веретена между средним и большим пальцами правой руки. |
3 Быстро катим веретено средним пальцем по подушке большого. | 4 Поджимаем средний палец и соединяем концы указательного и большого пальцев. |
5 Если всё получилось пра- вильно, веретено должно крутиться между большим и указательным пальцами. | 6 Когда веретено теряет устойчивость и начинает падать, останавливаем его указательным пальцем. Чем выше квалификация пряхи, тем ровнее и дольше будет крутиться ее веретено. |
Прядение на веретене
В примере я привожу прядение без основы, т.к. с основой прясть проще и больше шансов нахалтурить. Основа не даст шерсти рассыпаться прямо в руках, но при недостаточно плотном скручивании она легко вылезет во время вязания. Чтобы понять необходимую степень скручивания шерсти, учиться лучше без основы. Потом, при желании Вы сможете добавить тонкую основу в кудель и внешне нитки с основой и без основы не будут отличаться. Нить, спряденную на веретене без основы можно ссучить с тонкой шерстью, хлопком или льном подходящей толщины или просто добавлять фабричную нить во время вязания для прочности.
Итак, у нас есть чистая перечёсаная кудель и веретено. Начинаем прясть.
1 Держим кудель в левой руке, а правой вытягиваем понемногу пух, одновременно скручивая его на себя. Если смотреть на правую руку сверху, то направление прядения будет против часовой стрелки. Перехватываем спряденную нить и снова скручиваем, пока не спрядем таким образом кусочек сантиметров 10. Нить должна получиться достаточно плотная, чтобы не рвалась и не расползалась. Если плотность недостаточная, перехватите ее правой рукой еще раз и подкрутите на себя. | 2 Закрепляем конец нити в углублении веретена. Для этого просто завязываем ее узлом два раза. |
3 Натягиваем нить перед собой. Веретено вращаем на себя, постепенно освобождая новый пух из кудели. | |
4 Только что вытянутый пух можно подправить правой рукой, не отпуская при этом веретено. При возвращении веретена в положение 3, пух сам немного подкрутится в нужную сторону. | |
5 Таким образом нужно спрясть нить чуть длиннее самого веретена. | 6 Начинаем делать фиксирующую петлю. Нить натягиваем параллельно веретену так, чтобы средний палец левой руки оказался за нитью, а указательный – перед нитью. |
7 Средним пальцем левой руки немного прижимаем нить к себе. | 8 Накидываем петлю на средний палец левой руки. |
9 Заводим конец веретена в петлю. | 10 Сбрасываем петлю на веретено и затягиваем. |
11 Теперь можно наконец поставить наше веретено в вертикальное положение и подкручивать его правой рукой по часовой стрелке, т.е. от себя. | 12 Спрясть таким образом нужно около метра, т.е. правую руку с куделью поднимаем вверх, пока это удобно делать. Если веретено длинное, то можно поставить его на пол и спрясть более длинную нить. |
13 Снимаем фиксирующую петлю и сматываем готовую нить на веретено, оставив свободный участок нити для новой петли. | 14 Снова делаем фиксирующую петлю и продолжаем в том же духе пока веретено не заполнится. |
Космос руской прялки
Как сделать веретено своими руками. Из цикла «Родом из деревни»
Веретено
Готовое веретено в веретённом станке. Музей Этнографии, СПб.
Одно из самых символичных, чисто женское орудие труда
Что такое веретено
Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.
По сходству с веретеном многие в целом цилиндрические структуры, заострённые с концов и слегка расширяющиеся посередине, получили название веретеновидных.
Так же, веретеном называют часть прядильных механизмов и вращающиеся оси в некоторых машинах.
В псковском диалекте: веретено — злая баба.
История веретена
Веретено, как устройство для наматывания нитей, было придумано очень давно, когда человек вообще научился создавать нити и ткани из них. Во многих сказаниях, мифах и преданиях, у разных народов, можно встретить упоминания веретена.
Льняная нить на веретене
Информация из музея Этнографии, СПб
Промысел активно развивался до тех пор, пока лес не начинал дорожать, да и сильно сказалось появление механических «самопрялок». Надо отметить, что и после этого он не исчез, веретёна были нужны, но уже не столь активно развивался.
Этапы изготовления веретена, коллекция музея Этнографии, СПБ.
Процесс производства
Веретёна изготавливали в основном из берёзовых дров, но могли быть использованы и другие деревья. Лес везли из разных мест, искали где дешевле.
Станок для изготовления веретён, общий вид.
Станки были самодельные, из берёзы или ёлки. Мастер левой рукой двигал вверх дугу с ремнём, ремень при этом обвивает заготовку. Благодаря этому заготовка вращалась, а в правой руке мастер держал стамеску, которой равномерно обтачивал деревяшку и превращал в веретено.
Производство получалось дешёвым:
Станок дешёвый, делают сами; стамеска 25-50 копеек; ремень 25 копеек. Ремней на зиму нужно рубля на 2; кроме того, нужно ещё немного мыла, которое кладётся в отверстие станка, где защемляется веретено (чтобы не загорелось от трения). В день можно наточить 100 веретён, десяток стоит 3 копейки.
Калашников А.С. «Город Рогачёв и волость Осуга»
Применение веретена
Применение веретена было и остаётся неизменным по сей день. Фактически, это основа для наматывания будущей нити. Его форма и размеры выверены столетним опытом существования прядения как ремесла.
Прядение с помощью веретена:a — кудель,b — веретено с намотанной на него пряжей,c — пряслице
Веретено позволяет равномерно скручивать нить, сразу же наматывая её на некую бабину, основу. Чем меньше и тоньше веретено, тем тоньше нить на нём можно прясть. Иначе тонкая нить будет рваться под его весом.
Постепенно вытягивая шерсть, пряха накручивает её на вращаюсееся веретено и получает нить. Шерсть или лён при этом должны быть подготовлены: хорошо вычесаны и прикреплены к прялке.
Символика веретена
Символика веретена связывается с символикой прядения в целом. Веретено выступает в качестве атрибута женских божеств, связанных с судьбой и смертью (греческие мойры, римские парки, скандинавские норны), которые сматывают на него нити человеческих жизней.
Связь веретена с символикой судьбы отражена в языке: слова, обозначающие судьбу в германском (wurd), староскандинавском (urdh), англосаксонском (wyrd), сближаются с латинским vertere, «вращать». С другой стороны, веретено может отождествляться с осью мира (как у древних греков, которые считали такое веретено атрибутом богини судьбы Ананке).
Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением, являются символами жизни и непрерывности времени. М. Шнайдер пишет, что веретено является атрибутом Великой матери, которая прядет внутри каменной горы или у подножия Мирового дерева.
Для чего веретено нужно
Следует отметить, что как образ нити судьбы, так и орудия прядения имели у славян космический характер.
В этом нас убеждают не только приводившиеся выше сербские данные, где нить судьбы тянется из неба или из той рощи, где родился Христос.
Приводимое А.Н. Афанасьевым поверье люнебургских славян о пряхе на месяце показывает, что в славянской мифологии пряха могла иметь космический характер, что находит свою параллель в мифах других индоевропейских народов.
«Народная загадка прямо уподобляет солнечный луч веретену: «из окна в окно готово веретено». (. )
В славянских сказках сохранилось воспоминание о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото, о золотых и серебряных нитях, спускающихся с неба». В сербской песне в частности говорится: «Когда счастие отделяется от несчастия, темная ночь от белого дня», т.е. на рассвете. Хоть песня больше не сообщает никаких подробностей о границе счастья и несчастья, стоит вспомнить, что в одном из своих двух аспектов планета Венера у многих народов была известна как «утренняя звезда», в силу чего нельзя исключать связь этого небесного светила с понятием судьбы.
Если у южных славян отделение ночи от дня ассоциировалось с отделением счастья от несчастья, то у восточных славян существовал ритуальный запрет на прядение в противостоящий ему момент вечера, т.е. отделения дня от ночи: «В Новосибирской области среди потомков переселенцев с Украины и южных областей России был зафиксирован запрет на прядение или вязанье на закате солнца. Видимо, в момент захода (временного умирания) светила нельзя было что-либо создавать, чтобы не нарушить мировой гармонии. »
Весьма показательно, что в то время как у сербов один поворотный момент суток связывался с понятием доли, у восточных славян существовало представление о недопустимости прядения в другой поворотный момент. Данное обстоятельство вновь указывает на внутреннюю связь прядения и определения доли.
Общеславянское слово веретено родственно др.-инд. vartanam ср. «вращение, катание, хождение взад и вперед», также «прялка», vartulas «круглый», vartanl «пряслице», ср.-в.-н. wirtel «пряслице» и кимр. gwerthyd «пряслице». На древность этого орудия труда у наших предков указывает и то, что его название было заимствовано финнами varttana, vartana, varttina.
Само слово веретено было образовано от глагола вертеть, однако от него же было образовано и слово время, др.-русск. веремя. С этим же ремеслом связано в русском языке и такое временное понятие, как сутки, которое, как отмечал М. Фасмер, было образовано из су- и тъка, связанного с понятием тыкать, т.е. фактически сутки означали «стык дня и ночи». Однако глагол тыкать связан с такими словами, как ткать, тку, др.-русск. тъкати, тъку. Исходя из этого, Л.В. Савельева понимала значение слова сутки как «то, что соткано», а время — как «то, что вертится», «вечная вертушка».
Связь процесса прядения с понятием времени нашла свое отражение и в других примерах. Так, в Псковском регионе был известен термин пряжей, обозначавший «бабий счет времени» по изготовленной пряже. В некоторых местах Польши период от Крещения до Пасхи называли «ткацким годом». Более чем показательна в этом свете и русская загадка о годе:
Стоит дом в двенадцать окон
В каждом окне по четыре девицы,
У каждой девицы по семь веретен,
У каждого веретена разное имя.
Об этом же свидетельствует и многоообразная символика основного орудия для прядения. Как показывают исследования, прялка была у славян не только орудием труда, но и весьма важным символом, вписанным в восходящую к эпохе индоевропейской общности мифо-магической картине мира.
Проанализировавшая под этим углом комплекс представлений, соотносящихся с этим одним из основных орудий женского труда, С.В. Жарникова пришла к следующим выводам: «Наличествующие на северорусских прялках фаллические изображения или вырезанные или процарапанные надписи, представляющие собой только одно слово, обозначающее в русской профанной лексике мужское производящее начало, свидетельствуют о том, что прялка, вероятно, являлась своеобразным символом мужского начала, участвовала в процессе прядения, аналогичному акту творения жизни.
Во-вторых, прялка в северорусской традиции, судя по строго фиксированным числовым отношениям геометрических элементов (часто кратным семи) была, вероятно, своеобразным календарем, символом упорядоченного, цикличного времени.
В-третьих, прялка, тесно связанная с символикой воспроизводства, плодородия, должна была играть значительную роль в отправлении культа предков — подателей плодородия. В этом своем качестве она, вероятно, в течение долгого времени выполняла роль надмогильного памятника. В этом убеждает тот факт, что в Сербии еще в XVIII в. архиепископ Павел Ненадович требовал от своей паствы ставить на могилах кресты, вместо «воздружаемых» по обычаю прялок. Кроме того, думается, что не случайно нуристанские надмогильные резные доски совершенно идентичны по форме и декору северорусским прялкам и швейкам. И, наконец, очень показательно то, что резной трехгранно-выемчатый декор, покрывающий всю поверхность каменных надмогильных плит Московского Кремля XIV—XV вв., абсолютно аналогичен резному декору северорусских прялок конца XIX — начала XX в.
В-четвертых, судя по структуре орнаментальных комплексов северорусских прялок, они являлись своеобразным зримым образом Вселенной, «древа жизни» и воплощали в себе идею первотворения, или первой божественной пары создателей мира. Это находит ясную параллель в гимнах «Ригведы», утверждающих, что первотворцы мира — Адити, двуполы Пуруша и Рудра, состоящие из двух половин — мужской и женской, непременно связаны с деревом, лесом, а материалом Вселенной были дерево и пряжа». Другие исследователи также отмечают наличие мотива мирового дерева на русских прялках.
Стоит отметить, что орнаментация прялок носит ярко выраженный индоевропейский характер: так, например, ближайшую аналогию трехгранно-выемчатой резьбе северорусских прялок мы находим в Осетии, Армении, Иране, горной части Таджикистана, Гиндукуше, Северо-Западной Индии, но она абсолютно не свойственна нашим ближайших соседям финно-уграм.
В более поздней своей работе С.В. Жарникова определила прялку как воплощение Верховного Изначального Божества и символ плодородия, способствовавший увеличению плодородия всего живого на Земле. Когда пряха, совершая священный в своей основе, соотнесенный с творением жизни, акт прядения нити, то она, по мысли исследовательницы, выступала в роли безличного вечного женского Вселенского начала, единение которого с мужским первоначалом порождало весь вычлененный из Хаоса Космос.
Как отмечала Н.А. Криничная, в архаическом обществе искусству прядения, плетения обучали чаще всего в период временной изоляции девушки перед достижением половой зрелости, когда она готовилась в тайном обществе женщин к обряду инициации. Как видим, прядение в древних обществах было не просто ремеслом, но и важным символическим актом, несущим многообразную религиозную и магическую смысловую нагрузку.
Отголоски космогонического значения данного ремесла сохранились и в славянской традиции: «Символика космического творения присутствует в легендах о происхождении ткачества как ремесла, а также в поверьях, например, о том, что паук «свет сновал» (основал), или что Бог создал ветер для того, чтобы порвать паутину, из которой паук плел второе небо и которая мешала людям видеть истину и вводила в грех». Очевидно, что последнее поверье возникло уже в эпоху патриархата и несет на себе отголосок борьбы с прежними верованиями, связанными с этим ремеслом, которое, в данном случае, определяется как вредящее людям.
«. перед тем, как уложить в зыбку новорожденного, ее окручивали нитками с прястня пряжи, спряденного с молитвой в святки. Концы нити, снятые с веретена, а затем и с зыбки, связывали и клали под голову младенца.
Эти магические действа призваны были обеспечить ему долгую и счастливую жизнь». Именно нитью связаны с кораблем и русалки-берегини в русской вышивке. Понятно, что образ берегинь возник у наших далеких предков раньше изобретения ткачества, однако к XIX в. символика нити оказалась перенесенной и на этих древних духов-хранительниц.
Современные исследователи отмечают: «Начало ткачества ассоциируется с рождением человека, а его окончание — со смертью. Когда начинали ткать, следили, чтобы воротило не было голым, а обернутым нитями, иначе будущий ребенок будет «голым», то есть бедным всю жизнь.
В Полесье верили, что если заканчивать тканье «против ночи», то и умирать будешь в ночь. Если человек входил в дом во время окончания тканья, говорили, что у вошедшего век короткий, он скоро умрет. » Показательно, что у восточных славян пуповину новорожденной девочке зачастую перерезали на веретене или прялке.
В Новгородских землях известно следующее гадание: в Великий четверг пряли левой рукой нити на каждого члена семьи и привязывали к березе: у кого пропадет нить, тот должен будет умереть.
С другой стороны, подобным же образом можно было обеспечить магическое исполнение своего желания: «Девушки в Чистый четверг, до восхода солнца, прядут немного ниток левой рукой. Таким прядением программируют дальнейшую судьбу.
Привязывая изготовленные необычным способом нити вместе с лоскутками в Егорьев день на дерево, задумывают желание, которое должно непременно исполниться». Обращает на себя внимание, что в обоих случаях нить была связана с деревом. Последнее, как было показано выше, было связано с образом богини-дерева, а прядение также входило в сферу деятельности языческих богинь.
И это был далеко не единственный пример сохранения в отечественной традиции представления о влиянии прядения на судьбу человека. Известны случаи, когда во время празднования святок за прялку иногда садились ряженые старухи: «Так, согласно описанию одного из них, старухи, одеваясь «шишиморами» (кикиморами), приходили на беседу, усаживались на полатях и, свесив ноги с бруса, ставили между ними прялку (копыл) и в такой позе пряли. Тот факт, что старухи, будучи ряженными, представляют собой самих мифических прях, не вызывает сомнений. Знаменательно, что в качестве таковых они появляются именно на беседе, где, в сущности, программируется судьба достигших половой зрелости парней и девушек.
Не случайно также, что действие старух, ряженных под мифических прях, совершается именно в ночь перед Рождеством: этот сакральный час содержит в себе элементы прошлого, настоящего и будущего». Еще одним «сниженным» вариантом представления о прядущих нить жизни девах судьбы было такое русское гадание: «По нити, спряденной девушкой, предсказывали ее судьбу: если мокрая — муж будет пьяницей, если неровная, с узлами — жизнь будет несчастная, если сухая, ровная — жизнь будет хорошей, гладкой».
Представление о нити судьбы присутствует в славянском фольклоре в связи со всеми значимыми моментами жизни человека. «Можно думать, — отмечал А.А. Потебня, — что в следующей Петровочной песне белая пряжа — символ самой девицы, которая ее белит. Пряжа разделяет участь самой девицы: она тонка и бела, если та выйдет за милого и будет любима; толста и не бела в противном случае. »
Использовали нить и в святочных гаданиях: пряли «наопак» (наоборот) две нити, одну для жениха, другую для невесты, и опускали их недалеко друг от друга в воду, налитую на сковородку. Если нити сойдутся вместе и «завьются», это предвещало свадьбу, если разойдутся — то нет. Данный образ прилагается не только к браку, но и к битве и смерти: «Ой у город! у Отобурi Да двi квiтки вьеться: Що шд городом Отобуром Там Овраменко бьеться. Ой у город! у Отобурi да двi квiтки звито; А шд городом, шд Отобуром Там Овраменка убито».
О кикиморе было зафиксировано следующее представление: «Когда привидится она с прялкой на передней лавке, быть в той избе покойнику». Представление о связи нити с жизнью и смертью отразилось и в русской поговорке «Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке».
С процессом ткачества оказывался связан и переход из одного состояния в другое для парней в другой славянской традиции: «У сербов ритуальное ткачество связано с обрядом перехода юношей в группу зрелых мужчин, который совершался в день св. Георгия (23.IV), — девушки за одну ночь готовили для парней новую мужскую одежду: обнаженные и с распущенными волосами, они пряли шерсть, ткали полотно и шили штаны и пояса».
С символикой нити было связано изменение не только возрастного статуса, но и изменение места жительства. В Белоруссии был описан следующий обряд перехода семьи в новое жилище: «При первом вступлении в новоотстроенный дом («пираходины») через раскрытую дверь туда бросается клубок ниток: держась за нитку, семьяне входят в дом по старшинству. В немногих местностях хозяин входит в дом (по нитке же) один, а когда семьяне возьмутся за нитку, он притягивает их внутрь избы. »
Бросание клубка в новый дом, еще неосвоенное пространство, напоминает об указывающем путь герою клубке бабы-яги в славянских сказках. Не меньшую ценность представляет и образ нити, объединяющей воедино всех членов семьи при этом переходе, равно как и то, что в некоторых случаях старший втягивает ниткой остальных членов семьи в новый дом.
Выше мы уже приводили текст охотничьего заговора с образом прядущей Богоматери, выступающей в нем в чрезвычайно архаичной роли богини-хозяйки животных. С этим заговором можно сопоставить данные о том, что у русских женщин Восточного Казахстана (в районе Алтая) существует запрет на прядение на то время, когда муж собирается на охоту. Очевидно, что этот запрет возник из убеждения, что данное действие может помешать удачной охоте.
М. Серяков. Богини славянского мира.