Для чего виновнику дтп обращаться в страховую по осаго
Нужно ли ехать в страховую виновнику ДТП
🔔 Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.
Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
Не для кого не секрет, что после аварии по «автогражданке» ущерб возмещается только потерпевшей стороне. Возникает вполне разумный вопрос – обязан ли водитель, чьи действия привели к столкновению сообщать о случившемся страховщику? Нужно ли виновнику ДТП ехать в страховую компанию? Права и обязанности сторон договора ОСАГО регламентируются Федеральным законом от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ и Положением Банка России от 19.09.2014 года № 431-П. Этими же актами предусмотрены санкции за невыполнение взятых на себя обязательств. Поэтому предлагаю сегодня поговорить о том, как должен себя вести виновник дорожно-транспортного происшествия, чтобы избежать регресса или других неприятностей.
Авария: что нужно делать виновнику столкновения?
Если ваши действия привели к дорожно-транспортному происшествию, главное не нервничать, взять себя в руки, и выполнить требования, предусмотренные ПДД. О них мы рассказывали неоднократно, поэтому повторяться не будем. Тем, кто не уверен, что помнит порядок действий, рекомендуем воспользоваться консультацией автоюриста. Профильный адвокат в телефонном режиме подскажет, что нужно делать, а чего нельзя.
Сообщить СК о происшествии нужно обязательно и как можно быстрее. Сделать это можно в телефонном режиме (контактный номер всегда указывается на договоре). Звонок должен быть зарегистрирован. Можно сразу уточнить у сотрудника страховой компании порядок последующих действий и перечень документов, которые нужно передать страховщику. Лично посещать офис страховщика не обязательно. Достаточно уведомить его о случившемся по телефону. Далее мы расскажем о том, каким образом подаются документы в СК, если в этом возникает необходимость.
Нас часто спрашивают о том, обязан ли собственник машины предъявлять свое транспортное средство на осмотр. Если страховая компания это потребует, то да. Поэтому категорически нельзя ремонтировать или утилизировать автомобиль в течение 15 календарных дней после аварии.
Невыполнение этого требования может привести к тому, что страховая компания откажет в возмещении ущерба пострадавшему, а тот, в свою очередь, будет добиваться компенсации убытков в судебном порядке от виновника.
Далее участники ДТП должны определиться с способом оформления аварии.
Способы оформления дорожно-транспортного происшествия
Действующее законодательство РФ позволяет оформить дорожно-транспортное происшествие двумя способами. Сделать это можно:
Воспользоваться первым способом можно только в том случае, если авария соответствует определенным критериям. Вот условия, позволяющие оформить столкновение при помощи Извещения о ДТП:
Первая страница бланка извещения заполняется обоими водителями. Каждый вписывает данные в свою колонку. После этого документ разделяется, и участники столкновения самостоятельно заполняют оборотную сторону. Детальная информация о том, как заполняется Европротокол и какие существуют требования к оформлению представлена в статье «Правила заполнения Извещения о ДТП по ОСАГО».
Заполненный бланк вместе с дополняющими его документами нужно передать страховщику в течение 5 рабочих дней после столкновения.
Исключение из правил: когда виновнику аварии посещать СК все-таки придется
Обращаю внимание водителей на то, что существуют ситуации, когда виновной стороне посещать страховую компанию все-таки придется (конечно, если Вы не доверите эту важную миссию автоюристу). Речь идет о случаях, когда вина участника сомнительна, и он также может претендовать на выплату. Такое случается, если:
Во всех остальных случаях участник дорожного движения, чьи действия привели к столкновению, не может рассчитывать на страховую выплату и не должен ехать в страховую компанию.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Что надо знать о регрессе
Нас часто спрашивают о том, почему виновник аварии должен соблюдать Правила страхования и условия договора ОСАГО? Многие автовладельцы считают, что если они не имеют право на компенсацию полученных убытков, то и идти на контакт со страховщиками не обязательно. Самое неприятное, что может ожидать нарушившую взятые на себя обязательства виновную сторону – иск с регрессными требованиями.
Давайте поговорим о том, что же такое регресс. Это право обратного требования СК к лицу, причинившему убытки. Оно наступает только после того, как страховая компания выполнила свои обязательства перед пострадавшей стороной и выплатила ему компенсацию. Чтобы возместить свои затраты страховщик подает судебный иск. В качестве ответчика выступает купивший у него «автогражданку» виновник аварии. Сумма предъявленных требований ограничена. Она не может превышать ту, которая была выплачена пострадавшей стороне. Кроме этого СК может потребовать возмещения расходов, которые она понесла при подготовке к разбирательству. Это может быть оплата услуг юриста, эксперта и другие затраты.
Ключевые особенности регрессных требований по ОСАГО
Право регресса по «автогражданке» у страховщика возникает при определенных обстоятельствах. Вот его основные признаки:
Хочу обратить внимание, что действующее законодательство РФ наделило страховые компании правом предъявления регрессных требований, а не обязанностью. Соответственно, воспользоваться им или нет, решать только страховщику.
Основания для предъявления регрессных требований
В заключении давайте разберемся, чего именно стоит остерегаться виновнику ДТП, чтобы избежать регресса. Иск может быть подан, если:
В таких ситуациях страховщик имеет все основания воспользоваться правом на выдвижение регрессных требований, и они будут совершенно законными.
Можно ли защититься от регресса?
Вполне естественно, что ставшие виновниками аварии водители хотят защитить себя от регрессных требований. Как это сделать? Прежде всего надо:
Если так случилось, что регрессные требования все же были предъявлены, не забудьте о сроке исковой давности. Он составляет два года, а если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, страховая компания может подать иск в течение трех лет.
Заключение
Как видим, закон не обязывает виновника аварии лично ехать в офис страховой компании. Однако существуют моменты, когда сделать это все-таки нужно. Чтобы в последствии у страховщика не возникало никаких претензий, рекомендует после происшествия получить консультацию автоюриста. Специалист разъяснит права и обязанности участников столкновения, ответит на все возникшие вопросы.
ДТП: когда и как водителю нужно уведомить страховую компанию
Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодняшняя тема касается взаимоотношений водителя и страховой компании при ДТП. Посмотрим же, кто именно — пострадавший или виновник — должен уведомить страховщика об аварии, дабы не лишиться страховой выплаты или не оказаться жертвой регрессного требования. И выясним, когда и как сделать это. Итак…
Кто уведомляет: виновник или потерпевший?
И тот и другой. Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ (об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года предусматривается обязанность лица, которое является или может быть признано виновником ДТП, уведомить об аварии свою страховую компанию.
С другой стороны, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона об ОСАГО, потерпевший также должен поставить своего страховщика в известность, если рассчитывает на финансовую компенсацию от него (редко, но бывает, что виновник прямо на месте покрывает ущерб из своего кармана — в этом случае уведомлять страховую компанию уже не нужно).
Вышеизложенное рассматривалось применительно к ситуации, когда ДТП оформлял сотрудник Госавтоинспекции. Однако и при составлении европротокола виновник и пострадавший в обязательном порядке уведомляют свои страховые компании на основании пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО и пункта 3.8 Правил ОСАГО, отраженных в Положении ЦБ № 431-П от 19 сентября 2014 года.
Некоторые водители полагают, что если вызвать на место ДТП аварийного комиссара, то он и уведомляет страховую о дорожно-транспортном происшествии. Это не так.
Аварийный комиссар не является сотрудником полиции и с точки зрения закона не имеет никаких полномочий и никаких обязанностей. Он всего лишь консультант, который чаще всего помогает грамотно составить европротокол, поэтому ответственность за оповещение страховой компании в любом случае лежит на водителе.
Когда и как нужно уведомить страховую компанию о ДТП
Если оформлением дорожно-транспортного происшествия занимались сотрудники ГИБДД, то виновнику Закон об ОСАГО не выставляет четкого срока уведомления; однако пунктом 2 статьи 11 оговаривается, что он должен соответствовать периоду, который установлен договором.
Что касается потерпевшего, тут ситуация аналогичная: пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ лишь предусматривается сделать это в кратчайший срок со ссылкой на пункт 3.9 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком.
А вот при составлении европротокола обе стороны аварии (виновник и потерпевший) должны известить о ДТП свои страховые компании в течение пяти рабочих дней согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года.
Как оповестить страховщика о наступлении страхового случая? Телефонный звонок, SMS-сообщение, письмо на электронную почту, уведомление по WhatsApp — подойдет любой из этих способов.
Отметим, что звонить нужно по официальному номеру страховой компании или филиала (он всегда указан на сайте организации), чтобы в дальнейшем подтвердить звонок с помощью детализации.
Безусловно, вы также можете лично явиться в страховую компанию с письменным уведомление о ДТП. Сдать его можно в одном экземпляре (тогда зафиксируйте это на видео) либо оставив у себя копию, на которой вам поставят штамп с отметкой о получении.
Если отправляете письмо обычной почтой, то закажите опись вложения и уведомление о вручении.
Что касается оформления ДТП по европротоколу, то пунктом 4.14 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком, четко указано, что страховая компания должна получить оригинал европротокола (его вы прилагаете к заявлению на страховую выплату). Безусловно, здесь тоже потребуется видеозапись либо копия протокола с отметкой страховщика о получении.
В случае составления европротокола в электронном виде уведомление о дорожно-транспортном происшествии отправляется автоматически по завершении оформления ДТП.
Процесс этот может омрачиться потерей связи и сбоями в работе приложения, поэтому лучше подстраховаться и в качестве подтверждения отправки европротокола (а следовательно, уведомления о ДТП) делать скриншоты (снимки экрана) по ходу заполнения полей и после отсылки данных.
Уведомление о ДТП можно подать и на сайте страховой компании. Правда, в ситуации, когда авария оформлена через европротокол, это уже ненадлежащее уведомление, поскольку, повторимся, согласно пункту 4.14 Правил ОСАГО, страховщик должен получить именно оригинал протокола. Поэтому даже если получится отправить скан через официальный сайт, это нарушает требование Правил.
И теперь логичный вопрос: что будет, если вовремя не уведомить страховую о ДТП? Ответим на него.
Страховая компания своевременно не узнала о ДТП: последствия
Многие думают, что в этом случае гарантированно будет отказ в страховой выплате. Но это не так.
Во-первых, как ранее уже отмечали, законодательство не устанавливает четких сроков уведомления страховой компании о ДТП, если авария оформляется сотрудником ГИБДД. Конкретный временной лимит в пять рабочих дней предусмотрен лишь при оформлении европротокола. Но даже его просрочка роли не играет.
Дело в том, что основания для отказа в страховом возмещении прописаны в статье 12 Закона об ОСАГО. И пропуска сроков там нет. Поэтому страховая компания не имеет никакого права отклонить ваше заявление о выплате даже в том случае, если вы уведомили о ДТП только через неделю или даже позже. В данном случае срок подачи обращения на страховое возмещение ограничивается общим сроком исковой давности, который составляет три года на основании статьи 196 Гражданского кодекса.
Возможен ли административный штраф? Тоже нет. Ни одна статья Административного кодекса наказания за это не содержит.
Глава 12 КоАП включает исчерпывающий набор статей, предусматривающих ответственность за нарушения, связанные с дорожным движением. И в этой главе нашлось место лишь для одной статьи, связанной с ОСАГО: статья 12.37 Административного кодекса штрафует водителя на 500-800 рублей при отсутствии его фамилии в действующем полисе либо если полис просрочен или вовсе не оформлен. И больше ничего. Никаких просрочек с уведомлением о ДТП.
А вот что реально грозит водителю, который не сообщил страховой компании об аварии, так это регрессный иск — требование о возмещении страховки, которая была выплачена пострадавшей стороне. Очевидно, что подобные претензии страховщик выставляет лишь тому водителю, который стал виновником дорожно-транспортного происшествия.
Поясним. Положим, вы спровоцировали ДТП и признаны виновником аварии. Страхования компания, клиентом которой является пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, выплачивает ему страховое возмещение. А затем эту сумму компания требует уже с вас, подавая в суд регрессный иск.
Правда, в реальности подобных требований к виновникам ДТП сегодня практически нет. Дело в том, что Закон об ОСАГО содержит статью 14 с полным перечнем оснований для регрессного иска (к примеру, состояние алкогольного опьянения в момент ДТП или бегство с места аварии). И в обойме таких оснований еще недавно был пункт «ж» — неуведомление о ДТП при оформлении аварии по европротоколу. Однако норма эта Федеральным законом № 88-ФЗ отменена с 1 мая 2019 года.
В то же время любой договор ОСАГО, заключенный ранее этой даты, сохранял право страховой компании подать регрессное требование, поскольку на момент оформления полиса пункт «ж» еще действовал.
Но срок подобных договоров истек. Согласно статье 10 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года максимальный период действия полиса ОСАГО составляет 12 месяцев, поэтому страховые случаи по «регрессным» договорам могли наступить не позднее 30 апреля 2020 года.
Таким образом, в настоящее время водитель, ставший участником ДТП и не сообщивший об этом страховщику, не может быть подвергнут ни штрафу, ни регрессному иску. Более того, страховая компания лишена возможности отказать в страховой выплате потерпевшему, который не уведомил ее об аварии.
Закон законом, однако, по словам автоюриста Дмитрия Тиковенко, страховые компании не упускают возможности нажиться на своих клиентах. Как мы ранее писали, общий срок исковой давности по гражданским делам составляет три года. Именно этой нормой руководствуются страховщики, подавая регрессные иски спустя год-два с момента ДТП.
В такой ситуации помните, что регрессное требование страхования компания может предъявить лишь по договорам ОСАГО, заключенным ранее 1 мая 2019 года. А дата самой аварии совершенно не важна. Поэтому не сто́ит сразу раскошеливаться — обязательно примите «бой» и постарайтесь, чтобы суд отказал страховщику в его требованиях.
Что делать если попал в ДТП и виноват
В стандартном ДТП есть две стороны — виновник и пострадавший, и каждый после аварии должен выполнить некоторые действия. Если вы — виновник, то идеальный вариант — наличие у вас полиса ОСАГО. Если его нет, вы получите не только штраф, но обязанность возместить пострадавшему убытки.
Рассмотрим, что делать, если попал в ДТП и виноват, как себя вести, что делать сторонам. Есть определенный алгоритм действий, который нужно соблюдать, чтобы уменьшить свои потери. Подробно обо всем — на Бробанк.ру.
Рассматриваем ситуацию с юридической и денежной точки зрения. Авария уже свершилась и оформлена. Не будем разбирать, как действовать при самом ДТП.
Я — виновник, у меня есть ОСАГО
Что делать в такой ситуации? На деле она лучше, чем когда полиса нет. Многие автовладельцы жалеют деньги на покупку обязательной страховки, а после аварии начинают рвать на себе волосы — и свой автомобиль пострадал, еще и потерпевшему придется платить из своего кармана.
Виновник должен оперативно уведомить свою страховую компанию о том, что он попал в ДТП, которое сам и спровоцировал. Закон не сообщает о том, в какие сроки должно произойти уведомление, но указывает, что это должно случиться как можно быстрее.
Если вы — виновник ДТП, сразу после оформления происшествия позвоните в свою страховую компанию и сообщите ей о событии. Там же оператор даст инструкцию по дальнейшим действиям.
Как будет действовать пострадавший
Вообще, если рассматривать, что делать виновнику ДТП, то ему особо ничего делать и не надо. Это потерпевшему придется побегать, чтобы получить компенсацию от страховой компании, обслуживающей полис ОСАГО виновного в аварии гражданина.
Что будет делать пострадавший:
Как видно, именно пострадавшая сторона занимается всей волокитой. Виновнику же никакая компенсация не положена, поэтому он ничего не делает. Единственное необходимое его действие — привезти в свою страховую свой экземпляр уведомления о ДТП. Все.
Если ущерб превышает сумму по ОСАГО
Законом определены максимальные лимиты денег, которая страховая компания может выплатить пострадавшему. Согласно статье 7 ФЗ-40 это:
Например, если речь о полной гибели авто, которое невозможно восстановить, а машина была оценена в 600 000 рублей, страховая выплатит пострадавшему только 400 000. Остальные 200 000 тот правомочен взыскать с виновника ДТП. Если же машина стоит 300 000, то столько пострадавшему и выплатят, на этом претензии будут закрыты.
Такие ситуации встречаются довольно часто, поэтому рассмотрим обязанности виновника ДТП по ОСАГО в этом случае. Если пострадавший недополучит, например 200 000 рублей, при нормальном раскладе дел сначала он свяжется с виновником и потребует возместить этот убыток добровольно.
Если вы согласны возместить убыток добровольно, сначала убедитесь в реальности названной суммы. При необходимости можно заказать повторную независимую экспертизу. При расчетах все документируйте, сохраняйте документ о передаче денег.
Если виновник отказывается возмещать убыток добровольно, потерпевший обратится в суд. Если сумма иска не превышает 50 000, дело будет рассматривать мировой судья. Если превышает — районный. И у суда не будет оснований отказать в удовлетворении иска.
Бывает так, что пострадавший не идет на связь с виновником, а сразу обращается в суд. В итоге виновник узнает об этом по повестке или вовсе, получив решение суда. Нарушений в действиях пострадавшего здесь нет.
Варианты развития событий после суда:
Если у вас нет необходимой суммы, ждите обращение пострадавшего к приставам. При наличии официальной работы с зарплаты будут высчитывать по 50% (можно снизить размер удержания), пока долг не будет покрыть полностью.
В итоге получается, если ты — виновник ДТП, страховая возместит максимум 400 или 500 тысяч рублей. Все остальное должен платить виновник. И если речь о сильно поврежденной дорогой машине, или если в аварии есть серьезно пострадавшие люди, можно “попасть” на очень серьезные деньги.
Я — виновник ДТП, мои действия при отсутствии ОСАГО
Если полиса ОСАГО нет, тогда все убытки пострадавшего покрывает виновник аварии. При регистрации происшествия виновнику будет выписан штрафы в 800 рублей за отсутствие страховки.
На деле больше от этой ситуации страдают потерпевшие. При наличии страховки они гарантированно получат возмещение в течение 20 дней после обращения к страховщику, если сумма ущерба не превышает 400 или 500 тысяч рублей. Если полиса нет, придется взыскивать убытки с виновника самостоятельно через суд.
Пострадавший сделает за свой счет экспертизу и подаст в суд на виновника (если тот не пожелает расплатиться добровольно). Виновник может оспорить экспертизу, заказать свою. Но итогом в любом случае станет вступившее в силу решение суда о возмещении ущерба.
Если в дело вступят приставы:
Так что, если рассматривать, в каких случаях виновник ДТП платит по полной программе, то это при отсутствии полиса ОСАГО. Если он есть, и убыток не превышает установленные законом суммы, из своего кармана виновник пострадавшему ничего не платит — расходы покроет страховая. Но при следующей покупке полиса он обойдется дороже.
А вот свое транспортное средство в любом случае придется восстанавливать и ремонтировать самостоятельно. Убытки виновника ОСАГО не покрывает. Но если речь о полисе КАСКО, тогда и виновник получит компенсацию. Но нужно смотреть на ситуацию и перечень страховых случаев.
Обращение за выплатой по ОСАГО после ДТП
Вы попали в ДТП: какие документы нужны для получения максимальной компенсации, какие «подводные камни» могут быть при оформлении ДТП — подробно рассказываем в данной статье.
Если автомобилист стал участником дорожно-транспортного происшествия, ущерб получил он сам или пассажиры, находившиесяя выбиралв салоне, сам автомобиль, неизбежно встает вопрос о получении страховой выплаты. При этом многим хочется заранее знать, каков будет ее размер и что следует предпринять, чтобы получить максимальную компенсацию.
Рассмотрим, каким должно быть обращение в страховую после ДТП, в какие сроки потребуется подать документы и как выглядит их список. Отдельно рассмотрим, на каком основании вам могут отказаться выплачивать компенсацию, что в этом случае следует делать. В конце дадим несколько полезных советов, которые помогут вам получить максимальную выплату и отстоять свои права в случае необходимости.
Когда следует требовать страховую выплату
На сегодняшний день существует множество ситуаций, которые относятся к страховым, а это значит, что клиент может получить компенсацию от СК, у которой он купил полис. Рассмотрим простой пример, когда обращение в ОСАГО после ДТП будет правомерным.
Вы остановились на красный сигнал светофора, и в этот момент в ваш автомобиль въехало другое транспортное средство. В этом случае следует выяснить, как настроен решить ситуацию виновник инцидента. Если он настроен миролюбиво и готов признать свою вину, а ущерб, по предварительной оценке, не превышает ста тысяч рублей, вы можете оформить европротокол. Если найти общий язык с виновником аварии не удается, следует вызвать сотрудников ГИБДД. Водитель, который спровоцировал аварию, при этом не имеет права покидать место происшествия. Если он оставляет вас ждать представителей правоохранительных органов в одиночестве, сфотографируйте или хотя бы просто запишите госномер его автомобиля. Впоследствии за оставление места аварии виновника могут привлечь к административной ответственности вплоть до заключения под стражу на 15 суток).
После регистрации инцидента вы можете требовать страховую выплату от компании, у которой вы приобрели полис ОСАГО.
Сроки получения выплаты
В течение пяти дней после аварии водитель может собрать документы и обратиться за выплатой положенного страхового возмещения. В свою очередь, у СК есть 20 дней на то, чтобы рассмотреть заявление клиента. Если страховщик не укладывается в этот срок, автомобилист может требовать оплату неустойки за каждый день просрочки в размере одного процента от суммы компенсации. Но может возникнуть ситуация, когда компания откажет в страховом покрытии. Тогда и штраф за просрочку, и саму компенсацию придется требовать через суд. При этом если вы получили отказ в выплате страховки несвоевременно, учитывая срок обращения, по истечении периода в 20 дней за каждые последующие сутки положена неустойка в размере 0,5 процента от суммы.
Страховая компания может перечислить на счет автомобилиста положенную сумму либо направить поврежденное транспортное средство для восстановления в один из автосервисов, с которым она сотрудничает. При этом клиент вовсе не обязан соглашаться с условиями СК. Если что-то его не устраивает, водитель имеет право выбрать ремонтную фирму самостоятельно или потребовать страховую выплату в денежном эквиваленте. Многие эксперты советуют получить компенсацию напрямую – по их мнению, это гораздо выгоднее, т. к. дает возможность проконтролировать весь ход восстановительных работ и быть уверенным в том, что средства потрачены должным образом. Ремонт, который проводит сервис, сотрудничающий с СК зачастую бывает быстрым и не вполне качественным. При этом доказать, что уровень выполненных работ не вполне соответствует их стоимости, будет достаточно трудно.
Если страховая компания настойчиво предлагает ремонт, вы можете отказаться и выбрать сервис самостоятельно. Второй вариант – требовать денежной выплаты, которой сможете воспользоваться для проведения восстановительных работ.
Предельно допустимая компенсация по закону составляет 400 тысяч рублей. Но расчет итоговой суммы складывается из ряда многочисленных факторов:
В связи с этим рассчитывать на максимальную сумму можно далеко не всегда.
Какие потребуются документы
СК будет рассматривать иск только в том случае, если клиент предоставит перечень необходимых документов. При этом у обоих участников аварии должен быть действующий полис. На сегодняшний день требуется собрать следующие бумаги:
Если все бумаги оформлены правильно и поданы точно в срок, автомобилист может рассчитывать на прямое или опосредованное получение страховой выплаты.
Что делать, если нет видеорегистратора
В случае дорожно-транспортного происшествия многие вопросы поможет снять видеорегистратор. На сегодняшний день практически каждый автомобиль оснащен этим полезным устройством. Но что делать, если нет видеорегистратора? В этом случае при возникновении спорной ситуации, возможно, придется обратиться за помощью следовавших рядом с вами автомобилистов. Но в этом случае стоит вовремя сориентироваться, чтобы хотя бы получить контактные данные водителей, чей регистратор мог зафиксировать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Если ни у вас, ни у второго участника аварии нет фиксирующего устройства и вам не удалось попросить ни у кого из водителей прислать вам запись инцидента, не стоит отчаиваться. На участке, где случилась авария, вполне могут быть установлены камеры слежения. В этом случае нужно сделать запрос у оператора фрагмента записи с моментом аварии. Сделать это самостоятельно не получится, требуется содействие инспектора. Полицейский запрос могут сделать сотрудники ГИБДД, прибывшие на место.
Когда можно зафиксировать ДТП без привлечения полиции
Сегодня по закону в ряде случаев вы можете зафиксировать аварию самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД. Перечислим основные ситуации, когда можно это сделать:
Когда оба участника аварии заполнят и подпишут извещения, каждому из них нужно обратиться в свою страховую компанию (где был приобретен полис ОСАГО). Обращение в страховую после ДТП в обязательном порядке предполагает сбор положенных по закону документов. Если это условие не выполнить и оформить хотя бы одну справку неправильно (или если она не будет предоставлена), страховая компания просто откажет вам в выплате компенсации.
Если вы и второй участник аварии не пришли к общему решению, необходимо привлечь полицию, чтобы зарегистрировать дорожно-транспортное происшествие. Только сотрудники автоинспекции в этом случае смогут установить, кто был виновником инцидента. Европротокол, таким образом, заполнять не придется, а ситуация будет решаться стандартным способом. На это уйдет больше времени, но только так можно рассчитывать на справедливое решение и получение компенсации.
Что лучше – европротокол или часы, потраченные на оформление ДТП?
Если авария незначительная и в ней только два участника, ущерб нанесен только транспортным средствам водителей, есть возможность не тратить время на ожидание сотрудников ГИБДД и стандартное оформление дорожно-транспортного происшествия.
При обоюдном согласии участников аварии возможно оформление европротокола. Необходимо будет заполнить бланк извещения с указанием обстоятельств инцидента, характера повреждения ТС. После того как документ подписан обеими сторонами инцидента, можно убрать авто с проезжей части, чтобы не мешать движению.
Европротокол дает возможность не занимать проезжую часть, быстро продолжить движение и вообще возобновить прерванную поездку, если автомобиль в результате повреждения не утратил ходовых качеств. Оформленный документ потребуется зафиксировать у сотрудников ГИБДД. Сделать это вы можете на ближайшем посту, который встретится вам на пути.
Плюсом будет то, что вы сэкономите массу своего времени и нервов, не будете препятствовать движению на участке, где произошло ДТП.
Минусом может быть отсутствие действующего полиса ОСАГО у второго водителя. Если у вас нет возможности проверить подлинность документа на сайте РСА по серии и номеру, лучше отказаться от оформления европротокола. В противном случае есть опасность не получить страховую выплату.
Когда следует обратиться в суд
Если размер страховой выплаты вас не устраивает и вы уверены в том, что можете получить значительно большую компенсацию, лучший способ добиться справедливости – обратиться в суд. Только в этом случае вы сможете добиться своего и обязать страховую компанию компенсировать настоящий размер ущерба. Несмотря на то, что судебное разбирательство потребует определенных денежных издержек, в случае вашего выигрыша СК обязана будет не только возместить понесенные в результате ДТП убытки, но и покрыть остальные затраты. Речь идет в том числе и оплате услуг адвоката, независимой экспертизы, чья оценка не совпала с результатами специалистов самой страховой компании. Главное в этой ситуации – чтобы суд принял справедливое решение, учитывающее интересы потерпевшей стороны.
В случае задержки с выплатой компенсации со страховщика вы можете взыскать неустойку – ее размер равен 1% от величины покрытия за каждые сутки просрочки. В результате автомобилист может получить сумму со значительной переплатой.
Что делать, если СК отказалась от выплат
Нередко возникают ситуации, когда страховщик отказывается удовлетворить требования клиента. Основание для этого может быть, как законным, так и неправомерным.
В том случае, если вы получили отказ и не согласны с решением страховой компании, порядок действий может быть следующим:
Если ущерб не превышает 50 тысяч рублей, заявление будет рассматривать мировой судья. Если требуется компенсация, которая превышает эту сумму, дело будет рассматривать районный суд. В этом случае нужно уточнить юридический адрес страховой компании, у которой вы купили полис. Это необходимо в связи с тем, что обратиться необходимо будет в районный суд по месту регистрации ответчика (в данном случае – СК). Помимо искового заявления потребуется предоставить еще и определенный пакет документов.
Какие бумаги потребуются для обращения в суд
Итак, какой перечень документов требуется подать в районный суд по месту регистрации ответчика. На сегодняшний день их перечень выглядит следующим образом:
После этого будет запущено разбирательство. Если решение будет в пользу автомобилиста, СК обяжут выплатить страховое покрытие в объеме, который определит суд.
Несколько полезных советов
Приведем несколько полезных советов, которые помогут вам получить наибольшую компенсацию (в том числе и на ремонт автомобиля), решить спорную ситуацию с максимальной выгодой.
Чтобы избежать проблем при получении страховой выплаты, лучше всего оформить полис у проверенной и надежной СК, которая дорожит своей репутацией на рынке. Стоимость ОСАГО у такой компании может быть выше. Но при наступлении страхового случая не должно возникнуть проблем с компенсацией.