Для чего вешают красную тряпку на забор
Bookitut.ru
ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЕРЕГИ
Оберегами являются и многочисленные предметы, сделанные человеческими руками, как в силу своей структуры, так и в силу своих функций, а также, в свете придаваемых им символических смыслов.
ОБУВЬ. По выходу с венчания, в молодых бросают изношенные лапти, чтобы уберечь их от злого глаза. На перилах крыльца, на изгородь, на выдающемся конце бревна сенной стены или на столбе, поддерживающем навес над воротами, подвешивали связку (от 50 до 100 штук) «асметков» – изношенных лаптей. В народе говорили: «Ат лихова глаза: када лихой чилавек взглянит на них и пыдивится, тада уш он ничаво у миня ны дваре ни сможит сглазить»; «Ярость-та чтобы на лаптях осталась»; «Коли бы не эти лапти, у меня бы такой капусты не было». Если домовой невзлюбил кур, то через куриный нашест перебрасывают на веревке истоптанный лапоть. Оберегом груди и грудного молока служит обувь роженицы.
ОДЕЖДА – ТКАНЬ – НИТКИ. В хлеву или над дверями хлева вешают рваные мужские штаны, чтобы уберечь скотину от ведьмы и домовика. Мужские штаны подкладывают под порог хлева, «штоб никто не поурочиу коровцы» (Белоруссия). Дети носят как оберег от сглаза красную шапку, штопанную белой ниткой. Надевают на ребенка красную шапочку, чтобы его не подменила нечистая сила, для защиты от богинки. От бессонницы под подушку кладут мужскую рубаху.
Для отгона градовых туч, в их сторону бросают снятые с себя жилетки и безрукавки; машут на них фатой, которую после вешают на фруктовое дерево во дворе, пока не кончится ненастье; подвенечным платьем трижды обмахивают тучу; используют и др. части одежды – рубашку, пояс; верят, что одежда невесты может отогнать «нечестивых». Вывороченной одеждой также отгоняют градовую тучу (Сербия). Первого мая около колыбели клали крест-накрест детские чулки, «чтобы ведьма не повредила ребенку». Чтобы ребенок был защищен от сглаза, ему надевали один носок белый, а другой красный или какого-либо другого цвета. Освященные на 5 февраля платки, получали способность оберегать семью и дом, от болезней, пожара, молнии. В Богемии закрывали красным платком ребенка, которого несли на обряд посвящения. Мальчику, делающему первые шаги, повязывают платок – от сглаза.
Платком, которым подвязывали рот мертвецу, разгоняли градовые тучи. «Кто хочет иметь хорошо откормленный скот и желает, чтобы скот съедал весь корм в яслях, тот должен натереть ясли простынею от повешенного». Детская пеленка служит оберегом груди и грудного молока. Чтобы отвратить грозу и град, на дверь с наружной стороны вешают масленичную скатерть: «ручьнычок повисымо на двир и, кажуть, от грому вын помогаэ» (Украина). Для того же скатерть вешают на окна, заборы, выносят ее во двор, застилают ею стол, машут в сторону тучи крест-накрест. Во время грозы, за окно вывешивают полотенце с покойника, чтобы бес, убегающий от грозы, не проник в дом.
Красный пояс, подаренный женой мужу, охраняет его от лихого ока и наговора. Жениху, вместе с поясом, по голому телу повязывали суровую нитку с 40 узлами или скрученную заговоренную шерстяную нить (Заонежье). Жениха и невесту подвязывают черными поясами, для того, чтобы их не испортил колдун (Калужск. губ.). В Заонежье оберегом для невесты служил широкий пояс. Поверх одеяла кладут пояс – от зморы. При первом выгоне скота под порог или перед ним «пояс клалы ат вроков, коб ны сунулося далёко»; «шчоб нэ нападылы врокы (т. е. не сглазили. – Б. М.)» (Белоруссия); к рогам коровы при выгоне привязывали «поясныцю» – мужской ремень. Чтобы демон-вештица не вынула ребенка, беременные на Урале носили мужской гасник (пояс). Для защиты от богинки, роженице под голову кладут мужской пояс. Градовые тучи отгоняют тканым поясом. Тесемчатый пояс (а еще лучше вязаные сеточки) носят на голом теле не снимая – от нечисти. Подпоясывают ребенка поясом сразу после имянаречения – подпоясанного человека «бес боится», не тронет ни домовой, ни леший; при проводах умершего из хаты, родственники завязывают ворота поясом, «чтобы больше покойников не было». Повсеместно на Руси в качестве оберега использовались черные шелковые пояса с вышитыми молитвами.
Невеста, одеваясь к венцу, обвязывала вокруг талии тонкий поясок своего первого плетения – от порчи и сглаза. Тряпка, которой связывали ноги покойнику, служит оберегом скота от падежа. Красную тряпку вывешивают в воротах хлева или привязывают к рогам коровы – от порчи. Если женщине при месячных приходилось прощаться с покойником, то, для того, чтобы защититься от возможного вреда «красным поясом надо подвязацца, или ниткой красной, или якой лентой красной» (Белоруссия). При получении согласия на свадьбу, сват протягивает матери невесты хлеб, а та, приняв, перевазывает его красной нитью, которая затем послужит оберегом на сводебном обряде. У колыбели или при входе в дом вешают красную тряпку (пояс, полотенце), чтобы урочливый взгляд женщины, имеющей месячные, не навредил ребенку, “разрядившись” прежде на обереге. Для защиты молока от сглаза, под маслобойку клали кусок красной ткани (Каринтия).
Красные ленточки привязывали к уздечкам и седлам, защищая лошадей от сглаза (Силезия, Моровия). Невесте в косу вплетают красного цвета ленту, непременно длинную – «чтоб долго жили» (Белгородская обл.). На Украине красными лентами перевязывали растения и даже овощи в огороде. Чтобы кикимора не вредила птице, над куриным насестом вешают лоскуты кумача. Беременная женщина, для защиты от нечисти, сглаза и порчи, обвязывала вокруг пальца, руки, шеи, пояса или носила при себе красные шерстяные нитки, лоскуты, ленты, шнурки, пучок разноцветной пряжи, завязанной мертвым узлом. От богинки, на ручку ребенка подвязывали красную ленту; чтобы дитя не подменили, ему на ручку завязывают красный шнурок.
При выгоне скота, к хвостам коней и коров привязывают красные ленты и нити, чтобы скотину не сглазили (Словакия, Померания). «Чэрвоною ныткою рогы пэрэвйазувалы, то нэ будэ дывытыся » (Украина). Для защиты от лихорадки, на руке носят красную нить, которая накануне Ярилина дня висела на розе или каком-нибудь другом садовом цветке или кусте.
В Македонии в день весеннего равноденствия («летник»), детям делают «мльньаци»: старые серебрянные монеты нанизывают на красно-бело-синий шнурок и вешают детям на шею; парни и девушки носят такие шнурки на руке или ноге; одна из монет выгибается ложечкой. В Болгарии в этот же день, девочкам прокалывают уши и вешают шелковую красную нить с серебряной монетой. Перед тем как отправить ребенка выбирать разложенные перед хлебом вещи, ему перевязывают ноги красной нитью; затем эту нить ребенок носит на руке как оберег. Выставляя ульи на Масленице их обвязывают суровыми нитками – от сглаза. Хозяйки, в ночь на Масленице, сидя на пороге и раздевшись донага, прядут катушку ниток, ссученных в обратную сторону и, по совершении омовения, перевязывают этими нитями руки на запястьях, ноги на предплюснах и поясницы всем домашним – чтобы на весь год никто не болел (перевязи носят до тех пор, пока они не изотрутся). Остаток нитки, которой шили подушку для гроба, предохраняет от сглаза. На Масленице, чтобы ястреб не таскал кур, до восхода солнца к изгородям привязывают нитки.
Веревкой обвязывали молодых по голому телу перед венчанием – от порчи; для того же веревкой окружают постель роженицы и ребенка. Многочисленные поверия были связаны с веревкой висельника. Считалось, что она приносит счастье, удачу в карточной игре, защищает скот от порчи, помогает выдать замуж дочек в многодетной семье, делает человека невидимым при воровстве или убийстве; шинкарь обходил село вокруг, держа в руках веревку висельника, намоченную в водке, чтобы сельчане чаще посещали шинок; сжигали такую веревку во избежание града. Веревка висельника, обвитая вокруг головы, облегчает головные боли; «Всегда везет тому, кто носит при себе кусок шнурка, на котором кто-нибудь повесился»; «Притягательную силу винной бочки крестьяне объясняют тем, что хозяин положил в нее веревку повешенного»; «Тяжелобольным можно надолго продлить жизнь, если положить им в кровать кусок веревки повешенного»; при лихорадке на шею вешают веревку с виселицы.
Словаки на Юрьев день втыкали веретено в двери хлева, чтобы уберечь скотину от босорки. Чтобы избавиться от крота, в его норку втыкают веретено и кладут щепку и шерсть; кладут возле кротовины палочку с пучком белой шерсти (Болгария). Лучину, обмотанную куделью, кладут в колыбель – от нечисти. Чтобы отвести дурной глаз и нечистую силу, в колыбель кладут веретено. Для предохранения дома от молнии, во время грозы во двор выносят веретено. Сразу после родов, на очажную цепь вешали веретено с насаженной на него головкой чеснока, чтобы ребенку не навредили вештицы (Сербия).
От бессонницы, под подушку кладут веретено или чесальный гребень. Новорожденных защищали от вештиц одним или двумя составленными гребнями, между которыми помещали головку ребенка; над головой ребенка ставили железный гребень, которым чешут коноплю, а сверху еще небольшой гребешок для волос и чеснок – от нечисти; гребень или веретено кладут в колыбель, чтобы ребенок спал спокойно; чесальный гребень оставляют в тех местах, где опасаются появления нежити; гребни ставят над умершим и зажигают на них свечи, чтобы защитить дом в том случае, если покойник станет упырем. В качестве оберега, в изголовье роженицы или возле колыбели, кладут бердо – от орисницы; на концах берда завязывают нитяные узлы или навешивают на бердо замок, «чтобы замкнуть пасть волкам»; при появлении градовой тучи, выходили во двор и махали бердом на нее.
Под порог кладут навой с накрученным на него полотном: «вороцило свецяць, заварочваюць у свенцоную скацер (праздничную скатерть. – Б. М.), кладуць на землю пэрад калиткай, шоб корова пэрэступила», «Обгорне вярацило такэ и паложаць у дзвярах, як корову выгоняць первы раз, каб корове ничого не зробили» (Белоруссия).
При первом выгоне скота под порог или перед воротами «клали ниты, замукали замочкам, штоб зверёв пазамукать»; «Ниты замукали на варацях – эта ад звера. Звероу и гадоуе пазамукали»; «Пад парог черыре ниты кладуть, штоб карова параскочила, штоб не пагибла ат воука»; «Нит клали, каб вайки не напали»; «На варотах клали ниты, што ткали – две штуки, …шоб скатина пакойно хаила»; «Нит кладуть, шоб кароука не блудила, шоб да дому хадила»; переступившая через ниты корова «не будэ уричлива», не побоится «року» (сглаза); «Мать замкнэ ету нить и кладе, шоб корова переступала – от усякой беды» (Белоруссия).
ВЕНИК – МЕТЛА. Березовым веником, которым выметали хату после выноса покойника, бьют скотину, «штоб домовик не гнал». От бессонницы, под подушку кладут прутья от веника, ставят на ночь около двери перевернутую прутьями вверх метлу, подвешивают старый веник к матице. Для охраны новорожденного от зморы, на пороге дома выставляют березовую метлу (Польша). Таким же способом в Хорватии защищаются от вештиц, а в Сербии – от нечисти вообще. Сила оберега повышается, если метлу украли у беременной.
Веник выставленный у порога – от ходячего мертвеца. Защищаясь от сглаза говорят: «Деркач (веник. – Б. М.) тобi пiд хвiст!», «Соль тебе ў очи, дзеркач у зубы!». Метлу оставляют возле ребенка – от орисницы. Уходя из избы, мать кладет под колыбель веник, для защиты от жихаря и, чтобы дитя не подменила нечисть. Для защиты роженицы и дитя, веник кладут под подушку, ставят его в изголовье, прислоняют к колыбели или кладут под нее, ставят крест-накрест два веника перед дверью. Для защиты молодых в первую брачную ночь, им под подушку подкладывают веник (Болгария).
РАЗНОЕ. В хлеву подвешивают зеркало, чтобы уберечь скот от ведьм и домовика, от зморы и ласки («Вешаемо зеркало над коровою»). Во время венчания невеста держала при себе зеркало в кармане или за пазухой. В Болгарии молодые венчаются в синих бусах, после обряда эти бусы дают детям, подверженным сглазу. Для защиты от сглаза, синие бусы вешали детям и детенышам скота. В Македонии волов от болезней защищают бусами.
Пуговица от свадебного наряда защищает от водяного. Чтобы отогнать вихрь, в него бросают пуговицу (Белоруссия). Чтобы ребенка не отобрала болезнь, ему на шею вешают пуговицу со ртутью и уховертку. Над куриным насестом или под стреху вешают горлышко разбитого глиняного умывальника, кувшина, чтобы кикимора не вредила курам. Черти боятся клина, вбитого в землю. В колыбель кладут щетку – от зыбочника, нечисти.
При пожаре обращали дежу отверстием против огня, чтобы его не разнес ветер; чтобы отворотить ветер при пожаре, хозяйка с распущенными волосами, спустив до пояса сорочку, носила перед собой по двору дежу с буханкой хлеба. При приближении грозовой тучи носили по скотному двору дежу для изготовления куличей; чтобы прекратился град, на улицу выносили дежу или крышку от нее. Жениха опоясывали по голому телу лыком с двенадцатью узлами (на каждый читали обережный заговор). В Белоруссии в постель к молодым клали пест («таўкач») – «чтобы не вредили чаровники».
Т.е. скатерть лежавшую на праздничном столе в день Масленицы.
Там же, оберегом жениха мог служить новый, одетый впервые брючный ремень.
Гадание о будущем для ребенка.
Вероятно, прялкой-рогатиной, а не распространенной ныне самопряхой. Ею заткнуть дыру совершенно невозможно.
Т.е. создается некое подобие прялки – прялки для вредного существа (в частности для кикиморы). Оно будет занято пряжей и не сможет улучить времени, чтобы навредить людям. См. дальше примеры таких «прялок» для нечисти и для вредителей.
Гребень для разделения нитей основы.
Навой, ворот, воротило – задний вал ткацкого станка, на который навита основа.
Нит – устройство из нитяных петлей между двух параллельных палочек, используемое для подъема нитей основы. Можно предположить, что использование нита в качестве оберега от волков, связано с его подобием пасти зверя (причем пасти сомкнутой, «связанной»).
Домашняя магия(некоторые приметы)
Издавна люди верили, что любая домашняя работа является
своего рода магическим ритуалом, который нужно провести
по всем правилам — не зря на этот счет существует так много народных примет и поверий.
«Домашняя» магия «работает» и в современных квартирах.
Можно привлечь в свой дом деньги и приятных гостей, а можно
— ссоры и завистников. Не хотите неприятностей?
Тогда не отказывайтесь от наследия предков.
+++++
В старину верили, что нельзя выметать мусор за порог жилища
на него могли навести порчу, ведь он был энергетически связан с
домом. Сор тщательно собирали и сжигали в печи или закапывали в тайном месте.
Современная примета гласит:»Нельзя выносить мусор после
заката»- денег не будет. В старину верили, что в сумерках в дом
наведываются светлые силы. Увидев грязь, они могут больше не
явиться и, соответственно, не выказать хозяевам своего
расположения.
Так что достатка и благополучия им не видать как своих ушей!
+++++
Нельзя подметать или мыть полы сразу после отъезда человека,
который вам близок и дорог.
Человеческие следы содержат частицы ауры, и если они сохранятся, то рано или поздно «хозяин» вернётся за ними. Если же «смыть» следы сразу, они рассосутся, и ничего не останется. Зато вы смело можете затеять уборку, как только ваш дом покинул нежелательный гость или домочадец, которого вы не желаете видеть. Не исключено, что в таком случае он не захочет больше сюда возвращаться.
+++++
Веник и метла — это особая статья.
Магическая традиция, связанная с метлой, уходит корнями в глубокую древность. На Руси издавна верили, что нельзя брать с собой старую метлу или веник в новый дом — это сулит хозяевам несчастья.
Если вы купили новый веник (швабру), сначала что-нибудь вметите ею в дом, а потом уж начинайте подметать полы. Веник или метла всегда должны стоять прутьями вверх — это привлечет достаток.
Когда пользуетесь ими в первый раз, полезно загадать желание —непременно сбудется. Если веник случайно выпал у вас из рук, тоже загадайте желание и только после этого поднимите его.
+++++
Говорят, что швабры и половые тряпки также обладают магическими свойствами. Полезно вывешивать тряпку на задворках дома (если вы живете в частном доме). Тогда вы станете неуязвимы для чёрной магии. Однако в таком случае лучше больше не пользоваться данной тряпкой
для уборки.
Не стоит переступать или перепрыгивать через лежащую на полу швабру или тряпку
— это к беде. Не поленитесь их поднять.
+++++
Посудные полотенца также могут служить магическим целям.
Кстати, их тоже нельзя перевозить с собой на новое место. Хорошей приметой считается украсть такое полотенце у удачливых соседей. Однако тогда вы рискуете не только испортить отношения с ближними, а еще и перетянуть на себя проблемы этих людей (а проблемы есть у всех). Поэтому лучше всё же пользоваться своим собственным.
+++++
Каждый год собирайте все старые тряпки, накопившиеся в доме, рухлядь и те вещи, которые только захламляют квартиру, и выбрасывайте их, а еще лучше — сжигайте (если для этого есть подходящее место). Вместе с ними уйдут все ссоры и обиды, преследовавшие вас в этом году
Для чего вешают красную тряпку на забор
Вывешивать, вывешивание — ритуальное действие: символическое оповещение о каком-либо событии, передача или демонстрация жертвы, оберега представителям «иного» мира.
Вывешивание функционально и семантически сходно с такими ритуальными действиями, как выставление, выкладывание, вынос, бросание, затыкание (см. Бросать, Втыкать и т. п.).
Славяне приносили жертвы священным деревьям и источникам, развешивая на ветках полотно, полотенца, одежду, лоскутки, ленты и пряжу. В Житии св. кн. Константина Муромского (XVI в.) говорится о том, что славяне поклонялись «дуплинам древяным, ветки убрусцем обвешивающе». Больные, омывавшиеся в целебных источниках, вешали на близрастущее дерево полотенца, платки, полотно; так, сербы привязывали лоскутки от одежды к ветке ольхи. Все деревья возле горных источников в Болгарии покрыты красными и белыми нитками — это жертва самодивам и самовилам, исцеляющим от лихорадки. В России к святым источникам совершали по праздникам крестные ходы и окружающие эти источники деревья обвешивали цветными лоскутками и лентами. Карпатские русины, верившие, что от болезней и нечистой силы помогает вода источников, которые посетила Богородица, вешали платки на близрастущие кусты.
Вост. славяне до сих пор вывешивают в храмах к почитаемым образам обетные дары с просьбой к Спасителю, Божией Матери и святым о заступничестве, помощи, как благодарение, с прошением о дожде, о рождении ребенка, о здравии и сохранении жизни ушедшего в солдата (полес.). В случае засухи обыденные рушники вешали на икону (житомир.) или над царскими вратами (гомел.). К образам святых-целителей привешивали деревянные или металлические изображения больних зубов, рук, ног, сердец и просили об исцелении (о.слав.). У русских на Пасху после молебна с водосвятием матери умывали детей святой водой, утирали полотенцем и вешали его на образ Божией Матери. На образ святого вешают рушник, на котором стояли молодые при венчании (житомир.).
В погребальном обряде вывешенные рушники, полотно и пр. предназначались душам усопших (о.слав.). У вост. славян сразу после смерти домочадца у его изголовья или под иконами ставят сосуд с водой и вешают полотенце, чтобы душа в течение 40 (реже — трех) дней умывалась и утиралась. Кусок холста или полотенце вешают на углу дома с наружной стороны, около окна, или опуская из окна, чтобы душа умершего вместе с его ангелом-хранителем утирала слезы, особенно в 3, 9, 20 н 40-й день, когда ее терзают на мытарствах (костром.). По другим объяснениям, на вывешенном полотенце или холсте отдыхает душа (з., в.слав.). В Мазовше вечером в день похорон для покойника вешают на дверь рушник, ожидая, что умерший придет домой, будет утирать слезы рушником, а потом уйдет навсегда. В Болгарии вывешенный на дверях дома, где лежит умерший, белый платок с завязанными в нем несколькими монетами и воткнутой иглой с красной ниткой призван облегчить умершему дорогу на «тот свет». Он висит 40 дней, а потом его дарят женщине или мужчине, в зависимости от пола покойника (Добруджа).
С аналогичными мотивировками вывешивают полотенца и холсты в поминальные дни. На Дмитровскую субботу и на Радуницу в красный у гол вешают чистое полотенце, веря, что ночью умершие родители утираются полотенцем, на котором будто 6ы остается черный след (костром.). В Витебской губ. на Троицу вывешивали в окна рушники, чтобы души покойников могли узнать жилище своих родных. В Белоруссии в ночь после осеннего поминовения умерших вешают в окно полотенце, на которое ставят поминальную трапезу для «дедов». В Олонецкой губ. после завершения поминок вывешивали через открытое окно кусок полотна, на котором покойника опускали в могилу, и при этом обращались к умершим родителям: «Сейчас вам самое время домой идти, ступайте с Богом». Русские верили, что, посещая свое земное жилище, души умерших сидят на висящих около икон рушниках.
Вывешивание — один из приемов девичьих святочных гаданий о замужестве, обращенных к «тому свету». В канун Нового года или Сочельника девушка ставила стакан воды и рядом вешала полотенце в надежде увидеть во сне, как жених придет умываться (брест.). В Черниговской губ. девушки вывешивали на ночь полотенце через окно, приговаривая: «Сужений-ряжений, прийди, суди и утрись»; если утром полотенце было мокрым, верили, что скоро выйдут замуж.
Умершим предназначаются предметы, вывешенные на могилах. После погребения крест на могиле обвязывают рушником (укр.), на крест привязывают платок (болг.). Во Владимирской губ. на могилу до установки креста втыкали деревянную палочку или веточку, которую перевязывали цветной тряпочкой. В Белоруссии веревки, на которых опускали гроб в могилу, вывешивали на кресте или на дереве близ могилы, чтобы умерший с их помощью преодолел путь в загробный мир. В сербском поминальном обряде на 40-й день после смерти девочка, носившая воду «за душу умершего» в 40 домов, завязывала 40 узлов на белой шерстяной нитке, которой потом обвязывали крест на могиле, предварительно развязав на ней узлы. В Полесье перед Пасхой, на Радуницу и в другие поминальные дни вывешивают на могилах рушники, специально сшитые фартуки, чтобы умершие умывались и утирались, по другим объяснениям — чтобы крест не был «голым», т. к. в церкви Спаситель тоже прикрыт. Иногда на кресты женщинам вешают фартуки, а мужчинам — полотенца. В некоторых р-нах Полесья на Радуницу на могильные кресты рушники вешают те, кто дал обет ходить в церковь на все большие праздники ради выздоровления больного родственника.
Полотенца и т. п. вывешивают также на могилах молодых, незамужних и неженатых (см. Безбрачие). На могиле парня или девушки прикрепляют полотенце (укр.). При похоронах девушки, одетой как невеста, фату ее вешают на могильный крест (полес.). На Украине на могилах мальчиков и холостых мужчин вешают на крест платочек. У сербов, если покойник был молодым, вешают на крест что-нибудь из его одежды и украшений, платки, полотенца, фрукты и др. В Скопской Черногории платок или полотенце привязывают иногда для того, чтобы «сохранить умершему тень».
В Сербии при похоронах парня или девушки несут специальное свадебное деревце с вывешенными на нем свадебными лентами, нитками и другими дарами, после погребения снимают ленты и дары и делят между парнями (или девушками), а дерево с разноцветными нитями сажают в изголовье могилы. На похоронах просватанной девушки во время траурной процессии мать перевязывала крест большим рушником, который вышивала покойная, чтобы положить его себе под ноги при венчании.
В период от Троицы до Ивана Купалы (особенно на Русальной неделе) на деревья, заборы и т. п. вывешивают одежду и куски ткани для умерших девушек, которые, по восточнославянским поверьям, становятся русалками и в это время ходят по земле. В Полесье мать умершей девушки вывешивает до восхода солнца во дворе одежду и оставляет висеть до вечера, веря, что дочь гуляет в ней всю Русальную неделю. Одновременно существует запрет стирать и вешать белье на Русальной неделе, иначе «русалка придет и ножками запачкает», а также сушить и выбеливать холсты, т. к. «русалка нассе». Ср. поверье о том, что умершая просватанная девушка явилась своей матери во сне и попросила передать ей на «тот свет» одежду, повесив ее в Русальную неделю на вишню. На Ивана Купалу, когда русалки возвращаются в землю, девушки вешали для них на деревьях полотенца, сорочки и пряжу, а также венки на березах (укр.).
Иногда у вост. славян вывешенные предметы предназначались демонам: домовым, лешим и др. Так, местом пребывания домового на Севере России считали подвешенную для него во дворе сосновую или еловую ветку с густой хвоей (відьмину метлу, матку, курину лапку, вихорь). После возведения крыши хозяин дарит строителям рубашки, полотенца, чулки, которые перевешивают через конек и оставляют так на день или два (серб.); в Болгарии ставят на крыше деревянный крест, на который вешают дары строителям. У карпатских русинов при первом вступлении в дом убивают кошку и вешают ее высоко над крышей (см. Жертва строительная).
Иногда вывешиванию придается апотропейный смысл. Чтобы не вредила кикимора, над куриным насестом вешают лоскуты кумача или горлышко разбитого глиняного умывальника (ярослав.), прикрепляют к жерди на лыке «куричьего бога» (см. Куриный бог). Убитую сороку и ворону вешают снаружи над дверью курятника для устрашения птиц, крадущих кур; подвешенная ворона оберегает от коршуна (полес., карпат.). Оберегая коней, сороку вешают в хлеву на конских волосах, отрезанных от гривы. Вместе с тем подвешивают в хлеву сороку, чтобы скотина и кони велись в хозяйстве (см. Вестись). Большие связки изношенных лаптей подвешивают у крыш скотных дворов, чтобы велась скотина и никто ее не «изурочил» (вятск.); чтобы скотина не болела (саратов.); связки старых лаптей, привешенные к столбу над воротами или около крыльца, служат защитой от «лихова глаза», т. к., «удивившись» на них, лихой человек «глаз сломит над лаптями» и не сможет сглазить ничего во дворе и в доме (тамбов.). Крапиву вешают на ворота хлева в день Ивана Купалы, чтобы ведьма не смогла «отобрать» молоко у коров (полес.). Отгонную функцию выполняют вывешенные над дверями хлева рваные мужские штаны, а также зеркало (полес.). На балке в хлеву вешают завязанные в узелок кости освященного на Пасху поросенка и скорлупу от пасхальних яиц, чтобы не пропадала скотина (полес.). Кору, щепу и корни священных деревьев, зашитые в ладанках и тряпицах, подвешивают в избах под матицу от нечистой силы (рус.) и т. п. См. Предметы-обереги.
С целью отвратить приближающуюся грозовую или градовую тучу в Полесье вешают на дверь рушник, хустку или скатерть, на которых святили пасху; в хлеву вешают кости освященного на Пасху поросенка (житомир.). У русских во время грозы вывешивали за окно полотенце с покойника, чтобы бес, убегающий от грозы, не прятался в дом. В Сербии в Поцерине при появлении градовой тучи женщина махала на нее фатой (а в некоторых селах — безрукавкой, рубашкой, поясом) невесты, прося «погибалцев» (т. е. умерших неестественной смертью) спасти село, а потом вешала ее на фруктовое дерево, веря, что одежда «чистой» невесты отгонит нечестивых. См. также Град.
В р-не Винча от Страстного четверга до Преображения запрещается развешивать на открытом месте белую одежду, чтобы не было изморози и града (болг.). В Польше не вешают белье, чтобы «тучи не зависли».
В обрядах вызывания дождя убитую жабу вешали на ветку или на воротах, привязывали вверх ногами на заборе; вошь привязывали на волосе к дереву, вешали на забор и обливали водой, привязывали над колодцем и голосили; медведку вешали на палку на волосе, вешали на забор или кустик и причитали, вешали в хлеву (полес.).
Вывешивание как один из способов ритуального уничтожения и выпроваживания встречается в различных проводных ритуалах. В конце Русальной недели, когда ряженую «русалку» провожали на кладбище, с нее срывали большой березовый венок и вешали его на кладбищенские ворота, где он должен был висеть, пока не засохнет. В Петровское заговенье вили венок и вешали его на кладбище на общий крест (полес.). Венки, сорванные с «русалки», вешали также на могильные кресты, на кладбищенские деревья (особенно березу и дуб).
Избавление от болезни, смерти и других бедствий. В Полесье в случае падежа скота вешали обыденный рушник на крест за деревней, на перекрестке дорог, часто предварительно освятив его и обнеся вокруг села. В Гродненской губ. при падеже скота и эпидемиях вешали обыденный холст на специально поставленный на месте прогона скота десятиконечный крест, на котором он оставался, пока не сгниет и не свалится; обыденный рушник вешали и на большой крест, установленный на границе селения. В Болгарии больного протаскивают сквозь корень дерева или расщепленный надвое прут шиповника или ежевики, на котором он оставляет свою одежду или нить от нее. В Тамбовской губ. больного грыжей три раза протаскивали через расщепленный дубок, после чего рубашку его вешали на этом дереве. В Костромской губ. верили, что верным средством избавления от посещений покойника является вывешивание холста на крест или церковный колокол. В Полесье большой обыденный рушник вешали на крест, чтобы скорее кончилась война.
У сербов одежду покойника и траурную одежду, которую носят в течение года, выбрасывают куда-нибудь за село или вешают на терн, чтобы она сгнила. На терн близ дороги привязывали и кусочки полотна, оставшиеся после того, как из него сделали покров для умершего, опасаясь, что если кроить из него дальше, в доме умрет кто-нибудь еще.
В масленичное воскресенье или в первый день Великого поста у вост. славян «выпроваживали» скоромную пищу на время поста, подвешивая горшок или корзину со скоромной пищей на шесте или на дереве (нижегород.).
Целью вывешивания может быть передача свойств от одного предмета другому или его обладателю. Чтобы следующий ребенок был мальчиком или девочкой, рубашку родильницы вешают на ночь на дерево, соответственно мужское или женское, напр. на орех или сливу. Пуповину мальчика вешали на косу, чтобы был «добрый косарь», а девочки — на прядильный гребень, чтобы была хорошая пряха (волын.).
Вывешивание как средство коммуникации между жителями деревни, оповещение о важных событиях используется в обрядах семейного цикла. Когда родители невесты довольны осмотром дома молодого, они возвращаются на телегах с конями, украшенными полотенцами, чтобы об этом знало все село (банат.). В знак того, что в доме свадьба, на крыше устанавливают флаг или полотенце (житомир.). Если невеста «нечестная», то на комору, где она спит, дружки вешают сплетенную ими из прутьев корзину, которой ловят рыбу (полес.). После первой брачной ночи рубашку невесты вывешивали на высоком шесте или при поездке привязывали ее к дуге (рус.). В Полесье в этом случае вывешивают и несут на шесте красный платок. У банатских геров парень, желая отомстить неверной девушке, вешают на ее окно щенка или котенка.
Над баней, где находится роженица в течение трех-пяти дней после родов, вывешивают на шесте рубашку, бывшую на ней при родах, что служит сигналом для соседок, что ее можно навещать (с.рус.).
В Болгарии в знак траура прикрепляют к дверям дома черную ткань с пришитыми на ней белыми крестиками и инициалами покойника. В Тырнове в том случае, если покойник был молодым, вешают на дверь белый платок; в Добрудже, напротив, белый платок вешали, если умерший в возрасте, а черный — если молодой. В знак траура вешали белые платки на рога волов (болг.). Рушник или полотно, вывешенные в окно, означают, что в доме лежит покойник (рус., карпат.). В Польше на Куявах в знак того, что в доме кто-то умер, ставят перед домом траурную хоругвь, взятую из костела.
Вывешивание как демонстрация предмета. В Ярославской губ. невеста свое приданое вешала вокруг кровати. У сербов в Видов день девушки выносят свои дары и вешают на солнце, чтобы они проветрились и чтобы все их видели. У болгар подарки для новорожденного вешают над колыбелью на виду у всех присутствующих. В Банате подарок новорожденному после крещения повойницу (кусок домотканого белого полотна) вешают, войдя в дом, на зеркало.