Для чего во время сватовства под матицу сажали жениха
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Избавиться от болезней, порчи, сглаза; на 9 камней Изба.
КОЛЛЕКЦИЯ ГРАСТИРРА. РУНИЧЕСКИЕ СТАВЫ. ПЕРЕПОСТ Пост пропал после взлома блога, вот перепост, ко.
Защита во время работы.автор Риа Рири Адэлиниэль Защита во время работы Пе.
Став для получения премий и бонусов Ру.
—Музыка
—Рубрики
—Новости
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
33 народных свадебных приметы и обычая
Слово «примета» происходит от слова «примечать», т.е. наблюдать. Множество свадебных примет дошло до нас из глубины веков, не утратив своего значения. Чтобы брак был счастливым, наши предки верили во много примет: в какое именно время лучше всего играть свадьбу, чего избегать, чтобы не навредить молодым, как уберечь их от недоброго взгляда, злых намерений и т.д.
Приметы сватовства
Обрядам, связанным со сватовством, придавалось большое значение. Все свадьбы начинались
именно с хлопот свахи или свата. И поэтому сваты должны были идеально знать все обряды и обычаи, связанные со сватовством и свадьбой. Эти знания были необходимы им для того, чтобы правильно повести себя во время сватовства.
• Традиционно, перед тем как сватов посылали в дом к невесте, их сажали на стул в доме жениха и связывали у стула все четыре ножки кушаком, для того чтобы свадьба лучше связалась. В обязательном порядке в спину сватам кидали поношенный лапоть, причем необходимо, чтобы лапоть был не просто поношенный, а заношенный до дыр. Именно тогда все должно было сладиться и удаться на славу. Когда уже сват или сваха отправлялись «на дело», они сначала должны были встать перед иконой Божьей Матери на колени, обтереть ее чистым полотенцем и трижды прочесть свадебный заговор.
• Ну а если родители были согласны отдать свой «товар» за «купца», то происходило долгое совещание, скорее для вида, в результате которого принималось решение о дате свадьбы. После этого устраивались смотрины, невесту показывали свату (свахе), чтобы они могли оценить все ее достоинства (и недостатки), иногда на смотринах присутствовал и сам жених.
• Когда пойдете к будущей снохе свататься для сына, пусть первым заходит сын. Шапку перед сватами он не снимает, пока не посадят за стол. Если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.
• Последним этапом на пути к свадьбе было обручение. Родители благословляли молодых, и они три раза кланялись перед образами. В знак закрепления согласия на брак старший староста перевязывал рушником руки молодых, невеста дарила всем платки, тканое полотно или рубашки.
Когда правильнее выходить замуж?
1. Если свадьба состоялась 13-го числа, значит, брак будет несчастным, а если 3, 5, 7, 9, то счастливым.
2. Более удачными считаются браки, заключенные после полудня.
3. Несчастье постигнет молодую пару, которая объявляет о предстоящем браке в конце одного квартала года, а венчается в начале следующего.
4. Неблагоприятными днями для вступления в брак считаются среда и пятница.
А вот приметы, которые замечают в день свадьбы:
1. Покупая обручальные кольца, не входя в дом с кольцами, нужно произнести: «На добрую жизнь, на верную семью. Аминь».
2. Если невесте подарили розы, то следует самой невесте отрезать ножницами все шипы. Смотрите, не уколитесь.
3. Платье невесты должно быть с длинными рукавами и закрытой спиной, длинное и без цветов, бутоньерок на талии. Предупредите всех родственников и будущих гостей, чтобы не дарили колющих и режущих предметов. Если у невесты во время свадьбы оборвался подол, сама невеста его не подшивает.
5. В день свадьбы хорошо посадить дерево жениху и невесте. Посадить так, чтобы деревья принялись.
6. Выходя из церкви после венчания, невеста раздает мелочь, дабы убрать лишние неприятности в своей семейной жизни.
8. Чтобы молодые не ссорились, говорят на их столовые приборы, до того как они сядут за стол: «Как церковь непоколебима и неразрушима, вера крепка, медовуха сладка, так бы и раб (имя) с рабой (имя) были неразлучимы и непоколебимы. Без друг друга не могли быть, порознь не могли жить, ни дня, ни часа с этого раза, от свадебного стола, как я, раба (имя мастера), наговор прочла. Аминь. Аминь. Аминь».
10. Если при венчании кто-то из молодых первым ступит к алтарю, тот будет всему голова.
12. Хлеб-соль, с которыми родители будут встречать молодых, должны лежать не на чисто белой части рушника, а на красных его концах, сведенных вместе (середина рушника при этом провиснет). Каравай, с которым встречают молодых, нельзя кусать и ломать, его можно только трижды поцеловать. Каравай, которым встречают молодоженов, гости не едят. Если он очень большой и его сразу съесть невозможно, насушите сухарики и съешьте его с супом. Каравай едят только жених и невеста.
15. Свадебное платье, фату, туфли не дают никому на прокат и не продают, поэтому, если у вас финансовые трудности, то платье следует шить недорогое или такое, которое можно будет носить в праздничные дни.
16. Засохшие свадебные цветы не хранят.
17. Чтобы оградить молодую семью от сглаза, следует заранее приобрести маленькие иконы Девы Марии (для невесты) и Иисуса Христа (для жениха) или же именные образки. В день свадьбы эти иконы необходимо спрятать в наряды молодых и оставить там до конца свадебного торжества.
Пусть эти народные традиции принесут вам счастье и любовь!
Рубрики: | Свадьба и все о ней. |
Метки: свадьба
Процитировано 42 раз
Понравилось: 3 пользователям
Для чего во время сватовства под матицу сажали жениха
Каждая девушка с нетерпением ждала Рождественского мясоеда в надежде на появление сватов, надеясь не остаться в девках до осеннего свадебного сезона. Обычно о дне сватовства ее родители знали заранее: они сами или через профессиональную сваху могли вести предварительные переговоры с родителями жениха, или же девушка предупреждала своих родителей о приходе сватов, договорившись с парнем, который за ней ухаживал. Но могло быть и так: прослышав о трудолюбивой, послушной девушке из достойной семьи, родители парня присылали к ней в дом нежданных сватов. Считалось, что чем больше парней сватается к девушке, тем больше чести ей и ее семье.
Сватами становились крестные родители парня или кто-нибудь из его родственников. Если родители парня сомневались в положительном исходе сватовства, то на роль свата приглашался человек, пользовавшийся доверием и уважением односельчан. От предложения «ходить сватами» — очень почетной миссии — было не принято отказываться. Самым благоприятным временем для сватовства считались вечера субботы, воскресенья, вторника и четверга. Сватам полагалось надеть на себя «добрую одежду» и подъехать к дому девушки на лошадях, запряженных в выездные сани, с колокольчиками под дугой. В некоторых селах, наоборот, сваты отправлялись в путь втайне от посторонних лиц, чтобы «не изурочили» (не сглазили) и чтобы в случае отказа «не зазорно» было возвращаться назад.
Сватовство сопровождалось различного рода магическими действиями, которые должны были способствовать успеху дела. Сваха, отправляясь в путь, прихватывала из дома кочергу (палку, сковородник) или небольшую рыболовную сеть, чтобы «выгрести девку» из родительского дома, клала в карман повойник, чтобы вернуться не с пустыми руками. В Псковской губернии мать парня ударяла выходивших за дверь сватов три раза поясом, приговаривая: «Не я бью, удача бьет». Люди, случайно встретившие на дороге сватов, кричали: «Яблоня в след» (то есть «Удачи вам»).
Появление сватов в доме происходило в соответствии с обычаями, утвержденными местной традицией. Например, стучали палкой под окном, обращаясь к хозяевам по имени-отчеству и спрашивая у них разрешения войти; хозяева отвечали: «Просим покорно пожаловать, дорогой гостенька!» Или сваты старались войти неслышно, а их сразу же узнавали по полотенцам или поясам, перевязанным через плечо. В Пермской губернии сваха, войдя в дом, ударяла пяткой о порог, приговаривая: «Колотим о порог, чтобы не говорили с нами поперек». В русских селах Казанской губернии сваха находила в доме ступу и трижды кружилась с нею, чтобы девушку и парня трижды обвели вокруг аналоя во время венчания. Переступив порог, сваты останавливались около двери, снимали шапки, крестились на иконы, кланялись хозяевам и не заходили дальше матицы — потолочной балки. Матица в обрядах сватовства имела очень большое значение как связующее начало, как граница между внешним и внутренним миром. Верили, что сватовство пройдет удачно, если сват, ожидая приглашения хозяев пройти в дом, встанет под матицей или дотянется до нее рукой, сказав про себя: «Хата не наша и потолок не наш, а верх наш».
Обычно хозяева, догадываясь о миссии гостей, по крестьянскому этикету продолжали делать вид, что не знают о цели их прихода. Сватов приглашали пройти в дом и давали знак дочери, чтобы она покинула избу. После этого начинался разговор, в котором использовались веками выработанные словесные формулы. Сват начинал свою речь словами: «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок?», «У вас ком теста и у нас ком теста, нельзя ли их свалять в одно место?», «У нас баран, у вас ярочка — хороша была бы парочка», «У вас есть хороший товарец, а у нас на него есть славный купец, собой молодец. Не хотите ли сбыть его?», «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица». Вступительные речи могли быть и длиннее: «Дорогой хозяин Степан Иванович! Дорогая хозяюшка Анна Михайловна! Мы пришли к вам не пол топтать, не потолки считать — за добрым делом, за сватовством. У нас есть жених, у вас невеста, нельзя ли свести их вместе?» (Русская свадьба. Т. 2. С. 258). Иногда сваты и хозяева с удовольствием разыгрывали целые театральные сценки. Вот, например, как это было в селе Нерль Владимирской губернии:
«Сваты. Не в ваш ли дом кунка забежала? Следок сюда привел. У нас охотник шибко хорош.
Родители невесты. У нас ни лисицы, ни куницы не живут. А каков охотник ваш?
Сваты. Метко стреляет, в цель попадает, из всех куниц вашу и подстрелить хочет, на других и не смотрит, не ест, не пьет, не стреляет, только об одной куничке помышляет.
Ваша куница — нам красная девица! У вас куница, у нас охотничек. Чем не пара?
Родители невесты. Что ж, жениха и семью его давно знаем: люди хорошие.
Проходите, потолкуем. Мы своей дочке счастья желаем во всем».
Иногда сватовство превращалось в деловой разговор, особенно если сватать приходил отец жениха. Вот как рассказывает об этом очевидец из села Пыщуг Ветлужского уезда Костромской губернии: «Приходит женихов отец в дом невестина отца, садится вдоль полу на лавку, немножко посидит молча. Потом начинает баять: „Иван Иванович, у тебя есь невеста, а у меня есь жоних, давай-ко мы с тобой побаем про это дело; у меня парень хорошой, да всево есь вдосталь, скотини 10 коров, овец 5 штук, лошадей пара — сись (сесть) да уехати. Хлеба онбар, всякова жита вдоволь, у меня жить-де не нарадоваться: ну что ты на эфто молвишь?» Отец невестин бает: „Не знаю, как у меня вон старуха шьте будет баеть. Ну шьте ты, Анна, будешь ли нынце отдавать али нет, так и бай». — „Я бы, старик, советовала бы отдать свою Параньку нонеча, хлеба нажали вного и льну тоже наделали вного, есь в чем отдать. Дак ты, поди, вного запросишь подарков-то?» — „Какие у меня подарки: мне со старухой по рубахе, да трем золовкам по шолковику (платку), да двум суновьям по платку, хоть по 2 рубля каждный. А на сторону сколько? Есь дяди, племянники, и им тоже по платку, да хто пойдет в поезду, и тем по платку. Попу рушник, дьякону платоцек, псаломщику подножник в аршин полотна. Вот и все подарки»» (Русские крестьяне. Т. 1. С. 141).
После этого начиналось серьезное обсуждение вопроса. Родители девушки подробно расспрашивали сватов о парне: их интересовало, как его зовут, кто его родители, в большой или маленькой семье он живет, богат или беден, какой у него характер. Сват обычно приукрашивал достоинства парня, смешил сидящих за столом различными выдумками о нем. По деревенскому этикету считалось неприличным сразу соглашаться на свадьбу. Родители девушки должны были отнекиваться, просили дать им время на размышление, объясняя свату: «Дочку замуж выдать — не пирог испечь», «Не один день растили, чтобы враз отдать». Однако на всякий случай, чтобы жених, обидевшись, не передумал, давали сватам залог — платок, полотенце, ширинку, а лошадей, на которых приехали сваты, распрягали, ставили в конюшню, кормили овсом. Если жених был подходящим, желанным, то долгий разговор мог закончиться согласием: «Ну да ладно! Не прочь мы породниться, девка у нас отдашняя». После этого на стол ставили каравай хлеба и солонку с солью — это означало, что родители девушки согласны вести дальнейшие переговоры о свадьбе. Отказ сватам давался также в деликатной форме: «У нас товар непродажный, не поспел», «Еще молода, надо подождать», «Девка у нас не нарядная и пока по дому нужна». В некоторых селах сваты узнавали о том, что их старания не увенчались успехом, по привязанной к саням мутовке (полену), которая волочилась за санями («жених мутовку получил»).
После отъезда сватов родители приглашали в избу дочку и сообщали ей о своем решении. Если парень девушке нравился, ей полагалось отвечать: «Как хотите, а я не возражаю!» Если девушке жених не нравился, она могла сказать «Не пойду! Я не пересидела еще!» Однако в большинстве случаев ее ответ для родителей не имел значения.
Принятое сватовство еще не означало окончательного согласия на свадьбу. После него начинались обстоятельные переговоры о заключении брака, которые всегда ритуально оформлялись: смотрины невесты, погляды, пропой, богомоление и др. Закончив к обоюдному согласию все переговоры, семьи назначали время сговора, то есть день, когда принималось решение относительно свадебного торжества.
Большинство названий сватовства связаны с его основной ритуальной функцией (действием «сватать») и ее исполнителями — сватами (рус. сватовство, сватанье, засватание, просватанье, просватки, сосватки, сватня, сваты, идти сватом, бел. сватоуство, сватанне, посватане, свацъба, сваты, йці у сваты, укр. сватання, сватанки, засватини, свальбини, старости, йти у старости, болг. сватосване, сватовщина, словен. svatovanje; серб, снублзензе, хорв. snuboki, snubocenje, словен. snublenje, болг. слюбване, бел. бывоснубы), с просьбой со стороны жениха (бел. пырыпыткы, болг. питане, просене, посак-ване, серб., черногор. прошевина, просидба, испрос, босн.-герцеговин. прошевина, хорв. prosnja, upros, pitanje, словен. prosnja), смотрением невесты (бел. сугляды, макед. гледауье, босн.-герцеговин. ogledna prosidba, хорв. zagled, zagledanje, ogled, словен. ogledi, vohledi, словац. vohl’ady, в.-луж. wuhlady, н.-луж. hugljedy, ugljedy), процессом договора (рус. сговор, договор, укр. договір, договорит, переговори, змовини, змовлини, домовины, пол. zmdwiny, чеш., морав. namluvy, болг. такмеж) и согласием на брак (рус. ладковатъ, укр. согласка, болг. згодеж), а также с ритуальными предметами, символизирующими брачное предложение (серб. jабука) или получаемыми в знак согласия (укр. рушники), и с ритуальными действиями, оформляющими взаимную договоренность, — выпивкой (бел. запо’шы, запіукі, укр. могорич, болг. запиване, пит’ету, босн.-герцеговин., хорв. rakija), рукобитьем (бел. заручыны, укр. заручини, хорв. zaruka) и др.
Место сватовства в структуре обряда
Собственно сватовство начиналось с прихода сватов, причем нередко осуществлялось в несколько приемов. Родители невесты объявляли свое решение не сразу. В первый раз сваты шли дорожку топтать (ср.-поволж.), а позже на досватки (вологод.). В Польше сваты могли приходить сватать 3 раза, в Белоруссии — по 3—4 раза, в Болгарии — до 12 раз.
Во многих случаях, особенно у юж. славян, собственно сватовство делилось на две части: бел. сватанне и заповiты (мин.), сугляды и заповiны (могилев.), первий могорич и другий могорич (укр. луган.), макед. мал cmpoj и голем cmpoj, серб. загльедаванье и велика прошньа, черногор. покушаj или мала прошньа, и велика прошньа, боен.-герцеговин. оgledna prosidba и prosnjay kodos и prosnja, хорв. zagledanje и prosnjay ogled и velika prosnjay словен. ogled и prosnja или snuboke.
Второе сватовство считалось официальным, совершалось публично и нередко имело уже характер обручения (чаще начального, предварительного).
Объединение сватовства с малой помолвкой характерно для болгарского и македонского обрядов, где начальная стадия обручения является одновременно и официальным, публичным сватовством. Связь сватовства с обручением проявляется также в их частичном терминологическом схождении, в объединении их названий в составе сговора (болг. бургас. втория и третия сговор), в общности ряда ритуалов, в случаях включения в состав сватовства некоторых ритуальных действий, типичных для обручения (напр., надевания невесте обручального кольца на сватовство у архангельских поморов) и наоборот (напр., произнесения сватами на обручении иносказательных формул у болгар Бургасского окр.).
Собственно сватовству нередко предшествовало предварительное сватовство — тайное через посредника (родственника или знакомого) выяснение отношения к кандидатуре потенциального жениха (рус. проведьіу проведкиу бел. проведьіу пярэпытыу разведкау даведкіу укр. розвідкау обзориу оглядиниу словац. ist’ па priepackyу nahovarat’, па dovedy chodif, пол. zwiady, wywiadyy dowiady, хорв. pilanje, словен. ogledi). Предварительное сватовство не являлось обязательным и не всегда было ритуализовано. У русских на Севере до сватовства невеста тайком давала жениху залог (заклад) в знак согласия на брак (сарафан, платок и т. п.) или они оба обменивались залогами (нательными крестами, перстнями, кольцами), которые в случае несостоявшегося брака назад не возвращались.
Время сватовства
Успех сватовства определялся рядом условий, прежде всего выбором времени. В Болгарии сваты избегали ходить во вторник (чтобы избежать «повторения» свадьбы) и в субботу (день мертвых). Белорусы выбирали четные дни (вторник, четверг и субботу). Распространен был запрет сватать в високосный год. Белорусы не принимали сватов во время поста, считая, что «хто жзніцца у адвэнце, той не ажзніцца да смерті» (гроднен.). Русские тоже избегали постных дней, не сватали в день недели, на который пришлось Благовещение. Украинцы сватов засылали в день Василия, т. е. в первый день Нового года (ср. также созвучие Василя — весілля); шли сватать в полночь (галиц.). В Болгарии сваты ходили до восхода солнца в понедельник, среду (котел.) или женщины шли в воскресенье, а мужчины в понедельник (севлиев.). Самым удачным временем для сватовства считался мясоед — от Рождества до Великого поста (в.-слав.) или осень, начало зимы (ю.-слав.). Сватать ходили в темное время суток, опасаясь огласки и позора в случае отказа: поздно вечером (в.-слав.), ночью, на рассвете или до полудня (болг.). Часто ждали новолуния или полнолуния, чтобы жизнь молодых была полной и богатой, а счастье их нарастало, как растет луна и поднимается солнце.
Поведение невесты
Перед приходом сватов невесту под благовидным предлогом специально выпроваживали в гости (архангел.) или она сама уходила из избы, а когда мать приводила ее, стояла с подругами у печи (новгород.). Иногда невеста пряталась в чулане и не выходила оттуда, если жених ей нравился, а если не хотела идти за него замуж, выбегала мимо свахи на улицу (костром.). Невесту приводили в избу и спрашивали ее согласия (вологод.). Приведенную невесту ставили на лавку и велели вскочить в поневу, а невеста отвечала: «Хочу — скачу, хочу — нет» (калуж.). В Белоруссии невеста с приходом сватов пряталась или уходила к соседям. На Украине невеста во время сватовства сидела за печью и крутила щепкой в печной стене или стояла лицом к печи, а к сватам спиной. В Польше невеста пила стакан с водкой, повернувшись лицом к печи и спиной к сватам, а остаток выливала через голову назад; ковыряла печь в знак согласия, повернувшись к свату спиной, а в знак отказа пряталась за печь и отказывалась выпить. В Хорватии на официальном сватовстве невеста не сразу выходила к сватам, вместо нее вначале выходила подставная невеста.
Переговоры
Среди ритуальных действий на сватовстве основное место занимали переговоры. Родители невесты выясняли материальное состояние жениха, стороны договаривались о приданом, дарах и прочих свадебных расходах, о времени обручения и свадьбы. Жених в обсуждении обычно не принимал участия. Договоренность скреплялась рукобитьем, совместной молитвой и выпивкой.
Угощение, выпивка
На Рус. Севере сватов обязательно угощали яичницей, иногда ужином; первую бутылку ставили сваты, затем вином угощала сторона невесты. На заключительное сватовство сваты приходили с выпивкой, хлебом и закуской, отец жениха давал всем по куску хлеба с солью, и все выпивали по рюмке (воронеж.). Иногда сватовство заканчивалось проеданьем — угощением на базаре родственников невесты (нижегород.). В Белоруссии сваты приходили с водкой и хлебом с солью, завернутыми в рушник; получив согласие, сват заявлял: «Я сват прысланы, каб быу стол засланы», после чего мать невесты застилала стол, сваты выкладывали на него хлеб-соль и водку, а невеста ставила чарки; при повторном приходе сватов мать ставила на стол выпивку и закуску с обязательным сыром и яичницей. На Украине сваты несли с собой хлеб-соль и водку (могорыч). В Болгарии после объявления согласия они угощали присутствующих ракией со словами: «В добрый час!» У сербов сваты приносили съестное, выпивку и подарки (чаще всего деньги) для невесты; этот дар назывался «яблоко», т. к. монеты часто втыкали в украшенное яблоко (Подринье). Ракию сваты обычно приносили в сосудах, украшенных цветами. После договоренности ее выпивали со стороной невесты; выражение [ее ракия выпита] означало, что невеста сосватана (черногор.). В Словении сваты приносили небольшие подарки, ставили на стол бутыль вина, клали кольцо невесте в стакан с водкой.
Иногда во время сватовства происходили смотрины невесты и жениха (в.-слав.).
Формы согласия и отказа
У русских на сватовстве решение объявлялось за последним кушаньем — саламатом (вологод.). Часто ответ давали не сразу, причем долгий срок был равносилен отказу. В знак согласия невеста выходила из укрытия и разливала чай (рус. сибир.), подавала руку жениху, соглашалась выпить со сватами (вологод.), родители зажигали свечи у икон (новгород.), вручали свату или свахе полотенце или платок (с.-рус.).
О благополучном исходе сватовства оповещали односельчан: полученный от невесты платок сваха несла через всю деревню в поднятой вверх руке (казан.), подруги невесты украшали тросточку, с которой дети ходили по деревне (нижегород.), а девушки из деревни жениха ставили ему в похвалу свадебное знамя — шест с красным лоскутом (новгород.). У белорусов в знак согласия невеста мела при сватах от порога, забирала себе монету из выпитого стакана водки, оставляла себе принесенный сватами хлеб, соскакивала с лавки на разостланную перед ней сватом свитку. У белорусов и украинцев в случае принятия предложения сватов перевязывали рушниками. У болгар о решении родителей невесты судили по тому, оставят ли хозяева у себя принесенную сватами водку, развернут ли носки снятых ими башмаков наружу (в знак согласия) или внутрь, угостят кукурузной кашей или нет. Отец, склонный отдать дочь, украдкой наливал во фляжку сватов ракию (с.-з.-болг.). У сербов невеста выпивала рюмку водки, которую ей наливал отец жениха, принимала подарок от жениха и целовала руку его родителям и своим. У черногорцев согласием считалось выпивание родителями невесты водки, принесенной сватами, и забирание невестой выложенных ими на стол денег, после чего сваты стреляли из окна. В знак состоявшегося сватовства сват получал от невесты полотенце, которое затыкал в карман так, чтобы его было видно всем. В Боснии и Герцеговине благосклонные родители соглашались принять сватов на ночлег. В Хорватии родители невесты в знак согласия ставили на стол румяные яблоки, невеста сама застилала стол скатертью, протягивала жениху руку, принимала от сватов яблоко. Если парень внезапно давал ей яблоко и она успевала опустить его за пазуху, это означало, что предложение, даже вопреки воли родителей, принято (славон.). У словаков невеста в знак согласия вручала сватам рушники, которые они привязывали на палки и несли, оповещая тем самым об удачном сватовстве. В Польше невеста с этой целью отпивала водку и передавала остаток жениху, наполняла бутылку из-под водки пшеницей, обвязывала ее лентой и украшала рутой.
В знак отказа у русских невеста тушила свечу перед иконами (олонец.), свата не угощали чаем (вологод.), бросали сватам в сани поленья, палки, снег, лили воду, обрубали оглобли (новгор.), выливали в сани квасную гущу, клали в насмешку старую борону (олонец.), выставляли сучковатый шест (нижегород.). О сватах, получивших отказ, говорили: на бороне выехали, опары в сапоги налили, с гущей возвратились (олонец.), клин привезли (новгород.), сковали шило (вологод.), дали рогатку или головешку (псков.), уехали с шестом или с кузовом (нижегород.), поднесли гарбуз, прицепили чайник (дон.) и т. д. В насмешку над женихом девушки из его деревни подкладывали ему ночью сухую березу или ель или привязывали к его дверям обгорелые головешки (новгород.). У белорусов невеста мела при сватах к порогу, что означало их «выметание»; родители не застилали стол, пили стоя, а сватам платили за выпитое или наливали свою водку; в сани сватам подбрасывали старый веник, жениху или свату пришивали кусочек ткани, надевали на голову венок из сухих гороховых стеблей, соломы или сена. В отместку сваты, уходя, старались закрыть за собой ворота или лили на дверные петли несколько капель принесенной водки, чтобы невеста никогда не вышла замуж (витеб.). На дворе неудачливого жениха выставляли гороховый венок на шесте. У сербов в знак отказа угощали сватов горьким кофе. Не получив согласия, сваты забирали назад подаренные подарки. У хорватов родители невесты ставили перед сватами на стол мелкие кислые яблоки. Обиженные отказом, сваты стучали в старые горшки перед воротами дома невесты. У словенцев вешали плетеную корзину на дымовую трубу дома жениха. У словаков родители невесты не предлагали жениху даже сесть, если не хотели выдать за него дочь. У поляков родители в случае отказа не принимали водку от свата. Сватам предлагали старый борщ, черную похлебку с гусиной кровью, давали им сухую вылущенную гороховую солому или гороховый венок, ставили перед женихом серого гуся, цепляли к возу жениха гороховый венок. Жених в отместку выходил задом из дома невесты, чтобы она навсегда сидела в девках. Названия отказа (напр., бел. аблізаць таукача, укр. дати макогона) и использование в этих случаях сухих, неплодоносящих растений (гороховой соломы, старого веника) или предметов с фаллической символикой (зубьев бороны, палок, поленьев, песта) унижали прежде всего мужское сексуальное достоинство жениха.
Для выяснения решения стороны невесты использовались иносказательные вопросы: «Ель или сосна?» (рус. Новгород., вологод.) или «Береза или дуб?» (псков., Даль), где ель и береза означали согласие; (Вы волки или лисицы?) (черногор.), (Ты волк или лисица?) (верх.-герцеговин.).
Особые формы имел ритуал сватовства старых дев, бедных невест, вдовцов и пр. У русских засидевшуюся девушку отец возил в санях по деревням, выкрикивая: «Эй, надолба, надолба! Кому надо надолбу?» (рязан.); «По надалбни, по надалбни!» (смолен.); «Каму надаба нада?» (витеб.); «Паспялуха! Паспялуха!» (гроднен.); «Паспела дира! Паспела дира!» (курск.). Жених кричал в ответ: «Падварачивай диру к нашаму двару» или приглашал их в дом под предлогом обогреться, где и заключался свадебный сговор. В Сербии сватов, приходивших к некрасивым, засидевшимся и бедным невестам, осмеивали, говоря, что они зарабатывают себе на сапоги, так как в дар за успешное сватовство они получали сапоги. В Черногории вдовец сватался к вдове тайно. Если муж переходил на житье в дом жены, сватов засылали от невесты к жениху.