Для чего внешняя звуковая карта
Внешние звуковые карты: ТОП лучших моделей
Внешняя звуковая карта – это отдельное устройство, предназначенное для воспроизведения звука, а часто и для его записи. За исключением сверхбюджетных моделей. Такие карты обеспечивают более высокое качество звучания, чем аудиочипы, встроенные в материнскую плату.
Дополнительное преимущество подобного типа устройств – отсутствие наводок, вызываемых другими комплектующими системы, установленными в корпусе ПК, поэтому их приобретают как любители lossless-музыки, так и люди, на любительском или профессиональном уровне занимающиеся озвучкой, а также записью и редактированием музыки.
Основные технические моменты
Интерфейс подключения
Различают следующие распространенные интерфейсы подключения:
Разрядность ЦАП/АЦП
Чем выше разрядность преобразователей, тем шире динамический диапазон, а значит – тем качественнее звук. Впрочем, разницу между 16 и 24/32 бит на практике услышать непросто даже при использовании Hi-End-аппаратуры, поэтому последний вариант необходим скорее для записи звука. Хотя 24 бит уже стали стандартом и для многих потребительских аудиокарт.
Частота
Минимальные требования к частоте дискретизации – двукратное превышение над уровнем входного сигнала, что доказывается теоремой Котельникова – Найквиста. Если учесть, что некоторые люди способны слышать звуки частотой до 18-20 кГц, поддерживаемая частота должна составлять как минимум 40 кГЦ – вот почему были приняты стандарты 44,1/48 кГЦ, обеспечивающие небольшой запас. Аудиофилы, некоторые эксперты в области звука и любители lossless-музыки считают, что он должен быть более серьезным, а частота – 96 или даже 192 кГЦ. При этом важную роль играет и частота самого файла. Если она ниже, то преимущества в качестве при воспроизведении ожидать не стоит. Для записи же однозначно следует выбирать наиболее высокую доступную частоту.
Сигнал/шум
При воспроизведении аудио возникает случайный шум – паразитные звуки небольшой громкости, способные испортить удовольствие от прослушивания. Чем серьезнее превышение уровня сигнала над уровнем шума, тем меньше подобных нежелательных звуков можно будет услышать. В бюджетных картах этот показатель обычно находится в диапазоне 75-90 децибел, в хороших мультимедийных – 90-110 и выше, в полупрофессиональных и профессиональных – больше 110.
Поддержка специальных стандартов
Для некоторых задач и сценариев использования важна поддержка следующих стандартов:
Количество каналов воспроизведения
С каналами воспроизведения все просто: 2 канала – это стереозвук, а 5.1 и 7.1 – объемный звук с соответствующим количеством колонок и сабвуфером. Соответственно, такой продвинутой аудиосистеме нужна поддерживающая многоканальность звуковая карта.
Встроенный усилитель для наушников
Усилитель нужен при использовании наушников с высоким сопротивлением, так называемых высокоомных. Иначе громкость воспроизведения ими звука будет слишком низкой.
Разъемы и интерфейсы
Топ товаров
Лучшая для записи звуковых инструментов
1. Steinberg UR22
Это внешний USB-аудиоинтерфейс, который отлично подходит как для прослушивания музыки, так и для записи вокала или инструментального звука. Прочный и стильный корпус, выполненный из металла, режим 24 бит/192 кГЦ, комбинированные разъемы XLR/TRS, удобные регуляторы на передней панели. Вот неполный список плюсов этого решения. Выход на наушники, кстати, обладает серьезным запасом по громкости, поэтому можно использовать и высокоомные модели. Разумеется, имеется и фантомное питание для микрофона. Качество звука – профессионального уровня, что делает модель очень даже конкурентоспособной.
Плюсы
Минусы
Геймерские аудиокарты: что умеют и есть ли в них смысл
Содержание
Содержание
В погоне за топовой видеокартой и 60 FPS на ультра легко забыть про звук. Долгое время качественным источником звука могла быть только выделенная аудиокарта, но сегодня даже встроенные в материнскую плату аудиочипы звучат достойно. Аудиокарты для геймеров оформились в отдельную нишу устройств и конкурируют с целой плеядой других девайсов — от USB наушников до профессиональных аудиоинтерфейсов. Есть ли смысл именно в геймерских звуковых картах и что они вообще умеют?
Эволюция аудиокарт
Аудио не только позволяет лучше ориентироваться в игре, но и добавляет ей добрую часть атмосферы, веса, масштаба и эпичности. Более того, в сражениях по сети объемный звук в 5.1 наушниках позволяет получить реальное преимущество: легче услышать тихие шаги противника, понять направление выстрела и заметить другие мелкие, но жизненно важные детали. Во многом именно благодаря играм аудиокарты для ПК появились как отдельное устройство и прошли длинный путь эволюции.
Все началось с бипера — того маленького динамика, который подключается к материнской плате, чтобы истерично пиликать, если что-то сломалось. В 70-е на первых IBM бипер был единственным источником звука ПК. Но даже 8-битная музыка тех лет отнимала у процессоров неприлично много ресурсов, поэтому довольно быстро пришло решение выделить специальный чип под обработку звука, чтобы разгрузить ЦП.
Одной из первых аудикарт на рынке стала Sound Blaster CT1320A из далекого 1989 года. Она могла воспроизводить звук с частотой дискретизации до 22 кГц и записывать в качестве до 12 кГц (примерно как FM и AM радио соответственно). Производитель Creative Technology быстро стал одним из главных поставщиков звуковых плат, и во времена DOOM за аудио часто отвечал именно Sound Blaster.
Со временем аудиокарты стали наращивать характеристики, обзаводиться все более качественными цифро-аналоговыми преобразователями (ЦАП — чипы, которые превращают нули и единицы в аналоговый сигнал), увеличивать битрейт, разрядность и т.п. Сами чипы тем временем дешевели, и, пока гиганты вроде Creative доминировали на рынке выделенных устройств, компания Realtek договорилась с производителями материнских плат о предустановке своих чипов. Дополнительно выросла мощность процессоров, поэтому Microsoft начиная с Windows Vista переводит всю работу со звуком в софт. Теперь ее выполняет ЦП, используя чип Realtek лишь для конвертации сигнала из цифры в аналог. Поэтому сегодня даже встроенные в материнку решения обладают вполне неплохим звуком.
Топовые Relatek ALC1220 (например, как в ASRock B550 Extreme4) поддерживают частоту дискретизации до 192 кГц и разрядность до 24 бит. Этого с головой хватает для рядового потребителя, однако для продвинутого пользователя встроенные аудиокарты имеют ряд существенных недостатков:
Геймерские аудиокарты: категории, особенности и уникальные фичи
Выделенные аудиокарты сегодня разделились на несколько категорий:
TEAC UD-301-X — типичный аудиофильский ЦАП
Иными словами, помимо воспроизведения звука в качестве, как минимум, 96 кГц \ 24 бит при отличных показателях сигнал\шум (выше 100 Дб) и уровне искажений в тысячные доли процента аудиокарты для геймеров могут иметь такие функции, как:
Звуковые карты для геймеров бывают внутренними, внешними и гибридными (плата — внутрь ПК, коробка с портами подключения — на стол). Внутренние обычно несколько дешевле, но могут иметь свои недостатки:
Для справедливости стоит также сказать и о неожиданном преимуществе внутренних аудиокарт — это низкие задержки при записи благодаря подключению по шине PCIe. Хотя на практике все зависит от конкретной модели (бывает, что USB карты дают меньше задержки, чем встроенные), все же это может стать преимуществом для геймеров, которые увлекаются созданием музыки.
Чем выше карточка в модельной линейке, тем больше у нее аудиофильских черт. К примеру, Creative SB AE-9 PE поддерживает частоту дискретизации PCM до 32 бит/384 кГц и DSD64 (равен 2822,4 кГц), умеет питать наушники с сопротивлением от 1 Ом до 600 Ом и даже имеет сменные операционные усилители и аудиофильские конденсаторы. Не забыли и про RGB-подсветку.
Альтернативы
Геймерские аудиокарты или USB наушники?
Современные геймерские наушники предлагают немало полезных функций, включая:
Казалось бы, что еще нужно для счастья? Но и подводных камней хватает:
Геймерские аудиокарты или усилители для наушников?
Многие обладатели высокоомных наушников сначала смотрят именно на внешний усилитель для них, а не на отдельную звуковую карту. Это логично, ведь именно усилитель является самой слабой частью цепи встроенной аудиокарты. К тому же, в усилители для наушников нередко встраивают ЦАПы для того, чтобы забирать из источника (ПК или аудиоплеера) нули и единицы, декодируя их с помощью более качественного чипа. Получается как бы аудиокарта, заточенная под требовательные к источнику высокоомные наушники со своими плюсами:
Такие штуки отлично подходят для прослушивания музыки, просмотра фильмов и игр в одиночные кампании, но в силу специфики есть у них и пара недостатков:
Геймерские звуковые карты или профессиональные аудиоинтерфейсы?
Многие аудиокарты для игр по стоимости находятся в той же категории, что и интерфейсы для домашних студий. Они:
Но все же это специализированные устройства, предназначенные для работы со звуком, поэтому:
Интересно, что даже топовые карты Universal Audio и рэковые студийные приборы RME не поддерживают частоту дискретизации выше 192 кГц. Дело в том, что цифровой звук редко пишется в качестве выше 96 кГц, поэтому найти альбом даже в 192 кГц — непростая задача для любителя Hi-Res.
Заключение
Получается, что альтернатив геймерским аудиокартам много, но если присмотреться внимательнее, то каждая из них имеет свои подводные камни. Именно поэтому звуковые платы для игр закрепились на рынке и имеют своих поклонников. К тому же, такой девайс переживет не одно поколение видеокарт — качество аудио давно достигло разумных пределов, поэтому обновлять устройство придется еще не скоро.
Зачем нужны внешние звуковые карты и что в них особенного
Содержание
Содержание
Ассортимент внешних звуковых карт растет с каждым годом. Постоянно появляются новые узкоспециализированные модели для разных категорий покупателей. В чем преимущества таких устройств по сравнению с обычными картами, встроенными в материнскую плату?
Аудиокарты без профессионального адаптера
Это недорогие USB-карты, по виду напоминающие пухлую флешку. Позволяют получить звук из компьютера без встроенной звуковой карты, либо если таковая сломалась. Если такие девайсы и превосходят по качеству звучания встроенные модели, то незначительно — в них нет профессионального цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). Рарядность их ЦАП в основном 16 бит, что хватает для просмотра фильмов и сериалов, но недостаточно для прослушивания музыки в высоком качестве (в профессиональных картах используется разрядность от 24 бит).
Производители некоторых моделей (например, Espada USB 2.0) заявляют, что они поддерживают форматы объемного звучания типа 5.0 или 7.1. Однако это достигается на виртуальном уровне и нельзя назвать настоящим объемным звуком. Такие карты также позволяют записать аудио сносного качества — подойдет, например, для разговоров по скайпу, стриминга и даже домашней записи речи. Но именно речи — эти устройства, как правило, не поддерживают стандарт ASIO, снижающий время задержки при преобразовании аналогового сигнала в нули и единицы. Поэтому музыку лучше писать на звуковые карты более высокого уровня.
Отсутствует в них и усилитель для наушников. Поэтому высокоомные «лопухи» типа Beyerdynamic DT 880 такая аудиокарта не «раскачает» — звук будет негромким, тусклым и с провалами по АЧХ. Тем не менее, для своих целей эти устройства более чем подходят.
Звуковые карты для геймеров и аудиофилов
Например, ASUS Xonar U7 MKII или Creative Sound Blaster X7. Такие устройства созданы, в первую очередь, чтобы слушать музыку, а не записывать ее. Поэтому особое внимание здесь уделяется разрядности и частоте ЦАП (до 24 бит/192 кГц), отличному соотношению сигнал/шум, низкому уровню искажений цифро-аналогового преобразователя и т.п. Эти девайсы часто оборудованы всеми возможными аналоговыми и цифровыми выходами, вплоть до оптического TOSLINK, который позволяет подключить внешний проигрыватель компакт-дисков и передавать сигнал без какой-либо потери в качестве. Часто имеется неплохой усилитель для наушников, позволяющий «раскачать» даже самые высокоомные и требовательные модели.
Неудивительно, что с такими техническими характеристиками подобные карты оказываются популярны у аудиофилов. Но зачем они нужны геймерам? Во-первых, потому что звук в играх иногда важен не меньше, чем изображение на мониторе. Некоторые умельцы по звуку выстрела противника могут угадать его примерное местоположение на карте, а иногда и попасть собственным «слепым» выстрелом в цель. Поэтому звуковые карты для игроков часто имеют формат объемного звучания 5.7, 7.1 и подобные — чтобы еще точнее воспринимать звуковое окружение игры. Приятным бонусом является и возможность смотреть фильмы с объемным звуком. Но есть и другие факторы — так, не секрет, что любители видеоигр обожают красивую и высокотехнологичную компьютерную периферию. А дизайн у некоторых устройств и правда выдающийся.
Чего эта категория карт не умеет — так это запись. В них почти всегда отсутствует высокоомный инструментальный вход, нет аналоговых XLR разъемов, и, в лучшем случае, найдется только пара RCA линейных входов и 3,5 мм jack — например, чтобы подключить старенький CD-плеер через переходник. При этом карты вполне могут поддерживать ASIO, но этот стандарт тут лишь для галочки и написан через запятую с целой плеядой собственных стандартов производителя (CrystalVoice, DirectSound 3D, Scout Mode и т.п.) призванных улучшить или подкорректировать звучание аудиосистемы.
Аудиоинтерфейсы для музыкантов
Особая категория внешних аудиокарт, заточенных специально под нужды гитаристов, басистов и вокалистов. Таков, например, девайс от LINE 6 POD STUDIO GX. С виду в нем все по-минимуму: компактный дизайн, инструментальный вход, регулировка уровня, выход на наушники. А вот внутри дополнительно спрятан гитарный процессор POD FARM с симуляторами знаменитых в музыкальной индустрии усилителей, кабинетов и педалей эффектов. Также он поддерживает ASIO и позволяет записывать аудио в формате до 24 бит/96 кГц.
Таким образом, подобные интерфейсы оказываются незаменимыми помощниками гастролирующих музыкантов — они позволяют, например, за секунды подключить гитару к ноутбуку и записать пару риффов, пока вдохновение не улетучилось. А для такой штуки, как APOGEE JAM 96K, не нужен даже ноутбук — достаточно подключить ее к Айфону или Айпаду — и готово! Или есть еще IK MULTIMEDIA iRig Acoustic Stage, который преподносится как инструмент для записи акустической гитары где угодно — устройство работает от батареек и даже поставляется с удобным чехольчиком для переноски.
Звуковые карты для домашней студии
Представляют собой мини-комбайны для записи живых и электронных инструментов, вокала, сведения и мастеринга. Характеристики от модели к модели почти не меняются — стандартом стала возможность записи в 24 бит/96 кгц, соотношение сигнал/шум от 100 дБ, наличие фантомного питания для подключения конденсаторных микрофонов, поддержка ASIO и встроенный усилитель для наушников. Отличаются разные модели друг от друга, как правило, количеством входов и выходов — у девайсов начального уровня их будет по-минимуму, более профессиональные модели же позволят записать несколько инструментов одновременно и проверить микс на двух парах студийных мониторов с возможностью быстро переключаться между ними. Также у старших моделей могут быть цифровые входы (MIDI, S/PDIF), несколько выходов на наушники и т.п.
В дизайне часто присутствует большое колесо регулировки общей громкости, и в целом элементы управления нередко располагаются наверху интерфейса, чтобы с ним было удобно работать на компьютерном столе. Таков, например, Native Instruments Komplete Audio 1. Именно за эргономику, хорошие характеристики и наличие всех необходимых входов и выходов такие карты ценятся у владельцев домашних студий звукозаписи.
Профессиональные аудиоинтерфейсы
Одной из главных отличительных черт профессионального аудиоинтерфейса будет железный рэковый корпус. Благодаря ему карту можно встроить в рэковую стойку, и с ней ничего не случится на студии звукозаписи, во время концерта или тура. Большой корпус позволяет разместить до десятка аналоговых входов и выходов — с лихвой хватит, чтобы записать барабанную установку или даже целую группу. По техническим характеристикам тут тоже все на уровне — стандартом является запись в формате до 24 бит/192 кГц, отношение сигнал/шум до 128 дБ, наличие высокоомных инструментальных входов, нескольких независимых выходов на наушники и всех возможных цифровых интерфейсов, от MIDI до S/PDIF и оптических. Как правило, есть небольшой экран, позволяющий отслеживать уровни сигнала всех входов. Такой есть, например, у FOCUSRITE Scarlett 18i20 3nd Gen. Словом, все сделано профессионалами для профессионалов.
Отдельно стоит сказать про программный интерфейс таких устройств и наличие DSP-процессора. Последний позволяет ставить на каналы эффекты, не нагружая ЦП компьютера — обработкой занимается сама карта. Встроенный микшер же не только обладает кучей функций, но и дает возможность сохранять и загружать пресеты, чтобы не выстраивать заново микс для знакомых ситуаций. Например, можно за секунду загрузить заранее подготовленный пресет для записи барабанов и сэкономить много времени на копошении в настройках. Незаменимая функция для любой профессиональной студии звукозаписи. Также иногда в комплекте с картой производитель дарит целый букет полезных плагинов, что тоже является приятным бонусом.
Качественный звук становится привычной вещью не только для музыкантов, звукоинженеров и аудиофилов, но и для рядовых покупателей. Эффект погружения от красиво нарисованного звукового полотна в игре или фильме не меньше, а то и больше, чем от телевизора на полстены. Поэтому внешние звуковые карты в сочетании с хорошими колонками позволяют получить совершенно новые эмоции и впечатления от казалось бы привычных фильмов и открывают целое новое измерение при прослушивании музыки.
Что такое звуковая карта – для чего нужна внешняя звуковая карта
Для воспроизведения звука любого устройства необходима такая деталь как звуковая карта, внешняя или внутренняя (встроенная). Внешняя звуковая карта позволяет получить звук более высокого качества, и необходима для объемного и чистого звучания, для получения звука без шумов и искажений при его записи. С помощью внутренней звуковой карты становится возможным прослушивание музыки через колонки или наушники, подключенные к ПК, и если это единственное, что необходимо вам, то её достаточно. Рассмотрим, что такое звуковая карта, какие она имеет разъемы для подключения различных устройств.
Звуковая карта – это устройство, позволяющее компьютеру записывать и воспроизводить звук в высоком качестве и без задержек. Идеальна для записи вокала, электрогитары и других музыкальных инструментов.
Ни для кого не секрет, что приличная запись звука в домашних условиях, либо в условиях небольшой студии требует определенного набора оборудования. Помимо очевидных студийных микрофонов, микшерного пульта, звукоизоляции также требуется устройство, которое без задержек сможет перенести аналоговый звук инструмента, либо голоса, в цифровой формат, который будет записан на компьютер, и наоборот. Именно для этого нужна внешняя звуковая карта. Разберемся в основных характеристиках таких устройств, принципе их работы и целей использования.
Что такое внешняя звуковая карта
Итак, для легкой и качественной записи звука необходима звуковая карта. Звуковая карта оборудована аналого-цифровым и цифро-аналоговым преобразователем (АЦП/ЦАП), который мгновенно «переводит» записываемый звук в язык компьютера и наоборот. Обратное преобразование необходимо для прослушивания сигнала, обработанного компьютером, причем так, чтобы вы слышали все звуки без заметной задержки.
При переводе аналогового сигнала в цифровой, часть информации теряется. Хорошая внешняя звуковая карта может преобразовывать звук с минимальными потерями, и об этом качестве говорят такие характеристики, как, например, частота дискретизации, о которых мы поговорим далее.
Звуковая карта и её разъемы
Чаще всего, карта вынесена за пределы системного блока, и соединяется с ним при помощи кабеля USB, либо thunderbolt/type-C, если вы владеете MAC. Кроме того, на рынке можно встретить карты, работающие с разъемом fireware – высокоскоростной способ передачи информации. Жаль, далеко не все компьютеры снабжены таким функционалом.
Для подключения микрофона, либо инструмента, используют комбинированные XLR/Jack разъемы, что сильно экономит место на панели звуковой карты. Чем больше таких разъемов устройство имеет, тем больше разных вещей вы сможете одновременно подключить и одновременно записывать.
На передней панели так же располагается разъем для наушников. Сюда подключаются наушники для прослушивания записываемого звука с обработкой компьютера, либо напрямую из линейного входа (direct monitoring). Прослушивание напрямую полезно, ведь оно имеет нулевую задержку и особенно ценно для вокалистов.
Так же присутствуют разъемы типа RCA, либо XRL/TRS, для подключения колонок-мониторов.
Многие звуковые карты обладают встроенным midi-интерфейсом и имеют разъемы midi in и midi out. Они нужны для подключения midi-клавиатуры, либо для соединения железного синтезатора с компьютерным секвенсором, вроде Cubase или Abletone, посредством midi подключения. Если вы сочиняете электронную музыку и собираетесь управлять программными или железными синтезаторами, эти разъемы окажутся как нельзя кстати. Подробнее о картах для студии звукозаписи.
На более дорогих звуковых картах встречаются коаксиальные разъемы, и разъемы spdif, которые служат для расширения входов-выходов, либо подключения внешних устройств, например – преампов. Подробнее о подключении в этой статье.
Это основные разъемы, типичные для звуковых карт среднего ценового сегмента.
Технические характеристики звуковых карт
На сайте магазина вы встретите огромное количество цифр и аббревиатур, каждая из которых обозначает отдельную характеристику. Давайте разберемся в самых важных.
Динамический диапазон ЦАП/АЦП
В материалах производителя указывается динамический диапазон ЦАП и АЦП отдельно. Чем больше это значение, тем лучше, и указывается оно в децибелах (dB). Динамический диапазон АЦП – это отношение максимального уровня сигнала к шуму. Характеристика напрямую говорит о качестве преобразователя. Для хорошей современной звуковой карты эти значения должны быть больше 100 db.
Частота сэмплирования и разрядность
Звуковая карта, подключаясь к компьютеру, берет большую часть работы по обработке звука на себя. Чем больший объем информации в единицу времени может обработать карта, тем лучше.
Грубо говоря, частота дискретизации и битность – это детализация звука. Чем выше эти значения, тем больше информации сохраняется в записываемом сигнале.
Звукорежиссеры записывают звук с частотой 48 kHz/24bit, а иногда и 88.2 kHz/24bit. Если производят запись для фильма, то частота может быть и 96 kHz/24bit. Такие значения более чем достаточны для отличной студийной записи, и если ваша звуковая карта их поддерживает, то это то, что вам нужно.
Мы постарались емко рассказать о звуковых картах и их популярных функциях. Остается пожелать вам творческих успехов и качественной записи!